хиджаб и паранджа зачем носят
Такой разный хиджаб: платок в исламе и платок вне ислама
Почему женщины покрывают голову не только в исламе и как хиджаб связан со эмансипацией
Вопрос о хиджабе никогда не вызывал таких бурных дискуссий, как последние 200 лет. После развала Советского Союза религия стала активно возвращаться в публичное пространство, и вопрос женского платка снова оказался актуальным и политичным. В отличие от наших предшественников, для многих этических мусульман платок — это уже не одежда матери и бабушки. Это одежда, подразумевающая соблюдение и приверженность религии.
Мы предлагаем посмотреть на феномен хиджаба с разных сторон. Мы покажем, что покрывало не является частью исключительно исламской культуры, но было распространено и до ислама. Кроме того, мы объясним, каким образом хиджаб утвердился как часть ислама и как хиджаб связан со свободой женщины и ее высоким статусом.
Платок в культуре народов
Вся палитра одежды, ассоциирующаяся сегодня с традиционным Каиром и Багдадом, от хиджаба, никаба, паранджи и открытых нарядов, существовала у арабов и до ислама. С другой стороны, это не сугубо арабская традиция. Так, подобные порядки существовали в античной Греции (Aphrodite’s Tortoise, The Veiled Woman of Ancient Greece), в Византии (Gabriel Radle, The Veiling of Women in Byzantium) или в Иудее. Верующие иудеи до сих пор закрывают волосы, но делают это при помощи шляпки или парика (хотя есть и носящие платок).
«Покрытая танцовщица», Александрия, III—II век до н.э. Фото: metmuseum.org
Покрывало в древнеперсидской, ассирийской и месопотамской культурах было показателем высокого статуса женщины. Ношение платка рабынями и проститутками было уголовно наказуемо. Позже, как мы покажем далее, это понимание перешло в ислам.
Кроме того, покрытие головы являлось необходимым элементом отправления культа. В языческой культуре голову покрывали жрицы богини Весты. В Новом Завете строго сказано о том, что женщина должна покрывать свою голову в храме: «Но всякая женщина, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, навлекает позор на свою голову. Она подобна женщине, которая обрила себе голову» (1-е Коринфянам 11:5). Понимание покрывала как части культа также вошло в ислам, где покрытие определенных частей тела является условием действительности молитвы.
На протяжении тысячелетий покрывало было неотъемлемой частью как ближневосточной, так и европейской или даже индийской культур. Неприятие Запада закрытой одежды обострилось на фоне теракта 11 сентября 2001 года и войны в Афганистане, когда афганская паранджа — «бурка», закрывающая все тело вплоть до глаз, стала ассоциироваться с закрепощением и унижением женщины на Востоке. Все это соседствовало с необходимостью обоснования начавшейся контртеррористической войны и стало переломным моментом Новейшей истории. Изменился и образ Востока: если в колониальный период Восток больше ассоциировался с гедонизмом, удовольствием и таинственной мудростью, то теперь он стал ассоциироваться, наоборот, с ханжеством, невежеством и фанатизмом.
Подобно другим практикам, например, паломничеству-хаджу, «запретным месяцам» и обрезанию, покрытие женщин существовало в арабском обществе и до ислама. С точки зрения мусульман, до пророка Мухаммада к арабам (как и к другим народам) приходили другие пророки и, вероятно, устанавливали эти практики. Тем не менее нельзя утверждать, что ислам «обязал» женщин носить покрывало, он лишь легитимировал уже имевшиеся в обществе обычаи.
Одежда арабских женщин до ислама. Фото: siue.edu
Хиджаб в исламе
Интересна история ниспослания «аята о хиджабе», которая приводится в «Сахихе» Бухари, второй по важности книге в исламе после Корана. В соответствии с ней, интенция на введение хиджаба как религиозной обязанности была задана Умаром бин аль-Хаттабом, вторым праведным халифом. Кроме того, в этом предании используется само слово «хиджаб» в форме глагола повелительного наклонения «ухджуб».
