хай фай что это такое
Как выбрать акустическую систему Hi-Fi
Немного про КНИ, АЧХ и стандарт IEC 60581
Проблема определения качества звука встала с появлением первых же звуковоспроизводящих устройств. Понятно, что качество воспроизводимого звука определяется его соответствием оригинальному звуку. Но как оценить это соответствие?
Поначалу оценка производилась исключительно субъективно. Один из первых логотипов музыкальных компаний изображал собаку у граммофона – подразумевалось, что качество звука позволяет собаке узнать голос хозяина в записи.
Объективная количественная оценка качества звука стала возможна только в середине XX века – с развитием электроники и знаний о природе звука. Искажения, вносимые аппаратурой в звук, разделили на линейные и нелинейные.
Линейные искажения изменяют громкость (амплитуду) звуков разной частоты, но при этом не вносят тембральных искажений (Например, «до» большой октавы будет звучать громче, а «соль» третьей – тише, хотя изначально они звучали на одинаковой громкости. Но при этом частоты этих нот останутся неизменны).
Линейные искажения характеризуются графиком АЧХ (амплитудно-частотной характеристики), изображающим зависимость громкости воспроизводимого звука от его частоты. В идеале график должен быть прямым во всем слышимом диапазоне (20-20000 Гц). В реальности прямым он не бывает никогда и отклонения этого графика от прямой линии во многом говорят о качестве аудотехники.
Нелинейные искажения вносят в звуковую картину новые тембральные составляющие (Допустим, записали вы звук «ля» первой октавы с синтезатора – чистые 440 Гц. В идеале при воспроизведении должны звучать те же 440 Гц, но в реальности спектр воспроизводимого сигнала будет шире – например, от 430 до 450 Гц. Это происходит как раз из-за нелинейных искажений).
Характеризуются нелинейные искажения коэффициентом нелинейных искажений (КНИ), и он также зависит от частоты воспроизводимого сигнала, поэтому для оценки качества аудиотехники используют график зависимости КНИ от частоты.
Правда, ни АЧХ, ни графика КНИ вы, скорее всего, не найдете в паспорте на акустику. Так зачем это всё надо? Для понимания, что такое Hi-Fi.
В рамках стандарта IEC 60581-7 к акустическим системам высококачественного воспроизведения (High Fidelity) предъявляются следующие требования по качеству звука:
Это все, что подразумевается под термином Hi-Fi. Характеристики типа «полновесный глубокий артикулированный бас» к Hi-Fi никакого отношения не имеют.
А если попроще – что такое Hi-Fi акустика?
Это качественная акустика, обеспечивающая высокое соответствие входящего аудиосигнала и воспроизводимого звука на наиболее часто используемых частотах.
1. Стандарт ничего не говорит о частотах ниже 50 Гц и выше 12500. Эти частоты остаются на совести производителя. Впрочем, акустика Hi-Fi, обеспечивающая хорошее качество звука в диапазоне 50-12500 Гц, скорее обеспечит его и на других частотах, чем техника, к Hi-Fi не относящаяся.
2. Стандарт IEC 60581 не вводит понятие маркировки «Hi-Fi» и не определяет условий её нанесения на аппаратуру или упаковку. Проще говоря, надпись «Hi-Fi» на коробке не означает соответствие аппаратуры стандарту IEC 60581 – это тоже полностью на совести производителя. И если именитые бренды, разумеется, не станут наносить маркировку «Hi-Fi» без проведения соответствующей сертификации, то от малоизвестных производителей такой честности ждать не приходится.
3. Положения стандарта IEC 60581 практически не менялись с 1976 года и порядком устарели. АЧХ и КНИ недостаточно для однозначного определения качественного звука.
Поэтому при выборе Hi-Fi акустики следует обратить внимание на некоторые дополнительные характеристики, не учтенные стандартом, но оказывающие значительное влияние, как на качество звука, так и на цену техники.
