Как удивительно положение верующего
Как удивительно положение верующего
Шарх хадисов от ученых Ислама запись закреплена
СКОЛЬ УДИВИТЕЛЬНО ПОЛОЖЕНИЕ ВЕРУЮЩЕГО!
Сообщается, что Абу Яхъя Сухайб ибн Синан (да будет доволен им Аллах) рассказал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
“Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это (тоже) становится для него благом”
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:
«Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) привел хадис от Сухайба ар-Руми, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом. ”. А затем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил в чем заключается это благо, сказав: “Если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это (тоже) становится для него благом”.Таково положение верующего!
Каждому человеку предопределено либо нечто, радующее его, либо нечто, причиняющее ему страдание. И по отношению к этому предопределению люди делятся на две группы: верующие и неверующие. Для верующего все предопределенное непременно оборачивается благом. Когда его постигает горе, он проявляет терпение и ждет облегчения, надеясь на награду Аллаха, поэтому это горе становится благом для него. Если же с ним случится что-то радующее его, он благодарит Всевышнего Аллаха. Однако, благодарность (шукр) проявляется не только в словах. Благодарностью также является подчинение Всевышнему Аллаху. Верующий благодарит Аллаха, и в этом для него благо. Этим верующий обретает два блага: религиозное и мирское. Таково положение верующего!
Что касается неверующего, то он в плохом положении. Когда его постигает горе, он не терпит, более того начинает ругать время, жаловаться, или даже ругать Всевышнего Аллаха. Прибегаем к Аллаху за защитой от подобного положения! Если же его что-то радует, он не благодарит Всевышнего Аллаха, в результате чего это благо оборачивается наказанием.
1 — Побуждение к вере, так как верующий постоянно находится во благе.
2 — Побуждение к проявлению терпения во время тяжелых ситуаций, ибо это является отличительной чертой верующих людей. Если во время трудностей, ты видишь в себе терпение и надежду на награду Аллаха, знай, что это является проявлением веры (имана). Если же ты видишь противоположное, то порицай свою душу и кайся перед Аллахом!
3 — Побуждение к благодарности (шукр) во время радостных событий. Если человек благодарит своего Господа за дарованные милости, эти милости увеличиваются! Всевышний Аллах сказал: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (Сура Ибрахим, аят 7)».
Как удивительно положение верующего
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Удивительно положение верующего.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Как удивительно положение верующего! Поистине, все в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». Муслим 2999.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не перестанут испытания постигать верующего и верующую в их телах, в их имуществе и в их потомстве до тех пор, пока они не встретят своего Господа очищенными от грехов». Ахмад 2/450, аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 494, ат-Тирмизи 2399. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2280.
Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри и Абу Хурайры (да будет доволен Аллах ими обоими), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов». аль-Бухари 5641.
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает Его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного Дня». ат-Тирмизи 2396, Ибн Маджах 4031. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тахауи и шейх аль-Альбани. См. “Шарх мушкиль аль-асар” 2050, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1220.
Болезнь и жизненные трудности – не причина для отчаяния
Все люди – творения Всевышнего Создателя, и в этом мире мы находимся временно. У каждого человека за это короткое время, которое мы называем жизнью на земле, бывают печали и радости, подъёмы и провалы, поражения и победы, которые периодически сменяют друг друга. Так Всевышний Творец устроил нашу жизнь.
Каждый верующий понимает, что вся жизнь на этой Земле является для него испытанием от Всевышнего. Милости и блага Всевышнего, которым мы часто радуемся, и беды, постигающие нас, из-за которых мы печалимся – всё это является испытанием.
Однако при правильном восприятии и соответствующем поведении в любых жизненных ситуациях не только блага, но и беды могут стать для верующего милостью Всевышнего Аллаха. Вы всё правильно прочитали – беды, постигающие человека, при правильном подходе могут стать для него милостью и наградой.
Ведь если человек, которого постигло горе, не жалуется на него, проявляет стойкость и терпение и благодарит Всевышнего за то, что его не постигли ещё более тяжкие беды, оно станет для него милостью Аллаха. Более того, за стойкость и терпение он получит большое вознаграждение.
