химик фармацевт что делает
Химик-фармацевт
Химик на фармацевтическом производстве – специалист, который занимается контролем технологического процесса производства медицинских препаратов и материалов. Профессия подойдет тем, кого интересуют химия, физика и математика.
Профессия в будущем
Государство поддерживает наукоемкие направления российской фармацевтической отрасли. Государственные программы «Фарма 2020», «Фарма 2030» направлены на поддержку отечественных фармацевтических производителей. По всей России, в рамках государственной стратегии, открываются новые фармацевтические производства и лаборатории. Для роста производителей российских лекарственных средств и расширения их ассортимента необходимы молодые, современные кадры с высшим фармацевтическим образованием.
Профессиональные навыки (hard skills)
Надпрофессиональные навыки (soft skills)
Ключевые навыки
Функции химика на фармацевтическом производстве:
Для того, чтобы стать инженером-химиком на фармацевтическом производстве, необходимо иметь высшее химико-технологическое образование:
Фармацевтика – динамично развивающаяся отрасль. Для того чтобы быть хорошим специалистом и использовать международный опыт в создании препаратов необходимо постоянно развиваться, этому способствует чтение специальной литературы и участие в семинарах, вебинарах на которых можно обменяться знаниями, как с Российскими, так и с зарубежными коллегами.
Курсы повышения квалификации регулярно проводят фармацевтические фирмы.
Профессиональное
образование
Где
работать
Химик на фармацевтическом производстве – это востребованная профессия, прогнозируется, что спрос на этих специалистов в ближайшие 5-10 лет будет только расти.
Инженеры-химики могут работать на заводах, фабриках, в корпорациях и фирмах, в химических, нефтеперерабатывающих, нефтехимических, фармацевтических компаниях, в медицинской и косметической промышленности, в исследовательских учреждениях с собственным производством, в компаниях-поставщиках оборудования для фармацевтического производства, в контрольных учреждениях и лабораториях.
В среднем по стране инженер-химик на фармацевтическом производстве получает около 37 000 рублей. Максимальная зарплата, на крупном производстве доходит до 130 000 рублей
Химик фармацевт что делает
Если ты пойдёшь сразу работать по специальности как провизор, то и здесь у тебя будет выбор: ты можешь пойти работать в аптеку за первый стол, можешь устроиться в офис планировать матрицу закупок, можешь попасть на фармацевтический склад, в том числе как военный провизор (а там и военную ипотеку дадут), можешь устроиться в Департамент лекарственного обеспечения, в контрольно-аналитическую лабораторию или на завод.
Но в ряде из этих случаев у тебя не будет конкурентного преимущества перед теми твоими коллегами, которые получили постдипломное образование — прошли ординатуру.
Большинство тех, кто сразу идёт по специальности без повышения квалификации, работают просто в аптеках: кто-то в частных, кто-то в муниципальных или государственных.
Между частными аптеками тоже можно выбрать: одни предпочитают работать в аптеке ИП, кто-то — в сети. И сети тоже бывают разными, с разным уровнем планов по маржинальности, УСТМ (условно собственные торговые марки) и КПЧ (количество позиций в чеке), и разным акцентом на разных группах фармацевтических товаров (маленькие аптеки только с лекарствами, аптеки ортопедического профиля, центры красоты с лечебной косметикой, аптеки с большим ассортиментом детских товаров, ветеринарные аптеки).
Это нормально, если ты откажешься от дальнейшей учёбы, потому что учёба на этом не прекратится. Для подтверждения своего свидетельства об аккредитации тебе всё равно придётся в течение каждых следующих пяти лет проходить НМИФО, смотреть вебинары, посещать конференции, оплачивать курсы. Это нормально ещё и потому, что работа за первым столом — тоже хорошая работа.
Да, из нашего личного опыта как клиентов аптек (а мы ведь и сами болеем) нам может показаться, что большинство первостольников никогда не консультирует, а раз они этого не делают, то и такого запроса от клиентов не поступает. Это неправда. Запрос на грамотные консультации есть. Твои клиенты всегда будут тебе благодарны, если ты разъяснишь им назначения врача, у которого не нашлось на это времени за отведённые ему 15 минут на пациента, из которых семь минут он вынужден заполнять бумажки. Не менее благодарны будут пациенты, если ты поможешь им подобрать лекарства для ответственного самолечения без назначения врача. Они будут благодарны и будут узнавать, в какие дни ты работаешь. Они будут благодарны, потому что ты сделаешь их жизнь лучше.
