хатму что это такое
Войдите в ОК
Хатму для мюрида, всё равно что желательный хадж и, он ценнее выполнения вирда.
Как сказал шейх Хlасан Афанди (قدس سره):»Если бы мюриды знали цену Хатму-Салавата, то не пропустили бы его ни разу, если бы даже им пришлось ползти до того места, где его проводят».
С места его проведения до седьмого неба, строится пирамида ангелов, которые читают то же, что и присутствующие, и вся награда этого пишется всем присутствующим.
1⃣Выключить свет, закрыть глаза до конца Хатму-Салавата.
2⃣Быть внутренне убежденным, что там присутствуют душа нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и всех устазов.От начала и до конца Хатму-Салавата, сидеть на коленях так, как будто сидишь перед устазом (больному исключение).
3⃣Быть в омовении(очень желательно искупаться тоже).
4⃣Избавиться от неприятных запахов (пота, чеснока, табака и т.д.) и надушиться благовониями.
5⃣Приходить в рубашке с длинными рукавами. Пуговицы воротника желательно застегнуть, чтоб не была видна оголённая область груди.
6⃣Также нельзя забывать о головном уборе и носках тоже.
7⃣По окончании Хатму-Салавата, не вести лишних разговоров.
8⃣Желательно принять сладость.
9⃣Воздержаться от питья воды минимум на 30-40 мин.
✅На Хатму могут присутствовать только совершеннолетние мюриды.
Приходить только в своей одежде и даже обуви.
✅Обратите внимание вот ещё на что. На хатму, мюриды шазилийского тариката, совершают рабиту на Сайфуллагьа- Къади (قدس سره),а мюриды накъшубандийского тариката, в свою очередь, совершают рабиту на Мах!муда Афанди (قدس سره), даже если на хатму присутствует живой Шейх.
✅При чтении Хатму, надо соблюдать правила произношения (махрадж). Салават Пророку (ﷺ) и «Ля хIавля валя. «,за ведущим произносить столько раз, сколько камешков тебе досталось. И будьте внимательны. Ни одна буква не должна быть пропущена или излишне сказана. Если такое случилось, то надо остановить ведущего, чтобы начать заново, иначе портится Хатму всех присутствующих и, вся ответственность за это ложится на плечи того, кто ошибся и не сказал об этом. И ещё. Старайтесь не отставать и не опережать ведущего.
✅Что касается Салавата, то там могут присутствовать все желающие (в том числе и несовершеннолетние).
Хатму что это такое
1. Сидеть необходимо с закрытыми глазами.
2. Перед чтением хатмы произносить «Астахфируллах» 5, 15 или 25 раз и совершить рабиту.
3. До завершения хатму следует находиться в вукуфе.
Там, где собираются для чтения хатмы Кур`ана, необходимо обязательно быть в вукуфе.
У обычных людей чтение Кур`ана осуществляется произношением слов, а особые (хавас) читают с осмыслением. А у самых особых (хавас-уль-хавас) чтение Кур`ана происходит, всецело погрузившись в мысли об Аллаhе, речью Которого и является Кур`ан. То есть необходимо совершить таваджух к Сущности (зат) Аллаhа, представляя до конца, что файз идет к сердцу. После хатмы необходимо совершить таваджух для получения файза от душ (арвах) шейхов. Шейхи (их души) приходят на хатму, и мюрид должен быть убежденным в этом.
В одном населенном пункте нельзя проводить хатму в нескольких местах, если есть возможность собраться в одном месте. Пришедший на хатму возвращается, получив приближение к Аллаhу, с хорошего места человек возвращается, очистившись от грехов.
Пророк (аляйхи-ссаляту ва-ссаллям) сказал: «Хорошее собрание (маджлис) смывает грехи верующего от двух миллионов плохих собраний» (из книги «Ихья’»). В Хадисе говорится: «Люди занимают свои места на маджлисе, дабы поминать Всевышнего Аллаhа, с грехами, подобными горам, а встают оттуда без каких-либо грехов» (передал Ахмад от Зухари).
