Как удобно держать гитару
Играем правильно : ноги, руки, пальцы
Здравствуйте уважаемые читатели. В сегодняшнем посте рубрики «Советы» я решил рассмотреть следующие вопросы:
Возможно, эти мелочи не так уж важны однако если вы только начинаете играть на инструменте, желательно принять во внимание правильную посадку и положение рук.
1. Положение гитары
К современному положению гитары и рук гитариста шли достаточно долго. Сегодня у гитаристов наверняка вызовет улыбку рекомендация Соловьева — автора одной из лучших школ игры на гитаре, изданной в конце прошлого века:
«На гитаре можно играть при различных более или менее удобных положениях, например, стоя, сидя, лежа, — или чувствуя себя несколько утомленными, развалившись в кресле; но самая удобная и более всех принятая поз — в сидячем положении»
Как же все-таки играть на гитаре — сидя или стоя? А если сидя где её держать на правом или левом колене?
Гитаристы «классики» играют сидя, причем левая нога размещается на специальной подставке, и на левом колене располагается гитара. В таком положении левое колено должно быть выше уровня стула. Высоту скамейки выбирают таким образом, чтобы голова грифа гитары находилась на уровне левого плеча или немного выше. При этом подбородок и левое колено должны находиться на одной вертикали, если головой не вертеть. Корпус гитары должен быть в вертикальной плоскости.
Чтобы гитара не скользила — можно между коленом и ее корпусом проложить лист поролона, или на супер-клей посадить. В этом положении правая рука опирается локтем на край корпуса гитары и кисть при этом находится в районе розетки (дырка в гитаре). В таком положении гитара очень хорошо фиксируется, не скользит и не «пляшет». Также при такой игре большая свобода рук — особенно левой, хорошая доступность по всей длине грифа, а также наименьшая утомляемость. Я кстати начинал играть на классической гитаре, поэтому приходилось подкладывать под левую ногу книжки. При первом знакомстве с данной посадкой и положением гитары, мне показалось, что играть будет очень неудобно. Однако через некоторое время играть по-другому мне уже не хотелось.
Поэтому если вы собираетесь играть на классической гитаре — играйте в классической позе! Тем более что данная посадка действительно очень удобна для обеих рук.
Однако очень многие эстрадные гитаристы чаще всего держат гитару на правом колене при игре сидя, либо играют стоя.
В прошлом столетии известный испанский гитарист, педагог и композитор Дионисио Агуадо много лет работал над конструкцией специальной треноги для жесткого крепления гитары. По его замыслу, гитарист должен был подойти к закрепленной треноге как к роялю, и играть. Агуадо считал, что необходимость поддерживать гитару во время игры сковывает руки и сдерживает их движения. Широкого применения это изобретение не нашло, однако я видел на видеоролике как шведско-американский гитарист-виртуоз Ингви Мальмстин пользовался такой приспособой на своем концерте.
По-поводу правого колена: способы звукоизвлечения, применяемые в эстраде, требуют широкого движения правой руки, обычно держащей медиатор. Поэтому логично перенести гитару на правую ногу, чтобы освободить место для опускающейся руки. Так что не будет преступлением, если вы играете на гитаре не в классической позе. Здесь нужно отталкиваться от того удобно ли вам играть в том или ином положении, не появляются ли боли в спине или руках, при игре. Если у вас появляется боль или дискомфорт — прекратите играть и обратите внимание на то, как вы это делаете. Игра на гитаре должна приносить радость, но никак не боль. Поэтому, начиная играть на гитаре, первое время уделяйте внимание положению гитары и рук. Теперь рассмотрим какова же правильная постановка рук на гитаре при игре.
2. Положение правой руки
Правая рука должна извлекать звук и в тоже время придерживать гитару! Звук можно извлекать посредством щипка, либо удара по струнам кончиками пальцев (как бас гитаристы), либо с помощью различных видов боя. Верхняя часть предплечья (около локтя) ложиться на ребро нижней части гитары, кисть руки находится над струнами в полусогнутом положении и отклонена вправо. Когда я начинал учиться играть, учитель говорила мне: «Представь, что у тебя в правой руке яблоко или теннисный мяч». То есть по форме правая рука должна быть похожа на сферу! При этом большой палец правой руки должен быть дальше своих братьев — ближе к гифу.
