харе кришна что значит фраза
Маха мантра
Харе Рама Харе Рама,
Рама Рама Харе Харе,
Харе Кришна Харе Кришна,
Кришна Кришна Харе Харе.
हरे कृष्ण हरे कृष्ण
कृष्ण कृष्ण हरे हरे
हरे राम हरे राम
राम राम हरे हरे
Hare Kṛṣṇa Hare Kṛṣṇa
Kṛṣṇa Kṛṣṇa Hare Hare
Hare Rāma Hare Rāma
Rāma Rāma Hare Hare
Речь пойдёт о Маха мантре, которая также широко известна как мантра «Харе Кришна». Её особо почитают последователи, пожалуй, самого распространённого в мире религиозного течения в традиции бхакти-йоги («преданного служения») — вайшнавского движения людей, преданных силе, воплотившейся на Земле в образе Кришны.
По одной из версий, самое раннее упоминание о Маха мантре содержится в «Калисантарана-упанишаде», примыкающей к «Яджурведе». В соответствии с идеологией данного религиозного течения, повторение мантры Хари Кришна является практикой произнесения имён Бога, что считается фундаментальной основой для духовного развития человека в этой традиции.
Последователи движения верят, что чтение и пропевание этих шестнадцати имён Кришны способны разрушить всё неблагоприятное воздействие века Кали (Кали юга — «железный век», «век раздора»).
Интересно, что если шире рассмотреть вопрос воздействия произнесения мантр, то существует следующее объяснение природы их влияния на сознание и жизнь человека. Например, в той же Библии можно прочесть следующее: «Вначале было слово», т. е. слово — это звук, и все сущее происходит из звука. Из физики нам известно, что звук — это вибрация. Вся наша Вселенная, включая нас самих, по последним научным данным, полученным в ходе изучения природы материи, на самом тонком структурном уровне имеет природу вибрации. Цвет, слова, мысли и т. д. — всё это виды вибраций. А это означает, что, воздействуя на уровне вибраций, можно изменять и материальный мир.
Маха мантра. Исторические акценты
Давайте теперь обратимся к дошедшей до нас мудрости прошлого. В классической философии Санкхьи, основанной на Ведах и заложившей фундаментальные основы современной Йоги, изложена следующая теория происхождения материи. В основе всех 5 элементов, из которых состоит наш материальный мир, лежит звуковая вибрация, которая является самой тонкой, пограничной с нематериальным и непроявленным миром, переходная часть материи. Переходя в более грубые виды вибраций, звук порождает эфир (пространство) — самый тонкий первоэлемент, который, в свою очередь, аналогично формирует воздух. Из воздуха происходит огонь, из огня — вода, которая тем же образом формирует уже землю. Таким образом из тонких материальных структур происходят более плотные, которые и формируют всё то, что мы с вами можем ощущать с помощью наших органов чувств. Получается, что все материальные проявления нашего мира в основе своей являются звуковыми волнами. Поэтому воздействие с помощью мощных вибраций на каузальную природу всего, что нас окружает, позволяет наиболее эффективным образом её изменять.
Другими словами, то, что мы способны увидеть, услышать или ощутить, согласно философии Йоги и Санкхьи, — это ещё не все. За видимой грубой материей стоит тонкая энергия, гораздо более тонкая, но всё же материя. И именно с ней мы можем взаимодействовать через звук, так как он настраивает наше сознание на восприятие тонкой природы вещей. Мантра — это звук, и соответственно, тоже вибрация, наделённая мощной силой стоящей за ней энергии, к которой в итоге обращается практик посредством её использования (рецитации), — вибрация, способная оказывать серьёзное воздействие на сознание человека как на тонкоматериальную структуру, часто изменяя его мировоззрение и судьбу.
Значение Маха мантры
Итак, с помощью Маха мантры преданные обращаются к образу Господа Кришны посредством перечисления имён Бога: Харе, Кришна и Рама. Рассмотрим подробнее, что же за энергию олицетворяют эти имена.
Кришна — наиболее известный и почитаемый в вайшнавской традиции образ. Какова цель воплощения была у этой великой личности? Обратимся к писаниям, дошедшим до наших дней, а именно к древнему индийскому эпосу «Махабхарата», в частности, к наиболее известной его части, именуемой «Бхагавад-гита». В ней Кришна предстает перед нами как воплощение («аватар») бога Вишну, входящего в Тримурти наряду с Брахмой и Шивой. Считается, что Брахма отвечает за зарождение жизни, Вишну — за её поддержание, а Шива берёт на себя разрушительный аспект Триады.
