ховерборд это что такое
Краткая история «ховербордостроения»: 5 самых известных проектов
Вдохновленные летающей доской из культового фильма многие пытались воспроизвести технологию. Кто, как и насколько успешно это делал в короткой подборке.
Hendo
Пожалуй, что первый, самый известный проект, что отчасти и обеспечило ему успех на Kickstarter, где кампания привлекла более полумиллиона долларов, и о нем, конечно, уже писали на Geektimes.
Девайс назван по имени создателя, который, по его словам, в течение 20 лет трудился над этим проектом, держа его в строжайшем секрете. Непосредственно рабочий прототип создавала уже целая команда из 19 человек, сохраняя, конечно же, конфиденциальность!
Грег Хендерсон, основатель проекта, предложил пользователям доску, оборудованную четырьмя двигателями, которые создают магнитное поле, в связи с чем использовать Hendo можно только в специально созданных условиях, как уточняется, на неферромагнитных поверхностях.
В настоящее время компания Arx Pax, которая разрабатывает Hendo, продолжает свою деятельность.
Достаточно громкий проект прошлого года. Видео разошлось между пользователями за считанные дни, набрав на Youtube почти 2 миллиона просмотров, что дало компании некоторую уверенность в успехе проекта.
За эту сумму можно подняться в воздух на несколько минут на не очень-то красивом прямоугольнике, оборудованном 36 пропеллерами общей мощностью 272 л. с. Оторваться от земли можно на 30 см, чтобы пролететь какое-то время на скорости около 20 км/ч.
Этот ховерборд — рекордсмен Гиннесса. В 2015 году автор проекта, канадский изобретатель с румынской историей Александр Дуру пролетел на нем свыше 250 метров, поднявшись до 5 метров над озером.
Работает эта версия Omni от 8 пропеллеров, а заряда аккумулятора хватает на недолгие 1, 5 минуты полета, однако данный проект и коммерческим не является. На официальном сайте сейчас можно найти лишь информацию о том, что ведется работа над новым прототипом.
Также некоторая информация появляется на странице Facebook, а видео первого полета — на официальном YouTube-канале.
Достаточно популярный проект на Geektimes, о котором мы впервые упомянули без одного дня год назад. После появилась еще одна короткая новость о возможных сроках официального релиза.
А 5 августа, как раз в обещанный день, появилась информация о том, как создавалось это транспортное средство и раскрыты некоторые характеристики. Цитируя оригинальный пост: Вес ховерборда — 11,5 кг. Магниты внутри охлаждаются жидким азотом до рабочей температуры –197°. Доска может работать только на специальных площадках с постоянными магнитами в основании.
Какова дальнейшая судьба проекта, пока не очень ясно.
Один из последних представленных аппаратов, а заодно и обладатель очередного мирового рекорда: 2 км на ховерборде.
За Flyboard Air стоит известный спортсмен и изобретатель Фрэнк Заппа, который готовил свой девайс около четырех лет. До того, как представить «летающую доску», Заппа стал известен как создатель водных реактивных ховербордов с подключенным шлангом.
Модель Flyboard Air обходится без «дополнительных аксессуаров» и в состоянии продержаться в воздухе до 10 минут, развивая при этом скорость до 150 км/ч. Максимальное расстояние, к которому должен быть готов владелец такого девайса — 3 км. Летает устройство на керосине, который приводит в работу 4 двигателя в 250 л. с., управляется конструкция с ручного пульта, а устойчивость пилоту обеспечивает специальная закрепленная обувь.
Надо ли говорить, что попытки создать парящий транспорт не предпринимались ни до, ни после. Доски на магнитах так или иначе появлялись в сети за разным авторством. В 2010 году один из таких проектов, парящий на магнитах скейт, представил французский художник Нильс Гуаданин:
Годом позже, опять же во Франции, прокатилась доска над стальными рельсами, оторвавшись на несколько сантиметров от земли. В отличие от проекта Нильса, практически «декоративного», этот девайс уже мог выдержать человека:
Ховерборд из доски и раздувателя листьев побывал в нескольких шоу от «Разрушителей. » до «TheGadgetShow», где конструкцией похвастался Джейсон Бредбери:
Ну а самым забавным стал проект HUVr. В рекламе этого Ховерборда приняли участие звезды, рассекающие в Лос-Анджелесе. Впрочем, некоторые зрители начали что-то подозревать, когда заметили «нитки», которые отходили от участников промо. Затем компания выпустила «опровержение», признав, что ролик — идея юмористического канала. Честный ролик, кстати, тоже посмотрели 5 миллионов юзеров!