«Что же касается ‘Умара, то он часто говорил Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Покрывай (ухджуб) своих жён», однако Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не делал этого. Однажды вечером жена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Сауда бинт Зам’а, которая была высокой женщиной, вышла из дома, а ‘Умар обратился к ней: «Мы узнали тебя, о Сауда!» (Он сделал это,) желая, чтобы было ниспослано (откровение о необходимости ношения) покрывала, и Аллах действительно ниспослал аят. («Сахих» Бухари, 146)».
Слово хиджаб с арабского переводится как «преграда» или «завеса». В самом Коране слово «хиджаб» не используется в том смысле, который нас интересует. Вместо этого использованы два других слова, родственные по смыслу, — «химар» и «джильбаб».
«Пусть они не выставляют напоказ свою красоту, помимо того, что видно. И пусть прикрывают покрывалом (хумур, мн. ч. от «химар») вырез на груди (ан-Нур, 31)».
Химар, если обращаться к арабским словарям, переводится как «кусок ткани, покрывающий голову». Это слово происходит от глагола «хамара», означающее «скрывать, покрывать». В одном из хадисов передается, что женщины города Медина, услышав этот стих, покрыли тканями свои волосы.
«…О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали свои покрывала» (джалябиб, мн.ч. от «джильбаб»; аль-Ахзаб, 59).
Джильбаб — это слово, означающее свободную длинную одежду. Потому подразумевается, что одежда мусульман должна не только покрывать все тело, но и не быть обтягивающей и скрывать силуэт.
Исламские богословы постановили, что авраты (части тела, которые подобает скрывать) включают в себя все тело, кроме лица, ступней и кистей. Часть теологов утверждает, что степень покрывала зависит от традиций и «испорченности общества». Считая, что в обществе начали распространяться пороки, некоторые теологи стали считать желательным или обязательным покрывать и лицо. В правовой школе шафиитов же и вовсе распространилось мнение, что хиджаб желательно носить и мужчинам, в особенности молодым и красивым, дабы не смущать женщин.
У самого хиджаба есть лишь общие условия, но нет установленной формы. Хиджаб не обязательно должен быть черным, похожим на то, что носят женщины из Залива. Это вполне может быть европейская одежда, но соответствующая условиям покрытия «аврата».
Костюм старообрядцев из Нижегородской губернии. Фото: ruvera.ru
Древние тексты добавляли к этому, что эти ограничения касаются только свободных женщин, и не касаются рабынь. Все это писалось тогда, когда во всем мире процветало рабовладение. И в исламском обществе хиджаб являлся инструментом определения свободных женщин, субъектов общества. Хиджаб здесь выступал инструментом защиты женщины от посягательств на ее честь со стороны мужчины. В этом смысле исламская философия проста: мужчина есть мужчина и женщина есть женщина, мы не будем менять их природу. Вместо этого мы изменим среду.
Хиджаб и объективация
В Новое время эпоха рабовладельческих обществ начала сходить на нет. В сущности, в самом исламе существует интенция на освобождение рабов: это предписано за большое количество провинностей (например, пропуск поста) и считается благим делом. В то же время существовал только один способ закрепощения — военный поход. Сами рабы, таким образом, могут пониматься как военнопленные. Экономическое рабство в шариатском праве запрещено. Это также одна из причин запрета ростовщичества.
Интересный взгляд на вопрос рабства предложил Джоннатан Браун, ученый-исламовед из Джорджтаунского университета, в своей книге «Рабство в исламе». Браун говорит, что «рабство» является словом, меняющим свое значение от общества к обществу. Запрещая «рабство», нужно конкретизировать, что именно имеется в виду. Рабы в исламском обществе были прежде всего военнопленными и их потомками, но также являлись предметом торга.
Мы живем в капиталистическом обществе, где красоте и сексуальности уделено такое значение, которого не было никогда в истории. Феминистическая теория дала этому феномену определение «объективация», когда человек и его тело представляется лишь инструментом для удовлетворения собственных нужд, без учета его личности и чувств. Особенно подвержены объективации женщины.