Содержание «Бхагавад-гиты» посвящено диалогу Господа Кришны с его соратником и другом Арджуной на поле битвы. Эта беседа двух великих личностей имеет огромную философскую ценность и по сей день, т. к. поднимает вечные вопросы Бытия, существования Духа, материальной и тонкой природы окружающего мира, нравственности, веры, предназначения, долга и Дхармы. По сути, в «Бхагавад-гите» изложены идеологические аспекты самопознания и развития человека в соответствии с законами Вселенной. И в этом образе Господь Кришна выступает отнюдь не как человек — он говорит от имени той всепронизывающей энергии, что стоит вне материального мира, является причиной и следствием, началом и концом всего сущего, она является абсолютным знанием и безвременной мудростью, которая позволяет видеть истинную суть всех вещей. В качестве аватара Кришна являет собой материальное воплощение этой Высшей энергии, наделённое специфическими характеристиками и свойствами, помогающими наилучшим образом реализовать ту миссию, что явилась целью его рождения.
Если рассматривать с этой точки зрения, то диалог с Арджуной по своей сути — это передача Абсолютной Истины, облачённой в форму слов Кришны, олицетворяющего здесь Высшее Сознание, человеку, находящемуся в поиске своего предназначения. Это помощь нам, безвременным Душам, рождённым в теле человека в процессе познания своей истинной природы. Поэтому произведение и по сей день находит отклик у практикующих в разных традициях.
«Рама» — ещё одно имя Бога, которым был наречён ещё один почитаемый герой другого древнего эпоса — «Рамаяна». Он также считается аватаром Вишну, но воплотившимся на Земле за многие тысячелетия до событий, описанных в «Махабхарате». Рама традиционно почитается в качестве великого воина, освободившего мир от демонического захватчика Раваны, который, согласно преданию, был настолько силён и искусен в бою, обладая многими сверхчеловеческими способностями, что даже боги Триады не могли обуздать его. Но, обладая безграничной мудростью, боги придумали и успешно воплотили в жизнь план по освобождению Земли от захватчика, главную роль в котором сыграли царевич Рама (как воплощение Вишну) и его возлюбленная Сита (аватар богини Лакшми). Не единожды воспользовавшись слабостями подверженного влиянию страстей Раваны, Рама с помощью Триады сумел одолеть демона и выполнить своё предназначение.
«Хара», или «Радха», олицетворяет проявление женского энергетического аспекта Маха мантры. Это одна из женских форм Бога в индуизме. В традиции вайшнавов почитается как вечная возлюбленная Кришны, воплотившаяся вместе с ним на Земле более 5000 лет назад. Необходимо понимать, что почитается не конкретный женский персонаж, описанный в текстах, а то качество энергии, которой он наделён. В индуизме считается, что Радха — это воплощение богини Лакшми, и ей присуща энергия плодородия, изобилия, созидания. Тонкая же суть этой энергии проявляется в безусловной преданности и состоянии спонтанной любви к Высшему сознанию, в отношении индивидуальной Души и Абсолюта, имеющем потенциал единства.
Говоря об истории самого течения преданных Кришне, стоит отметить, что основоположником вайшнавской традиции в индуизме считается Чайтанья Махапрабху (1486–1534 гг.), где, по некоторым источникам, он рассматривается как особое воплощение Кришны в умонастроении Радхи, его возлюбленной, символизирующей женский аспект Божественной энергии. В других традициях индуизма Чайтанья почитается как святой вайшнавский монах и религиозный реформатор в Бенгалии XVI века. Опираясь на философию, изложенную в «Бхават-гите», он практиковал и проповедовал традицию бхакти-йоги, а также установил первостепенную важность поклонения Кришне, а многократное повторение имён Бога — Маха мантру Чайтанья объявил важнее любых теологических упражнений. Именно этот религиозный деятель ввёл такой вид обращения к Богу, как санкиртан(а) и сделал этот ритуал основой духовной практики для преданных. Переполняемый глубокими религиозными чувствами, он вдохновлял своих последователей выходить на улицы городов и деревень, танцуя и воспевая гимны и мантры во славу Кришне.
