Как удлинить стеклопластиковую лодку
Удлинение стеклопластикового корпуса катера
Имеем в активе водоизмещающий корпус стеклопластикового катера длиной 6 метров, РШПМ 5,5.
Есть желание удлинить его на 1,5 метра.
По сути разделить катер пополам и добавить в средней части 1,5 метра.
Кто нибудь подобное делал со стеклопластиком или нет?
Буду рад как критике подобного действия, так и дельным советам.
Рулевой 1-го класса
РПШМ 5,5 удлинение пойдет на пользу. Самое сложное выставить корпус после разрезания. Нужны будут продольные связи (стрингера и киль). Дальше проще снять фаску с мест обрезки, обернуть двп, положить разделительный слой и катать стеклоткань, Прелесть пластика в том, что с ним можно создавать любые формы. С ув. А.В.
Спасибо за комментарии! Все больше утверждаюсь, что удлинять надо. И не только в плане жизненного пространства, маловата РПШМ все таки, но и на Ладожской волне более длинный корпус стабильней будет. В инете практически месяц уже живу поиском примеров удлинения, к сожалению пока только алюминий в корме и сталь в середине. Как то так.
Интересно, почему никто никогда не хочет укоротить лодки, а всегда только удлинить.
Улыбнуло. ))) Вопрос прямо по Фрейду.. Извините за флуд.
Все просто, Есть однокомнатная квартира, мало, надо двушку. И т.д.
Укладываете на корпус полиэтилен, потом слой стеклоткани, промазываете смолой, и укладываете несколько слоёв. Сообщите какая у Вас ткань скажу сколько слоёв. Потом режете, вставляете вставку проклеиваете швы и т.д.
После нового года буду так удлинять 3,5 до 4,5м.
Улыбнуло. ))) Вопрос прямо по Фрейду.. Извините за флуд.
Все просто, Есть однокомнатная квартира, мало, надо двушку. И т.д.
Ну так вы же не пристраиваете к однушке комнату с улицы, на швеллерах? Потому что вы не портите дом. Вы идёте и продаёте однушку. Добавляете слегка и покупаете двушку.
Почему нельзя так же сделать с корпусом? В мире закончились 8-метровые шлюпки?
Мне кажется на этот вопрос как раз не трудно ответить. Мы все стремимся улучшить то что имеем. Конечно в мире не закончились шлюпки длиной 8 метров. Я смотрел их вначале. Но. вопрос в цене, это раз. Вопрос в обводах, это два. И в конце концов, То что сделано специально для водоизмещающего плавания, на ходу лучше чем шлюпки предназначенные жизни спасать. Или я не прав? Мне интереснее заняться передел. Нет, лучше сказать усовершенствованием РПШМ, чем спас шлюпкой. Хотя и из них тоже рукастые парни конфетки делают. Ну и эстетику тоже ни кто не отменял, посмотрите, какой катер из РПШМ мой земляк из Волгограда сделал. Песня просто. «Тема про РПШМ 5,5»
Ну так вы же не пристраиваете к однушке комнату с улицы, на швеллерах? Потому что вы не портите дом. Вы идёте и продаёте однушку. Добавляете слегка и покупаете двушку.
Почему нельзя так же сделать с корпусом? В мире закончились 8-метровые шлюпки?
Многократно видел как пристраивают. Не на швеллерах разумеется на 11 этаже а на первом. Это что касается многоквартирных домов. А уж частный сектор.
Мой приятель в таком живёт. Сначала пристроил одну комнату, потом вторую. Что бы в доме летом было прохладнее, удлинил гараж и сделал там кухню. И так далеко не он один. Я сейчас увеличиваю полезную площадь за счёт веранды и планирую впоследствии на чердаке сделать жилое помещение. А то летом много гостей,распихать проблема. Материал для достройки уже куплен.
А недалеко по улице вообще кардинально человек проблемы решает. Строит дом вокруг существующего дома.
Но это всё флуд извиняйте.
Что касается лодок. Вот это бывший «Финн». После перестройки. Длинна 3 метра.
И по моему коллега прав ещё и в том что:
. Большие современные спасательные шлюпки представляют собой как правило «понтон»
Как сделать лодку из стеклопластика самостоятельно?
Лодка из стеклопластика завоевала популярность своей долговечностью и надежностью. Стеклопластик обладает рядом значимых преимуществ перед другими материалами. Собрать судно можно быстро и без особых затрат. Лодка из стеклопластика своими руками – бюджетный и достойный вариант для поездок на рыбалку.
Предназначение и поэтапное изготовление
Пластиковое маломерное судно предназначено преимущественно для рыбалки. Его можно также использовать для водного туризма, спортивного направления. Условия эксплуатации лодки на воде: волна не более 60 см высотой, сила ветра – до 4 баллов по десятибалльной шкале. Судно из стеклопластика – это прекрасная альтернатива надувным лодкам.
