херувим кто это такой по библии

Херувим кто это такой по библии

херувим кто это такой по библии. Смотреть фото херувим кто это такой по библии. Смотреть картинку херувим кто это такой по библии. Картинка про херувим кто это такой по библии. Фото херувим кто это такой по библии

Кто такие херувимы? Являются ли херувимы ангелами?

Херувимы являются ангельскими существами, участвующими в поклонении и прославлении Бога. Херувим впервые упоминается в книге Бытие 3:24: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». Перед тем, как восстать против Бога, сатана был херувимом (Иезекииля 28:12-15). Скиния и храм содержали множество символов херувимов (Исход 25:17-22; 26:1, 31; 36:8; 3 Царств 6:23-35; 7:29-36; 8:6-7; 1 Паралипоменон 28:18; 2 Паралипоменон 3:7-14; 3:10-13; 5:7-8; Евреям 9:5).

Описание «четырех животных» пророком Иезекиилем совпадает с описанием херувимов (Иезекииля, главы 1 и 10). Каждый имел четыре лица – человеческое, львиное, телячье и орлиное (Иезекииля 1:10; см. также 10:14), а также четыре крыла. Облик херувимов «был как у человека» (1:5). Эти херувимы использовали два крыла, чтобы летать, а других два – для покрывания своего тела (1:6, 11, 23). Под крыльями херувимов были видны подобия человеческих рук (1:8; 10:7-8, 21).

Образы в Откровении 4:6-9 также, по-видимому, описывают херувимов. Херувимы служат цели превозношения святости и силы Бога. Это является одной из их главных обязанностей, согласно Библии. Кроме прославления Бога они также служат видимым напоминанием величия и славы Бога, а также Его постоянного присутствия с Его народом.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

Кто такие серафимы и херувимы. В чем их отличие

Ангелы на Небесах имеют свою иерархию из 10 уровней, и у каждой свои обязанности. Серафимы и Херувимы находятся ближе всех в Богу и никогда не спускаются на землю. Они окружают трон Всевышнего, вместе с престола представляют собой гвардию Господню, его помощников в суде над людьми, несущие просвещение и веру. Шестикрылые серафимы и херувимы изображены на многих иконах Святой троицы, Бога. Одни огненно алые, другие как морская вода. В этом их основное внешнее отличие.

Способности ангелов

Воинство Небесного царства состоит из ангелов. Сила им даруется Богом и только он определяет круг возможностей каждого из них и всех вместе. Ангелы наделены общими для всех иерархий, способностями:

Некоторые из видов ангелов способны испепелять не только небольшие предметы, но даже целые города. Пример такого владения огнем – наказание за грехопадение Содома и Гоморы.

Ангельская иерархия

Сведения об ангелах и их иерархии собирались по крупинкам из разных источников. Лучше всего классифицировал всю информацию воедино Дионисий Ареопагит и описал в своей книге «О небесной иерархии».

херувим кто это такой по библии. Смотреть фото херувим кто это такой по библии. Смотреть картинку херувим кто это такой по библии. Картинка про херувим кто это такой по библии. Фото херувим кто это такой по библии

В Ангельских чинах различают три лика по три чина в каждом. Всего получается 9 чинов. Они занимают свое место на небесах по отношению к Богу и людям.

Ближе всех к Господу находится троица: Серафимы, Херувимы и Престолы. Они располагаются вокруг Всевышнего, оберегая и являясь Его ближайшими помощниками.

Серафимы

Шестикрылый ангел Серафим ближе всех находятся к Богу и пламенеют к Нему сильной любовью, горят ярким огнем. Слово «серафим» так и переводится с древнееврейского как «пламенеющий».

У Серафима три пары крыльев. На одной он парит – летает. Вторая пара служит для того, чтобы закрывать свое тело от огня, излучаемого Всевышним. Еще два крыла у Серафимов закрывает огненный взгляд, которым он может воспламенить окружающих.

херувим кто это такой по библии. Смотреть фото херувим кто это такой по библии. Смотреть картинку херувим кто это такой по библии. Картинка про херувим кто это такой по библии. Фото херувим кто это такой по библии

Изображения Серафимов традиционно делают яркими красными красками, словно летающий огонь. Если случались битвы, Серафимы превращались в огненных змеев и сжигали врага.

В обязанность Серафимов входит оберегать Бога и разжигать любовь к нему в сердцах людей, очищают душу Божественным огнем, вдохновляя на проповедь.

Серафимы – ангелы высшего чина. Они плотно окружают Бога, полностью закрывая его своими телами, непрерывно воспевают и славят Всевышнего.

Херувимы

В Библии встречается выражение, относящееся к Всевышнему, «восседающий на херувимах». Исходя из нее, шестикрылые ангелы являются способом передвижения Бога.

