хавариджи кто они такие
Кто такие хавариджи (хариджиты) и есть ли они в наше время?
Вопрос:
Можно узнать, кого называют хавариджами или хариджитами? Каково их определение согласно Корану и хадисам? Есть ли они в наше время?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Вот информация об этих людях, которая приводится в хадисе Бухари:
Абу Саид Худри (да будет доволен им Аллах) передает:
«Мы были в обществе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), когда он распределял военные трофеи. К нему подошел Зуль Хувайсыра, человек из племени бану Тамим и сказал ему: «О, Посланник Аллаха, будь справедлив!».
Пророк (мир ему и благословение) ответил:
«Горе тебе! Кто будет справедливым, если я не справедлив! Воистину, вы будете в убытке, если я не справедлив!»
Умар (да будет доволен им Аллах) встал и сказал: «О, Посланник Аллаха, позволь мне отрубить ему голову!
Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Оставь его, у него есть товарищи, они будут считать ваши молитвы ничтожными по сравнению с их молитвами, и ваши посты ничтожными, по сравнению с их постами. Они читают Коран, но он не идет дальше их горла. Они будут выходить из религии, как стрела, выпущенная из лука, отклоняется от цели. Если вы посмотрите на их внутренности, то ничего не найдете в них, посмотрите на их голову, и ничего не найдете в ней. Их знаком будет чернокожий мужчина, одно из его плеч будет походить на грудь женщины или свисать, как кусок плоти. Они появятся в то время, когда люди будут разделены».
Абу Саид (да будет доволен им Аллах) сказал:
«И я свидетельствую, что я слышал эти слова от Посланника Аллаха (мир ему и благословение). И я был свидетелем, когда Али (да будет доволен им Аллах) сражался с этими людьми (хавариджами), и он приказал, чтобы этого человека нашли и привели к нему, и я был свидетелем, что он выглядел точно так, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) описал его».
Зульхувайсыра был предком хавариджей, как следует из нижеприведенного хадиса:
فَلَمَّا وَلَّى قَالَ: » إِنَّ مِنْ ضِئْضِئِ هَذَا، أَوْ: فِي عَقِبِ هَذَا قَوْمًا يَقْرَءُونَ القُرْآنَ لاَ يُجَاوِزُ حَنَاجِرَهُمْ، يَمْرُقُونَ مِنَ الدِّينِ مُرُوقَ السَّهْمِ مِنَ الرَّمِيَّةِ، يَقْتُلُونَ أَهْلَ الإِسْلاَمِ وَيَدَعُونَ أَهْلَ الأَوْثَانِ، لَئِنْ أَنَا أَدْرَكْتُهُمْ لَأَقْتُلَنَّهُمْ قَتْلَ عَادٍ «[4]
«И когда он (Зульхувайсыра) ушел, он (Посланник Аллаха, мир ему и благословение) сказал: «Поистине, от этого человека произойдут люди, которые будут читать Коран, но он не пойдет дальше их глотки. Они отклонятся от религии, как стрела отклоняется от цели. Они будут вести войну против мусульман, не обращая внимания на идолопоклонников. Если бы я нашел их, я бы уничтожил их, как был уничтожен народ адитов».
Хавариджи были людьми, которые воевали против халифа Али (да будет доволен им Аллах) (1). В то время они разделились на двадцать различных сект. Али (да будет доволен им Аллах) вел войну с хавариджами, которые подходили под описание, данное в хадисе (2).
Некоторые признаки заблудших убеждений хавариджей:
• Они считают кафирами халифов Усмана и Али (да будет доволен ими Аллах);
• Они считают кафирами участников битвы при Джаммале;
• Кто принимал участие в тахким (третейском суде) между Али и Муавией (да будет доволен ими Аллах) во время битвы при Сиффине, также кафиры.
Люди с такими убеждениями в наше время сохранились под названием ибадитов (ибадийя), которые в основном, живут на территории государства Оман и в странах Восточной Африки.
А Аллах знает лучше.