Характеристики акустических систем Hi-Fi
Состав комплекта. Если простая акустика может состоять из пары колонок (либо пары колонок и сабвуфера), то большинство Hi-Fi акустики предназначено для построения систем объемного звука формата 5.1. Полный комплект 5.1 содержит пару фронтальных колонок, пару тыловых, центральную и сабвуфер.
Сабвуфер к системе часто покупается отдельно, а вот остальные компоненты лучше брать одним комплектом. В комплектах все элементы согласованы по АЧХ, чувствительности и мощности. Несогласованность компонентов системы может привести к ухудшению «объемности» звука.
Номинальная суммарная мощность влияет на максимальную громкость акустической системы – чем мощность больше, тем громче она будет звучать при правильно подобранном усилителем.
Рекомендуется, чтобы мощность усилителя была чуть меньше суммарной мощности акустики – это предохранит её от повышенных нагрузок. Следует обратить внимание на мощность каждого канала – тыловые колонки часто имеют мощность меньше остальных, это следует учесть при подборе усилителя.
И, разумеется, мощность должна соответствовать помещению, в котором система будет установлена.
Для помещений в 20-40 м 2 потребуется мощность 50-100 Ватт.
Для больших помещений и для открытого воздуха нужна мощность более 100 Вт.
Оценка эта весьма приблизительна, многое также зависит от чувствительности колонок, от акустики комнаты, материала стен и стеновых покрытий, количества мебели, расположения колонок и т.д.
Максимальная суммарная мощность – это мощность, на которой система может проработать без повреждений непродолжительное (до 2 с) время. Если максимальная мощность усилителя выше, чем максимальная суммарная мощность системы, следует воздержаться от прослушивания музыки на громкости, близкой к максимальной.
Минимальная и максимальная воспроизводимые частоты определяют полноту звука акустической системы. Человеческое ухо слышит звуки частотой от 20 до 20000 Гц, поэтому, чем ближе минимальная частота системы к 20, а максимальная – к 20000, тем полнее будет её звук.
Однако никакой одиночный динамик не способен охватить весь этот диапазон со сколь-нибудь приемлемой АЧХ, поэтому в колонки устанавливается несколько динамиков, каждый из которых «отвечает» за отдельную полосу (диапазон частот).
Если минимальная частота акустической системы выше 60 Гц, то без сабвуфера не обойтись – иначе «провал» по басам будет слишком заметен.
По максимальной частоте Hi-Fi системы, как правило, в слышимый диапазон укладываются все. Но у некоторых систем указана максимальная частота намного выше – 22000, 30000 и даже 45000 Гц. Разумеется, человеческое ухо таких частот не слышит. Максимальная частота выше 20 кГц скорее является показателем того, что на слышимом участке АЧХ системы будет максимально ровной.
Вариант исполнения колонок. Компактный корпус полочных (навесных) колонок намного дешевле «башни» напольных. При одинаковом содержимом напольные колонки будут стоить заметно дороже.
С другой стороны, необходимость использования недешевых подставок под полочные колонки разницу в цене сводит к нулю – хоть они и называются «полочными», ставить их просто на полки не рекомендуется.
Колонки – как напольные, так и полочные – нельзя размещать вплотную к стене: это плохо скажется на качестве звука. Минимальное расстояние от колонки до стены обычно приводится в руководстве. На стену можно вешать колонки в навесном исполнении – близость стены предусмотрена их конструкцией.
Часто попадаются рекомендации, что напольные колонки предназначены для больших комнат, а полочные – для маленьких. Рекомендация сомнительная, так как по занимаемой площади полочные колонки на стойках ничуть не уступают напольным. Другое дело, что мощные трехполосные колонки чаще встречаются в напольном исполнении. Такие действительно не стоит ставить в маленькую комнату, но вовсе не из-за исполнения, а из-за чрезмерной мощности.
Акустическое оформление колонок призвано решить проблему «ненужного» звука с тыльной стороны динамика, генерирующегося в противофазе основному и ослабляющего его при отсутствии корпуса.