На первом месте среди плюсов стоит прочность, которая превосходит данный показатель алюминиевой лодки того же класса. Такое судно прослужит долго, при должном уходе – до 20 лет.
Корпус из стеклопластика имеет отличную гидродинамику и форму, обладает высокими физико-химическими свойствами. Ремонт вполне осуществим своими руками. Одним из наиболее важных преимуществ пластиковой лодки является возможность ее изготовления в соответствии со своими желаниями.
Стеклопластик – единственный материал, позволяющий самому создать форму любой сложности. Самостоятельное конструирование днища дает возможность оснастить его реданами любой конфигурации. Можно добиться максимальной эффективности ходовых качеств судна, расположив реданы в наиболее подходящих местах. Кроме того, по дизайну самодельная лодка будет отражением характера ее владельца.
Существует метод изготовления самодельной лодки из фанеры и стеклопластика, когда пластик используется лишь для наружного покрытия лодки. Но эта технология не оправдывает себя. Лежащий под пластиком слой фанеры быстро набирает влагу, что увеличивает вес судна. Происходит быстрое разрушение фанеры из-за воздействия микроорганизмов и процесса расслоения, ведь по прочности фанера значительно уступает пластику.
Как сделать лодку? Аккуратно соблюдая все правила, даже новичок сможет осуществить эту задачу. Технологический процесс простой и бюджетный. Корпус судна создается за счет пропитанного полимерным составом армирующего наполнителя.
Материалы и чертеж
Сырьевые материалы, используемые в качестве армирующего наполнителя при изготовлении каркаса:
Стеклоткань бывает разных видов по типу плетения, размеру нитей. В основном выбирают «косое» или сатиновое плетение. Нити должны быть витыми. Продается материал в виде листов, рулонов, ленты.
Стеклоткань продается пропитанной жирным составом. Чтобы ткань лучше пропитывалась связующим, замасливатель следует удалить при помощи бензина, уайт-спирита или ацетона. Обезжиренную ткань просушивают около 2-4-х часов на воздухе.
Для склеивания армирующего материала понадобится смола. В отрасли судостроения используется три разновидности смол: эпоксидные, винилэфирные, полиэфирные. Наиболее важные характеристики смол при строительстве стеклопластиковой лодки из любого типа волокна – это адгезия и пропитываемость.
Дешевым вариантом является использование полиэфирной смолы, позволяющей создать цельный элемент из стеклопластика за одну операцию. Можно применить смолу TM Ashland. Для создания декоративного, с защитными свойствами покрытия корпуса, понадобится гелькоут. Также потребуется фанера толщиной не менее 1,2 см, обладающая влагостойкостью.
Изготовление лодки невозможно без наличия грамотного чертежа. Проектирование будущего плавсредства можно осуществить с помощью программы Автокад. Сначала создается 3D модель, затем схемы шпангоутов, выкроек. Готовые чертежи берутся на специализированных сайтах, в интернете. Теперь можно начинать делать стеклопластиковую лодку своими руками.
Матрица
Непосредственно производственный процесс изготовления стеклопластиковой лодки своими руками начинается с постройки матрицы. Сначала изготавливается каркас, на который крепятся шпангоуты. Далее их следует обить двенадцатимиллиметровой фанерой, стараясь добиться как можно более ровной поверхности. Края лодки делают более жесткими, для бортов применяют двойной слой фанеры.
Теперь необходимо долго и тщательно выравнивать борта с использованием полиэфирной шпатлевки. Нужно исключить все погрешности, чтобы конструкция лодки была устойчивой. Можно работать специальными шпателями-шаблонами.
На этапе выравнивания матрицы можно предусмотреть такую важную деталь лодки, как киль. Он обеспечивает ровное движение весельной или моторной лодки, исключая вертлявость. Изготовленный из дерева самодельный киль заливают полиэфирной смолой.
Посредством разметки выявляют все погрешности построенной матрицы. Наждачкой выравнивают и зачищают края, придавая будущему судну симметричность. Готовая очищенная от грязи форма обезжиривается, на нее наносится антиадгезионный состав в 4 слоя. Он необходим в качестве разделителя, не допускающего прилипания смолы к поверхности формы.
Покрытие гелькоута
После высыхания восковой прослойки наносится гелькоут, который является внешней поверхностью лодки. Это ответственный момент, от которого зависит внешний вид судна. Гелькоут обеспечивает защиту от царапин, ультрафиолета, потертостей. Наносить его нужно, добиваясь равномерного покрытия, избегая пузырьков и потеков. Теперь можно приступать к укладке раскроенных деталей на полностью высохший слой гелькоута.
Изготовление корпуса
Слой стекловолокна равномерно покрывается связующей полимерной смолой. Для этого рекомендуется пользоваться прикаточным валиком. Пузырьков воздуха необходимо избегать, так как оставшиеся в некоторых местах пустоты ослабляют конструкцию. Далее укладывается следующий слой стеклоткани по аналогичной схеме. Можно наносить до пяти слоев стеклопластика. Для получения более красивого верхнего слоя рекомендуется использовать специальный «верхний» стеклопластик.
