хендлинг что это такое в аэропорту
Хендлинг на выживание
Рынок хендлинга в России пока только формируется, но у каждого из его участников есть свое особое мнение, в каком именно направлении и как должно происходить развитие этого рынка. Мнения могут быть совершенно противоположными, однако истина, как всегда, где-то посередине.
Bпервые нормы, касающиеся развития конкуренции в сфере наземного обслуживания (хендлинга) в России, в общем виде были установлены Правилами обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах (утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 № 599). Как рассказал АТО замначальника управления регулирования транспорта ФАС России Андрей Кузнецов, принятие данного документа привело к тому, что в течение нескольких лет произошло существенное улучшение ситуации в сфере аэропортового обслуживания.
Альтернативные операторы, по словам Кузнецова, начали приходить в такие сектора рынка, как инженерно-авиационное обеспечение и техническое обслуживание ВС, чистка, уборка ВС, услуги по обеспечению бортовым питанием пассажиров и экипажей самолетов и др. Правда, в основном это коснулось наиболее крупных аэропортов с пассажиропотоком более 1 млн чел. В большинстве же случаев все еще остается так называемая естественная монополия, когда бо’льшую часть обслуживания выполняет одна хендлинговая компания — подразделение самого аэропорта или компания, аффилированная к нему.
Что такое хэндлинговые компании в авиаиндустрии?
Мир авиационной индустрии совсем не так прост, как кажется. Чтобы пассажиры имели возможность забронировать билет, с комфортом дождаться своего рейса и с не меньшим комфортом провести время в салоне самолета, а также без проблем решить все вопросы, связанные с трансфером и багажом, требуется очень много работы.
То, что кажется нам одним слаженным (хоть и дающим изредка сбои) механизмом, на самом деле – результат труда большого количества самых разных компаний. В их число входят и хэндлинговые фирмы. Что же они собой представляют и для чего нужны?
Как правило, под хэндлингом (от англ. – handling) подразумевается наземное обслуживание авиарейсов и всего, что с этим связано. По сути, хэндлинговые компании являются своеобразными посредниками между перевозчиком и аэропортом. Хотя их услугами чрезвычайно активно пользуются при организации бизнес-рейсов, где все должно быть на высшем уровне, этим их сфера деятельности вовсе не ограничивается. Стоит также отметить, что хэндлинг необходим не только пассажирам, чтобы они могли, например, без проблем проходить паспортный и таможенный контроль.
В нем нуждаются и непосредственно авиакомпании, поскольку именно таким образом обеспечивается заправка самолетов, уборка салонов, поставка питания и прочие необходимые для качественной работы услуги. В случае с бизнес-джетами, которые не имеют постоянного расписания, именно эти компании берут на себя решение вопросов, связанных с обслуживанием нерегулярных рейсов, у которого есть свои нюансы. В таких случаях часто возникают проблемы со сменой маршрута, составлением графика, необходимостью быстро привести самолет в надлежащее состояние и многими другими деталями.
Зачем авиакомпании обращаются к таким организациям? В первую очередь, потому что им невыгодно содержать огромный штат работников, которые занимались бы всем этим невероятным количеством вопросов в каждом аэропорту. Да и укомплектовать его было бы сложно: здесь требуется совсем другая квалификация, другой опыт и другие знания, а подготовка соответствующих специалистов для каждого перевозчика обходилась бы слишком дорого и занимала бы слишком много времени. Такое разделение труда делает его более эффективным и качественным.
Пассажирам информация о том, как устроена работа в сфере авиационной индустрии, может быть весьма полезной. По крайней мере, зная о существовании хэндлинговых компаний, можно предположить, кто именно отвечает за определенные сегменты вашего путешествия и куда стоит обращаться с жалобами и пожеланиями, если общение с представителями самой авиакомпании не увенчалось успехом. Впрочем, надеемся, что таких поводов применить полученное знание на практике будет как можно меньше.
Где искать авиабилеты на лоукосты?