В корпусе типа «закрытый ящик» звук за динамиком просто глушится. При этом в герметичном корпусе за динамиком создается воздушная подушка, поддерживающая диффузор при громких звуках, поэтому максимальная мощность колонок в корпусе «закрытый ящик» выше. Недостатком такого корпуса является то, что немаленькая часть мощности уходит «вхолостую», поэтому при одинаковой мощности колонки в герметичных корпусах звучат тише.
Чувствительность колонки определяет создаваемое ей звуковое давление, показывая, насколько громко (в дБ) будет звучать поданный на вход сигнал в 1Вт на расстоянии 1м от колонки. Для систем сравнимой мощности – чем больше чувствительность, тем громче звук.
Импеданс акустической системы должен соответствовать допустимому сопротивлению нагрузки усилителя. Если импеданс системы будет ниже допустимого для усилителя, его выходной каскад может перегореть, не выдержав возросших токов. Если же наоборот, нагрузка будет больше допустимой для усилителя, то звук системы будет намного тише, чем если бы подключение производилось правильно.
Варианты выбора акустических систем Hi-Fi
Hi-Fi вовсе не означает «очень дорого», акустические системы Hi-Fi начального уровня способны обеспечить вас качественным звуком по вполне доступной цене.
Для полноценного «объемного звука» вам потребуется система из пяти сателлитов.
Для небольшого помещения (до 15м 2 ) хватит акустической системы мощностью до 50 Вт.
Для средних помещений (20-40 м 2 ) потребуется акустическая система мощностью в 50-100 Вт.
Для открытого воздуха и больших помещений нужны акустические системы соответствующей мощности.
Что значит Hi-Fi аудиосистема и чем она отличается от Hi-End
Качественная аппаратура может сделать звук волшебным. Но как её правильно выбрать? В обычной жизни принято употреблять обозначения, не задумываясь об их смысле, Hi-Fi – одно из них. Часто считают, что такая характеристика говорит об очень высоком качестве звука. Однако на самом деле это не всегда соответствует действительности. Чтобы разобраться в том, что такое Hi-Fi и чем оно отличается от Hi-End, нужно больше узнать о том, как определяется качество звуковоспроизводящей аппаратуры.
Что означает аббревиатура Hi-Fi
Если человек слышит, что качество звука соответствует уровню Hi-Fi, то он представляет, что речь идёт об аппаратуре, обеспечивающей впечатляющий уровень воспроизведения audio. Разберёмся, о чём говорит это обозначение.
«Hi-Fi» представляет собой сокращение от «High Fidelity». В переводе на русский это означает «высокая верность». Нужно заметить, что формулировка не говорит о точности или чёткости звучания. «Fidelity» в данном случае означает, что передача звука выполняется без искажений.
Критерии качества при передаче существовали с самого начала существования звуковоспроизводящей техники. Так, в 19 столетии отличным качеством считалось воспроизведение голоса человека, при котором собака узнавала голос хозяина. Со временем требования выросли.
Обозначение Hi-Fi стало распространённым в 50-х годах 20 века. В это время получили широкое распространение виниловые диски, началось использование магнитофонов, появилось вещание в FM диапазоне. Распространение звуковоспроизводящей техники обусловило необходимость появления стандартов качества звука.
Однако фактически их появление нужно отнести к 1924 году, когда в лаборатории Bell Labs была изобретена электрическая запись звука. На то время это означало резкое увеличение качества по сравнению с механическим методом. В то время критерием точности звучания был используемый диапазон частот. К середине 30-х он составлял 30-8000 Гц.
В 1932 году инженер Хартли задолго до появления смартфонов впервые использовал обозначение Hi-Fi. Оно стало широко использоваться в рекламе. В 60-е годы Hi-Fi фактически стало стандартом качественного звучания. В это время появился стандарт DIN45500, в котором были представлены количественные характеристики рассматриваемого стандарта. На современном сленге речь идёт о Hi-Fi.
В нём в качестве критериев использовались такие показатели:
С течением времени выяснилось, что требования этого стандарта не были полными. Они не включали в себя некоторые важные характеристики звучания. К ним относят интермодуляционные характеристики, демпинг-фактор, импульсные характеристики и другие.
