Как указать ударные слоги

Ударный слог в русском языке

В этой статье освящается тема «Ударный слог ударный слог».

Громкое правило (Произносим слово быстро ТРИ раза, а на ЧЕТВЁРТЫЙ выкрикиваем в нём ударный слог).

Сформируйте вопросительное предложение с участием нужного вам слова.

Слог — это один звук или несколько звуков,
произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха:
го-ра, ма-ши-на.

Правила деления слов на слоги в русском языке

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): оборонао-бо-ро-на; строкастро-ка; Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

Говорящие книги
(компьютер показывает пиктограмму слога и проговаривает его вслух)

Обучение детей чтению слоговым способом online:

Обо обучении грамоте

Предметом изучения на уроках по обучению чтению является слово как единица языка, объединяющая звучание и значение. большой опыт практической работы показывает, что для детей важна последовательность изучения основных понятий, таких, как «слог». Такая последовательность изучения даст избежать смешивания детьми таких понятий и терминов как «слово» и «слог», что встречается довольно часто, а так же позволит детям установить взаимосвязь и взаимозависимость между перечисленными понятиями.

Уроки по обучению грамотре необходимо проводить в русле общего речевого развития ребенка. В содержании занятий должны находить отражение такие языковые особенности, как многозначность слова, родственные слова, синонимия и антонимия,ритм и рифма, интонация и т.д..

При планировании занятий необходимо осуществлять тесную связь между различными видами занятий. Например: на занятии по формированию звуковой стороны речи уточняется артикуляция звука С, проговариваются слова с этим звуком, детей знакомят с буквой С, на уроках по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи дети обогащают словарный запас словами в рамках лексической темы, содержащими данный звук, постигают процессы словообразования и словоизменения, а на занятиях по чтению – осуществляют звуковой анализ этих слов.

На занятиях по обучению грамотре необходимо использовать определенные упражнения по профилактике дислексии и диграфии. Следует не забывать, что у детей, имеющих нарушения устной речи, возможны трудности в овладении чтением и письмом.

Наш подход в вопросе обучения чтению опирается на методику формирования грамоты, но наряду с этим требует уточнения некоторых позиций.

Наиболее типичными пробламами у детей являются:

Из сказанного выше заметна огромная роль занятий по обучению чтению в дошкольном возрасте в предупреждении дислексии и дисграфии при изучении ребенком письменной речью.

Детям с нарушениями речи для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства. Такими главными средствами, на наш взгляд, являются зрительные символы гласных и согласных звуков (Т.А. Ткаченко, 2000) и традиционные звуковые схемы слов, сделанные из цветных квадратов-фишек. В отличие от буквы,символы ассоциируется дошкольниками со звуками родного языка. Они дают многоаспектное воззрение – сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений в процессе работы над звуками. Схемы слов помогают собирать процесс чтения, осуществляя его в облегченном, занимательном, игровом варианте.

Статья была посвящена теме «Ударный слог ударный слог».

Другие статьи с сайта «Обучение чтению дошкольников»

Источник

Ударный слог

Ударный слог — это слог, в кото­ром глас­ный про­из­но­сит­ся с бо́льшей силой голо­са и дли­тель­но­стью, чем дру­гие глас­ные слова.

С поня­ти­ем «удар­ный слог» ребят зна­ко­мят в 1 клас­се школы.

Чтобы узнать, что такое удар­ный слог, вспом­ним, что обо­зна­ча­ет тер­мин «слог».

Понятие о слоге

В нашей речи мы поль­зу­ем­ся сло­ва­ми, с помо­щью кото­рых в пред­ло­же­нии мож­но сооб­щить о чём-то, попро­сить что-либо или спро­сить о том, что нас инте­ре­су­ет. Каждое сло­во про­из­но­сит­ся на выдо­хе. Учтём, что при этом выды­ха­е­мый воз­дух рас­хо­ду­ет­ся посте­пен­но, неболь­ши­ми пор­ци­я­ми или толч­ка­ми. Чтобы убе­дить­ся в этом, под­не­сём ладо­шку ко рту и про­из­не­сём слова:

Как видим, при про­из­но­ше­нии сло­ва́ делят­ся на неболь­шие зву­ко­вые части — сло­ги. Каждый слог про­из­но­сит­ся одним толч­ком воз­ду­ха. Главным в сло­ге явля­ет­ся глас­ный звук, кото­рый состав­ля­ет его осно­ву. К глас­но­му впе­ре­ди при­со­еди­ня­ет­ся один или несколь­ко соглас­ных, и так рож­да­ет­ся слог. В сло­ге все­гда один глас­ный звук, кото­рый явля­ет­ся слогообразующим.

