Как удержать мотоцикл девушке
Маленькая Девушка, Большой Мотоцикл: Мезальянс? Нет!
«Технология Уверенности»: личные истории и полезные советы от мотоциклисток невысокого роста, управляющих тяжелыми, крупными мотоциклами.
История первая — Тришия Жулевски
Мой маленький рост – не помеха в моей работе, связанной с тестированием мотоциклов (я инструктор по вождению и мото-журналист). Я ездила на многих мотоциклах, на которых едва могла коснуться земли пальцами ног. Вот несколько моих советов.
То, что вам нужно в первую очередь – это повысить уверенность в себе! Ваши физические данные – это не ограничения; все проблемы – в степени уверенности в своих силах.
Наклон влево при остановке – один из эффективных способов управления высоким мотоциклом, будь то спорт-турист типа BMW S 1000 XR (высота сидения 33,1 дюйма, или 84 см) или круизер.
Я поделюсь с вами маленькими хитростями, как управлять высоким мотоциклом без укорачивания подвески или уменьшения высоты сидения.
Для начала обучения, выберите маленький легкий байк (напр, Honda Rebel). Часто новички сразу покупают байк своей мечты, а потом роняют его прямо на въезде в гараж, так как он слишком тяжелый, чтобы его удержать во время изучения новых техник езды. Выберите тот мотоцикл, который вы сможете с легкостью удержать, когда он начнет заваливаться на бок. Именно на таком мотоцикле нужно отрабатывать умения и навыки вождения.
Необходимо много ездить и изучать различные сценарии езды на мотоцикле, с которым вы легко можете справиться.
Только после приобретения необходимых навыков и опыта езды, можно купить большой байк. При наличии навыков, у вас более нет необходимости опускать обе ноги на землю. Я видела несколько невероятно талантливых мотоциклисток, которые ездят на мотоциклах, на которых они вообще не могут достать до земли ногами (одна из них — Дженнифер Хупер; ее историю читайте далее), и это вполне реально для каждой из нас!
2. Оценивайте парковочную ситуацию. Разработайте план до того, как вы опустите ноги.
Еще задолго до въезда на стоянку, я оцениваю ее с нескольких сторон:
Если парковка без покрытия, я проезжаю ее, не останавливаясь. Если покрытие ровное, без уклонов, я паркуюсь так, чтобы мотоцикл не упал и мне было легко выбраться оттуда.
Если местность идет под горку, паркуйтесь передним колесом вперед. Когда нужно будет уезжать, вы просто выведете мотоцикл задним ходом. Убедитесь, что вы всегда паркуетесь с включенной передачей, чтобы мотоцикл не покатился сам.
Парковаться на ровной поверхности легче, но, возможно, вам прийдется заводить мотоцикл на паркоместо задним ходом. Конечно, самая подходящая парковка свободно позволяет въехать и выехать из нее на мотоцикле; ищите именно такие стоянки. Убедитесь, что никто не сможет запарковаться так, чтобы перекрыть выезд вашему мотоциклу. Если вы паркуетесь на стоянке с бетонным колесоотбойником, а справа и слева остается достаточно места для выезда, тогда ставьте мотоцикл подальше от отбойника, чтобы при выезде вам было легче объехать его.
3. Ведите мотоцикл за руль.
Если сидя на мотоцикле, вы не можете коснуться земли обеими ногами и вам приходится заезжать на парковку или выбираться с нее задним ходом, ведите мотоцикл за руль. Крепко возьмитесь за ручки, стоя слева от мотоцикла, когда вы снимаете его с боковой подножки. Используйте корпус тела для упора, прислоните мотоцикл к правому бедру, выводите его задним ходом на нейтральной передаче или с выжатым сцеплением. Двигайтесь медленно, регулируйте скорость передним тормозом. Лучше всего вначале отработать этот маневр на маленьком мотоцикле.
4. При остановке наклоняйтесь влево.
Пусть у вас войдет в привычку хорошо закреплять багаж, чтобы груз был равномерно распределен на мотоцикле. Отработайте до автоматизма легкий наклон влево при остановке. В этом случае вы сможете использовать педаль заднего тормоза для полной остановки, когда будете вначале опускать левую ногу на землю.
Если вы можете встать на цыпочки и коснуться земли, вы можете использовать передний тормоз, когда опускаете на землю сначала правую ногу. Во время остановки всегда контролируйте рычаг во избежание падения мотоцикла в сторону наклона.
5. Следите за тем, где вы останавливаетесь.
Однажды я уронила мотоцикл, потому что опустила ногу и не обнаружила там твердой почвы для опоры. Это может произойти при остановке на неровной поверхности в так называемой «долине», когда оба колеса находятся на возвышенностях, а между ними земля просела. Моим оправданием в тот момент была сильная усталость, но вы не повторите мою ошибку, потому что читаете эти строки.
Отслеживайте такие «долины» и углубления в дорожном покрытии при остановке. Они часто встречаются на въездах-выездах с парковок.
Будьте внимательны в случае наклона асфальтового покрытия. Если вам необходимо остановиться на участке с откосом, обязательно опускайте первой ногу со стороны, ближе расположенной к земле. Это исключение из правила №4.
Если дорога отлого опускается влево, вы не должны наклонять мотоцикл влево, потому что он упадет. Вместо этого, наклоните его вправо, чтобы опустить правую ногу на землю и уравновесить мотоцикл при остановке. Обязательно рассчитывайте на дополнительный тормозной путь, потому что вам прийдется снять правую ногу с заднего тормоза немного раньше.
Мотоцикл – невероятно сбалансированный объект. Многие мотоциклы проектируются сегодня таким образом, что могут стоять практически самостоятельно. Кончиков пальцев, навыков и уверенности вполне достаточно, чтобы удержать этих механических «зверей» в повиновении. Преодолевайте свои собственные ограничения, практикуйте навыки, и с ними прийдет уверенность!
История вторая – Дженнифер Хупер
Короткие ноги – не препятствие, главное – хорошие навыки!
При росте 4 фута 11 дюймов (1 м 48 см), Дженнифер Хупер меньше всего подходит на роль мото-инструктора, не укладываясь в рамки стереотипов. Дженнифер родом из Южной Флориды; в специальном тренировочном центре в Майами она занимается подготовкой инструкторов, которые затем обучают обычных граждан.
«Мне никогда и в голову не приходило, что мой маленький рост может быть препятствием для езды на мотоцикле!»
В свои 32 года, она имеет за плечами 28 лет водительского стажа. Ей всегда очень нравилось учить других людей, вначале музыке, потом – управлению мотоциклом. Она получила сертификат мото-тренера Ассоциации безопасной езды на мотоцикле в 1998 году, а в 2004 получила право обучать других тренеров (среди небольшого числа других женщин в США с подобным уровнем подготовки).
Дженнифер с выпускниками одного из тренировочных курсов повышения квалификации.
Студенты поражаются, как хрупкому, женственному инструктору невысокого роста удается так хорошо обучать управлению мотоциклом! Многих это вдохновляет: ведь если смогла эта девушка — значит, и они смогут!
