хамовники что это значит
Хамовники в Москве. Здесь жили хамы?
Свое название район «Хамовники» получил от Хамовной слободы, которая возникла на этом месте еще в семнадцатом столетии. Сама слобода находилась в то время за бастионом Земляного города по соседству с Девичьим полем.
История и происхождение названия Хамовников
Первыми жителями Хамовной слободы в Москве были выходцы из Твери (именно поэтому слобода первоначально называлась Тверской Константиновской). Их переселили сюда в 1720-е годы в связи с тем, что в европейских странах значительно вырос спрос на льняное полотно из Руси, и поэтому нужно было срочно увеличивать его производство.
Переселенцев сразу приписывали к Хамовному двору. Трудились они или в Кадашах, или ткали полотно в собственных избах.
Интересно, что само льняное полотно было представлено широким разнообразием, которое удовлетворяло спросам различных категорий граждан. Здесь выпускали посольское широкое полотно, грубое тверское, скатерное, полосатое, гладкое и другое. Помимо полотна, мастера-хамовники выпускали полотенца-убрусы, скатерти, полотна для парусных судов, а также брезент.
Несмотря на то, что мастера из Хамовников имели некоторые привилегии перед остальными жителями первопрестольной (платили невысокие налоги, а также освобождались от ряда повинностей), были у них и ограничения. Так, жителям Хамовной слободы запрещали менять место жительства, а также выдавать девушек замуж за представителей других московских слобод.
Интересен и такой факт, что дозволение на поселение в эту ткацкую слободу требовалось испрашивать у самого государя, для чего отправляли ему челобитную. Нужны были весомые аргументы для того, чтобы просьбу удовлетворили.
Вот такая она история и происхождение названия Хамовников
Район Хамовников в наши дни
В наши дни о процветавшей Хамовной слободе напоминает храм Святителя Николая. Его построили на средства местных ремесленников, считавших Николая Чудотворца своим небесным покровителем, еще во второй половине семнадцатого столетия.
Проводя археологические раскопки в этих местах, исследователи добавляют новые факты в историю района Хамовники. В частности, найдено подтверждение тому, что хамовное дело в средние века развивалось и в Хамовной слободе, а не только в Кадашах. Под этим подразумевается то, что здесь не только пряли полотно, но и выпускали готовую продукцию из него, а также занимались сбытом произведенного.
В начале XVIII века, в 1709 году, в здешних местах отстроили первую казенную фабрику по выпуску полотна, а уже через 10 лет создали одну из первых в России полотняных мануфактур.
Сейчас трудно воспринимать тот факт, что нынешний район Хамовники еще перед революцией 1917 года считался окраиной города Москвы. Здесь будет уместно привести цитату из путеводителя той эпохи:
Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.
Хамовники
Своё название этот московский район получил от дворцовой Хамовной слободы. Здесь жили ткачи — хамовники.
Хамовная слобода
Возникновение Хамовной слободы относится к концу XVI в., когда сюда, в излучину Москвы-реки, переселили ткачей из деревни Константиновка близ Твери и поэтому первое время их поселение именовалось Тверской Константиновской слободой, а с XVII в. — Хамовной. По своим размерам она была довольно большой: в 1638 г. здесь считалось 38 дворов, а в 1653 г. — уже 90.
Тверские ткачи получали участки земли при условии выполнения хамовного дела на дворец: каждый двор обязан был выработать определенное количество материала пропорционально занимаемому участку. За нормальный участок в 240 кв. саженей полагалась полная норма выработки, или целое «дело », за половинный участок — «полдела » и т.д. Всего в Хамовниках в начале XVII в. считалось 29 «дел », в конце XVII в. — 51,75 «дела ». В среднем за год в слободе производилось до 230 кусков полотна. От других повинностей и служб жители слободы были освобождены, а за свой труд получали денежное и хлебное жалованье (в среднем 1 рубль и 6—7 четвертей ржи или овса за одно «дело »). Сама слобода находилась в ведении Царицыной мастерской.