При извлечении звука щипком кисть должна быть не подвижна — работать должны, только суставы пальцев.
Рассмотрим обозначения пальцев правой руки (испанские названия пальцев руки):
i (index) — указательный,
a (anular) — безымянный,
e (extremo) — мизинец.
Мизинец кстати используют очень редко — при игре в испанском стиле фламенко, и в некоторых сложных ритмах. Подробнее про специальные знаки нотного письма можно почитать здесь: нотное письмо.
При извлечении звука щипком желательно наличие на правой руке ногтей. Длина ногтей на правой руке может быть различна, в зависимости от строения подушечки пальца. Ногти должны выступать на 1-1.5 мм над подушечками. При извлечении звука вы должны ощущать струну подушечками пальцев.
3. Положение левой руки
Во время игры на гитаре пальцы левой руки должны быть в полусогнутом положении. Струны прижимают кончиками пальцев при игре всеми приемами, кроме баррэ. Пальцы в суставах не прогибать, за исключением указательного, который прогибается, когда прижимает несколько струн. Большой палец служит опорой для остальных четырех, прижимающих струны одновременно, поэтому из-за грифа появляется очень редко (большой палец левой руки иногда помогает взять сложный аккорд сверху грифа). Опираться большой палец на гриф должен примерно на уровне среднего пальца. Струны прижимаются около металлических пластин. Опять же мой учитель сравнивал пальцы левой руки с «молоточками», которые бьют по струнам, при игре. То есть пальцы должны не лежать на грифе, а как бы стоять!
Обозначения левой руки (цифровые):
На левой руке ногтей быть не должно иначе прожимать струны будет проблематично, и из-за этого положение руки будет неправильным. Если вы только начинаете играть — пальцы сначала будут болеть, но со временем подушечки загрубеют, и играть будет очень легко. Повторюсь, если появляется боль или вы чувствуете что левая рука устала, опустите ее на пару минут вниз и расслабьте кисть. Это от непривычки и скоро пройдет. Утомленными руками играть никак нельзя!
До скорого. Если вам понравился пост — подпишитесь на обновления блога и получайте статьи на почту.
Помните: гитара — это инструмент, а любой инструмент всегда берут в руки с определенной целью. Филип Судо
Как держать гитару? Посадка на гитаре.
По этому вопросу существует много споров и всяких разных учителей, которые научат, как держать гитару. Сколько людей – столько и мнений. Очень много людей держат гитару только так, как им показали в музыкальной школе. И, по сути, это будет правильным, ведь в музыкальной школе не абы кто работает. Но огромное количество виртуозов и профессионалов в игре на гитаре держат гитару по-другому. Какова же должна быть правильная посадка на гитаре?
Классическая посадка
В музыкальной школе учат так: левая нога расположена на подставке (15-20 см), изгиб гитары расположен около колена левой ноги, конец грифа расположен выше по уровню, чем корпус.
Неклассическая посадка
Так играет всем известный виртуоз Sungha Jung, известный своими каверами Игорь Пресняков и многие профессионалы в игре на гитаре, которые не всегда придерживаются правил игры, которые преподают в музыкальной школе. Так играю и я, мне так наиболее удобно.
Изгиб гитары лежит на правой ноге, располагать ноги по уровню не требуется, гриф на одном уровне с корпусом гитары (см. ниже)
На самом деле не важно, как держать гитару. Это не столь критично. Самый главный аспект – удобность. Вам должно быть наиболее удобно извлекать звуки из гитары, а все остальные правила и обучения не должны играть особой роли. Ваша посадка на гитаре может отличаться от этих двух описанных мной. Самое главное – удобность. Поэтому пробуйте, экспериментируйте, ищите наиболее удобную позицию.
Посадка гитариста и постановка рук на гитаре
Правильная посадка гарантирует удобство и свободу при игре, предотвращает появление зажатия (которое образуется обычно от напряжения физического и психологического).
— удобная для игры посадка;
— правильное положение инструмента;
— правильное положение рук и их движение.
Правильная посадка должна отвечать двум основным требованиям:
а) устойчивость инструмента;
б) свобода движений.
С физиологической точки зрения процесс игры на гитаре это расслабление и напряжение мышц. Эти сокращения подаются головным мозгом человека. Многократный повтор этих действий делает движения автоматическими. Но на начальном этапе необходимо делать все осознанно, без излишних судорожных движений.