Дженнифер была единственным ребенком в семье. Ее не воспитывали с установкой исключительно на девченочьи виды деятельности, не задаривали куклами и не запугивали фразами: «Девочки не могут это делать!» Наоборот, ей подарили кроссовый мотоцикл JR50, на котором она носилась по окрестностям со старшими ребятами. Со временем, ее стали привлекать более быстрые мотоциклы. Ее родители, как и их родители ранее, тоже были мотоциклистами и поэтому поддерживали ее. Еще прадед Дженнифер был мотоциклистом.
«В гараже всегда было много байков, и я на них активно тренировалась. Мои родители — такого же роста, как и я, и они никогда не позволяли маленькому росту быть ограничивающим фактором!»
Иногда возникают ситуации, когда маленький рост представляет определенную трудность. Паркуясь на мотоцикле Honda Gold Wing, принадлежащем ее отцу, Дженнифер избегает наклонов, где выравнивание мотоцикла может стать непосильной задачей.
Обучение на курсах строится на целостной системе ключевых учебных моментов. Дженнифер мотивирует и помогает, а не руководит обучением. Отсутствие снисходительного тона, дружелюбные вопросы для самоанализа, побуждение к осмыслению своего опыта и самостоятельному приобретению знаний являются ее фирменным стилем. На тренерских курсах она обучала даже таких опытных мотоциклистов, как своего отца и супруга.
Дженнифер и ее Honda Rune. Стереотип мышления обычно побуждает к покупке большого байка, но Дженнифер считает, что выбор нужно делать в пользу того, что нравится.
Если она за рулем Suzuki SV650, Дженнифер слезает с мотоцикла, чтобы завести его задним ходом на парковку. Она тщательно контролирует поверхность на предмет отсутствия углублений.
Ежедневное вдохновение ей дарит фотография прадеда на мотоцикле Thor, сделанная еще в 1900х годах. Дженнифер достойно продолжает семейную традицию любви к мотоциклам и пренебрежения маленьким ростом.
Как научиться ездить на мотоцикле девушке
Где и с какого возраста девушке можно учиться езде на мотоцикле?
Мечтаешь гонять на мотоцикле, как девчонки из супергеройских фильмов? Решилась, но не знаешь, с чего начать? Мы собрали для тебя всю необходимую информацию про обучение, технику безопасности и даже женский мотоспорт. Поехали!
Немного теории
Учиться вождению мотоцикла нужно в автошколе
Минимальный возраст для обучения — 16 лет
Минимальный возраст для получения прав — 18 лет
Никаких ограничений по полу нет: парни и девушки учатся вместе
Для вождения мотоцикла нужна категория «А», для вождения легковых автомобилей — категория «В». Соответственно, это разные отметки в правах и разное обучение
Вместе с категорией «А» автоматически присваивается категория «М» для вождения скутеров
Срок обучения — около 2 месяцев
С чего начать
Как проходят занятия
Тебя допустят до экзамена после прохождения двух этапов обучения — теории и практики. На теоретических занятиях ты будешь изучать правила дорожного движения, на практических — учиться управлять мотоциклом. Тебе покажут, как держать равновесие, как совершать маневры и тормозить.
Полный курс — 28 часов теории и 16 часов практики. За это время ты сможешь освоиться за рулем и разобраться в ПДД.
👉 Мы советуем взять дополнительные уроки по адаптации в городе, так как в курс обычно включены только занятия на площадке.
Что тебя ждет на экзамене
Что ж, ты освоила базу и уже готова проехаться мимо краша на большой скорости, чтобы у него челюсть от удивления отвалилась. Это верный признак, что впереди экзамен. Естественно, если тебе есть 18.
👉 Не рекомендуем идти учиться сильно заранее. Ты все равно не сможешь получить права до совершеннолетия. Соответственно, не сможешь водить. А за время ожидания навыки потеряются, придется учиться заново.
Так вот, экзамен. Сразу готовься к тому, что это займет весь день. Народу много, все идут в порядке очереди. Может быть такое, что ты приедешь к 8 утра, а закончишь к 8 вечера. Заранее морально настраивайся!
Тебе нужно будет сначала сдать теорию. Там вопросы по всем правилам дорожного движения. Такой прям вариант ЕГЭ.
👉Для тренировки знаний по теории скачай приложение с вопросами к экзаменам по ПДД. Они обычно бесплатные и очень эффективные.
Если теория сдана успешно — отправляешься сдавать практику. В экзамене только площадка. Навыки езды по городу будущие мотоциклисты не демонстрируют.
Экзамен сдан, поздравляем! На днях получишь заветную розовую карточку 🎉
Помни о безопасности
Езда на мотоцикле гораздо более опасна, чем на той же легковушке. В условиях большого города вообще лучше на мотоцикле по трассам не ездить. Мы сейчас не включили мамку. Просто это действительно неоправданный риск. Будь осторожна и не теряй голову!
Отговаривать мы тебя, конечно, не будем. Наоборот, дадим ценные советы. Когда ты только научилась, практикуй навыки в специально отведенных местах. Старайся ездить, когда максимально низкая загруженность дорог. Бери с собой кого-то, кто уже давно знаком с управлением мотоциклом. Кстати, отличный повод обзавестись бойфрендом-мотоциклистом!
Лайфхаки
Держи еще пару полезных советов, которых тебе не дадут ни в одной автошколе. Инсайты из личного опыта.
Не слушай никого
Тебя каждый первый будет отговаривать. Если решила — стой на своем. Только помни о безопасности. Это самое важное.
Внимательно посмотри погоду, когда будешь собираться на экзамен
Оденься максимально по подходяще. Ты можешь прождать на улице несколько часов, а спрятаться от холода или палящего солнца будет некуда. Обычно экзаменационные площадки находятся в промзонах, там зачастую даже продуктового магазина в радиусе километра нет.
Не садись за руль сильно уставшей
От усталости концентрация теряется почти так же, как от алкоголя. А ты же заботишься о безопасности.
Всегда (. ) носи защиту
Бери от жизни все
Если уж ты идешь учиться в автошколу и хочешь освоить мотоцикл, покупай полный курс вместе с уроками на легковой машине. Так выйдет дешевле, чем брать их отдельно. Лучше закрыть все за раз. Правда экзаменов будет больше, но это мелочи!
Не покупай права
Тебе это будут предлагать в автошколе. Они всегда предлагают. Отказывайся и сдавай сама. Пусть не с первого раза, но ты будешь уверена в своих навыках.
А что там с мотоспортом?
Это очень крутая штука. По уровню адреналина — круче езды по городу. И безопаснее, так как тренировки и соревнования проводятся в специально отведенных местах.
Девчонки им активно занимаются, хоть об этом и нечасто говорят. У них там что-то вроде закрытого клуба. Но мы тебе немного о нем расскажем, вдруг ты захочешь сменить шоссе на спортивную трассу.
Мотоспорт предполагает соревнование на скорость и трюки. В зависимости от направления. Ты можешь гонять, как пожелаешь, не боясь попасть под колеса. Можно ездить по трассе или по бездорожью с препятствиями.
👉 Еще важный момент: в мотоспорте нет возрастных ограничений. Тебе не нужно ждать 18, чтобы начать соревноваться.
Самой юной гонщице из современных — 9 лет, а она уже занимает призовые места на крупных заездах. Взрослые спортсменки участвуют в самых крутых гонках типа «Формулы-1» (только с мотоциклами). Например, в 2001 году девушка впервые стала победительницей крупнейшего в мире мотосоревнования «Париж-Дакар». А в 2017 году россиянка заняла на этой гонке второе место.