Исмаил Давуджи, студент Даруль Ифта, Замбия
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи
Хавариджи кто они такие
Они стали первыми, кто начал обвинять мусульман в неверии за совершение грехов, утверждая, что за большие грехи мусульманин пребудет вечно в Аду. Тех же, кто был не согласен с их взглядами, они также объявляли неверными, считая дозволенным для себя покушаться на их жизнь и имущество. См. «Итхафуль-джама’а» 1/274-275 шейха Хамуда ат-Тувейджири.
Они следуют пророку (мир ему и благословение Аллаха) в ниспосланном ему Коране и разъясняющей его Сунне лишь в том случае, когда не видят между ними внешних противоречий. В противном случае они оставляют Сунну, полагая таким образом, что Сунна в чем-то может противоречить Корану. См. «Расаиль» стр. 332 шейха Абдур-Раззака ‘Афифи.
Они говорят: обязательным является выступать против несправедливого или противоречащего истине правителя мусульман. См. «Аль-фарк байналь-фирак» стр. 258 Абу Мансура аль-Багдади, и «ат-Табсир фиддин» стр.45 аль-Исфарайини.
Они заявляют о своей непричастности к ‘Усману и ‘Али, да будет доволен ими Аллах, считая это отречение наилучшим поклонением Аллаху. См. «аль-Миляль уа ан-Нихаль» стр. 115, аш-Шахристани.
Группы и секты, придерживающиеся воззрений хариджитов, существуют и по сей день.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Появятся люди в моей общине со стороны востока, которые будут читать Коран, но он не будет опускаться ниже их глоток! Они будут появляться каждый век и будут разгромлены, будут появляться каждый век и будут разгромлены», и пророк (мир ему и благословение Аллаха) повторил эти слова больше двадцати раз, «будут появляться каждый век и будут разгромлены. И так будет продолжаться пока из их войска не выйдет Даджаль!»
(Ахмад 2/174, Ибн Маджах 173. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани. См. также «Сахих аль-джами’» 8171. Подобный хадис также приводит и имам ан-Насаи 4103, а хафиз Ибн Хаджар назвал его достоверным.)
В этих хадисах содержится опровержение тем, кто считает, что хариджиты – это древняя секта, существовавшая лишь во времена сподвижников. Это заблуждение, ибо они существовали тогда, есть сейчас и будут вплоть до Судного дня. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) известил нас в хадисах, что хариджиты не перестанут появляться вплоть до появления Даджаля”. См. “Маджму’уль-фатауа” 28/495.
Хариджиты разделились на множество различных сект. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил, что они разделились на восемнадцать групп. См. «Минхадж ас-Сунна» 5/11.
Также некоторые считали, что их число достигает двадцати групп. См. «аль-Фарку байналь-фирак» стр. 54.
Кто такие хариджиты, и что стало причиной возникновения этого течения?
Кто такие Хариджиты?
Перед тем, как начать подробно рассматривать историю возникновения секты хариджитов и ее идеологию, необходимо попытаться описать ту историческую атмосферу, которая царила во время правления халифа Али (да будет доволен им Аллах) и началась во время правления его предшественника халифа Усмана бин Аффана.
Волна недовольства политикой Али не ослабла, и на следующий год произошло сражение, которое и положило начало секте хариджитов – битва при Сиффине. Мы не станем подробно останавливаться на ходе самой битвы, и упомянем лишь ее важнейший момент – третейский суд, когда враждующие стороны решили оставить разрешение их споров на суд Аллаха и обратились к Корану для поиска выхода из сложившейся ситуации. Судьями выступили Амр бин аль-Ас со стороны Муавии и Абу Муса аль-Ашари со стороны Али.
Негодуя тем, что Али пошел на поводу противников и согласился на третейский суд, от Али откололась значительная часть его войска, которая насчитывала около 12 тысяч человек. Они предъявили Али обвинение в отходе от Ислама, мотивировав свой вердикт тем, что только Аллах имеет право судить, а людям способность судить по справедливости недоступна. Выступив против Али и отколовшись от его войска и большинства мусульман, эта группа стала ядром только что образовавшейся секты хариджитов.
