хлеба предложения что это такое
Почему такое странное название — «хлебы предложения»? Что значит «предложение»?
Шалом! Скажите, пожалуйста, почему хлебы в скинии называются «хлебы предложения»? Как я понимаю, буквально с Иврита переводится это как «хлеб лица»? Вообще, откуда взялось слово «предложения» в данном вопросе? Тода раба. Оксана
Отвечает рав Натан Агрес
Спасибо за Ваш вопрос.
Прежде чем непосредственно перейти к ответу, хотелось бы коротко упомянуть о самом хлебе и его назначении. Речь идёт о стихе Торы (Шмот 25:30): «И возлагай на стол (в Скинии) хлеб поним предо Мною постоянно». В Мишкане (Скинии, а затем в Храме) около северной стены был расположен специальный стол — шульхан, на котором постоянно находились двенадцать хлебов (в два ряда — по 6 хлебов в каждом ряду один на другом). В книге Ваикра (24:5—9) сказано, что новая партия хлебов расставлялась на столе каждую субботу (выпекались они в пятницу) в первой половине дня, а предыдущая партия, простоявшая всю неделю, раздавалась коаним — храмовым служителям: шесть хлебов для новой смены, и шесть — для предыдущей.
Вместе с хлебом на каждом слое возлагались ложечки с левоной — специальным благовонием (в переводе изд. Шамир, Ваикра там, левона — «ароматная смола», а в Песни Песней (4:14) сочетание ацей а-левона переведено как «ладанное дерево», т.е., по-видимому, это смола ладанного дерева). Хлеб становился разрешённым в пищу только после воскурения левоны. Раши поясняет, что это подобно хлебному приношению минха, от которого сначала воскуряли полную горсть (комец), а всё, что оставалось, даровалось коаним. Так же и тут, левона воскурялась на внешнем жертвеннике, а хлебы делились между двумя сменами коаним.
Чудесным образом хлеб не только не портился в течение всей недели, но даже оставался тёплым и свежим, а маленький кусочек объёмом в маслину насыщал, как обильный обед.
Рамбан и другие комментаторы объясняют этот феномен, раскрывая перед нами саму суть и предназначение стола и хлеба в Храме. В книге царя Шломо Песнь Песней (4:4) Храм уподоблен шее, связующему звену между головой (мозгом) и остальным телом. Храм — это точка соприкосновения духовного (влияющего) и материального (принимающего) миров. Один из результатов воздействия, влияния — добротные плоды земли, урожаи пшеницы и т.п. Именно в этом состояла функция хлеба в Храме.
Создание чего-то из ничего (йеш ми-аин) имело место только при сотворении Мира, поясняет Рамбан. Но с тех пор Всевышний даёт Своё благословение только чему-то уже существующему. Примером этому служат описанные в Танахе чудеса пророков Элияу и Элиши (см. Млахим I, гл. 17 и Млахим II, гл. 4). Желая увеличить количество муки или масла, они просили подготовить им хотя бы малую толику этих продуктов, чтобы благословению было на что распространиться. Так и здесь, Тора предписывает постоянно возлагать хлебы на стол, чтобы для духовного блага всегда была материальная основа. Отсюда и название стола шульхан, от корня шин, ламед, хэт — «посылать», т.к. с его помощью благословение «посылается» сначала на сам хлеб, а затем на все виды пшеницы, причем не только в Эрец-Исраэль, но и во всём мире (см. комментарий Рабейну Бэхаей к книге Шмот). Поэтому понятно, что хлебы в Храме не были подвластны обычным законам природы, они составляли основу для высшего благословения Творца своему народу.
А теперь перейдём к его названию лехем а-поним.
В старых переводах используется выражение «хлеб предложения», и действительно непонятно, что имеется в виду и на каком комментарии основано. Но в современных переводах Торы (изд. Шамир и изд. Пардес — с комментариями Рамбана) сказано «хлеб особой формы». А это основано на комментарии Раши (по Менахот 96а): хлеб для Храма имел «стенки» с двух сторон в отличие от обычных плоских хлебов. Его выпекали в особых противнях, так, что у него получались две «стенки» друг против друга.