Чтобы найти билеты на рейсы большинства авиакомпаний мира можно воспользоваться формой поиска, размещенной на нашем сайте. или воспользуйтесь метапоиском Tripmydream
Для поиска билетов лоукост авиалиний нет лучше сервиса, чем Kiwi.com. Попробуйте и убедитесь сами!
Где бронировать дешевые отели?
Где купить туристическую страховку онлайн?
Для того, чтобы застраховаться на время своего следующего путешествия, мы пользуемся сервисом страховой компании VUSO.
Как узнавать о акциях авиакомпаний первыми?
Чтобы не пропускать самые последние акции и предложения на нашем сайте, рекомендуем подписаться на нас в Twitter или добавить в Telegram. Также делитесь с нами вашими фото из путешествий в Instagram.
Обратите внимание!
Минимальные тарифы большинства авиакомпаний предусматривают путешествие только с ручной кладью. Найти крутой рюкзак или чемодан для вашей ручной клади можно на сайте Bagland.
Отличная новость, но не подходит именно вам? Поделитесь ей с друзьями в соц.сетях!
Наземное обслуживание авиарейсов
Хэндлинг в авиации (от англ. ground handling) — наземное обслуживание авиарейсов. Хэндлинговые компании организуют для авиакомпаний весь комплекс услуг, выступая при этом в качестве единого оператора всех предприятий, работающих в аэропорту. Хэндлинговая компания, являясь агентом предприятий аэропортового комплекса, заключает с авиаперевозчиками единый договор на организацию аэропортового и наземного обслуживания и представляет интересы авиакомпаний при взаимоотношениях с предприятиями аэропорта.
ООО «Аксима хэндлинг» является оператором по обслуживанию регулярных и чартерных рейсов авиакомпаний «Уральские авиалинии», «Air Arabia», «Нордавиа-РА» и «Таймыр» (авиакомпания «NordStar»), выполняющих полеты в Международный аэропорт Уфа. Опыт и профессионализм сотрудников позволяют нам обеспечивать качество обслуживания на высоком уровне. Наши сотрудники прошли обучение по программам: «Подготовка супервайзера и диспетчера по загрузкам», «Опасные грузы», «Контроль после обработки ПОЖ», а также подготовку в GDS «Sabre» и АСБ «Сирена-Трэвел». Мы требовательно подходим к обслуживанию каждого рейса и прилагаем максимум усилий и знаний для обеспечения регулярности рейсов.
Контактная информация
Наша компания предлагает широкий спектр представительских услуг, координационных и контролирующих функций, который включает:
Хэндлинговая компания в аэропорту — один из важных аспектов деятельности авиакомпании. Решая основные вопросы, касающиеся взаимодействия перевозчика с аэропортом и государственными структурами, а также активно работая с пассажирами, хэндлинговая компания служит отражением не только уровня качества услуг перевозчика, но и помогает разумно вести экономику.
К хэндлинговым агентам можно обратиться и в случае необходимости бронирования гостиницы для членов экипажей и за предоставлением транспорта для экипажа или пассажиров бизнес-рейсов. Также оказываются услуги по координации действий кейтеринга или предлагается доставка питания на борт.
Все цены, указанные на нашем сайте, приведены как справочная информация, не являются публичной офертой и могут быть изменены в любое время без предупреждения.
Технология хендлинга
Понятие хендлинга
Кроме того термин «хендлинг» часто употребляется в значении «организация обслуживания»: хендлинг экипажа, хендлинг пассажиров и т.д.
Хендлинговая компания создается для:
— организации комплексного наземного обслуживания авиаперевозчиков и сопутствующих услуг в аэропортовом комплексе;
— повышения качества оказываемых аэропортовых услуг и доведения их до уровня мировых стандартов;
— работы в качестве агента, производящего реализацию всего комплекса аэропортовых услуг.
Хендлинговые агенты являются связующим звеном между авиакомпаниями и многочисленными службами аэропортового комплекса. Они координируют все технологические процессы и контролируют качество услуг. Такое делегирование полномочий позволяет авиакомпаниям сэкономить время, получить более качественный сервис и максимально упростить документооборот.
