холдинг швабе почему так назвали
Красногорск Online
Новости. Люди. Город.
Открытое акционерное общество «Красногорский завод им. С.А. Зверева» (ОАО КМЗ) вошло в холдинг «Швабе», объединяющий ключевые предприятия оптико-электронной отрасли России. Презентация холдинга состоялась 25 октября 2012 года. Генеральный директор холдинга «Швабе» (ранее – «Оптические системы и технологии») Сергей Максин уверен в его успешном будущем.
Почему Швабе? Кто осуществлял ребрендинг холдинга «Оптические системы и технологии»?
Ребрендинг осуществляли дизайнеры британского агентства HuntHaggarty. Среди его клиентов такие компании, как Dell, Google, Motorola, Nokia, Coca-Cola, Adidas,
Ребрендинг был необходим для того, чтобы наш холдинг мог на равных конкурировать с ведущими мировыми компаниями. Бренд – один из ключевых активов, важнейшее конкурентное преимущество.
Холдинг получил такое название в честь основателя своего главного предприятия – «Уральского оптико-механического завода» имени Э. С. Яламова» Ф.Швабе. Немец Федор Швабе основал в Москве фирму по продаже и производству геодезических приборов, оптических принадлежностей и медицинских инструментов в 1837 году. Фирма была поставщиком императорского двора, получала призы на промышленных выставках того времени. Название акцентирует внимание на долгой и богатой истории компании, традиционно высоком качестве ее продукции.
Что означает слоган «Сила света», который выбрал холдинг?
Слоган «Сила света» содержит аллюзию на продукцию предприятия — оптические системы, светотехнику. Вместе с тем, свет может пониматься и фигурально как благотворная сила, которая делает возможной жизнь. Такое понимание перекликается со столь важным направлением работы холдинга, как производство медицинской техники, в частности, инкубаторов для новорожденных, благодаря которым медики спасают жизни младенцев.
Круг с линией посередине – это прежнее написание буквы «Ф». С нее начиналось имя Федора Швабе и первоначальное название основанной им фирмы («Ф. Швабе»), от которой ведет свою историю холдинг. Цветовая гамма логотипа, как и слоган, связана с идеей света. Выбранные цвета символизируют закат и рассвет, а также смену светил – Солнца и Луны. Свет – ключевая идея бренда, которая позволяет через аллюзию на основную продукцию компании подчеркнуть позитивность перемен, которые несет «Швабе».
Стратегия развития холдинга до 2020 года разрабатывалась совместно с экспертами международной компании KPMG и Межведомственного аналитического центра. Стратегия прошла экспертизу и получила положительное заключение от Аналитического центра при Правительстве РФ.
Как изменится объем продаж в денежном выражении к 2020 году?
Объем продаж за 9 месяцев 2012 года составил 17 млрд рублей в денежном выражении, то есть рост по отношению к 2011 году — 42%. Плановый показатель на конец 2012 года — 24,1 млрд рублей. К 2020 году мы планируем выйти на уровень 82,3 млрд рублей, согласно прогнозным расчетам, объем продаж увеличится на 400% по сравнению с 2011 годом. При этом планируется, что рост экспорта составит 416%, его доля в структуре выручки будет достигать 20%. Суммарный объем выручки с 2011 года по 2020 год планируется на уровне 437,7 млрд рублей.
Согласно экспертным оценкам, доля гражданской продукции в структуре продаж увеличится до 50,4%. Сейчас она составляет 25,4%. В основном это произойдет за счет роста продаж медицинской техники — до 11,8 млрд рублей в 2020 году, энергосберегающей светотехники — до 7,5 млрд рублей и оптических материалов — до 7,4 млрд рублей. Рост общепромышленных приборов и прочих направлений составит 391%: до 14,8 млрд рублей в 2020 году.
Сколько средств будет инвестировано в программу инновационного развития «Швабе»?
С 2011 года по 2020 год на реализацию Стратегии развития для реализации инновационных проектов, технического перевооружения и НИОКР планируется выделить 60,1 млрд рублей, в том числе примерно 50,1 млрд рублей — техническое перевооружение производства и реконструкцию основных средств. Из них собственные и привлеченные средства составят 36,8 млрд рублей (61%). Бюджетные средства – 23,3 млрд рублей (39%).