Центром Хамовной слободы стала церковь Николы, что в Хамовниках. Впервые она упоминается как деревянная в 1625 г., а в 1657 г. значится уже каменной. Существующее ныне здание храма было построено несколько позже — его заложили в мае 1679 г., а освятили летом 1682 г. Любопытно, что в 60-х годах XVII в. близ Хамовников, на Девичьем поле пытались бурить скважины для добычи соляного рассола.
Полотняная фабрика Тамеса долгое время считалась самой крупной в Москве. В 1720 г. на ней трудился 841 рабочий и имелось 443 стана, располагавшихся в разных местах первопрестольной. В Хамовниках же находилось только ее прядильное отделение. Получив управление над мануфактурой, Иван Павлович первым делом приступает к расширению производства, его концентрации в одном месте, и для этих целей он уже в 1720 г. прикупает в Хамовниках несколько соседних участков. К 1725 г. он становится единоличным владельцем мануфактуры.
После смерти И.П. Тамеса в 1729 г. фабрикой стал управлять его сын Иван, который продолжил дело отца. В 40—50-е годы XVIII в. его мануфактура с 300—400 станами являлась по-прежнему крупнейшей в Москве. Под руководством Ивана Тамеса она продолжала действовать вплоть до 70-х годов XVIII в., но в следующем десятилетии вынуждена была под давлением внешних обстоятельств прекратить производство, как и остальные полотняные мануфактуры в первопрестольной. К этому времени Хамовники уже окончательно вошли в состав столицы, и дальнейшая их история неразрывно связана с судьбами города.
Саввинская слобода
По соседству с Хамовниками располагалась Саввинская слобода, память о которой сохранилась в названиях Большого и Малого Саввинских переулков. Слобода была связана с историей небольшого Саввинского монастыря — родового богомолья московских бояр XV в. Добрынских. Впервые эта обитель упоминается в завещании 1454 г. Петра Добрынского: «Се аз… дал есмь в дом пречистыа Богородицы и своему господину Ионе митрополиту киевскому и всеа Руси монастырь святого Савы, на Москве на посаде, и со всем тем, что к тому монастырю потягло». С тех пор обитель стала владением митрополитов, а затем патриархов всея Руси, которые довольно часто бывали здесь и имели патриаршие хоромы. Об их существовании становится известно из одного документа 1637 г., в котором сообщалось, что «киот с деисусы поставлен в Саввинском же монастыре перед патриарши хоромы в сенях».
Для обслуживания патриаршего хозяйства вблизи обители возникает небольшая слобода, первое упоминание которой относится к 1565 г. Сохранилось ее описание XVII в.: «Патриаршая вотчина, Саввинская слобода, на берегу Москвы-реки, Горетова стану, а в ней 32 двора бобыльских, людей в них 68 человек, кормятся на Москве всякою работою». По данным 1638 г. в ней считалось 35 дворов.
Новодевичья слобода
Более известной была история расположившейся по соседству с Саввинской монастырской Новодевичьей слободы, которая самым тесным образом переплелась с историей Новодевичьего монастыря, основанного в 1524 г. В отличие от Зачатьевского «стародевичьего » монастыря на Остоженке, он стал именоваться Новодевичьим.
С самого начала эта обитель служила важным пунктом в обороне Москвы, защищавшим подступы к столице с запада. Монастырские стены являются сложным фортификационным сооружением, с различными видами боев, а в плане представляют собой неправильный четырехугольник периметром 840 м, с угловыми круглыми башнями, между которыми поставлены еще восемь четырехугольных. Стратегическое значение монастыря особенно было оценено в Смутное время, когда в период осады столицы он переходил несколько раз из рук в руки. И после событий начала XVII в. в нем постоянно размещались ратные люди, для которых около угловых башен специально были выстроены стрелецкие караульни. Часть стрельцов проживала в монастырской слободе, в которой, по данным 1638 г., насчитывалось 132 двора. К 1678 г. их число уменьшилось до 93. Центром слободы являлась церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, первые сведения о которой дошли с 1625 г.