Понаблюдаем:

Что такое ударный слог?

Слоги в сло­вах про­из­но­сят­ся по-разному. Послушаем, как зву­чат эти слова:

В пер­вом сло­ге глас­ный зву­чит более дли­тель­но и с бо́льшей силой голо­са. Голосом выде­ля­ет­ся глас­ный пер­во­го слога.

Понаблюдаем, как про­из­но­сят­ся вот эти слова:

В них более про­тяж­но зву­чит глас­ный звук вто­ро­го сло­га. Он про­из­но­сит­ся ясно и чёт­ко, с бо́льшей силой, чем глас­ный пер­во­го сло­га. Голосом выде­ля­ют­ся глас­ные вто­ро­го слога.

При про­из­но­ше­нии этих слов мы как бы уда­ря­ем глас­ные пер­во­го или вто­ро­го сло­га с помо­щью неви­ди­мо­го моло­точ­ка. Такой слог в сло­ве явля­ет­ся ударным.

Остальные сло­ги в сло­ве явля­ют­ся без­удар­ны­ми. Гласные в без­удар­ном сло­ге зву­чат корот­ко и менее чётко.

Для обо­зна­че­ний удар­но­го сло­га исполь­зу­ет­ся вер­ти­каль­ная наклон­ная чёр­точ­ка, кото­рая ста­вит­ся над глас­ной бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей удар­ный звук.

Как указать ударные слоги. Смотреть фото Как указать ударные слоги. Смотреть картинку Как указать ударные слоги. Картинка про Как указать ударные слоги. Фото Как указать ударные слоги

Ударным может быть не толь­ко пер­вый или вто­рой слог сло­ва, но и тре­тий и даже чет­вёр­тый, как напри­мер в словах:

Чтобы опре­де­лить удар­ный слог в сло­ве, про­из­не­сем его цели­ком с инто­на­ци­ей удив­ле­ния или вопроса:

Итак, в каж­дом сло­ве мож­но ука­зать удар­ный слог. Ударение — это важ­ный фоне­ти­че­ский при­знак сло­ва. С помо­щью уда­ре­ния раз­ли­ча­ют неко­то­рые сло­ва, кото­рые пишут­ся оди­на­ко­во, но зву­чат по-разному:

Видеоурок «Как определить ударный слог?»

Источник

Ударный слог

Title: Ударный слог — это… Как определить ударный слог в слове?
Description: Узнаем, что такое ударный слог, определив сначала, что является основой слога, как слово делится на слоги в русском языке.

Ударный слог — это слог, в кото­ром глас­ный про­из­но­сит­ся с бо́льшей силой голо­са и дли­тель­но­стью, чем дру­гие глас­ные слова.

С поня­ти­ем «удар­ный слог» ребят зна­ко­мят в 1 клас­се школы.

Чтобы узнать, что такое удар­ный слог, вспом­ним, что обо­зна­ча­ет тер­мин «слог».

Понятие о слоге

В нашей речи мы поль­зу­ем­ся сло­ва­ми, с помо­щью кото­рых в пред­ло­же­нии мож­но сооб­щить о чём-то, попро­сить что-либо или спро­сить о том, что нас инте­ре­су­ет. Каждое сло­во про­из­но­сит­ся на выдо­хе. Учтём, что при этом выды­ха­е­мый воз­дух рас­хо­ду­ет­ся посте­пен­но, неболь­ши­ми пор­ци­я­ми или толч­ка­ми. Чтобы убе­дить­ся в этом, под­не­сём ладо­шку ко рту и про­из­не­сём слова:

Как видим, при про­из­но­ше­нии сло­ва́ делят­ся на неболь­шие зву­ко­вые части — сло­ги. Каждый слог про­из­но­сит­ся одним толч­ком воз­ду­ха. Главным в сло­ге явля­ет­ся глас­ный звук, кото­рый состав­ля­ет его осно­ву. К глас­но­му впе­ре­ди при­со­еди­ня­ет­ся один или несколь­ко соглас­ных, и так рож­да­ет­ся слог. В сло­ге все­гда один глас­ный звук, кото­рый явля­ет­ся слогообразующим.Определение Слог — это глас­ный или соче­та­ние глас­но­го с соглас­ны­ми, кото­рые про­из­но­сят­ся одним толч­ком воздуха.