Фото: Олег Тихонов
Критика объективации занимает важное место в современном левом (критика капитализма за овеществление тела) и феминистическом движениях. Удивительно, как перекликаются в этом левая и исламская повестка, при этом предлагая совсем разные решения. Ведь, в сущности, для исламской теологи фигура платка означает, что женщина не является товаром и частью рыночных отношений.
Наличие платка не мешало женщине занимать видное положение в исламской среде и не умаляло значение женского образования. Мы можем найти великих женщин в разные периоды истории ислама: начиная от жен пророка Мухаммада, игравших значимое положение на ранних этапах развития исламского халифата, до царицы Сююмбике. Наконец, хочется упомянуть Фатиму аль-Фихри, построившую в марокканском Фесе старейший в мире университет аль-Карауин.
Более того, в книгах по исламскому праву платок рассматривается как право и привилегия женщины. Андалузский теолог Ибн Хазм так описывал знатную девушку: «из благородной семьи, высокого положения, сокрытая за плотной завесой».
Платок являлся инструментом для построения общества, которое, без изменения человеческого естества, образовало бы культуру, не зацикленную на сексуальности. К сожалению, такой смысл платка разделяется не всеми. Для многих мусульман и немусульман платок представляется символом закрепощения женщины и ее подчиненного положения. Просто одни преступно довольствуются этим, а другие, напротив, враждуют с любым проявлением религиозности.
Хиджаб носили и татарки еще два века назад. Особо ценились роскошно расписанные покрывала. В сборнике «Народы России» 1878 года, изданном в Санкт-Петербурге, наряд татарок описывался так:
«На голову бедныя повивают узорчатыя по концам полотенца, а богатыя надевают шелковыя, в виде повязки, с дорогою бахромою, позументами и драгоценными камнями, или же бархатныя шапочки, отороченныя соболем. Сверх всего они покрываются длинным вуалем из тюля… Поверх рубашки, как и мужчины, татарки носят два камзола, из коих нижний, зилян, без рукавов, из шелковой материи, обшитый по краям галуном и с карманом на боку. Верхний камзол делается из парчи, с очень длинными рукавами. Вместо камзола теперь, впрочем, чаще носят просто халат из парчи, шелковой материи или из китайки с длинными съуживающимися к концам рукавами, халат этот накидывается на голову и служит, таким образом, вместо чадры».
Конечно, само ношение хиджаба не означает аскетизм и высокие моральные качества, как некоторые полагают. Ислам рассматривает это как один из божественных заветов. С другой стороны, покрывало занимает особое место во всей авраамической традиции — иудаизме, исламе и христианстве. Это неотъемлемая часть традиционных религий Российской Федерации.
В светских демократиях религия не занимает положения источника государственного права. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый имеет право выбирать для себя религию или не выбирать никакой. Там же есть важное уточнение: «и действовать в соответствии с ними (религиозными убеждениями)». Хиджаб является религиозным предписанием, тем самым «религиозным убеждением», но не только им. Хиджаб — это и часть мировой культуры, ее интенции на «скромность», которая проявлялась в разные исторические эпохи и в разных цивилизациях.
Под покровом Почему хиджаб стал популярным по всему миру и кто на этом зарабатывает
Х иджаб, прежде бывший принадлежностью почти исключительно мусульманских стран, в последнее десятилетие захватывает улицы европейских и американских городов, витрины магазинов и модные подиумы. «Скромную» одежду шьют и массмаркетные бренды вроде Uniqlo, и люксовые Dolce & Gabbana. Недавно российская марка Gloria Jeans сняла в рекламной кампании модель в хиджабе, что вызвало недовольство потребителей. «Лента.ру» проследила новейшую историю хиджаба.
Покров истории
Ответ на вопрос, почему женщины в исламских странах Северного Средиземноморья, Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии закрывают все тело и лицо одеждой, не так однозначен, как может показаться. Задолго до ислама климатические условия заставляли местных жителей закрывать тело, голову и лицо тканью. В патриархальных обществах, где женщины были большой ценностью, «скромную» одежду их заставляли носить еще до времен пророка Мохаммеда. При этом у туарегов — одного из кочевых племен Северной Африки, по мнению антропологов, сохранились пережитки матриархата, и женщины этого племени ходят с открытыми лицами, а мужчины закрывают лицо.
С распространением ислама мусульманские религиозно-правовые нормы (шариат) стали предписывать исповедующим ислам закрывать аврат — живот и ноги от пупка до колен у мужчин; все тело, кроме овала лица и кистей рук — у женщин. Видеть женщину без многослойных драпировок могут только мужчины, принадлежащие к категории махрам (отец, брат, сын, внук, то есть близкие родственники, с которыми женщина не может вступить в брак).
Что характерно, шариатские нормы не конкретизируют требований к одежде: этим занимаются муфтии и кади, авторитетные толкователи Корана. Как правило, общие нормы подгоняются под обычаи страны и региона и могут делаться то строже, то свободнее. Чаще всего мусульманки носят хиджаб или абайю. Европейцы обычно называют хиджабом только особенным образом повязанные головные платки, полностью скрывающие волосы. Абайя — это полный комплект одежды, обязательно закрывающий руки до кистей и ноги до ступней.
Более строгий вариант — чадра (иначе называется чаршаф). В этом костюме покрывало может закрывать нижнюю часть лица. Следующая ступень скромности — никаб — закрывает низ лица и драпирует все тело от плеч так, что неразличимы линии груди и талии. Самый тотальный вариант — паранджа (бурка) — напоминает чехол с забранным сеткой отверстием для обзора на уровне глаз. Два последних варианта женщинам навязывают в обязательном порядке в государствах, где шариат признан нормой права (Саудовская Аравия и ряд других). В более либеральных странах женщинам можно носить яркие абайи или даже условно мусульманскую одежду: платок, закрывающий волосы, брюки до ступней и поверх них — закрывающие бедра удлиненную тунику или платье (все непременно с длинными рукавами и без декольте).
Никаб и паранджу чаще всего носят женщины в тех странах, где законы шариата признаны в государственными, прежде всего — в Саудовской Аравии. Мусульманки в европейских странах предпочитают почти символический в сравнении с никабом хиджаб светлых и даже ярких оттенков. Некоторые прогрессивные мусульманские девушки носят традиционный платок, а вместо платья в пол или длинной юбки и удлиненной блузы или кафтана надевают брюки или джинсы, а поверх них — сравнительно короткие платья или туники (однако обязательно закрывающие бедра и с длинными рукавами).
Обманчивая идиллия
В современной Европе увеличивающееся число женщин в хиджабах на улице еще несколько лет назад вызывало серьезное беспокойство и неприятие. Особенно это было актуально в странах, где иммигрантские общины велики и непрерывно растут. Так, администрация французских учебных заведений запрещала школьницам-мусульманкам ходить в платке на занятия, а полицейские прогоняли с пляжей женщин в буркини — мусульманских купальных костюмах. Но риторика левых и примкнувших к ним мусульманских активистов постепенно изменили общественное мнение: европейцам приходится смириться со статусом кво.
Женщина в хиджабе
Несмотря на то, что современный мир меняется очень стремительно, все еще остались традиции и обычаи, которые, однажды закрепившись в обществе, кочуют из поколения в поколение, из века в век, и с каждой эрой человечества становятся все более устойчивыми. Одной из таких традиций, как любят выражаться немусульмане, а также некоторые невежественные мусульмане, можно назвать традицию ношения женщиной хиджаба. Однако неправильно называть ношение хиджаба обычаем или традицией. Религия Ислам не связана с традициями или обычаями, к каким бы сферам знания Ислама они не относились: вопросы вероубеждения и нормы исламского права основаны на вере и здравом разуме, и на интересах этого и будущего мира.