Ростовская слобода
В XIV в. земли по соседству с ней, в районе современного Бородинского моста, становятся владением ростовских владык (позже митрополитов), и здесь возникает Ростовская слобода. В 1412 г. ростовский епископ Григорий поставил здесь каменную церковь Благовещения Богородицы. В 1456 г. великий князь Василий Темный провожал досюда чудотворную Смоленскую икону Божьей матери. Ростовские владыки продолжали владеть здешними землями и в XVII в. Документы этого времени фиксируют здесь обширное подворье ростовских владык, окруженное дворами их «работных людей». По описанию 1646 г., в слободе значились 7 крестьянских дворов (20 человек) и 25 бобыльских (51 человек). А «кормятся московскою работою», — уточняет источник. В 1678 г. на подворье стояли два митрополичьих двора, в одном из которых останавливались приезжавшие из Ростова митрополичьи дети боярские, а на другом — крестьяне.
Слободка Чудова монастыря
Но этими слободами монастырские владения в этом районе отнюдь не ограничивались. Неподалеку от Крымского брода в XVII в. существовала слободка Чудова монастыря. Она была очень небольшой по размерам: в 1638 г. в ней насчитывалось всего 8 дворов. Ее возникновение самым непосредственным образом связано с кремлевским Чудовым монастырем, который был основан митрополитом «всея Руси» Алексеем в 1365 г. По преданию, он разместился на месте ханского конюшенного двора, подаренного ханом Джанибеком митрополиту в память чудесного исцеления последним ханши Тайдулы. С самого начала Чудов монастырь, как ставропигиальный, всегда находился в ведении митрополитов, а затем всероссийских патриархов, а в XVI—XVII вв. его именовали иногда даже лаврой.
Будучи придворной обителью, Чудов монастырь являлся крупным землевладельцем. Достаточно сказать, что перед секуляризацией церковных имуществ в 1764 г. ему принадлежало около 18600 душ крепостных. Для ведения хозяйства обители требовалась земля для поселения монастырской обслуги, но выделить ее в Кремле, где монастырь был буквально зажат между стенами и другими зданиями, не представлялось возможным. Поэтому в качестве выхода ему был предложен земельный участок для подворья близ современной Крымской площади с выходом на Москву-реку, по которой можно было сплавлять дрова и другие громоздкие припасы почти непосредственно до обители. Дворовая и огородная земли были отданы монастырю в 1613 г. На этом участке вскоре были построены два каменных и несколько деревянных строений.
Несмотря на то, что монастырская слободка исчезла здесь уже в XVIII в., обитель продолжала владеть участком даже после секуляризации вплоть до 1917 г.
Семчинское
Одним из древнейших московских сел, расположившихся на территории современного района, являлось село Семчинское, находившееся между нынешними Остоженкой и Пречистенкой. Впервые оно упоминается в первой духовной грамоте Ивана Калиты, составленной в 1331 г. На протяжении двух столетий оно обязательно упоминалось в завещаниях московских князей. В XV в. Семчинское являлось одним из ближайших к городу сел и упоминается в московской губной записи середины XV в., более известной как «Запись о душегубстве». По соседству с ним находился Самсонов луг. По духовной грамоте князя Юрия Васильевича, брата Ивана III, умершего в 1472 г., оно отошло к великому князю.
Название села Семчинского встречается и в летописях. При описании московского пожара 21 июня 1547 г. сообщается, что «бысть буря велика, и потече огнь, якоже молниа и пожаръ силенъ, промче въ единъ часъ Занеглимение огнь и до Всполиа Неглимною, и Черториа погоре до Семчинъского селца». Приблизительно в середине XVI в. оно сливается с городом. Свидетельство тому находим у летописца, согласно которому Иван IV распорядился взять его в опричнину, вместе с близлежащими городскими дворами: «Повеле же и на посаде улицы взяти въ опришнину отъ Москвы-реки: Чертолскую улицу и з Семчиньскимъ сельцомъ и до всполья».