Но не обязательно вставать на фронт, чтобы спасать жизни — это могут делать и работники тыла. А чтобы заслужить работу в тылу, тебе придётся получить дополнительное образование. А значит, тебе нужно выбрать ординатуру.
Если ты пойдёшь на фармацевтическую технологию, ты подробно изучишь все надлежащие практики семейства GxP (Good ___ practice), а особенно большое внимание уделишь надлежащей производственной практике GMP (Good manufacturing practice), на которой сейчас основано всё качественное фармацевтическое производство.
Тебе расскажут, как устроены фармацевтические производственные предприятия, расскажут о действующих в России и за рубежом производственных мощностях, покажут процессы производства и объяснят их нормативное регулирование. Здесь у тебя будет шанс устроиться на любое фармацевтическое предприятие, будь то производственная аптека или завод — в России или даже за рубежом.
Как правило, сам вуз не обладает собственной базой для прохождения практической части ординатуры, но имеет контракты с несколькими заводами. Например, медицинский вуз Томска — СибГМУ — часто отправляет своих студентов на заводы Р-Фарм, которые базируются как в России, так и за рубежом. Ты и сам можешь обратиться с запросом на прохождение практики по фармацевтической технологии на любое предприятие, будь то Акрихин, Синтез, Вертекс, Органика, Эвалар или какой угодно ещё. И, как правило, тебе ответят согласием, потому что бесплатная рабочая сила нужна всегда.
Кстати о бесплатной рабочей силе. На фармацевтических ординатурах, в отличие от клинических у врачей, не предусмотрены целевые места — только бюджетные и контрактные. Если где-то целевое место всё же есть, это очень большое исключение.
В отличие от ситуации с врачами, нам на любую фармацевтическую ординатуру поступить проще, чем им на клиническую, — у нас средний балл поступающих всегда ниже, потому что проще сам конкурс.
Стипендия ординатора, как и стипендия аспиранта, составляет 10–11 тысяч ₽ в зависимости от региона и может быть выше при получении тобой дополнительных стипендий за некоторые заслуги. При этом твоя база практики вполне может согласиться заключить с тобой трудовой договор при наличии вакантного места, хотя бы как ассистентом. Ты будешь получать суммарно от 30 тысяч ₽ в месяц, а при большой удаче и большом усердии — до 100 тысяч ₽.
Преимущество выбора фармацевтической технологии в том, что только с ней ты сможешь действительно управлять фармацевтическим производством, будучи или старшим бригады, или директором отдела, или — и это, на мой взгляд, самая престижная должность во всей фармации — ответственным за качество.
Ты можешь работать на заводе (контроль качества), в научно-исследовательской лаборатории (доклинические исследования), в контрольно-аналитической лаборатории (выборочный контроль качества), в токсикологической лаборатории (экспертиза) или в производственной аптеке.
Так или иначе, везде ты будешь заниматься приблизительно одним и тем же — анализом. Тебе нравится титровать? Тебе нравится работать в вытяжном шкафу с щитком и респиратором? Тебе нравятся роторные испарители? Ты в душе химик, которому из всех химикатов больше всего нравятся лекарства? Добро пожаловать в фармацевтический анализ!
ВНИМАНИЕ.
Управление и экономика фармации — это последний вариант не просто так. Если ты получил высшее образование, ты можешь выбрать между тремя ординатурами, но даже если ты выбрал фармацевтическую технологию или фармацевтический анализ, ты всё ещё имеешь право по закону переучиться на управление и экономику фармации (если твоё высшее руководство хочет перевести тебя с твоего рабочего места на руководящую должность).
НО!
Если ты получаешь образование по управлению и экономике фармации, переучиться ты уже не сможешь.
Как и везде, здесь тоже есть одна лазейка: переучиться не может провизор УЭФ, но провизор всё ещё может получить другую ординатуру по контракту. Чтобы сохранить за собой это право, тебе достаточно проходить НМИФО после выпуска из УЭФ не только по УЭФ, но и по основной специальности как провизор. Делать это несложно, так как большинство мероприятий НМИФО для провизоров засчитывается сразу во все специльности, а в 100% случаев — и в высшее образование провизора, и в УЭФ, поэтому тебе не нужно будет тратить вдвое больше часов на подтверждение двух свидетельств об аккредитации и ты сохранишь за собой возможность сменить деятельность.