Дирекция главного операционного директора
(на примере главного оператора ВВСС аэропорта «Пулково»)
Виды хендлинга:
Аэропортовый хендлинг осуществляется отделом обслуживания и обеспечения полетов (ОООП), в задачу которого входит:
— координация и контроль своевременность выполнения заявленных ОООП услуг аэропорта:
— встреча, обеспечение стоянки и вылета воздушных судов (ВС);
— техническое обслуживание ВС;
— коммерческое обслуживание пассажиров и грузов;
— обслуживание пассажиров в VIP залах и залах ожидания;
— заправка ВС авиаГСМ;
— метео и штурманское обеспечение;
— встреча экипажей, их информирование по обеспечению полета;
— предоставление транспорта для доставки экипажа в гостиницу;
— выполнение представительских услуг ОООП в аэропорту;
— выполнение услуг гида и переводчика для иностранцев при взаимоотно-шениях с экипажами, службами аэропорта, таможней, пограничниками;
оплата услуг обеспечения полета в аэропорту;
— информирование диспетчера ПДСП о состоянии обслуживания ВС и пассажиров в аэропорту.
Менеджеры отдела обслуживания и обеспечения оснащены мобильной телефонной связью, обеспечен их допуск в зоны аэропорта, в том числе в зону обслуживания ВС, на перрон и самолет.
Внеаэропортовый хендлинг осуществляется ПДСП, в задачу которой входит:
— информирование служб аэропорта (представителя, агента) о выполнении рейса, получение подтверждения на прием и обслуживание ВС;
— заказ в аэропорту (представителю, агенту) необходимых видов обслужива-ния ВС, пассажиров и экипажа;
— расчет себестоимости услуг служб аэропорта (агента);
— организация заявки на оплату услуг аэропорта (агента);
— обеспечение визовой поддержки экипажам и пассажирам;
— бронирование для экипажей гостиницы;
— организация транспорта для доставки экипажа в гостиницу;
— заказа пропусков в аэропорт для встречающих лиц и автомашин;
— обеспечение заказчиков и встречающей стороны необходимой информа-цией о рейсе;
— другие виды обеспечения по заявкам клиентов и экипажей.
В базе данных ПДСП имеются справочники и справочные материалы по реквизитам аэропортов иностранных государств, агентов, перечень адресов АФТН и номера телефонов авиапредприятий РФ, а также организаций, с которыми взаимодействует ОООП в своей деятельности.
Другие виды хендлинга (не отнесены к видам обеспечения полётов ВС):
• Гостиничный хендлинг для пассажиров (бронирование и предоставление гостиниц для пассажиров).
• Визовой хендлинг (визовая поддержка для экипажей и пассажиров).
• Хендлинг охраны (организация охраны ВС, экипажа и пассажиров).
• Оперативно-правовой хендлинг (содействие в получении срочных разрешений от авиационных властей РФ и иностранных государств на право выполнения полётов (посадки, пролёта территории) по международным (внутренним) воздушным линиям для российских и иностранных перевозчиков.
• Хендлинг платежей (организация безналичной оплаты услуг третьих лиц),
• Программный хендлинг (организация деловой и культурной программ для пассажиров и экипажа).
• Хендлинг сбойных ситуаций (организация поддержки Заказчика при
сбойных ситуациях в процессе выполнения рейса).
Как работают и сколько получают грузчики в аэропорту Шереметьево Тонны чемоданов, трудовые мигранты и обещанные зарплаты в 200 тысяч
Первые проблемы с выдачей багажа начались в Шереметьеве еще в мае. Прилетевшие пассажиры жаловались на то, что долго не могли получить свои сумки и чемоданы — люди проводили в ожидании до четырех часов. Спустя месяц ситуация только ухудшилась: чемоданы не успевали не только выдавать, но и отправлять в пункты назначения, а в помещениях аэропорта скапливались сотни тысяч единиц багажа. Как оказалось, одной из причин коллапса была нехватка грузчиков, а в прессе появилась информация, что «Шереметьево Хэндлинг» (дочерняя компания, занимающаяся наземным обслуживанием в аэропорту Шереметьево. — Прим. ред.) повысила им зарплаты до 200 тысяч рублей — правда, потом эти цифры не подтвердились. The Village узнал, как сейчас устроена работа грузчиков и сколько на самом деле им платят.