Силовой каркас и пол
Чтобы усилить корпус необходимо проложить три деревянных бруска вдоль формы, которые затем покрывают двумя слоями стекловолокна. Монтаж шпангоутов производят через каждые 30 см, также нанося на них стеклоткань.
Необходимо создать двойное герметичное дно, делающее лодку непотопляемой даже в случае переворачивания. Пол обшивается фанерными листами с влагостойкими свойствами. Готовый пол покрывается парой слоев из армирующей ткани, с обязательной пропиткой полимерной смолой. Составу дают полностью высохнуть.
Завершающий этап
Остается извлечь готовую лодку из формы, обрезать припуски, зашлифовать поверхность, смонтировать крышу и брус для защиты бортов. Можно сделать также дополнительные элементы: сидения, весельные крепления, ящички. Используя стеклопластик, своими руками можно изготовить любые необходимые аксессуары для судна. После этого приступают к покраске.
Аналогичным методом изготавливаются своими руками катера из стеклопластика. Конечно, чертеж и конструкция катера сложнее, чем лодки, и усилий потребуется больше. Зато стоимость самоделки обойдется вполовину меньше, чем такого же готового судна.
Ремонт
Ремонтировать катер из стеклопластика или лодку требуется при возникновении типовых повреждений:
Основные материалы для ремонта: стеклоткань, эпоксидные смолы. Начиная ремонт, рекомендуется расположить поврежденное место ближе к горизонтальному уровню. Поверхность должна быть чистой, сухой, обезжиренной. Может потребоваться фен, технический или бытовой. Перед началом заделки дефектов стеклоткань необходимо обезжирить, прополоскав в растворителе, и хорошо высушить.
При аварийном ремонте не стоит сушить ее над костром, так как образуется копоть. Перед укладкой на повреждение стеклоткань пропитывается в разведенном компаунде (полиэфирной или эпоксидной смоле), после чего отжимается протягиванием между двумя палками. Место ремонта нужно зачистить крупной шкуркой до стеклотканевого слоя, сделав его слегка махровым.
Устранение повреждений
Мелкие повреждения в виде царапин заделываются эпоксидной смолой без наполнителя или грунтом. Царапину сквозного типа убирают методом шпаклевания компаундом с наполнителем, после чего обработанное место остается зашлифовать и закрасить.
Мелкие трещины достаточно замазать эпоксидной смолой. Если треснул корпус, то с обеих сторон повреждения снимается декоративный слой до стеклоткани. После высушивания ее заполняют эпоксидной смолой. Для этого нажимают с каждой из сторон трещины, давая ей раскрыться, и промазывают. После этого края совмещают, фиксируют. Сверху, с обеих сторон, накладывают пропитанную компаундом полосу стеклоткани. После застывания место ремонта шлифуют, покрывают слоем смолы, снова шлифуют и красят.
Полупробоина характеризуется проломом с оставшимся куском пластика. Если пролом небольшой, то нужно вправить торчащий кусок. Для этого необходимо обработать компаундом все поверхности. При помощи упора и киянки кусок ставится на место, при этом с одной стороны образуется выпуклость, а с другой – вмятина. На выпуклое место укладывается стеклоткань с пропиткой, фиксируется грузом. После полимеризации полупробоина шпаклюется смолой с наполнителем. Дальнейшие действия, шлифовка – укладка пропитанного листа, повторяются дважды. Затем осуществляется шлифовка и покраска.
Пробоина заделывается с помощью пенопластового пуансона, желательно по внешним обводам. Из толстой стеклоткани делаются несколько заплат с допусками от 3 до 5 мм, так, чтобы толщина пакета соответствовала толщине корпуса. После установки пуансона вклеиваются заплаты. Алгоритм дальнейших действий тот же, что и в предыдущих случаях.
Затем делается широкий разрез (до 5 мм) в месте ее наибольшего размера. Вскрытая полость просушивается феном, заполняется компаундом при помощи шприца. Обработанная раковина зажимается в пресс. Затем совершается привычный алгоритм шпаклевки, шлифовки и покраски.
Стеклопластик является прекрасным материалом для изготовления лодок и катеров, доступным в применении. Изготовленные своими руками стеклопластиковые лодки получаются долговечными и прочными, легкими в ремонте. Следует учитывать, что компоненты используемых в работе материалов не безопасны для здоровья. Необходимо работать в резиновых перчатках, защитных масках, очках, в хорошо проветриваемом месте.
Картоп (как увеличить длину)
Здравы будьте мужики!
Я у вас новичок не судите строго.
Ищу простой выход из положения, живу в городе Рыбинск на Волге
До перестройки были в пользованьи лодки Обь и Сарепта
потом всё рассосалось вместе с лодочной станцией(((
Теперь спустя смутное время причал стал восстанавливаться и проснулось естественное желание
Нашёл чертежи приятной лодочки Картоп длина 3.2 метра подскажите как увеличить до 4.2 или 4.5.