У образования по УЭФ есть как плюсы, так и минусы.
Минусы будут актуальны только в том случае, если ты выберешь работу заведующим в аптеке. Минус один: на эту должность в обход закона из-за юридической коллизии часто принимают провизоров без ординатуры и даже, прости господи, фармацевтов из колледжа. Как это получилось?
Такая ситуация во многом сложилась из-за дефицита провизоров УЭФ на рынке труда, тогда как аптек много и должности занимать кто-то должен. Поэтому если вы придёте на работу с необходимым опытом и образованием, на должность примут, конечно же, вас. А если вас не принимают на должность, но отдают предпочтение фармацевту, вам же лучше, потому что лучше не работать под началом неграмотного бизнесмена, который понесёт убытки при первой же проверке.
Ты можешь работать заведующим фармацевтического склада — военного (напоминаю: военная ипотека! — и не нужно бегать с ружьём!), муниципального, частного. Через эту работу ты можешь попасть, например, в Катрен (владелец поставщика «Катрен», журнала «Катрен-стиль» и интернет-аптеки с одноимённой сетью «Аптека.ру») или Протек (владелец поставщика «Протек» и сети аптек «Ригла»).
Ты можешь работать в офисе, заниматься маркетингом, мерчендайзингом, договариваться с поставщиками, заключать договоры, планировать матрицу закупок, выкладку и продажи. Ты не будешь дураком, оторванным от реальной аптечной практики, который наобум ставит первостольникам планы, но будешь квалифицированным специалистом, понимающим, что могут и чего не могут твои подчинённые.
Ты можешь попасть в Департамент лекарственного обеспечения регионального или федерального Минздрава, планировать лекарственные нужды городских больниц и льготных аптек.
И да, ты можешь быть заведующим аптеки. В среднем заведующие получают на 10 тысяч ₽ больше своих подчинённых, а если ты сохранишь за собой свидетельство об аккредитации просто провизора, то сможешь совмещать должности заведующего и первостольника (официально заведующий не имеет права отпускать лекарственные средства).
Ты можешь организовывать и вести за собой других людей? Тебе нравится возиться с документами? За обезличенными таблицами чисел и номенклатурой дел ты видишь реальные процессы, настоящие истории и человека в их центре? Ты любишь считать? Тебе нравится принимать на себя ответственность? Добро пожаловать в управление и экономику фармации!
Химик фармацевт что делает
Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда ни посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания.
М.В.Ломоносов
Химия – одна из важнейших наук, которая дает нам возможность понять мир. Если не знать о химических процессах, которые постоянно происходят вокруг нас, то мир будет совершенно непознаваем.
Изучение секретов современной химии позволит овладеть многими актуальными и востребованными профессиями. Знание химии дает возможность работать в области медицины, фармакологии, биохимии и биофизики, молекулярной биологии, геологии… Химия – это ключ к успешному будущему: полученные знания по химии, помогут освоить достойную профессию и найти свое место в жизни.
Химик
Специалист, который занимается изучением различных веществ, их соединением между собой, их свойствами и особенностями химических реакций, называется химиком.
Химик осуществляет химический анализ и исследование состава веществ, продукта, сырья. Занимается изучением свойств различных веществ; прогнозированием использования веществ в народном хозяйстве; получением, производством различных веществ в промышленных масштабах (минеральных удобрений, инсектицидов, ростовых добавок и пр.).
Проводит химические исследования: анализ и синтез новых продуктов, испытание их свойств, химический синтез (получение определенного продукта, обладающего заданным химическим составом и строением).
Профессия требует высокого уровня концентрации и устойчивости внимания (способности в течение длительного времени удерживать внимание на одном предмете или виде деятельности); умения анализировать и систематизировать большое количество информации; способности заниматься длительное время кропотливой работой. Важны такие личностные качества, как организованность, аккуратность, четкость, собранность, упорство.
Препятствовать эффективной работе будут рассеянность, невнимательность, неорганизованность, отсутствие склонности к исследовательской деятельности.
Области применения профессиональных знаний химика: отраслевые и академические научно-исследовательские институты; химические предприятия и комбинаты (по производству пластмасс, синтетических волокон и тканей, удобрений и т.д.); образовательные учреждения; предприятия целлюлозно-бумажной промышленности; горно-обогатительные комбинаты; медицинские учреждения (фармацевтическая промышленность); предприятия пищевой промышленности; парфюмерная промышленность.