Понаблюдаем:

ВыводИтак, зву­ки в сло­ве объ­еди­ня­ют­ся в сло­ги. Слог — это наи­мень­шая еди­ни­ца зву­ча­ще­го слова.

Слова делятся на слоги. Слог – это один или несколько звуков, которые произносятся одним выдыхательным толчком воздуха: он, ре|ка, у|чи|тель.

В слоге есть только один гласный звук, именно он и образует слог. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков: сок (1 слог), ю|ла (2 слога), у|че|ник (3 слога).

Слог может состоять:

В разных словах разное количество слогов. Слова могут состоять из:

Ударение

Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове. Если слово состоит из двух и более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо. Слог, который выделяется большей силой голоса, называется ударным слогом.

Для выделения ударного слога надо произнести слово целиком (не по слогам) с интонацией обращения или с вопросительной интонацией.

Ударение всегда падает на гласный звук. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Слог или слоги, на которые ударение не падает, называются безударными. Гласные звуки в безударных слогах также называются безударными.

Знак ударения ставится над гласным ударного слога: ли|си́|ца.

Знак ударения не ставится в следующих случаях:

Под ударением гласные звуки слышатся чётко, а в безударной позиции более кратко, их труднее различить. Например: в слове собака на месте безударной гласной о слышится звук [а] – [саба́ка].

Особенности русского ударения

В отличие от некоторых других языков, в русском языке ударение свободное, оно может падать на любой слог в слове: са́|ни, во|ро́|на, ба|ра|ба́н.

Проверить правильность постановки ударения в слове можно по толковым, орфографическим и орфоэпическим словарям.

Для учащихся старших классов информацию по темам «Слог» и «Ударение в русском языке» смотрите в книге «Курс русского языка».

Что такое ударный слог?

Слоги в сло­вах про­из­но­сят­ся по-разному. Послушаем, как зву­чат эти слова:

В пер­вом сло­ге глас­ный зву­чит более дли­тель­но и с бо́льшей силой голо­са. Голосом выде­ля­ет­ся глас­ный пер­во­го слога.

Понаблюдаем, как про­из­но­сят­ся вот эти слова:

В них более про­тяж­но зву­чит глас­ный звук вто­ро­го сло­га. Он про­из­но­сит­ся ясно и чёт­ко, с бо́льшей силой, чем глас­ный пер­во­го сло­га. Голосом выде­ля­ют­ся глас­ные вто­ро­го слога.

При про­из­но­ше­нии этих слов мы как бы уда­ря­ем глас­ные пер­во­го или вто­ро­го сло­га с помо­щью неви­ди­мо­го моло­точ­ка. Такой слог в сло­ве явля­ет­ся ударным.ОпределениеУдарный слог — это слог, в кото­ром глас­ный про­из­но­сит­ся с бо́льшей силой голо­са и дли­тель­но­стью, чем дру­гие глас­ные слова.

Остальные сло­ги в сло­ве явля­ют­ся без­удар­ны­ми. Гласные в без­удар­ном сло­ге зву­чат корот­ко и менее чётко.

Для обо­зна­че­ний удар­но­го сло­га исполь­зу­ет­ся вер­ти­каль­ная наклон­ная чёр­точ­ка, кото­рая ста­вит­ся над глас­ной бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей удар­ный звук.