Центром села являлась находившаяся на Остоженке церковь Успения Богородицы. Храм документально известен лишь с 1625 г., но, несомненно, существовал значительно раньше. В 1668—1670 гг. он был перестроен в камне. Название сельца Семчинского в известных нам источниках встречается еще в 1625 г., но в середине XVII в. прежние вольности сельчан были уничтожены, и с этого времени здешняя жизнь окончательно сливается с судьбой остальной Москвы. С этого времени здесь упоминается Чертольская четверть сотни у Пречистенских ворот.
Киевцы
Еще одним селом по соседству с Семчинским являлось село Киевцы. О его существовании узнаем из названия церкви Николая Чудотворца, «что в Киевцах», которая располагалась в районе современной Пречистенской набережной, на берегу Москвы-реки. В литературе, вслед за Н.М. Карамзиным, это село обычно связывают с рассказом родословцев о прибытии в Москву на службу к Ивану Калите боярина Родиона Нестеровича со всем своим двором в 1700 человек. Помимо обширных владений в ближайшем Подмосковье — в районе речки Всходни, ему, очевидно, досталось и это одно из ближайших к городу сел, где им была построена церковь Николая Чудотворца на самом берегу Москвы-реки.
Однако этому предположению противоречат очевидные факты. Храм впервые упоминается в сохранившихся источниках лишь с 1625 г. При этом он носил тогда уточнение «позади Зачатейского монастыря, за Чертольскими вороты». И только с 1657 г. у него появляется определение «что в Киевце, у Москвы-реки, на берегу». Данное обстоятельство позволяет думать, что это определение связано с событиями XVII в. В 1654 г. жители Киева присягнули царю Алексею Михайловичу, после чего разразилась русско-польская война. Именно с этого времени в Москве появляются выходцы с Украины, для поселения которых была выделена земля в этом районе, который стал именоваться Киевцем.
Здешняя церковь была деревянной, а в 1691 г. ее перестроили в камне. Но берег постоянно подмывался водой, и во избежание окончательного разрушения храм был разобран в 1772 г.
Вплоть до XVII в. эти земли, ценные своими заливными лугами, оставались малозастроенными. Об этом свидетельствует уже само название здешней улицы Остоженки, образованное от стогов сена, раскидывавшихся по всполью. Поэтому неудивительно, что здесь возникают слободы, так или иначе связанные с животноводством.
Стадная слобода
Нынешний Кропоткинский переулок ранее назывался Стадным, по Стадной слободе, где жили княжеские пастухи. О ней же напоминает и современный Молочный переулок. Главным храмом слободы являлась церковь святого Власия, издавна считавшегося на Руси покровителем скота. На него были перенесены верования, связанные с языческим богом Белесом. Именно по этому храму получил название соседний Власьевский переулок. Хотя впервые церковь св. Власия, «что на Козьем болоте» впервые упоминается в 1625 г., нет сомнения, что она существовала и ранее.
Конюшенная слобода
Однако главной здесь являлась дворцовая Конюшенная слобода, занимавшая обширную территорию на месте нынешних Гагаринского и Староконюшенного переулков. Слобода дворцовых конюхов образовалась близ Сивцева Вражка в начале царствования Ивана IV, когда царские конюшни были переведены с Кулишек на Чертолье.
Слобода была одной из самых больших в Москве (в 1632 г. в ней значилось 199 дворов, а в 1653 г. — 190 дворов). Ее главной артерией был нынешний Гагаринский переулок, который вплоть до начала XIX в. именовался Старой Конюшенной улицей. Центром слободы являлась церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в «Старой » или «Большой » Конюшенной. Собственно говоря, это определение храм получил после того, как в конце XVII в. после одного из частых московских пожаров дворцовую слободу конюхов перевели от Пречистенки за пределы стены Земляного города близ большого поля, получившего название Девичьего, и где она стала известна под названием Новой Конюшенной слободы.