Пророк (аляйхи-ссаляту ва-ссаллям) также отметил:
«Когда люди соберутся для поминания Аллаhа, вокруг них соберутся ангелы и их охватывает милость Его».
Подобных Хадисов множество, поэтому приводить здесь их все будет затруднительно.
Присутствие на одном собрании, где поминают Аллаhа, смывает грехи от двух миллионов плохих собраний. Кто посетит маджлис зикра, имея грехи, подобные горам, уйдет оттуда без грехов. Над поминающими Аллаhа парят ангелы, и милость Аллаhа нисходит на них.
В Хадисе, переданном Абу Зарром (разия Ллаху ‘анху), говорится, что присутствие на одном собрании, где совершается зикр, лучше намаза в тысячу рака‘атов и присутствия на тысяче похоронах, и посещение тысяч больных («Марак-уль-‘убудият»).
Существуют и другие виды хатм:
Хатму имама Раббани, в котором пятьсот раз произносят: «Ля хавля ва ля куввата илля биллях» и в конце каждой сотни добавляют:
«аль-‘алийиль ‘азым». Также в начале и в конце читают салават по сто раз: «Аллаhумма салли ‘аля саййидина Мухаммадин ва ‘аля алихи» и вознаграждение за это отдают ему (имаму Раббани).
Хатму нашего господина Мухаммада Музхира. В ней читают суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас» и между ними истихфар в следующей форме: «Астахфируллахаль ‘азыма ллязи ля иляха илля хуваль хаййаль кайума ва атубу иляйхи» 320 раз, и вознаграждение за прочитанное отдают ему. Эти хатмы читают в вечернее время.
Хатму гавса Гилани. Это проинесение формулы: «Хасбуналлаху ва ни‘маль-вакиль» 500 раз и 100 раз салават в начале и конце, и затем вознаграждение за прочитанное отдают ему.
Хатму Хаваджа Накшбанди. Это произнесение формулы: «Я хафий-яль-лутфи адрикни билутфикаль-хафиййи» 500 раз и 100 раз салават в начале и конце, и затем вознаграждение за прочитанное отдают ему (т.е. Хаваджа Накшбанди).
Хатму Мухаммада Ма‘сума. Это произнесение формулы: «Ля иляха илля анта субханака инни кунту мин-аз-залимина» 500 раз и салават в начале и в конце. Все этитри последние хатмы читают в утренних собраниях.
Из книги «ан-Нафаис-ус-санихат».
Наш шейх Абдуррахман ‘Асали говорил, что совершать хатму можно, если в ней участвует тот, кто дошел до тарикатского уровня произнесения «нафью и исбат» («Ля иляха илля-ллах») с задержкой дыхания (хабс-ун-нафас). Однако любой мюрид может читать ее самостоятельно для себя.
Шейх Сулейман Зухди в своей книге «Сахифат-ус-сафа’» отмечает: «Важнейшим условием хатмы Хаваджакана является его проведение в укрытом от посторонних людей помещении с закрытыми дверьми и окнами. Кроме того, после рабиты и вукуфа необходимо также точно соблюдать указанное количество и последовательность. И когда в мольбе упоминаются имена шейхов тариката (садатов) просят от них помощи в достижении целей от деяний и адабов». И на полях этой книги он сказал: «Для достижения цели обязательно следует точно соблюдать установленное количество, они подобны зубцам ключей от замков тайных сокровищниц. Если в одном месте есть пять мюридов, то совершение хатмы оставлять нельзя, а если меньше пяти, то они имеют право либо оставить ее, либо совершить».
Нельзя в одном населенном пункте совершать несколько хатм, кроме того случая, когда город большой и трудно собраться в одном месте. Шейхи Хаваджакани берут свое начало от Абдул Халика Гуждувани (да будет свята его душа!). Мюриды собираются для чтения благословенной хатмы, чтобы получить нечто ценное и избавится от несчастий. Главной целью этого является выявление и прочувствование наличия в себе низменных, темных качеств, присущих животным, и удаление из сердца мрака и превращение их в истинно человеческие, чистые качества (так как они являются зеркалом личности) служащих для получения помощи и довольства Аллаhа.