буду ваять или из фанеры или из пластика.
Примного благодарен, с уважением Д.
Во первых материал (пластик и фанера) очень разный. И решения разные.
В основном рекомендации следущие. Имеющуюся таблицу ординат раздвинуть в длинну не более чем в 1,2 раза, в ширину в 1,1. Но повторяю это весьма общие рекомендации. Нужно ведь и корпус сделать попрочнее. Возможно придётся увеличить толщину обшивки, набор то же претерпит изменения.Для новичка. могут быть неверные решения. Попробуйте все таки найти готовый проект в размерах которые Вас устроят.
Каждый мастер раб своей лампы.
Река Волга мне представляется серьёзной рекой. Высота борта имеет значение. Вот, почитайте про мой опыт. Думаю, такая лодка Вам подойдёт ; http://forum.katera. odki-juazimina/
Стеклопластик, без опыта работы лучше отложить на потом.
Во первых материал (пластик и фанера) очень разный. И решения разные.
В основном рекомендации следущие. Имеющуюся таблицу ординат раздвинуть в длинну не более чем в 1,2 раза, в ширину в 1,1. Но повторяю это весьма общие рекомендации. Нужно ведь и корпус сделать попрочнее. Возможно придётся увеличить толщину обшивки, набор то же претерпит изменения.Для новичка. могут быть неверные решения. Попробуйте все таки найти готовый проект в размерах которые Вас устроят.
Благодарю сердечно за отзыв долго ковыряю но видимо безплатных нет а платные не знаю где искать, по пластику много нюансов но сейчас просто есть возможность раздобыть смолы в нном количестве.. или заказать готовые листы например в три слоя вместо фанеры.
Река Волга мне представляется серьёзной рекой. Высота борта имеет значение. Вот, почитайте про мой опыт. Думаю, такая лодка Вам подойдёт ; http://forum.katera. odki-juazimina/
Стеклопластик, без опыта работы лучше отложить на потом.
Попробуйте изложить свои требования к лодке.
Почему именно строить а не купить готовое?
Ещё что то, важное именно для Вас.
Коллеги и подскажут варианты.
Каждый мастер раб своей лампы.
Попробуйте изложить свои требования к лодке.
Почему именно строить а не купить готовое?
Ещё что то, важное именно для Вас.
Коллеги и подскажут варианты.
Возможно мог бы купить если бы мог копить))) два сына 9 и 10 лет всё что зарабатывается в семье)))
больших скоростей не ищу, есть серьёзные столярные и плотницкие навыки
затраты это ежемесячные вложения.
на мой неопытный взгляд если на Картоп сваять були как были на Оби былоб хорошо!
Каждый мастер раб своей лампы.
Каждый мастер раб своей лампы.
А потом и фанерный вари
А потом и фанерный вариант.
буду ваять или из фанеры или из пластика.
А подо что? цена двигателя немалая. 4,5 м эт 30сил,не думаю что постройка намного станет дешевле взяв тот же Прогресс.
Это если гоняться. А для 10 км/час хватит и Хонды 2,3.
А подо что? цена двигателя немалая. 4,5 м эт 30сил,не думаю что постройка намного станет дешевле взяв тот же Прогресс.
А потом и фанерный вариант.
Кто-то снял с неё матрицу, начал делать пластиковые лодки и назвал «ПК-5»
Кто-то захотел клепать дюральки и назвал это «Обь».
Если копировать «ПК-5″/»Обь», то, допустим, подводную часть можно признать удачной и оставить в покое, а от самых широких граней булей борта поднимать вертикально сразу к палубе. Будет и проще строить, и выше остойчивость.
В первом справочнике проектов мотолодок с 43 стр. до 82стр. по пять проектов на каждой стр. Можно выбрать, а есть ещё и второй выпуск.
Не зная конкретно Ваших пристрастий можно всё таки предположить что проект «Лещ» № 48 на стр.78 будет для Вас оптимальным.
Характиристики ПМ 12-25 л.с.
Вес по проекту140кг.
Лодка именно для рыболовов. Чертежи в журнале № 58 стр.84-89
Или в книге 15 проектов. стр. 310-320
В первом справочнике проектов мотолодок с 43 стр. до 82стр. по пять проектов на каждой стр. Можно выбрать, а есть ещё и второй выпуск.
Не зная конкретно Ваших пристрастий можно всё таки предположить что проект «Лещ» № 48 на стр.78 будет для Вас оптимальным.
Характиристики ПМ 12-25 л.с.
Вес по проекту140кг.
Лодка именно для рыболовов. Чертежи в журнале № 58 стр.84-89
Или в книге 15 проектов. стр. 310-320
Но я же вчера сразу ответил что и для чего, и даже почему)
Каждый мастер раб своей лампы.