Химик – это общее название профессии, объединяющее различные специальности. К профессиям химического профиля относятся: химик-технолог, химик-инженер, химик-эколог, химик-аналитик, химик-исследователь, химик-фармацевт, биофармахимик, радиохимик и т.д.
Химик-технолог
Химик-технолог – специалист, который занимается разработкой оптимальных проектов изготовления продукции для ее производства в промышленных условиях.
Специалисты данной профессии осуществляют разработку новых технологических процессов в производстве продукции и совершенствуют уже действующие. Осуществляют контроль образцов сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции на производстве.
Результатом деятельности специалиста является экономичный и технически доступный проект получения в промышленных масштабах необходимого продукта, предмета или вида энергии. В проекте рассчитывается расход сырья, материалов и энергии, учитывается качество и количество отходов, а также способ их утилизации.
Большим спросом пользуются химики-технологи на предприятиях по производству и переработке пластмасс, на заводах, производящих лакокрасочные материалы, удобрения, в нефтехимической отрасли. Суть работы химика-технолога состоит в разработке новых составов с заданными свойствами; в проведении исследований по подбору оптимального сырья, внедрению технологий производства новых продуктов и контроле над этими процессами; в изучении свойств полученных веществ и корректировке рецептур с целью улучшения их качества.
Сегодня особенно востребованы не просто химики-технологи, а специалисты, которые способны работать с поставщиками сырья, хорошо ориентируются на рынке химических веществ, могут разработать и возглавить проекты по внедрению нового вида продукции. Для успешной деятельности необходимы инициативность, умение работать с людьми, дополнительные знания по экономике и менеджменту. Все эти качества помогут сделать карьеру и занять руководящие позиции на химическом предприятии.
Лаборант химического анализа
Лаборант химического анализа – специалист, который проводит химический и физико-химический анализ веществ в лаборатории.
Работа лаборанта химического анализа является основой качества производимой продукции в любой отрасли народного хозяйства. Химический анализ сырья необходим для контроля за соответствием продуктов технологического процесса и готовой продукции существующим нормативам. Лаборант химического анализа обеспечивает контроль промышленного процесса и получение изделий с заданными свойствами. Можно с уверенностью сказать, что от работы этих специалистов зависит благополучие многих людей, которые пользуются результатами их труда в быту и на производстве.
Лаборант химического анализа проводит химический и физико-химический анализ различных веществ: руд, нефти и нефтепродуктов, сталей различных марок, сплавов металлов, кислот, солей и др. Готовит к работе реактивы и оборудование. Проводит анализ веществ: устанавливает химический состав вещества, количественное соотношение содержащихся в нем элементов и соединений, определяет физико-химические свойства вещества (вязкость, растворимость и т.п.).
Для успешной деятельности в качестве лаборанта химического анализа необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств: склонность к работе с информацией, развитые логические способности, способность к концентрации внимания, склонность к работе с объектами природы, развитые математические способности, эмоциональная устойчивость.
Биохимик
Биохимия (биологическая химия) – область науки, изучающая молекулярные основы жизни: химический состав, структуру, свойства и локализацию веществ, входящих в состав организмов, пути и закономерности их образования, последовательность и механизмы превращений, а также функциональную роль биомолекул. Последние несколько десятилетий ознаменовались целым рядом выдающихся открытий в биохимии, выдвинувших ее в разряд фундаментальных научных дисциплин и сделавших биохимию мощным инструментом решения многих важных проблем биологии, медицины, фармакологии и биотехнологии.
Биохимики изучают химические процессы, происходящие в живых организмах. Специалисты-биохимики очень важны для исследований в области стволовых клеток и генетики, реакции организмов на различные лекарства и аллергены, агрохимии и повышении урожайности сельскохозяйственных культур.
Биотехнолог
Деятельность биотехнолога сложно описать двумя словами. Это работа охватывает и медицину, и фармацевтику, и генную инженерию.
Биотехнология – пограничная между биологией и техникой научная дисциплина и сфера практики, изучающая пути и методы изменения окружающей человека природной среды в соответствии с его потребностями. Это направление научно-технического прогресса, использующее биологические процессы и агенты для целенаправленного воздействия на природу, а также в интересах промышленного получения полезных для человека продуктов. Сфера применения биотехнологий постоянно расширяется: помимо производства фармацевтической и пищевой продукции, биотехнологические методы используются для разработки полезных ископаемых, решения проблемы энергоресурсов, борьбы с нарушениями экологического равновесия и т.д.
