хмонг кто это такой
Хмонг
Хмонг
Мяо (хмонги) | |
---|---|
Женщины-мяо во Вьетнаме | |
Общая численность: | 10-12 миллионов |
Расселение: | Китай: 9 миллионов Вьетнам: 575,000 Лаос: 65,000 Франция: 10,000 Соединенные Штаты: 275,000 Таиланд: 160,000 |
Язык: | мяо (хмонгский) |
Религия: | Шаманизм, Христианство, Буддизм, другие |
Родственные народы: | Яо |
Около 200 тысяч мяо из Лаоса эмигрировали в США.
По преобладающему цвету женской одежды отличают несколько этнорегиональных групп:
Группы мяо различаются также по длине юбок: в длинных и коротких юбках и др.
Языки семьи мяо-яо взаимонепонимаемы, существует множество диалектов.
Содержание
Мяо в Китае
Первоначально термин «мяо» употреблялся расширительно, для названия ряда не всегда родственных между собой народов Южного Китая. Начиная с конца 1-го тысячелетия н. э. он связывается преимущественно с предками современных мяо. Переселения мяо не прекращались как по Китаю, так и в стране Юго-Восточной Азии вплоть до начала XX века.
Предки современных мяо входили в состав племенного союза сань мяо, занимавшего территорию на востоке современной провинции Хунань и западе провинции Гуйчжоу. Ими было создано государство Чу, игравшее важную роль в истории южных районов Китая.
В начале XX века христианскими миссионерами предприняты попытки создать для языков мяо письменность. В 1956 для китайских мяо были разработаны три вида письменности для разных языков.
Традиционное жилище — наземное свайное или полусвайное (на склоне горы), преим. деревянное, крыша соломенная или черепичная. В двухэтажном жилище нижний этаж для скота, верхний — жилой.
Мужской костюм — прямозастежная куртка и короткие штаны, женский — двубортная кофта и несшитая юбка, сильно различались по регионам, обычно богато украшенная вышивкой и батиком, с большим кол-вом серебряных украшений. Основа пищи — рис, мясо, рыба, масло растительной. По уровню развития социально-экономических отношений мяо мало чем отличались от соседних китайцев. Деревня строилась по общинно-патронимическому принципу. Семья малая, моногамная, патриархальная, сохранялись пережитки кросскузенного брака. Глава патронимии одновременно выполнял функции жреца.
Традиционно была вера в добрых и злых духов, в каждом предмет имелся свой дух (куенг), высшим духом почитался дух грома. Существовал культ предков, постепенно стали распространяться даосизм и буддизм, начиная со второй половины XIX века работу вели католические миссии. У мяо. свое летоисчисление. В Новый год, который приходится на период сентябрь — декабрь по лунному календарю и празднуется в течение двенадцати дней, совершается жертвоприношения в поле, дома, устраивается бой быков, лошадиные скачки, танцы с барабаном. Богато народное творчество.
Мяо в Лаосе
В 1960 много мяо в Лаосе было набрано американским ЦРУ в так называемое «ополчение» для участия в боевых действиях против освободительного движения Патет Лао социалистической ориентации в ходе гражданской войны в Лаосе (1960—1975). С 1968 года основные бои происходили между отрядами мяо и регулярной армией Демократической Республики Вьетнам, хотя велась и гражданская война между роялистами и Патет Лао. Однако сопоставимое число мяо набиралось и движением Патет Лао для борьбы против королевского правительства и ЦРУ.
Генерал ополчения Ванг Пао был мяо по происхождению. Его штаб-квартира была в городе Лонг Ченг, население которого во время войны достигло трёхсот тысяч, при этом две трети составляли мяо. В ходе боевых действий военных лётчик — мяо Ли Луэ вошёл в историю военной авиации как совершивший наибольшее количество боевых вылетов.
После неудач во Вьетнаме и окончания войны американцы вынуждены были покинуть Лаос, и генерал Ванг Пао был эвакуирован в Таиланд, с территории Лаоса бежало много людей, помогавших США в этой войне, в том числе около трёхсот тысяч мяо. Отдельные отряды мяо продолжали сопротивление, в том числе группа Чао Фа, однако эта группа не получила финансовую и военную поддержку, и не имела успеха.
Немало мяо продолжает проживать в Лаосе, они занимают территорию выше 1000 м в горах. Мяо трудолюбивы и ориентированы на коллективную деятельность, поэтому деревни мяо достаточно благополучны.