Свой «Бриз 46» я выставил на продажу чуть дороже. Оказалось, что мне нужна лодка меньше где-то на метр.
В этом году планирую отформовать стеклопластиковый «Автобот» увеличенный до 3700 мм.
Каждый мастер раб своей лампы.
Кто-то снял с неё матрицу, начал делать пластиковые лодки и назвал «ПК-5»
Кто-то захотел клепать дюральки и назвал это «Обь».
Если копировать «ПК-5″/»Обь», то, допустим, подводную часть можно признать удачной и оставить в покое, а от самых широких граней булей борта поднимать вертикально сразу к палубе. Будет и проще строить, и выше остойчивость.
«ПК 5» проектировали люди для, которых это работа. Один из них Алексеев В.М. и он присутствует на этом форуме. Думаю, что мы ещё увидим его сообщения в этой теме.
По поводу ваших высказываний о подводной и надводной частях этой лодки, то я с вами согласен, коллега.
капитан маломерного дивана
Но я же вчера сразу ответил что и для чего, и даже почему)
Не совсем. В Ваших ответах только одна цифра 23л.с. Остальное нужно догадыватся. В каком мотор состоянии? Год выпуска? когда в последний раз заводили? Отработанные моточасы?
Ну а «Леща» посмотрели? Чертежи есть в интернете.
А остальное? Скорость?
Каждый мастер раб своей лампы.
Я бы вообще посоветовал не гнаться за длиной, а построить проверенный временем Джекшпрот. Под Ваши цели хорошая и достаточно безопасная лодочка. Опять же можно и под парус, если вдруг захочется.
Не совсем. В Ваших ответах только одна цифра 23л.с. Остальное нужно догадыватся. В каком мотор состоянии? Год выпуска? когда в последний раз заводили? Отработанные моточасы?
Ну а «Леща» посмотрели? Чертежи есть в интернете.
А остальное? Скорость?
А ведь с 23-х лошадным движком лодку придётся регистрировать. Всё должно быть » по взрослому», имею ввиду, что мощность мотора должна соответствовать проекту лодки и качество исполнения на должном уровне. Увеличить «Джон-бот» до пяти метров сегодня не прокатит, мне кажется, а это было бы самое простое.
Прикрепленные изображения
капитан маломерного дивана
Вот пожалуста. Я же писал.
Поподробнее свои хотелки изложите, а коллеги Вам проектов накидают проблема будет не из чего выбрать, а ЧЕГО выбрать.
Каждый мастер раб своей лампы.
Я бы вообще посоветовал не гнаться за длиной, а построить проверенный временем Джекшпрот. Под Ваши цели хорошая и достаточно безопасная лодочка. Опять же можно и под парус, если вдруг захочется.
Какую лодку выбрать, пластиковую или алюминиевую?
Тип судна: null
Материал корпуса: null
Пролог
У моей жены на старой работе была начальница. А у начальницы муж был заядлый водномоторник. Предпочитал он пластиковые лодки. Как-то, по завершении сезона вытащил он свою посудину на берег на зимнее хранение. При осмотре корпуса обнаружилась хорошая трещина, которой в начале сезона не было. Может лодка ударялась, может еще от чего-то. Трещина была заделана, а лодка продана. Затем был куплен алюминиевый катер.
Теория
Внимание! Не пропускайте теоретическую часть, иначе не очень хорошо поймете, что выбираете.
О технологии производства металлических лодок особенно распространяться нет смысла. Варятся или клепаются из уже готового листа.
Сварные лодки изготавливаются из алюминиево-магниевого сплава АМГ5. Этот сплав обладает хорошей свариваемостью, устойчивостью к коррозии и пластичностью.
Клёпаные лодки изготовлены из дюралюминия, у которого отвратительная свариваемость (поэтому — клёпки), но отличная прочность.
Последнее свойство позволяет применять более тонкие по сравнению с АМГ5 листы, что значительно снижает вес корпуса лодки.
Однако дюралюминий неустойчив к коррозии. По этой причине он, в отличие от АМГ5, требует покраски.
Производство пластиковых лодок методом контактного формования
Если вы представляете себе пластиковую лодку как большую мыльницу, отлитую из пластмассы, вы ошибаетесь.
Пластиковые лодки у нас в России (да и не только) в основном изготавливаются методом контактного формования.
Суть метода такова. Берется готовая оснастка, имеющая форму будущего изделия, в нашем случае лодки. Эта оснастка называется по-разному: форма, матрица, болван, фальшизделие. И вот на эту форму изнутри последовательно (по мере отвердевания) наносятся слои стеклоткани (или стекломата), пропитанные полиэфирными смолами с отвердителями. Это и есть контактное формование. После затвердевания получаем довольно прочный композитный материал – стеклопластик.
Далее изделие извлекается из формы (это называется расформовка) – корпус готов.