Правильное название, данное ангелам давно, «херувы». Это слово имеет несколько значений. В переводе с еврейского, оно означает «благословящий» или великое знание, множество разума – этот вариант популярен среди богословов в православии. Их тела и крылья полностью покрыты глазами, они многоочитые, познавающие все. По этому поводу Деонисий Ареопагит сказал, что Херувимы сияют светом Богопознания.

Третий вариант толкования слова означает «подобный цветущей юности». Исходя из этого варианта, Херувимов изображают младенцами с крыльями. На фото икон и росписей потолка видно, что ангел имеет круг нимба вокруг головы и закрывает себя крыльями.

По описанию в книге пророка Иезеркииля, есть подробное описание Херувимов. У них по 4 лица: человека и льва справа и тельца и льва слева. У всех голов по четыре крыла. Условно в православии Херувимов изображают в одним лицом младенца и шестью крыльями, по подобию Серафимов. Обычно крылья их окрашены лазоревым или синим цветом.

херувим кто это такой по библии. Смотреть фото херувим кто это такой по библии. Смотреть картинку херувим кто это такой по библии. Картинка про херувим кто это такой по библии. Фото херувим кто это такой по библии

Согласно Книги Бытия, Херувим с мечом стоит у входа в Райский Сад, охраняет Древо вечной жизни и не допускает к нему людей. На свой пост он стал еще до появления первых людей – Адама и Евы. В обязанность Херувимов входит борьба с дьяволом и вытеснение его из умов и души христиан.

По указанию Господа Моисей поставил Херувимов по обе стороны от Ковчега Завета.

В список высшего лика ангелов входят Престолы. Они фактически являются опорой Бога, располагаются под ним.

Основные отличия

Серафимы окружают Господа, прославляют и воспевают его. Они очищают человека от внутреннего зла, ограждают от скверных деяний. Они постоянно сражаются с демоном.

Херувимы исполняют волю творца, выполняют все его указания. Они передают волю Всевышнего и Святые Знания людям и ангелам низшего чина.

Внешне они отличаются цветом крыльев, как вода и пламень.

Источник

Отличие серафимов и херувимов

В повседневной жизни мы часто слышим слова «ангел» и «ангел-хранитель», а вот читая Святое Писание и труды Отцов Церкви можно встретить различные названия ангелов, такие как херувимы, архангелы, серафимы и прочие. Кто такие ангелы, почему для их определения используют различные слова и в чем заключается разница между этими существами?

Ангельские чины

В Святом Писании есть места, которые говорят, что до создания человека Бог сотворил служебных духов — ангелов. По своей природе они имеют знание и разум, но их главное отличие от человека, что они не имеют свободного выбора, т.е. они были изначально созданы Творцом для служения Ему, поэтому не могут отказаться или отрицать Его существование, как делают многие люди.

Тем не менее дьявол изначально также был ангелом, но гордость поселилась в его сердце и стала причиной его падения. Но несмотря на отсутствие свободы выбора, служебные духи все же могут быть подвержены греху и стать Богу противниками.

Молитвы Ангелу Хранителю:

Изначально же Господь создал их для того, чтобы они прославляли Его, служили Ему и были вестниками Его воли для человека. На самом деле все знание об ангельских чинах люди взяли из Библии и свидетельств Отцов Церкви, также встречаются довольно подробные изображения на иконах.

Интересно! Впервые после древнееврейских пророков в первом веке Небесное воинство попытался описать епископ-мученик Дионисий Ареопагит. Именно на его труды опираются литургические тексты и все иконописцы. Он считал, что по своей природе ангелы не имеют телесной оболочки, как люди, но тем не менее они имеют некое тело, которое не видно человеческому глазу, но которое имеет свою неповторимую природу и структуру.

Предполагается, что видимыми они становятся в момент взаимодействия с человеком, чтобы последний воспринимал их. Они менее зависимы от времени (предполагается их бессмертие) и места, нежели люди, поэтому не стареют и могут быстро преодолевать большие расстояния.

В Писаниях часто изображаются серафимы, нисходящие с неба и поднимающиеся обратно, из чего можно сделать вывод, что они также могут быть у Небесного Престола.

Изначально, Господь сотворил Ангельский мир (пророк Даниил насчитывал более миллиарда небесного воинства) для прославления и служения, но по прошествии времени, уже после сотворения человека служебные духи стали выполнять и другую работу.

Принято считать, что ангелы выполняют роль вестников, поскольку они приносят и возвещают людям Волю Бога. О беременности Деве Марии объявил архангел Гавриил, а о рождении Христа пастухам объявил также ангел. Они защищают и охраняют людей, ведь у каждого из нас есть свой хранитель.