Профессиональная деятельность биотехнолога охватывает такие сферы, как производство биологически активных веществ и переработка сырья с использованием микроорганизмов, ферментов, клеточных культур растений и животных; научно-исследовательская деятельность по основным направлениям современной биотехнологии (генетическая и клеточная инженерия, сельскохозяйственная, промышленная и медицинская биотехнология); защита окружающей среды от загрязнений (биологическая очистка сточных вод и загрязненных территорий, утилизация промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов).
Биотехнологи могут работать в научно-исследовательских институтах и научно-практических центрах, на предприятиях микробиологической, фармацевтической, парфюмерно-косметической, биохимической, пищевой промышленности (хлебозаводы, молоко- и мясоперерабатывающие комбинаты, кондитерские фабрики и т.п.).
Химик-эколог
Химическая экология – раздел экологии, изучающий последствия прямого и побочного воздействия на окружающую среду химических веществ и возможные пути уменьшения их отрицательного влияния.
Химик-эколог занимается организацией и осуществлением локального мониторинга, производственного экологического контроля на предприятиях. Разрабатывает нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, лимиты на природопользование, ведет расчет экологических платежей. Проводит инвентаризацию источников загрязнения атмосферы, сточных вод, отходов, испытание и составление паспортов пылегазоочистных установок и др. Осуществляет химическую экспертизу качества сырья, полупродуктов и продуктов питания, воды. Контролируют химические процессы в производстве.
Объектами профессиональной деятельности химика-эколога являются источники выделения загрязняющих веществ, энергии и других факторов воздействия на окружающую среду; потоки загрязняющих веществ, удаляемые со сточными водами, отходящими газами, жидкими и твердыми отходами; системы переработки, размещения (захоронения) отходов; оборудование и технологии для очистки выбросов в атмосферу и сточных вод и пр.
Химики-экологи работают в научно-исследовательских институтах, аналитических лабораториях, исследовательских центрах предприятий и фирм химического, металлургического, биохимического, фармацевтического, медицинского, ветеринарного, пищевого, радиоэлектронного, парфюмерно-косметического профиля; учреждениях и службах экологического контроля, экспертизы и мониторинга окружающей среды, в санитарно-эпидемиологических, сертификационных, экспертно-аналитических лабораториях.
Врач
М.В. Ломоносов говорил: «Медик без довольного познания химии совершенен быть не может». Эти слова актуальны и по сей день. Химия – фундамент для изучения теоретических и клинических медицинских дисциплин. Для медицины и здравоохранения особенно значима роль химии в синтезе лекарственных препаратов, медицинских материалов, приборов, а также в диагностике и лечении.
Врач – специалист, использующий свои навыки, знания и опыт в предупреждении и лечении заболеваний, поддержании нормальной жизнедеятельности организма человека.
Врач – лицо, получившее высшее медицинское образование по соответствующей специальности и обязующееся посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека.
Практикующий врач занимается предотвращением (профилактикой), распознанием (диагностикой) и лечением (терапией) заболеваний и травм. Это достигается путем постоянного совершенствования медицинских познаний и врачебного мастерства (исследование ряда взаимосвязанных фундаментальных, общих врачебных и специальных клинических дисциплин, опыт непосредственного контакта с пациентом, его нуждами и страданиями).
Преимущества профессии: разнообразие вариантов специализации, из которых можно выбрать область, наиболее близкую по интересам; самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.
Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов (которые зависят от принятых врачом решений); необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда (препараты, медицинское оборудование), новые приемы и методы работы.
Для успешной деятельности в качестве врача необходимо наличие следующих качеств: наблюдательность, склонность к работе с людьми, эмпатия (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека), организованность, развитые логические способности, ответственность, высокая эмоциональная устойчивость.
Фармацевт
Фармация – это комплекс научно-практических дисциплин, занятых разработкой лекарственных средств, поиском природных источников лекарственных субстанций, исследованиями этих субстанций, вопросами хранения, изготовления, отпуска и маркетинга.
Уникальность фармацевтического образования состоит в том, что оно сочетает знания химических, медико-биологических и специальных фармацевтических дисциплин со знаниями по организации фармацевтического бизнеса, работы аптек, менеджмента и маркетинга, управления фармацевтической службой и фармацевтическим производством, психологии и педагогики, фармацевтической этики и деонтологии.
Фармацевт – специалист со средним специальным образованием, окончивший медицинский колледж.