Перед началом хатмы необходимо иметь намерение достичь этого с помошью благодати великих шейхов и заступничества господина всех народов, Пророка Мухаммада (аляйхи-ссаляту ва-ссаллям), произнося перед чтением суры Кур`ана почтенное выражение:
«Бисмилляхи-ррахмани-ррахим», обладающее чудесными тайнами и удивительными свойствами и содержащее в себе тонкие смыслы. Здесь нет возможности рассмотреть его подробно. Это угощение почтенных душ и собрание достойных людей. Это место, куда смотрят святые и откуда проходят ангелы. Кто попробует его на вкус, не оставит его, а кто поленится, тот будет в замешательстве.
О Аллаh! Утверди нас на верном пути и не делай нас отвернувшимися от Истины. Аминь!
Обладатель цепочки Хаваджакан сказал, что условием совершения хатмы Хаваджакан является то, чтобы совершающий1 ее был шейхом этого тариката или имел разрешение от шейхов на ее проведение. Необходимо также, чтобы он находился в состоянии омовения и сидел на коленях на чистом месте, обратившись в сторону киблы. До ее начала следует представить присутствие на этом собрании равхани Хаваджакана. И необходимо чи
Зикр Хатму ль-Хваджаган
С группой еженедельно читать, обычно один человек ведёт Зикр, выступая в роли Имама: лучше по понедельникам, четвергам или по воскресеньям.
1. Нийят (намерение): Что это мы делаем, читаем ради Аллаха Всевышнего и ради Него только.
2. Шахада 3 раза: Ашхаду альля иляха ильляЛла ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулю (и тихо: Салаллаху алейхи ва саллям).
3. «Астагфирулла»: (Прошу прощения у Всевышнего ) 70 или 100 раз, а затем: Астагфируллахаль азима ллязи ля ильляха ильля ху, аль хайюль каюму ва атубу иляйха. Иннаху Хува-т-таввабу-р-Рахим.
(Имам): Йа мусаббибаль асбаб. Йа муфаттихаль абваб. Йа Мукаллибаль кулюби валь абсар. Йа Далиляль мутахаййирин. Йа гияталь мустагисин. Йа Хайю йа Кайюм. Йа заль Джалали валь икрам. Ва уфаввиду амри илялла. Инналлаха Басырун биль-ыбад.
4. (Имам): Соедините своё сердце с сердцем нашего Пра-Шейха.
Рабита Шарифа: Альляхумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин ва саллим (10 раз).
(О Аллах! Благослови Мухаммада и семью Мухаммада и даруй им мир.)
5. Сура Фатиха: 7 раз.: Бисмильляхи-р-Рахмани-р-Рахи. Альхамду Ли Ллахи Раббиль Алямин, Ар Рахманир Рахим, Малики Яумиддин. Ийяка На’буду ва ийяка Настаин. Ихдинас Сироталь Мустаким, Сиратоль Ллязина Ан Амта Алейхим, Гайриль Махдуби Алейхим Валяд Дааалин. Аминь.
(Именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния! Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, а не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.)
6. Саляват: Альляхумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин ва саллим (10 раз).
7. Сура Иншира, номер 94: 7 раз. Бисмильляхи-р-Рахмани-р-Рахим. Алям Нашрах Лякя Садракь? Ва вадаана анкя Визракь? Аллязи анкада захракь? Ва рафаана лякя зикракь? Фа инна мааль-Усри юсра, Инна мааль-Усри юсра. Фа иза фарагта фансаб. Ва иля Раббикя фаргаб».
8. Сура Ихлас (см. Выше): 11 раз «Бисмильляхи-р-Рахмани-р-Рахим. Куль хуаллаху ахад, аллаху самад. Лям ялид ва лям юляд ва лям якун ляху куфуван ахад».