Маха мантра в наше время
В наше время широкую известность Маха мантра Хари Кришна приобрела благодаря активной просветительской деятельности Свами Шрилы Прабхупады (1896–1977 гг.). По словам основателя вайшнавского движения, повторение маха мантры — это метод возрождения сознания Кришны в каждом. Он поясняет, что все люди — живые духовные души, изначально обладающие сознанием Кришны. Однако, всё время находясь в материальном мире, из-за влияния его гун сознание загрязняется — и большинство людей постоянно пребывает в майе — иллюзии. Она заключается в том, что мы пытаемся господствовать над материальной природой, хотя сами зажаты в тиски её суровых законов. Мы прилагаем огромные усилия, стремясь покорить материю, но попадаем в ещё большую зависимость от неё. Однако, по его мнению, стоит человеку возродить в себе сознание Кришны, как эта иллюзорная борьба с материальной природой мгновенно прекратится, а значит, и страдания людей прекратятся.
Существует ещё одна точка зрения на свойства Маха мантры и возможности для её применения, высказанная известным писателем, историком и философом Алексеем Васильевичем Трехлебовым. Исходя из знаний, проверенных на собственном практическом опыте, он делает вывод о том, что Маха мантра состоит из трёх энергетических проявлений, соответствующих трём именам Бога: «Кришна» — как отрицательная энергия, «Рама» — как положительная энергия и «Хара» — как равновесие между ними. С помощью произношения имён Бога осуществляется налаживание контакта с этой мощной сущностью. По его словам, повторение мантры Харе Кришна помогает уравновесить работу левого и правого полушарий головного мозга, что соответствует равновесию образного и логического типов мышления, лунной и солнечной энергии, женского (инь) и мужского (ян) начал в сознании человека. Алексей Васильевич поясняет, что если начитывать Маха мантру по всем правилам, то отстающее полушарие будет подтягиваться к доминирующему. Благодаря этому начинается синхронная работа обоих полушарий, а человек вследствие такой работы начинает воспринимать мир по-новому — видя происходящее вокруг более целостно и объективно.
В любом случае, прибегая к рецитации той или иной мантры, начинающему практику полезно изучить разностороннюю информацию о той традиции, в которой данная мантра используется, историю её происхождения, событий и личностей, связанных с ней, а самое главное, иметь представление о качестве той энергии, которая войдёт в вашу жизнь посредством практики выбранной мантры.
Будьте объективны, изучайте информацию и занимайтесь саморазвитием, а выбор адекватных и эффективных инструментов уже за вами. Ом!
Здесь объясняется смысл слов маха-мантры и вкратце рассказывается об эффекте ее повторения
Харе Кришна
Харе Кришна
Кришна Кришна
Харе Харе
Харе Рама
Харе Рама
Рама Рама
Харе Харе
КОММЕНТАРИЙ Его Божественной Милости А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады, ачарьи-основателя Международного общества сознания Кришны:
«Повторение трансцендентных звуков мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе – это возвышенный метод возрождения нашего сознания Кришны. Все мы, живые духовные души, изначально обладаем сознанием Кришны. Однако с незапамятных времен мы находимся в контакте с материей, поэтому из-за влияния материальной природы наше сознание загрязнено. Материальный мир, в котором мы сейчас живем, называют майей, иллюзией. Майя означает «то, чего нет». В чем же заключается эта иллюзия? Эта иллюзия заключается в том, что мы пытаемся господствовать над материальной природой, хотя сами зажаты в тиски ее суровых законов. Когда слуга пытается подражать всемогущему хозяину, говорят, что он находится в иллюзии. Эти порожденные загрязненным сознанием представления о жизни заставляют нас пытаться эксплуатировать ресурсы материальной природы, но на самом деле мы только больше и больше запутываемся в ее сетях. Мы прилагаем огромные усилия, стремясь покорить природу, но попадаем в еще большую зависимость от нее. Однако стоит нам возродить в себе сознание Кришны, как эта иллюзорная борьба с материальной природой мгновенно прекратится.