Как видите, и блага, и беды – это испытание для человека. Тот, кто не способен выдержать испытание горем, не выдержит испытания благами. А тот, кто уверовал в могущество и милость Всевышнего Аллаха, выдерживает любые испытания, и даже при больших бедах, которые его постигают, он благодарит Создателя. Ведь любое испытание в жизни можно превратить в милость Всевышнего Аллаха.
Поэтому верующий никогда не впадёт в отчаяние, ибо любая неприятность, которая постигает его, может стать для него подарком от Аллаха, ведь за это с него списываются грехи. Если же он вдобавок проявит стойкость и терпение, это послужит причиной прощения множества его грехов и получения огромного вознаграждения.
От Абу Яхьи Сухайба бин Синана (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
عَجَباً لأمْرِ المُؤمنِ إنَّ أمْرَهُ كُلَّهُ لَهُ خيرٌ ولَيسَ ذلِكَ لأَحَدٍ إلاَّ للمُؤْمِن : إنْ أَصَابَتْهُ سَرَّاءُ شَكَرَ فَكانَ خَيراً لَهُ ، وإنْ أصَابَتْهُ ضرَاءُ صَبَرَ فَكانَ خَيْراً لَهُ
«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». (Муслим, 2999)
Вся наша жизнь – испытание как для верующего, так и для неверующего. Это испытание как для грешников, так и для праведников. Каждый человек подвергается испытаниям, пока находится на этом свете, но, если при этом он вспомнит о Всевышнем Аллахе и обратится к нему, Аллах не оставит его.
Больше всего неприятностей в жизни человека случается из-за различных болезней и недугов. Он сам или его близкий может заболеть, в любом случае, это очень тяжкое испытание для человека. Но если человек представит себе, какие блага ему уготованы за это в Судный День, и осознаёт, что именно Всевышний Аллах выбрал для него эту болезнь, какие у него могут быть ощущения?
Если человек действительно верующий, он воспрянет духом и будет готов не то что решить, а порвать любую проблему. Он от радости может обнять эту проблему так, что после объятия она упадёт и уже не поднимется. Ведь болезни, несмотря на физические и душевные страдания, приносят и много радости.
Человеку записывается такая же награда, как за совершение благого деяния, которое он обычно совершал, будучи здоровым, если он в результате болезни лишается возможности его совершения.
От Абу Мусы Аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا مَرِضَ العَبْدُ أَوْ سَافَرَ كُتِبَ لَهُ مِثْلُ مَا كَانَ يَعْمَلُ مُقِيماً صَحِيحاً
«Когда раб Аллаха болеет или находится в пути, ему записывается совершение того же, что он обычно делал, оставаясь у себя дома и будучи здоровым». (Бухари, 2996; Абу Дауд, 3091)
Чтобы человек мог стойко переносить тяготы болезни и проявлять терпение, он должен знать следующее:
1. эта болезнь предопределена Всевышним Создателем, и без воли Творца её бы не было.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
قُلْ لَنْ يُصِيبَنَا إِلَّا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَنَا هُوَ مَوْلَانَا ۚ وَعَلَى اللَّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ الْمُؤْمِنُونَ
(смысл): «Скажи (о Пророк): «Не постигнет нас ничто, кроме того, что предначертал нам Аллах (в Хранимой Скрижали). Он – наш Покровитель (помощник и хранитель). И пусть (только) на Аллаха полагаются верующие (во всех своих делах)»» (Сура Ат-Тавба: 51);
2. Всевышний Аллах милостивее к нему, чем сам он и все люди мира.
От ‘Умара бин аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды к Посланнику Аллаха ﷺ привели пленных женщин и детей, среди которых была женщина, искавшая кого-то, и когда она нашла среди пленных ребёнка, то взяла его, прижала к себе и накормила грудью. Увидев это, Посланник Аллаха, спросил:
«Как вы думаете, способна ли эта женщина бросить в огонь своего ребёнка?». Мы сказали: «Клянёмся Аллахом, нет». Тогда он сказал: «А Аллах милостив к Своим рабам больше, чем эта женщина к своему ребёнку» (Бухари, 5999; Муслим, 2754);
3. Всевышний Создатель избрал именно для него эту болезнь, и Аллах больше него самого знает, что ему лучше.
Всевышний Создатель – Мудрейший, и ему известно, как и что надо делать в соответствующей ситуации. Беда, постигшая человека – будь то болезнь или другое горе, заключает в себе мудрость Всевышнего, в ней есть милость для человека;
4. Всевышний Аллах, ниспосылая человеку эту болезнь, желает ему только добра.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ يُرِدِ اللهُ بِهِ خَيْراً يُصِبْ مِنْهُ
«Того, кому Аллах желает добра, Он подвергает испытаниям». (Бухари, 5645; Ибн Хиббан, 2907)
Чем труднее испытание, тем больше награда за него. Однако эту награду получает только тот, кто не роптал на свою судьбу, терпеливо переносил испытания, был доволен решениями Аллаха и не выражал своё негодование;
5. испытание болезнью является признаком любви Аллаха к своему рабу.
От Анаса (да будет доволен им Аллах), передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إنَّ عِظَمَ الجَزَاءِ مَعَ عِظَمِ البَلاَءِ ، وَإنَّ اللهَ تَعَالَى إِذَا أَحَبَّ قَوْماً ابْتَلاَهُمْ ، فَمَنْ رَضِيَ فَلَهُ الرِّضَا ، وَمَنْ سَخِطَ فَلَهُ السُّخْطُ
«Поистине, великое воздаяние полагается за великое испытание, и, поистине, если Всевышний Аллах любит людей, Он подвергает их испытаниям, после чего довольствовавшиеся снискают благоволение Аллаха, а негодовавшие — гнев Его» (Тирмизи, 2396);
6. этот мир не вечен, а вечный Мир, куда мы все перейдём, более достоин внимания и усилий.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
قَالَ اللَّهُ: أَعْدَدْتُ لِعِبَادِى الصَّالِحِينَ مَا لاَ عَيْنَ رَأَتْ ، وَلاَ أُذُنَ سَمِعَتْ ، وَلاَ خَطَرَ عَلَى قَلْبِ بَشَرٍ
«Всевышний Аллах сказал: «Для Моих праведных рабов Я приготовил то, чего не видел глаз, о чём не слышало ухо и чего даже не представляло себе сердце человека»». (Бухари, 3244, Муслим, 2824; Тирмизи, 3197).
Если больной человек желает для себя успокоения и утешения, пусть смотрит на тех, кто хуже него положением, а не на тех, у кого положение лучше. Также ему следует вспомнить положение пророков (мир им), сахабов, табиинов и других праведников (да будет доволен им Аллах), которых Аллах испытывал куда более тяжкими бедствиями.
Всевышний Аллах также испытывал сподвижников Пророка ﷺ и других праведников, имамов и учёных. Чем тяжелее испытания раба, тем больше Аллах любит его. Поэтому не стоит отчаиваться по причине болезней и других трудностей – поистине, это всё пройдёт.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
فَإِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرًا إِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرًا
(смысл): «Ведь, поистине, за каждой тягостью наступит облегчение. Поистине, за каждой тягостью настанет облегчение». (сура Аль-Инширах: 5-6)
Нурмухаммад Изудинов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Хадис, который помогает пережить любые испытания
Если вас настигли испытания, прочтите этот хадис
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это (что-нибудь) из его грехов». (Бухари, Муслим)
Всевышний Аллах говорит: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем». (Сура аль-Бакара, аят 155-157)
Качества, которые помогут вам преодолеть самые тяжелые моменты в жизни
Поскольку испытания и трудности неизбежны, Ислам не позволяет верующим укрыться от них, но указывает на такое отношение и принятие испытаний, которое, в итоге, приведет к благу. В этом хадисе как раз и указывается этот сценарий развития.
Чтобы уравновесить негативные последствия страданий, Ислам привлекает наше внимание к их ожидаемым плодам. Проблемы и неприятности служат средством искупления грехов и повышения положения верующего в будущей жизни.
Этот оптимистичный и позитивный подход защищает мусульман от того, чтобы пасть жертвой отчаяния и горя. Здесь уместно привести некоторые хадисы, которые подчеркивают эту идею:
«Как удивительно положение верующего! Поистине, все в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». (Муслим)
«Того, кому Аллах желает блага, постигает что-либо из болезней». (Бухари)
«И не перестанут тяготы и беды постигать раба Аллаха до тех пор, пока он не будет шагать по земле безгрешным». (Ибн Маджа)
Какую награду получит верующий за пережитое горе?
Вышеупомянутые хадисы не должны быть приняты за призыв к фатализму и пораженчеству. Послание, которое передают хадисы, заключается в том, что каждый мусульманин должен ожидать трудностей и готовиться выдерживать их.
Этот пункт делает различие между тем, кто доверяет Аллаху и верит в Его милость, и тем, кто чувствует, что он один в этом мире, что он сталкивается с его огромными проблемами, будучи лишенным любого источника поддержки или помощи.
Эти хадисы призваны вселить в сердца верующих надежду и избавить их от негативных мыслей и мрака безнадежности. Для более глубокого понимания этой истины, приведены следующие хадисы:
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, хотя в каждом из них есть благо. Стремись к тому, что пойдёт тебе на пользу, проси помощи у Аллаха и не проявляй слабости, а если постигнет тебя что-нибудь, то не говори: «Если бы я сделал так, было бы то-то и то-то!», — но говори: «Это предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал», — ибо, поистине, эти «если» открывают шайтану путь к делам его». (Муслим)
«Знай: то, что миновало, не должно было с тобой случиться, а то, что случилось с тобой, не должно было тебя миновать. И знай, что нет победы без терпения, находки без потери, облегчения без трудностей». (Тирмизи)
Всевышний Аллах сказал: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое». (Сура аш-Шура, аят 30)
Али бин Абу Талиб, услышавший этот аят сказал: «Этот аят самый обнадеживающий в Коране. Если мои грехи будут искуплены через страдания и бедствия, и, кроме того, Аллах прощает много других грехов, то что из моих грехов останется после такого искупления и прощения?».
Действительно, испытания часто оставляют сердца разбитыми, а наших близких огорченными, однако верующий знает как обратить испытания в источник силы.
В завершение приведем еще одни прекрасные слова Посланника Аллаха (мир ему):
«Больше всех из людей подвергаются испытаниям Пророки, затем те, кто был ближе к ним своей верой, затем те, кто был ближе к этим. И человек испытывается в соответствии со степенью своей религии веры. Если он был стойким в религии, то увеличивались и его испытания.
Если же в его религии была слабость, то он испытывался в соответствии со степенью своей религии. И не перестают постигать раба лишения и беды до тех пор, пока не оставят они его шагать по земле свободным от грехов».
Лучшее дуа для самых трудных моментов в жизни
Кратчайший Путь
Когда-то я советовала книгу «Антихрупкость. Или как извлечь выгоду из хаоса». Она зацепила меня, потому что с первых строк в ней отображается суть известно го хадиса :
Со слов Сухайба ибн Синана ар-Руми (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Если постигает его нечто радостное, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». Муслим
Вторая глава книги начинается так:
«Есть вещи и явления, которым встряска идет на пользу; они расцветают и развиваются, сталкиваясь с переменчивостью, случайностью, беспорядком, стрессорами, любовными переживаниями, риском и неопределенностью. Однако, невзирая на то, что данный феномен наблюдается повсеместно, у нас нет слова, которым можно точно обозначить противоположность хрупкости. Назовем это качество «антихрупкостью».
Отечественные психологи в своих трудах назвали это явление «жизнестойкостью». Имам Ибн Раджаб аль-Ханбали в «Трактатах» затрагивает эту тему, толкуя два хадиса:
Приходит в сборниках аль-Бухари и Муслима хадис от Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал: «Верующий подобен только что появившемуся ростку: откуда бы ни подул ветер, он сгибает его, а когда ветер стихает, росток выпрямляется. Что же касается нечестивца, он подобен кедру, (который остаётся твёрдым и несгибаемым, пока Аллах не сломает его, когда пожелает)».
Хадис со слов Ка’ба ибн Малика, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Верующий подобен ростку, который ветер то раскачивает, то выпрямляет. Что же касается лицемера, он подобен кедру, (который ничто не может раскачать,) пока он не будет вырван с корнем единожды».
Имам Ибн Раджаб, на примере этих хадисов, показывает, как благотворно вера влияет на жизнестойкость. Он говорит:
«В этих хадисах Пророк ﷺ сравнил тело верующего, которое испытано болезнями, с молодым ростком который раскачивает ветер, в то время как лицемер и грешник представляются в виде кедра. Кедр — огромное дерево, его не сдвинет с места ветер и не поколеблет до тех пор, пока Аллах не нашлет на него шквальный ветер, который вырвет из земли в мгновение ока. Ветра — это несчастья этого мира, которые опрокидывают его тело то влево, то вправо. И не достигнет ветер его сердца, потому что он защищен светом веры.
У неверного и лицемера наоборот: тело его сильное, ветер не переворачивает эту жизнь. А что касается его сердца, оно слабое, им играются страсти, ведущие к заблуждению, и которые опрокидывают его то влево, то вправо. Его сердце подобно дереву, которое было вырвано с корнем из земли. И нет для него покоя подобно колоцинту, у которого нет стойкого корня в земле.
Сказал Ка’б: «Сказано в Торе: «Не становился человек терпеливым в народе иначе, как его притесняли и завидовали ему»».
Сказали мудрецы: «Сильный враг не подчиняется подобно сильному ветру, от которого спасается росток, благодаря своей мягкости. А крупное дерево ломается из-за его твердости. Поистине, грешник по причине его силы начинает мериться силами с предопределением. Он начинает бросать вызов подобно сосне, которая бросает вызов ветру: она не успокаивается, и сильный ветер берет над ней верх и вырывает ее с корнем.
До тех пор, пока верующий соблюдает скромность перед величием Аллаха, проявляет терпение перед бедами, для него будет хороший исход. Такой спасся от бед в этой жизни и жизни вечной, и будет у него благой исход ».
Далее приведу слова из статьи «Жизнестойкость и религиозность как ресурсы современного человека в трудных жизненных ситуациях» 2015г.
«Изменения всегда ведут к развитию. Опасность воспринимается как сложная задача, знаменующая собой очередной поворот изменчивой жизни, побуждающий человека к непрерывному росту.
Чем выше жизнестойкость, тем вероятнее, что человек будет адекватно воспринимать трудности вместо их избегания и отрицания. Поэтому жизнестойкость можно представить как совокупность установок и навыков, позволяющих превратить изменения в возможности.
Развитая жизнестойкость позволяет предупреждать болезнь и снижать уровень артериального давления, кроме того она влияет и на психологические показатели. Это качество снижает разрушительную силу психологического дистресса, а также усиливает ощущение счастья и удовлетворенности в различных делах, повышает адаптивность.
Важнейшим условием бытия человека является его потребность в религии.
Религиозность коррелирует с высоким уровнем психического здоровья, а религиозные убеждения способствуют оптимальному разрешению вне и внутриличностных конфликтов. Кроме того, эмпирически доказано, что вера придавая смысл существования, уменьшает тревогу и невротическую вину. Положительное влияние религия оказывает на личностное благополучие. В исследованиях было показано, что люди с сильной религозной верой имеют высокую степень жизненной удовлетворенности, личного счастья. Также, согласно результатам исследования, при низком уровне жизнестойкости индивиды с более высоким уровнем религиозности менее подвержены состоянию гнева и депрессии».
На основании вышесказанного, можно проследить, как два небольших хадиса вместили в себя мудрость времен и людского опыта, изложенного в книгах.