характер что это такое своими словами
Значение слова «характер»
2. Твердая, сильная воля, стойкость, упорство в достижении чего-л. Мать его была дворянка, из институток, очень доброе и очень восторженное существо, но без характера однако. Тургенев, Дым. — Я хочу показать им, что и у меня есть характер, — и покажу! Достоевский, Село Степанчиково.
3. чего или какой. Совокупность определяющих свойств, отличительная особенность, черта. Характер городских построек. Определить характер заболевания. Эволюционный характер развития. □ Характер местности быстро изменялся, и дорога начала забирать в гору. Мамин-Сибиряк, Горное гнездо. Характер музыки каждого народа также неповторимо своеобразен как и его говор. Кабалевский, Про трех китов и про многое другое. || Направленность, устремленность, течение, ход. Характер научной деятельности. Бои носили затяжной характер. □ Особенность художника сказывается в характере его мыслей, настроений, переживаний, в его слоге, в самом тембре и ритме речи. Вересаев, Что нужно для того, чтобы быть писателем? А далее события приняли очень серьезный характер. Булгаков, Жизнь господина де Мольера. || с определением. Та или иная обусловленность, зависимость, отнесенность. Сезонный характер работ. Случайный характер заработков. По мотивам личного характера. □ Однако трудностями финансового характера [в кинематографии] дело не исчерпывается. Луначарский, Продукция советской кинематографии… — Я все понял, — сказал художник. — Могу я узнать, носит ли ваше предложение обязательный характер? Крон, Дом и корабль.
4. Лит., иск. Образ, содержащий типичные, обобщенные черты какой-л. группы людей; тип. Комедия характеров. □ Сюжет «Мертвых душ» немногосложен и превосходно развит. Жизнь и характеры изображены с поразительной живостью. Чернышевский, Очерки гоголевского периода русской литературы.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Что такое Характер
Значение слова Характер по Ефремовой:
Характер — 1. Совокупность психических особенностей, которые определяют личность человека и проявляются в его поведении.
2. Твердая воля, упорство в достижении цели.
3. Свойство, качество, своеобразие, индивидуальный облик чего-л.
4. перен. Художественный образ, обобщающий типичные черты какой-л. группы людей. тип (в литературе, сценическом искусстве). // Главные черты произведения (в скульптуре, живописи).
1. Человек как обладатель совокупности определенных психических свойств.
2. Человек с ярко выраженной индивидуальностью.
Значение слова Характер по Ожегову:
Характер — Отличительное свойство, особенность, качество чего-нибудь
Характер Совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении
Характер в Энциклопедическом словаре:
Характер — художественный — образ человека в литературном произведении,очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, черезкоторый раскрывается как исторически обусловленный тип поведения, так иприсущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческогосуществования. Принципы и приемы воссоздания характера различаются взависимости от трагических, сатирических и других способов изображенияжизни, от литературного рода произведения и жанра. они в большой мереопределяют лицо литературного направления.
(от греч. charakter — отличительная черта — признак). 1)своеобразная особенность человека, вещи, явления (напр., характерместности)…2) В психологии — индивидуальный склад личности человека,проявляющийся в особенностях поведения и отношения (установок) кокружающей действительности.
Значение слова Характер по словарю медицинских терминов:
характер (греч. charakter отличительная черта, особенность) — совокупность основных отличительных свойств человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности.Синонимы к слову характер:Характер, нрав, норов, натура, темперамент, вид, тип, фасон, форма, покрой, облик, обличье. У него такая натура. Девица, в которую я влюбился, была свойства молчаливого. Нрав буйный, кроткий, крутой, тихий. Ср. Качество. См. вид, качество || в характере, выдержать характер, утратить острый характер
Значение слова Характер по Психологическому словарю:
Характер — Характер (от греч. character — черта, признак, примета, особенность) — индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения — человека в определенных условиях. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью — и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт.
Значение слова Характер по словарю синонимов:
Значение слова Характер по словарю Ушакова:
ХАРАКТЕР, характера, м. (греч. charakter, букв. черта). 1. Совокупность психических особенностей, из к-рых складывается личность человека и к-рые проявляются в его действиях, поведении. Добродушный характер. Мягкий характер. Крутой характер. Сильный характер. Твердый характер. Иной характер долго не раскусите. Достоевский. Узнали друг друга поближе и не сошлись характерами. Станюкович. Взбалмошный характер. Привыкнуть к его характеру и образу мыслей. Гончаров. Советую в последний раз: укроти немного свой характер. А. Островский. 2. Твердая воля, упорство в достижении чего-н. Он человек с
Значение слова Характер по словарю Даля:
Определение слова «Характер» по БСЭ:
Характер — Характер (от греч. charakter — отпечаток, признак, отличительная черта)
в психологии, целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, её тип, «нрав» человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни. Х. человека выступает в качестве основы его поведения и составляет предмет изучения характерологии.
Характер — литературный, образ человека, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определённостью, через который раскрываются как обусловленный данной общественно-исторической ситуацией тип поведения (поступки, мысли, переживания, речевая деятельность), так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования. Художественный Х. являет собой органическое единство общего, повторяющегося и индивидуального, неповторимого. объективного (социально-психологическая реальность человеческой жизни, послужившая прообразом для литературного Х.) и субъективного (осмысление и оценка прообраза автором). В результате Х. в искусстве предстаёт
«новой реальностью», художественно «сотворённой» личностью, которая, отображая реальный человеческий тип, идеологически проясняет его. Именно концептуальность литературного образа человека отличает понятие Х. в литературоведении от значений этого термина в психологии, философии, социологии.
Представление о Х. литературного героя создаётся посредством внешних и внутренних «жестов» (в т. ч. речи) персонажа, его внешности, авторскими и иными характеристиками, местом и ролью персонажа в развитии Сюжета. Соотношение в пределах произведения Х. и обстоятельств, являющихся художественным воспроизведением социально-исторической, духовно-культурной и природной среды, составляет художественную ситуацию. Противоречия между человеком и обществом, между человеком и природой, его
«земной участью», а также внутреннего противоречия человеческих Х. воплощаются в Конфликтах художественных.
Воспроизведение Х. в его многоплановости и динамике — специфическое свойство художественной литературы в целом (и большинства театральных и кинематографических жанров на словесно-сюжетной основе). Обращение к изображению Х. знаменует выделение литературы как искусства из синкретической,
«долитературной» религиозно-публицистической словесности «библейского» или средневекового типа. Само понятие Х. формируется в Древней Греции, где впервые вполне осуществилось выделение литературно-художественного творчества в особую область духовной культуры.
Однако у древних понимание Х. как лит. категории отличалось от современного: поскольку в раскрытии идейного содержания главенствовал сюжет (событие), персонажи различались прежде всего не своими Х., а своей ролью в изображаемых событиях. В новое время утверждается иное соотношение Х. и сюжета: не факты, а
«… характеры действующих лиц, благодаря которым факты осуществились, заставляют поэта избрать предпочтительнее то, а не другое событие. Только характеры священны для него» (Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М. — Л., 1936, с. 92). Понимание самостоятельного идейно-художественного значения Х. персонажа возникает уже в античной литературе. например, в
«Параллельных жизнеописаниях» Плутарха герои сравниваются и по типу «судьбы», и по типу Х. Подобная характерологическая двумерность доминирует вплоть до 18 в. (по Д. Дидро — соотношение прирождённого «нрава» и «общественного положения»).
В рамках данного многовекового периода особо выделяются две эпохи: литература Возрождения и классицизма. Ренессансный Х. теряет очертания определенного «нрава», растворяясь в естественной родовой стихии человеческой «природы»
(герой мог самовольно, как бы актёрствуя, менять типы поведения). При этом соотнесение общечеловеческого в Х. героя с его ситуативной функцией — судьбой — выявляло неадекватность герою его социально-исторической судьбы (предвосхищение характерологического принципа реализма 19-20 вв.: «Человек или больше своей судьбы, или меньше своей человечности», — М. М. Бахтин, «Вопросы литературы», 1970, № 1, с. 119).
У Шекспира многие действующие лица предстали и в «третьем измерении» — носителями индивидуального самосознания. Классицизм, возвратившись к жёсткой статичности Х., одновременно сосредоточил внимание на самосознании личности, совершающей выбор между «долгом» и «чувством».
Но воспринимаемая на «фоне» долга и безличной страсти личность в литературе классицизма не самоценна, она лишь средство соотнесения двух параллельных рядов всеобщности.
На всех этих стадиях духовного и литературного развития Х. понимался как внеисторическая, универсальная и самотождественная данность человеческой природы, как «… абстракт, присущий отдельному индивиду» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3). В романтизме, провозгласившем самоцельность и автономность личности, возвысившем её как над психологической
«природой», так и над социальной судьбой, сложилось новое понимание Х. — как тождественного внутреннему миру личности. Наконец, воссоздание индивидуального Х. как исторически неповторимого взаимоотношения личности и среды стало открытием критического реализма 19 в. (романтическую традицию продолжили символисты и экзистенциалисты).
В теории новое понимание художественного Х. было выдвинуто Гегелем: Х. — «… цельная человеческая индивидуальность…», в которой раскрываются те или иные «… всеобщие субстанциальные силы действия». Х. является
«подлинным средоточием» изображения, поскольку он объединяет в себе всеобщность и индивидуальность «… в качестве моментов своей целостности». Х. должен обнаруживаться во всём богатстве своих индивидуальных особенностей, а не быть
«… игралищем лишь одной страсти…», ибо в таком случае он «… выступает как существующий вне себя…». он должен быть «… целым самостоятельным миром, полным, живым человеком, а не аллегорической абстракцией какой-нибудь одной черты характера»
(«Эстетика», т. 1, М., 1968, с. 244-46). Эта теория, опиравшаяся на художественные достижения прошлого, во многом предвосхищала практику последующей реалистической литературы, где присутствует саморазвивающийся Х. — незавершённая и незавершимая,
«текучая» индивидуальность, определяемая её непрерывным взаимодействием с исторически конкретными обстоятельствами.
Послегегелевская литературная теория, опиравшаяся на реалистическое искусство, настойчиво подчёркивала значение индивидуально-конкретного в Х., но главное — выдвинула и разработала проблему его «концептуальности», установила необходимость
«присутствия» авторского идеологического понимания в изображении Х. В реалистической литературе 19-20 вв. Х. действительно воплощают различные, порой противоположные авторские концепции человеческой личности. У О. Бальзака первоосновой индивидуальности выступает понимаемая в духе антропологизма общечеловеческая природа, а её
«текучесть» объясняется незавершимостью внешних воздействий среды на первооснову, мерой которых и «измеряется» индивидуальность личности. У Ф. М. Достоевского индивидуальность воспринимается на фоне детерминизма обстоятельств как мера личностного само определения, когда Х. героя остаётся неисчерпаемым средоточием индивидуальных возможностей. Иной смысл
«незавершённости» Х. у Л. Н. Толстого: потребность «ясно высказать текучесть человека, то, что он, один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо» (Полное собрание соч., т. 53, 1953, с. 187), объясняется стремлением открыть в индивидуальности, отчуждаемой от других людей общественными условиями жизни, общечеловеческое, родовое, «полного человека».
У представителей «нового романа» намечается отказ от художественной индивидуальности в пользу безличной психологии (как следствия отчуждения и Конформизма), для воспроизведения которой Х. начинает играть служебную роль «подпорки».
Творчество писателей социалистического реализма, наследуя характерологические достижения предшествующих направлений и прежде всего реалистов 19 в., утверждает новое «видение» детерминирующих обстоятельств: социально-историческую и политическую действительность в её революционном развитии, в связи с чем социально-психологическая индивидуальность Х. в их произведениях сгущается в индивидуальность конкретно-историческую. В литературе 60-70-х гг. 20 в. акцентируется нравственная активность личности, её ответственность за свой духовный мир и судьбы других людей.
Лит.: Гегель, Эстетика, т. 1, М., 1968, с. 244-53. Социалистический реализм и классическое наследие. (Проблема характера). Сб. ст., М., 1960. Проблема характера в современной советской литературе, М. — Л., 1962. Бочаров С. Г., Характеры и обстоятельства, в кн.: Теория литературы [кн. 1], М., 1962. Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, 3 изд., М., 1972, с. 78-129. его же, Эпос и роман, в его кн.: Вопросы литературы и эстетики, М., 1975. Лихачев Д. С., Человек в литературе древней Руси, [2 изд.], М., 1970. Гинзбург Л., О психологической прозе [Л.], 1971. Аверинцев С. С., Плутарх и античная биография, М., 1973.
В. И. Тюпа.
Что такое характер человека, как он формируется и чем отличается от темперамента + классификация типов характера
Приветствую вас, друзья!
Численность населения Земли приближается к отметке 8 миллиардов человек. При этом каждый индивид из этого огромного числа – уникальная и неповторимая личность. Как ни старайтесь, вы не встретите двух абсолютно одинаковых людей. Что же отличает нас друг от друга, помимо внешности? Это индивидуальный набор психологических черт, которые сплетаются в единый характер.
В этой статье я расскажу вам, что такое характер, как он формируется, какие бывают черты и типы характера.
Определение и общая характеристика понятия
Характер – это совокупность устойчивых черт, определяющих поведение человека, его образ жизни, привычки, реакции на различные ситуации. Характер не является врожденным компонентом психики, а формируется в течение жизни. Основой для формирования характера служат биологические особенности: пол, тип темперамента, совокупность генов. Преломляясь через призму воспитания и индивидуального развития, они складываются в уникальный психологический рисунок.
Слово “характер” в переводе с греческого языка означает “оттиск, печать”. Это то, что отличает человека от других людей, делает его уникальным и неповторимым. Невозможно встретить двух людей с абсолютно одинаковыми характерами.
Характер оказывает определяющее значение на нашу жизнь. Все, что мы делаем, о чем думаем, какие эмоции испытываем, обусловлено нашим характером. Это своего рода набор закрепленных в психике паттернов, которые призваны упростить наше существование. Представьте: сталкиваясь каждый раз с одной и той же ситуацией, нам приходилось бы заново оценивать ее, строить стратегию поведения, анализировать последствия. Характер позволяет оптимизировать этот процесс.
Хорошо зная характер человека, можно практически безошибочно предсказать его поведение.
Черты характера
Те черты, которые чаще всего проявляются в схожих жизненных ситуациях, и являются чертами характера.
Например, человек обычно ведет себя дружелюбно и приветливо с окружающими, но однажды срывается и грубит. В этом случае грубость не является чертой его характера. Это следствие ситуативного фактора. Скорее всего, человек был уставшим или расстроенным. А вот дружелюбие можно вполне отнести к устойчивым чертам его характера.
Все черты принято разделять на три группы в зависимости от их направленности. Также в каждой группе выделяют положительные и отрицательные черты.
Эта группа черт отражает отношение человека к собственному “я”. Сюда можно отнести самоуважение, гордость, скромность, самокритичность, тщеславие, заносчивость, самолюбие и др. От сочетания этих характеристик зависит, как человек позиционирует себя в жизни, на какое место ставит себя относительно других людей, как оценивает свои удачи и промахи, какие цели выбирает.
Это черты характера, связанные с социальным взаимодействием. К положительным относятся отзывчивость, дружелюбие, коммуникабельность, альтруизм, чуткость, уважение, к отрицательным – снобизм, презрение, замкнутость, черствость, цинизм. Эффективность общения напрямую зависит от этих черт.
Сюда можно отнести трудолюбие, ответственность, активность, исполнительность, креативность, аккуратность, перфекционизм. А также лень, пассивность, безответственность. Эти черты проявляются в профессиональной деятельности, в отношении человека к делам и обязанностям.
Совокупность черт из этих трех групп формируют структуру характера и уникальный психологический портрет человека.
Формирование характера
Ученые на протяжении многих лет считали характер врожденным компонентом психики. Впоследствии эта гипотеза была пересмотрена. Сегодня уже нет никаких сомнений в том, что характер формируется в течение жизни. Впервые эту идею высказал английский философ Джон Локк.
Характер начинает закладываться сразу после рождения. На этом этапе формируется базовая установка на доверие или недоверие к миру. Очень важно окружить младенца любовью и заботой, вовремя удовлетворять все его жизненные потребности, принимать активное участие в развитии.
Ребенок взрослеет и начинает активно познавать мир. Родители в этом процессе играют роль посредников и проводников. Их авторитет для ребенка огромен. Именно они оказывают сильнейшее влияние на формирование его характера. Часть черт ребенок приобретает в результате подражания им, а часть формируется в результате целенаправленного обучения.
После трех лет круг общения ребенка расширяется, в нем появляются сверстники и новые взрослые. Начинают формироваться черты характера, связанные с социальным взаимодействием: общительность, доброта, щедрость, отзывчивость.
Когда ребенок идет в школу, важную роль в его жизни начинают играть оценки его действий со стороны взрослых. Формируется представление о том, что такое хорошо, а что плохо. Происходит активная социализация, и роль родителей в дальнейшем формировании характера начинает снижаться. Ребенок проявляет себя в активной деятельности, начинают закладываться черты, связанные с ней: трудолюбие, ответственность, инициативность, пунктуальность.
У подростков активно идет формирование морально-этических и волевых качеств. К совершеннолетию характер уже, как правило, полностью сформирован. В дальнейшем происходит лишь корректировка его отдельных черт.
Таким образом, можно выделить основные факторы, влияющие на формирование характера:
Чем характер отличается от темперамента
Эти два понятия часто путают или отождествляют между собой. Давайте внесем ясность. Характер и темперамент – это не одно и то же, хоть они и тесно связаны между собой.
Первое и самое существенное отличие в том, что темперамент является врожденным показателем, а характер – приобретенным.
Тип темперамента обусловлен особенностями нервной системы каждого конкретного индивида. По сочетанию таких общих характеристик, как сила, уравновешенность, подвижность нервной системы выделяют 4 типа темперамента:
Темперамент является базисом, на основе которого формируется характер. При этом не стоит считать, что темперамент полностью определяет его. Психика человека очень пластична – она может приспособиться к любым условиям. У людей с разными темпераментами могут быть схожие черты характера, просто проявляться они будут по-разному.
Есть черты, которые с большей вероятностью формируются у представителей одних типов темперамента, чем у других. Но это не значит, что человек не может пойти против течения и сформировать их сознательно волевыми усилиями. Характер может маскировать одни из врожденных проявлений, усиливать другие и тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей.
Поэтому над своим характером нужно постоянно работать: избавляться от плохих черт и культивировать хорошие. Это интересный и творческий процесс. Относитесь к нему как к игре.
Что такое акцентуация характера
Акцентуация – это крайняя степень выраженности каких-то конкретных черт характера. Человек с акцентуацией характера является психически здоровым, но на самой границе нормы.
При неблагоприятных условиях акцентуация может развиться в психическое расстройство, привести к алкоголизму, наркомании, девиантному поведению и суициду.
Акцентуации чаще всего встречаются среди подростков. По статистике, 95 % юношей и девушек в возрасте 14–17 лет обладают заостренными, гипертрофированными чертами характера. С возрастом этот показатель снижается до 60 %.
Акцентуации вызывают дисгармонию личности, затрудняют социализацию и общую адаптацию, снижают продуктивность во всех сферах жизни. На формирование акцентуации влияют как наследственные факторы, так и воспитание.
Типы характера
В психологии существует несколько классификаций типов характера. Рассмотрим и дадим краткое описание основным.
Классификация Юнга
Пожалуй, самая распространенная классификация в психологии, о которой слышал каждый. Швейцарский ученый Карл Густав Юнг, ученик и последователь Зигмунда Фрейда, классифицировал людей по направленности их жизненной энергии. Он выделил два типа:
Впоследствии американский психолог Эдмунд Конклин дополнил классификацию еще одним типом, выделив амбивертов. В этих людях сочетаются черты как интроверта, так и экстраверта. Они с удовольствием проводят время в компании людей, но иногда им нужно побыть в одиночестве. Такая двойственность делает их невероятно гибкими и позволяет приспосабливаться к любым условиям.
Классификация Кречмера
Немецкий ученый Эрнст Кречмер связывал особенности характера с телосложением человека. Он разделил людей на три вида:
Классификация Лоуэна
Американский психолог Александр Лоуэн выделил типы характеров на основе защитных механизмов психики, преобладающих у индивида. Всего их получилось пять:
Данные типы редко встречаются в чистом виде. Чаще всего в человеке присутствует смесь 2-3 типов.
Классификация Леонгарда
Немецкий психолог Карл Леонгард занимался изучением акцентуаций характера. В своей книге “Акцентуированные личности” он выделил 10 основных типов:
Классификация Личко
Советский психиатр Андрей Евгеньевич Личко также занимался изучением акцентуаций характера. В его классификации 11 типов:
Заключение
Мы рассмотрели, что такое характер, как он формируется, чем отличается от темперамента, а также какие бывают типы характера.
Теперь каждый из вас может почувствовать себя психологом и “примерить” различные классификации на своих знакомых. Это позволит вам лучше понимать окружающих людей, прогнозировать их поведение и эффективно взаимодействовать с ними.
Ну и про себя не забываем. Главная мысль, которую я вложила в статью, заключается в том, что над своим характером можно и нужно работать. Развивать положительные черты, избавляться от отрицательных. Это процесс длиною в жизнь.