Сознание Кришны не является чем-то, искусственно навязанным уму; это сознание – изначальная энергия живого существа. Когда мы слышим трансцендентные звуки мантры Харе Кришна, это сознание возрождается в нас. Именно такой метод самоосознания рекомендуют для нынешней эпохи авторитеты. Более того, каждый может убедиться на собственном опыте: пение этой маха-мантры, или «Великой Песни Освобождения», приводит к тому, что человек сразу же начинает испытывать трансцендентный экстаз, который нисходит с духовного уровня. Когда же человек поднимается над уровнем чувств, ума и интеллекта и обретает духовное видение, он достигает трансцендентного уровня. Звуки мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе духовны по своей природе, и потому звуковая вибрация, возникающая при повторении мантры, трансцендентна ко всем низшим уровням сознания – ума, интеллекта и чувств. Поэтому нет необходимости понимать смысл маха-мантры, предаваться умозрительным рассуждениям или прилагать какие-либо интеллектуальные усилия. Она нисходит непосредственно с духовного уровня, и потому любой человек без всякой предварительной подготовки может начать повторять эту мантру и ощутить экстаз, который она приносит.
Даже ребенок может участвовать в пении мантры, и даже собака может принять участие в нем. Разумеется, тому, кто слишком запутался в сетях материальной жизни, понадобится немного больше времени, чтобы достичь этого уровня, но даже поглощенный материальной деятельностью человек очень быстро может подняться на духовный уровень. Самое сильное воздействие на слушателей мантра оказывает тогда, когда она сходит с уст чистого преданного Господа, поэтому, чтобы мгновенно ощутить эффект мантры, нужно слушать, как ее поет чистый преданный Господа. Насколько это возможно, необходимо избегать слушать мантру, когда ее поет и повторяет непреданный. Молоко, которого коснулась своим языком змея, становится ядовитым.
Хара – это форма обращения к энергии Господа, а Кришна и Рама – формы обращения к Самому Господу. Слова Кришна и Рама означают «высочайшее наслаждение», а Хара – это верховная энергия наслаждения Господа (в звательном падеже Хара изменяется на Харе), которая помогает нам достичь Господа.
Материальная энергия, называемая майей, также одна из многочисленных энергий Господа. И мы, живые существа, тоже представляем собой энергию Господа, которая называется пограничной. Пограничная энергия, то есть живые существа, выше материальной энергии. Когда высшая энергия соприкасается с низшей, возникает неестественная ситуация, но когда высшая пограничная энергия вступает в соприкосновение с высшей энергией, Харой, живое существо возвращается в свое естественное счастливое состояние.
Эти три слова – Харе, Кришна и Рама – трансцендентные семена маха-мантры, которая является духовным зовом обусловленной души, молящей Господа и Его внутреннюю энергию Хару о защите. Повторение маха-мантры подобно непритворному плачу ребенка, зовущего мать. Мать Хара помогает преданному снискать милость верховного отца – Хари, или Кришны, и Господь открывает Себя преданному искренне повторяющему эту мантру.
Научная основа и квалификация для повторения святого имени Бога
Научная основа и квалификация для повторения святого имени Бога.
Ученые-вайшнавы разделяют процесс повторения святого имени Бога на три стадии: 1) нама-апарадха; 2) нама—абхаса; 3) шуддха—нама. Нама—апарадха – это стадия, на которой духовная абсолютная природа имени Бога не проявляется. На стадии нама—абхасы человек сознательно стремится раскрыть весь духовный потенциал святого имени; говоря поэтическим языком, «появляется первый луч святого имени Бога». На высшей стадии святое имя полностью раскрывает Себя, позволяя постичь остальные аспекты Бога – Его форму, Его качества, Его атмосферу и Его вечные игры.
Первым объектом реальности, существующим независимо от влияния времени, является Сам Всевышний. Его называют ишварой, «повелителем». Подлинный смысл этого определения в том, что ишвара полностью независим от всего остального, будь то объективная или субъективная реальность. Современная физика указывает на реальность объективного мира (существующего в поле зрения наблюдателя), однако в ней нет понятия независимости. Каждый объект в материальном мире зависит от какого-то другого в отношении своего передвижения. поступления или потребления энергии и т.д. Даже разложив все объекты этого мира на элементарные частицы, мы увидим, что они не являются независимыми, но подчиняются неким законам. В Ведах говорится, что материя, называемая на санскрите пракрити, не может действовать независимо и самостоятельно. Причиной проявления материи является энергия ичха-шакти, или «энергия воли Господа». В результате действия Его воли материальное мироздание какое-то время поддерживается, а затем, по Его же воле, разрушается. Пракрити – это всего лишь инструмент, с помощью которого сущность проявляет себя. Иными словами, душа пользуется возможностями, предоставляемыми ей материей, которая, в свою очередь, претерпевает изменения по воле Господа. Иными словами, свобода души в материальном мире весьма ограничена, поскольку, не смотря на видимость, не она управляет материей, а Господь. Душа же просто выбирает, в каких условиях она окажется. При этом душа вечно остается духовной частицей Господа, бессмертной, исполненной знания и блаженства. Достигнув человеческой формы жизни, душа способна полностью восстановить свой изначальный статус бессмертия в полном знании и блаженстве. Для этого ей необходимо узнать (или вспомнить) условия, требуемые для такого восстановления.