Ударным может быть не толь­ко пер­вый или вто­рой слог сло­ва, но и тре­тий и даже чет­вёр­тый, как напри­мер в словах:

Чтобы опре­де­лить удар­ный слог в сло­ве, про­из­не­сем его цели­ком с инто­на­ци­ей удив­ле­ния или вопроса:

Итак, в каж­дом сло­ве мож­но ука­зать удар­ный слог. Ударение — это важ­ный фоне­ти­че­ский при­знак сло­ва. С помо­щью уда­ре­ния раз­ли­ча­ют неко­то­рые сло­ва, кото­рые пишут­ся оди­на­ко­во, но зву­чат по-разному:

Как легко научить ребенка определять ударение в слове

Как бы я ни относилась к фонетическому разбору слов на уроках русского в 1 – 2 классе – от него никуда не денешься, учить его придется.

Но среди всего, что связано с этим разбором, есть одна реально нужная и полезная вещь: определение ударения. В жизни пригождается многим, независимо от рода профессии.

Помните, ударение мы изображаем, как косую чёрточку, которая «падает» на какую-то гласную в слове.

Если гласная в слове одна (как в слове «кОт», например) ударение определить легко: ударение всегда падает на гласную – и тут без вариантов.

А если гласных несколько, начинаются сложности.

Учителя в школах тоже иной раз как-то странно объясняют. Например, я впервые узнала, что Шурик в школе проходит ударение, застав его за растягиванием слов, вроде «ооокноооо» вместо «окно».

Гласные – они на то и гласные, чтобы любую можно было «спеть»: растянуть сколько угодно. Вот дети и ошибаются с ударением.

Научу вас верному беспроигрышному «физиологическому» способу определения ударения в словах. А вы научите этому детей и удивитесь, насколько это просто.

В момент произнесения слова громко и торжественно – ваша рука, поднятая вверх, автоматически дёрнется (будто ударит) РОВНО в том месте, где гласная под ударением.

Дело в том, что для громкого произнесения ударной гласной нам приходится «подкачать» воздуха из лёгких, и поднятая вверх рука автоматически используется в нужный момент вроде рычага для насоса

Так что этот способ будет гарантированно работать всегда и у всех (кроме тяжелых расстройств вроде ДЦП).

Научите этому своих детей, можно даже дошкольников – и проблема определения ударения в слове будет снята на раз

А у меня на этом всё. Спасибо, что дочитали.

Еще больше материалов по обучению дошкольников и младших школьников в моем блоге Про KUMON.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/kumon/kak-legko-nauchit-rebenka-opredeliat-udarenie-v-slove-5ee5996faac0714a035b486d

Видеоурок «Как определить ударный слог?»

Источник

Как определить размер стихотворения?

Знание основ стихосложения крайне необходимо как на ЕГЭ по литературе, так и на обычных уроках. Понимание стихотворного размера (метра) дает представление о ритмике произведения и порой позволят лучше понять его смысл. И в данной статье вы найдете исчерпывающую и понятную инструкцию по определению стихотворного размера, а также дополнительный материал, совмещенный с тестом.

С чего начать?

Начать лучше со знакомства с понятием «метр». Оно частично подскажет суть предстоящей работы.

Размер стиха (метр) — это число и порядок чередования ударных и безударных слогов в строке.

Как указать ударные слоги. Смотреть фото Как указать ударные слоги. Смотреть картинку Как указать ударные слоги. Картинка про Как указать ударные слоги. Фото Как указать ударные слоги

Следуя этой формулировке, искать и считать в стихотворении нам предстоит именно слоги. И уже исходя из количества безударных и ударных слогов, а также их порядка, мы будем определять размер.

Всего размеров, изучаемых в школе, 5:

А теперь непосредственно к инструкции.

Шаг 1. Деление на слоги

Слог, как вы наверняка знаете, это звуковая единица, произносимая одним толчком выдыхаемого воздуха. Обязательным условием слога является наличие гласного звука.

С самого детства нас обучают новым словам по слогам, а потому их определение скорее интуитивно, чем практически выработано. Ниже представлен пример деления слов по слогам (окончание слога обозначено тире):

дам-ский; из-воз-чик; ку-терь-ма; дождь.

И деление слов на слоги составляет первый шаг в определении стихотворного размера.

Определить слог просто, для этого необходимо знать, что:

В качества примеров разбора были выбраны произведения А. А. Фета и В. А. Жуковского. Далее вы увидите все шаги именно с данными стихотворениями.