Между двух компаний
По официальной версии, одной из причин коллапса стали неверные расчеты, из-за которых в Шереметьеве просто не успели нанять нужное количество грузчиков и подготовиться к большому объему работы в период летних отпусков. Если раньше авиакомпания «Аэрофлот» — крупнейший клиент аэропорта — занималась обработкой своего багажа самостоятельно, то с прошлого года эти функции стали постепенно переходить к «Шереметьево Хэндлинг». В мае процесс передачи обязанностей как раз был завершен, и это совпало с началом высокого сезона.
Наш собеседник Александр (имя изменено по просьбе героя) проработал грузчиком в «Аэрофлоте» около восьми лет, а в июне этого года попал под сокращение, так как не захотел переходить в «Шереметьево Хэндлинг». Александр объясняет, что его смутила именно низкая зарплата: если раньше он получал около 70–80 тысяч рублей в месяц с учетом премий и надбавок, то на новом месте ему собирались платить почти в два раза меньше. Более того, у грузчиков «Аэрофлота» были такие же бонусы, как и у других сотрудников компании: скидки на авиабилеты, медицинская страховка, материальная помощь к отпуску, а после семи отработанных лет можно было раз в год слетать куда-нибудь бесплатно. В «Шереметьево Хэндлинг» соцпакет оказался скромнее.
С началом коллапса руководство стало наказывать именно грузчиков за то, что они не справлялись с обязанностями.
«С нами неоднократно проводили собрания, устраивали презентации и предлагали по 100 тысяч рублей каждому, кто перейдет в „[Шереметьево] Хэндлинг“ из „Аэрофлота“, но эти деньги давали не сразу: первую выплату ты получаешь только через три месяца, а вторую — через полгода, — рассказывает Александр. — Вообще, в презентациях и на сайте писали одну зарплату, а люди приходили и по факту получали намного меньше». Наш собеседник говорит, что из его знакомых бывших коллег в новую компанию отправилось всего 10–15 человек, и это те, «у кого была безвыходная ситуация — ипотека или до пенсии осталось недолго и деваться некуда». Все перешедшие оказались недовольны: они жалуются, что до мая им платили около 35–40 тысяч рублей. Потом зарплаты выросли, но немного — до 45 тысяч. Кроме того, многие практически сразу уволились из «Шереметьево Хэндлинг» из-за штрафов, которые посчитали несправедливыми: с началом коллапса руководство стало наказывать именно грузчиков за то, что они не справлялись с обязанностями.
Коллапс наступает
Бывший грузчик Александр рассказывает, что в мае «Аэрофлот» еще обслуживал часть своих рейсов, а собственные службы Шереметьева работали в основном с зарубежными авиакомпаниями и вполне справлялись. Но к увеличившейся после передачи остальных рейсов нагрузке они оказались не готовы. «Начали резко набирать народ, а народ пришел ничего не умеющий. Было смешно смотреть: десять человек хэндлинговских на одной ленте ничего не успевают, хотя нас обычно работало всего четыре или пять человек, и все было нормально. Их даже толком не обучали. Только выдали документы — и тут же швыряли в самое пекло. Там еще есть сложности с системой сканирования багажа. У нас в „Аэрофлоте“ нужно было только „стрельнуть“ сканером по бирке и по контейнеру, а у них не так все просто», — объясняет наш собеседник.
Александр говорит, что часть бывших опытных грузчиков аэропорта перевелась в «Шереметьево Хэндлинг» на должности диспетчеров наземных служб, потому учить новых работников было попросту некому. Недавно устроившиеся в Шереметьево грузчики могли, например, по ошибке поместить негабаритные сумки со спортивной экипировкой в автомат, который распределяет багаж по лентам. Сумки застревали — и в системе происходил сбой.