Иерархия ангелов

Как все в Божьем мире, ангельское сообщество имеет свою структуру и строение. Существует всего 9 ангельских чинов, которые взаимодействуют в гармонии и построены по триадическому принципу — выделяют Высшую, Среднюю и Низшую иерархию, в каждой из которых по три ступени.

У некоторых высших чинов есть имена собственные, так в Писании можно встретить архангела Михаила (архистратиг), Гавриила (главный вестник Господа), Рафаила (целитель душ и тел человеческих).

На заметку! Порядок иерархии отличается в различных религиях, так иудаизм насчитывает 10 чинов, а некоторые раввины вообще изображают их структуру в виде дерева без определенного порядка. Православные богословы в своих описаниях чинов опираются на места Нового и Ветхого Заветов, при этом порядок и взаимодействие их часто отличается.

За всю историю было множество вариантов. В настоящее время за главную теорию принято считать труд Дионисия, которая разделяет все Небесное Воинство на три ступени по триадическому порядку:

Такая форма иерархии предполагает строгий порядок подчинения и взаимодействия ангелов и имеет библейское подтверждение, которое изложено в первом послании Апостола Петра. Все сферы между собой имеют различия, точно также, как и чины каждой ступени.

Серафимы

Ангелы с таким названием считаются высшим ангельским чином и подчиняются непосредственно Богу Отцу. С древнееврейского языка слово серафим обозначает «пламенеющий», т.е. горящий. Слово, которое используется в древнееврейском также применяют для обозначения яркой и резкой молнии.

Важно! Согласно Писанию, серафимы восхваляют непрерывно Господа и служат нуждам людей. Они наиболее приближены к Творцу и являются высшим ангельским чином, т.е. стоят во главе Небесного Воинства.

Слово, которое в еврейском языке обозначает серафима также встречается в Ветхом Завете в текстах, где Господь посылает наказание на людей за непослушание (Чис. 21 глава) из чего можно сделать вывод, что этот чин не только служит людям, но и выполняет роль карателя за непослушание Богу.

В Библии этот вид ангелов впервые встречается в книге пророка Исаии, который описывает их как существ с шестью крыльями. В Откровении Иоанна Богослова в 4 главе автор описывает их, стоящих у престола, похожими на животных — льва, тельца, орлу. Лишь один из четырех имел лицо, подобное человеку. Все серафимы стояли вокруг престола и непрерывно возносили славу Господу Творцу.

Херувимы

Существа с таким названием считаются вторым высшим чином и подчиняются серафимам. С древнееврейского языка слово херувим обозначает «излияние мудрости». Первое упоминание об этом существе встречается в книге Бытие 3 главе «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».

Молитвы Архангелу Михаилу:

В книге пророка Иезекиля 28 главе автор описывает падение возгордившегося херувима на землю, именно этот ангел впоследствии стал сатаной. В более поздних текстах (Пс. 17:11) херувимов использует Господь для перемещения: «воссел на херувимов и полетел».

Слово херувим в еврейском языке означает «красивый лицом», поэтому принято изображать их красивыми молодыми людьми. В первой главе пророк Иезекииль очень подробно описывает и изображает их схожими с людьми внешне, за исключением наличия крыльев.

Главные различия

Серафимы и херувимы относятся к Высшей сфере ангельских чинов и являются наиболее приближенными существами к престолу Творца. Первые окружают Его и непрерывно славят, также они очищают людей от скверны, ведь именно такой ангел поднес огненный уголек к пророку Исайе, когда он предстал перед Отцом Небесным.

Херувимы же исполняют волю Бога и выполняют конкретную работу, так один из них охраняет Эдем и Дерево Жизни от человека. Именно они передают Небесное познание и Божественную волю не только низшим ангелам, но и людям.

Внешний вид этих двух ангельских чинов различается: первые имеют животноподобные тела, а вторые — человеческие. Цвет крыльев первых — алый, а у вторых — голубой и зеленый. В иконописи они изображается практически одинаково, за исключением эпохи Возрождения, когда херувимы рисовались в виде младенцев с крыльями.

Отображения в иконописи и литературе

Серафимы изображаются на иконах обычно алыми цветами, огненными, которые наиболее точно подходят для их горящей сущности и страстной любви к Богу и Небесной чистоте. Их описание можно встретить в апокрифических книгах Еноха и Юбилеев, а также в труде Дионисия «Небесная иерархия». Их рисуют с шестью крыльями, которыми они прикрывают свое тело и лицо.

Довольно подробное изображение можно увидеть на стенах и потолке церкви Преображение в Новгороде. Серафимы упоминаются в многочисленных литературных произведениях (Пушкин «Пророк»), а также музыкальных (Гребенщиков «Бурлак»). Изображает их и художник Васнецов в своей картине «Серафимы».