В целом являясь суннитами, хариджиты более строго относились к и религиозному и личному поведению мусульман. Например, хариджиты, в отличие от приверженцев ортодоксального Ислама, утверждали, что Ислама без деяний не существует, и любой, оставивший молитву, пост или закят считается неверным и подлежит соответствующему наказанию.
Основным пунктом их идеологии являлось утверждение о равенстве арабов и неарабов внутри Уммы, а халиф должен был выбираться среди достойнейших кандидатов, однако его власть должна была быть ограничена. Так, халиф имел право только на исполнительную власть. Судебная и законодательная власть, по мнению хариджитов, должна была принадлежать совету (Шура).
Хариджиты уравняли в своей идеологии большие и малые грехи, убивая любого согрешившего, чей проступок будет доказан, приравнивая совершение греха к вероотступничеству.
Хариджиты отличались своим особым рвением к выполнению религиозных предписаний, вели аскетическую жизнь. Отрицали аллегорическое трактование аятов Корана, буквально воспринимая его текст. В целом, хариджиты производили впечатление чрезвычайно набожных мусульман, часто молившихся и постившихся, что не мешало им, однако, убивать сподвижников Пророка, обвиняя их в неверии.
Хариджиты в свое время раскололись на большое количество течений, разойдясь в мнениях относительно политических или религиозных аспектов Ислама. Единственным течением хариджитов, дошедших до наших дней, является течение ибадитов, которое сформировалось в VII веке в Ираке и было названо по имени основателя течения Абудллаха бин Ибада, который сформулировал идеологию ибадитов.
По мнению современных мусульманских ученых, идеология ибадитов характеризуется следующими аспектами:
Современные ибадиты мало чем похожи на своих предшественников и их с трудом можно назвать хариджитами, за исключением некоторых богословских аспектов. Самые большие общины хариджитов-ибадитов находятся в Омане, Алжире, Тунисе и Ливии.
Примечательно сравнение хариджитов с последователями современного течения ваххабитов, которых некоторые ученые прозвали «неохариджитами». Приведем цитату видного ханафисткого алима Ибн Абидина (1784-1836) о «последователях ибн Абдуль-Ваххаба, хариджитах нашего времени»: «Они считали неверующими сподвижников пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), то это не является условием для того чтобы называться хариджитами. Это разъяснение о тех, кто вышел против Али, да будет доволен им Аллах. Чтобы считаться хариджитами хватает того, что они считают неверующими тех, против кого они вышли, как это и произошло в наши времена с последователями Ибн Абдуль-Ваххаба ан-Наджди, который появился из Неджда и установил свой контроль над двумя священными Харамама (в Мекке и Медине). Они последователи имели обыкновение приписывать себя к мазхабу Ханбали, но они полагают, что только они являлись мусульманами и что, если кто выступает против их верований, то они являются многобожниками, таким образом они разрешили убийство тех, кто является Ахлю-Сунна и их ученых, пока Аллаху Всевышний не разрушил их энергию и власть, и не разрушил их города и пока не получили в них победу войска мусульман в 1233 году». [«Раддуль Мухтар аляд Дурриль Мухтар», том 4, стр. 262, глава относительно последователей ибн Абдуль-Ваххаба ан-Наджди].
Также, существует множество других оснований, включая хадисы Посланника Аллаха, которые могут служить доказательством законности причисления последователей течения ваххабитов к неохариджитам. Некоторые из хадисов:
Под востоком в словах Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) подразумевается регион Неджда, который находится восточнее Хиджаза и из которого вышли лжепророк Мусайлима и основатель движения ваххабитов Мухаммад бин Абдульваххаб. Известно, что Посланник Аллаха отказался молиться за Неджд по просьбе местных мусульман, мотивировав свой отказ словами: «Там [Неджд] будут землетрясения и разногласия, и там вырастет рог Шайтана».
Кто такие хариджиты?
Хариджатами (от арабского الخوارج [хаваридж] – «вышедшие», «покинувшие») принято называть членов группы, появившейся в ходе первой в истории ислама религиозно-политической смуты. Возникновение этой секты стало результатом кризиса власти, который наступил после смерти Пророка Мухаммада (с.г.в.).