Согласно этому комментарию слово поним (обычно «лик», «лицо») означает «лицевую сторону» предмета, его переднюю часть, подобно лицу человека расположенную спереди. Фасад дома называется в Танахе пнэй а-байт (Мелахим I, 6:3 и др.), а окрестности города — пнэй а-ир (Бэрейшит 33:18).
С другой стороны, Рашбам (комментатор, внук Раши) объясняет, что слово поним в данном контексте можно понимать и в простом смысле — как «лицо». Но в значении «высокопоставленное лицо» — пнэй сарим. Тогда получается «хлеб достойный стола царей и вельмож», ведь его возлагали на стол Храма перед Самим Всевышним. Похожим образом комментирует и Ибн-Эзра: название поним происходит от сказанного «возлагай … предо Мною» — лефонай, дословно «пред Моим Лицом». Т.е. «хлеб, который пред Лицом Б-га».
А Таргум Йерушалми (древний перевод Торы на арамейский язык) понимает это как «хлеб внутренний», толкуя слово поним как пним («внутри»). (Неслучайно на языке Торы «лицо» и «внутри» — однокоренные слова. Как известно, лицо, и, в особенности, глаза, — «зеркало души». Вглядываясь в лицо человека, можно «прочесть», что «написано» в его сердце. Разнообразные чувства и мысли явно проявляются в выражении лица. Иными словами, это окно во внутренний мир человека).
На простом уровне понимания (пшат) слово «внутренний» говорит о местоположении хлеба. В отличие от приношений на внешнем жертвеннике (мизбеах а-хицон), этот хлеб находился внутри Скинии или Храма. Можно добавить, что и внешние жертвы называются в Торе (Ваикра 3:11) лехем ише — хлебом всесожжения, и поэтому хлеб, находящийся внутри Храма, был назван хлебом внутренним.
Но на уровне намёка (рэмез вэ-сод) это название говорит о духовном воздействии хлеба, как упоминалось выше, — приносить в наш мир благословение урожая. В книге Зоар сказано, что именно эта заповедь «проникает» в самые глубокие (внутренние) пласты мироздания и «притягивает» оттуда благодать и изобилие.
А если так, спросите Вы, как же и после разрушения Храма земля продолжает давать неплохие урожаи, да и во всех остальных областях — вроде бы ничего существенно не изменилось? Но на самом деле это не так. Сказали мудрецы: «С тех пор, как был разрушен Храм, исчез вкус плодов» (см. Тосфот в Звохим 54 б). Т.е. изменился в худшую сторону до такой степени, что тот, кто привык к первоначальному вкусу, ощущал это, как будто вкуса не стало вообще! Это можно сравнить с работой волнового приёмника с антенной и без неё — сигнал есть, но качество совершенно не то.
В надежде на скорое возобновление службы в Храме и всех связанных с ней положительных воздействий — с уважением, Натан Агрес
Хлеба предложения — лехем а-паним
от Источник
Хлебы предложения
«В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф. 12:1-8).
«В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы» (Лк. 6:1–5).
Хлебы предложения — это двенадцать пресных хлебов, по одному от каждого колена Израилева, уложенных на Столе хлебов предложения, стоящего во Святая Святых Храма. Вокруг них клали ладан. Боковые грани хлебов имели форму квадратов, два противолежащих края которых загибались кверху. «И возьми тонкой пшеничной муки, и испеки из неё двенадцать хлебов; две десятых эйфы пойдут на один хлеб. И положи их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе пред Господом. И положи на каждый ряд чистой левоны, и будет это при хлебе в память, в жертву Господу. В каждый день субботний должно раскладывать их пред Господом, постоянно: [это] от сынов Исраилевых в завет вечный. И будет [это] для Аарона и сынов его, и они должны есть его на святом месте, ибо это святая святых для него из жертв Господних — постановление вечное» (Лев.24:5–9).