Некоторые рекомендации при посадке гитариста
Посадка ( 2 часть)
Постановка рук
Обозначения:
Правая рука на гитаре, правильная постановка
Правая рука лежит на высоком месте корпуса, соприкасается с обечайкой в месте чуть дальше локтя.
Угол зацепления пальца со струной равен 90 градусов.
Большой палец – немного впереди всех остальных пальцев
Кисть должна быть немного изогнута. Естественный небольшой изгиб.
Большой палец не двигает одной фалангой, при игре задействуется весь палец.
Положение правой руки – примерно возле конца розетки.
Левая рука на гитаре, правильная постановка
Пальцы ставятся под углом 90 градусов к грифу, на подушечки.
Между пальцами воздух, расстояние.
Пальцы ставятся на подушечки, перпендикулярно грифу.
Локоть висит спокойно, расслабленно, не прижат и не оттопырен.
Пальцы не заваливаются к первому, 2 и 3 стоят параллельно на подушечках, а 1 и 4 наклонены в разные стороны.
Зажимать струны у правого края лада (порожка), так звук будет чище и лучше.
Как держать гитару сидя. Правильная посадка гитариста
ЦИКЛ ВИДЕОУРОКОВ: РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ ПРИ ИГРЕ НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ. ВИДЕОУРОК: «Как держать гитару сидя. Правильная посадка гитариста»
В этом уроке обсудим такую фундаментальную тему, как правильная посадка с электрогитарой. Разберемся, как ее правильно держать и как положить: на какую ногу, под каким углом по отношению к телу, к горизонту, куда нагнуть повернуть и т.д.
Это основополагающие вещи, и многие играющие люди не знают о них. Из-за этого испытывают ряд проблем. Например, не хватает выносливости, начинаются боли. Человек думает, что посидит подольше, натренируется, и напряжение пройдет. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Часто напряжение устраняется корректной посадкой. О том, что такое корректная посадка, мы сейчас разберемся.
Как правильно держать электрогитару рассказываю студентам на первом занятии. То есть человек пришел, мы познакомились. Я обрисовываю концепцию, как у меня строятся занятия. После обсуждения теоретических моментов, непосредственно практика начинается с посадки.
Для правильной посадки с гитарой разбираемся с двумя углами:
1. Угол наклона грифа гитары по отношению к горизонту.
2. Поворот гитары к плечевому поясу.
Угол наклона к горизонту
За горизонт мы принимаем параллельную поверхность. Например, пол. Если гитара расположена параллельно плоскости, градус наклона равен нулю. Угол наклона между грифом и декой определяется балансом. Берется гитара, спину держим ровно, чтобы не было сутулости. Гитару на себя не заваливаем, а чуть прислоняем, чтобы она рогом чуть касалась футболки. Положение баланса достигается за счет корректного расположения инструмента и силы трения рога. При правильном балансе она лежит устойчиво, не падает, даже если покачать ногой. В нормальном положении она не клюет носом. Конкретно на моей гитаре угол составляет 20 градусов к горизонту. На других гитарах развесовка может быть иная. Угол наклона может меняться.
Угол по отношению к плечевому поясу
После того, как найден градус наклона к горизонту, берем руку с медиатором, и ребром ладони касаемся бриджа. Точнее того места, где струны покидают бридж, зона демпфера пересекает все 6 струн. Слегка касаемся предплечьем деки гитары, и у нас здесь в плече начинает накапливаться напряжение. Мышца напряжена, становится жесткой. Чтобы это напряжение убрать, необходимо прижать локоть к себе. Гитара поворачивается естественным образом. Плечевой сустав уходит вперед. Поворачивая гитару по оси до исчезновения напряжения, находим угол по отношению к плечевому поясу. Он может быть больше или меньше, исходя из собственных ощущений комфорта.
Расположение кисти правой руки
Ребро ладони правой руки необходимо расположить на 6 струнах. Это делается не за счет подъема плечевого сустава, а его поворота. Подъем плечевого сустава формирует напряжение и может негативно сказаться на выносливости и игре. Так играть могут не все люди. Кому-то удобно слегка приподнять плечо. Если посмотреть на Гилберта и Петруччи на видео, то заметите перекос. Это не означает, что они 3 часа так сидят с гитарой, но в момент съемок им так было удобно. Кому-то необходимо ровное положение плечевых суставов, но главное понимать механизм и знать, как это правильно делается.