История вопроса
Сиффинская битва 657 года (по Милади) считается первой смутой в истории ислама, когда одна группа мусульман решила не подчиниться воле праведного халифа Али (р.а.). Тогда на берегу реки Евфрат сошлись его войска с армией Муавии, основателя династии Омейядов.
Противостояние сахабов и одной из самых важных личностей в истории ислама было обусловлено теми проблемами, которые возникли после смерти Пророка Мухаммада (с.г.в.). Вопросы престолонаследия постоянно расширяющегося мусульманского государства не были разрешены, в связи с чем политический кризис стал нарастать как снежный ком. В особенности, непросто пришлось Али (р.а.), который занял пост халифа после убийства Усмана (р.а.). Многие известные мусульмане, в частности, жена Пророка Айша (р.а.), Тальха ибн Убайдилла, а также примкнувший к ним родственник Усмана Муавия, потребовали от Али (р.а.) скорейшего проведения расследования убийства третьего праведного халифа и наказания всех, кто был замешан в преступлении. Однако Али (р.а.) не проявлял должной активности в этом вопросе, что вызвало недовольство со стороны его оппонентов. Конфликт стал нарастать и вылился в Сиффинскую битву.
Ход битвы должен был ознаменоваться поражением Муавии. Однако особенностью этого военного столкновения стало то, что предводители конкурирующих групп решили провести третейский суд, тем самым попытавшись разобраться в конфликте сквозь призму Священного Корана. Изначально Али (р.а.) не рассматривал подобный вариант развития событий приемлемым, однако впоследствии уступил требованию принять предложение Муавии о третейском суде, которое стало исходить из рядов его же (Али) армии. Из состава двух конкурирующих лагерей были отобраны представители для проведения третейского суда – Амр ибн ‘Ас со стороны Муавии, Абу Муса Ашари со стороны Али (р.а.). Примечательно, что изначально Али не хотел отправлять на переговоры Абу Мусу, однако снова пошёл на поводу несогласных из его же лагеря бойцов.
Развитие хариджизма
Убеждения хариджитов в течение небольшого промежутка времени значительно прогрессировали в сторону оправдания ещё большего насилия и сеяния смуты. Хариджиты верили, что совершение греха аналогично выходу из ислама. Т.е. если человек сделает нечто предосудительное и не покается, то он автоматически попадает в категорию неверных. Кроме того, хариджиты рассматривали в качестве источника исламского права только Священный Коран, отказывая в этом статусе сунне Пророка и иджме (единому мнению мусульманских учёных по какому-то вопросу). Их отличало стремление к жертвенности, которая должна быть характерна не только для мужчин, но и для женщин.
Учитывая то, каким образом произошло образование этого течения, нетрудно догадаться, что хариджиты имели отличающиеся как от суннитов, так и от шиитов мнения по вопросам передачи власти. Например, хариджиты утверждают, что халиф не должен быть обязательно из племени Курайш. Любой богобоязненный мусульманин имеет право претендовать на этот пост. Хариджиты отстаивают наличие права на восстание против правителя, который уклоняется от их интерпретации ислама.
В настоящее время некоторые учёные прямыми потомками хариджитов считают приверженцев ибадизма, проживающих в Омане. Однако сами ибадиты коренным образом отвергают наличие каких-либо связей с хариджизмом. К тому же современный Оман является одним из самых миролюбивых государств, стремящихся во внутренней и внешней политике искать компромиссные решения. Ещё одним распространённым мнением относительно проявлений хариджизма в настоящее время является представление в подобном ключе современных радикалов из разнообразных преступных организаций.
Пророк Мухаммад (с.г.в.) о хариджитах
Есть несколько хадисов Заключительного посланника Аллаха (с.г.в.), которые предрекали появление секты отступников:
«Передается со слов Юсайр ибн Амра. Я спросил у Сахля ибн Хунайфа:
– Слышал ли ты от Пророка (с.г.в.) что-нибудь об аль-хаваридж?