Херувимов обычно рисуют в лазурных тонах, также с 4 парами крыльев. Изначально на иконах они имели вид тетраморфов — существ с 4-мя сущностями: быка, человека, льва и орла. Именно так описывал их апостол Иоанн Богослов, хотя некоторые художники описывали их по словам пророка Иезекииля с колесами вместо ног.

Часто этот чин рисуется как престол для Иисуса Христа, его можно увидеть на множестве икон и стенах храмов. Несмотря на некоторые различия между этими ангельскими чинами, они служат Господу Богу и являются вестниками Его Божественной Воли для людей. Это божественные чистые существа поклоняются непрерывно Богу Творцу и зажигают Его огнем души людей.

Источник

Херувимы

Потрясают мир, когда ходят.

Насколько трудно что-нибудь сказать о природе херувимов, видно из того, что христианское богословие не сразу пришло к определенному убеждению на счет того, считать ли херувимов действительными существами или только символами, образами для представления свойств и действий Божиих. У древних церковных писателей, затрагивавших этот вопрос, преобладало второе мнение. Под влиянием Филона, считавшего херувимов то символами творческой и царственной силы Божией (De Vita Mosis 5, 3), благости и всемогущества Божия, то даже символами двух полушарий (De cheruvim р. 112), Климент Александрийский, на основании безусловного запрещения всяких изображений в скинии, не допускает, чтобы херувимы, изображения которых имела скиния, были действительными существами, а видит в них символы текучего времени (крылья), двух полюсов или двух полушарий (Strom. 5, 6). Подобного мнения о херувимах держался и Тертуллиан, как показывает его объяснение места в Быт. 3:24 о херувиме и пламенном мече: «Бог отделил рай от человеческого обиталища знойным поясом земли» (Ароl. 4, 7). Блж. Иероним приводит целый ряд известных ему попыток символического объяснения херувимов (кроме указанных – еще в смысле составных частей человеческого существа, 4 элементов мира и 4 евангелий; к последнему склоняется отчасти, и он сам. Толк. на Иез. 1 ; предисл. к толк. на Мф.). И блж. Феодорит колеблется в признании за херувимами самостоятельного существования: по его мнению, «херувимами Писание называет все могущественное; так оно говорит: «седяй на херувимах» вместо «крепостию царствуяй» и «взыде на херувимы и лете» вместо «явился со славою многою».

Нельзя не заметить, что такой взгляд на херувимов, не говоря о том, что он стоит в прямой зависимости от воззрений на этот предмет Филона, принадлежит церковным писателям, с мнением которых и по другим предметам христианского учения церковь не соглашалась. Взгляд же собственно церкви на этот предмет выражен великими ее отцами и учителями IV и последующих веков. По ним херувимы суть бесплотные духи (Злат. Hom. m Gen. 23 ), из небесной иерархии высшие и ближайшие к Богу (Ориг. еd. Connel I. 392, 821 по Гл.), одаренные разумом (Кир. Иер. Catech 2), тем более исполненные совершенного видения, чем ближе они созерцают светлость Божию (Григ. В. Hom. 24) и непрестанно восхваляют Бога (Амв. Те Deum). Сочинение «о небесной иерархии» отводит херувимам первое после серафимов место в этой иерархии. Нехотя учение о херувимах, как о личных существах, начинает раскрываться в церкви с IV в., это не значит, что оно не существовало и ранее в сознании церкви. Это последнее доказывается тем, что и Климент Александрийский, державшийся другого взгляда на херувимов, не может отрешиться от воззрения на херувимов, как на личных существ: он называет их (там же) «песнословящими духами». К концу вселенских соборов в церкви уже не было никакого колебания по этому вопросу (св. Феодор Студит называет херувимов «наивысшими из всех и ближайшими к Богу» о. Гл. 449) Иудейские экзегеты (Раши, Абен-Ездра, Абарбанел, Маймонид), католические (с Фомы Аквината) и отчасти протестантские (Клифонт, Кейль,) согласны в этом отношении с православными.

Будучи существами личными и разумными, херувимы настолько превосходят то понятие о духе, которое человек составляет на основании наблюдений над своей душой, что Св. Писание с такой же заботливостью предостерегает нас от всякой человекообразности в их представлении, с какой предостерегает от этой человекообразности в представлении Бога. Этим усиливается трудность понимания для нас природы и существа херувимов. Этим также объясняется и некоторое колебание древней христианской догматики в признании их личными существами. Не имея тех ограничений, какие имеет человеческая личность, их личность менее представима для нас, чем личность ангелов, о которой мы можем составить себе приблизительное понятие по своей душе, рассматриваемой вне отношения к телу. В видении пр. Иезекииля эта сторона херувимов, их возвышенность над обыкновенными ограничениями личности, выражена их многоличием, соединением в каждом херувиме нескольких лиц.