Кроме того, за прошедшие десятилетия звуковоспроизводящая техника сделала значительный шаг вперёд, превзойдя требования, относящиеся к Hi-Fi. На сегодняшний день указанным требованиям соответствует не только продукция лидеров рынка, но и большинства производителей.
Таким образом сегодня этот стандарт не является эталоном высокого качества работы, а представляет собой требования, которым удовлетворяет большинство звукозаписывающей продукции производителей во всём мире.
Сейчас, вероятно, настало время для создания нового стандарта, который бы установил критерии качества воспроизведения звука с учётом опыта, накопленного за последние десятилетия.
Что такое Hi-End?
Принято считать, что Hi-End соответствует высочайшим стандартам качества. Формальных критериев для этого не выработано. Обычно производители сами присваивают этот уровень своим изделиям.
Отличие состоит в том, что обычно для работы используются компоненты высочайшего качества. При этом такая аппаратура является очень дорогой. Фирмы, которые производят изделия Hi-End, гарантируют высочайшее качество своей продукции. Часто аппаратура такого качества производится мелкими партиями или в единичном экземпляре. Плеер или телефон не может обеспечить такого уровня звучания.
усилитель высшего класса Бриг 001
Разработки используют инновационную технологию, применяют все доступные способы для получения лучшего качества звучания. Иногда вместо электронных устройств используются ламповые, могут применяться нестандартные технологические приёмы.
В качестве обоснования качественного уровня воспроизведения используются не объективные показатели, а мнение тех, кто проверял качество звучания «на слух». В отзывах могут применяться субъективные термины: ламповость, мягкость, песочность, звуковое полотно, голографическая точность и другие. Часто формальное изучение характеристик не может быть настолько же точным, как и субъективное.
Пользователи Hi-End аппаратуры — это люди, для которых качество важнее, чем стоимость. Некоторые из них способны ощущать получаемый выигрыш в качестве. Для таких пользователей возможность ощущать совершенство звучания стоит потраченных денег. Поэтому спрос на Hi-End аппаратуру постоянно растёт.
В чем разница между Hi-Fi и Hi-End
Hi-Fi представляет собой тщательно разработанный стандарт качественного звучания. Он содержит объективные критерии определения качества работы звуковоспроизводящей аппаратуры. Его недостатки связаны с тем, что с момента его проявления технический прогресс ушёл далеко вперёд и теперь настало время учесть опыт прошедших десятилетий.
Hi-End не является стандартом. Это концепция, которая позволяет примерно оценить уровень качества с использованием субъективных критериев. Заключение о том, что звук соответствует этому уровню, принимает небольшая экспертная группа. В Москве такие системы могут стоить десятки тысяч долларов.
Использование экспертной оценки звучания породило сомнения в её объективности. В обществе развернулась дискуссия о том, насколько можно доверять слепым тестам. Конечно, если их проводят эксперты, они дают ценную информацию, но так происходит не во всех случаях. Несмотря на имеющиеся вопросы. Слепыми тестами для оценки своей продукции активно пользуются производители. В качестве примера можно привести Axiom, Energy, Mirage, Paradigm, PSB и Revel. Перевод продукции на более высокие стандарты позволяет создать уникальные продукты.
Hi-Fi был стандартом высокого качества в момент своего появления и в течение 10-15 лет после этого. В дальнейшем он перестал соответствовать высочайшему уровню звучания. Однако нужно понимать, что такие устройства всё же очень качественные. То, что требования этого стандарта не являются максимальными, не означает, что его использование потеряло смысл.
Стандарты качества звучания аппаратуры
Повсеместное использование звуковоспроизводящей аппаратуры привело к созданию различных стандартов качества. Hi-Fi – это только один из них. В РФ действует ГОСТ 23262-88 «Системы акустические бытовые».
Существуют также и другие стандарты. Вот несколько примеров:
Эти и многие другие стандарты создавались в тех случаях, когда возникала необходимость улучшить качество звучания. Сейчас некоторые фирмы, производящие высококачественную технику, разработали собственные стандарты.