Полеты по городу на ховерборде стали реальностью
Вы замечали, что мы живем в такое время, когда нам говорят, что придумали гениальную вещь, а мы только одобрительно киваем? Максимум, сделаем репост и пойдем дальше. Нас сложно удивить, но некоторые вещи из старых фильмов будоражат умы людей из категории 30+, которых еще можно удивить прогрессом, так как они родились тогда, когда не было ни Интернета, ни мобильных телефонов, ни массового распространения компьютеров. Одним из фильмов того времени, гаджеты из которого до сих пор хотят повторить изобретатели, является ”Назад в будущее”. А именно вторая часть, где Марти с доком Брауном переносятся в 2015 год, в котором машины летают, а люди носят подстраивающуюся под них одежду. С одеждой мы кое-как справились, до машин еще далеко, но Howerboard, на котором герой уходил от погони, постоянно появляется, и теперь есть еще один прототип. Может быть самый перспективный.
Это не просто летает, но и носит на себе человека
Летающие скейтборды
Устройство, которое на днях показал изобретатель Хантер Ковальд, сложно сравнивать с тем ховербордом из ”Назад в будущее”, но оно все равно очень крутое. Чем-то это даже напоминает то, на чем летал Зеленый Гоблин в ”Человеке-Пауке”, но от этого ценность изобретения не падает. И да, это летающая доска.
Хантер потратил на свои исследования несколько лет, но его изобретение действительно универсальное. Например, несколько лет назад что-то подобное показывала компания Lexus. Ее изобретение было очень похоже на то, что показывали в фильме Назад в будущее, но работало оно исключительно в одном месте в мире. Это был сильно доработанный скейтпарк. В него вмонтировали специальный слой с магнитами. Выглядело все красиво, но на деле это был просто эффект магнитной левитации и не более того.
Были и другие системы, вроде большой платформы с огромным количеством маленьких вентиляторов. Она тоже могла летать, но стоила дорого и за почти десять лет так и не стала хоть сколько-то массовым продуктом.
Ховерборд Хантера Ковальда
Нынешний вариант ховерборда представляет из себя по сути развитие идеи большого квадрокоптера. У него 8 мощных винтов, расположенных вдоль платформы. Именно они и поднимают пилота наверх. Работу ховерборда Хантер продемонстрировал лично, как и положено уверенному в себе изобретателю.
Большого количества подробностей о новом ховерборде нет, но его создатель все же поделился кое-какими характеристиками. В частности, он может подниматься вместе с пилотом на высоту до 150 метров. Конструкция аппарата выглядит максимально облегченной, чтобы его было просто поднять в воздух. Каркас изготовлен из углеродного волокна, а все соединения сделаны максимально надежными, чтобы обеспечить самый высокий уровень безопасности.
Безопасно ли летать на ховерборде
В пользу безопасности говорит большой запас надежности механической части конструкции. В частности, если в полете по какой-то причине откажут сразу два винта из восьми, аппарат все равно сможет сесть, а не разбиться.
Для того, чтобы соответствовать всем требованиям американского законодательства, ховерборд Хантера оборудован навигационным комплексом, который сертифицирован Федеральным управлением гражданской авиации США.
Как управлять летающим ховербордом
Управление осуществляется пультом, который Хантер держит в руке во время полета. Его хорошо видно в размещенном выше видеоролике. Теоретически управление можно было бы сделать по принципу гироскутера. То есть пилот отклонял бы положение аппарата ногами и тот летел бы в нужную сторону, чтобы компенсировать наклон. Но в этом случае опасность была бы выше, так как гироскоп может ошибиться, а любое неловкое движение приводило бы к смещению в сторону.
Главное как следует закрепить ноги.
Кроме этого, смещение веса может стать проблемой, когда восемь пропеллеров крутятся с большой скоростью и создают мощный гироскопический эффект. Поэтому управление с пульта намного удобнее и безопаснее. Конечно, если слово ”безопасно” вообще применимо к ситуации, когда ты висишь на высоте нескольких метров, а вокруг тебя восемь пропеллеров, вращающихся с огромной скоростью.
Эти винты вращаются достаточно быстро, чтобы нанести серьезные травмы.