9. Сура Фатиха: 7 раз.
10. Ас-Салявату-ш-Шарифа: Альляхумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин ва саллим (10 раз).
11. (Имам): АуЗУ бильляхи мина-ш-Шайтани-р-Раджим. Бисмильляхи-р-Рахмани-р-Рахим.
Рабби кад атайтани мина ль-мульки ва аллямтани мин таавили-ль-ахадис. Фатира-с-самавати ва-ль-ард. Анта ВАлиййи фи-д-дунья ва-ль-ахира. Таваффани муслиман ва-ль-хикни би-с-Салихин.(12,101)
Амана бильляхи, садак Аллаху-ль-Азым.
(Имам): Субхана Раббикя, Рабби-ль-ыззати амма ясыфун ва салямун аля-ль-Мурсалин ва-ль-хамду ли Ллахи Рабби алямин.
12. Дуа (Имам): Иля шарафи-н-Набиййи (Саллаллаху алейхи ва саллям) ва алихи ва сахбихи, ва иля арвахи ихванихи мина-ль-Анбия ва-ль-Мурсалин ва Худамаи шараиихим ва иля-ль-аиммати-ль-арба, ва иля арвахи Машайхина фи-т-тарикати-н-Накшабандийяти-ль-Алийя, хассатан иля ахли-ль-Кваджаган.
13. (Имам): Фа-алям аннаху: (Повторяйте) Все вместе:
Ля ильляха ильля-л-ла (100 раз). Нет Бога кроме Бога!
(Имам): Хасбуна-л-лаху ва ниамаль вакиль, ва ля хауля ва ля куввата ильля бильляхи-ль-Алиййи-ль-Азым.
14. (Имам): Дуа: Иля шарафи-н-Набий (саллаху алейхи ва саллям) ва алихи ва сахбихи-ль-кирам, ва иля арвахи саири садатина ва-с-Сиддикиюн.
15. Аллах (100 раз)
(Имам): Хасбуна-л-лаху ва ниамаль вакиль, ва ля хауля ва ля куввата ильля бильляхи-ль-Алиййиль Азым.
16. Ху (переводится как «Он»): 33 раза
(Имам): Хасб Хасбуна-л-лаху ва ниамаль вакиль, ва ля хауля ва ля куввата ильля бильляхи-ль-Алиййиль Азым.
17. Хакк («Истина») (33 раза)
(Имам): Хасбуна-л-лаху ва ниамаль вакиль, ва ля хауля ва ля куввата ильля бильляхи-ль-Алиййиль Азым.
18. Хайй (Вечно-Живущий) (33 раза).
(Имам): Хасбуна-л-лаху ва ниамаль вакиль, ва ля хауля ва ля куввата ильля бильляхи-ль-Алиййиль Азым.
19. Алла Ху, Алла Хакк (12 раз) (Окончательная Истина)
20. Алла Ху. Алла Хайй. (12 раз) ( Вечно-Живущий)
21. Алла Хайй, Йа Кайюм (12 раз) (Самодостаточный (Самосуществующий)
(Имам ): Хасбуна-л-лаху ва ниамаль вакиль, ва ля хауля ва ля куввата ильля бильляхи-ль-Алиййиль Азым.
22. (Имам): Йа Ху. Йа Ху. Йа Даим.
Йа Ху. Йа Ху. Йа Даим.
Алла. Йа Ху. Йа Даим.
23. Йа Даим. Йа Даим. Йа Даим. Йа Алла (2 раза) О, Постоянный.
24. Йа Халим. Йа Халим. Йа Халим. Йа Алла (2 раза) О, Сдержанный (Снисходительный).
25. Йа Хафиз. Йа Хафиз. Йа Хафиз. Йа Алла (2 раза) О, Хранитель.
26. Йа Латиф. Йа Латиф. Йа Латиф. Йа Алла (2 раза) О, Тонкий (Утончённый, Проницательный).
27. Йа Гаффар (2) О, Все-Прощающий.