Согласно 1-ой книге Паралипоменон (1Пар 9:32), левиты должны были надзирать за хлебами предложения и отвечать за их изготовление. Мера муки для каждого хлеба равнялась примерно 9,84 л. Каждую пятницу их выпекали в железных формах. В субботу их помещали на Стол, убирая оттуда хлебы, лежавшие там с предыдущей недели. Два хлеба клали прямо на поверхность Стола. Остальные десять располагались над Столом на пяти полках, по два на каждой полке. Хлебы клали на полки в золотых формах. Хлебы, взятые со Стола предложения по истечении недели, принадлежали священникам, которые должны были есть их только в святом месте, затем сжигали на жертвеннике ливан и клали свежие хлебы со свежим ливаном, на Стол (Лев. 24:5). Стол хлебов предложения был сделан по особому Божиему указанию:
«И сделай стол из дерева шиттим, два локтя длина его и локоть ширина его, и полтора локтя вышина его. И обложи его золотом чистым, и сделай к нему венец золотой кругом. И сделай к нему раму в ладонь кругом, и венец золотой сделай к раме его кругом. И сделай для него четыре кольца золотых, и прикрепи кольца на четырех углах у четырех ножек его. Против рамы да будут кольца вместилищами для шестов, чтобы носить стол. И сделай шесты из дерева шиттим, и обложи их золотом, и посредством их носим будет стол. И сделай блюда его и ложки его, и чаши его, и кружки его, которыми возливают; из золота чистого сделай их. И возлагай на этот стол хлеб предложения предо Мною постоянно» (Исх. 25:23–30).
Иосиф Флавий говорит, что во время земной жизни Господа Стол для хлебов предложения был золотой в несколько талантов (в несколько пудов) весом (Иудейские Древности. VII, 5, 5).
Хлебы Предложения получил Давид от Ахимелеха и съел их со своими сторонниками, когда бежал от расправы (1 Цар. 21:1-6). Этот случай приводится Христом в защиту учеников, когда те, проходя в субботу засеянными полями, срывали колосья. Эти хлебы предложения считаются символом той духовной пищи, ради которой Христос побуждал учеников подвизаться. Ливан (ладан), полагаемый на хлебы, служит символом того, что истинный духовный плод дается только по молитве; поедание хлебов символизирует духовную радость, которая является следствием посвящения жизни Богу.
Хлебы предложения
Смотреть что такое «Хлебы предложения» в других словарях:
Хлебы предложения — лехем паним. Хлебы предложения, евр. хлебы лица (Божия), (Исх. 25:30; 35:13; 39:36; 40:4,23, двенадцать опресноков, каждый весом в 2/10 ефы мелкой пшеничной муки, которые клались перед лицом Божиим в святилище, друг на друга в два ряда по 6 в… … Словарь библейских имен
хлебы предложения — хл’ебы предлож’ения (Исх.25:30 ; Исх.35:13 ; Исх.39:36 ; Исх.40:23 ; Лев.24:5 ; Чис.4:7 ; 1Цар.21:6 ; 3Цар.7:48 ; 1Пар.9:32 ; 1Пар.23:29 ; 1Пар.28:16 ; 2Пар.2:4 ; 2Пар.4:19 ; 2Пар.13:11 ; 2Пар.29:18 ; Мат.12:4 ; Мар.2:26 ; Л … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
хлебы\ предложения — хл’ебы предлож’ения (Исх.25:30 ; Исх.35:13 ; Исх.39:36 ; Исх.40:23 ; Лев.24:5 ; Чис.4:7 ; 1Цар.21:6 ; 3Цар.7:48 ; 1Пар.9:32 ; 1Пар.23:29 ; 1Пар.28:16 ; 2Пар.2:4 ; 2Пар.4:19 ; 2Пар.13:11 ; 2Пар.29:18 ; Мат.12:4 ; Мар.2:26 ; Лук.6:4 ) в еврейском… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Хлебы предложения — так назывались у евреев 12 X., которые полагались на трапезе (см. Скиния) и каждую субботу заменялись новыми. X. были печеные, пресные; они полагались в двух рядах, и для каждого ряда курился фимиам. X., взятые со стола предложения по истечении… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Хлебы предложения — ♦ (ENG show bread (shewbread) (др. евр. lehem panim хлеб Присутствия) двенадцать хлебов из пресного теста, к рые в ветхозаветные времена помещали на особом столе в Святом месте в Скинии и в Храме (Исх. 25:30; 3 Цар. 7:48). Они олицетворяют… … Вестминстерский словарь теологических терминов