Как указать ударные слоги. Смотреть фото Как указать ударные слоги. Смотреть картинку Как указать ударные слоги. Картинка про Как указать ударные слоги. Фото Как указать ударные слоги Как указать ударные слоги. Смотреть фото Как указать ударные слоги. Смотреть картинку Как указать ударные слоги. Картинка про Как указать ударные слоги. Фото Как указать ударные слоги

Шаг 2. Постановка ударения

Постановка ударения — обязательно условие для определения стихотворного размера. В большинстве случаев ударение в стихотворениях нормативное, но бывает и такое, что оно авторское. Это значит, что поэт, следуя определенному ритму произведения, подразумевает ударение в другом месте, нежели диктует правило. И в случае с определением стихотворного размера нам нужно указывать то ударение, какое диктуется ритмом, т.е. замыслом автора.

Например, в стихотворении Иннокентия Анненского «Дочь Иаира» наблюдается подобная поэтическая вольность в слове «контуров». В нем ударение падает на У, что не соответствует правилам русского языка.

Для чего ж с контУров нежной,

Грубо сорван саван снежный,

Жечь зачем ее цветы?

Подобных случаев поэтической вольности в программных стихотворениях мало, но забывать об этом не стоит, иначе вы не сможете определить размер стихотворения.

Также важно, что ударение не указывается над союзами и частицами.

В выбранном же стихотворении А. А. Фета сложности с постановкой ударения отсутствуют.

Как указать ударные слоги. Смотреть фото Как указать ударные слоги. Смотреть картинку Как указать ударные слоги. Картинка про Как указать ударные слоги. Фото Как указать ударные слоги Как указать ударные слоги. Смотреть фото Как указать ударные слоги. Смотреть картинку Как указать ударные слоги. Картинка про Как указать ударные слоги. Фото Как указать ударные слоги

Шаг 3. Определение стихотворного размера

Теперь, когда слоги указаны, а ударение проставлено, переходим непосредственно к определению стихотворного размера. Способов определить стихотворный размер много, но мы остановимся на двух, на мой взгляд, самых простых. Пользуясь первым способом вам предстоит рисовать схему, а пользуясь вторым, вести подсчет. Что вам ближе — решайте сами.

Способ 1. Схема

Схематическое отображение стиха — самый эффективный и полезный метод. Умение им пользоваться пригодится на олимпиадах и в университете (на филологическом факультете, к примеру).

Пример до создания схемы и после (стихотворение Жуковского):

Как указать ударные слоги. Смотреть фото Как указать ударные слоги. Смотреть картинку Как указать ударные слоги. Картинка про Как указать ударные слоги. Фото Как указать ударные слоги Как указать ударные слоги. Смотреть фото Как указать ударные слоги. Смотреть картинку Как указать ударные слоги. Картинка про Как указать ударные слоги. Фото Как указать ударные слоги

Как видно, слоги в схеме имеют одинаковый вид и благодаря этому можно с легкостью определить размер.

Как это сделать? В школьной программе изучаются только двухсложные (состоят из 2-х слогов) и трехсложные (состоят из 3-х слогов) стихотворные размеры. И если мы поделим строки по два или по три слога, мы сразу поймем, что перед нами трехсложный размер. Двухсложным он быть не может, так как если визуально поделить каждую строку по два слога, у нас есть слоги без ударения, а также ударение в слогах везде разное. Такого быть не может. А вот если визуально поделить каждую строку по 3 слога, у нас получается образцовая схема одного из трехсложных стихотворных размеров:

Как указать ударные слоги. Смотреть фото Как указать ударные слоги. Смотреть картинку Как указать ударные слоги. Картинка про Как указать ударные слоги. Фото Как указать ударные слоги

Таким образом, перед нами видна уже ясная схема размера — это амфибрахий. Этот метр трехсложный и ударение в нем падает на второй слог. Для указания количества стоп надо посчитать количество повторяющихся комбинаций в каждой строке. Здесь мы видим, что это четырехстопный амфибрахий.

Стопа — это ритмическая единица, состоящая из ударного и безударного (-ых) слогов, чередующихся в строго определенном порядке.

В стихотворении Фета, для сравнения, схема представлена ниже. Как видно, интервалы между ударениями в ней значительно короче, равны 1. Это значит, что перед нами двухсложный размер. А их существует всего лишь два — с ударением на первый слог и с ударением на второй. Здесь мы видим, что ударение падает на первый слог, значит это хорей. Считаем количество стоп, получаем четырехстопный хорей.

