хевра что это такое
Значение слова «хевра»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова турку (существительное):
Синонимы к слову «хевра»
Предложения со словом «хевра»
Понятия, связанные со словом «хевра»
Отправить комментарий
Предложения со словом «хевра»
На месте взрывов уже всё оцеплено, уже «амбулансы» ревут, уже религиозные эти ребята из «хевра кадиша» части тел собирают.
Крышку медленно опустили на место, и два служащих пражского «Хевра кадиш» устано-вили гроб на подъёмник.
Сошлись две хевры из-за привокзального рынка.
Синонимы к слову «хевра»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Хевра Каддиша (погребальное объединение)
Содержание
Альтернативное название
Другое название таких обществ (в основном в сефардских общинах) — хевра́т хе́сед ве-эме́т (`общество истины и добра`, `истинного добра`) или хеврат гмилут хесед (`общество воздаяния добром`). Библейское выражение хесед ве-эмет (Быт. 47:29), сказанное Яаковом Йосефу, толковалось как «истинное добро» (только то добро, которое делают мертвому, истинно и бескорыстно, поскольку он не может отблагодарить).
Возникновение имени
Специальные люди, занимающиеся погребением (хавурта — арамейское `содружество`, `сообщество`), упоминаются в Талмуде (МК. 27 б). По-видимому, в трактате идет речь не о профессиональном союзе, а о группе особо благочестивых людей, сведущих в законах ритуальных чистоты и нечистоты.
Вероятно, упоминаемое в Талмуде слово хавурта использовано в названии Хевра кадиша, возникшей в средние века.
Первое упоминание
Первое упоминание о деятельности Хевра кадиша содержится в респонсах раввина Шимона бен Цемаха Дурана.
В 16 в. в общинах Европы возникли профессиональные союзы и добровольные общества, занимавшиеся различными видами благотворительности.
Как правило, эти общества называли себя хевра или хавура, нередко добавляли к своему названию слово каддиша или кдоша, однако со временем только сообщества, занимавшиеся погребением, сохранили это название.
Члены Хевры
Члены Хевры на добровольных началах производили все действия, связанные со смертью и погребением: они начинали свою работу, ухаживая за умирающим, а заканчивали установкой надгробия.
Иудаизм придает большое значение последним почестям усопшему.
Со статусом умершего и обычаями погребения связано множество hалахот.
Поэтому членами Хевры, как правило, становились люди, сведущие в Устном Законе, которые желали послужить обществу, и общество платило им немалым почетом.
Должности в Хевре были выборными, избирали уважаемых членов общины. Главой Хевры, ее почетным председателем и hалахическим авторитетом обычно был раввин общины.
В члены Хевры вступали в весьма молодом возрасте (с 6 лет) и проходили длинный курс обучения. Высшей должностью в иерархии Хевра каддиша был габай (`сборщик налогов`, `староста`).
В некоторых общинах должность в Хевре передавалась по наследству, и в возрасте 13 лет (см. Бар-мицва) можно было вступить в право наследования.
Члены Хевры вели учет своей деятельности, записывая все в специальную книгу — пинкас Хевра кадиша.
Как и у остальных профессиональных союзов в Европе в средние века, у Хевры был свой знаменательный день.
В этот день проходили различные церемонии; объявлялся пост, после окончания которого происходила большая праздничная трапеза.
Во многих общинах днем Хевра кадиша было 7 адара — согласно Аггаде, день смерти Моше. Этот обычай существует в ряде общин по сей день.
Фонды Хевры
Для приобретения участков земли и подкупа должностных лиц, как правило, чинивших препятствия возникновению еврейских кладбищ, Хевра кадиша сосредотачивала в своих руках немалые суммы денег из общественной кассы.
Часто Хевра кадиша выполняла и другие функции, связанные с финансовой деятельностью общины.
Фонды Хевры складывались из пожертвований членов общины и из платы за погребение, которую платили только состоятельные люди.
Хевра кадиша обладала полномочиями освободить семью умершего от платы за погребение или, напротив, обязать платить
В настоящее время в Израиле
В настоящее время в Израиле у каждой общины существует своя Хевра кадиша (только в Иерусалиме 15 различных обществ); это связано с тем, что обряды погребения у выходцев из разных стран отличаются друг от друга.