Только представьте, что будет, если пилот ошибется или система выйдет из-под контроля и он упадет. Кроме того, что он может сам очень сильно пострадать еще до того, как долетит до земли, так еще может достаться окружающим.
Несмотря на это, разработка выглядит очень интересно. Люди, которые стали свидетелями испытаний, сильно удивились. Да и можно ли не удивиться, когда мимо тебя по городу летит человек на непонятной жужжащей платформе.
Выглядит очень эпично
Трудно ли было сделать летающую доску
Какая бы судьба не ждала ховерборд Хантера Ковальда, сам факт его появления уже дорогого стоит. Сам создатель летательного аппарата говорить, что он никогда не сможет объяснить другим, сколько сил было потрачено на создание этого на вид простого изобретения. Это тот самый случай, когда окружающие говорили ему, что это невозможно и законы физики обмануть не получится, но он попробовал и сделал это.
Сам Хантер Ковальд довольно молод.
В итоге, пройдя через трудности, изготовление нестандартных деталей, пожары на испытаниях и прочие неприятности, за несколько лет он добился своего и осуществил мечту. Вот такие энтузиасты, а не крупные корпорации двигают технологии вперед. Хочется пожелать им удачи. А вы хотели бы прокатиться на таком ховерборде?
Новости, статьи и анонсы публикаций
Свободное общение и обсуждение материалов
Американские инженеры хотят разработать идеальный реактивный ранец для использования в военных целях. 👨✈️ Ожидается, что его можно будет использовать для разведки и быстрого перемещения солдат. Но каким должен быть идеальный джетпак и какой из них сегодня самый лучший?
Цеппелин, более известный как дирижабль — это управляемый аэростат, движимый силовой установкой, которая работает на основе легковесного водорода или гелия. …
Сегодня доставкой посылок обычно занимаются курьеры, которые вынуждены добираться до заказчиков минуя многочисленные пробки. Из-за этого люди могут ждать сво…
реклама
Целое поколение скейтбордистов и любителей научной фантастики (особенно фанаты фильма «Назад в будущее») долгое время ждали появления настоящего летающего ховерборда. Что же, ожидание закончилось. Будущее наступило.
Фрэнки Запата пересек Ла-Манш на летающем скейтборде
реклама
Что такое ховерборд и почему он стал популярным?
Hiller VZ-1 Pawnee — летательный аппарат фирмы Hiller Aircraft
Концепция Циммермана впоследствии вдохновила создателей небольшого экспериментального летательного аппарата под названием Hiller VZ-1 Pawnee. Эта причудливая летающая платформа была разработана компанией Hiller aircraft для американских военных, и в 1955 году она успешно совершила свой первый полет. Однако было построено всего шесть таких платформ, поскольку армия не сочла их полезными для военных операций. Создание ховербордов было вполне осуществимо, но построить их с помощью технологий того времени было слишком сложно. На десятилетия ховерборды были практически забыты и, казалось, вышли из моды. А потом вышел фильм «Назад в будущее».
реклама
В 1989 году после выхода фильма режиссера Роберта Земекиса «Назад в будущее 2» идея летающих платформ приобрела огромную популярность. В фильме была показана погоня, в которой главный герой Марти Макфлай летал на розовом ховерборде, преследуемый бандой хулиганов. За последние два десятилетия многие технологические компании и эксперты пытались создать летающую доску, которая могла бы функционировать подобно той, что была показана в фильме.
Как бы забавно это ни звучало, действие фильма «Назад в будущее II» происходит в 2015 году, и ховерборды в нем были обычным явлением. Сейчас они пока не столь распространены, но их популярность постепенно растет.
реклама
Научное объяснение принципа работы воздушных платформ
Несколько самых интересных проектов летающих досок, и технологии лежащие в их основе
В 2014 году изобретатель и предприниматель Грег Хендерсон представил прототип летающего аппарата Hendo Hoverboards на краудфандинговой платформе Kickstarter. Летающий скейтборд Hendo мог летать на высоте 2,5 см над землей с весом около 140 кг, но подобно поездам маглев, для его функционирования требовался направляющий элемент из неферромагнитных металлов.
Год спустя другой изобретатель, Кэтэлин Александру Дуру, используя тот же принцип, разработал похожее на дрон устройство Omni Hoverboard и установил на нём мировой рекорд Гиннесса по дальности полета. Александр преодолел расстояние около 276 метров и поднялся на высоту около 5 метров.
В том же году в декабре румынская корпорация ARCA Space представила электрический ховерборд под названием ArcaBoard. Способный летать над любой поверхностью суши и водой, этот летающий скейтборд имел возможность подзарядки и рекламировался как новый вид персонального транспорта. На сайте компании упоминается, что ArcaBoard приводится в движение 36 встроенными электрическими вентиляторами и может легко управляться как со смартфона, так и с помощью движений тела человека.
В то время как ArcaBoard действительно поступил в продажу в 2016 году по стартовой цене 19 900 долларов, Lexus Hoverboard и Flyboard Air до сих пор не доступны для приобретения. Однако в недавнем интервью изданию DroneDJ Кэтэлин Александру Дуру рассказал, что у него есть планы по запуску коммерческой версии своего омни-ховерборда в ближайшие годы.
Ховерборд какие бывают? Что это на самом деле?
Что такое ховерборд
Человеку свойственно постоянное расширение границ собственных возможностей. Так, стремление подражать рыбам, породило разработку аквалангов и подводных лодок. Желание парить в небесах наравне с птицами легло в основу изобретения воздушных шаров и самолетов. Двадцатый век стал настоящей копилкой, собравшей открытия самых разнообразных видов транспортных средств. Часть придуманного инженеры и испытатели уже смогли поставить на массовый поток. Некоторые остаются загадкой и волнуют умы ученых до сих пор.
Откуда появились
Когда многие взрослые люди сталкиваются с тем, что придуманные устройства из художественных фантастических фильмов начинают воплощаться в реальности, они испытывают недоумение. Например, в картине «Назад в будущее-2» люди перемещались на ховербордах, и мало кто мог себе представить в годы выхода фильма на экраны, что идея придется по вкусу разработчикам новых гаджетов 21 века.
Получается, что парящий гаджет произошел из киношных фантазий режиссеров. История технической реализации идеи заняла у инженеров и ученых почти 2 десятилетия.
Кто придумал
Попытки создать устройство, способное парить над землей, не прекращались, и в 2004 г. другой ученый Джейми Хайнеман смастерил некое судно, базирующееся на доске для серфинга и насоса для уборки опавших листьев. Но эффективность ховерборда Хайнемана была крайне низкой.
Март 2014г. прославился тем, что компанией HUVr Tech был запущен в сети вирусный рекламный видеоролик о якобы уже произведенных прототипах ховербордов, известных по серии «Назад в будущее» 1985г. Когда число пользователей, проявивших интерес к «утке», достигло критических значений, авторы ролика опубликовали информацию о шутливом подтексте новости.
В том же 2014 г. в открытом доступе начали мелькать данные о стартапе Hendo, представившем ограниченному числу пользователей работающий прототип ховерборда из фильма. И разработчики якобы собирают средства на развитие проекта.
Почему популярны
Разобравшись с понятием «ховерборд» и что это, можно поразмышлять о причине популярности данных средств. Во-первых, любовь молодежи ко всему новому, технически сложному и мобильному. Во-вторых, желание освоить новый вид транспортного гаджета вполне оправдано. Люди от катания на летающих скейтбордах получают колоссальный уровень адреналина в крови и свою порцию здорового драйва.
Какие бывают ховерборды
Типы альтернативных средств передвижения
Гироскутер представляет собой средство передвижения, когда на одном или 2 колесах крепится платформа для ног.
Приводятся в движение такие механизмы от электропривода, получающего питание с бортовых аккумуляторных батареек. Управлять гироскутером надо, балансируя корпусом в нужном направлении. Сложная система гироскопов на платформе снизу обеспечивает равновесие человека.
Кто создает?
Производством ховербордов сегодня занимается несколько крупных компаний, рассмотрим продукцию каждой из них подробнее.
Летающие скейтборды от компании Hendo, вернее их опытные образцы пока несовершенны:
● перемещаются исключительно над медной или алюминиевой поверхностью;
● издают неприятный пронизывающий звук;
● уровень шума при эксплуатации достаточно высок.
Для тестирования модели используется не только ровная поверхность, но и небольшой хафпайп. Этого требует желание демонстрации всех особенностей управления средством.
Управлять этим транспортным средством можно наклонами тела пилота. Доступны жестовые команды посредством связки доски со смартфоном (на базе Android или iOS) по Bluetooth. Фирменное приложение ArcaBoard собирает все данные датчиков для распознавания управляющего жеста.