Для акустических систем
Качество акустических систем определяется с учётом следующих характеристик:
В рамках стандарта IEC 60581-7, считается, что аудиосистемы должны соответствовать таким требованиям.:
Этими двумя пунктами требования Хай Фай исчерпываются. Другие характеристики в стандарт не входят. Стандарт ничего не говорит о том, как АС должны работать при частотах менее 50 Гц или больше 12500 Гц. Нужно учитывать, что на качество звучания аудио влияет не только аппаратура, но и её расположение, отражение и поглощение звука окружающими предметами и поверхностями. Для получения звука должны учитываться требования технологии объёмного звука. Например, важное значение имеет файбер, используемый в колонках.
Для усилителей
Требования стандарта Hi-Fi к различным типам усилителей выглядят следующим образом:
Остальные параметры усилителей зависят от конкретного производителя.
Для тюнеров
Требования к тюнерам:
Параметры использования тюнеров определены стандартом только внутри указанных частотных диапазонов. Как правило, производители обеспечивают высокий уровень качества на всех используемых частотах.
Как отличить Hi-Fi/Hi-end устройство от обычного
Использование стандарта Hi-Fi далеко не исчерпывает требования к качеству звучания. Тем не менее важно уметь определить, соответствует ли конкретная акустическая система указанным требованиям.
Соответствие стандарту Hi-Fi значит, что аппаратура обеспечивает точную передачу звука. При прослушивании видно, что отсутствуют любые, даже мельчайшие дефекты звука. При прослушивании ценитель может наслаждаться качеством и нюансами звучания. Если используются наушники, они должны быть качественными.
При использовании обычной техники ситуация другая. Хотя здесь можно слушать аудиоматериалы или приемник, тем не менее звучание может демонстрировать неточности. Иногда их трудно выделить, но прослушивание не даёт ощущения красоты и глубины произведения. Здесь можно просто слушать, как поет любимый певец, не сосредотачиваясь на качестве.
При использовании Hi-End техники качество будет высочайшим. Здесь речь идёт не только о точности передачи звука, но и о субъективных критериях качества, которые трудно выразить через физические характеристики. Такая техника является эксклюзивной, изготавливается маленькими партиями или в единичных экземплярах. Она подходит к тем, у кого имеется сильная любовь к качественному звуку. Обычно для неё предусматривается стильное оформление.
Разницу в качестве можно определить, прослушав на магнитоле музыку или если скачать из интернета любимое произведение. В зависимости от уровня качества звуковоспроизводящей аппаратуры, полученное впечатление точно подскажет, к какому уровню качества оно относится.
Заключение
Хотя стандарт Hi-Fi был создан давно, он в значительной степени сохранил своё значение сегодня. Акустические системы, которые ему соответствуют, обеспечивают точную передачу звука. Те, кто хочет наслаждаться прослушиванием звука высочайшего качества должны обратить внимание на аппаратуру Hi-End.
Что такое акустика Hi-Fi?
Привет, любители музыки! Сегодня поговорим об одном из самых спорных терминов в звуке.
В сознании людей долгое время Hi-Fi представлялся как дорогая акустика для гиков от мира музыки – «аудиофилов», для прослушивания которого нужно обладать хорошим музыкальным слухом, а «обычный» пользователь разницы не услышит. На самом деле данное мнение сложилось отчасти из-за того, что Hi-Fi аудио в России долгое время было не доступно, оборудование известных брендов привозилось только из-за рубежа, поэтому качественный звук был уделом избранных. Сейчас же подобное оборудование можно легко приобрести во множестве магазинов. Hi-Fi стал вполне массовым и постепенно захватывает сердца (и уши) людей.
С чего начинался честный звук?
Начнем с истории. Как известно важным событием в мире звукозаписи стало изобретение Томасом Эдисоном фонографа в далеком 1877 году. Теперь для того, что бы слушать музыку дома не обязательно было нанимать музыкантов или самому учиться играть.