Основною чертою херувимов, объясняющей другие их особенности, является их особенная близость к Богу. На образном языке древних священных писателей эта близость обозначалась выражением, что Бог «сидит на херувимах». В символике скинии и храма эта близость была выражена в том, что херувимы простирали крылья свои над тем местом в скинии, откуда открывался Бог, и где почивала Слава Его. У Иезекииля эта близость выражена тем, что крылья херувимов простираются под самою твердью или небом, на котором находится престол Божий, так что твердь эта как бы покоилась на крыльях или главах херувимов (1:22, 23). В Апокалипсисе херувимы тоже занимают ближайшее место к престолу Божию: именно «ап. Иоанн (4:4, 6; 5:6), изображая виденное им царство славы, представляет всех членов его в виде трех концентрических кругов: периферию образуют ангелы, второй круг – 24 старейшины (символы первенцев церкви ветхозаветной и новозаветной), внутренний же – ζῷα находящиеся ἐν μέσῳ τοῦ Θρόνου καὶ κύκλῳ τοῦ Θρόνου (о. Гл 462). Херувимы принадлежат к ближайшей области Бога, как бы присоединены к Его престолу (Гитц. на 1 гл. Excurs). Отношение их к этому престолу такое, что они совершенно не представляются и не мыслимы вне этого престола: «никогда они не могут уходить от престола Божия и быть посылаемы подобно ангелам» (Гэф. 19). Все повеления Божии и вообще всю деятельность свою они исполняют со своих мест, под престолом Божиим, не уходя оттуда (ср. Иез. 10:7 ; Апк. 7:6; 15:7).

Такая близость к престолу Божию не может не сопровождаться для херувимов следствиями, о которых также трудно составить себе понятие, как трудно составить его о Боге. Можно сказать только одно, что благодаря этой близости херувимы в высшей и недосягаемой для других тварей степени могут приобщаться всем совершенствам Божиим. «Сообщение существа Божия, сила Его святого пребывания действует в той области, которую занимают херувимы» (Гэф. 8).

Трудно представить себе поэтому, какой степени должны достигать в херувимах все духовные силы. Наиболее полную характеристику херувима со стороны так сказать его духовной личности дает пр. Иезекииль в 28 гл., где он сравнивает царя Тирского с херувимом. Пророк дает подробное перечисление тех качеств и преимуществ этого царя, по которым он является своего рода херувимом на земле. (ст. 14). Это восторженное описание царя и херувима за ним начинается общим положением, что описываемый есть chotem thachnit «завершающий здание», «верх стройности» («верх совершенства» Гл. 466), по LХХ «печать уподобления», т.е. дальше чего уподобление Богу не может идти. Он «полон мудрости», «венец красоты» (ст. 12). Его сердце и ум (לב) таковы, что он имеет видимое основание считать (nathan) свой ум умом самого Бога (ст. 2).

И в различных символах 1 гл. Иез. херувимам тоже приписываются свойства, близкие к божественным. Имея четыре лица, они могут одновременно видеть всюду и все. При движении они не имеют нужды поворачиваться (свойство, на которое Иезекииль обращает особенное внимание читателя, повторяя замечание о нем несколько раз), благодаря чему движение их происходит с такой беспрепятственностью и быстротой, что они близки к вездеприсутствию. Посему и ноги их описываются образом, подобным тому, как описываются ноги Божии ( Иез. 1:7 : ср. Апк. 1:15). Движение херувимов уподобляется движению света (ст. 13). Движение их никогда не подчиняется какому-либо внешнему импульсу, а какому-то таинственному, внутреннему, благодаря чему оно всегда свободно и в то же время согласно с намерением Сидящего на них (ст. 12), как будто они действительно имеют в себе сердце (lev) Божие (28:2). Одним взмахом крыльев они производят звук קוֹל подобный голосу самого Бога (ст. 23), когда Он говорит (10:5).

Если столь таинственна природа и жизнь херувимов, то не может быть доступна человеческому пониманию и деятельность их, их воздействие на наш мир, то отношение, в какое они становились по временам к земле и человечеству.

Эту деятельность можно не определять и не характеризовать, а лишь сделать сопоставление библейских мест, говорящих о ней, в надежде, что такое сопоставление бросит хотя слабый луч света на этот священный и страшный мрак.