ХЕВРА КАДИША, или Похороны по-еврейски
30.01.2003
Редактировать статью
Зеев-Вольф Верховский, которого “вся Одесса” называет реб Велвл, родился в Одессе. Долгое время работал строителем, а лет десять назад стал “баал-тшува”. Ныне реб Велвл известен каждому одесскому еврею, потому что по достижении 120 лет всем нам придется оказаться в сфере его “профессиональных интересов”. А все потому, что реб Велвл — руководитель “Хевра Кадиша” при Одесской Иудейской Религиозной Общине “Хабад Шомрей Шабос”.
— “Хевра Кадиша” переводится как “Святое братство”. Название, честно говоря, объясняет немногое… “Хевра Кадиша” — что же это такое и что она вообще из себя представляет?
— Как известно, у евреев есть свой порядок жизни и свой порядок ухода из этого мира, то есть у нас на все есть свои правила, в том числе и на то, как отсюда уйти. Как раз для выполнения этого порядка ухода и создана специальная система похоронных братств (причем везде они называются одинаково — “Хевра Кадиша”), которые и занимаются этим святым делом.
— Святым? Но ведь в Торе сказано, что прикоснувшийся к мертвому телу нечист…
— В нашем поколении это уже не имеет никакого значения, потому что мы все “заражены“ тум’ат мэт (“нечистотой смерти”), так что тумой больше, тумой меньше — разницы нет. Конечно, существует обычай омывать руки после посещения кладбища, но это мало помогает против нечистоты смерти. Настоящее действенное средство — пепел красной коровы, но поскольку красной коровы у нас сейчас нет, то так и ходим неочищенные. А что касается святости, то да, это дело святое и всегда было у евреев одной из самых больших мицвот (мицва – заповедь, доброе дело). Называется хэсэд шель эмет, то есть истинное милосердие.
— Потому что от покойника ничего не ждут взамен. Когда что-то делаешь для живого человека, то всегда в глубине души все равно ждешь обратной реакции. А от покойника уже ничего не ждут, это делается совершенно бескорыстно и является истинным милосердием. И всегда во всех местах этим занимались наиболее уважаемые и богатые люди.
— Для независимости. Благосостояние работника “Хевра Кадиша” не ставилось в зависимость от погребения, чтобы не возникала такая ситуация, когда один еврей ждет смерти другого еврея. Казалось бы, как такое может быть, а ведь, увы, бывает… Когда в городах-убежищах Эрец-Исраэль непреднамеренные убийцы скрывались от наказания, они дожидались смерти первосвященника и молили Вс-вышнего об этом. И их матери тоже молились о смерти первосвященника! Вот чтобы такого не случалось, членами “Хевра Кадиша” всегда становились наиболее богатые и уважаемые люди.
— А что же вменялось им в обязанности?
— В небольших общинах и местечках, где не было большого объема работы, “Хевра Кадиша” не была их основным местом трудовой деятельности. В нужный момент их вызывали, а затем они возвращались к основной работе. Но, например, в Иерусалиме такие люди находятся на зарплате. “Хевра Кадиша” — это их рабочее место.
— А что они там делают?
— В процедуре захоронения есть два этапа. Первый — это таhара (очищение, омовение) и второй — квура, то есть непосредственно захоронение. Эти две процедуры разделены во времени, иногда их выполняют одни и те же люди, а иногда — различные. Поскольку женщины омывают женщин, а мужчины — мужчин, то женщины — точно приглашаемые специально для таhара, а вот мужчины могут быть те же, что делают квура. Есть особые одежды для покойного — тахрихим.
— То есть четкой структуры с перечнем специалистов нет?
— Как правило, есть габай — староста братства, ну а все остальное зависит от устава… При создании “Хевра Кадиша” принимается устав, который записан в книгах. Есть такая книжка “Хэсэд шель эмет”, и там есть образец устава. Конкретный устав, конечно, может немного отличаться, исходя из местных условий, но чаще всего этот “скелет” остается без изменений. “Хевра Кадиша” устанавливает расценки на места для погребения, ну и тому подобное. И все это записано в уставе. А еще там есть очень много интересных нюансов. Например, если человек вдруг решил пойти помыть покойника, оказать ему такое уважение, — он не может этого сделать! Для этого требуется разрешение членов “Хевра Кадиша”. Почему? А вот весь год мы работаем, омываем все тела без разбора, и тут вдруг попался уважаемый еврей и ты хочешь прийти проявить свое “истинное милосердие”? Нет, извини, ты должен спросить разрешения…
— Деньги за место на кладбище идут в казну “Хевра Кадиша” или на благотворительные цели?