Если обычные грузчики ходили обедать в столовую, то сотрудников-мигрантов кормили бортовым питанием, оставшимся с рейсов.
Проблему пытались решить и наймом трудовых мигрантов. Александр рассказывает, что обычный потенциальный грузчик перед трудоустройством проходил множество проверок — на отсутствие судимостей, медкомиссию, психологические тесты — и только после этого получал допуск в различные зоны аэропорта. Мигрантов же просто «в начале смены строили в ряд, проверяли по списку, делили на группы, а потом отправляли кого-то на выдачу, кого-то на комплектовку багажа». Если обычные грузчики ходили обедать в столовую, то сотрудников-мигрантов кормили бортовым питанием, оставшимся с рейсов. «Они даже не могли отойти никуда со своего места, потому что у них нет пропусков для перемещения по аэропорту. С ними всегда был специальный человек из службы безопасности — провожал их в туалет, водил с ленты на ленту. Они весь день находились в одном помещении, даже спрашивали, с какой стороны солнце встает и заходит, чтобы молиться», — говорит Александр.
В пресс-службе Шереметьева не смогли оперативно ответить на вопрос, нанимают ли там трудовых мигрантов, чтобы справиться с багажным коллапсом, и могут ли иностранцы занимать такую должность.
Реальные зарплаты
Сейчас в качестве временной меры для устранения коллапса в аэропорт направили сотрудников Московского метрополитена. Помогать с багажом посылают и грузчиков, которые заняты в другом подразделении аэропорта с коммерческими грузами, а также работников, проводящих противообледенительную обработку самолетов. Чтобы разобраться с ситуацией, в Шереметьеве планируют нанять еще порядка 500 человек — они уже проходят обязательные процедуры проверки и трудоустройства.
Летом один грузчик раскидывает по 20 тонн багажа за смену, от чего сильно страдает спина.
Информация о том, что грузчикам в Шереметьеве начали платить по 200 тысяч рублей, заинтересовала даже тех, кто раньше был далек от физического труда. О своем желании как можно скорее приступить к такой работе в соцсетях писали многочисленные офисные сотрудники. Но руководство аэропорта эти цифры не подтверждает и уверяет, что средняя зарплата грузчика до вычета налогов держится на уровне 82 тысяч рублей. Опровергают и то, что грузчикам в «Шереметьево Хэндлинг» платят по 45 тысяч рублей, хотя вакансии c указанием такого заработка все еще можно найти на некоторых сайтах.
«Разговоры про 200 тысяч — это все ложь и провокация, чтобы народ ринулся туда работать», — считает и бывший грузчик Александр. Он объясняет, что раньше в наземной службе грузчику платили по 13 рублей за каждое действие с чемоданом. Например, если багаж сначала загрузили в отсек самолета, а потом его потребовалось снять, то это считалось как два действия. Каждый сам записывал, сколько чемоданов он загрузил или снял, и за это ему выплачивали соответствующую сумму — «не было такого, что один кидает, а другой в носу ковыряет, а получите вы одинаково». В месяц зарплаты грузчиков собственной службы Шереметьева могли доходить до 100 тысяч, и, по словам Александра, коллеги из «Аэрофлота» им даже завидовали. Сейчас оплата идет за каждый килограмм, и эта сумма делится на всех грузчиков бригады.
Александр считает, что не следует расценивать работу грузчиком как возможность легкого заработка: в летний сезон один человек раскидывает примерно 20 тонн багажа за смену, от чего сильно страдает спина. Не стоит устраиваться в аэропорт и тем, кто рассчитывает на нечестный заработок — некоторые думают, что грузчики регулярно воруют ценные вещи из чемоданов. Александр объясняет, что сейчас в терминале установлено множество камер, а сотрудники службы авиационной безопасности постоянно следят за тем, что делают грузчики.