По отношению к Славе Божией, т.е. явлению ее на земле, участие херувимов определяется в Священном Писании двумя понятиями: осенения и ношения. При явлении Славы Божией херувимы осеняют ее и носят ее. Направляясь на один и тот же предмет, тот и другой род служения херувимов не могут быть существенно различны; скорее всего это видоизменения одного и того же служения херувимов, которое может быть определено выражением, что Слава Божия «почивает на херувимах», и которое на библейском языке кратко обозначается предлогом «на» על: «Слава Бога Израилева на них (halehem) сверху» ( Иез. 11:22 ), «Бог сидит на херувимах» ( Пс. 79:2 ). Осенять Славу Божию херувимы могут только потому, что она почивает на них, и что они являются носителями ее. И пользуется ими Слава Божия или Бог для Своего явления и хождения по земле очевидно затем, чтобы они осеняли эту Славу или место обнаружения и явления ее. Т.е. то и другое отношение херувимов к Славе Божией – осенение ее и ношение – существенно не разнятся друг от друга и есть скорее два названия одного и того же предмета по разным сторонам его.

В виду такого служения херувимов, их изображения поставлены были на крышке Ковчега Завета, которая имела в храме чрезвычайно важное значение: на нее кропил первосвященник кровью жертвы в великий день очищения; след. с нее подавалось отпущение грехов «всему обществу сынов Израилевых» (откуда ее название «каппорет»). С нее же Бог открывался первосвященнику: «скажи Аарону, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку, что на ковчеге, дабы ему не умереть, ибо над крышкой я буду являться во облаке» ( Лев. 16:2 ). «Место примирения всего народа, каппорет есть собственное жилище (самого) Бога, где Он дает знать о Себе, как Святый Израиля и открывает Себя в Своей славе, как реально присутствующий Бог» (Гэф. 4). Если могла быть речь о той точке пространства, которую избрал Бог для явления Своего на земле в Ветхом Завете, то такая точка находилась именно на крышке Ковчега. Эту-то крышку осеняли крыльями своими херувимы: «и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку» Исх. 24:20 ).

В видении 1 гл. Иезекииля херувимы тоже несут это служение, как видно уже из того, что крылья их простерты точно так, как простерты были крылья херувимов над каппоретом (ст. 9). Этому обстоятельству пророк придает очень важное значение: он еще два раза в течение главы возвращается к нему (ст. 11 и 23). Но в 1 главе Иезекииля служение херувимов Славе Божией описывается собственно со второй из двух указанных его сторон – со стороны ношения ими Славы Божией, так как явившаяся пророку Слава Божия была не та покоющаяся, почивающая Слава Божия, которая обитала в скинии и храме, а Слава Божия, готовая выйти из храма, Слава в ее движении. Отсюда внимание, которое уделяется в описании пророка, органам и орудиям движения у херувимов – крыльям, колесам.

Насколько существенным в служении херувимов является то отношение их к славе Божией, которое выражается в понятии осенения, и насколько точно и полно характеризует это слово («осенение») их служение, видно из того, что оно тоже сделалось эпитетом херувимов: «херувим осеняющий» «הַסּוֹכֵךְ» Иез. 28:14 было таким же обычным выражением, как «херувим славы».

К этому нужно прибавить, что умерять Славу Божию при ее обнаружении на земле является необходимость тогда, когда это обнаружение достигает невыносимой для земли и человечества силы, когда Бог становится в редкую и исключительную близость к земле (как в 1 гл. Иез.). Недосягаемый для земли престол Божий, который носят херувимы (ст. 26), они приближают к земле настолько, что Бог, не оставляя неба, ходит или витает над землею. Отсюда понятна и молитва псалмопевца, чтобы Бог явился на землю на самих херувимах ( Пс. 79:2 ). Херувимы обусловливают для Божества на земле такую среду проявления и воздействия, какая возможна для Божества только вне земли, выше ее. Являясь на херувимах, Бог может развивать на земле без этого нестерпимую для нее деятельность.

Вот то немногое, что позволяют сказать, и то лишь в форме догадки и предположения, важнейшие из библейских мест, говорящие о херувимах.

Прочие места, говорящие о них, вносят сюда дополнения можно сказать самые неожиданные и едва объяснимые из установленных главных положений.

Хотя, как сказано, херувимы не появляются в Св. Писании без восседающего на них Бога и окружаемого ими престола Его, но именно первое библейское место, упоминающее о них, не говорит ничего об этой связи. Мы разумеем херувимов, охранявших рай: «Бог поставил, וַיַּשְׁכֵּן, собственно «поселил», на восток у сада Эдемского херувимов (הַכְּרֻבִים, LХХ: τά χερουβιμ, а не ед. ч. כרוב, как Иез. 10:7; 28:14 ) и пламенный меч (לַהַט הַחֶרֶב, соб. «пламя меча») обращающийся, הַמִּתְהַפֶּכֶת чтобы охранять путь к древу жизни» ( Быт. 3:24 ). Хотя, как сказано, херувимы являются здесь отдельно от Бога, но эта их обособленность только кажущаяся: если рай был насажден самим Богом, т.е. мог возникнуть на земле только при условии некоторого непосредственного воздействия Божия на землю, то охрана его от согрешившего человечества требовала такого же непосредственного воздействия Божия, допускающего лишь посредство херувимов. Только это посредство не отнимает у действия Божия высокого характера непосредственности.