Как указать ударные слоги. Смотреть фото Как указать ударные слоги. Смотреть картинку Как указать ударные слоги. Картинка про Как указать ударные слоги. Фото Как указать ударные слоги Как указать ударные слоги. Смотреть фото Как указать ударные слоги. Смотреть картинку Как указать ударные слоги. Картинка про Как указать ударные слоги. Фото Как указать ударные слоги

Способ 2. Подсчет ударных и безударных слогов

Данный способ будет полезен, если требуется только указание размера. В случае, когда нужна схема (олимпиады), этот способ будет неэффективен.

Способ подсчета ударных и безударных слогов сводится к нумерованию сначала всех слогов в произведении, а потом в выделении от них ударных. Вы можете писать цифры сразу только под ударными слогами, но лучше нумеровать все, чтобы не запутаться.

Как указать ударные слоги. Смотреть фото Как указать ударные слоги. Смотреть картинку Как указать ударные слоги. Картинка про Как указать ударные слоги. Фото Как указать ударные слоги Как указать ударные слоги. Смотреть фото Как указать ударные слоги. Смотреть картинку Как указать ударные слоги. Картинка про Как указать ударные слоги. Фото Как указать ударные слоги

В выбранном стихотворении Фета (см. изображение №1) ударные слоги расположились под цифрами 1, 3, 5, 7. Они, как вы можете заметить, нечетные, а интервал между ними — 1. Это значит, что единственно возможный здесь размер — хорей. Хорей — размер, состоящий из 2 слогов с ударением на первый.

А в стихотворении Жуковского (см. изображение №2) ударные слоги находятся под цифрами 2, 5, 8, 11.

Таким образом, можно вывести определённую формулу определения стихотворного размера, основанную по подсчете:

На стопы в данном случае указывает количество цифр. Если у вас, например, 2, 4, 6 (3 цифры, размер — ямб), то это трехстопный ямб.

Тесты

Задания на определение стихотворных размеров не могут проверить вашу схему, но могут проверить ваш ответ. И если он будет неправильным, обязательно перечитайте статью, возможно, вы что-то упустили.

1. Определите, схема какого из четырех отрывков из стихотворений приведена. Укажите размер.

Отрывки из стихотворений:

Дул вЕтер из стЕпи: ‿—´‿‿—´‿

И хОлодно бЫло младЕнцу в вертЕпе: ‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿

На склОне холмА: ‿—´‿‿—´

2. Определите размер отрывков из стихотворений.

Источник

Урок русского языка в 1 классе «Ударение. Ударные и безударные слоги»

Открытый урок по русскому языку

Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги.

Красота слова и души.

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению понятия «ударение», формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги, упражнять в разграничении слов, различающихся ударением.

— организовать работу учащихся по закреплению понятия «ударение», его смыслоразличительной функции, свойства разноместности;

— обеспечить формирование умения различать в словах ударные и безударные слоги;

— обеспечить закрепление приема в разграничении слов, различающихся ударением;

— способствовать обогащению лексического словаря учащихся на уроке; развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения.

— способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности;

— знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;

— иметь представление о причинах успеха в учебе;

Метапредметные задачи:содействовать формированию УУД:

— принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

— вносить соответствующие коррективы;

— на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

— соотносить изучаемый материал с собственным опытом;

— адекватно реагировать на обращение учителя;

— использовать в общении правила вежливости;

— участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);

— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;

— формулировать собственное мнение и позицию.

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Ход урока

l. Организационный момент.

Учитель заходит с «большим сердцем»

– Дети, как по-вашему, зачем я пришла на урок с сердцем. Господин Урок ежедневно наполняет ваши сердца жизненными ценностями. А вот какими именно узнаем в ходе нашего занятия. Успех любой работы зависит от самого человека. Всё в ваших руках. Перед письмом надо подготовить наши пальчики к письму. Перед вами лежат бумажные ладошки. Если у вас отличное настроение и у вас есть жажда получать новые знания, возьмите зелёный карандаш и раскрасьте большой палец, а если плохое – мизинец, аккуратно ровно по контуру. Пальчики готовы и поэтому смело приступаем к учебной работе. Давайте зафиксируем дату прибытия этого Господина. (Шестое марта. Классная работа).

ll. Минутка чистописания.