Стеклопластик со временем разрушается, если туда попадает вода. Солнце он тоже не очень любит. Нужно защитное покрытие. Поэтому, прежде чем класть слои стеклопластика, на форму наносится гелькоут. После расформовки он и будет внешней оболочкой изделия и защитным слоем стеклопластика.
Гелькоут в основном представляет собой смесь смолы и красителя. Цвет пластиковой лодки – это цвет красителя в гелькоуте.
Прочность и стойкость гелькоута к воздействиям внешних факторов – ключевые условия долгой и беспроблемной эксплуатации лодки из стеклопластика.
Чуть-чуть материаловедения
Твердость — свойство поверхности слоя материала оказывать сопротивление внедрению другого тела.
Абразивный износ – разрушение поверхности изделия частицами, способными его царапать.
Как можно понять при равных абразивных воздействиях, абразивному износу более подвержен тот материал, у которого твердость меньше.
Сильно ли поцарапает острый кусок гелькоута (т.е. застывшей смолы) лист АМГ5 или дюраля? А острый кусок дюраля или АМГ5 слабо ли поскребет по гелькоуту? Ответ очевиден и он явно не в пользу гелькоута/пластика. Нет у него достаточной твердости, по сравнению с металлом.
Именно поэтому даже мелкие камушки в песке на берегу, да и сам песок, не оказывая заметного воздействия на металлические корпуса, постепенно разрушают гелькоут пластиковой лодки.
Казалось бы, на этом можно поставить точку в споре о том, что лучше пластик или алюминий. Но не все здесь так просто.
У пластиковых лодок есть свои преимущества и свои недостатки. Ваше оценка отношения «плюсы/минусы» и будет ответом на вопрос нужна вам пластиковая лодка или нет.
Достоинства пластиковых лодок
По сути, у стеклопластиковых лодок есть два преимущества:
Внешний вид
Кипельно-белые блестящие корпуса, закругленные обводы. Пластиковая лодка смотрится действительно нарядно на воде. Это хорошо. Это плюс. Блеск лодки – это блеск гелькоута.
Стоит отметить так же, что в пластике довольно легко и просто получить обводы с отличными гидродинамическими характеристиками. Другое дело, что отечественный производитель не очень охотно пользуется этим преимуществом: для проформовки углов и реданов этих красивых обводов нужны качественные материалы, а главное — умелые руки. Если первые ещё как-то можно купить по более-менее компромиссной цене, то труд вторых не так уж просто оплатить по достоинству, не поднимая цену на готовое изделие.
По сравнению со сварным или клепальным производством, изготовление стеклопластика проще, не требует высококвалифицированной рабочей силы. Все это сказывается на себестоимости продукции и позволяет производителю предлагать на рынок лодки значительно дешевле своих одноразмерных собратьев, воплощенных в алюминии.
К примеру, стеклопластиковая лодка с полурубкой Нептун 500 (5,15 м) в полной комплектации и с тентом можно купить у производителя за 176 000 руб. Его конкурент из АМГ, Салют 510 (5,1 м) в такой же комплектации стоит 386000 руб. Как вам разница?
Стеклопластиковый Бриз 17, который хвалят на форумах, как чуть ли не конкурент импортному пластикострою, и тот вам обойдется без скидок и с тентом в 289000 руб.
Возьмите другой размер и сравните Нептун 450 с его алюминиевыми конкурентами. Картина та же. Не правда ли рука так сама и тянется отсчитать денег за пластик.
Не торопитесь. Опять-таки, не все здесь так просто
Недостатки стеклопластика
Абразивный износ
Как уже написано выше, пластик подвержен абразивному износу. Иными словами гелькоут просто стирается о песок берега. Особенно этому подвержен киль. Поэтому опытные владельцы пластиковых лодок наклеивают до середины днища защиту для киля – кильгард.
Гидролиз стеклопластика
Ну, вот мы и подошли к проблеме №1 стеклопластика.
На сегодняшний день не известно ни одного материала гелькоута, который давал бы 100% защиту от воды.
Молекула воды очень маленькая. Это свойство позволяет воде проникать сквозь гелькоут в стеклопластик (ламинат). Напомню, что в производстве стеклопластика используются полиэфирные смолы. В любой полиэфирной смоле есть водорастворимые компоненты. Эти компоненты весьма гигроскопичны, т.е. притягивают воду. Вода вступает с водорастворимыми компонентами стеклопластика в реакцию, образуя раствор, состоящий из букета различных кислот. Это и есть гидролиз пластика.
Дальше — хуже. Образовавшийся кислый раствор разъедает окружающий пластик с образованием опять-таки водорастворимых веществ и кислот. Этот самодостаточный процесс будет продолжаться до полного разрушения стеклопластика или до прекращения поступления воды.
Часто приходится слышать выражение «осмос пластика». Если коротко, в данном случае осмос — это притяжение молекул воды к водорастворимым веществам полиэфирных смол. Т.е. здесь осмос является частью гидролиза.