— “Хевра Кадиша” всегда занималась благотворительностью. При “Хевра Кадиша” всегда были дом призрения (приют), благотворительные столовые и прочее, так что казна “Хевра Кадиша” и цдака (благотворительность) — это тесно связанные вещи.
— А если умирает человек одинокий, бедный, то погребение берет на себя “Хевра Кадиша”?
— И, соответственно, часть доходов “Хевра Кадиша” идет как раз на такие цели?
— Да. Только о доходах мы говорим когда речь заходит о Иерусалиме и Нью-Йорке. Здесь, в Одессе, доходов нет. Мы в свою пользу денег не изымаем, работаем по государственным прейскурантам. Да и место на кладбище здесь предоставляется бесплатно. То, что мы тратим на бедных, — это уже наша цдака. Во всех нормальных местах “Хевра Кадиша” взимает с богатого денег больше, чтобы хватило на бедных, здесь же еврейские похороны — скорее воспитание евреев. Откровенно говоря, зачастую к нам приходят, потому что у нас дешевле, а не потому, что есть потребность в еврейском погребении.
— Экзаменов нет, но, как и всякое общество, “Хевра Кадиша” может принять кого-то в свои ряды или отвергнуть. Коhэна, естественно, не примут, каким бы достойным он ни был. Других могут как принять, так и отказать им.
— Так и скажут: “Вы нам не подходите!”?
— (Улыбается) Ну, если “такта” хватит, то так прямо и скажут. А вообще это все не так просто. Кандидат должен быть в первую очередь человеком достойным. Особой премудрости тут нет, выучить правила погребения несложно, но поскольку это дело святое, то и люди должны быть соответствующие.
— И по каким критериям определяется, достоин ли кандидат? Чем он должен обладать?
— Это должен быть человек Б-гобоязненный (йере шамаим), а все остальное приложится.
— А люди, шьющие тахрихим (одежду для покойных), они входят в “Хевра Кадиша”?
— Да, конечно. Женщина, которая шьет тахрихим, должна быть Б гобоязненной. При изготовлении тахрихим есть много условий, которые необходимо соблюдать: она не должна нарушать субботу, она не должна быть нида… а кто может это все проконтролировать? Так что в первую очередь эта женщина должна быть Б-гобоязненной, сознающей меру своей ответственности.
— И сколько похоронных братств может быть в городе? Возможно ли в одном городе существование нескольких подобных организаций, или “Хевра Кадиша” обязана быть одна?
— Нет, конечно, количество не ограничено. В Иерусалиме их, например, штук 5 или 6.
— И что, у них в обычаях и традициях есть какие-то отличия?
— Да. Есть “Хевра Кадиша hа-клали”, или ее еще называют “Хевра Кадиша Йерушалаим”, есть хасидские и сефардские братства. И у них масса всяческих минhагим (обычаев).
— И что, глядя на процессию, специалист может сказать, представителя какой общины хоронят?
— “Хевра Кадиша” и еврейское кладбище — понятия взаимосвязанные?
— Если нет кладбища, то что делать “Хевра Кадиша”?
— Ну, может, хоронить на общих кладбищах, но по еврейским правилам?
— Нет, обычно еврейское кладбище и “Хевра Кадиша” — понятия очень тесно взаимосвязанные. И мы весьма серьезно относимся к тому, чтобы евреев хоронили на еврейском кладбище.
— Существуют авторитеты по этим вопросам?
— Есть раввин Липсман из Краун-Хайтс в Нью-Йорке и рав Гельбштейн в Иерусалиме. Обычно к ним обращаются в случае затруднений.
— А какой-то специфический инструмент?
— Есть лопаточки для чистки ногтей, еще что-то, но без всего этого можно обойтись. Каких-то обязательных специальных инструментов нет.
— А есть какие-нибудь семинары и курсы повышения квалификации? Есть профессиональный праздник День работника “Хевра Кадиша”?