Выражение «high fidelity», которое в будущем сократилось до «Hi-Fi», было впервые употреблено в 1932 году английским инженером Гарольдом Хартли для рекламы своих уличных громкоговорителей. High fidelity переводится как «высокая верность», что очень точно передает смысл Hi-Fi аудио. Вопрос качества и точного воспроизведения записи интересовал людей достаточно давно, например в XIX веке запись считалась качественной, если собака могла узнать голос хозяина. Благодаря такому тесту одна из известных звукозаписывающих компаний сделала собаку сидящую рядом с граммофоном своим логотипом.
Так все же, зачем нужна высокая верность в аудио? Если посмотреть на современные тенденции развития мультимедиа, то можно легко заметить, что большинство инноваций с сфере AV стремятся к увеличению реализма воспроизводимого контента. Увеличение разрешения, появление 3D мультимедийных устройств (например небезызвестный Oculus Rift), сейчас невозможно представить телевизор без FullHD.
Вопрос реализма звучания в Hi-Fi начал решаться еще в XX веке. Уже тогда качественный реалистичный звук имел большое значение. В 50х годах проводились первые опыты в стереозаписи, появились виниловые диски, заменившие собой пластинки, которые выдавали большое количество шумов (искажений в сигнале).
В 60-70х годах аппаратура для домашней звукозаписи была сильно усовершенствована и стала доступной для широкой аудитории. Именно в это время у производителей Hi-Fi возникла потребность разделить «хорошее» и «Hi-Fi» оборудование, в 1974 году немецкий Deutsches Institut für Normung (DIN) выпустил стандарт DIN 45500, определяющий стандартные требования к звуковоспроизводящей аппаратуре.
Чем же все-таки отличается Hi-Fi от «не Hi-Fi»
Кто-то может сказать, что ценой, но это не совсем так. Hi-Fi оборудование позволяет вам почувствовать себя участником концерта любимого исполнителя, оказаться в центре событий фильма, услышать в ваших записях то, что до этого услышать не получалось из-за параметров акустической системы. Как показывает практика, стоит только человеку прослушать аудиозаписи на качественном Hi-Fi оборудовании, возвращаться к обычным пластиковым колонкам уже не хочется. Но главное, это ощущения. Hi-Fi не передает просто звук, он передает ощущения, он передает музыкальный вкус и сочность. Закрыв глаза вы можете четко представить себе всю музыкальную сцену записи – что вокалист стоит чуть левее от центра, а бас гитарист находится в глубине. Если машина в кино будет удаляться в закат, звук её двигателя будет именно удаляться, а не затихать.
Hi-Fi — это очень дорого и стоит сотни тысяч рублей?
Давайте рассмотрим этот частый миф о системах Hi-Fi. Конечно можно привести в пример топовые Hi-End (вот тут уже точно маркетинговый термин) бренды, со стоимостью пары напольных колонок от 1,5 миллионов рублей. По дизайну и исполнению они конечно же прекрасны и уникальны. Но цена акустики это не доказательство уровня Hi-Fi. Приведем в пример датскую фирму Dali, данная компания основана в 1983 году и занимается производством акустических систем. Все колонки собираются на заводе в Дании вручную (мастер ставит автограф на каждой из них), в динамиках используются армированный деревянным ворсом бумажные диффузоры с пропиткой и шелковым куполом. Изготавливаются данный АС из МДФ, завод тратит больше деньги на усовершенствование качества на всех этапах производства. Сразу же может возникнуть мысль, что стоить они должны как новый автомобиль.
На самом же деле цена комплекта 5.0 серии Zensor (в данной серии также используются описанные выше технологии) будет составлять менее 70 тысяч рублей. Многоканальный ресивер с поддержкой всех современных стандартов например Onkyo TX-NR636 будет стоить до 40 тысяч рублей.
В итоге мы получаем полную готовую домашнюю мультимедийную систему, подходящую для любого контента – хорошая музыка, реалистичные фильмы и игры – все это поможет вывести на новый уровень восприятия указанный выше комплект.