Хлебы предложений — двенадцать опресночных хлебов, каждую субботу полагавшихся во святилище скинии, а позже – храма, и лежавшие там семь дней (см. Мф. 12, 3 4; Мк. 2, 25 26; Лк. 6, 3 4). Они полагались двумя рядами по шесть хлебов в каждом, и на каждый ряд… … Православие. Словарь-справочник
Стол хлебов предложения — (ивр. שולחן לחם הפנים, шульхан лехем а паним) стол, на котором помещались 12 «хлебов предложения». Содержание 1 Устройство 2 Хлебы предложения 3 … Википедия
Пресные хлебы, лепешки, пирожки — 1) П.Х., или лепешки, выпекали из бездрожжевого теста (Быт 19:3; Исх 12:39), к рое можно было быстро приготовить (Быт 18:6). Такое тесто приготовлялось из муки мелкого помола (см. Мука) и растит. масла (Лев 2:4; ср. 3Цар 17:12 и след.), поэтому… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Хлеб предложения — Хлеб предложения, стол для хлебов предложения (досл. хлеб перед лицом ). I. Х.П. это 12 хлебов, улож. в два ряда, по 6 в ряд, на особом столе в святилище вместе с ливаном (ладаном) (Лев 24:6 и след.). Число 12 соответствовало 12 коленам Израиля.… … Библейская энциклопедия Брокгауза
show-bread — Хлебы предложения … Вестминстерский словарь теологических терминов
хлебы предложения
В Мишне (Мен. 11:4) один из таннаев, Бен-Зома, полагает, что название указывает на форму — это хлеб с «двумя лицами», то есть у него нет нижней стороны, которой тесто кладут при выпечке на противень или угли. Данное толкование базируется на значении слова паним (`лицо` или `лица`). Талмуд (Мен. 94б) объясняет мнение Бен-Зомы тем, что хлебы предложения были У-образной формы, причем каждый из отростков был одним из «лиц». Из талмудических дискуссий следует, что ни таннаи, ни амораи достоверно не знали, какой формы были хлебы предложения и откуда произошло это название. Комментаторы Талмуда Гершом Меор ха-Гола и Раши читают паним как пиним (`углы`). Таргум Ионатан (см. Библия. Переводы) понимает паним как пним (`внутренний`), то есть такой хлеб, который вносят во внутренние приделы Храма; согласно Таргуму Онкелоса (см. Онкелос и Аквила), лехем ха-паним — хлеб, который находился в Храме перед Всевышним ( лифней — `перед` — слово того же корня, что и паним).
Как и остальные злаковые приношения (см. Жертвоприношения), хлебы предложения изготовлялись из пшеничной муки особо тонкого помола (Лев. 24:5–9). На золотом столе в храмовом приделе располагались двенадцать подобных хлебов в два ряда — шесть в каждом ряду; по-видимому, они символизировали двенадцать колен Израилевых подобно двенадцати камням эфода (см. Первосвященник; Исх. 28:9–10).
Согласно Священному Писанию (Чис. 15:4), на изготовление каждого из хлебов шел иссарон муки (около 4 л). Хлебы предложения мазали ладаном (Лев. 24:7).
От хлебов предложения ничего не возлагалось на жертвенник, они лежали на золотом столе от субботы до субботы, а затем, в канун субботы, ко хен, приходивший зажечь огонь храмового светильника, сменял старые хлебы предложения на новые. Отслужившие свое хлебы предложения, подобно всем злаковым приношениям (см. Жертвоприношения), съедали служившие в Храме ко хены. Согласно сказанному в книге Левит, только ко хенам и только в храмовом приделе можно было есть хлебы предложения; в то же время в I Сам. (21:1–7) рассказывается о том, что священник из города Нов раздавал голодным солдатам Давида хлебы предложения, причем спрашивал, чисты ли ритуально эти солдаты (см. Чистота и нечистота ритуальные).
Обычай возлагать хлебы в святилищах на столы перед изображениями богов был широко распространен на древнем Ближнем Востоке. В языческих культах (см. Идолопоклонство) возложение хлебов имело характер настоящей трапезы, в которой участвовали боги и лишь остатки доставались жрецам, хлебы сменялись несколько раз в день, и их было очень много. В еврейском культе этот обычай носит символический характер, обозначая присутствие двенадцати колен Израилевых при храмовом служении (см. выше).