28. Йа Саттар(2) О, Сокрывающий.
29. Йа Фаттах(2) О, Открывающий.
30. Йа Муджиб(2) О, Отвечающий.
31. Йа Муин (2) О, Поддерживающий.
32. Йа Мугис (2) О, Спасающий.
33. Йа Уадуд (2) О, Любящий.
34. Йа Рахман (2) О, Все-Милостивый.
35. Йа Ханнан. Йа Маннан. Йа Ханнан. Йа Маннан. (2 раза) О, Мягкий. О, Благодетель.
36. Йа Дайян. Йа Субхан. Йа Дайян. Йа Субхан (2 раза) О, Судья. О, Восхваляемый.
37. Йа Субхан. Йа Султан. Йа Субхан. Йа Султан. (2 раза) О, Восхваляемый. О, Наивысший.
38. Йа Султан. Йа Султан. Йа Султан. Йа Султан. Йа Алла (2 раза) О, Наивысший.
39. Йа Аман. Йа Аман. Йа Аман. Йа Алла (2) О, Дарующий Безопасность.
40. Йа Алла. Йа Алла. Йа Алла. Йа Алла (2) О, Аллах.
(Имам ): Хасбуна-л-лаху ва ниамаль вакиль, ва ля хауля ва ля куввата ильля бильляхи-ль-Алиййиль Азым.
41. Саляват: Альляхумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин ва саллим (10 раз).
42. Дуа (Имам): Салли йа рабби, ва саллим аля джамии-ль-Анбия и ва-ль-Мурсалин ва алин куллин аджмаин, ва-ль-хамду ли-Льляхи Рабби-ль-алямин.
Аля ашрафи-ль-алямина сайидина Мухаммадин ас-саляват (к сердцу правую руку приложить).
Аля афдалиль алямина сайидина Мухаммадин ас-саляват (к сердцу правую руку приложить).
Аля акмалиль алямина Сайидина Мухаммадин ас-саляват (к сердцу правую руку приложить).
Саляватуллахи тааля ва маляикатихи ва русулихи ва джамии халькихи аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад аляйхи ва аляйхиму-с-салям ва рахматуллахи тааля ва барякятуху.
Ва раыяллаху табарака ва тааля ан садатина асхаби расулильляхи аджмаин ва анит-табиына бихим би-ихсан ва аниль аимматиль муджтахидиналь мадын.
Ва аниль Улямаиль муттакын.
Ва аниль Авлияи-с-Салихын.
Ва ам машаихина фит-тарикатин-Накшабандийятиль-Алийя.
Каддасаллаху тааля арвахахуму-з-заккийя.
Ва наввараллаху тааля адрихатухумуль мубаракя.
Ва аадаллаху тааля аляйна мин баракятихим ва фуюдатихим Даиман аль-хамду лильляхи раббиль-алямин.
43. (Имам): Иля Хадрати-н-Набиййи (Саллаллаху алейхи ва саллям) ва алихи ва сахбихи-ль-кирам, ва иля арвахи саири-ль-Анбияи ва-ль-Мурсалин ва Худамаи шараиихим ва иля арвахи Машаихина фи-т-тарикати-н-Накшабандийяти-ль-Алийя, хассатан иля рухи Имами-т-тарика ва Гаути-ль-халика Шах Бахауддин Накшабанд Мухаммадини-ль-Увайси-ль-Бухари ва иля Мауляна Султани-ль-Авлия Шейх Абдильляхи-ль-Фаизи-д-Дагистани ва устазина Абдиль-Халики-ль-Гудждавани ва иля устазина ва устази устазина ва Сиддикыюн.
44. Дуа. (просите Аллаха о чём пожелаете, и произносите вслух слово: «Фатиха!»)
Хатм Корана
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
Поистине, завершение чтения Корана (хатм) является одним из великих благих деяний, за которое человеку многократно воздастся. Мусульманину желательно время от времени завершать чтение Корана и стараться постоянствовать в этом.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
إِنَّ الَّذِينَ يَتْلُونَ كِتَابَ اللَّهِ وَأَقَامُوا الصَّلَاةَ وَأَنْفَقُوا مِمَّا رَزَقْنَاهُمْ سِرًّا وَعَلَانِيَةً يَرْجُونَ تِجَارَةً لَنْ تَبُورَ
«Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной». (Сура Фатыр, аят 29)
А Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
من قرأ حرفًا من كتاب الله فله به حسنة، والحسنة بعشر أمثالها، لا أقول: ألم حرف، ولكن ألف حرف، ولام حرف، وميم حرف
«Тому, кто прочтёт хотя бы одну букву из Корана, (запишется одно) доброе дело, а за (каждое) доброе дело (воздаётся) десятикратно, и я не говорю, что “Алиф, Лям, Мим” – это одна буква, нет, “Алиф” – буква, “Лям” – буква, и “Мим” – буква». (Ат-Тирмизи)
В чтении Корана заключается множество достоинств, как говорится в различных хадисах: заступничество в мире вечном, повышение в степени, обилие добрых дел, усиление убеждённости (йакин), исцеление больных, успокоение души, избавление от беспокойств в этом мире и многие другие, которых не перечесть.
Со слов Абу Мусы аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
مثل المؤمن الذي يقرأ القرآن مثل الأترجة ريحھا طيب وطعمھا حلو ومثل المؤمن الذي لا يقرأ القرآن كمثل التمرة لا ريح لھا وطعمھا حلو ومثل المنافق الذي يقرأ القرآن كمثل الريحانة ريحھا طيب وطعمھا مر ومثل المنافق الذي لا يقرأ القرآن كمثل الحنظلة ليس لھا ريح وطعمھا مر
«Верующий, который читает Коран, подобен сладкому лимону, обладающему приятным запахом и вкусом, а верующий, который не читает Коран, подобен финику, не обладающему запахом, но сладкому на вкус. Лицемер, который читает Коран, подобен базилику, обладающему приятным запахом, но горькому на вкус, а лицемер, который Коран не читает, подобен колоквинту, не обладающему запахом и горькому на вкус». (аль-Бухари и Муслим)
ЗА КАКОЕ ВРЕМЯ ЖЕЛАТЕЛЬНО ЗАВЕРШИТЬ ЧТЕНИЕ КОРАНА?
Некоторые учёные сказали, что желательно завершать чтение Корана каждую неделю, так поступали многие сподвижники и табиины (да будет доволен ими Аллах), и желательно, чтобы срок завершения чтения Корана не превышал одного месяца.
От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
عن عبد الله بن عمرو أن النبي صلى الله عليه وسلم قال له اقرأ القرآن في شهر قال إني أجد قوة قال اقرأ في عشرين قال إني أجد قوة قال اقرأ في خمس عشرة قال إني أجد قوة قال اقرأ في عشر قال إني أجد قوة قال اقرأ في سبع ولا تزيدن على ذلك
«“Прочитывай Коран полностью за месяц”.
Он (кто?) сказал: “Но я чувствую в себе силу!”.
[Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)] ответил: “Прочитывай его за двадцать дней”.
Он сказал: “Но я чувствую в себе силу!”.
[Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)] ответил: “Прочитывай его за пятнадцать дней”.
Он сказал: “Но я чувствую в себе силу!”.
[Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)] ответил: “Прочитывай его за десять дней”.
Он сказал: “Но я чувствую в себе силу!”.
[Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)] ответил: “Тогда прочитывай его за семь дней, но не меньше!”». (Абу Дауд)
Говоря о различных сроках, за которое следует прочитывать весь Коран, имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) писал:
والاختيار أن ذلك يختلف باختلاف الأشخاص فمن كان يظهر له بدقيق الفكر الطائف ومعارف فليقتصر على قدر ما يحصل له كمال فهم مايقرأه
«По наиболее правильному мнению, объём прочитанного зависит от характера человека. Ему нужно ограничиться таким объёмом прочитанного, которое не утомит его и при котором его разум будет достаточно ясен, чтобы полноценно размышлять о прочитанном». («Ат-Тибьян», с. 80)
Некоторые учёные считали, что нежелательно завершать чтение Корана менее чем за три дня, ссылаясь на хадис от Абдуллаха ибн Амра (да будет доволен им Аллах), который передал слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
لا يفقه من قرأه في أقل من ثلاث
«Не будет содержание Корана понятно тому, кто прочтёт его полностью менее чем за три дня». (Абу Дауд и ат-Тирмизи)
Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (да смилуется над ним Аллах) поясняет:
وإنما ورد النهي عن قراءة القرآن في أقل من ثلاث على المداومة على ذلك فأما في الأوقات المفضلة كشهر رمضان خصوصا الليالي التي يطلب فيها ليلة القدر أو في الأماكن المفضلة كمكة لمن دخلها من غير أهلها فيستحب الإكثار فيها من تلاوة القرآن اغتناما للزمان والمكان وهو قول أحمد وإسحاق وغيرهما من الأئمة وعليه يدل عمل غيرهم كما سبق ذكره.
«Запрет на завершение чтения Корана менее чем за три дня касается случая, когда это происходит постоянно. Что касается периодов времени, в которых заключаются особые достоинства, например, месяца Рамадан, особенно ночей, на которые может выпасть ночь Предопределения (Ляйлят уль-Кадр), либо мест, которые выделены (определённым) достоинством, например, Мекки (для того, кто вошел в неё, не являясь её жителем), то желательно читать Коран в это время и в этом месте как можно чаще. Это мнение Ахмада, Исхака и других имамов, и указанием на это является практика других (имамов), как мы ранее писали». («Латаиф уль-Маариф», 1/171)
ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗНЕСЕНИЯ СЛОВ ТАКБИРА В КОНЦЕ РЯДА СУР
Начиная с суры Ад-Духа (93) и до суры Ан-Нас (114) в конце каждой из этих сур желательно читать слова такбира. Конец суры при этом не соединяют с такбиром, и следует разделить их паузой.
Словами такбира является выражение «Аллаху Акбар», некоторые учёные добавили слова тахлиля (Ля иляха илля Ллах) и тахмида (Ва лиЛлахи ль-Хамд).
К примеру, окончив чтение суры Ад-Духа, читаем такбир, таким образом:
لا اله إلا الله، و الله أكبر، و لله الحمد
«Ля иляха илля Ллах, ваЛлаху Акбар, ва лиЛлах иль-Хамд».
А затем сразу начинаем чтение следующей суры со слов:
بسم الله الرحمن الرحيم
«БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим».
И так до конца суры Ан-Нас.
Это действие является общепринятой практикой, имеющей степенью таватура, переданной от учёных и имамов по кыраату.
Об этом передаются хадисы – как марфу’, так и маукуф[1].
Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал:
إن تركتَ التكبير فقد تركتَ سنة من سنن نبيك صلى عليه و سلم
«Если ты оставил (произнесение) такбира, то тем самым ты оставил одну из сунн твоего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». (имам аль-Джазари, «Ан-Нашр фи ль-кираати ль-‘Ашр», 2/415)
НАИЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ЧТЕНИЯ КОРАНА
Желательно завершить чтение Корана в начале дня или в начале ночи, а читающему в одиночку желательно завершить его во время намаза. И желательно, чтобы это было во время двухракаатного утреннего намаза либо двухракаатного желательного вечернего намаза[2].
Ад-Дарими передал с хорошим иснадом слова Са’да ибн Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах):
إذا وافق ختم القرآن أول الليل صلت عليه الملائكة حتى يصبح، وإذا وافق ختمه آخر الليل صلت عليه الملائكة حتى يمسي
«Если человек завершит чтение Корана в начале ночи, то ангелы будут молиться за него до утра, а если он завершит его в конце ночи – то до вечера следующего дня».
ЖЕЛАТЕЛЬНО ПОСТИТЬСЯ В ДЕНЬ ЗАВЕРШЕНИЯ ЧТЕНИЯ КОРАНА
В день завершения чтения Корана желательно поститься, это практиковали сподвижники и табиины, если только пост не совпадал с днём, в который шариат запрещает поститься[3].
ЖЕЛАТЕЛЬНО ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ КОРАНА ЗАНОВО ПРИСТУПИТЬ К ЧТЕНИЮ
Желательно сразу после полного завершения чтения Корана заново приступить к чтению, так поступали праведные предшественники.
В качестве довода они руководствовались хадисом Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах), в котором говорится:
قَالَ رَجُلٌ: يَا رَسُولَ اللهِ أَيُّ العَمَلِ أَحَبُّ إِلَى اللهِ؟ قَالَ: الحَالُّ الْمُرْتَحِلُ. قَالَ: وَمَا الحَالُّ الْمُرْتَحِلُ؟ قَالَ: الَّذِي يَضْرِبُ مِنْ أَوَّلِ القُرْآنِ إِلَى آخِرِهِ كُلَّمَا حَلَّ ارْتَحَلَ.
«[Однажды] некий мужчина спросил: “О Посланник Аллаха! Какое деяние Аллах любит больше всего?”.
[Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)] ответил: “Остановку путника и отправление его в путь заново”.
[Тот снова] спросил: “А что значит “остановка путника и отправление его в путь заново”?”.
[Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)] сказал: “[Это] чтение Корана от начала до конца, и каждый раз, когда человек останавливается, [завершив его], он отправляется дальше, [начав читать его с начала]”».
(Хадис привёл ат-Тирмизи и сказал, что его иснад не сильный)
НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРИСУТСТВОВАТЬ ТАМ, ГДЕ ЗАВЕРШАЕТСЯ ПОЛНОЕ ЧТЕНИЕ КОРАНА
Ад-Дарими и Ибн Абу Дауд передали от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) следующее:
أنه كان يجعل رجلا يراقب رجلا يقرأ القرآن، فإذا أراد أن يختم أعلم ابن عباس فيشهد ذلك
«Он (Ибн Аббас) назначал человека наблюдать за тем, кто читает Коран. Когда читающий собирался завершить полное чтение Корана, наблюдающий сообщал об этом Ибн Аббасу, и он приходил на это собрание».
ДУА ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ЧТЕНИЯ КОРАНА
Настоятельно рекомендуется после завершения Корана прочитать дуа[4].
Ад-Дарими передал со своей цепочкой передатчиков от Хумайда аль-А’раджа следующий хадис:
من قرأ القرآن ثم دعا أمن على دعائه أربعة آلاف ملك
«Если кто-либо прочитает Коран, а затем дуа, то четыре тысячи ангелов скажут “амин” вслед за его дуа».
Следует читать общие дуа, например:
اَللَّهُمَّ أَصْلِحْ قُلُوْبَنَا وَأَزِلْ عُيُوْبَنَا وَتَوَّلَنَا بِالْحُسْنَى وَزَيِنَّا بِالتَّقْوَى وَاجْمَعْ لَنَا خَيْرَ الآخِرَةِ وَالْأُوْلَى وَارْزُقْنَا طَاعَتَكَ مَا أَبْقَيْتَنَا
«О Аллах, исправь наши сердца, устрани наши недостатки, даруй нам добро, укрась нас богобоязненностью, объедини для нас благо этого и того света и надели нас подчинением Тебе, пока мы живы».
اللّهُمَّ إِنِّي نَسْأَلُكَ الْهُدَى وَالتُّقَى، وَالْعَفَافَ وَالْغِنَى
«О Аллах, мы просим у Тебя наставления, богобоязненности, целомудрия и богатства».
В книге «Ат-Тибьян» имама ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) приводится ещё несколько примеров дуа, желающий может ознакомиться с ними.
[1] Марфу’ – хадис, который является речью Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Маукуф – хадис, который является речью одного из сподвижников (да будет доволен ими Аллах).