Мяо в США
Значительное количество мяо получили разрешение на иммиграцию в США после Войны во Вьетнаме, в том числе беженцы через Таиланд. Первая группа мяо приехала в США в 1975, многие были причастны к армии генерала Ванг Пао. Сейчас община мяо США насчитывает около 270 000 человек, распределённых по многим штатам.
Хмонги жертвы или палачи коммунистов?
30.12.2009
Таиланд завершил депортацию горцев народности хмонг в Лаос. 28 декабря последняя группа из 600 человек была доставлена на его территорию. Напомним, что десятки тысяч хмонгов бежали в Таиланд из Лаоса во время Индокитайской войны 1965-73 гг.
199233.jpegБольшинство из них затем переехали в США. В лагерях беженцев остались лишь 4,5 тысячи человек. И вот, наконец, тайские власти от них избавились. Против «насильственной репатриации» хмонгов выступали США, Евросоюз и Верховный комиссариат ООН по вопросам беженцев. Они пытались разубедить тайское правительство, но тщетно.
По данным информагентств из Таиланда и Лаоса, «репатриация хмонгов прошла без происшествий». В частности, тайские телеканалы транслируют заявление одного из них, получившего гражданство Таиланда: «Мои соплеменники и родственники возвращаются сегодня на родину. Я рад этому и знаю, что многие из них тоже рады. Возвращение домой лучше томительных лет ожидания решения своей судьбы. Многие из моих соплеменников годами ждали возможности выехать в Америку или Европу и не дождались. Им лучше вернуться домой».
Однако западные информагентства передавали другую информацию. Якобы, несмотря на все уговоры с лаосской и тайской стороны, часть беженцев отказалась возвращаться, заявляя о том, что дома они подвергнутся репрессиям.
Чтобы избежать возможных беспорядков, беженцев разделили на несколько групп и отправляли поэтапно. Однако это не помогло. В западной прессе, например, тиражировалась информация о депортации последней группы лаосских горцев из 600 человек. 130 из них оказали сопротивление, и тайская полиция применила силу, отправив этих людей в принудительном порядке.
Страх хмонгов перед репрессиями противоречит заявлениям лаосских властей, которые гарантируют соотечественникам свободу выбора места жительства. И сообщают, что из числа уже прибывших из Таиланда все желающие смогли вернуться в свои родные горные районы на севере страны или переехать в более развитые центр и юг. При этом им гарантируется получение земли и жилища.
Что же происходит в действительности? Почему многие хмонги не хотели возвращаться на Родину? В миниатюре в Таиланде повторилась ситуация с выдачей власовцев и казаков, воевавших на стороне Германии во Вторую мировую войну. Некоторые из хмонгов боятся преследования за то, что боролись против коммунистов. Во время Первой Индокитайской войны против французов многие из них воевали на стороне колонизаторов как в Лаосе, так и во Вьетнаме. Тогда они больше были известны как белые и черные тхайцы.
Колонизаторы пытались опереться на это национальное меньшинство в борьбе против остальных жителей индокитайских колоний. Более того, часть из них входила в антипартизанские спецподразделения и участвовала в карательных операциях колонизаторов. Те за это щедро платили.
Те, кто запятнал себя связями с колонизаторами и остался в стране после ухода французов, были расстреляны. Но и другие их собратья подвергались давлению новых коммунистических властей, чем не преминули воспользоваться американцы, как и французы, решившие опереться на них в борьбе против коммунизма. Уже с 1960 года хмонгов использовало ЦРУ для ведения подрывной деятельности против стран Индокитая, в том числе для организации восстаний.
С началом Второй Индокитайской войны (1965-75) американцы также создавали из хмонгов спецподразделения для антипартизанской борьбы, которые действовали по всему Индокитаю.
После вывода американских войск значительная часть хмонгов, сражавшихся на их стороне, вместе с семьями получили убежище в США, всего 300 тысяч человек. Те же, кого депортировали в декабре в Лаос, опасаются того, что именно на них отыграются лаосские власти за былые «подвиги» соплеменников во время двух Индокитайских войн.
Оригинал публикации находится здесь:
«Радужные люди»: особенности самобытного этноса хмонгов (мяо)
Среди многочисленных народностей, когда-либо населявших обширные территории Китая и Юго-Восточной Азии, этот народ отличается самобытностью, общинностью и стремлением к свободе. Народность хмонгов или мяо, как их называют в Китае (сами же хмонги не любят это название) внешне узнаваемы — у них невероятно выразительные лица! Они красивы, улыбчивы, доброжелательны.
Если вы бывали в Таиланде или во Вьетнаме наверняка встречали женщин мяо, продающих туристам свои изделия с вышивкой: юбки, сумочки, мелкие сувениры. Их можно встретить практически повсюду, где и туристов: на рынках, у гостиниц и отелей. Они повсеместно торгуют своим товаром на тротуарах. Здесь же и занимаются производством — вышивают всегда и везде, даже на ходу!
Чтобы растопить сердца туристов и опустошить их кошельки женщины используют различные уловки. Например, обезоруживающую улыбку, настойчивость или собственных грудных младенцев, которых матери иногда кормят прямо на ступеньках отелей.
Женщин с детьми на спине можно видеть буквально на каждом шагу. Рождаемость в Азии пока не контролируется государством, поэтому детей в семьях крестьян очень много, вот они и вынуждены постоянно ходить с малышом за спиной.
Друзья, если настойчивость мяочан в стремлении продать вам свой товар взяла верх над вашей бережливостью — не расстраивайтесь. Приглядитесь к изделиям и убедитесь сами — они шедевральны! В вышивке и ткачестве хмонгам нет равных!
Органические ткани хемп из конопляного или хлопкового волокон окрашены вручную натуральными растительными красителями — в жаре или прохладе в такой одежде вы будете чувствовать себя превосходно!
Космические узоры вышивки на их изделиях, сделанные вручную, всегда актуальны на всех континентах, потому что это цвета и орнаменты самой Природы! Мы предлагаем вам познакомиться с изделиями и вышивкой этого уникального, яркого и жизнерадостного народа.
Для хмонгов продажа изделий своего ремесла — единственный источник заработка. Живут они натуральным хозяйством и террасно-поливным земледелием. Выращивают рис, батат, маниоку, кукурузу, гречиху, коноплю и другое, а также такие технические культуры как тунг, рапс и лекарственные растения: пузатка высокая, эвкоммия и так далее. Важную роль сохраняют скотоводство, птицеводство, лесоводство (рубка и сплав леса), охота, собирательство. Основа их пищи — рис, мясо, рыба, масло растительное.
Семьи, в основном, моногамные, патриархальные. Хотя многоженство у хмонгов разрешено. Мужчина является официальной главной семьи, однако реальной власти почти не имеет. Продажей и вышивкой занимается только женская половина и передают веками свое искусство от матери к дочерям. Мужчин на улицах днем вы не встретите — все они работают в полях.
Разделение труда — интересная особенность уклада хмонгов. Всю тяжелую работу делают мужчины, в том числе и по дому. Женщины занимаются детьми, домашним бытом, ткачеством и вышивкой. Качество их работ говорит само за себя — изделия пользуются большим спросом у туристов и сегодня приобретают известность и популярность во всем мире. Поэтому в некоторых районах хмонги очень зажиточные люди, имеют большие дома в несколько этажей и даже дорогие внедорожники! Современные хмонги заняты также в промышленности, сформировалась и национальная интеллигенция.
Деревни Хмонгов находятся на высоте 1-1,2 тысяч метров. Поселения расположены по склонам гор. Традиционное жилище — свайное или прямоугольное, стены — преимущественно деревянные, а также из бамбука, глинобитные или из щебня, крыша двускатная, на юге — из соломы или пальмовых листьев, на севере — черепичная. В двухэтажном жилище нижний этаж для скота, верхний — жилой. Фундамент их домов вкапывается в землю. Первый этаж похож на погреб, поэтому там хранят продукты. Их семьи, как правило, велики, поэтому в домах зачастую много спален.
Численность представителей народности мяо приближается к 12 миллионам. Это больше, чем население таких стран, как, например, Дания и Финляндия вместе взятые. Но про датчан и про финнов знают многие. А о людях мяо?
Основная часть представителей этнического меньшинства мяо (порядка 9 млн. человек) проживает в южном Китае. Также мяо живут в северном Вьетнаме, Лаосе, Таиланде, Мьянме, даже в США и Европе проживает уже немалочисленная община мяочан в 260 000 человек. Здесь у хмонгов существует 18 кланов со своими фамилиями. И женятся они только с представителями другого клана, не допуская моноклановый «инцест». Им запрещено выходить замужжениться на чужаках, и эту традицию они, в основном, соблюдают, даже переехав в США, но там они сталкиваются с непреодолимыми препятствиями, ибо культура хмонгов и якобы «культура» американская — диаметрально разные. Как же они там оказались?
Считается, что племена этого народа исконно населяли юг и юго-восток Китая, но были вытеснены в горы в результате войн с народом хань, этническими китайцами. В XIX веке они появились на территории Лаоса, где в 60-годы XX века вели войну с коммунистическим правительством страны за создание независимого государства хмонгов. Война, которая была инициирована США и велась на деньги ЦРУ, была проиграна и многие хмонги ушли в горы северного Таиланда. Затем началась Вьетнамская война, в которой этот народ воевал против коммунистов рука об руку с американскими солдатами. В ходе боев немало хмонгов было убито, а семьям выживших воинов было даровано гражданство США.
Откуда же происходит сам народ и его название «мяо»? Напоминает мяуканье кошки, скажете вы, и будете правы! Одна из версий происхождения названия «мяо» (Bernatzik, 1970) утверждает, что оно восходит к мяуканью кота, якобы диалект хмонгов напоминал китайцам именно этот звук. Хотя одна старая китайская работа по истории (Mong-Tse) сравнивает язык мяо с плачем или криком гиены. Ещё одна версия предполагает, что иероглиф и название может восходить к «кошачьей цепкости», указывая на то, что мяо — искусные скалолазы.
Мяочане — одна из древнейших народов юго-восточной Азии. Историческая область его формирования — Гуйчжоу. В южном Китае предки мяо известны со 2-го тыс. до н. э. В исторических летописях более чем 4-тысячелетней давности есть упоминание о роде или племени «наньмань», среди которых были и предки мяочан. Народ мяо поклоняются своему предку — Чи Ю, который согласно преданиям, то вступал в союз, то воевал с хуанди (Желтым императором) и императором Яньди. Предки современных мяо входили в состав племенного союза сань мяо, занимавшего территорию на востоке современной провинции Хунань и западе провинции Гуйчжоу. Ими было создано государство Чу, игравшее важную роль в истории южных районов Китая.
Согласно мифологии племя мяо произошло от собаки. В мифе повествуется, что однажды правитель большой страны вел тяжелую войну с сильным врагом. Не надеясь уже на победу, он объявил, что тому, кто победит вождя врагов он отдаст в жены свою дочь — принцессу. Вскоре с головой врага пришла жившая во дворе пятицветная собака Паньху. Императору пришлось отдать за нее дочь. Пес увел жену на юг в горы, где у этой пары появились потомки — мяо. В честь предка Паньху стали проводить празднества, а женщины носить головной убор, похожий у одних мяо — на уши собаки, у других — на головной убор принцессы.
Общепризнанно, что предки народа мяо внесли значительный вклад в развитие восточно-азиатской цивилизации. Некоторые этнографы считают даже, основываясь на исторических хрониках, что именно мяо явились создателями такого способа выращивания сельскохозяйственных культур, как поливное земледелие. Подтверждением этой гипотезы, по их мнению, может служить сам иероглиф «мяо», состоящий из компонентов «поле» и «трава», что в сочетании означает «ростки риса». С этим фактом трудно поспорить — мяочане искусные земледельцы и выращивают все сами для нужд быта своего народа — от риса до хлопка и конопли. Что поесть и что надеть — все растет в полях, на террасах и создает великолепные картины для туриста.
Красота природы у хмонгов выше всяких слов! Неудивительно, что многие из них до сих пор являются анимистами. Они верят в возможность контактирования с умершими и обращаются для этого к своим шаманам. Живя в наше время, хмонги выбирают свободу своим главным приоритетом. И где бы они не селились, их деревни всегда были выше всех остальных, в горах, подальше от суеты и чуждой культуры. Хмонги ревностно охраняют свои культурные традиции, а многие представители этой народности, живущие в отдаленных деревнях не знают даже вьетнамского и китайского языков.
Интересно, что хмонги разговаривают на языках семьи мяо-яо, у которых множество диалектов, большая часть из них— взаимонепонимаема. Народность одна, но языков у нее десятки! Однако сам этнос хмонгов имеет деление на несколько этно-региональных групп по преобладающему цвету их женской национальной одежды и по длине юбок:
— белые (самоназвание — хмонг дау; китайское их название — бай мао; вьетнамское — мео чан); проживают в основном в восточных частях страны. Женский выходной костюм представляет собой жакет тёмно-синего либо чёрного цвета с манжетами цвета индиго и юбку белого цвета. Однако в быту белая юбка обычно заменяется широкими синими штанами.
— черные хмонги (хмонг ду; хэй мяо; мео ден);
— красные (хмонг пе; хун мяо; мео до);
— синие (хмонг суа; цин мяо; мео сан); живут в основном в Чиангмае. Женский костюм этого племени включает в себя чёрный жакет с красивой вышивкой и синюю плиссированную юбку, украшенную красной вышивкой.
— разноцветные или цветные (хмонг лен; хуа мяо; мео хоа), как и черные уже несколько веков живут во вьетнамском районе Сапа.
Национальные костюмы и головные уборы этого народа всегда вызывали интерес у туристов. Они настолько яркие, разноцветные и пестрые, что выделяются из толпы других народностей, соседствующих с ними. Поэтому хмонгов также называют «радужные люди». Ткани для производства костюмов и повседневной одежды они выращивают, ткут и красят сами. Их повседневная одежда — в сдержанных тонах индиго с вышивкой по вороту, на манжетах и подолах одежды. Обязательны вышитые пояса. Вышивкой украшают даже ленты, которыми женщины крепят к себе хозяйственные корзины или своих детей, которых всегда носят с собой.
Несколько интересных фактов о народности хмонг :
Хмонги
Хмонги — этническая группа родом из горных областей современных КНР, Вьетнама, Лаоса, и Таиланда. Являются одной из подгрупп семьи народов мяо (苗族) родом из южного Китая, откуда они начали постепенную миграцию в Лаос в поисках новых пахотных земель. По переписи 1990 года в КНР проживало 7,4 млн людей мяо-происхождения, из них 5,4 млн считали родным один из языков мяо, в том числе 2 млн. — хмонгский язык, точнее один из нескольких его диалектов. Кроме этого, 780 тыс. хмонгов живут во Вьетнаме (1999); 460 тыс. в Лаосе (7,4 % населения) и 151 тыс. в Таиланде.
Содержание
Хмонги в Лаосе
Хмонги играют существенную роль в жизни Северного Лаоса, они как правило более зажиточны, хорошо организованы и готовы бороться за свои права.
Серьёзное сопротивление со стороны хмонгов ощутили французы в 1918—1921 годах, когда Па Чай поднял восстание (см. Восстание сумасшедшего) против колониального режима Французского Индокитая.
В 1960 году много хмонгов в Лаосе было набрано американским ЦРУ в ополчение для участия в боевых действиях против движения Патет Лао социалистической ориентации в ходе гражданской войны в Лаосе (1960—1975). С 1968 года основные бои происходили между отрядами хмонгов и регулярной армией Демократической Республики Вьетнам, хотя велась и гражданская война между роялистами и Патет Лао. Однако сопоставимое число мяо набиралось и движением Патет Лао для борьбы против королевского правительства и ЦРУ.
Генерал ополчения Ванг Пао был хмонгом по происхождению. Его штаб-квартира была в городе Лонг Ченг, население которого во время войны достигло трёхсот тысяч, при этом две трети составляли мяо. В ходе боевых действий военных лётчик — мяо Ли Луэ вошёл в историю военной авиации как совершивший наибольшее количество боевых вылетов.
После неудач во Вьетнаме и окончания войны американцы вынуждены были покинуть Лаос, и генерал Ванг Пао был эвакуирован в Таиланд, с территории Лаоса бежало много людей, помогавших США в этой войне, в том числе около трёхсот тысяч хмонгов. Отдельные отряды хмонгов продолжали сопротивление, в том числе группа Чао Фа, однако эта группа не получила финансовую и военную поддержку и не имела успеха.
Хмонгская диаспора
Потерпев поражение в 1975 году, сотни тысяч хмонгов бежали в Таиланд, где искали политическое убежище в странах Запада. Тысячи этих беженцев переселились в США и страны Европы с конца 1970-х. Хмонги имеют высокую рождаемость. В США по переписи 2000 г. проживало свыше 221 000 хмонгов, в Франции 16 000 (в том числе 1 500 во Французской Гвиане). Хмонги живут также в Канадe, Австралии, Аргентине и других странах. Приблизительно 8 000 хмонгских беженцев остаются в Таиланде.
Немало хмонгов продолжает проживать в Лаосе, они занимают территорию выше 1 000 м в горах. Мяо трудолюбивы и ориентированы на коллективную деятельность, поэтому деревни хмонгов достаточно благополучны.