Наряду с библейским местом ( Быт. 3:24 ), где херувимам усвояется благотворное отношение к земле, ряд мест усвояет им как будто карательные функции, благодаря чему некоторые библеисты склонны считать их орудием гнева Божия в противоположность серафимам, орудиям милости Божией (Кр.). В одном видении пр. Иезекииля именно херувим подает ангелу-истребителю уголья из-под колес, чтобы этот бросил их на нечестивый город и сжег его (10:7). В Апокалипсисе при снятии Агнцем каждой из первых 4 печатей, которые заключали под собою страшные бедствия для земли, «животные» – херувимы по очереди говорят тайнозрителю как бы в чувстве удовлетворения: «иди и смотри» (6:18). Но эти места свидетельствуют скорее о побочном и второстепенном участии херувимов в карающих судах Божиих, чем о главном и непосредственном, которое передается другим ангелам (в Иез. 10 уголья херувим подал ангелу-истребителю вероятно просто потому, что этот не смеет подойти к Славе Божией настолько близко, чтобы достать их оттуда самому).

Херувимам усвояется скорее ограничительное влияние на суды Божии. Так, когда за третьей печатью наступила такая скудость на земле, что приходилось питаться мерою и весом (конь вороной и на нем всадник, имеющий меру в руке своей), «слышен был голос среди 4 животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий и три хиникса ячменя за динарий, елея же и вина не повреждай» (Апк. 6:6), т.е. херувимы подчиняют разрушительной власти всадника только низшие, хотя и более необходимые произведения земли, а лучшие произведения земли исключают из-под его воздействия. Этим херувимам присваивается «обязанность удерживать гибельные для людей силы божественной воли» ( Рим. 24 ; м.б. в соответствии с обязанностью их умерять на земле проявление Славы Божией).

Деятельность Божия по отношению к миру, которую во всяком случае так или иначе посредствуют херувимы, после сотворения может быть только промыслительная, и херувимы суть одно из орудий Промысла, но орудие конечно особенной силы.

Пока Слава Божья на херувимах обитала во Израиле, Израиль был таким предметом промышления Божия, каким не был ни один народ до него и после него. Удаление этой Славы Божией от Израиля сопровождалось для него потерею (как сказано) такого исключительного внимания к нему со стороны Божественного Промысла. И характерно, что это удаление может совершиться только при посредстве херувимов. «И отошла Слава Господня от порога Дома и стала над херувимами. И подняли херувимы крылья свои и поднялись на глазах моих от земли» (10:18, 19). Кроме того, это удаление происходило как бы нелегко, с какой-то медлительностью и сожалением. Слава Божия несколько раз переходит с порога храма на херувимов и с херувимов на порог храма, который она должна была кинуть (9:3; 10:4, 18). И выйдя из города, обреченного на сожжение и избиение жителей, она еще остановилась, «над горою, которая на восток от города» (11:23).

Сразу и вдруг, не могло быть изменено особое отношение к Израилю Бога, в которое он стал так давно. До окончательного отвержения Израиля прошли целые века. Но началось оно во время Иезекииля и все течение его показано этому пророку. Он видел, как Слава Господня взошла на херувимы, чтобы выйти на них из преступного города и народа.

Во времена пр. Иезекииля происходило в промысле Божием как бы перемещение центра тяжести, переходившего от Израиля на весь мир. В этих видах херувимы, бывшие орудием этого исключительного промысла, снабжаются столькими орудиями передвижения особыми ногами, колесами, делающими для них движение возможным во все концы земли безразлично. Под то попечение, под которым до сих пор был один Израиль, Бог брал теперь весь мир. Халдея и Египет, Греция и Рим имели стать к Богу теперь в такое же отношение, в каком до сих пор стоял один Израиль.

Для такого поворота в направлении Своей промыслительной деятельности Богу нужно было «воздвигнуть силу Свою», «потрясти небом и землею», поколебать основы всей жизни земной. Для потрясения же такого Ему нужно было явиться на херувимах, которые «потрясают мир когда ходят» (Тарг. на Иез. 1:7 ).

Можно сказать (с Вицером и Рином), что изменяемость и неустойчивость образа херувимов необходима была по самому существу дела, но не потому, что «идея херувимов есть идея разнообразия и изменчивости» (Бэр).

Вся полнота созданной тварной жизни видна не только во всем явлении херувимов (Апок.), но и в каждом отдельно (Гэф 19) «В них лежит сообщенное некогда тварям божественное дыхание жизни в чистой невозмутимой энергии и обнаружении» (Гэф. на ст. 12).