Какие изменения произойдут в организационной структуре?
До 2020 года стратегией предусмотрено создание компаний с участием инвесторов, региональных центров по разработке и производству медицинской техники, энергосберегающей светотехники, центров по механообработке, а также передача корпорации «Ростехнологии» и «Швабе» предприятий оптического профиля, входящих в другие государственные структуры. В рамках реструктуризации созданы 10 Центров компетенции по основным направлениям деятельности холдинга, в ближайшее время планируется создание еще 4 Центров компетенции.
Центры компетенции объединяют несколько предприятий холдинга, обладающих наибольшим потенциалом по разработке и производству различных видов продукции. Эти предприятия будут делиться с другими технологиями и опытом, что позволит повышать конкурентоспособность благодаря синергетическому эффекту. На данный момент создано 10 Центров компетенции и 4 будет создано в ближайшей перспективе:
· лазерным системам и комплексам
· ОЭС для военной и гражданской авиации
· ОЭС для военно-морского флота и противовоздушной обороны
· ОЭС для бронетанковой техники
· оптическим материалам и технологиям
· оптико-электронным приборам для головок самонаведения высокоточных комплексов
· глубокой переработке крупногабаритного лейкосапфира
Каковы основные этапы реализации стратегии развития холдинга?
Первый этап реализации включает в себя завершение приватизации ФГУП (на данный момент из 19 организаций холдинга 16 являются ОАО и три – ФГУП), передачу акций головной организации (ОАО «НПК «Оптические системы и технологии»), ребрендинг холдинга, а также предварительную работу по подготовке к выходу на IPO. На втором этапе (2013-2016 годы) предполагается создание и развитие Центров компетенции, включение в состав холдинга предприятий оптического профиля. Это будут и вновь создаваемые, и передаваемые в холдинг организации. Планируется создание совместных предприятий или компаний с участием инвестиционного капитала, повышение инвестиционной привлекательности холдинга, а также размещение акций на IPO. Третий этап до 2020 года включает в себя экспансию на новые рынки, создание новых бизнесов.
Когда холдинг выйдет на IPO (первая публичная продажа акций)
Планируется, что до 2016-2017 годов холдинг выйдет на IPO.
Выход на IPO позволит «Швабе» решить масштабные задачи – привлечь дополнительные инвестиции, увеличить капитализацию компаний, прибыльность, повысить прозрачность и качество управления.
Стратегия развития холдинга была подготовлена при участии «Ростехнологий». Как основной акционер корпорация задала базовые нормативные требования к показателям развития. Корпорация осуществляет общую координацию процесса подготовки к выходу на IPO, согласование основных этапов, ключевых финансовых параметров, формирование корпоративной структуры холдинга.
Ключевые компании
Холдинги и организации Ростеха
Холдинг разработчиков и производителей высокотехнологичной оптико-электронной продукции
Холдинг «Швабе» входит в Госкорпорацию Ростех и объединяет несколько десятков индустриальных объектов и научных центров в 10 городах России – ядро оптической отрасли страны. В контуре холдинга реализуется весь цикл создания высокотехнологичной оптико-электронной и лазерной техники в интересах национальной обороны, государственной и общественной безопасности, гражданских отраслей промышленности. На сегодняшний день на территории РФ установлено более 200 тысяч единиц светотехники и около 10 тысяч единиц медтехники «Швабе» – эта продукция функционирует практически в каждом городе страны.
География поставок охватывает все регионы России и несколько десятков стран мира. Представительства холдинга располагаются в Китае, Швейцарии и Белоруссии.
Генеральный директор холдинга – Алексей Павлович Патрикеев.
История холдинга
История создания холдинга «Швабе» начинается в 1837 году. Именно тогда предприниматель-новатор Федор Швабе открыл торговую фирму и мастерскую по продаже и изготовлению оптических приборов в Москве.