Участвует в приемке товара, его распределении по местам хранения, обеспечивает условия хранения лекарственных средств. Определяет правильность оформления рецептов, отпускает лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Может руководить аптекой при отсутствии специалиста с высшим образованием.
Работа фармацевта связана со здоровьем людей, поэтому первое и самое главное качество – это ответственность, грамотность и внимательность. Если фармацевт работает в торговом зале аптеки, ему приходится общаться с покупателями. Это требует терпения, доброжелательности, культуры общения.
Провизор
Провизор – это фармацевт высшей квалификации, имеющий право на самостоятельную фармацевтическую работу (изготовление лекарств) и на управление аптекой.
Провизор должен иметь высшее фармацевтическое образование. После окончания медицинского вуза провизору необходимо пройти полугодовую интернатуру и сдать экзамен для получения специального разрешения (лицензии) на право осуществления фармацевтической деятельности.
Звание провизора по уровню квалификации соответствует врачу. Провизор имеет право занимать руководящие должности, например, быть заведующим аптекой.
Провизор осуществляет прием рецептов, отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с действующими правилами, хранение лекарственных средств в соответствии с их физико-химическими свойствами и установленными правилами хранения. Изготавливает лекарственные средства, проводит контроль качества поступающих и изготовленных в аптеке лекарственных средств. Формирует заявки на получение и распределение лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
В работе провизора требуются, прежде всего, идеальная память, высокий интеллектуальный уровень, высокая ответственность, склонность к исследовательской работе. Провизор должен знать физико-химические свойства медицинских препаратов, технологии приготовления, правила хранения. Он должен свободно ориентироваться в их видах и группах, составе, правилах применения, дозировке. Хорошо разбираться в исходном сырье. Обязательно знание латыни. При работе в лекарственной промышленности необходимо знание современного фармацевтического оборудования, принципов работы «чистых зон», мировых стандартов GMP и основ биотехнологического производства.
Организацией оптовой торговли лекарствами, контролем работы аптек занимается провизор, специализирующийся на управлении и экономике. Для организации аптечного дела, производства, оптовой торговли лекарствами провизору не обязательно во всех тонкостях знать технологический процесс, но необходимо знать конъюнктуру рынка медицинских средств, обладать знаниями по маркетингу, разбираться в юридических законах, регулирующих торговлю и производство препаратов. При работе с зарубежными партнерами требуется знание иностранного языка.
Провизоры работают в аптеках и научно-исследовательских институтах (разработка новых препаратов), на фармацевтических фабриках, в заготовительных подразделениях фабрик (сбор и обработка лекарственных растений), на аптечных складах и в аналитических лабораториях контролирующих органов. А также в организациях, занимающихся оптовой продажей медицинских препаратов.
Учитель химии
Учитель химии осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподавания учебного предмета «химия». Проводит уроки, дополнительные факультативные занятия, руководит предметными кружками. Знакомит учащихся с современными химическими производствами, основными направлениями химизации ведущих отраслей народного хозяйства, трудом работников в химическом и смежном производствах.
Составляет тематический план работы по предмету, обеспечивает выполнение учебной программы. Участвует в методической работе, использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения. Анализирует успеваемость учащихся, обеспечивает соблюдение учебной дисциплины. Формирует умения и навыки самостоятельной работы школьников, стимулирует их познавательную активность и учебную мотивацию. Добивается прочного и глубокого усвоения знаний по предмету, умения применять знания на практике.
Возможно, именно сейчас вы решаете, стоит ли связывать с химией свою судьбу, есть ли у вас способности, которые позволили бы сделать в этой области блестящую карьеру. Академик Д. А. Эпштейн утверждал, что эти способности складываются из двух основных составляющих: «химическая голова» и «химические руки».
Как это понимать? Можно сказать, что у человека «химическая голова», если ему свойственны хорошее логическое, ассоциативное и образное мышление, способности к абстрагированию и обобщению, терминологическая память.
Но самое главное в настоящем химике – это яркий интерес к веществам и процессам их превращений, стремление с ними работать. Особенность химического мышления заключается в образных и модельных представлениях о веществе и его превращениях на уровне микромира. А когда у человека с таким мышлением «химические руки» – аккуратные, тонко чувствующие – это прирожденный химик-синтетик или аналитик.
Екатерина ПАСТУШКОВА
Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.
Copyright © 2016 Журнал «Кем Быть?». All Rights Reserved.