– Я слышал, как он говорил о них, указывая на Ирак: “Оттуда появятся люди, которые будут цитировать Коран, но он не будет выходить дальше их горла. Они будут выходить из ислама подобно стреле, выпущенной из лука”» (Бухари).
«Передаётся со слов Абу Саид аль-Кудри:
– Придут люди из Востока, которые будут цитировать Коран, но он не будет проходить дальше их глотки. Они будут проходить через религию, как стрелы, летящие в цель. Подобно тому, как стрелы не возвращаются обратно в лук, откуда были пущены, так и эти люди не вернутся в ислам» (Бухари).
«Поистине, после меня из моей уммы выйдет группа людей, которая будет цитировать Коран. Но он не будет проходить дальше их глотки. Эти люди будут, как стрелы, выходить из религии и никогда не вернутся к ней. Они будут самыми худшими из творений» (Муслим).
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
ИКЦ «Источник»
www.islamnaneve.com
Хариджиты- кто они?
Мы продолжаем серию публикаций на тему исламской акыды (основ вероучения). Первая часть была посвящена возникновению разделений мусульман на течения в исторической ретроспективе. Далее, как и обещали, рассмотрим основные течения и секты более подробно.
Некоторые ученые говорят- предпосылки их появления наметились уже во время пророка (СААС):
Так, после разделения военных трофеев один человек, его звали Зуль-Хувайсира подошел к пророку (СААС) и сказал: «Ты несправедлив. Побойся Аллаха!» На что пророк (СААС) ответил:
«Кто будет покорен Аллаху, если не я? Мне доверили всех обитателей земли, а вы не доверяете мне?» Затем он сказал:
«Из таких вот людей выйдет народ, который будет читать Коран, но он не будет проникать дальше их глоток. Они будут убивать мусульман и призывать язычников. Они выйдут из ислама подобно тому, как стрелы (выходят) из лука. Если вы застанете их, то убейте их так же, как некогда было убито племя Адитов»
Первое выступление хариджитов
Битва при Саффеин (37 г.по хиджре)
Муавия почувствовал, что проигрывает. Тогда по его приказу солдаты подняли листы Корана на копьях. Часть людей из войска Али (хариджиты) сказали: «Надо остановиться». Али же понимал, что это- просто ловкий ход, и война в любом случае вот-вот закончится. Этот же прием просто дает шанс оппозиции продолжить свою деятельность. Хариджиты сказали: «Нет. Если не остановишься, мы выдадим тебя им. Отвечай на Книгу Аллаха! Или мы отказываемся от тебя!»
Али:- Не стоит. Мы побеждаем.
Однако они настаивали, и он согласился. Договорились выставить третейских судей.
Али предложил Абдуллаха ибн Аббаса. Они отвергли его кандидатуру, так как он был из ученых, и предложили Абу Муса ибн Ашари, который еще в начале войны занял нейтралитет.
Со стороны Муавийи был выдвинут Амр ибн аль Асс. Заключили мирный договор, и договорились оставить вопрос открытым до Рамадана, вернулись в Куфу.
По дороге домой они выставили ультиматум Али:
-Все, что произошло в Саффеин- не соответствует исламу, мы отказываемся от этого, и ты, Али, в этом виноват. Вы выбрали судей, и судили не по книге Аллаха, а по решению людей. Это-куфр».
Они взяли аят: «Тот, кто не судит по закону Аллаха, тот- кяфир», «Ля хукма илля биЛляхи».
Али же им ответил:
-«Калимату-ль хакк туриду би-ль батыль»- «Слова истины, которые приводят ко лжи!»
Они не вернулись с Али в Куфу, а ушли в местечко под названием Харура, которое находится в двух милях от Куфы с сторону Ирана. Там создали свое государство.
(Поэтому, одно из названий течений хариджитов- «харуриты»(харуриюн)
Затем он вступил с ними в диалог, и в результате с ним вернулось 10 тысяч из 12 тысяч.