В 1853 году фирма Швабе впервые приняла участие во Всероссийской мануфактурной выставке, представив на экспозиции большой телескоп, несколько микроскопов, весы и солнечные часы. Дебют оказался очень успешным: Федор Швабе был награжден Большой серебряной медалью. В 1873 году фирма была преобразована в торговый дом «Ф. Швабе», а в 1912 году – в акционерное общество «Ф. Швабе». Номенклатура продукции компании к тому времени превышала 4500 единиц. С середины 80-х годов некоторые производства были переориентированы на выпуск товаров гражданского потребления: вместо полевых биноклей начали выпускать туристические и театральные, вместо военных прицелов – спортивные и охотничьи, вместо систем ночного видения военного и оборонного назначения – охранные системы видеонаблюдения.
Сегодня предприятия холдинга разрабатывают и производят различные виды продукции для научных исследований, промышленности, строительства, здравоохранения, отдыха и туризма.
«Швабе» сегодня
«Швабе» сегодня – это несколько десятков организаций в регионах России (Москва и Московская область, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск и другие города), а также за рубежом (Китай, Германия, Швейцария, Белоруссия). Это разработчики и производители оптических, лазерных систем и комплексов, оптических материалов и технологий, наукоемкой медицинской техники, энергосберегающей светотехники и другой высокотехнологичной продукции. Это более 18 000 специалистов, в том числе 5000 конструкторов и разработчиков.
Это конкурентоспособная продукция, которая пользуется популярностью и неизменно получает высокую оценку со стороны потребителей во всех регионах России и нескольких десятках стран мира, а также постоянно развиваемая торгово-сервисная сеть предприятий.
Это уникальные технологии в области разработки и производства оптических материалов, гидро- и акустооптики, низкотемпературной оптики, высокоэнергетических лазеров, а также в обработке крупногабаритной астрономической оптики. Это ежедневное движение вперед, смелость в каждом решении, философия созидания и как результат – рождение нового продукта.
В 2020 году консолидированная выручка холдинга «Швабе» составила 61,5 млрд рублей, консолидированная чистая прибыль – 2,0 млрд рублей.
В 2020 году за отчетный период по сравнению с 2019 годом рост консолидированной выручки гражданского направления «Швабе» от реализации продукции, работ и услуг составил 22,4%, выработка на 1 работника холдинга увеличилась на 5,1%.
Продукция
Предприятия «Швабе» разрабатывают и серийно производят оптико-электронные и лазерные комплексы для Вооруженных сил РФ, системы аэрокосмического мониторинга и дистанционного зондирования Земли, медицинское оборудование, энергосберегающую светотехнику, оптические материалы и научные приборы.
По итогам 2020 года портфель прав на объекты интеллектуальной собственности (патенты, свидетельства и ноу-хау) холдинга составил 2507 единиц, номенклатура выпускаемой продукции – свыше 6500 наименований.
Разработки и инновации
Философия «Швабе» – это созидание, смелость в решениях при разработке и создании инновационной продукции и ежедневное движение вперед.
В настоящее время холдинг является генеральным интегратором и одним из крупнейших поставщиков в России высокотехнологичного медицинского оборудования для анестезиологии, неонатологии, онкологии и других направлений медицины.
«Швабе» осуществляет проектирование, оснащение и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, активно участвуя в реализации национальных проектов «Здравоохранение», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда», «Экология».
В «Швабе» созданы управление и экспертные комиссии по инновационному развитию входящих в холдинг организаций. Комиссии поддерживают новые проекты и способствуют внедрению в производство передовых разработок.
По итогам 2020 года предприятиями холдинга было получено 162 патента и свидетельства, в том числе 7 международных патентов.
«Швабе» является ведущим российским производителем оптического стекла, ситалла и оптоволокна для передачи света и изображения, крупногабаритных астрономических зеркал, космических объективов, различных оптических деталей и приборов.
Холдинг проводит исследования и разработку с использованием лазерных и оптических технологий, уникальных по своим характеристикам и возможностям комплексов, систем и приборов.
В состав холдинга входят:
АО «Научно-производственное объединение «Орион», Москва
АО «Научно-исследовательский институт «Полюс» им. М. Ф. Стельмаха», Москва
АО «Московский завод «Сапфир», Москва
АО «Лыткаринский завод оптического стекла», Лыткарино (Московская область)
АО «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод» им. Э. С. Яламова», Екатеринбург
АО «Новосибирский приборостроительный завод», Новосибирск
АО «Вологодский оптико-механический завод», Вологда
АО «Государственный оптический институт им. С. И. Вавилова», Санкт-Петербург
АО «Научно-производственное объединение Государственный оптический институт им. С. И. Вавилова», Санкт-Петербург
АО «Научно-производственное объединение «Государственный институт прикладной оптики», Казань
АО «Центральное конструкторское бюро «ФОТОН», Казань
АО «Загорский оптико-механический завод», Сергиев Посад (Московская область)
ПАО «Красногорский завод им. С. А. Зверева», Красногорск (Московская область)
АО «Научно-производственное объединение «Оптика», Москва
От «феодальной раздробленности» – к единому бренду «Швабе»
Холдинг получил название в честь отца-основателя российской оптики
Сергей Максин рассказывает Владимиру Путину и Сергею Иванову о перспективах холдинга. Фото автора
Год назад в российской промышленности появился новый бренд, успевший зарекомендовать себя на международном уровне, – «Швабе». Это имя носит один из холдингов, входящих в госкорпорацию «Ростех», отвечающий за разработку и производство оптической продукции. Холдинг молодой, амбициозный, за несколько лет успевший своими показателями доказать собственную состоятельность: продукция «Швабе» поставляется в 85 стран мира, в планах – выход на IPO в 2017 году. Но, как говорится, всегда есть вторая сторона медали. Предприятия, входящие в «Швабе» и имеющие исторические советские корни, с упорством феодалов держатся за собственную независимость и отказываются видеть в ребрендинге переход на новый, современный уровень развития.
О ком же идет речь? В состав нынешнего холдинга «Швабе» входят 37 организаций, в том числе научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, научно-производственные и производственные объединения из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Вологды, Казани, Екатеринбурга и Новосибирска. Среди наиболее известных специалистам – ОАО ПО «Уральский оптико-механический завод» имени Э.С. Яламова» (УОМЗ, Екатеринбург), ОАО «Красногорский завод имени С.А. Зверева» (Красногорск, Московская обл.), ОАО «Лыткаринский завод оптического стекла» (ЛЗОС, Лыткарино, Московская обл.), ОАО ГОИ имени С.И. Вавилова (Санкт-Петербург), ОАО «ЗОМЗ» (Сергиев Посад, Московская обл.), ФГУП НПО «Астрофизика» (Москва), ОАО НИИ «Полюс» имени М.Ф. Стельмаха» (Москва), ОАО «ВОМЗ» (Вологда) и т.д.
Как видно, даже простое перечисление полных официальных названий всех предприятий холдинга может занять страницу и вызвать зевоту на второй строке. Бесспорно, все это – легендарные советские названия заводов и предприятий. Брендами их по многим причинам назвать нельзя, хотя бы потому что в разговорной речи никто не стал бы упоминать полное название даже одного из этих, вне всякого сомнения, достойных предприятий. И уж, конечно, ни один из них совершенно не подходит для того, чтобы представлять российскую оптику в современных рыночных условиях, и тем более на зарубежных рынках. А так ли нужен бренд? Обходились же как-то без этого понятия раньше!
Оказывается, он не просто нужен, мы живем в эпоху брендов. Это так же очевидно, как пользоваться Интернетом или сотовым телефоном. В наше время скоростного распространения и обмена информацией, сознание цепляется за емкие, яркие образы, которые постепенно занимают прочные позиции в памяти. Эти образы называются брендами и влекут за собой ассоциативный ряд: название, образ, цвет и т. д. Более того, бренд отсылает нас к определенному стилю жизни, социальному положению и является в итоге той одежкой, по которой встречают.
С другой стороны, бренд скрывает огромное количество не всегда нужной покупателю информации: кто, где, когда и при каких условиях сделал тот или иной продукт? Когда мы выбираем, какой купить телефон, – Apple или Samsung, нам все равно, на каком заводе этих компаний он сделан. Мы доверяем не заводу, а Apple или Samsung, то есть – бренду. Сделать действительно качественный, работающий бренд – значит открыть себе путь к коммерческому успеху. Это признают все успешные организации.