Новая Конюшенная слобода
Перенос Конюшенной слободы во многом объяснялся и тем, что к середине XVII в. конюшенное ведомство достигло громадных размеров. По свидетельству Григория Котошихина, в этот период число царских лошадей вместе с рабочими и стрелецкими, доходило до 44 тыс. На содержание конюхов, число которых в одной Москве достигало 300 человек, кроме денежного жалованья, шли еще особые пошлины за продажу лошадей, их клеймение, сбор с бань в столице и т.п. Всем этим ведал особый Конюшенный приказ. О его значении говорит хотя бы тот факт, что с конца XV в. должность конюшего, бывшая до того сравнительно невысокой, становится одним из высших дворцовых чинов. Достаточно упомянуть то, что в конце XVI в. это звание носил Борис Годунов, что ставило его выше всех прочих бояр. О размахе конюшенного хозяйства можно судить по тому, что в 1573 г. Конюшенный приказ обслуживали 424 человека, среди которых видим конюхов стремянных, повинность которых была «всегда бытии с государем» ( «у стремени») в походах, конюхов стадных, подковщиков, мастеров седельных и др.
Центром новой слободы стала приходская церковь Неопалимой Купины. Сооружение храма, по преданию, было связано с интересной легендой, согласно которой однажды дворцовый конюх Дмитрий Колошин был обвинен в преступлении и попал в судебные передряги, из которых, казалось, не было выхода. Но помог случай. Бывая в Кремле по делам, конюх имел привычку молиться у иконы Неопалимой Купины, прося Богородицу о помощи во всех своих нуждах. Та не замедлила прийти ему на выручку и явилась во сне царю Федору Алексеевичу, объяснив, что конюх ни в чем не виноват. Государь призвал Дмитрия и объявил о своей милости, а тот в знак благодарности выстроил в слободе храм во имя иконы. Но данное предание является не более чем позднейшей легендой. Из документов конца XVII в. выясняется, что в действительности храм был освящен в 1683 г. «по челобитью приходских людей Конюшенной слободы всяких разных чинов». Тогда в ней значилось 78 дворов «конюшенного чину». Вскоре храм был перестроен в камне и простоял до 1930 г.
Сама же слобода просуществовала до XVIII в., когда ее территория вошла в состав города, а память о ее существовании сохранилась лишь в названии Новоконюшенного переулка.
Стрелецкие слободы
Ближе к городским укреплениям в этом районе находились стрелецкие слободы, о которых напоминает целый ряд названий. Наименования Большого и Малого Лёвшинского переулков происходят от стрелецкого полка Афанасия Ивановича Левшина, расквартированного здесь в XVII в. Центром стрелецкой слободы являлась их приходская церковь Покрова Богородицы, которая так и именовалась: «что в Левшине», здание которой, выстроенное в 1697 г., простояло здесь до начала 1930-х годов.
Названия Зубовского бульвара и площади напоминают еще об одной стрелецкой слободе. Центром ее являлась церковь Троицы в нынешнем Померанцевом переулке, который ранее назывался по храму Троицким. Храм известен с 1642 г., когда здесь стояли стрельцы приказа Ивана Бегичева. Определение «что в Зубове» храм и вся окружающая местность получили от построенной в 1652 г. вместо прежней деревянной церкви тщанием «Дмитриева приказу Зубова пятидесятников и десятников и всех рядовых стрельцов» нового уже каменного Троицкого храма.
Ваганьково
Одним из древнейших следует признать и село Ваганьково, местоположение которого можно определить по церкви Благовещения «на Старом Ваганькове» во дворе Российской государственной библиотеки и Староваганьковскому переулку. В первой половине XV в. здесь находился загородный двор великой княгини Софьи Витовтовны, супруги великого князя Василия I. Летописцем он впервые упоминается под 1446 г.: «приде князь великий на Москву месяца ноября в 17 день и ста на дворе матере своея за городом на Ваганкове».
Более приемлемым является объяснение этого названия С.К. Романюком — от налога за взвешивание товара, который именовался «ваганным » (от слова вага — вес, тяжесть). Так, в одной из жалованных грамот XV в. на право беспошлинной торговли читаем: «А коли с чем пошлют, с каким товаром или что купят себе, ино им с того товару не надобе мыт… ни померное, ни побережное, ни ваганное».
Долгое время это место находилось в княжеском владении. В 1472 г. князь Юрий Васильевич Дмитровский завещал своему старшему брату Ивану III: «А что мое место Ваганково да и двор на Ваганкове месте, чем мя благословила баба моя, великаа княгиня, а то место и двор господину моему, князю великому».
Приглашенный Василием III итальянский зодчий Алевиз построил в 1519 г. на Ваганькове церковь Благовещения. В летописях Ваганьково встречается под 1514 и 1531 гг. Упоминается оно и в рассказе о событиях 1547 г., когда сразу после опустошительного московского пожара 1547 г. молодой царь Иван IV спасался от разъяренной толпы на своем дворе в Ваганькове, а оттуда бежал в подмосковное село Воробьево.
Именно в Ваганькове располагался знаменитый опричный двор Ивана IV, из-за устройства которого жившие тут дворцовые служители были переведены на окраину тогдашнего города, в район Пресни, где они образовали поселение Новое Ваганьково. На прежнем же месте, которое стало именоваться Старым Ваганьковым, позднее разместились стрельцы, которые воздвигли напротив Боровицких ворот Кремля храм Николая Чудотворца, иначе именовавшийся как «Никола Стрелецкий», стоявший до 1932 г. на углу современных Знаменки и Волхонки. Храм значится здесь с 1623 г., а к 1657 г. он был уже каменным.
О происхождении названия Хамовники
Название района Москвы Хамовники производят от слова «хам», которое с XIV века обозначало льняное полотно (например, просили продать «хаму три локти»). Льняное полотно ткали вручную, из него шили скатерти, узорчатые полотенца и парусные полотна. Ткачей прозвали хамовниками, что подтверждает латинский язык. Добавим: не только подтверждает, но и расширяет смысл этого названия.
Лат. hāmus, ī m.
1. Крючок (h. ferreus Cs); рыболовный крючок (piscem hamo suspendere).
2. Рукоять (ferri).
3. Железный гребень (для чесания льна).
4. Ястребиный коготь.
5. Загнутый шип, колючка; терние.
6. Булка загнутой формы (рожок, подковка).
7. Приманка, подарок (делаемый в личных интересах дарящего).
8. pl. колечки, кольца*.
Центральный район Москвы Хамовники расположен между излучинами Москвы-реки и удобен для рыболовства и торговли рыбой (hāmus в значении 1 – рыболовный крючок). Значения «железный гребень для чесания льна», «колечки, кольца» (hamis consertus – свитой в кольца, кольчатый, кольчужный), «рукоять» и «булка загнутой формы (рожок, подковка)» подсказывают, что в древних Хамовниках были производства для изготовления хлебобулочной продукции, кольчуг и ювелирных изделий («приманка, подарок»).
«Железный гребень для чесания льна» указывает на то, что в Хамовники не завозились льняные изделия, а именно производились.
Таким образом, Хамовники в древности были не только ткаческим, но и ремесленным, рыболовецким центром столицы.
Нравится Показать список оценивших Комментарий
ХАМОВНИК
Смотреть что такое «ХАМОВНИК» в других словарях:
хамовник — сущ., кол во синонимов: 3 • полотнянщик (2) • скатертник (2) • ткач (15) Словар … Словарь синонимов
Хамовник — м. устар. Тот, кто изготовляет ткани [ткань I] на ткацких станках; ткач. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
хамовник — хамовник, хамовники, хамовника, хамовников, хамовнику, хамовникам, хамовника, хамовников, хамовником, хамовниками, хамовнике, хамовниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
хамовник — хам овник, а … Русский орфографический словарь
хамовник — хамовн/ик/ … Морфемно-орфографический словарь
Моховая улица — (до 1826 Хамовая, Хамовская, в связи с устройством здесь слобод ткачей (хамовников) парусных дворов Партикулярной верфи и Главного Адмиралтейства), между улицами Чайковского и Белинского. В 1731 34 построена Симеона и Анны церковь (дом 46) … Санкт-Петербург (энциклопедия)
МОХОВАЯ улица — Моховая улица проходит между улицами Чайковского и Белинского. Она именуется так вовсе не потому, что когда то была покрыта мхом, а в результате звукового изменения ее первоначального названия Хамовая улица. Название Хамовая связано со… … Почему так названы?
Хамовников — Отчество от названия профессии отца, хамовник ткач, полотнянник, скатерщик (Даль). (У) (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) … Русские фамилии
Хамовный — прил. устар. соотн. с сущ. хамовник, связанный с ним Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
О районе Хамовники
Граница района Хамовники проходит от Большого Каменного моста по Пречистенской, Фрунзенской, Лужнецкой, Новодевичьей, Саввинской, Ростовской набережным до пересечения с Бородинским мостом, по Смоленской улице до пересечения с одноименным бульваром, в центральной части − по переулку Сивцев Вражек и улице Знаменка.
На территории района почти в 1 000 га расположены жилые кварталы и микрорайоны, промышленные и транспортные предприятия, функционируют службы городского хозяйства, работают учреждения культуры, спортивные сооружения, предприятия потребительского рынка − торговли, питания и коммунального обслуживания.
В районе находятся четыре станции метро: «Кропоткинская», «Парк культуры», «Фрунзенская», «Спортивная», расположенные на старейшей ветке московского метрополитена − Сокольнической. Важнейшие транспортные автомагистрали Хамовников − Комсомольский проспект, Садовое кольцо (Смоленский и Зубовский бульвары), Третье автомобильное кольцо, улицы Большая Пироговская, Остоженка, Волхонка.
В районе работают поликлиники, больницы, консультации, детские медицинские учреждения, специализированные диспансеры, травмпункты.
Хамовники – один из наиболее «образованных» районов Москвы. Помимо достаточного количества общеобразовательных, музыкальных и художественных школ, гимназий, лицеев, средних специальных учреждений, в районе есть высшие учебные заведения: Московская медицинская академии им. Сеченова, Московский государственный лингвистический университет, Московский государственный педагогический университет и др.
Кроме того, для проведения досуга к услугам жителей района открыты театры, кинотеатры, парки культуры и отдыха, концертные залы, клубы. В районе расположен самый крупный стадион в Москве «Лужники», а также спортивный комплекс с бассейном «Чайка».
Музеи, памятники, галереи района – Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственный музей А. С. Пушкина, Государственный музей Л. Н. Толстого на Пречистенке, Музей «Храм Христа Спасителя», художественные галереи Зураба Церетели, Ильи Глазунова, Александра Шилова и др., – являются, без преувеличений, культурной сокровищницей страны и мира.
Районная власть представлена управой – территориальным исполнительным органом города, подведомственным правительству Москвы. Оперативное руководство и контроль над деятельностью управы осуществляет префект Центрального административного округа.
Управу района возглавляет глава управы.
В районе согласно Конституции РФ действуют органы местного самоуправления. Местное самоуправление в Москве осуществляется в границах муниципальных округов, создаваемых на территории районов города.
Структуру органов местного самоуправления муниципального образования составляют Совет депутатов, состоящее из избранных жителями района депутатов, и администрация – исполнительно-распорядительный орган муниципального округа.
Геральдическое описание гербовой эмблемы района Хамовники города Москвы.
Объяснение символики гербовой эмблемы района Хамовники.
Описание флага района Хамовники города Москвы. Флаг района Хамовники представляет собой красное прямоугольное двустороннее полотнище с соотношением сторон как 2:3. Из верхних углов выходит колоколовидно изогнутая белая полоса шириной 1/20 от длины полотнища. В нижней части полоса отстоит от края на 1/46 от ширины полотнища.
В верхней зеленой части красная, примыкающая к верхнему краю полотнища треугольная часть высотой 5/9 от общей ширины. Под клином композиция, состоящая из перекрещенных белых пера и свитка, под которыми голубой цветок льна, окантованный желтой нитью. Размеры композиции: высота и ширина –1/2 от общей ширины полотнища.
В красный клин помещен белый Храм Христа Спасителя с желтыми куполами, высота храма 5/19 от ширины полотнища, ширина Храма 5/28 от длины полотнища.