Наша задача перенести ребро ладони в зону демпфера. Для этого расслабьте руку. Левой рукой возьмитесь за правый плечевой сустав, чтобы не дать ему подняться. При подъеме руки сустав слегка уходит вперед. Таким образом рука перенесена в нужную точку не за счет поднятия, а за счет поворота сустава. Рука прижимается к туловищу принимая комфортное положение с электрогитарой.
Плечевой сустав левой руки не оттягивается назад, если правый выходит в перед. Образовавшийся перекос приведет к тому, что рука будет тянуть гриф на себя. Нижележащие струны будут зажаты, а не заглушены. Во избежание напряжения, плечевой пояс находиться в естественном положении. Плечи могут выйти вперед и вниз для увеличения комфорта.
Как правильно держать гитару. Посадка
Те, кто впервые берут в руки гитару, редко придают должное значение тому, как ее держать и как с ней сидеть. На практике же правильная посадка при игре на гитаре и постановка рук не только обеспечивают комфортное обучение игре на инструменте, но и помогают правильно исполнять музыкальные композиции. Важно с самого начала сидеть и держать гитару правильно, так как от этого во многом зависит успех обучения и то, насколько долго музыкант сможет играть во время выступлений.
Варианты посадки
Все советы в дальнейшем даны для правшей. Левшам, которые перетягивают струны в обратном порядке, необходимо самостоятельно зеркалить описанное и показанное на изображениях.
Классическая (на левую ногу)
Такая посадка является базовой для музыкальных школ, в которых обучают игре на классической гитаре с нейлоновыми струнами. Положение гитары в этой позе позволяет комфортно получать одновременный доступ ко всем ладам на грифе. Поэтому, можно сказать, что классическая посадка гитары создана для игры сложных произведений.
Помимо стула здесь используется подставка под левую ногу. Подходящая высота стула такая, чтобы сидя на нем, линии бедер гитариста были, насколько это возможно, параллельны полу. Высота подставки может варьироваться в зависимости от роста и длины ног самого музыканта, его индивидуальных предпочтений и высоты стула. Обычно она не ниже 12 см, но и не выше 20 см.
Левая нога на подставку становится прямо, может быть совсем немного отведена влево, а правая отодвигается в сторону значительно. Гитара кладется выемкой на левое бедро, а нижняя часть корпуса инструмента кладется между ног и упирается в правое бедро. Верхняя часть корпуса фиксируется правой рукой. Таким образом, образуются три точки фиксации, обеспечивающие надежный хват.
Преимущества классической посадки:
Эта посадка рекомендована всем начинающим, так как позволяет избегать распространенных ошибок в самом начале обучения.
Обычная (на правую ногу)
Такая посадка еще называется “дворовой”, хотя ее можно увидеть и на сцене, или “современной”, в противовес классической. Эту позу, по сравнению с традиционной, отличают раскрепощенность и расслабленность, что отрицательно сказывается на устойчивости самого инструмента. Гитара своим изгибом кладется на правое бедро и как держать руки на гитаре становится понятно интуитивно.
При этом ноги расставлены и также не исключено использование подставки, но теперь под правую ногу. Есть и альтернативный вариант, при котором ноги кладутся одна на другую. Он позволяет приподнять гитару повыше, заменив подставку, а еще его часто предпочитают женщины (а мужчинам в такой позе долго находиться вредно). Гитарный гриф в обоих случаях должен располагаться выше деки, но автоматически склоняется ближе к горизонтальному положению, чем в “классике”.
Как правильно держать гитару сидя
Соблюдение нижеследующих правил поможет отсрочить усталость во время занятий, а также избежать возможных физиологических проблем в долгосрочной перспективе.
Как играть на гитаре стоя
Для игры стоя необходим ремень. Теоретически можно играть и без него, но потребуются большие усилия для удержания инструмента, что будет сильно мешать полноценному музицированию. Использование ремня не предполагает конкретной высоты, на которой музыкант вешает гитару: все зависит от личных предпочтений.
Как правильно держать бас гитару
Как держать гитару при обучении
Однако, если вы сразу решили обучаться электрогитаре, то здесь лучше держать гитару на правой ноге. Исключение, если ваша гитара имеет форму Flying V, которую на правую ногу не поставишь.