Что такое хиджаб и его условия
У хиджаба существует ряд обязательных условий, которым он должен соответствовать, когда девушка выходит за пределы своего дома:
Отношение общества к закрытой женщине
В обществе существует масса мнений на этот счет, и по поводу ношения хиджаба довольно часто можно услышать возмущенные заявления, но такие заявления чаще всего звучат со стороны тех, кто не имеет к Исламу никакого отношения. От восточных девушек и женщин в хиджабе редко услышишь подобные заявления, поскольку большинство из них как раз не только не думают ничего отрицательного о ношении хиджаба, но носят его с удовольствием, считая одним из самых красивых и изящных элементов своей одежды.
Хиджаб и паранджу – часто путают те, кто не разбирается в мусульманской культуре. От таких людей замечания относительно целесообразности ношения мусульманской одежды слышать смешно.
Отличия женских мусульманских нарядов
Паранджой называют женскую верхнюю одежду, которую носят женщины в мусульманских странах – она напоминает длиннополый халат, у которое есть длинные ложные рукава. Паранджа снабжена сеткой волосяной или чачваном, которая предназначена для того, чтобы закрывать лицо.
История ношения паранджи уходит своими корнями в средневековую Персию, где эта одежда называлась фараджи и представляла собой как мужскую, так и женскую верхнюю одежду с длинными рукавами. Такую одежду носили в шестнадцатом веке, и не стоит путать ее с чадрой или буркой – в художественном фильме «Белое солнце пустыни» при съемках использовали как раз классический вариант паранджи.
Чадра – это покрывало, которое носят женщины. В переводе с персидского языка «чадра» переводится как «палатка». Это покрывало полностью закрывает женскую фигуру, с головы до самых ног, чадра бывает черного цвета, синего или белого. Лицо женщины и голову закрывают муслиновой тканью.
Чем отличается хиджаб от никаба, бурка и чаршаф, что такое палантин и амирка, какие виды мусульманских платков одевают женщины, об исламской одежде мусульманки.
Какая должна быть одежда по шариату? Можно ли одевать модный хиджаб? Какая должна быть женская обувь и какие части женщина может открыть мужчине?
Хиджаб может быть разным: и длинным, и коротким, но он должен скрывать формы тела женщины и не должен быть обтягивающим. В Священной Книге Аллаха Коране сказано, что свою красоту женщина показывать не должна никому, кроме своего мужа или близким родственникам мужского пола. В Коране упоминается, что напоказ выставлять запрещено все женские прелести, кроме тех, которые видны, и особо выделено, что следует прикрывать вырез на груди. Среди родственников, которым женщина может показываться без покрывала или платка, перечислены муж, отец, свекр, сыновья, сыновья мужа, братья, сыновья братьев, сыновья сестер, женщины, слуги, которые являются евнухами, дети, которые еще не достигли пубертатного периода.
Традиция ли хиджаб?
Ошибочна и опасна позиция некоторых людей, которые считают нормы шариата и мусульманской нравственности «исламскими обычаями». Целью навязывания этого ярлыка является искажение умов людей зловредной идеей о том, что духовно-нравственные ценности Ислама (заключающие, в действительности, в себе секрет счастья двух миров и являющиеся истиной) не берут своего начала от Всевышнего Аллаха, а представляют с собой ряд обычаев и привычек, унаследованных от предков.
Несомненно, результатом внушения этой «идеи» является отдаление наибольшего количества людей от древнего наследия Ислама и её хотят навязать обновляющемуся современному обществу в век прогресса и развития цивилизации.
В действительности же, переименование норм шариата не является случайностью. Поистине, переименование основ Ислама ложными ярлыками является одним из способов его разрушения. Все это делается следующим образом – берется определенное количество ценностей из Ислама и прикрепляется к ним ярлык под названием «обычай», а после прохождения определенного промежутка времени у людей складывается мнение о том, что основы и ценности Ислама являются просто обычаями. Они забудут, что ценности Ислама основаны на здравом мышлении и исследовании и в первую очередь установлены Самим Аллахом. Все ценности, с которыми явился Ислам нацелены на достижение благоденствия в двух мирах. Порядки и законы людей лишены совершенства, они склонны совершать ошибки, в связи, с чем зачастую нарекают истину ложью. В то время, как в рамках норм Ислама исключается нарекание истины ложью, так как Тот, Кто узаконил эти нормы, является Создателем разума и мышления. Только один этот факт является непоколебимым доводом для убеждения в истинности основ и ценностей Ислама.