Из отрезка натурального ряда чисел выберите число, которое начинается со звука (в)

— Какой буквой обозначим этот звук? (В)

-А сколько звуков обозначает буква «В»

-Что еще можете нам рассказать об этой букве?

— Пишем её красиво в чередовании со строчной буквой (Вв).

III. Мотивация учебной деятельности.

К доске выходит заранее подготовленный ученик с информацией об истории праздника 8 марта.

В память об этом событии с 1911 г. 8 марта стали отмечать как праздник солидарности женщин всего мира.

-Наш урок будет посвящён этому празднику, и пришла пора узнать самые дорогие и ценные слова, которые связаны с ним. Давайте напишем слово «праздник», выделим в нём орфограммы и проведём фонетический разбор.

Актуализация знаний и фиксация

— Прежде чем начать работу над темой урока, поработаем над словами.

Работа на интерактивной доске

Упражнение «Впечатай пропущенную букву»

— один ученик работает на доске, остальные в тетрадях (поочерёдно)

— докажи выбор буквы (какая орфограмма)

(слова: магазин, одежда, пальто, платок, посуда, сапоги)

V. Изучение нового материала

-Посмотрите на запись слова и найдите в ней ошибку: пОдарит (ошибка в постановке ударения). Ребята, значит над какой темой мы будем сегодня работать?

-Тема нашего урока «Ударение»

Определение целей урока:

— А теперь определим цель урока.

— Что мы должны узнать на уроке? Чему должны научиться?

— Что такое ударение;

— Какую роль играет ударение.

— В каких словах ставится ударение.

Сегодня мы с вами будем исследовать ударение, для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.

1.- Итак, начинаем наше исследование. (Я произношу слова и обучающиеся делают вывод о том, что ударение-это долгое произношение слога в слове:

цветЫ, рАдость, улЫбка, счАстье). Записываем слова под диктовку.

— Кто из вас знает, каким значком обозначается ударение?

— Верно, чёрточкой с наклоном вправо над гласным звуком.

— А как вы думаете, как называется гласный звук, на который падает ударение? (Ударный.)

— А слог, в котором находится ударный гласный, как называется?

(Ударный.)

— Догадайтесь, как называется слог, в котором гласный без ударения?

(Безударный.)

— А как называется гласный без ударения?

(Безударный гласный.)

— Над ударным гласным мы всегда будем ставить знак ударения, а безударную гласную будем выделять одинарным подчёркиванием.

2.-Я говорю слово, а вы на следующей строчке с маленькой буквы будете писать только ту букву, которая обозначает ударный гласный звук, то есть, какой звук я тяну,такой же буквой и обозначаем: лАсковая, Искренняя, нЕжная, лЮбящая, изЯщная, рОдненькая, Умная, малЫш, весЁлая, мЭтр)

-Посмотрите в ваши тетради. Что вы заметили?

— Записаны все буквы гласных звуков. (а, и, е, ю, я, о, у, ы, ё,э)

-Значит, какой вывод напрашивается?

Ударение обозначается только над буквами гласных звуков.

— Потому что они тянутся и поются.

-Все представители женского пола очень нежные существа.Посмотрите на экран и скажите: почему в слове «нежность» я могу предложить вам два варианта расстановки ударения?

— Потому что в этом слове две буквы гласных звуков.

-Значит, какой вывод напрашивается здесь?

— Сколько в слове гласных, столько и вариантов расстановки ударения, но только один из них верный.

3.-А теперь посмотрите на эти предложения, вдумчиво почитайте и найдите слова одинаковые по написанию.

-Чай пили в саду. Пили скорей дрова.

-Какой смысл в этих двух предложениях? Каким образом можно изменить эти два слова по смыслу этого предложения?

— Обозначив ударение.

— Правильно. Тогда какой вывод напрашивается здесь?

— От места ударения зависит значение или смысл слова.

— Молодцы, ребята, вы самые лучшие маленькие исследователи.