— Курсов повышения квалификации нет, каждый повышает свой уровень самостоятельно. Более того, в ХАБАДе даже литературы, посвященной этому вопросу, немного. Не то чтобы ХАБАД не придавал значения достойному захоронению, просто вопросы скорби и уныния — не наш конек. А вот праздник — есть. 7 адара — день смерти Моше-рабейну (Моисея). Он умер и был погребен Вс-вышним, погребен на горе Нево. И это был единственный случай, когда еврей умер, его погребли по всем правилам, а “Хевра Кадиша” при этом отдыхала. Вот этот день и считается нашим неофициальным праздником.
— А много ли на территории бывшего Советского Союза похоронных братств?
— В Москве есть две “Хевра Кадиша”, есть в Санкт-Петербурге, Киеве, Днепропетровске, Донецке, Одессе и Херсоне.
— И как обстоят дела?
— Я не скажу “за все СНГ”, а что касается Одессы, как говорят, бессер фун горнышт — лучше, чем ничего. Мы стремимся быть как все нормальные люди, то есть, как положено, делать у евреев. С квурой проблем практически нет, а вот с таhарой… Если бы нам еще и микву, так вообще было бы идеально. Я часто бываю в домах, где нет воды, грязь такая, что ногой ступить негде. И когда мне в Иерусалиме рассказывали, как нужно делать, я все время думал: “Ну-ну, пошли бы вы со мной к некоторым домам и посмотрели…”.
— А покойников не боитесь?
— (Улыбается) С живыми иногда страшнее. Не страшно, но бывает очень неприятно.
хевра каддиша
Другое название таких обществ (в основном в сефардских общинах) — хеврат хесед ве-эмет (`общество истины и добра`, `истинного добра`) или хеврат гмилут хесед (`общество воздаяния добром`). Библейское выражение хесед ве-эмет (Быт. 47:29), сказанное Иаковом Иосифу, толковалось как «истинное добро» (только то добро, которое делают мертвому, истинно и бескорыстно, поскольку он не может отблагодарить).
Специальные люди, занимающиеся погребением ( хавурта — арамейское `содружество`, `сообщество`), упоминаются в Талмуде (МК. 27 б). По-видимому, в трактате идет речь не о профессиональном союзе, а о группе особо благочестивых людей (см. Хавура), сведущих в законах чистоты и нечистоты ритуальных. Вероятно, упоминаемое в Талмуде слово хавурта использовано в названии Хевра каддиша, возникшей в средние века.
Иудаизм придает большое значение последним почестям усопшему (см. Хазкарат нешамот, Хеспед, Траур). Со статусом умершего и обычаями погребения связано множество халахот (см. Галаха). Поэтому членами Хевры, как правило, становились люди, сведущие в Устном Законе, которые желали послужить обществу, и общество платило им немалым почетом. Должности в Хевре были выборными, избирали уважаемых членов общины. Главой Хевры, ее почетным председателем и галахическим авторитетом обычно был раввин общины. Для приобретения участков земли и подкупа должностных лиц, как правило, чинивших препятствия возникновению еврейских кладбищ, Хевра каддиша сосредотачивала в своих руках немалые суммы денег из общественной кассы. Часто Хевра каддиша выполняла и другие функции, связанные с финансовой деятельностью общины. Фонды Хевры складывались из пожертвований членов общины (см. Благотворительность) и из платы за погребение, которую платили только состоятельные люди. Хевра каддиша обладала полномочиями освободить семью умершего от платы за погребение или, напротив, обязать платить.
В члены Хевры вступали в весьма молодом возрасте (с 6 лет) и проходили длинный курс обучения. Высшей должностью в иерархии Хевра каддиша был габбай (`сборщик налогов`, `староста`). В некоторых общинах должность в Хевре передавалась по наследству, и в возрасте 13 лет (см. Бар-мицва) можно было вступить в право наследования.
Члены Хевры вели учет своей деятельности, записывая все в специальную книгу — пинкас Хевра каддиша. Как и у остальных профессиональных союзов в Европе в средние века, у Хевры был свой знаменательный день. В этот день проходили различные церемонии; объявлялся пост, после окончания которого происходила большая праздничная трапеза. Во многих общинах днем Хевра каддиша было 7 адара — согласно Аггаде, день смерти Моисея. Этот обычай существует в ряде общин по сей день.
В настоящее время в Израиле у каждой общины существует своя Хевра каддиша (только в Иерусалиме 15 различных обществ); это связано с тем, что обряды погребения у выходцев из разных стран отличаются друг от друга.