Однако оставшиеся были готовы убивать мусульман, которые не разделяли их порочных воззрений, отрезали руки грабителям от подмышек, обязывали молиться женщин во время менструаций, считали неверными тех, кто не проповедует ислам или совершает грехи, отказывались от любых взаимоотношений с людьми писания, проживающими в мире с мусульманами. Они обвиняли в неверии Муавийу ибн Абу Суфйана и Али ибн Абу Талиба.
Как вел с ним спор Али:
— почему ты выбрал двоих человек?
-Допустим, я ошибся.
— ты видишь, сколько крови! Этот вопрос решает только Аллах!
Али:
— мы не ждали от людей решения, а – чтобы люди решили на основании Корана, поэтому выбрали знающих.
Коран- это не человек, к пониманию Корана нужен человеческий фактор.Они согласились вернуться с ним в Куфу.
Однако в городе они вновь подняли оппозицию. «Ля хукму илля хукму Аллах!»-«Нет решения, кроме того, что у Аллаха!»
Ушли с некоторыми людьми и объявили войну Али.
Их возглавили Абдаллах ибн аль-Кавва, Аттаб ибн аль-Аввар, Абдаллах ибн Вахб ар-Расиби, Урва ибн Худайр, Язид ибн Асим аль-Мухарриби и Харкус ибн Зухайр аль-Баджали, известный как Зус-Судаййа, Зур бн Барах ат-Таи, Харкус бн Зуэр ас-Саби ( из крупнейших арабских племен)
Однако, чтобы объявить войну, они убили сподвижника, Абдуллаха ибн Хаббаба ибн Араб, и вспороли живот его беременной жене, и убили их служанку. Когда халиф Али узнал о случившемся, то решил сразиться с еретиками. Этим они хотели сказать: «Вы все кяфиры, и ваша кровь для нас ничего не значит».
Он разбил почти всех, осталось 7 или 8 человек, которые разбежались по разным исламским странам, и так эта зараза стала продолжать распространяться.
Каковы основные отличия хариджитов? В чем их акыда (вероубеждения) расходится с ахлю-Сунна?
Следует отметить, что внутри этой секты также существуют большие различия. Однако в целом их черты сводятся к следующим:
Пророк (СААС) предсказал появление многих отклонений, в том числе и появление хавариджей, указав нам на некоторые их признаки:
Так, в одном из хадисов, описывая их, он предупреждал: «Перед их поклонением вы будете считать себя никем, они читают Коран и знают его лучше всех, но, несмотря на это, они выходят из религии, как стрела из лука…»(от Абу Саида аль Худри, этот хадис есть во всех сборниках).
То есть- здесь предупреждение нам: нельзя судить о человеке только на основании его поклонения!
Первый меч, обнаженный хариджитами, был меч Урвы ибн Худайра. Когда же его слугу спросили: «Опиши мне его и говори правду». Тот сказал: «Я никогда не приносил ему пищу днем и никогда не стелил ему постель ночью. Такова его религиозность и его усердие, но то, что он говорил тебе, это его убеждения»…
Другой хадис: «Они убьют мусульман больше, чем все враги»-«Ты в исламе (согласно их параметрам) или нет?» Если нет- тебя можно убить…
Из их качеств-«ат-тахлиик»- они или бреются наголо, или отпускают усы, то есть стремятся иметь отличительные внешние признаки. (только пожалуйста, не следует относить к хариджитам каждого, кто побрился наголо, на основании лишь одного этого признака. )
Как уже было сказано, из названия и «подразделения» многочисленны-«аджаиды» «азракиты» («азарика») «ан-надждат», «ибадиты» и многие другие исторические названия. Названия хариджитских группировок возникли от имен их предводителей.
— Ибн Азрак считал неверными уклоняющихся от джихада и тех, кто не переселился к нему, даже если они были согласны с ними в вере. Он был первым, кто выразил такое мнение.
— Он разрешил убивать детей и женщин своих врагов.
Итог: представители этой опаснейшей секты здравствуют и поныне. Течение может не всегда проявляться в явной и открытой форме, порой симптомы хариджизма выступают не столь отчетливо, и уж наверняка никто никогда не признается вам- «да, я хариджит», ведь это помешает ему приобрести сторонников.