Ведические писания гласят, что душа и Всевышний Господь вечно связаны узами блаженной, духовной любви. Эти узы не рвутся даже тогда, когда душа пребывает в царстве материи. Вайшнавы, говоря об этих узах, используют слово «забывчивость». Иллюзорные отношения, в которые вступает душа в материальном мире, заставляют ее забыть о своих вечных отношениях с Господом. Суть этих отношений обозначается словом дхарма, или «вечно присущее объекту свойство». Вечным свойством души является служение. Вечным свойством Бога является Его способность принимать служение. Чтобы такой любовный взаимообмен достигал совершенства, и у души, и у Бога есть вечные имена, качества, облик, место пребывания и действия. Формы и имена души иногда затмевает материальная энергия, тогда как форма и имя Бога всегда проявляют свое могущество. Поэтому говорят, что форма и имя Бога неотличны от Него самого, даже когда Он нисходит в материальный мир.
Пребывание души в мире материи называется кармой. С философской точки зрения у кармы нет начала, но есть конец. Также как у понятия «несуществование» нет начала, но есть конец. Избавление от кармы возможно лишь в том случае, когда душа вновь обретает свои вечные атрибуты (имя, форму, вид служения, которым она занимается вечно и т.д.). Существуют два фактора, влияющих на такое избавление: 1) наше собственное желание; 2) милость Господа и Его преданных. Если в жизни души присутствуют два этих момента, избавление от кармы не заставляет себя ждать. Несмотря на равенство этих факторов, второй из них – милость Господа и Его преданных – считается ведущим, поскольку без милости Господа и, особенно, Его преданных у души не может возникнуть желания выбраться из материального окружения. Милость – это определенная энергия, выраженная через предметы, которых непосредственно коснулся Господь. Это может быть цветок или сладость, предложенные Божеству, это может быть изображение Господа или слова из священных писаний. И особенно это относится к имени Бога, услышанному или прочитанному в книге. Поскольку имя Бога неотлично от Него Самого. Постепенно, жизнь за жизнью, душа, соприкасаясь с духовной энергией Господа в виде вышеперечисленных предметов, развивает в себе желание вернуться в свое вечное, изначальное положение – служение Богу с любовью и преданностью. Такое желание суть вера. И такая вера – необходимая квалификация для начала повторения святого имени Бога.
Мантры и имена Бога
Все Веды содержат в себе мантры. По сути дела, в Ведах нет ничего, помимо мантр, поскольку целью Вед является освобождение живых существ от иллюзии (см. также Сущность Вед).
Ниже приводятся несколько самых известных ведических мантр.
ом намо бхагавате васудевайа
«Я приношу свои смиренные поклоны Высшему Целому, Верховной Личности Бога, кого называют сыном Васудевы» («Шримад-Бхагаватам, первая песнь).
«Я медитирую на Высшую Истину, вечную и неизменную» («Бхагавад-гита», семнадцатая глава).
ом тад вишнох парамам падам
сада пашйанти сурайах
дивива чакшур ататам
вишнор йат парамам падам
«Лотосные стопы Господа Вишну – высшая цель всех полубогов. Лотосные стопы Господа Вишну излучают свет, подобный сиянию солнца в небесах». («Риг Веда» 1.22.20)
шйамач чхавалам прападйе
шавалач чхйамам прападйе
«Чтобы снискать милость Высшего Источника (Шри Кришны), я предаюсь олицетворению Его энергии (Радхе), а чтобы снискать милость Его энергии, я предаюсь Ему Самому» («Чхандогья-упанишад» 8.13.1)
ишварах парамах кришнах
сач-чид-ананда-виграхах
анадир адир говиндах
сарва-карана-каранам
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
«О Всепривлекающий Господь! О Всерадующий Господь! О Высшая Энергия Господа! Позвольте мне смиренно служить Вам». («Кали-сантарана-упанишад»).