Обязанность женщины в нормах одежды
Относительно того в каких случаях женщина в хиджабе имеет право его снимать, задают немало вопросов. Такие вопросы задают не только относительно платка или покрывала, но и других элементов мусульманской женской одежды – недавно скандал на пляжах Франции разгорелся насчет буркини – это название специального купального костюма для мусульманок, прикрывающего тело.
Чаще всего спрашивают, следует ли носить платок или покрывало всем мусульманкам? Сказано ли в Священной Книге Коран что-то о ношении девушкой хиджаба? Ответы на эти и многие другие вопросы помогают разобраться в сути тем, кто не имеет к Исламу отношения или только начинают его постигать.
В странах, где ношение хиджаба обязательно на государственном уровне, носить его должны все гражданки, какого бы вероисповедания они не были. Такие правила существуют в Саудовской Аравии и Иране.
Коран о хиджабе
В Священном Коране два аята посвящены теме того, как именно должны выглядеть мусульманские женщины и как одеваться. В двадцать четвертой суре «Свет» сказано, что женщина должна опускать свой взор и не выставлять напоказ красоту своего тела, а на груди прикрывать покрывалом вырез. Также этому вопросу посвящен аят из тридцать третьей суры «Сонмы», где сказано, что верующие женщины не должны наряжаться так, как наряжались во времена прежнего невежества. Это следует делать женщинам для того, чтобы их отличали от блудниц и рабынь и не подвергали оскорблениям.
Культурные особенности
В определенный период времени женщины с гордостью носили хиджаб и паранджу, поскольку она указывала на то, что женщина является представительницей зажиточной семьи, и паранджа, которую она носила, указывала на ее влияние и богатство.
Часто не только религиозные предписания становятся причиной того, почему женщины носят паранджу. Культурные особенности страны, тоже имеют определенные требования к женщинам прикрывать свое тело максимально. Еще до зарождения Ислама в странах Ближнего Востока женщины вели затворнический образ жизни, что соответствовало местным морально-этическим нормам, которые ставили во главу угла целомудрие и духовную чистоту. Даже среди элиты женское затворничество было распространено, и так жили как христиане, так и иудеи. Похожие традиции существуют и среди иудеев высших каст.
После зарождения Ислама такие традиции нашли подкрепление в религиозных нормах, получили широкое распространение даже за пределами высших слоев общества.
Требования Шариата к ношению хиджаба
В традициях Ислама есть определенные требования к тому, как следует носить хиджаб правильно, и часто в реальной мусульманской жизни образ девушки в хиджабе разнится с тем, что можно иногда увидеть на телеэкране. Шариат не позволяет женщине мусульманке, пользоваться косметикой или парфюмерией, поскольку и то, и другое может привлечь внимание посторонних мужчин. Женщина может пользоваться только сурьмой, чтобы подводить глаза, или хной, которой может разрисовать руки. Доступ к телу мусульманской женщины для постороннего мужчины должен быть закрыт, чтобы не вызывать страсти и греховных чувств, которые могут привести к очень плохим последствиям.
Что же касается выбора ювелирных украшений и их сочетания с хиджабом, то здесь следует исходить из количества украшений и их качеств, внешнего вида. Если ювелирные украшения привлекают внимание, то женщине не следует носить их с хиджабом. О том, что нельзя носить украшения на лодыжках, сказано и в Коране, где говорится, что женщина не должна носить такие украшения, которые, издавая звуки, будут привлекать внимание посторонних мужчин.
Традиции женской одежды у других народов и культур
У женщин-мусульманок часто спрашивают, как они сами относятся к необходимости носить хиджаб. И получают в ответ абсолютно спокойное отношение к нему как к требованию, которое появилось не в результате прихоти ее мужчины, а по предписанию религии ислама, которую она исповедует, принимает и которая является неотъемлемой частью ее жизненной позиции.