Если приток воды через поры и трещины гелькоута будет превышать ее отток, на корпусе мы будем видеть такое явление как пузыри (см. фото). Эти пузыри — следствие гидролиза (и осмоса). Но как вы, наверное, уже поняли, если гелькоут будет успешно фильтровать как воду внутрь, так и образовавшуюся жидкость наружу, пузырей не будет. Несмотря на присутствующий под гелькоутом гидролиз и разрушение пластика.
В наше время производитель старается делать гелькоут как можно герметичнее и лучше. Но часть воды, хоть и малая, сквозь него всё же фильтруется. А вот продуктам гидролиза наружу через хороший гелькоут уже хода нет. Вот вкратце механизм образования пузырей.
Кстати пузыри совсем не обязательно видны всем и каждому. В большинстве случаев вы их (из-за малого размера и непродолжительного периода существования) не заметите. Но вот эти микрополости под воздействием давления могут лопаться с образованием трещин в гелькоуте, которые невооруженным взглядом чаще не видны, но для молекулы Н2О являются широченными воротами. В них поступает вода, и гидролиз продолжается с большей скоростью, в более глубоких слоях.
Последствия гидролиза стеклопластика
Самым негативным последствием гидролиза является постепенное разрушение материала корпуса лодки. Особое коварство состоит в том, что трудно, не ободрав гелькоут определить масштабы гидролиза и объем повреждений.
Другое малорадостное следствие гидролиза ламината – размягчение смол и снижение их жесткости.
К сожалению, на данный момент нет точных данных скорости разрушения пластика под действием гидролиза.
По данным Крэйга Бумгарнера (Craig Bumgarner), руководителя сервисной службы одного из крупных североамериканских мото-яхтклубов, абсолютно все пластиковые лодки, изготовленные с применением полиэфирных смол, подвергаются гидролизу в большей или меньшей степени в течение 5-10 лет от начала нахождения в воде. Дословно:
It is our experience that all boats built with conventional, pre-1990 polyester resin and gelkote, show signs of hydrolysis deterioration of the outer laminates after 5 to 10 years of immersion… Between 1990 and 2000, many manufacturers introduced manufacturing techniques to mitigate laminate hydrolysis and blistering. But not all.
Заметьте, это пишет американец, 25 лет занимающийся ремонтом пластиковых лодок. Что же тогда говорить об отечественных изделиях? Правда, по его словам, некоторые производители в конце прошлого века усовершенствовали технологии, что позволило снизить гидролиз и образование пузырей на гелькауте их изделий. Но заметьте, что речь идёт об американских производителях, да и то не обо всех. Я, наверное, не скажу ничего нового, но в условиях именно нашей действительности доступная цена готовой лодки — один из ключевых конкурентных факторов. А хорошие технологии стоят денег, как впрочем, и качественные материалы.
Наличие влаги в корпусе существенно повышает его вес
Самые лучшие годы своего беззаботного детства я отдал парусному спорту. В конце каждой тренировки мы вытаскивали свои пластиковые «Кадеты», «Океи» и «Финны» на берег, на кильблоки. Новые швертботы тащить было легко даже нам, детям. А вот некоторые из корпусов постарше были значительно тяжелее.
Итак, весь пластик и хороший, и плохой в большей или меньшей степени «фильтрует» воду. Но это еще полбеды.
Проблемы с зимним хранением
В условиях нашей зимы, при хранении на открытых площадках или в неотапливаемых помещениях, вода и жидкость, скопившиеся в стеклопластике, замерзая, механически разрушают его. В ламинате появляются трещины и полости. После спуска на воду там вновь будет вода, и гидролиз пойдет еще более интенсивно.
Проклятый гидролиз можно свести к минимуму, если каждую трещинку в гелькоуте оперативно замазывать. Т.е. по сути, после каждого выезда нужно поднимать лодку и осматривать ее. Иначе могут быть трещины и сколы, которых вы не заметите.
Можно ли всерьез говорить об этом? Много ли людей поднимает лодку каждую неделю для осмотра? Вот почему гидролиз на лодочном пластике – рядовое дело.
Есть еще один недостаток пластиковых лодок, но он не влияет на ходовые качества. Этот недостаток влияет лишь… на здоровье.
Токсичность пластика
Об этом не принято говорить, но любое изделие из стеклопластика с применением полиэфирных смол остается токсичным в течение длительного времени, если не в течение всего срока эксплуатации. 100% полимеризация происходит лишь теоретически. Добавьте к этому постоянную баню летом под тентами и/или в каютах/рубках пластиковых лодок, которая лишь усиливает выделение из пластика главного его токсичного компонента – стирола.
Стирол (винилбензол) является ядом общетоксического действия. Ему присущи раздражающий, мутагенный и канцерогенный эффекты. От воздействия стирола страдают: сердечнососудистая система (вегетативные дисфункции), нервная система (невротические расстройства), печень (токсический гепатит), органы дыхания (бронхиты), органы пищеварения (атрофические гастриты), система кроветворения. Стирол является воздушным аллергеном.
Читаю на «катере»: «В первый сезон все пластиковые лодки пахнут… Запах есть, но только первый год». Или «Откатал сезон на каютном *****. Брал б.у.,2-3 года, комплект, поэтому запаха в каюте уже никакого не было». Читаю и просто удивляюсь. Люди как будто не понимают, что их собственный нос предупреждает: «что-то не так». Вместо этого, терпеливо ждут, когда запах выветрится, и продолжают не только пользоваться лодкой, но и активно рекомендовать ее другим.
ПДК (предельно допустимая концентрация) стирола для воздуха составляет 0,002 мг/м³, порог ощущения запаха стирола — 0.07мг/м³. Это означает, что вы почувствуете запах стирола только тогда, когда он в 35 раз превысит ПДК! Вдумайтесь в эту цифру. А ведь этот только порог ощущения запаха. Во сколько раз превышена ПДК стирола в пахнущем пластиком воздухе, в 35 или в 200 раз вам нос не скажет. С другой стороны, если запах в лодке отсутствует, это не гарантия что стирола в воздухе нет. Просто может оказаться, что ПДК стирола превышена менее чем в 35 раз. Звучит обнадеживающе, правда?
При вдыхании в течение нескольких часов больших концентраций стирола можно получить острое отравление. При постоянном вдыхании стирола – хроническое. Начальные стадии хронического отравления обратимы, однако, даже после прекращения контакта с источником стирола, могут развиться неврозоподобные состояния, психопатия, снижение умственной работоспособности, изменения в системе кроветворения (поражение костного мозга).
В СССР к работе связанной с производством или применением стирола категорически не допускались женщины и лица моложе 18 лет.
Разумеется, всё перечисленное меньше касается качественных изделий из стеклопластика. Берите лодки проверенных, хорошо зарекомендовавших себя производителей. Это дороже, но стоит того. А каюты или полурубки должны иметь вентиляцию или возможность их проветривания во время длительного пребывания там людей, — особенно, учитывая вышеизложенное, детей и женщин.
Вот страху-то нагнал, верно? )))
Конечно, мы не так уж много времени проводим в лодках. Но свойства материала корпуса надо, конечно, знать и учитывать.
Подведем итог
Преимущества стеклопластика
Недостатки
Заключение
Надеюсь, прочтение данной статьи не было для вас пустой тратой времени, и нечто новое вы узнали. Ваше дело мириться с недостатками пластика или нет, однако как говорили римляне: «praemonitus praemunitus», что означает «предупрежден — значит вооружен».
Дополнение (12.12.2013)
Недоумение вызвал упрек одного товарища, что статья — козни производителей лодок из АМГ. Полная чушь! Да, у меня лодка из АМГ, но моё отношение к производителям данных плавсредств ограничивается только этим фактом.
Дополнение (14.02.2017)
Статье 4 года… Сегодня немного подредактировал основной текст, чуть поправил акценты.
Может сложиться впечатление, что любой стеклопластиковой лодке только покажи ведро воды из-за угла как тут же она начнет пузыриться. Конечно это не так. Да и, как я писал выше, не увидите вы этих пузырей никогда, скорее всего. Главная проблема может быть даже не в гидролизе, а в постоянных ударных нагрузках на корпус при движении. У АМГ слабое место — швы в «ответственных» местах, у стеклопластика — вся часть корпуса, которая испытывает ударные нагрузки. Гидролиз зачастую лишь их следствие.
Проблем с ревизией корпуса из АМГ нет. А вот что происходит с композитом, закрытым слоем гелькоута, мы не видим. Да, пластиковый корпус может не потерять форму от удара о локальное препятствие типа бревна, перемещающегося в водоизмещающем режиме или топляка. Но сохранил ли после такого воздействия свою первоначальную структуру гелькоут и композит, повторюсь, вы не узнаете. Кстати пройдитесь с лупой вдоль стеклопластикового корпуса, увидите в некоторых местах невидимые на глаз паутинки. Читаем про молекулу воды выше и фильтрацию.
С тем, что стеклопластик тяжелеет после первого активного сезона эксплуатации не спорят даже многие владельцы таких плавсредств. И какой смысл в «правильных» суперобводах, если их преимущества съедает вес?
А что вы думаете по этому поводу? Хотелось бы узнать ваше мнение. Комментарии, кстати, вы можете оставлять без всяких регистраций и каптч.
Да, у лодок из АМГ есть свои недостатки: некоторые ограничения в геометрии обводов корпуса и наличие сварных швов. Хотя второй недостаток напрямую зависит от квалификации сварщика и оборудования которое используется при сварке. С другой стороны, эксплуатационные качества любой лодки, из любого материала определяются технологией производства, а значит оборудованием и квалификацией персонала.
Вот здесь и лежит ключ к правильному ответу на вопрос в заглавии статьи.