Как видно, во многих ведических мантрах встречаются разнообразные имена: Вишну, Кришна, Говинда, Рама, Васудева, Шьяма и т.д. В этих именах заключен особый смысл. Все они суть чистая, или трансцендентная вибрация, в полноте представляющая Абсолютную Истину, Верховную Личность Бога, Шри Кришну (см. также Дух и Материя, Шри Кришна как источник всех энергий).
Харе Кришна или «махамантра» — сила пробуждения вселенской любви
Харе Кришна или «махамантра» — индуистская мантра, в переводе с санскрита, обозначающая «энергия Всевышнего». Человек ее практикующий переводит свой разум с материалистической основы на трансцендентную, освобождает себя от влияния кармы. Повторение мантры помогает достигнуть высшего жизненного совершенства, то есть преданности и любви к Кришне.
Харе Кришна — перевод
Основатель Международного общества сознания Кришны Бхактиведанта Свами Прабхупада поясняет — «Кришна» — это направленность к энергии служения Богу, в роли персонифицированного вида которой выступает женская ипостась Бога — Радха.
Слово «Хари» комментатор священных писаний описывает, как одно из имени Радхи. «Кришна» и «Рама» являются божественными именами и в переводе обозначают «Всепривлекающий» и «Всерадующий». Следовательно, сам текст Харе Кришны рассказывает о духовной энергии Бога и содержит слова прошения читающего с просьбой посвятить свою жизнь служению Всевышнего.
Значение буддийского текста
Согласно индуистским предписаниям повторение имени Бога способствует вступлению человека в контакт с ним всей полнотой своей души. Нет разграничений между Богом и им самим.
Таким образом, в имени Кришна есть сам Кришна и все атрибуты, которые имеют к нему непосредственное отношение. Так, в слове «Рама» (одно из имен Кришны, обозначающее «услаждающий Радху») содержаться все аватары, а «Хара» включает в себя все шакти.
Повторение мантры человек осуществляет про себя или шепотом. Также допускается громкое воспевание слов под аккомпанемент музыкальных инструментов (киртана), хлопки. Бхактиведанта Свами Прабхупада данную практику поясняет, как простейший метод медитации.
Повторяя песню освобождения, практикующий начинает испытывать трансцендентный экстаз, истоки которого идут от духовного уровня.
Звуковая вибрация покидает низшие ступени сознания (чувственного, умственного, интеллектуального).
Осуществляется эмоциональное воздействие на сознание. Поучаствовать в пении может каждый желающий. Нет необходимости обладать для этой цели особыми способностями.
Перед началом обращения к Богу рекомендуется повторить Панча-таттва мантру. Такой шаг необходимо сделать для того чтобы минимизировать возможные оскорбления, которые могут иметь место при работе с мантрой «Харе Кришна».
Если следовать шри-вайшнавизме, то махамантра должна повторяться перед произнесением священных писаний различного вида. По данной традиции зачитывание осуществляется с Харе Рама.
Особенности порядка слов
Мантра любви включает в себя 16 слов. Все они обозначают имена Бога — Харе, Кришна и Рама (на санскрите). Выделяют два варианта последовательности слов. Философские школы имеют разное мнение по поводу порядка.
Одни уверены, что расположение слов не оказывает влияние на процесс, другие полагают — происходит нарушение, чтение теряет силу. Вторая точка зрения является более популярной. Если обратиться к американскому индологу Гай Беку, то мы узнаем, что в «теологии звука» существует две школы — спхота и миманса.
Становится понятно, что каждое направление имеет свою точку зрения по этому поводу. Доктрина спхота говорит, что порядок слов не имеет значения, а школа миманса утверждает о наличии нарушений последовательности, потери духовной силы.
Историческая справка
О том, когда впервые появилось упоминание Харе Кришны, нет точных сведений. Первые данные содержаться в «Калисантарана-упанишаде». Это текст выступает в роли ведущего письменного источника. Упанишада содержит в себе информацию о получении Нарадой наставлений от Брахмы о том, что самой высшей духовной практикой выступает индийская Харе Кришна.
Именно она помогает получить свободу от негативного воздействия Кали-юги и покинуть круговорот рождения и смертей. Отдельные источники информируют о наличии двух ранних изданий «Калисантарана-упанишады» (бомбейская и навадвипская).
Также есть сведения о замене Чайтаньей порядка слов — с «Харе Рама» на «Харе Кришна». Это было сделано для того, чтобы все люди, независимо от социального положения, могли пользоваться благо. Напомним, что классический вариант текста было разрешено повторять только брахманам.
Рекомендации об использовании практики можно проследить в Пуранах, Панчаратре, а также в различных в вайшнавских источниках. Возраст данных былин составляет несколько тысяч лет. Хари является 650 именем Вишны. Одно имя Кришны одновременно приравнивается к трем именам Рамы.
Произнесение Рамы равно повторению «Вишну-сахасранамы». Таким образом, мы получаем, что одно имя Кришны — это 3000 имен Вишну или Хари. Любой человек, который произносит священный текст, даже с некоторыми неточностями, становится на путь высшего совершенства жизни. В «Агни-пуране» об этом рассказывается с уверенностью.
В Нью-Йорке сегодня есть дерево, посвященное энергии Всевышнего. Под ним в 1966 году Бхактиведанта Свами Прабхупада выполнил первое воспевание шестнадцати слов в присутствии большого количества людей. С этого момента Хари Кришну слушать стали не только в пределах Индии.
Известность мантра приобрела в Индии еще в 16 веке. Ее прославил святой Чайтанья. Проповедник путешествовал по всей территории Индийского субконтинента, выполняя свою миссию. Священнослужитель предсказал, что вскоре данные слова будут воспеваться в каждом городе и поселении.
Позднее проповедование учения старым монахом Бхактиведанта Свами Прабхупада началось в 1960 году. О нем узнали за пределами Индии. Ему удалось объехать мир вокруг не менее 14 раз, обустроить сотни храмов. Благодаря стараниям основателя, мантра радости прославилась по всей планете.
Правила пения
Многократное прочтение буддийского текста способствует очищению разума и достижению просветления. По содержанию информация в тексте — это крик или зов души, который ищет спасения. Прослушивание слов помогает очиститься от негативной составляющей души.
Сам человек исцеляется от отрицательной похоти — вредных привычек, сердечных заболеваний. Считается, что буддийское служение имеет омолаживающий эффект и способствует исполнению желаний. Главное, во время пения искренне думать о своей мечте.
Длительность практики составляет 120 минут. Один круг выполняется за 6-12 минут. Если произносит текст новичок, то процесс чтения должен проходит по одному-двум кругам. Более опытные люди осуществляют пение про себя. Медитация может проводится в двух вариациях.
Первый способ (джапа-медитация) предполагает медиативное пение в одиночестве с использованием четок из 108 бусин. Количество бусин приравнивается к числу повторений. В одном круге 108 повторений.
Во втором варианте (киртан) практикующий человек поет, осуществляя повторение слов за учителем (киртаном) или за аудио-носителем. Также могут быть использованы музыкальные инструменты, хлопки в ладоши. Рекомендуется комбинировать оба типа. Основными важными правилами являются:
Покровители учения собираются в специально отведенных местах — ашрамах. Допускается комбинировать чтение в рамках регулярной утренней практики даже при отсутствии следования другим аспектам индуизма. Повторение буддийского текста способствует очищению сознания от неблагоприятных мыслей, повышению тонуса организма и настройки на позитивный лад.
В процессе пения или прослушивания человек получает эстетическое удовольствие. Весь секрет заключается в особенных звуковых вибрациях душевной привязанности и любви — бхакти, которые приводят к развитию эффекта Божественного резонанса.
Происходит настройка практикующего и Творца на одну волну посредством обращения к энергии Всевышнего.
Человек получает покровительство свыше и милость Создателя, а душа наполняется великой радостью и умиротворением.
Харе Кришна — мантра, помогающая реализовывать намерения, которые спрятаны в глубине сознания. С ее помощью человек избавляет себя от деструктивных действий и тяжелых наслоений кармы. Очищение обеспечивает духовный рост человека. Если удастся укоренить мантру в душевном сознании, то жизнь наполнится светом вселенской любви.
Наш мир состоит из различных форм энергии. От земли отходит много вибраций, которые человек не в силах игнорировать. Чтобы уравновесить духовное и физическое начало, важно не забывать обращаться, как к женской, так и к мужской ипостаси. Гармония — это единство «Мужского» и «Женского». Для гармоничной личности помимо мужских качеств — смелости, силы, уверенности, требуются терпение, умение чувствовать прекрасное, обаяние, забота.