Религия Ислам рассматривает закрывающую одежду как способ защитить ее красоту, спрятать ее от взглядов посторонних мужчин. Исламская религия не является в этом вопросе обособленной, поскольку у многих народов в древности существовали обычаи и традиции, которых придерживались предки: женщина, особенно будучи замужем, не имела права ходить с непокрытой головой. Это есть и в древнерусской традиции, где женскую красоту берегли от чужих взглядов, и только когда западные традиции и вольнодумие хлынули в Россию через прорубленное «окно в Европу» Петром Первым, женщины начали одеваться более вольно и получили право принимать участие в застольях, чего до Петра Первого не позволялось никогда.
По Исламу, семейное счастье базируется на духовных ценностях, поскольку внешняя красота не будет вечной и со временем увядает, а ценности духовные долгие годы делают семейную жизнь счастливой.
Государственные законы относительно хиджаба
Существуют мусульманские страны, где женщина в хиджабе – это обязательное требование на государственном уровне. Ношение платка или покрывала женщиной обязательно в таких странах, как Афганистан и Саудовская Аравия. Есть также страны, в которых ношение непристойной одежды, облегающей тело, карается уголовно – к таким странам относится Судан.
Но есть мусульманские страны, в которых в определенных местах носить хиджаб запрещено – в государственных учреждениях и учебных заведениях. К таким странам относится Таджикистан, Тунис и другие.
Во Франции приняли закон, по которому человек не имеет право носить одежду, которая бы демонстрировала его религиозную принадлежность. Этот закон особенно строго предписывает соблюдение правила в образовательных учреждениях, где обучается большое число иностранных студентов.
Движение против хиджаба
Все разговоры о том, что ношение паранджи или хиджаба подавляют женскую волю, изолируя женщину от остального общества, ориентируются на те требования, которые выдвигают сторонники консервативных форм ислама, у которых женская роль сводится к заботе о доме и семье. Носить паранджу в таком обществе действительно женщины должны обязательно, и требования такие выдвигается в целом всем обществом.
Есть примеры, когда в определенных странах в последние годы разворачиваются целые движения против хиджабов. Таким примером может стать движение в социальных сетях Ирана, которое называется «Моя тайная свобода». Это движение основала иранка, проживающая в Лондоне, и с ее подачи сторонницы такого движения размещают в интернете свои фотографии с макияжем и непокрытой головой и выступают против ношения хиджаба. Участников движения насчитывается уже больше миллиона, и некоторые мужчины поддерживают своих жен в этом протестном движении, выставляя их фотографии без хиджаба.
«Внутренний хиджаб» мусульманки
Хиджаб в Исламе – это не просто элемент женской одежды, которую женщина носит по предписанию Шариата. Как свидетельствуют сами девушки в хиджабе, мусульманку в платке или покрывале можно сравнить с закрытым крышкой сосудом, и, если снять хиджаб, то есть открыть крышку, всем станет понятно, что внутри этого сосуда. Мусульманка не просто демонстрирует свой стиль тем самым – она выражает свою жизненную позицию, особенно если эта женщина носит его добровольно, не проживая в мусульманской стране.
Женщина в Исламе должна не просто носить хиджаб – только ношение платка или покрывала не делает женщину мусульманкой: она должна принять свой «внутренний хиджаб», то есть прикрыть свою душу, и после этого необходимость носить платок придет к ней сама.
Женщины, которые постоянно носят хиджаб, относятся к этому элементу мусульманской одежды с особым трепетом. Шариат устанавливает конкретные правила относительно того, как следует одеваться, но мусульманки с берегов Персидского залива уделяют много времени дизайну хиджаба, и некоторые такие образцы могут создать конкуренцию самым прекрасным произведениям искусства. У современных платков и покрывал есть домашние и вечерние варианты, над дизайном этого элемента мусульманской женской одежды трудятся ведущие мировые Дома моды, хиджабы украшают драгоценными камнями и роскошными тканевыми и кружевными вставками.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)