За примером далеко ходить не надо. Госкорпорация «Ростех» третий год ведет процесс ребрендинга. Новое имя, новый логотип, информативный и удобный в плане навигации сайт – уже завершенные этапы процесса, цель которого – стать привлекательным объектом для иностранных инвестиций. «Для западных компаний «Ростех» должен стать главным партнером по умным инвестициям в Россию. Мы прошли этап становления, наведения порядка, и в будущем рост стоимости продукта и капитализацию будет определять бренд», – говорит Сергей Чемезов, глава Госкорпорации «Ростех». Действительно, если речь идет об открытой компании с широкой продуктовой линейкой, бренд становится важнейшим фактором капитализации и стоимости активов. Но провести полный ребрендинг госкорпорации – значит дать новые бренды и организациям, в него входящим.
Именно поэтому при создании в 2008 году холдинга и объединении в его рамках 37 организаций возник вопрос о разработке общего бренда, включающего в себя не только имя, но и логотип, и другую корпоративную атрибутику.
Страсти по поводу ребрендинга и следующих за ним изменений, разгорелись не на шутку. Практически каждая из 37 организаций нового холдинга находила аргументы в пользу того, чтобы именно ее название стало единым для всех. Чаще всего в названиях заводов и НИИ фигурировали фамилии заслуженных работников оптической промышленности. Никто не хотел расставаться с именами своих кумиров. И это понятно – надо отдать дань уважения такому человеку. Да и заводу почетно носить имя человека, вложившего опыт и колоссальный труд в процветание той или иной отрасли или даже просто предприятия. Но на этом – все, тупик. Ни представителям других отраслей отечественной и зарубежной промышленности, ни тем более простому потребителю неинтересно тратить свое внимание и время на запоминание фамилии некоего заслуженного деятеля, чьим именем был некогда назван советский завод. Это не хорошо и не плохо. Это – жизнь. Кстати, для иностранных партнеров холдинга, число которых неизменно растет в последнее время, длинные названия просто невозможно произнести.
Для сравнения обратимся к мировому опыту успешных, состоявшихся брендов на примере всеми почитаемого немецкого автопрома. Пожалуй, самый знаменитый автомобильный бренд, Mercedes, увековечил не фамилию своего конструктора, а имя его дочери. Вот и все дела. А какой успех бренда на мировом уровне! Сейчас, наверное, в мире больше машин Mercedes, чем девушек с таким же именем. Почему бы, следуя советской логике, не назвать автомобиль «Фридрих» или «Кайзер», а то и «Карл Великий»? Можно взять другой, не менее именитый бренд – Audi, что в переводе с латинского означает «слушай!». Между прочим, немецкие производители – не единственные, кто прибегнул к латыни. Национальный шведский автомобиль, Volvo, в переводе с языка, на котором уже никто не говорит, означает «я верчусь, вращаюсь». Яркий, простой, легкий для произнесения и запоминания бренд – то, что нужно производителю, чтобы потребитель запомнил его продукцию.
Если посмотреть на молодые, демократичные бренды, то можно проследить усиленную тенденцию к простоте и образности. Apple – яблоко (еще и надкусанное) – имеет мало общего с продвинутыми информационными технологиями, однако же как-то умудрилось войти в тройку самых дорогих мировых брендов. Не говоря уже о Google и Yahoo!, которые в принципе ничего не означают, зато узнаваемы и любимы во всех странах.
Но вернемся в России, к нашим дискуссиям по поводу ребрендинга нового оптического холдинга. Итак, каждое предприятие, как средневековый феодал, отстаивало свою вотчину и право стать главным. Любое предложение вызывало закономерную ревность и резкое неприятие коллег. В итоге было принято компромиссное решение, согласно которому до октября 2012 года новый холдинг назывался «Научно-производственный концерн «Оптические системы и технологии», что, конечно, старомодно и неудобно и для произнесения, и для запоминания иностранным партнерам.
Именно на этой стадии стала очевидной необходимость поиска нового, универсального имени, которое должно было соответствовать нескольким критериям. Во-первых, требовалось сделать его простым и понятным и российскому, и зарубежному потребителю. Во-вторых, новое имя не должно было ассоциироваться ни с одним из старых советских названий, чтобы исключить момент ревности и не вводить никого в заблуждение. В-третьих, под новым брендом требовалось продвигать полный спектр продукции предприятий холдинга – а это и оптические системы, и медицинское оборудование, и приборы для космической отрасли, и, конечно, продукция оборонного назначения. Даже широко известный с советских времен бренд «Зенит», принадлежащий ОАО «Красногорский завод имени Зверева», с этой задачей вряд ли бы справился (к тому же в ряде стран данное наименование уже закреплено за другими правообладателями, например за часовщиками). Наконец, новое имя все-таки должно было быть «историческим».
Очевидно, что решить такую задачу было под силу только настоящим профессионалам, которых нашли в столице мирового дизайна – Лондоне. Компания HuntHaggarty, один из ключевых игроков в мире создания брендов, имеющая среди клиентов такие известные имена, как Unilever, Coca-Cola, Google, Nokia, получила, наверно, самый непростой заказ за последние годы.
«Научно-производственный концерн «Оптические системы и технологии» должен привлекать потенциальных покупателей и инвесторов, при этом указывая на исторические корни действительно сильной оптической российской промышленности. И такое имя, удачное во всех отношениях, было найдено. Холдинг получил название «Швабе» – в честь отца-основателя российской оптики, приехавшего из Швейцарии в Россию немца Теодора Швабе, который в 1837 году открыл в Москве фирму по продаже и производству геодезических приборов, оптических принадлежностей и медицинских инструментов. Позднее фирма переросла в сеть собственных производств, перед Первой мировой войной составивших серьезную конкуренцию общепризнанным мировым лидерам в этой сфере – Германии и Швейцарии.
Как объяснил генеральный директор «Швабе» Сергей Максин: «Ребрендинг был необходим, чтобы наш холдинг мог на равных конкурировать с ведущими мировыми компаниями, для которых бренд – один из ключевых активов, важнейшее конкурентное преимущество, не менее важное, чем производственная база». Директор также отметил, что у Общества «хорошие темпы развития, появилась масса желающих войти в состав холдинга». «Мы рассчитываем, что будем расширяться, и готовимся к этому», – сказал Максин.
Итак, название найдено, создан логотип, разрабатываются продукты корпоративного стиля. Все ради того, чтобы российские производители могли занять достойное место среди таких организаций, как Carl Zeiss или Thales. Ни одно предприятие холдинга в одиночку не может рассчитывать бросить вызов этим международным гигантам. Столь логичной кажется мысль об объединении и создании новой структуры, способной жить и процветать в современной экономике! Но феодалы предпочитают уединение и обособленность, ведь все заводы и НИИ живы и по сей день, пережив 1990-е и кризис 2008 года, и, можно сказать, более или менее успешно работают в своих традиционных рыночных нишах.
Отдельную категорию недовольных и обиженных составляют бывшие руководители предприятий, для которых прекращение былой вольницы обернулось закономерными сокращениями. «Швабе» предоставляет официальные цифры по сокращению руководящего состава – 16%. При этом количество инженеров и техников на предприятиях «Швабе», наоборот, выросло на 33%. Сегодня в холдинге работают около 20 тыс. человек, включая 4,8 тыс. научных сотрудников, 478 из которых имеют степени докторов и кандидатов наук. Средний возраст работников составляет примерно 49,6 года. Холдинг планирует привлекать молодежь, на базе соответствующих высших учебных заведений будут созданы научные кластеры.
Прошел всего год, а «Швабе» уже хорошо известен во всем мире. Создано швейцарское представительство, и это – только начало. Отечественная оптика, и без того имевшая великолепную международную репутацию, теперь получила имя, от которого не шарахаются на перспективных рынках и вокруг которого можно и нужно выстраивать современные, эффективные концепции продвижения.
Пришла пора, сохранив содержание, поменять форму, так как процесс выхода на мировые рынки – не только переосмысление экономических стереотипов, но и изменение взгляда на мир, который диктует свои правила. Основное сделано: холдинг получил имя «Швабе», и это имя уже работает. Теперь главное – не сворачивать с выбранного пути.