Кто знает, вдруг ты будешь следующей! Только всегда помни о безопасности.
Материалы по теме
Общайся и следи за новостями 😉
Читай любимый журнал в электронном формате
Журнал Elle Girl
Подпишись на печатную версию журнала
© 2021 ELLEGirl, Hearst Shkulev Publishing / OOO «Хёрст Шкулёв Паблишинг». Все права защищены.
Станьте мотоциклистом – 8 причин, почему женщине следует это сделать
Автор статьи: Moto Moto
Итак, узнайте 8 причин, почему стоит сдать экзамен, купить мотоцикл и пополнить ряды мотоциклистов.
1. Езда на мотоцикле доставит вам огромное удовольствие и вызовет привыкание с первого раза.
Когда вы хотя бы раз сядете на мотоцикл, приведете его в движение и узнаете о его возможностях, вы больше не сможете отказаться от него. Самая первая поездка заставит вас испытать ощущения, от которых зависят сотни других байкеров и мотоциклистов. Откуда взялась такая огромная сила увлечения мотоциклом, что за короткое время оно может стать всей вашей жизнью?
«Это отрезание от ваших проблем. Оставив все дома, мы садимся на мотоцикл, и остаемся только он, дорога и мы. Ничего более. Надев шлем, повернув ключ в замке зажигания и запустив мотоцикл, я попадаю в другой мир. Даже езда на мотоцикле с небольшим объемом двигателя приносит мне радость, непередаваемое счастье, покой и нечто неописуемое.», – пишет пользователь мотофорума.
Так что если вы хотите испытать это удивительное чувство свободы, которое дает путешествие на мотоцикле по любому маршруту – станьте мотоциклистом. Если вам нравится скорость, вам нравятся инъекции адреналина и вы ищете способ отвлечься от повседневной жизни – станьте мотоциклистом. Если вы хотите побаловать себя немного управляемым безумием, необходимо как можно скорее – стать мотоциклистом.
2. Вы встретите безумных и увлеченных людей.
Как только вы начнете свое мотоциклетное приключение, вы обнаружите, что на двухколесных транспортных средствах ездят люди, представляющие буквально все слои нашего общества. Мужчины и – все чаще и смелее – женщины. Представители разных профессий. Однако общая страсть, такая захватывающая и доставляющая столько волнующих впечатлений, их очень объединяет. Поэтому мотоциклисты уважают друг друга больше, чем водители автомобилей, они отзывчивые и чрезвычайно дружелюбные.
С такими добрыми, открытыми и полными позитивной энергии людьми хочется подружиться. Если это то, что вам близко, нет ничего проще – станьте мотоциклистом! И присоединяйтесь к одной из многочисленных групп в Facebook, собирающих любителей мотоциклов. Посетите любой мотоциклетный форум, и вы встретите настоящих энтузиастов, которые готовы поделиться собственным опытом, приобретенным в седле мотоцикла. Они устраивают слеты и ездят на многочисленные мотопробеги. Вы также можете отправиться с ними в путешествие в самые дальние уголки мира.
3. Мотоциклистов становится все больше!
До недавнего времени вид косички, торчащей из-под мотоциклетного шлема, был редкостью и вызывал удивление или даже недоверие. Что скрывать – в мире мотоциклов доминировали мужчины. Однако в последние годы эти пропорции изменились. Хотя мужчин по-прежнему больше, с каждым годом женщин становится больше. Они ездят на мотоциклах без всяких комплексов и, что самое главное, отлично справляются! И даже создали свои мотоклубы. Порталы, посвященные мотоспорту, созданные и редактируемые женщинами, очень популярны. Там вы найдете много интересных статей, в т.ч. о технике вождения, образе жизни, мотоциклетной одежде и аксессуарах. А также интересные интервью, репортажи, репортажи с женских митингов и других мероприятий, тексты путеводителей и обзоры мототехники. Достаточно сказать, что владелец издательства, издающего книги по мотоциклетному спорту, которые очень хорошо воспринимаются рецензентами и читателями, также является мотоциклистом.
4. Как мотоциклист, вы можете помочь тем, кто в этом нуждается.
Мотоциклисты, несомненно, люди с большим сердцем. Доказательство тому – их участие в различных благотворительных акциях. Именно по их инициативе с 2009 года проводится ежегодная кампания по сдаче крови под девизом «Motoserce». За 6 акций собрано более 18 000 литров крови. Организаторы также хотят, чтобы кампания способствовала сокращению числа людей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Каждый, кто в ней участвует, узнает о безопасном вождении и принципах оказания первой помощи.
5. Потому что женщины – хорошие мотоциклисты.
Наверняка вы встречались с распространенным в нашем обществе мнением, что мотоциклисты – сумасшедшие люди, представляющие опасность на дороге. Велика вероятность, что, сдав экзамен и начав ездить на мотоцикле, вы внесете свой вклад в улучшение имиджа байкеров. Почему? Потому что вы женщина. И нет, дело не только в женской красоте, но и в том, как женщина водит машину.
«Мы, женщины, водим машину иначе, чем мужчины. За рулем мы осторожнее. Как и вы, господа, мы любим скорость, но не любой ценой». Женщины не лишены фантазии, но, как пишет Ендрасяк, они более ответственны. «Быстро летать весело, когда это действительно возможно и достаточно безопасно», – добавляет журналист-мотоциклист.
Женщины, как и все остальные, любят скорость, но они используют мотоциклы гораздо осторожнее, чем мужчины, потому что, как они говорят, они не могут позволить себе быть безрассудными. «У каждой из нас есть дети и семья. Когда мы едем в тур, у нас возникает ощущение, что нас кто-то ждет. Мы не можем позволить себе безумства».
6. Потому что для мотоциклиста все лучшее.
Число женщин-мотоциклистов постепенно увеличивается. Женщины уже составляют более 10% водителей двухколесных транспортных средств. Поэтому производители мотоциклетной одежды постоянно расширяют свое предложение для женщин. Важны не только защита и удобство использования, но и эстетика. Вот почему в мотомагазинах много видов одежды, предназначенной только для женщин. Размер, крой, цвет и дизайн подбираются специально для женщин. Мотоциклетные шлемы переливаются цветами, привлекая взгляды женщин и ревнивых мужчин.
Вам больше не нужно выбирать между безопасностью и эстетикой, или сокращать, сужать или шить мужскую одежду, чтобы было на чем кататься. Разве это не еще одна причина стать мотоциклистом?
7. Мотоциклисты не стоят в пробках.
Если вы до сих пор управляли автомобилем, вы точно застревали в пробке или кружили в поисках места для парковки. Нет ничего более досадного. Мотоциклист имеет явное преимущество перед водителями автомобилей. Согласно действующему закону, он может ездить между машинами в пробке. Ему просто нужно держать безопасную дистанцию, адекватную скорость и бдительность. Мотоцикл можно припарковать практически где угодно, и обычно вам не нужно платить за парковку. К тому же парковочных мест, предназначенных только для двухколесных транспортных средств, становится все больше (например, у входа в гипермаркет, под офисными зданиями).
8. Потому что мечты существуют, чтобы их осуществить.
Вы с раннего возраста интересовались мотоциклами? Хотите прокатиться по пересеченной местности на эндуро? Катание на беговых лыжах или туристическая поездка? Возможно, вам не хватало смелости, времени или ресурсов, чтобы купить подходящую машину или вы ехали только как рюкзак, пока, наконец, не приняли единственно верное решение – наконец стать мотоциклистом! Чего же вы ждете? Вперед!
Известные байкерши
Если вы ищете вдохновения, прочтите об известных байкерах в книге «Мотоциклетные экспедиции». Вы прочтете там, среди прочего о Бенце Пулко, которая в январе 1997 года лежала на кровати и уставилась в потолок. Именно тогда она приняла решение, которое изменило ее жизнь: путешествовать по миру на мотоцикле. Она никогда раньше не ездила на мотоцикле, даже не умела водить, и все же пять месяцев спустя она отправилась в приключение. Она собиралась путешествовать два года, а вернулась через пять с половиной лет!
Десять упражнений, которые научат вас всем навыкам, необходимым для управления вашим мотоциклом.
Прежде чем перейти к упражнениям, найдите в себе силы и прочитайте три книги Хаффа (Учебник по выживанию для мотоциклистов), Паркса (Полный контроль) и Йенатча (Техника спортивной езды) — минимум для любого мотоциклиста, который хочет научится управлять мотоциклом.
Но данные упражнения взяты из книги Пэта Хана «Максимальный контроль: приручение тяжелого мотоцикла». Для начала Пэт определяет, что тяжёлым мотоциклом он считает аппарат объёмом от 900 кубиков и весом от 270 килограммов (или 600 фунтов). Сразу вслед за этим автор признаёт, что, во-первых, тяжелый мотоцикл вполне может быть и легким — 40-килограммовой женщине и 125-кубовый аппарат тяжёл. А во-вторых, все его приёмы отлично работают и с лёгкими мотоциклами. Таким образом, книгу можно считать универсальной.
Десять упражнений, описанных в этой книге, научат вас всем навыкам, необходимым для управления вашим мотоциклом. Но, чтобы суметь воспользоваться тем или иным приёмом в нужный момент, необходимо, чтобы он был «свежим». Вот сводная таблица тренировок, позволяющая держать навыки наготове.
Упражнение 1 | Медленная езда | 20 минут в день, 3 дня в неделю. Когда станете проезжать дистанцию за 20 секунд или больше, сократите количество тренировок до одной в месяц. |
Управлять мотоциклом на низкой скорости сложнее, чем на высокой. Во-первых, труднее держать равновесие, а во-вторых, нужно привыкнуть к рычагу сцепления, ручке газа и научиться интуитивно понимать отклики мотоцикла при воздействии на рычаг и ручку. Если рычаг сцепления полностью отпущен, то ехать по-настоящему медленно не получится, двигатель просто заглохнет. Если рычаг полностью выжат, двигатель вообще не крутит колёса. Нужно найти такое взаимное положение рычага и ручки газа, чтобы и двигатель работал устойчиво, и скорость была бы невысокой. Важно понимать, что газ и сцепление в данном случае взаимосвязанные параметры, то есть для снижения скорости можно прикрыть ручку, а можно посильнее выжать сцепление. Задача — довести процесс до автоматизма, чтобы поиск значения параметров происходил на уровне инстинктов. Не бойтесь сжечь сцепление — на большинстве мотоциклов диски работают в масляной ванне и переносят проскальзывание гораздо лучше, чем сухие диски автомобильного сцепления.
Найдите пустую, достаточно обширную парковку. Отметьте 33,5 метра. Поезжайте как можно медленнее вдоль прямой линии. Подберите такое взаимное положение ручки газа и рычага сцепления, чтобы мотор работал ровно и устойчиво. Не опускайте голову, смотрите на горизонт, используйте вестибулярный аппарат и боковое зрение что ориентироваться в пространстве и оставаться на линии. Когда движение станет равномерным, ещё снизьте скорость. Опять найдите нужные параметры сцепления и газа. Снижайте скорость поэтапно, пока не станете ехать со скоростью пешехода. Не пытайтесь сразу поехать как можно медленнее. Главная задача — научиться пользоваться газом и сцеплением, почувствовать их. Дайте себе на это время, не спешите.
ГРАФИК: Тренируйтесь 20 минут в день, 3 дня в неделю. Через несколько недель вы должны проезжать 33,5 за 25 секунд или больше. Когда вы почувствуете себя уверенно и станете проезжать дистанцию за 20 секунд или больше, сократите количество тренировок до одной в месяц.
Лучше всего тренировать медленную езду в начале и конце каждой поездки, если, конечно, позволяет дорожная ситуация. Будьте терпеливы. Это не так просто, как кажется, и нужно прикладывать усилия, чтобы поддерживать навык в отточенном состоянии.
Разворот в ограниченном пространстве — на узкой дороге, тесной парковке и т.д. — является одним из самых трудных манёвров для любого мотоциклиста. Во-первых потому, что на низкой скорости мотоцикл очень неустойчив. Во-вторых, такой разворот довольно редко встречается в повседневной езде, поэтому навык сам по себе не нарабатывается. Кстати сказать, разворот вправо многим водителям даётся труднее, чем разворот влево. Дело в том, что при развороте руль поворачивается на максимальные углы, одна рука получается прижатой к телу, а другая почти полностью выпрямленной. Большинству людей удобнее работать газом выпрямленной рукой, а сцеплением — прижатой. Прежде чем приступить к упражнению, следует запомнить главное правило: при маневрах на низкой скорости не пользуйтесь передним тормозом! Слишком сильное торможение, а зачастую и просто касание переднего тормоза, приведёт к тому, что мотоцикл завалится внутрь поворота. Скорость следует регулировать либо газом-сцеплением, либо задним тормозом, но ни в коем случает не передним.
Лучшим упражнением для тренировки разворота является восьмёрка, представляющая по сути два разворота в разные стороны. Чем меньше расстояние между крайними точками, тем выше ваше мастерство. Найдите подходящее место, пустая парковка подойдёт. Главное, чтобы ваша восьмёрка не ограничивалась ничем по бокам, тогда при заваливании мотоцикла вы сможете просто добавить газ и поехать прямо, избежав падения. Поставьте два ориентира, лучше всего, если это будут дорожные конусы, но и два заметных камня тоже подойдут. Начните с 12 метров или даже больше. Когда освоитесь на 12 метрах, переходите на 9, потом на 6 (это уже уровень американских мотополицейских). Кстати, не каждый мотоцикл допускает шестиметровую восьмёрку, возможно руль просто не сможет повернуться на нужный угол. В таком случае, естественным пределом станет восьмёрка с рулём в крайнем положении.
1. Помните — мотоцикл едет туда, куда вы смотрите. Ни в коем случае нельзя ехать «по факту», голова должна поворачиваться на максимально возможный угол, чтобы вы могли смотреть вдоль траектории как можно дальше. В начале разворота смотрите на противоположную от конуса (камня) сторону, в середине нужно уже смотреть на вход в следующий разворот.
2. Держите тело вертикально, наклоняйте только мотоцикл.
3. По возможности загрузите внешнюю подножку. Эндурообразные мотоциклы позволяют не только ездить, но и разворачиваться в стойке. Лично мне это кажется более удобным. Нужно просто встать всем весом на внешнюю подножку и заваливать мотоцикл в поворот руками, не забывая о газе и сцеплении, конечно.
4. Держите голову вертикально, чтобы смотреть вдоль горизонта, так легче держать равновесие.
5. Периодически охлаждайте байк и давайте отдых себе. Мотор и особенно сцепление при выполнении восьмёрки работает в тяжёлом температурном режиме, так что периодически проветривайте их. Вам, а точнее вашему вестибулярному аппарату, тоже приходится не сладко, известны случаи головокружения и потери ориентации. Так что время от времени делайте кружок вокруг квартала — и вам, и мотоциклу будет легче.
ГРАФИК:Тренируйте восьмёрку дважды в месяц по часу.
1. Не подруливайте по время разворота, сразу поверните руль на нужный угол и развернитесь не меняя его положения. Радиус разворота регулируйте тягой. Если байк заваливается внутрь, дайте чуть больше тяги, если заходит слишком широко, уменьшите тягу.
2. Начните пользоваться задним тормозом во время разворота. То есть к газу-сцеплению и углу наклона добавьте ещё одно управляюшее воздействие — задний тормоз. Это позволит точнее контролировать траекторию — именно задний тормоз позволяет полицейским выполнять их феноменальные фигурки.
Довольно часто, особенно в больших городах, бывает необходимо начать движение с поворотом. Например, при выезде со двора на улицу, ширина которой уменьшена припаркованными машинами, при выезде с парковочного места у обочины или на большом паркинге в торговом центре и т.п. Хорошо, когда есть возможность стартовать не спеша, перебирая поначалу ногами по земле, но бывает так, что движение на улице слишком плотное и стартовать надо быстро. А бывает и так, что прекрасная незнакомка ждёт, пока вы освободите для неё место на парковке, и стартовать приходится эффектно, как реальный байкер, а не как живая иллюстрация к выражению «лох педальный».
Старт с 90-градусным поворотом пригодится всем и каждому, но и стартом под 135 градусов тоже лучше не пренебрегать. Во-первых, если вы умеете уходить со старта с таким крутым поворотом, то уж обычный выезд сможете сделать наверняка. Во-вторых, при таком старте удобнее смотреть на траффик, выбирая подходящий для вливания момент, потому что не нужно выворачивать голову по-совиному. Кстати сказать, 135-градусный поворот считается основным приёмом американских мотополицейских – они смотрят на встречный траффик, а в случае обнаружения нарушителя бросаются в погоню в лихом развороте.
1. Начальная позиция — внутренняя по отношению к повороту нога стоит на земле, внешняя на подножке, руль и голова повёрнуты в сторону поворота, мотоцикл наклонен в ту же сторону, взгляд смотрит как можно дальше вдоль траектории.
2. Отпускаем сцепление, добавляем газ, задача – сразу поймать баланс газ-сцепление.
3. Как только мотоцикл начнёт движение, сразу ставьте ногу на подножку, так легче держать равновесие.
4. Наклонять байк в поворот следует уверенно.
5. На выходе из поворота сцепление должно быть отпущено, а газ открыт для бодрого ускорения.
6. Всегда помним основные правила — смотреть туда, куда надо ехать и не пользоваться передним тормозом при движении в наклоне на низкой скорости!
ГРАФИК: Тренируйте старт с поворотом раз в месяц по часу.
1. Когда освоите 6-метровый коридор, переходите к 3,7-метровому.
2. Когда 90-градусный поворот будет даваться с лёгкостью, переходите к 135-градусному
Последнее упражнение на тему маневрирования на низкой скорости, этакая «контрольная работа», объединяющая в себе навыки, наработанные в предыдущих трёх упражнениях. Оно входит в программу обучения американских мотополицейских.
Достаточно знать, что ширина двухполосной дороги составляет 6-7 метров..
Помните, что если вы всё-таки выполняете упражнение на дороге общего пользования, это должна быть по-настоящему тихая и пустая дорога, но ни в коем случае не пешеходная зона. Вы не должны мешать движению, подвергая опасности себя и других водителей или беззащитных пешеходов. Кроме того, поскольку упражнение нужно выполнять в обе стороны, то при движении против часовой стрелки вам придётся ехать по встречке, а это, как говорится, чревато боком. В общем, наверно в наших реалиях лучше всего всё-таки тренироваться где-нибудь на пустой парковке.
1. Не используйте передний тормоз, только задний. Если вы уже освоили езду «на заднем тормозе» — самое время применить навык. Если пока не освоили – самое время потренироваться.
2. Главное – идеальное поддержание баланса газ-сцепление.
3. Поворачивайте руль на максимально возможный для вас угол, и постоянно этот угол увеличивайте, пока не упрётесь в конструктивные ограничения вашего мотоцикла.
4. Помните – мотоцикл едет туда, куда вы смотрите. В поворотах и разворотах смотрите как можно дальше вдоль траектории, выворачивая голову.
5. Не наклоняйте голову, смотрите «вдоль горизонта». Смотрите повыше, не разглядывайте асфальт, на нём не валяются потерянные кошельки.
6. Работайте рулём уверенно, не давайте ему болтаться при движении в наклоне. При смене курса или распрямлении траектории перекладывайте руль осознанно, с чётко дозированным усилием.
7. Держите тело вертикально, перекладывайте мотоцикл под собой. Всякие свешивания, откренивания и прочая гимнастика, допускаются, но по большому счёту они тут не нужны.
ГРАФИК: Тренируйте крест два раза в неделю по 15-30 минут (два-три круга в каждом направлении).
Экстренное жесткое торможение – не обязательно до полной остановки – самый важный приём в арсенале любого мотоциклиста. Каждому из нас практически в любой поездке приходится сбрасываться со 100 до 50-ти, но как правило такое торможение заканчивается не остановкой, а разгоном. В самом деле, полная остановка в условиях напряженного движения сама по себе опасна, кому захочется стать накапотным украшением идущего сзади джипа.
Итак, прямо перед вами со двора неожиданно выезжает машина. Или вам нужно сбросить крейсерскую скорость, чтобы вписаться в съезд с трассы. Или наоборот, на трассу вываливается тихоходная Газель и пытается влиться в быстрый поток. Все эти ситуации знакомы и мотоциклистам, и автомобилистам и все они требуют одного – быстрого и эффективного замедления, позволяющего выиграть время и место для принятия решения и последующего манёвра.
Помните главное – мотоцикл останавливается быстрее, когда цепляется за асфальт резиной, чем когда скользит по нему на нескольких металлических и/или пластиковых точках (руле, маятнике, слайдере, обтекателе и т.д.). Поэтому падение или осмысленное укладывание мотоцикла на бок не является решением ни в какой ситуации. Пусть эта мысль поможет вам не лениться и тренировать торможение на совесть.
Последовательность действий в случае аварийного замедления точно такая же, как в случае обычного штатного, которое мы применяем по многу раз в каждой поездке. Правая рука давит на рычаг с нарастающим усилием. Правая нога давит на педаль с нарастающим усилием. Усилие меняется в зависимости от текущей ситуации. Левая рука и левая нога по возможности переключают скорости вниз. Единственно отличие экстренного торможения в том, что все эти действия выполняются быстрее. Главное – не путать «быстро» и «резко».
Итак, найдите кусок приличного асфальта длиной 100 метров. На отметке 50 метров положите что-то по-настоящему заметное. Лучше всего коровью тушу, но подойдёт и мешок картошки. В общем, что-то такое, что отлично видно даже боковым зрением. Отмерьте от середины в каждую сторону три раза по 7,5 метров, всякий раз ставя метку.
Разгонитесь на третьей передаче до 40 км/ч и начинайте тормозить точно посередине. Когда скорость снизится до 15 км/ч, посмотрите возле какой метки вы находитесь. Развернитесь и выполните то же самое в другую сторону. Это будет один круг. Сделайте 8-12 кругов, после чего проанализируйте свои достижения.
1. Будьте самым жёстким своим критиком, не обманывайте себя и не давайте себе поблажек.
2. Всякий раз тормозите грамотно, полностью контролируйте байк.
3. Старайтесь смотреть подальше, в случае реального экстренного торможения этот навык поможет лучше оценить обстановку, принять правильное решение (ускориться, остановиться или объехать), найти путь для объезда.
4. Особенно следите за плавностью, если ваш прогресс базируется на резкости, значит пришло время вернуться назад и ещё поработать над правильной техникой.
5. Не забывайте переключаться вниз, на дороге суметь вовремя ускориться так же полезно, как и вовремя затормозить.
6. Не смотрите на спидометр, когда вам покажется, что вы замедлились до 15 км/ч, просто отпустите тормоза и катитесь, и только тогда гляньте на спидометр и заодно боковым зрением засеките метку, у которой это произошло.
7. В конце прямой вам придётся сделать разворот. Можно, конечно, тренировать заодно и его, но только не в ущерб основной тренировке.
8. Давите на передний тормоз как на апельсин, из которого вы выдавливаете сок, то есть с постоянным нарастающим усилием.
9. Давите на задний тормоз на отрывая пятки от подножки или платформы, используйте только мышцы голени, а не бедра, так у вас меньше шансов сорвать заднее колесо в юз.
ГРАФИК: Тренируйте торможение раз в месяц как минимум по часу.
ПОВЫШЕНИЕ МАСТЕРСТВА:
1. Когда вы научитесь сбрасывать скорость с 40 км/ч до 15 км/ч за 18 метров, то есть у второй метки или чуть дальше, увеличьте начальную скорость до 48 км/ч на четвёртой передаче, потом до 56 км/ч тоже на четвёртой передаче.
2. К сожалению, очень трудно найти место, которое позволит тренироваться на больших скоростях, поэтому когда вы освоитесь на 56 км/ч, самое время отправиться на трек и постепенно, шаг за шагом, научиться замедляться с двухсот до сорока.
3. Помните, что штатное торможение отличается от экстренного только скоростью ваших действий, поэтому нарабатывайте мышечные автоматизмы – тормозите правильно в каждой поездке перед каждым светофором.
Как только вы выезжаете с парковки и набираете скорость человека, бегущего трусцой, техника прохождения поворотов становится другой. Теперь в повороте нужно наклоняться внутрь, а не открениваться наружу. И ещё – теперь нужно применять контрруление.
Скоростные повороты встречаются много раз в каждой поездке, нужно уметь проходить их грамотно и безопасно. Представьте, например, что вам нужно пройти определённый поворот на определённой скорости. Правильная техника позволит вам наклонять байк меньше. Это делает поворот безопаснее для всех типов мотоциклов, но особенно это важно для тяжёлых круизеров – низкий клиренс и широкие платформы для ног сильно ограничивают угол наклона, поэтому каждый сантиметр на вес золота.
Каждый поворот можно разбить на четыре части – торможение, газ, взгляд, наклон. Обратите внимание, что эта последовательность отличается от «торможение-взгляд-наклон-газ», которую вы можете встретить в других источниках.
По сути, предлагается выйти на ровный или немного приоткрытый газ до наклона. Это представляется разумным именно для тяжёлых мотоциклов, и вот почему. Не могу подтвердить своё мнение с цифрами в руках, но мне интуитивно понятно, что их подвеска работает медленнее (больший вес + мягкие пружины), чем у других байков, а значит лучше перестать её тревожить до поворота. Конечно, такой подход можно применять для любого мотоцикла, и он совершенно точно не будет опасным. К счастью, упражнение легко трансформировать под обе последовательности, поэтому советую попробовать и так и так, а потом решить что лучше для вас и вашего байка.
Тормоз– Замедлитесь до скорости, которая позволит безопасно пройти поворот. Все ваши подготовительные действия – замедление, торможение и переключение вниз – должны быть завершены до поворота. На этой стадии нужно также наметить точку входа в поворот.
Газ— Добавьте газ до ровного или чуть-чуть приоткройте, чтобы байк начал очень слабо ускоряться. Задача – привести подвеску в стабильное состояния до точки наклона.
Взгляд-Наклон— Поверните голову и посмотрите вдоль предполагаемой траектории. Хорошо, если выход из поворота виден. Если нет – направьте байк в сторону предполагаемого выхода и смотрите как можно дальше в раскручивающийся поворот. Обратите внимание, что вы ещё не начали поворачивать. И не начинайте, пока на покажется выход. Пока вы не можете его видеть, считайте, что это поворот с уменьшающимся радиусом и что в любой момент он может закрутиться ещё сильнее. С помощью контрруления наклоните байк в поворот. Старайтесь сразу подобрать нужное усилие, чтобы не пришлось подруливать в наклоне.
Отрабатывать поворот лучше всего на большой пустой парковке. Выберите стометровый отрезок, примерно посередине наметьте точку поворота. Выполните 5-10 поворотов в одну сторону, потом в другую.
1. Разгонитесь на второй передаче до 50 км/ч. Задолго до конуса сбросьте газ и оттормозитесь до 35 км/ч, используя оба тормоза. Не смотрите на спидометр, не наклоняйте голову, смотрите повыше.
2. Прямо перед конусом добавьте газ, чтобы выйти на ровное качение или небольшое ускорение.
3. Прямо у конуса поверните голову, чтобы смотреть вдоль траектории и толкните от себя внутреннюю рукоятку руля (левую в левом повороте и правую в правом).
4. Во время поворота перемещайте взгляд вдоль траектории.
5. Не забывайте про газ.
6. Тренировать правильный поворот, как и правильное торможение, можно в каждой поездке. Не ленитесь!
7. Повторяйте про себя «тормоз-газ-взгляд-наклон». Выглядит глуповато, но здорово помогает.
ГРАФИК: Если это ваш первый сезон или это ваш первый сезон на новом байке, тренируйте поворот как минимум по часу раз в месяц в течении шести месяцев. Тренируйте поворот как минимум один раз каждую весну. Если при повседневной езде вы почувствуете, что повороты стали проходиться как-то кривенько – поезжайте на парковку и потренируйтесь часок, чтобы восстановить автоматизмы.
Стандартная траектория строится по правилу «снаружи-внутрь-наружу». То есть перед правым поворотом вы смещаетесь левее, проходите поворот близко к внутренней бровке и выходите на левую сторону полосы. Это прекрасно работает, когда встречка ничем вам не угрожает или когда следующий поворот такой же как предыдущий – то есть правый после правого или левый после левого. В других случаях лучше использовать траекторию «снаружи-внутрь-внутрь» — это безопаснее, эффективнее и приятнее. Назовём её «внутренняя траектория».
Безопаснее она потому, что неаккуратные водители, как правило, залезают на встречку в начале левого поворота, или в конце правого. Внутренняя траектория помогает держаться от таких подальше.
Эффективнее она потому, что на дорогах правый поворот как правило сменяется левым. Не всегда, конечно, но очень часто. В самом деле, дорогу стараются строить так, чтобы она соединяла точку А и Б по прямой. Если попадается какое-то препятствие, то дорога обходит его например справа, то потом она возвращается на прямую, то есть поворачивает налево. Поэтому, чтобы грамотно войти в следующий поворот, на выходе из этого поворота вы должны смещаться внутрь, а не наружу.
Приятнее она потому, что в отличие от стандартной «снаружи-внутрь-наружу», которая спрямляет поворот, напротив, делает поворот даже покруче, а чем круче поворот, тем настоящему мотоциклисту веселее и приятнее.
Проходится «внутренняя траектория» в два приёма. Во-первых, предварительное руление, то есть небольшое отклонение руля, позволяющее следовать вдоль поворота. Во-вторых, собственно руление, то есть значительное отклонение руля, смещающее байк снаружи полосы вовнутрь. Апекс при такой траектории получается очень поздним и по сути совпадает с выходом из поворота.
Тренировать внутреннюю траекторию можно на той же парковке, где вы тренировали поворот, или на хорошо знакомой извилистой дороге.
ТОНКОСТИ (ТРЕНИРОВКА НА ДОРОГЕ):
1. Дорога должна быть по-настоящему хороша знакома.
2. Не пытайтесь сразу поехать быстро, основная задача – научиться строить траекторию.
3. Точка входа совпадает или почти совпадает с точкой предварительного руления. Это та точка, где дорога начинает изгибаться.
4. Точка основного руления – это та точка, с которой виден выход из поворота, то есть место, где дорога распрямляется или переходит в следующий поворот.
5. Апекс – это точка, в которой ваша траектория ближе всего к бровке, он почти совпадает с выходом из поворота.
Внутренняя траектория помогает вам подготовиться к самому вероятному, то есть к правому повороту после левого, или к левому после правого. Если же, вопреки ожидаемому, левый поворот сменится левым – ничего страшного. Просто распрямите руль, или откройте газ пораньше, или побольше – и вы выйдете на внешнюю траекторию.
ТОНКОСТИ (ТРЕНИРОВКА НА ПАРКОВКЕ):
1. Упражнение похоже на предыдущее, только руление разбивается на два этапа.
2. Каждый этап – это обычное руление, поэтому не забывайте держать голову повыше, смотреть вдоль траектории, держать ровный газ или немного ускоряться.
3. Примерно посередине дуги переместите взгляд дальше в поворот и наклоните байк ещё сильнее.
4. Сделайте 5-10 повторов в одну сторону, потом в другую.
ГРАФИК: Тренируйте «внутреннюю траекторию» раз в месяц минимум по часу.
Два предыдущих упражнения помогают отработать действия в штатных, предсказуемых ситуациях. Но в реальной поездке, к сожалению, случаются всякие неприятные неожиданности, созданные другими водителями, пешеходами, животными и ленивыми дорожниками. Это упражнение поможет вам отработать навык уклонения от таких неприятностей.
Предыдущие упражнения помогли вам освоить два главных навыка, нужных для успешного уклонения — торможение и контрруление, осталось только объединить их. Но сначала немного теории.
Нужно запомнить три главных правила:
1. Прежде всего — скорректируйте скорость.Это не обязательно значит «затормозите», иногда нужно ускориться. Снижение скорости даёт всем участникам надвигающейся проблемы время на раздумья и место для маневра. Даже если уклониться не получится, и столкновение произойдёт, низкая скорость уменьшит тяжесть последствий. Однако, в некоторых случаях бодрое ускорение может унести вас от потенциальной проблемы прежде, чем она станет актуальной.
2. Уклоняйтесь только когда это действительно необходимо.Если вы тормозите, у вас есть время подумать и принять наилучшее решение. Если вы потом решите уклоняться, что ж, так тому и быть. Но если вы уклоняетесь с самого начала, а второй водитель вдруг решает изменить скорость и/или направление движения, вы уже не сможете передумать и начать тормозить. Считайте, что уклонение это такая «точка невозврата», не кладите с самого начала все яйца в одну корзину.
3. Разделяйте торможение и руление.Сила трения не бесконечна. Если часть её расходуется на торможение, на борьбу с центробежной силой её может и не хватить. В критической ситуации и тормоза, и руление применяются по полной, на их комбинирование силы трения точно не хватит. В таком случае осуществится один из трёх сценариев (в зависимости от распределения во времени управляющих воздействий): снос переднего колеса и падение, снос заднего колеса и лоусайд или (если вообще всё было сделано неправильно) снос переднего колеса и хайсайд. И не надо думать, что вас спасёт АБС. Эта система создана, чтобы работать на самом пределе сцепных свойств. Руление в такой момент выводит мотоцикл за эти пределы, так что АБС не поможет.
Откровенно говоря, из третьего правила есть исключения, о них мы поговорим при разборе следующих упражнений.
Неожиданные проблемы можно разделить на две категории. Первая — те, что случаются на прямой. Это выезжающие с пересечения автомобили, животные, пересекающие дорогу в поисках пищи или любви, беспечные пешеходы, готовые рискнуть жизнью ради экономии пары минут, а также всякие несовершенства дорожного покрытия. Вторая – те, что случаются в повороте. Это вся первая категория плюс неаккуратные водители, залезающие на вашу полосу с соседней или встречной, а также неумелые водители, немотивированно снижающие скорость слишком сильно.
Самое главное, что вы должны сделать для успешного уклонения — это составить план. Причём составить его нужно до того, как вы выедете с парковки. Ваши инстинктивные действия должны быть заточены под наиболее вероятную ситуацию. Конечно, всё может быть и не существует незыблемого закона, но опыт показывает, что на прямой лучше всего тормозить или тормозить, а потом уклоняться, а в повороте лучше всего уклоняться с помощью контрруления, которое иногда приходится сочетать с торможением.
Есть ли ситуации, когда можно сразу применять уклонение? Да, это ситуации, предсказуемые на 100 процентов. Дырки в асфальте, лужи, мусор, прочие неподвижные объекты и даже переползающие дорогу черепахи не требуют экстренного торможения, достаточно просто немного изменить траекторию.
Аварийным действиям в повороте посвящены два последний упражнения цикла, пока же давайте поговорим, как действовать на прямой.
1. Собственно маневр уклонения — это два последовательных хорошо знакомых контрруления.
2. Не забывайте держать голову повыше и смотреть горизонтально.
3. Эффективность уклонения зависит не от силы воздействия на ручку, а от продолжительности. Пары коротких ударов по рулю может хватить для объезда вышеупомянутой черепахи, но для объезда более масштабных препятствий на ручку придётся давить какое-то время.
4. Помните, торможение заканчивается до руления.
5. По возможности, прокладывайте траекторию уклонения в полутора-двух метрах от препятствия, тогда ваши ноги и выступающие части мотоцикла точно его не зацепят.
6. Поскольку уклонение очень быстрый манёвр, не нужно свешиваться (просто не успеете), пусть мотоцикл как бы ходит под вами.
7. Не зажимайте руки, держитесь за байк ногами.
8. Это упражнение, как и все остальные, требуют постепенности. Поначалу оттормаживайетесь до маленькой скорости, примерно до 20 км/ч. Слишком просто? Тогда в следующий раз начните тормозить попозже.
9. При торможении на забывайте про навыки, полученные в упражнении номер 5. И переключитесь на вторую передачу.
10. Поскольку средняя машина имеет длину примерно 4 метра, уклоняйтесь как минимум на три метра от стартовой прямой.
11. Смотрите не на препятствие, а на объезд.
12. После второго руления выпрямите байк и добавьте газу (представьте визг шин сзади).
13. Разметьте два симметричных препятствия, чтобы можно было развернуться и отработать уклонение в другую сторону.
14. И не используйте в качестве препятствия настоящую машину. Это тренировка, что-то может пойти не так, а безопасность превыше всего. (Подумайте, кстати, что вы скажете страховой в случае чего.)
ГРАФИК: Тренируйте торможение раз в месяц как минимум по часу.
ПОВЫШЕНИЕ МАСТЕРСТВА:Увеличьте начальную скорость до 50, потом до 56 км/ч.
Бывает так, что вы подходите к повороту, планируете траекторию, начинаете её прописывать и тут понимаете, что на ней находится препятствие — лужа, камень, дохлая ворона или глубокая яма. Если вы ответственный водитель и ездите с запасом, примерно на 80% от своих предельных возможностей, ничего страшного в такой ситуации не случится — вы просто подкорректируете траекторию в повороте. Девятое упражнение посвящено такой ситуации.
Цель упражнения — научиться смещать траекторию на метр-другой в середине поворота. Для него отлично подойдёт та же площадка, что и для упражнения №6, только в середине прописываемой арки нужно начертить мелом или выклеить скотчем крест.
1. Сначала потренируйте упражнение №6 («тормоз-газ-взгляд-наклон»), проезжая прямо через центр креста. Добейтесь стабильности. Это будет ваша воображаемая идеальная траектория.
2. Потом начните менять траекторию, распрямляя или, наоборот, сужая ее, и объезжайте крест с одной или с другой стороны примерно в метре-полутора от центра креста.
3. Используйте контрруление – давите внутреннюю ручку, чтобы сузить траекторию и внешнюю, чтобы пройти пошире.
ГРАФИК: Тренируйте смену траектории дважды в сезон как минимум по часу и как минимум два полных часа после большого перерыва в катании.
1. Когда научитесь объезжать препятствие, потренируйтесь возвращаться на идеальную траекторию. Для этого давите внешнюю ручку, если вы сужали поворот и на внутреннюю, если расширяли.
2. Начертите вокруг креста двухметровый круг. Представьте, что он заполнен гравием, или водой, или что это глубокая дырка в земле. Подъезжайте к кругу как обычно — в наклоне и с небольшим ускорением. Перед самым кругом распрямите байк и чуть подотпустите газ (не замедляйтесь!). Проехав круг, примените контрруление и восстановите оригинальную траекторию.
В упражнении №8 неоднократно подчёркивалось, что нельзя одновременно резко рулить и тормозить. Но что делать, если в повороте всё-таки нужно снизить скорость? Как что делать, тормозить, конечно! Заключительное упражнение посвящено отработке этого навыка.
Итак, вы можете применить тормоза в повороте, но нужно понимать, что этот приём требует мастерства и возможен только если вы едете не на пределе своих возможностей. Поэтому на дорогах общего пользования никогда не используйте более 80% от своих реальных способностей. Тогда, в случае неожиданностей, у вас будет 20% на то, чтобы справиться с ними.
Когда бывает нужно тормозить в повороте? При проезде препятствия, которое невозможно объехать (яма, лужа, мусор), если незнакомый поворот оказался с уменьшающимся радиусом, или если в конце поворота стоит знак «Стоп».
Замедление в повороте требует хорошего чувства байка, вы должны понимать, как сильно байк цепляется за асфальт именно сейчас и именно в этой точке асфальта. Если вам нужно тормозить сильнее, придётся сначала уменьшить угол. А если нужно посильнее наклониться, придётся сначала чуть уменьшить давление на тормоза.
К сожалению, нет чёткого правила, позволяющие выразить зависимость в простой и понятной форме. И чем ближе вы к предельным значениям, тем труднее что-либо предсказать. Тем более, что всё зависит от типа байка, марки шин, их температуры и давления в них, от настроек подвески и характеристик дорожного полотна. Есть простое решение, мы его уже упоминали, но повторим ещё раз — не используйте более 80% своих возможностей (да, это очень важно!).
Угол наклона и скорость прохождения поворота взаимозависимы. Чем медленнее вы проходите поворот, тем вертикальнее едет мотоцикл, и тем больше у вас возможностей для манёвра. Поэтому если вы едете на 80% своих возможностей и кто-то со встречки цепляет вашу полосу (как правило, такое случается на выходе из правых поворотов и на входе в левые), вы всегда сможете уйти ближе к обочине. Только помните, что нужно смотреть туда, куда надо ехать, а не на узор решётки радиатора. Если же речь идёт о ямах или мусоре, то и тогда с ними легче справиться, если мотоцикл едет медленно и вертикально, а не несётся в глубоком наклоне.
Существует два способа снизить скорость в повороте. Выбор зависит от того, как сильно вам нужно замедлиться. Первый способ — плавное закрытие газа или торможение прямо в наклоне, с одновременным распрямлением байка. Он работает только если нужно лишь немного сбросить скорость.
Второй способ — быстро распрямить байк, оттормозиться по полной и либо остановиться, либо снова наклониться и закончить поворот. Этот метод требует больше пространства и понимания обстановки сзади. Используйте его только в действительно аварийных ситуациях или в таких ситуациях, опасность которых вы не можете сразу оценить. Именно этот способ мы и будет отрабатывать.
Есть и третий способ — заложить покруче, на препятствии распрямиться, потом сразу опять заложить очень круто. Применять его стоит только на пустой дороге, но и тогда он выглядит страшновато: аааааа! — поворотповоротповорот — прямо — бзденькс! — аааааа! — опятьповоротповоротповорот. В общем, без сердца лётчика лучше так не делать.
1. Помните о безопасности, вам придётся круто поворачивать, жёстко тормозить и снова круто поворачивать и всё это за несколько секунд. Поэтому начинайте с небольших скоростей.
2. Для разминки начните с упражнения №6, стройте траекторию так, чтобы она проходила через центр креста.
3. Выпрямляйте байк очень быстро и только потом нажимайте на тормоза.
4. Тормозите сильно, но не забывайте о правильной посадке и о переключениях вниз.
5. Возможно, в реальном мире вам захочется остановиться или уклониться от препятствия. В любом случае, по окончании торможения байк должен ехать без наклона, передача должна соответствовать скорости, вы должны полностью контролировать ситуацию.
6. Для завершения упражнения, полностью отпустите тормоза, поймайте тягу сцеплением и заложите крутой поворот, держась в воображаемых границах полосы.
ГРАФИК: Тренируйте смену траектории дважды в сезон как минимум по часу и как минимум два полных часа после большого перерыва в катании.
ПОВЫШЕНИЕ МАСТЕРСТВА:Во время отработки этого упражнения вы возможно заметили, что вас выносит за пределы полосы, особенно если вы используете в повороте внутреннюю траекторию. Да, такова печальная правда. Чтобы минимизировать этот эффект перед самым распрямлением байка заложите его ещё круче, так вы выиграете немного драгоценного пространства.