Минусы модели: быстрая разрядка аккумуляторных батарей, огромная масса (82 кг) и внушительные габариты (145*76*15 см). Унести гаджет в рюкзаке за плечами сможет лишь атлет.
Создавал доску Александр в течение нескольких лет, первый вариант модели представлял собой деревянный кусок с зафиксированными на нем гребным винтом и двигателем. Сама же модель, ставшая мировым рекордсменом, была изготовлена компанией А. Дуру Omni Hoverboards. Для изготовления корпуса использовано углеводородное волокно, подъем обеспечивали 8 винтовых моторов, питание шло от 16 батарей с литий-полимерным наполнением.
Управлял своим летающим скейтбордом Александр при помощи специальной рукоятки. В настоящее время компания Omni выпустила усовершенствованную модель прототипа.
Производитель не исключает возможности использования разработки в реальной жизни. Даже в сравнении со скейтбордом удержание равновесия на парящем ховерборде требует более совершенной координации движений.
Еще в 2011 году, как упоминалось ранее, Ф. Запата уже создал водный флайборд, поднимающийся над поверхностью воды до 9-ти метров, за плечами пилота был ранец с двигателями, а в воду опускался шланг. Летающие скейтборды не имеют ни шланга, ни ранца, что обуславливает их более компактные размеры.
Можно ли купить?
Стоимость любого ховерборда оценивается сотнями тысяч долларов США. Приобрести полноценную модель для личного пользования может лишь очень состоятельный потребитель. Высокая цена обусловлена инновационными технологиями и сложностью конструкций.
В настоящее время работы по усовершенствованию имеющихся на рынке летающих скейтбордов не останавливаются и, вероятно, в ближайшие годы парящие гаджеты для простых обывателей будут более доступны.
Где покататься?
Получить свою дозу адреналина и испытать водный флайборд, изобретенный Запатой, можно в компании «Территория полета». Полет на ховерборде выполняется над водой, это обеспечивает необходимый уровень безопасности для пилотов.
Реактивный мотоцикл и летающая доска: спецтранспорт для спецназа
Человечество всегда стремилось расширить границы своих возможностей. Благодаря желанию человека плавать под водой как рыбы появились акваланги и подводные лодки, благодаря желанию летать как птицы появились воздушные шары и самолёты. В течение прошедшего XX века сгенерировано огромное количество идей по созданию различных транспортных средств. Некоторые из них стали реальностью, некоторые до сих пор остаются только на страницах фантастических произведений.
Именно фантастическая литература подарила миру такие понятия, как летающий мотоцикл – ховербайк (hoverbike), реактивный ранец – джетпак (jetpack) и летающая доска – ховерборд (hoverboard). Несмотря на многочисленные попытки, в XX веке ни одно из вышеперечисленных транспортных средств не вышло из стадии прототипов и не было реализовано в сколь либо законченном виде.
В XXI веке достижения в области электроники, датчиков, компактных и мощных электродвигателей позволили вновь вернуться к идее создания персональных летательных аппаратов.
Hoverboard
Наибольших успехов в создании «летающей доски» добился французский спортсмен и изобретатель Franky Zapata и его компания Zapata Industries. В 2005 году компания Zapata Industries представила летающую платформу Flyboard – мощный насос нагнетает воду через гибкую трубу, подведенную от водного мотоцикла, которая с силой выбрасывается вниз, что позволяет пилоту лететь на высоте до 16 метров. Летающая платформа Flyboard предназначена для развлечений и спортивных состязаний, однако на ней были отработаны многие решения, которые в дальнейшем позволили создать более продвинутые изделия.
Наиболее прорывной моделью компании Zapata Industries стал ховерборд Flyboard Air. При собственном весе 25,1 кг грузоподъемность Flyboard Air составила 102 кг, максимальная скорость полёта 150-195 км/ч, максимальный потолок составляет 1524 метра. Емкость топливного бака 23,3 литра, продолжительность полета 10 мин. В 2016 году на Flyboard Air был поставлен рекорд, официально зарегистрированный в книге рекордов Гиннеса, дальность полёта составила 2 километра 252 метра, преодолённые за 3 минуты 55 секунд.
Мировой рекорд полёта на ховерборде Flyboard Air
Двигательная система Flyboard Air включает в себя четыре реактивных двигателями, работающих на авиационном керосине. Топливо поступает из бака, размещённого в ранце за спиной пилота. Каждый двигатель выдаёт порядка 30 кг тяги, при собственном весе 3 кг. Кроме того, платформа оснащена парой дополнительных винтовентиляторных двигателей с малой инерционностью, для обеспечения быстрой реакции системы управления. Система управления является ещё одним важнейшим элементом Flyboard Air, она с высокой скоростью и точностью компенсирует порывы ветра, перераспределение веса из-за перемещений пилота, расхода топлива, неравномерности работы двигателей и стабилизирует полёт Flyboard Air.
На военном параде, прошедшем в Париже на Елисейских полях в честь Дня взятия Бастилии, участвовал ховерборд Flyboard Air с пилотом, вооружённым винтовкой (или её имитацией), что подчёркивает интерес, проявленный военными к этой технологии.
В каком качестве могут быть востребованы ховерборды в вооружённых силах? Если кто-то представляет стаи мобильных пехотинцев, атакующих противника на летающих досках, то скорее всего он будет разочарован. На текущий момент ховерборды по-прежнему остаются громоздкими, сложно управляемыми устройствами, а время их полёта крайне ограничено.
Однако, существуют определённые тактические ситуации, когда ховерборды могут оказаться не просто полезными, но даже незаменимыми.
В первую очередь можно говорить о проведении спецопераций, например, по штурму зданий, освобождению заложников и т.п. В этом случае применение ховербордов позволит отказаться от привлечения вертолётов для десантирования на крышу зданий. Ховерборды доставляются к месту проведения спецоперации автотранспортом, после чего боевое подразделение может в течение нескольких минут осуществить заброску на крышу здания с необходимым вооружением. Из плюсов данного решения можно назвать возможность оценить ситуацию на месте, выбрать непростреливаемый сектор для заброски, с учётом архитектуры здания, возможность оперативно отступить при необходимости.
Выход вертолёта на точку, десантирование спецназа (с седьмой минуты). В данной ситуации ударная группа могла бы осуществить заброску на ховербордах с торца здания, где необходимо контролировать всего одно окно
В качестве другого примера можно рассмотреть ведение боевых действий в городских условиях. В этом случае ховерборды могут быть использованы, например, для заброски снайперов на высотное здание, при этом все проходы в здании могут быть заминированы. Или они могут использоваться для захода в тыл позиции, защищаемой противником, «прыжка» через препятствие.
Также ховерборд может использоваться для занятия господствующих высот в горной местности. Здесь надо сделать оговорку, что это будет зависеть от высоты, на которую он способен подниматься относительно уровня моря. По некоторым данным, высота полёта Flyboard Air может достигать 3000-3500 метром, что уже сравнимо с высотой полёта некоторых вертолётов. В случае, если противник занял выгодную позицию, затрудняющую его атаку «в лоб», и при этом другие участки труднопроходимы, маневренная группа на ховербордах может занять позицию, более выгодную относительно позиции противника.
Можно возразить, что пилот ховерборда крайне уязвим в полёте, но фактически он не более, а скорее даже менее уязвим, чем пилот лёгкого вертолёта. Минимизация вероятности поражения пилота должна обеспечиваться внезапностью его применения (нет подлётного времени, как у вертолёта, когда его можно обнаружить издалека по звуку двигателей) и малым временем полёта, фактически прыжком. Да и попасть в малоразмерную подвижную цель не так просто, как кажется на первый взгляд.
В любом из сценариев ховерборд не рассматривается как платформа для ведения боевых действий, а лишь как высокомобильное средство перемещения на короткие дистанции в специфических тактических ситуациях.
Hoverbike
Идея создания летающего мотоцикла – ховербайка, привлекает людей не меньше. В начале XXI века наметилось два пути создания ховербайков. Первый – создание летающего мотоцикла с реактивными двигателями, второй – создание летающего мотоцикла на базе технологий, применяемых для создания беспилотных квадрокоптеров. Соответственно, в качестве топлива используется или жидкое горючее, или запас электроэнергии в аккумуляторах. У каждого означенного пути есть как свои преимущества, так и трудности в реализации.
Одним из наиболее интересных, и предположительно близких к реализации концептов, является реактивный мотоцикл Speeder компании Jetpack Aviation. Оснащённый четырьмя реактивными двигателями Speeder сможет развивать скорость более 240 км/ч и подниматься на высоту 5000 метров при грузоподъёмности 115 кг. Изначально реактивные двигатели планируется разместить в центральной части конструкции, но это может затруднить управление транспортным средством и потребует внедрения сложных автономных технологий стабилизации, поэтому в дальнейшем турбины могут перенести ближе к краям корпуса.
Время полёта составит порядка 30 минут. Много это или мало? С учётом заявленной максимальной скорости это порядка 100-120 км. Вполне достаточно, чтобы долететь до загородной резиденции, минуя городские пробки. Компания Jetpack Aviation уже начала принимать предварительные заказы на Speeder. Стоимость бронирования места в очереди составляет 10 тысяч долларов США, а полная стоимость летающего мотоцикла составит 380 тысяч долларов. Первая партия составит всего 20 машин.
Рассматривается возможность создания и военной версии реактивного мотоцикла. В ней будет пять двигателей вместо четырёх, грузоподъёмность максимальное время полёта будут увеличены.
Рекламная презентация ховербайка Speede
Другой образец ховербайка, разрабатываемый ранее российским, а теперь уже американским стартапом Hoversurf, обладает более скромными характеристиками. Компания Hoversurf основана петербуржцем Александром Атамановым и зарегистрирована в Калифорнии в 2014 году.
Его летающий мотоцикл Scorpion получил раму из углеродного волокна, благодаря чему весит менее 114 кг, гибридную литий-марганцево-никелевую батарею, способную обеспечить от 10 до 25 минут полёта в зависимости от погоды и веса пилота. В режиме дистанционного управления время полёта составит 40 минут. Ховербайк Scorpion может летать на высоте до 16 метров над землёй, достигая максимальной скорости 96 км в час.
Несмотря на более скромные характеристики по сравнению с реактивным мотоциклом Speeder от Jetpack Aviation, ховербайк Scorpion значительно ближе к реализации. Показаны предсерийные прототипы, также открыт заказ на покупку – цена ховербайка составит Scorpion 150 тысяч долларов. Ховербайк Scorpion классифицируется как сверхлёгкое транспортное средство, позволяющее летать в США без лицензии пилота.
Испытания ховербайка Scorpion полицией Дубая в 2019 году
В планах Hoversurf выпуск и других типов аналогичных летательных аппаратов для гражданского и специального применения.
Глядя на этот и другие «убежавшие» из России проекты, хочется сказать, что руководству нашей страны следует пересмотреть свой подход к высокотехнологичным отечественным стартапам. Иначе всё, что потом останется, это гордо говорить о том, что вертолётную промышленность США основал выходец из России, и вспоминать другие многочисленные подобные примеры.
Как ховербайки могут быть использованы военными и специальными подразделениями? Как и в случае с ховербордами, ховербайки вряд ли стоит рассматривать как боевые машины, предназначенные для нанесения ударов по противнику с воздуха, хотя и нельзя полностью исключать такое их применение в дальнейшем.
В первую очередь ховербайки могут быть использованы для оперативной доставки спецназа. В случае возникновения террористической угрозы счёт может идти на минуты. Промедление позволит террористам оборудовать огневые точки, установить минно-взрывные устройства. При этом загруженность городских автомагистралей не позволяет специальному транспорту быстро выдвинуться на необходимые позиции. Ховербайки обеспечат специальным подразделениям высочайшую скорость реакции на угрозы, которая не может быть обеспечена никаким другим типом транспортных средств.
Аналогичную функцию они могут выполнять и для наземных подразделений вооружённых сил – оперативно доставить подмогу, в кратчайшие сроки перебросить вооружение и боеприпасы на расстояние порядка 100 километров, выдвинуться на позиции и занять их, опередив противника. При этом в дальнейшем ховербайки могут в режиме автопилота вернуться на базу, чтобы дополнительно не демаскировать бойцов. Или наоборот, в беспилотном режиме выдвинуться в указанную точку и обеспечить эвакуацию наземного подразделения.
Важнейшим направлением использования ховербайков может стать их использование медиками для оказания неотложной медицинской помощи как гражданским лицам, так и военным, в случае получения ранений. При многих типах заболеваний или ранений счёт идёт не то что на минуты, а на секунды.
Насколько верны предполагаемые сценарии применения ховербордов и ховербайков покажет время, но уже сейчас практически все разработчики этого типа летательных аппаратов предусматривают возможность их военного и специального применения. С высокой вероятностью эти типы летательных аппаратов будет востребованы не только на гражданском рынке, но и в качестве транспортных средств вооружённых сил и сил специального назначения.