Vl. Физкультминутка. Проигрывается песня о маме с представлением слайд-шоу. Песня в исполнении учителя. Мама счастлива, потому что поёт колыбельную, потому что маленькие ручки путают её волосы, потому что на руке засыпает смысл её жизни, потому что целует каждый вечер пухленькую щёчку. Счастлива, потому что мама.

-А теперь напишем слова, которых так любят все женщины, и будем учиться правильно обозначать ударение.

ЦветЫ, забОта, зОлото, подАрки, лАска, внимАние, красИвее.

Vll.Работа по учебнику

Упражнение №2, стр. 40

— Почему в последней схеме нет знака ударения? – Потому что там только одна буква гласного звука, и она итак ударная.

— Подберите слова к каждой схеме и напишите их. Один ученик у доски. Остальные в тетрадях.

Проверка: сверьте свою запись с записью на доске. Есть ли другое мнение?

— Прочитайте слова и подумайте, какое слово лишнее?

Добро, уважение, зло, мудрость, терпение.

— Потому что оно односложное.

Потому что остальные слова называют хорошие качества человека.

Vlll. Закрепление изученного материала

-Я думаю, вы свои знания закрепили. Сейчас эти знания вы будете использовать на практике. Мы будем работать в парах. Для этого повторим правила работы в парах.

Правила работы в парах.

2. Высказываю своё мнение.

4. Приходим к общему мнению

1)Задание для парной работы: соотнеси слово и картинку

ГвОздики-гвоздИки, стрЕлки-стрелкИ, крУжки-кружкИ

Взаимопроверка в парах.

2) Работа в группах

Вам просто необходимо внимательно прочитать эти строки и обозначить ударение во всех словах.

Мамочка, пусть Бог хранит

Каждый день в твоей судьбе.

Долго, радостно живи!

Ты всегда в моей душе.

XlX.Рефлексия «Букет настроения»

Материал: готовые бумажные цветочки трёх цветов.

Зеленый – я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Настроение было хорошее.

Желтый – урок был интересен. Я принимал в нем участие. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий, но иногда испытывал затруднения. Настроение моё менялось.

Красный – пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. К ответу на уроке я был не готов. Настроение в ходе всего урока было плохое.

— Мы достигли целей нашего урока? Докажите.

— Что мы сделали на уроке? Почему мы говорим, что цель достигнута?

— Что мы теперь знаем?

— Мы с вами подвели итог нашего урока.

— Мне удалось Вам подарить интересный урок?

-Наши мальчики подготовили стихи для милых и красивых гостей (по две строчки читают все мальчики)

Из года в год Вас поздравляют,

Желают счастья и тепла,

А в этот год и мы желаем

Сказать Вам теплые слова.

Весенний праздник пусть приносит

Лишь радость, счастье, теплоту.

Пускай исчезнут все печали,

Не будет лишних ссор в дому.

Вы улыбнитесь, и тревоги уйдут,

Пускай лишь радость будет рядом

Всегда, всегда, всегда, ВСЕГДА!

(Дети дарят гостям цветы)

— Спасибо за урок.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Различие падежей» Урок русского языка в 3-м классе «Различие падежей» Цели урока: 1. Закрепление умения определять у существительного падеж, по вопросу и.

Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.

Конспект урока русского языка в 5 классе «Урок-кроссворд. Обобщение и закрепление темы «Синтаксис» Методическая разработка урока русского языка Тема: Урок-кроссворд Обобщение и закрепление темы «Синтаксис» Учитель: Новакова В. П. Цель.

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Фразеологизмы» Технологическая карта урока Общая часть Предмет Русский язык 4 класс ФИО учащейся Тема урока Фразеологизмы Тип урока Комплексное применение.

Урок русского языка во 2 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в 3 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных» ТЕМА: Род имен существительных. ЦЕЛЬ: Создать условия для знакомства учащихся с родом имен существительных. ЗАДАЧИ: 1. Создать условия.

Урок русского языка в 1 классе «Обучение письму. Строчная и заглавная буквы Е, е» Тема: Строчная и заглавная буквы Е, е Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся успешно выполнят тест-игру, позволяющий определить.

Урок русского языка для начальной школы «Приставка» ТЕМА: Приставка, её роль в слове. Цель: сформировать понятие “приставка”, научить определять место приставки в слове, выделять приставку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *