Как удлинить короткий буран
Как удлинить короткий буран
Сообщение Destroerr » 28 апр 2013, 22:44
Имею в наличии короткобазный Буран, с двигателем Лифан 15 сил.
Так то всё ничего и даже бегает. Но для Бурашки, 15 сил маловато.
Приобрёл двигатель лифан 2V78F, 690кубиков, 22 силы, вал 25мм. Вариатор где то едет уже, малой скоростью.
С движком подфартило. В комплекте стоит бензонасос и катушка освещения.
Для снятия маховика, старый съёмник оказался мал, от пятнашки.
Был выточен новый.
Вид, со снятым кожухом.
Это со съёмником на маховике.
Это под маховиком, катушка освещения. Катушка больше похожа на Бурановскую, с толстым магнитопроводом. И, как оказалось, свободно тянен 100ваттную лампочку. Есть ещё 2 слота, под такие же катушки.
Маховик 6-типолюсной, 3 магнитных и 3 простых.
В приборке стоит полноценный диодный мост, сборка.
Двигатель запускался в магазине, с магазинным маслом, пришёл без масла.
Поэтому фильтр заменил на новый и залил свежего масла.
Теперь есть пару вопросов к софорумчанам. Стоит ли удалять регулятор оборотов и как?
И второе, где бы взять ещё пару катушек освещения, для полного счастья?
Гусянка для снегохода Буран: какая лучше, как поставить
История бурана интересна сама по себе. Несмотря на то, что разработали первую версию бурана еще в СССР, а выпускать снегоход буран начали с 1971 года, данная техника до сих пор пользуется большим спросом причем, не только у северян.
Это изначально гражданская модель. Именно таким его и по сей день производят и успешно продают. Причем, несмотря на доработки с импортными запчастями, конструктивно буран не так уж изменился.
Что выпускают сегодня
На данный момент существует определенный набор модельного ряда буранов, различающихся между собой внешне и конструктивно:
В каждую из этих версий заложены определенные улучшения, повышающие управляемость, а также удобство пользования снегоходом. Например, снегоход буран аде снабжается электростартером, еще у него удлинена платформа. Особенности классической модели
Для начала рассмотрим основные технические характеристики:
Двигатель
Снегоход Ямаха Викинг 540 III оборудован проверенным временем двигателем, который позаимствован у предшественника, но имеет значительные доработки с точки зрения экономичности, экологичности и более высокой мощности. Данная силовая установка впечатляет своими улучшениями и передовыми характеристиками, ведь она считается одной из самых мощных и энергоэффективных на сегодняшний день — по крайней мере, в своей ценовой категории. Так, рабочий объем силовой установки составляет 0,5 литра, а мощность составляет 46 лошадиных сил. Этой силовой отдачи достаточно, чтобы не испытывать проблем с проходимостью. К тому же, 46 сил позволяют двигаться довольно быстро по накатанному снегу, по прямым и ровным дорогам. Двигатель имеет воздушное охлаждение, которое считается наиболее простым по сравнению с жидкостным охлаждением. Двухтактная двухцилиндровая компоновка отличается компактностью и небольшим весом, что пошло на пользу более рациональной организации подкапотного пространства, а также сказалось на уменьшении массы снегохода. Высокую технологичность обеспечивают карбюраторная систем Mikuni B38, а также выпускная система с лепестковыми клапанами. Есть электрический запуск, а также ручной стартер. Все перечисленные компоненты работают надежно и без перебоев, и позволяют добиться высокой экологичности и низкого расхода топлива при высоких нагрузках.
Дополнительные характеристики
Ходовая часть
На панели приборов расположен спидометр, регулятор включения ближнего и дальнего света. Акселератор расположен на правой ручке руля, рядом тормоза для двух гусениц. Спереди находится одна лыжа, обеспечивающая управляемость снегохода. Она имеет подвеску, которая представляет собой перевернутую рессору. Она взята от какого-то отечественного автомобиля. Две гусеницы дают хорошую проходимость. Намного лучше некоторых дорогих, импортных снегоходов. Этим он выгодно отличается от заграничных конкурентов.
Снегоход «Буран», цена на который значительно ниже, может составить конкуренцию Yamaha или Polaris. Но все же одна лыжа заметно ухудшает манёвренность снегохода. Для разворота приходится делать несколько маневров. Этим он отстает от своих конкурентов. Особенно это не очень удобно на льду.
Особенности снегохода
Несмотря на довольно крупный вес и немалые габариты, буран демонстрирует отличную мощность при поездках с груженым прицепом. Поэтому он становится идеальным вариантом для охоты на крупного зверя или выполнения хозяйственных нужд. Помимо этого, многие модели снабжаются дополнительно и собственным багажником.
Снегоход демонстрирует довольно неплохую проходимость, которая существенно повышается после модернизаций некоторых элементов. Буран уверенно себя ведет на рыхлом, глубоком снегу. Хотя, при этом достаточно много «ест», да и вместимость бака маловата (всего 28 л). Для сравнения у тайги бак на 12 литров крупнее (40 л). Но, учитывая, что у тайги и расход больше (35 л на сотню км вместо 25) можно не бояться не доехать до пункта назначения. Рекомендуемые марки бензина 80 и 92.
Примечания
Ремонт и поломки
Согласно отзывам владельцев, одной из самых частых и досадных поломок является обрыв цепи редуктора. Как ни странно, но связано это с улучшениями. На новых моделях устанавливаются более «изящные» двухрядные цепи с уменьшенным шагом (всего 9,5 вместо первоначальных 12,7).
Практически сразу при эксплуатации стали отмечать учащенные обрывы и ремонты редуктора снегохода буран. Самыми надежными по праву считаются двухрядные цепи с шагом 12,7, но такие можно встретить только на моделях 70 — 80 х годов выпуска. В более современных моделях существует разделение на цепи «старого» и «нового» образцов (шаг одинаковый в 9,5).
К сожалению, на сегодняшний день редуктор является самым слабым и уязвимым узлом бурана. Поэтому многие возят с собой запасную цепь. Одним из дополнительных решений проблемы стал переход на импортные трехрядные цепи (шаг такой же). Они показывают существенное сокращение обрывов за счет увеличения минимальных показателей разрушающих цепь нагрузок.
Но, здесь также есть нюансы. Вместе с цепью желательно поменять также валы с шестернями. Изношенные детали (особенно это касается звездочек) дадут перекосы, которые опять же будут приводить к частым обрывам. Помимо этого, многие модернизируют еще сам редуктор.
Начало движения
Запуск двигателя происходит очень удобно. Необходимо перевести положение замка зажигания в режим включения, выдвигаем «подсос» и дергаем на себя шнур запуска. Он расположен справа внизу, под рулем. Все заводится. К слову сказать, замки зажигания используются от автомобилей «ГАЗ», поэтому в случае поломки не будет проблем с поиском и совместимостью запчасти.
Также есть комплектации со стартером, но у них часто возникают проблемы, связанные с постоянной разрядкой аккумулятора и с вечным «сгоранием» отечественного стартера, который используется от одного нашего автомобиля. Для начала движения необходимо перевести ручку трансмиссии в нужное положение: вперед или назад. Дальше осталось всего лишь прижать рычаг акселератора. Снегоход «хватает» сразу. У него очень хорошие «низы».
Нужны ли права на Буран?
Немаловажное значение имеет для владельцев подобной техники вопрос нужны ли права на снегоход? Ответ прост — да, нужны. Только это не обычные права и выдаются они Гостехнадзором. По сути, это особое удостоверение типа А1 с категорией тракториста — машиниста.
Но, получить его можно пройдя специальное обучение и практику (как и в случае с правами). Срок действия удостоверения равен 10 годам, после чего придется повторно сдавать экзамены. Некоторые автошколы также имеют право принимать подобные экзамены с последующей выдачей удостоверений (оплата госпошлины обязательна).
Но, присутствие работника Гостехнадзора считается обязательным условием. Все это не относится к моделям снегоходов у которых объем двигателя ниже 50 см ³. В этом случае можно ездить без прав. Учтите, что выезжать на проезжую часть в любом случае можно только при получении зарегистрированного номера.
В качестве силового агрегата установлен двигатель с двумя цилиндрами. Тип мотора — двухтактный, РМЗ-640. Рабочий объем составляет 635 куб.см. Производительный элемент вырабатывает 34 единицы мощности. Топливная система состоит из карбюратора марки К65Ж. Работа снегохода без перегревов обеспечена благодаря принудительной системе охлаждения. Бензобак вмещает 28 литров горючего. Производитель рекомендует заправлять бензин АИ-80.
Коробка передач автоматическая, установлен вариатор. Размеры снегохода «Буран»: длина-2450 мм; длина без лыж-2270 мм; ширина-900 мм; высота по уровню стекла-1320 мм. Агрегат способный развивать предельную скорость 60 км/час. Сухой вес техники-285 кг. Со снаряжением масса техники равна 510 кг. Двигатель запускается за счет опции.
Отзывы владельцев
Описание снегохода «Буран» А/АЕ
Данные снежные машины долгие годы способствуют любителям активного отдыха передвигаться по заснеженным местам. «Буран» признан одним из лучших отечественных снегоходов. Конструктивная база техники не поддавалась глобальным изменениям уже порядка 45 лет. Но, современные «Бураны» модернизированы и наделены современными опциями и технологиями. Основными преимуществами данной модели считается высокая надежность и простота в обслуживании, эксплуатации.
За счет прочной рамы снегохода «Буран», гусениц и одной лыжни любитель активного отдыха может добраться в труднодоступные, зимние красоты. Простое управление позволяет ездить на снежной машине даже новичку. Система управления позволяет с легкостью маневрировать в густом лесу.
Что означает маркировка «А/АЕ»? — первая буква алфавита говорит про модель с короткой платформой. Литера «Е» обозначает функцию электростартера. Принято считать, что модель «Буран А» — это классический снегоход. Ввиду многочисленных просьб поклонников снежной машины, современный «Буран» остался в своем прежнем облике.
В свою очередь «Буран АЕ» на сегодняшний день усовершенствован. Изменения коснулись внешнего вида капота, его крепления. После откидывания багажника, открывается доступ к основным узлам снегохода. Комфортное и мягкое сиденье делает поездки максимально уютными. Ознакомившись с основной информацией, перейдем к обзору усовершенствованной модели «Буран А/Е».
Тюнинг
Тюнинг Бурана 4ТД предполагает усовершенствование основных узлов и механизмов. Можно дополнительно установить навесное оборудование, которое не только увеличит некоторые технические показатели транспортного средства, но и поможет увеличить срок эксплуатации.
Смотрите » Характеристики снегохода Тайга Варяг и описание агрегатов модельного ряда
Тюнинг дает возможность защитить подвесной механизм и трансмиссию от преждевременного износа.
Усовершенствование мотора позволит запускать технику даже при низких температурах окружающей среды. Если установить подогрев рукояток и сиденья, то можно увеличить время прогулки в холодную погоду.
Для того чтобы использовать транспорт на территориях с большим количеством снега, рекомендуется установить расширенную модель лыж.
Установка багажника помогает повысить безопасность при столкновении с каким-либо препятствием или во время опрокидывания транспорта.
Накладка на рулевой механизм поможет смягчить удары при случайных столкновениях, а установка дополнительных зеркал заднего вида поможет расширить угол обзора.
«Буран А/Е» — подробный обзор
На снегоходе установлен динамичный двигатель, мощностью 34 л.с. Рабочего объема в 635 куб.см хватает с головою, чтобы максимально быстро передвигаться по сугробам. Все узлы и агрегаты данной модели сделаны на совесть, о чем говорят многочисленные положительные отзывы владельцев «Бурана». То есть можно смело заявить, что езда на отечественном снегоходе полностью отвечает требованиям безопасности. Управлять машиной для езды по снегу очень легко. Руль быстро отзывается на движения водителя, которые передаются на переднюю лыжню. Стоит отметить высокую маневренность агрегата. Передвижение в зоне густого леса не представляет никаких трудностей для «Бурана». Чтобы водителю было проще подобрать необходимый режим езды, разработчики устанавливают на последних моделях двухскоростную КПП.
Ранние модификации
Дизайн, внешний вид
Рассматривая снегоход спереди можно увидеть лобовое стекло, которое защищает водителя от встречного ветра и снега. Как уже было сказано, в передней части размещена одна лыжня. Благодаря этой лыжне осуществляются повороты и маневрирование в целом. Также фронтально в глаза бросается фара, которая обеспечивается надлежащее освещение дороги в темное время суток. По бокам фары предусмотрены продольные отверстия в капоте, за счет которых двигатель получает охлаждение.
В задней части, сразу над гусеницами установлены брызговики. Между ними прослеживается тягово-сцепное устройство. Благодаря этому конструктивному решению, есть возможность буксировки прицепа массой до 250 кг. Как правило, охотники и рыбаки помещают на такие грузовые платформы необходимое снаряжение.
О практичности
Порой возникает необходимость перевести вещей и снаряжения по максимуму. Именно в таких случаях вместительный багажник просто незаменим. В данном случае есть вместительный багажный отсек, который находится под сиденьем.
Быстрый и можно сказать безотказный запуск осуществляется за счет электростартера. Напомним, что о наличие электростартера на снегоходе «Буран» говорит маркировка «АЕ».
В целом рассматриваемый отечественный снегоход достойный внимания. Это надежная и практичная модель, по доступной цене. Снегоход обойдется примерно в 230 тыс. рублей.
Стоимость нового снегохода Буран А/АЕ стартует от 229 тысяч рублей и доходит до 244 тысяч российских рублей. Цена напрямую зависит от таких факторов, как год производства, версия (базовая или же модифицированная), ну и комплектация.
Снегоход, бывший в употреблении, обладает стоимостью немного ниже, а именно от 185 тысяч рублей и до 220 тысяч российских рублей. Стоимость такого варианта варьируется в зависимости от того же года производства, общего технического состояния и количества пройденных километров.
Какой буран лучше длинный или короткий
Выше, дальше, сильнее, или Коротко о тюнинге
Снегоход «Буран» – одна из самых распространенных в нашей стране моделей снегоходов. По мощности он сопоставим с небольшим трактором, способным транспортировать небольшие грузы. Сделать из него гоночный снегоход не получится, однако некоторые доработки все же возможны.
Заменив или настроив стандартные детали, можно достичь большей производительности, экономичности и удобства в эксплуатации данной модели. «Буран» начинает больше слушаться своего хозяина, если сделать резче момент трогания, увеличена максимальная скорость и настроен центробежный регулятор. Кроме того, можно сделать так, что снегоход будет потреблять меньше топлива, что поможет значительно сэкономить ваши средства. О некоторых таких модернизациях и тюнинге своими руками можно прочитать ниже.
Дополнительные характеристики
Модернизация и настройка двигателя
Умельцы добиваются также увеличения количества оборотов двигателя. Базовый «Альпина», установленный на снегоходе, несколько ограничен, поэтому, если есть некоторый опыт, его можно слегка подточить, чтобы работал так, как нам нужно. Проще всего заменить стандартный регулятор на более совершенный, например, «Сафари» – модель, которую устанавливают на «Тайгу» и «Рысь». Многие зарубежные снегоходы оснащены регуляторами аналогичной конструкции. В то же время при их установке значительной разницы мы не почувствовали.
«Сафари» легко и дешево тюнингуется и настраивается. Благодаря модернизации «Бурана» при помощи этого регулятора достигается неплохой результат – увеличивается скорость снегохода и значительно снижается расход топлива. Как такое возможно? Дело в том, что стандартный «Альпина» просто не доработан как следует, отсюда такой прирост мощности.
Что выпускают сегодня
На данный момент существует определенный набор модельного ряда буранов, различающихся между собой внешне и конструктивно:
В каждую из этих версий заложены определенные улучшения, повышающие управляемость, а также удобство пользования снегоходом. Например, снегоход буран аде снабжается электростартером, еще у него удлинена платформа. Особенности классической модели
Для начала рассмотрим основные технические характеристики:
Улучшаем охлаждение и шумоизоляцию
Чтобы улучшить охлаждение снегохода, важно следить за настройкой карбюратора, зажигания и смазкой. Но кардинально решает проблему доработка системы охлаждения. Для этого нужно правильно изолировать выхлопную систему. В таком случае воздух не будет нагреваться от выхлопного коллектора. С другой стороны, из-за высокой температуры могут отгорать сегменты глушителя. Поэтому более правильно организовать отдельный подвод воздуха и поставить теплозащитный экран, отделяющий цилиндры от выхлопного коллектора.
Эффективность такого подхода будет сразу ощутима, даже если у вас не установлены специальные датчики. Некоторые в качестве охлаждения используют двойной вентилятор. Однако, это не совсем проверенный способ, так как, согласно теории, обе крыльчатки могут мешать друг другу.
Многие пользователи также жалуются на «громкость» «Бурана». Чтобы сделать его тише своими руками, можно заменить подшипники катков на другие, закрытого типа. Благодаря этому не нужно будет так часто менять в них смазку, что в целом будет содействовать более тихой работе снегохода. Кроме того, можно изолировать моторный отсек «Бурана», используя недорогие современные материалы.
Как удлинить раму бурана своими руками
Уважаемые форумчане, охотники и рыбаки, туристы и фанаты снегоходов Буран!
Пишем ваши пожелания и улучшения. Каким вы его видете в условиях эксплотации именно нашей республики?
С уважением Водник.
двиге и редукторе нареканий нет а вот ходовая ну вообще никакой
три года назад на удлененной версии снгхда буран поставил всю ходовку от снгхда ямаха браво две пары,там нужно токо ведущий вал приварить(переделать) и горя не знаю,по проходимости +5 на рыхлом снеге+5 тонну тянет запросто,на неровностях едет очень мягко с гуськой проблем вообще нет а бурановская гуська хватает от силы на полторы сезона.
вместо жигулей нужно сразу купить тойоту.
обьемно и понятно! молодец!
А кто-нибудь стaвил нa Бурaн
когда мороз от 25 градусов и выше руки не мерзнут одних перчатках ездил
поверх рессоры поставил газовый амортизатор от ямаха браво
сказанному, надо вернуть уголки для ног по косогорам нога скользит,сзади бурана нет ручек чтоб зад поднять а раньше были,очень много лишних дыр, отверствий через которые забивается снег,упростить болт на котором крепится бобина, а то бывает на морозе не сразу открутишь,усилить переднюю дугу в тайге она не помогает,в основном все бураны поднимают лобовое стекло на 10-20см.На новых рессора почти не ломается листов стало три считая коренную но толстые это плюс,а то четырехлистовые ломались только так я имею в виду не коренную а полностью. вообще то завод по моему прислушивается к мнению пользователей с каждым годом буран становиться лучше это радует. на новых много изменений вроде мелочи но в тайге это важно.
поставить генератор для подзарядки аккумулятора.Вожу мотоциклетный на 12В, для навигатора, телефона, да и фары ярче светят, на подогрев ручек и курка
поставить генератор для подзарядки аккумулятора.Вожу мотоциклетный на 12В, для навигатора, телефона, да и фары ярче светят, на подогрев ручек и курка. Буран без электростартера.
на цилиндры было бы вообще хорошо, датчик уровня топлива, зеркало заднего вида. А то все самим приходиться делать.
Лишние приборы,электроники по моему будут усложнять ремонт при морозе, это не автомобиль, а датчик температуры работы движка не помешал бы. Еще, внутри под капотом вокруг бака привинтили примерно 8см.шириной дюралевую жестянку, чтоб снегу меньше попадало внутрь капота.
бока капота Бурана слетает с рамы и очень тяжело
менять подшипник балансира на пути(старого образца).
сейчаас какие то усиленные балансиры есть
Говорят от Ямaхи рeмни вaриaторныe
подходят к Бурaну и служaт очeнь долго. Сaм нe пробовaл, нaдо подбирaть по номeрaм и стоят дорого.
и отдолбил три ведра льда примерно-30кг. всё просушил и запенил монтажной пеной это бесполезное пространство. Советую широкую длинную лыжу,по глубокому снегу хорошо прёт.
Под пeной из-зa рaзницы тeм-ры
обрaзуeтся кондeнсaт, a в дaльнeйшeм ржaвчинa тaк что нe слeдуeт этого дeлaть.
Есть сайт snowmobile.ru, так есть понятие «буран от лехи», со всеми доработками, это тема
Спереди привариваю полосу 10 см чтоб снег не лез под капот.
И конечно приварил мощный бампер. Стекло поднял и по бокам капота приделал боковины 25 см. Выхлоп вывел справа. Под баком заварил все дырки. Особенно со стороны редуктора. Левую дыру капота заглушил намертво на правой сьемная крышка. Теперь под капотом снега нет. Рессоры кроме коренной самодельные от УАЗ буханки. Забыл про поломки. На кожухе мотора слева прорезал дыру и на крышке тоже. Заводскую дыру в сильные морозы прикрываю. Поднял сиденье на 14 см. Ноги не устают при дальних поездках. Пластмассовые коврики заменил на изготовленные из старых гусениц. Приварил уголки чтоб ноги не соскальзывали.
руль отрезал и вставил пять см.трубы и приварил. А то раком ехать спина болит. Над карбюратором прорезал болгаркой большую дыру 20/10 и спокойно езжу в 60-65 градусов ничё не замерзает бензонасос и т.п. между цилиндрами просунул жестянку чтоб тепло от правого не шло на левый цилиндр а шло через прорезь на карбюратор и бензонасос.
на вариаторе или регуляторе? ну короче где три пластмаски маленькие стоят и постоянно летят. я вырезал ножом со звёздочки балансира пластмаски и поставил по совету одного старого бураниста. и забыл про них ваще! заводские в печку выкинул. а то через каждые 20-30км. менял
Полная модернизация снегохода
Чтобы произвести полную модернизацию снегохода, некоторые фирмы предоставляют специальные комплекты для тюнинга. Стоит отметить, что, покупая детали таким образом, иногда можно немного сэкономить. Вот типичный комплект для модернизации «Бурана»:
Сделать езду приятнее можно, улучшив тормозную систему снегохода. Стандартный рычаг не годится для этой цели, так как водителю торможение дается ценой неимоверных усилий. Чтобы облегчить процесс, устанавливается облегченная пружина, а плечо рычага увеличивается.
Внешний тюнинг
Чтобы сделать удобным управление снегохода, нужно приобрести и установить современный бортовой компьютер. Функционал такого устройства довольно широк — оно может отображать на специальных индикаторах скорость «Бурана», количество оборотов двигателя, его температуру, условный пробег и удобные часы. Это не только расширит возможности модели, но и сделает ее более современной.
Чтобы сделать снегоход более привлекательным, можно обновить капот, поставить светодиодные лампочки, модернизировать ночное освещение и поставить впереди бампер-отбойник. Последний и смотрится стильно, и защитит «Бурана» от столкновений и ударов.
Спортивности снегоходу придаст обновленное перетянутое сиденье и покраска корпуса. Стильной и в то же время полезной функцией будет наличие лебедки, которая подбирается в согласии с тягловой возможностью модели. Агрессивности придаст установка широкого внедорожного трака, который, среди прочего, повышает проходимость снегохода через снежные заносы и делает его более маневренным.
Как видно, старый добрый «Буран», при удачной настройке и правильной модернизации в некоторых отношениях может дать фору импортным снегоходам. Внешне, как это видно на фотографиях, после надлежащего тюнинга, он выглядит особенно эффектно.
Амортизатор на лыжу Бурана
Амортизатор специально спроектирован для снегохода Буран и постоянной работы в горизонтальном положении, что обеспечит его правильную и безотказную эксплуатацию в самых жестких условиях.
Специальное наполнение обеспечивает более быстрый выход на глиссер. При производстве использованы лучшие наработки в этой области. Монтаж производится в любой автомастерской или своими руками за полчаса. Требуется сварка. В комплект входят амортизатор и кронштейны крепления.
Обоймы с манжетами коленвала для РМЗ-640
Всем известны случаи, когда штатные сальники в процессе эксплуатации выдавливает и двигатель выходит из строя. Также причиной выхода из строя двигателя бывает разрушение пружины, после чего ее попадание на кромку манжеты также выводит из строя этот узел. Порча сальников приводит к обеднению смеси в результате подсоса воздуха и является следствием разрушения игольчатых подшипников и прогара поршней. Идея новой конструкции обойм и дополнительных доработок коленвала была предложена В.П.Новосельцевым.
Мы только доработали этот узел, исключив недостатки конструкции, разработанной во времена дефицита, когда приходилось использовать сальники, предназначенные для валов авто-коробок.
Для обеспечения длительной службы двигателя вместо штатных применены обоймы с манжетой импортного производства, изготовленной по авиационным нормам и выдерживающую высокие обороты двигателя и повышенное давление.
Эксплуатация на протяжении нескольких лет показала надежность конструкции и безотказную работу двигателя.
Блок двигателя РМЗ-640
Собранный из оригинальных деталей блок двигателя РМЗ-640 с уже установленными обоймами с манжетами (высококачественные, оборудованные кольцом против слетания пружины), модернизированным выхлопным коллектором DD с улучшенными прокладками выхлопного коллектора, оригинальными свечами из Японии, позволит быстро, максимально качественно и бюджетно произвести ремонт или модернизацию вашего снегохода Буран.
Также можно укомплектовать двигатель системой охлаждения модернизированной, электростартером, зажиганием, ручным стартером, высоковольтными проводами и свечными колпачками, оригинальным карбюратором К-65Ж или Mikuni, тросиками газа и корректора, топливным насосом встроенным или отдельностоящим, втулкой под вариатор или венцом электростартера на ваше усмотрение.
С 2015 года коленчатый вал может быть оборудован высококачественным роликовым подшипником со стороны вариатора, что существенно повышает срок службы этого узла, за счет снижения нагрузки.
«БУРАН» ПЛЮС
В нашем домашнем гараже есть видавший виды снегоход «Буран». Не буду высказывать свое отношение к нему в целом, поскольку мнения владельцев по этому поводу расходятся. Однако работа его сердца — мотора всегда вызывала не только беспокойство, но и из года в год требовала «хирургического» вмешательства. Каждое лето, готовя эти «сани» к зимнему сезону, в двигателе из-за износа что-то меняли: то кольца, то вкладыши, то поршни.
Насколько мне известно, эти проблемы, возникающие при эксплуатации двигателя РМЗ-600, не дают спокойно спать и другим владельцам «буранов», а сам мотор до сей поры уже несколько десятилетий будоражит умы отечественных Кулибиных, пытающихся довести конструкцию «до ума». Мы же пошли иным путем, решив заменить штатный силовой агрегат другим, подходящим.
Идея установки двигателя от мотопомпы МП-80 на снегоход «Буран» принадлежит моему сыну Владимиру, поскольку эксплуатирует и ремонтирует его в основном он. Сын же и подбирал необходимые запасные части для нового мотора, поскольку на момент появления идеи в наличии имелись лишь цилиндры и блок-картер. Он же осуществлял в основном и переделку, а я лишь помогал ему, когда у него не хватало времени или навыков в изготовлении отдельных сложных деталей.
Силовой агрегат от мотопомпы МП-80 на снегоходе «Буран»:
а — вид справа (по ходу); б — вид слева (по ходу).
Поршни к двигателю МП-80 подошли от мотоцикла «Иж-Планета». Кстати сказать, они в пять раз дешевле «бурановских», хотя последние хуже по качеству — даже прогорают. Поршневые кольца оказались более тугими, чем положено, но со временем притерлись.
Мотор МП-80 рассчитывался для работы на бензине марки А-66 или А-72. Сейчас такого бензина на заправках попросту нет. Поэтому головки цилиндров пришлось «шлифануть» на один миллиметр, чтобы уменьшить объем камеры сгорания и приспособить их под бензин Аи-80. Замер изменения мощности не производили, но за счет такого форсирования она должна бы, конечно, увеличиться.
Глушитель двигателя оставили штатный — от МП-80, но его усовершенствовали, а точнее дополнили самодельным баллоном-резонатором, подсоединив к глушителю через гибкий гофрированный рукав. При этом и новый двигатель, и дополнительный резонатор компактно уместились под штатным капотом.
Модернизированный коленчатый вал силового агрегата от мотопомпы МП-80, приспособленного для снегохода «Буран», в сборе:
1—левая (по ходу) полуось; 2—упорный подшипник 8207; 3—роликовый подшипник 42207; 4—наружные (цельные) щеки шатунов; 5—шатуны; 6—роликовые подшипники 2306; 7—внутренняя (разрезанная) щека шатуна; 8—храповая муфта кикстартера; 9—косозубая шестерня кикстартера; 10—полумуфта магнето; 11—правая полуось; 12—стяжной болт (2 шт.); 13—центральный вал; 14—дистанционная муфта; 15—коренная шейка шатуна (2 шт.); 16—ролики бессепараторного подшипника (по потребности, 2 компл.).
Полуоси коленчатого вала:
а — правая; б — левая; штрих-пунктирной линией показаны очертания исходной детали — штатной полуоси.
Забегая вперед, отмечу, что выхлоп стал мягче и его можно сравнить с выхлопом четырехтактного двигателя. Работу мотора на средних оборотах не слышно уже на расстоянии 40 м, а на холостом ходу — 7—8 м. Но главное преимущество оказалось в другом. Так, на «Буране» выхлопные газы направлялись глушителем через корпус снегохода вниз — там всегда образовывалась наледь, куски которой приходилось в поездках отколачивать. Теперь выхлопные газы выходят с правого борта в сторону совсем не попадая на водителя и пассажира. Старое отверстие под глушитель в корпусе закрыли приваренной накладкой.
Важная самодельная дополнительная деталь — специальный фланец, на который крепятся генератор (вместо штатного магнето МП-80) и пусковой механизм от «Бурана». Фланец пришлось не только самому точить на токарном станке, но и отливать для него болванку, так как нигде не нашел подходящей массивной заготовки.
Материалом для болванки послужили старые дюралюминиевые поршни, которые наколол и расплавил в ковше, изготовленном из консервной банки. Диаметр ковша около 220 мм, а высота — почти 90 мм. Плавил в кузнечном горне в конце смены, оставив расплав в ковше на затухающем огне на всю ночь. Наутро ковш с застывшим металлом разрезал болгаркой, разодрав стенки «розочкой», и вытащил болванку. Отливка имела различную структуру: пористую — в верхнем слое и плотную (примерно на 2/3 высоты) — в нижних слоях, которая и была использована для изготовления фланца.
Здесь же отмечу, что фланец сажается на шпильки М8 и крепится гайками к блок-картеру. При монтаже фланца надо сначала насадить его на шпильки так, чтобы они лишь немного выступали из отверстий. Затем на все шпильки слегка наживить гайки и по очереди их равномерно закручивать.
Привод (клиноременная передача) вентилятора радиатора, жидкостного насоса и генератора (не виден за пусковым устройством).
Радиатор системы охлаждения двигателя снегохода.
Еще во фланце «по месту» сверлится отверстие под провода и выполняются два диаметрально противоположных паза под винты М5. Пазы при ослабленных винтах позволяют поворачивать фланец по часовой стрелке (или против), что дает возможность установить более раннее (или позднее) зажигание — менять угол замкнутого состояния контактов прерывателя.
Специальный фланец.
Кроме головок цилиндров переделкам подверглись и некоторые другие детали двигателя МП-80. В первую очередь это касается его коленчатого вала, а точнее его крайних частей (назовем их условно полуосями: правой и левой, ориентируясь по ходу). Для этого двигатель разобрали: сняли цилиндры, блок-картер «располовинили».
Начнем с левой полуоси. В заводском исполнении для МТ-80 конструктор как будто предугадал, что его мотор поставят на «Буран». А потому оставлены на месте оба ее подшипника: и опорный роликовый 42207, и упорный шариковый 8207. Можно было бы сохранить прежней и длину оси. Но тогда бы была излишне длинная ее консольная выступающая часть, что при смещении шкива вариатора вызвало бы дополнительные нагрузки на подшипники. К тому же, пришлось бы еще переделывать узел ведомого шкива.
Поэтому все же решили полуось укоротить, хотя и ненамного — всего лишь на 18 мм, перенеся, соответственно, все поперечные и продольные размеры с конца вала вглубь. При определении длины консольной части полуоси «плясали» от концов шпилек крепления корпуса сальника — после напрессовки правого диска шкива на полуось до упора в буртик он все же не должен доходить до торцов шпилек хотя бы на 3 мм.
Полуось имеет заводские центровочные отверстия-гнезда, поэтому обработка ее концевой консольной части затруднений не вызвала, хотя и потребовалось строго выдержать допуски для посадки правого диска шкива и подшипника 205 холостого хода вариатора. На резьбовой конец полуоси навинчивается бурановская втулка левого крайнего диска с грузиками шкива вариатора.
Теперь о правой полуоси. Прежде всего с нее снимаются все сидящие на ней детали. Свободная полуось обрезается под корень щеки кривошипа. После этого с другой стороны щеки (там имеется центровочное гнездо) сверлится отверстие диаметром 28 мм, а затем растачивается до диаметра 29 — 0,05 мм.
Правая полуось выгачивается новая (ее размеры приведены в чертеже) — сначала с припусками 2 мм, а затем — точно в размеры. Для посадки щеки на полуось щеку нагревали. После того проверили биение всего коленчатого вала и устранили излишнее. Далее, установив кривошип правого шатуна в положение верхней мертвой точки, на полуоси профрезеровали шпоночный паз для ротора генератора.
Система охлаждения мотора в мотопомпе МТ-80 была совсем простой — цилиндры охлаждались протоком закачиваемой воды. Поэтому для использования на снегоходе систему охлаждения пришлось конструировать заново. Основной трудностью при этом было то, что она (система) должна быть компактной и умещаться вместе с двигателем под штатным капотом. Но и эта задача была решена даже с теми комплектующими узлами, которые имелись в наличии или которые удалось раздобыть.
Схема жидкостного охлаждения двигателя МП-80 на снегоходе «Буран-плюс»:
1 — двигатель; 2—муфта (отрезок резиновой трубки); 3—трубка (штатная, разрезанная); 4—шланги (резиновая трубка Ø вн. 14); 5—радиатор (печка от трактора ДТ-75); 6 — вентилятор (от снегохода «Буран»); 7—расширитель (бензобак от пускового двигателя ДТ-75); 8—насос (помпа от автомобиля ВАЗ-2101); 9—переходник (сталь, круг 45); 10—хомут (9 шт.).
Самая объемная деталь (или узел) — радиатор. В его качестве приспособили обогреватель (печку) от трактора ДТ-75 практически без переделок. А расширителем послужил бензобак пускового двигателя того же трактора. Только в системе охлаждение он установлен «на попа» (вертикально). Поскольку радиатор расположен под капотом, да еще боком к направлению движении (а следовательно, и к встречному воздушному потоку), то его снабдили еще вентилятором, который расположили между радиатором и правым цилиндром, прикрепив корпус к картеру. Вращение вентилятора вместе с насосом осуществляется от коленчатого вала через шкивы клиноременной передачи.
Насос использован от автомобиля ВАЗ-2101. Его пришлось доработать: заглушить отверстие в торце 3-мм стальной пластиной через резиновую прокладку и, просверлив напротив приемного патрубка отверстие диаметром 12 мм, приварить отвод — отрезок трубы наружным диаметром 15 мм. Поскольку приемный патрубок рассчитан на шланг диаметром 40 мм, а все трубопроводы новой системы имеют внутренний диаметр 14 мм, то пришлось сделать переходник.
Насос крепится к корпусу вентилятора радиатора с помощью кронштейна с прорезью (от генератора ВАЗ-2101) и уголкового кронштейна с осью (втулка приварена к заглушке насоса) — к картеру. Насос имеет возможность поворачиваться на небольшой (но достаточный для натяжения приводного клинового ремня) угол.
Головки цилиндров имеют прокладки, в которых было лишь по одному отверстию около каждого цилиндра. Пришлось пробить специальным пробойником еще по шесть отверстий (исключая места крепления штуцеров), чтобы жидкость не шла по пути наименьшего сопротивления, а обтекала всю головку цилиндров.
Головки цилиндров соединены между собой алюминиевой трубкой. Эту трубку разрезали, рассверлили до диаметра 10 мм и соединили отрезком резинового шланга, затянув его хомутами. Такая переделка предотвратит разгерметизацию соединений трубки и головок цилиндров от вибрации во время работы двигателя.
Для продувки радиатора с целью эффективного охлаждения циркулирующей в нем жидкости, независимо от скорости движения и температуры окружающей среды, установлена еще крыльчатка (вентилятор). Она — от снегохода «Буран», где использовалась для принудительного воздушного охлаждения цилиндров. Вращение крыльчатки, как и насоса (помпы), осуществляется от коленчатого вала через шкивы клиноременной передачи. А чтобы крыльчатка не гнала воздух мимо радиатора, она заключена в кожух, а все щели в самом радиаторе и между ним и кожухом крыльчатки запаяны белой жестью.
Впускной коллектор:
1—патрубок цилиндров (от выпускной трубы мотоцикла «Иж-Планета»); 2—патрубок карбюратора (от той же трубы); 3—карбюраторный фланец (стальной лист s6); 4—ушко крепления карбюратора (стальной лист s3, 2 шт.); 5—фланец цилиндра (стальной лист s5).
Для двигателя МП-80 купили новый карбюратор К-68 «Пекар». Для него пришлось сделать из выхлопной трубы мотоцикла «Иж-Юпитер» другой впускной коллектор.
Доработка подмоторной площадки:
1—рессора (2 шт.); 2—площадка (стальной лист s3); 3—крепление площадки к реcсоре (болт М8, 6 шт.); 4—подушка (резина, 4 шт.); 5—дополнительная пластина (стальной лист s3).
Для закрепления нового силового агрегата на подмоторной площадке «Бурана» ее пришлось удлинить (приварить добавочную поперечную пластину) на 27 мм и выполнить новые пазы для регулировки его местоположения с целью совпадения плоскости вращения вариатора и шкива редуктора. При этом немножко, но неизбежно сфрезеровывались края рессор (что, в общем-то, не страшно). Чтобы шпильки крепления силового агрегата (а точнее, их гайки с шайбами) не перекашивались, на место срезанных концов рессор к площадке снизу приварили такие же по толщине пластинки.
Еще одно изменение на снегоходе коснулось скорее его внешнего вида (так сказать, дизайна), чем конструкции, — это переделка обтекателя. Его «скроили» из двух, установив на нем еще и вторую фару, что придало снегоходу более внушительный вид. Штатную фару сдвинули при этом вправо (по ходу), и она осталась по-прежнему путевой (неподвижной). Вторая же имеет возможность поворачиваться в своем гнезде и даже выниматься из него при необходимости и использоваться как фара-искатель.
В заключение хочется отметить преимущества, которые приобрел старый «Буран» после оборудования его двигателем от мотопомпы МП-80.
Во-первых, жидкостное охлаждение мотора обеспечивает ему стабильный тепловой режим с рабочей температурой около 85°С. Во-вторых, увеличились тяговые характеристики снегохода, что позволяет ему не только спокойно преодолевать более крутые препятствия, но и буксировать тяжело груженные нарты (аж до 800 кг). В третьих, запасные части доступны и дешевы, что тоже немаловажно.
Может быть, упала максимальная скорость. Но снегоход предназначен не для гонок по равнинам и степям. Местность у нас пересеченная, да еще с лесами, где и 45 км/ч — скорость уже запредельная. А наш «Буран-плюс» может катиться и быстрее.
ВИТАЛИЙ и ВЛАДИМИР ПРОНИНЫ, г. Краснослободск, Мордовия