Такою же таинственностью, по знаменательному совпадению, окружено самое имя «херувим», о котором можно было бы сказать, «что ты вопрошаешь об этом имени? оно чудно».

Слову כרוב усвояют множество различных до противоположности значений, которые заимствуются не столько из филологии, сколько из идеи херувима (почему этимология этого слова не может пролить никакого света на существо и природу херувимов). Древние церковные писатели (Клим. Алекс., Августин, Дионисий Ареоп., Иероним, Феодор Студ.) которым следовали средневековые богословы (Ричард-Сент-Виктор, Рабан Мавр, Фома Аквинат), переводят keruv «полнота знания», вероятно, предполагая в этом слове соединение двух корней-nacar вникать, в Пиэль – знать и rav – многий (Фил. Зап. на Быт 3:24 ) Хотя в Иез. 28:16 херувимоподобный царь обличается в извращении своего прежнего истинного звания, но нельзя считать мудрость настолько отличительной чертой херувима, чтобы от нее они носили имя. – То же нужно сказать и о другом (Cornelius a Lapide) словопроизводство keruv от ke–как и rav–учитель – «как учитель». Учительство какого бы то ни было рода нигде не усвояется херувимам, и rav до времен, близких к Спасителю, не имеет значения «учитель». – Правдоподобнее мнение тех, которые разлагают слово на ke–как и rav–многий «подобный тому который мног», или «как множество». (Michaelis, Natur и Offenb. 13, 146). Подтверждаемое многосоставностью Иезекиилевых образов для херувимов, это мнение филологически несостоятельно: частица «ke» не может сливаться с именем в одно слово. – Потому же не может быть принято производство древних Иудейских экзегетов keruv от ke и ravi רביא юноша, притом же последнее слово – эпохи вавилонского плена. – Против словопроизводства от racav ездить (перестановка слогов, обычная для евр. яз.) говорит то, что колесница не постоянный атрибут херувимов. – Словопроизводство новых католических богословов, подтверждаемое идеею херувима, от קָרוב близкий не может быть принято в виду очень резкого различия в евр. языке между כ и ק; допускающих взаимную замену только в арабском и халдейском яз. – Рационалисты усвояют слову keruv, понятно, вавилонское происхождение, – от kurubu великий и могущественный (Del. Hand – Wörterbuch 352), каковое слово служило эпитетом царя и царицы, rubuu «светлейший и великий» (Wo lag das Par. 154); karabu – «оказывать милость» (Гаупт по Кр.).

„Ближайшее отношение херувимов к Славе Божией, являвшейся во Святом святых, к Шехине, а не одна величественность херувимов дала повод ап. Павлу назвать их χερουβίμ δόξης (о. Гл.458).

Вот лучшее, что сказано: «сад Эдемский есть собственное место жизни, в котором происходящая из Бога и сообщаемая творению полнота жизни открывается чистейшим и превосходнейшим образом: на место первоначального стража рая – человека – (по падении его) вступил херувим; мир, некогда для человека реальный, теперь стал для него лишь идеальным: к нему принадлежит херувим» (Геф. на 1:12). «Человек имел быть херувимом на земле, как херувим человеком на небе ( Иез. 1:5 ); по падении человека херувим занимает место совершенного человека, который некогда владел раем и когда-то снова овладеет им (Куртц, Неrz. 1. с.)

Трудно сказать, что это было за «пламя меча», окружавшее рай. Такое выражение может означать не только пламенный или огненный меч (что было бы выражено cherev esch. Рим. 18 ), но и весьма быстрое движение меча, от которого как бы возникает сверкание огня (Триб. 8). Из того, что «пламя меча» полагается подле херувимов, как самостоятельное, видно, что оно не мыслится в руках херувимов и м.б. не стояло с ними ни в какой вещественной связи. Возможно, что херувимы и не были видимы, а только предполагались за тем пламенем или мечом, которые были образом или знаком их явления. Огонь сопровождает явление херувимов или производится их появлением и в настоящем видении Иезекииля (1:13; ср. ст. 4) «Первые люди изгоняются Богом из рая, и Бог посылает небесных духов, которые, будучи снабжены символами суда Божия, олицетворяют карающую правду Божию в понятном человеку образе» (о. Гл. 470).

Отсюда различие между новым храмом и культом у Израиля по 40–48 гл. с культом и скинией Моисея: различие, которое едва не повлекло за собою (в век Христа) исключения синагогой книги Иезекииля из канона (Chagiga 13а).

Источник: Мариуполь, Типография С. А. Копкина, 1904. От Киевского духовного цензурного Комитета печатать дозволяется. Киев, 5 апреля, 1904 г. № 99. Председатель Комитета, Проф. Академии, Протоиерей Иоанн Корольков.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *