халха монголы кто такие

Халха-монголы – путь от войны к миру

Огромные орды их предков сравнивали с бескрайним морем, что заполоняло все земли, к которым приближалось. Власть прародителей современных халха-монголов была действительно неоспоримой. Это были могущественные завоеватели, народ потрясателей Вселенной, что продвигались вперёд, не щадя подвластные народности и не отступая.

Сегодня халха-монголы совсем не похожи на воинственных представителей войска Чингисхана. Они проживают в небольшой азиатской стране, являясь основным населением Монголии. Это мирные люди, стремящиеся не покорять и уничтожать чужие земли, а развивать собственный край. Но, несмотря на тёмные моменты истории, халха-монголы искренне гордятся своим прошлым. Давайте познакомимся с этим необыкновенным народом.

Название и происхождение

Начиная свой рассказ о халха-монголах, я сразу хочу объяснить, почему у них столь необычное название. Интересно, что слово “халг” связано с определениями, не имеющими отношения к территориальной принадлежности или этническим особенностям, если схожие слова перевести на русский язык, получим – “заслон”, “щит”.

Примечательно, что изначально халхаский тумен действительно служил неким прикрытием для прочих монгольских земель. Уже позднее он дал название целому племени, которое стало господствовать в регионе и даже превратилось в серьёзных завоевателей.

халха монголы кто такие. Смотреть фото халха монголы кто такие. Смотреть картинку халха монголы кто такие. Картинка про халха монголы кто такие. Фото халха монголы кто такиеСегодня халха-монголы – основная часть населения Монголии / © erdenebayar / morguefile.com

Если говорить об этногенезе, то халха-монголы сформировались не на основе одной древней народности, а в ходе смешения разных народностей, представлявших степные и лесные племена. Что интересно изначально основу предков монголов составляли даже немонгольские этносы.

С ходом времени различные этносы смешивались, перенимали культуру друг друга, пребывая в постоянном взаимодействии. В итоге выделилось конкретное родо-племенное деление, за счёт чего сформировался новый народ. Главным показателем становления этноса стал новый язык, что незначительно отличался от ойратского и калмыцкого наречий.

халха монголы кто такие. Смотреть фото халха монголы кто такие. Смотреть картинку халха монголы кто такие. Картинка про халха монголы кто такие. Фото халха монголы кто такиеХалха-монгол из окрестностей Урги, 1893-1894 годы
Местонахождение: МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург, Россия

Исторический путь и религия

Если говорить об истории халха-монголов, то наиболее яркая её часть приходится на XV-XVI века. Тогда племена уже не имели прежней власти (что была у них в период формирования и завоеваний), а на территорию Монголии прибыли тунгусо-маньчжурские народы, которые стали смешиваться с коренным населением.

В этот период немалая часть халха-монголов уходит к западным землям вместе с войском (воины часто забирали с собой и семьи, что не было редкостью у кочевников).К середине XVI столетия выделяется двенадцать колен Даян-хана, что получили в распоряжение его сыновья. Именно они и стали прямыми предками халха-монголов.

халха монголы кто такие. Смотреть фото халха монголы кто такие. Смотреть картинку халха монголы кто такие. Картинка про халха монголы кто такие. Фото халха монголы кто такиеНациональные костюмы эпохи Чингисхана / © Х.Нарангэрэл / regnum.ru

Современные путешественники, знакомящиеся с этносом, нередко удивляются – халха-монголы поразительным образом из суровых завоевателей превратились в мирное племя. На мой взгляд, такие перемены в немалой степени связаны с религией халха-монголов – именно она определяет мировоззрение и принципы жизни. Большая часть представителей этого народа принадлежит к тибетским буддистам.

С появлением в Монголии буддийских монахов в XVI веке эта религия достаточно быстро распространилась по всей территории страны. Учение далай-лам представляет собой некий свод философских истин и принципов, основой которых являются миролюбие и терпимое отношение к инакомыслию.

Уже много столетий халха-монголы развивают школы при монастырях, куда отдают своих детей. Это – не просто вариант получения образования, но ещё и духовное становление новых поколений.

Во времена влияния Российской империи у халха-монголов появляется интерес к несторианскому христианству. Со временем часть христиан перешла в католическую веру, однако значимость православия сохраняется по сей день. Также сегодня в Монголии можно встретить немало мусульман, что обусловлено влиянием религии соседних стран.

халха монголы кто такие. Смотреть фото халха монголы кто такие. Смотреть картинку халха монголы кто такие. Картинка про халха монголы кто такие. Фото халха монголы кто такиеБуддизм изменил мировоззрение халха-монголов. Буддистские монахи из монастыря Гандантэгченлин / fototelegraf.ru

Нрав и внешность халха-монголов

Отмечая характер халха-монголов, стоит сказать: первое, что заметно в нём – любопытство. Этот народ стремится познавать всё новое. а потому открыт и дружелюбен. Как и многие другие последователи учения Будды, они отличаются миролюбием и душевностью.

Если говорить об одежде халха-монголов, то здесь проявляется истинная верность традициям. Поразительно, но и современные представители этого народа носят наряды, что появились ещё в период расцвета Монгольской империи. Обязательным атрибутом является кафтан дэли.

халха монголы кто такие. Смотреть фото халха монголы кто такие. Смотреть картинку халха монголы кто такие. Картинка про халха монголы кто такие. Фото халха монголы кто такиеХалха-монгол в накидке уодж, надетой на простой халат дэли, 1933 год
Местонахождение: МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург, Россия

Он может быть повседневным или праздничным – всё зависит от особенностей кроя и украшений. В причёсках мужчин и женщин нередко встречаются косы. Представительницы знатных семейств или замужние дамы могут носить головной убор.

Кстати, по внешнему облику халха можно определить, к какой этнической группе принадлежит конкретный человек. Сделать это несложно – достаточно лишь обратить внимание на кафтан. Особенности отделки и орнаменты могут рассказать о родстве или принадлежности к определённому племени.

халха монголы кто такие. Смотреть фото халха монголы кто такие. Смотреть картинку халха монголы кто такие. Картинка про халха монголы кто такие. Фото халха монголы кто такиеУ халха-монголов крепкие связи с природой, которые веками помогали им выживать в суровых погодных условиях Монголии / carolyntravels.com

Халха-монголы – народ поистине уникальный и очень интересный. Их история начинается с периода завоеваний и покорения иных народов и земель. Вероятно многие из тех, над кем установили власть предки халха, повлияли на формирование нового народа. А вот современные представители этноса – люди крайне мирные и добрые. Они стремятся к процветанию своей родины и уже не грезят о войнах и завоевательных походах.

Источник

Халха-монголы — кто такие?

Что значит «имя»?

Происхождение слова «халха», которым монголы обозначают и свой язык, имеет несколько версий. Поскольку появилось оно ещё в глубокой древности, то мнения о его первоначальном значении значительно расходятся. Стоит рассмотреть основные из них.

«Винегрет» народов

Путешествие в прошлое

В современной Монголии уже не так просто найти старинные юрты, в которых когда-то жили предки халхов. Однако специально для туристов этот народ создал специальные площадки, где можно окунуться в прошлое.

Один из самых любимых праздников отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (небытовое, мифическое) значение и связанный с культурной или религиозной традицией халха-монголов – «Цаган Сар», что в дословном переводе означает «Белая Луна». Его можно сравнить с новогодними праздниками в России, поскольку в этот день монголы народы или Монголы — группа родственных народов, говорящих на монгольских языках, и тесно связанных общей многовековой историей, культурой, традициями и обычаями спешат с поздравлениями и подарками в гости и к своей семье.

Со спортом по жизни

Никаких правил — только внимание!

Сохранившиеся остатки прежней веры в духов и поклонение им сделали из халха-монголов защитников природы и ценителей её красоты. Как и прежде, они считают, что всё в жизни человека общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры связано с окружающим миром, а потому его необходимо беречь и охранять.

Халха-монголы – народ с интересным названием и не менее интересными традициями. Они не покинули своей исторической родины, которую продолжают развивать и совершенствовать.

Источник

Халха (халха-монголы) — основной народ Монголии

Халха — это основной этнос, составляющий народ монголов. Они возникли на основе ряда племен, разговаривают на монгольском и имеют родственные связи с такими племенами, как хотогойты, сартулы и дариганга.

халха монголы кто такие. Смотреть фото халха монголы кто такие. Смотреть картинку халха монголы кто такие. Картинка про халха монголы кто такие. Фото халха монголы кто такие

Численность

Численность халха довольно велика. Их более 2 миллионов человек, причем основная часть сосредоточена в Монголии. В России и Китае живут около 6 тысяч халха в общей сложности.

Монгольский язык именно так и называется — халха-монгольский. Он имеет статус государственного в Монголии, а в общей сложности количество носителей превышает 2 миллиона человек. Несмотря на то, что этот язык является родным для халха, с ним знакомы буряты, калмыки, западные монголы (ойраты) и даже жители Афганистана.

История

халха монголы кто такие. Смотреть фото халха монголы кто такие. Смотреть картинку халха монголы кто такие. Картинка про халха монголы кто такие. Фото халха монголы кто такие

По версии историков, халха появились в результате регулярных междоусобиц, которые происходили в 14–15 веках в Монголии. Есть множество противников версии о племенном образовании халха. Они считают, что халха-монголы являются сборным образованием. Объединившиеся степные и лесные племена включали хотогойцев, дариганцев и других. Причем у халха-монголов в предках есть и тунгусы, и сартулы, и другие представители немонгольских племен. Поэтому халха — народ, поглотивший другие племена и преимущественно обитавший в районе Центральной Монголии.

Название

Халха — самоназвание современных монголов. Исследователи предполагают, что этноним установился во времена регулярных набегов монголов на Китай. Лагеря, которые разбивали монгольские воины, назывались халхаминь, что переводится как «заслон». Есть также версия, связанная с названием реки Халха.

Религия

халха монголы кто такие. Смотреть фото халха монголы кто такие. Смотреть картинку халха монголы кто такие. Картинка про халха монголы кто такие. Фото халха монголы кто такие

Халха в большинстве являются тибетскими буддистами. В Монголию он пришел еще в 13 веке, получив распространение благодаря Угэдэй-хану, который пригласил Кунг Гьялцена в Монголию для наставничества. Хан Хубилай приглашал другого наставника — Пагбу-ламу. Оба наставника были представителями школы Сакья, которые работали над системой переводов буддийских трудов. Так создавалась монгольская письменность.
Не только Хубилай, но и наследники Чингисхана принимали тибетский буддизм. В 14 веке его влияние стало ослабевать, но уже в 16 сюда приходят далай-ламы, которые с поддержкой западных ханов начинают активную пропаганду буддизма. Утверждается гилуг — традиция, в рамках которой ученики получают образование в монастырях. В ней сочетаются традиции школ Кагью и Сакья.
Религия сильно повлияла на образ жизни монголов, изменив архитектурный облик храмов, развив науку и внедрив тибетский язык. Стало появляться все больше монахов, соблюдающих тибетские традиции. Появилась специальная одежда для лам, которую в Монголии носили ученики при монастырях.
Наряду с буддизмом у халха была распространено несторианское христианство. Оно тоже распространилось в 13 веке и пользовалось большим расположением хана Мунке. Новая волна христианства пришла в 18 веке, когда наблюдался значительный рост авторитета Российской империи. Позднее на смену православным миссионерам в Монголию приходят протестантские и католические. Впрочем, православная церковь не утратила своего влияния у халха по сей день. Народная революция привела к снижению влияния христианства, но лишь на короткий промежуток времени. Сейчас помимо буддистов и христиан в Монголии есть мусульмане. Большинство из них являются казахами.

Традиции

халха монголы кто такие. Смотреть фото халха монголы кто такие. Смотреть картинку халха монголы кто такие. Картинка про халха монголы кто такие. Фото халха монголы кто такие

Традиции халха тесно связаны с религией, в том числе шаманизмом. Нагляднее всего традиции проявляют себя в боязни перед бедами. Монголы с давних времен стараются давать детям такие имена, как «Безымянный» или «Не этот». Они считали это необходимостью для защиты детей от злых сил. Иногда боязнь доходила до перемены гендерной ориентации в одежде — мальчика могли одевать как девочку. Прослеживалось явное влияние анимизма, детей натирали сажей, что было необходимо для введения злых духов в заблуждение, когда родители выходили из юрты с ребенком ночью. Дух, по их представлениям, должен был принять ребенка за кролика.
Для задабривания духов оставляли рис и конфеты. Обычно халха-монголы поступают так перед большим путешествием. В редких случаях дары приносят для защиты от невзгод или для хорошей погоды. Очень большое внимание халха уделяют волосам. Существует даже традиция первой стрижки, которую проводят в 3–5 лет.
В традициях халха есть множество игр. Самыми любимыми являются шахматы, шашки. Они похожи на европейские, а еще халха любят играть в домино. Игра в карты непопулярна, хотя еще сохранилось муушиг, халха очень любят головоломки.
В традициях халха ярко прослеживается любовь к родине, родному краю, родственникам. Самым важным животным для всех монголов являются лошади, поэтому их образы можно видеть всюду. Также монголы считаются гостеприимными людьми.

Характер

Культура

халха монголы кто такие. Смотреть фото халха монголы кто такие. Смотреть картинку халха монголы кто такие. Картинка про халха монголы кто такие. Фото халха монголы кто такие

Особняком в монгольской культуре стоят литература и историография. Одним из старейших литературных памятников считается «Тайная история монголов», в которой записаны отрывки различных поэтических произведений, насчитывающих не одну сотню лет.
Халха научились переводить тексты буддийских работ благодаря представителям тибетских школ. Они занимались также переводом индийских текстов.
Велика роль изобразительного искусства, как занятия, способствующего воодушевлению. Популярным видом творчества стала танка, напоминающая привычные европейцу аппликации. На них мог быть изображен Будда или природные пейзажи. Часто танка представляла собой абстрактную картину.
Из скульптур наибольшее распространение получили бронзовые. Ярким доказательством можно считать бурханы, изображающие буддийские божества. Первой монументальной скульптурой стал памятник Сухэ-Батору.
Живопись развивалась у халха активно, поэтому уже в 19 веке к ней пробудился большой интерес даже заграницей. Одними из самых интересных видов живописи стали картинки загал, представляющие собой миниатюры. Модернизм в монгольской живописи появился относительно недавно. Активное его развитие наблюдается с 1990 года.
Театр развивался в религиозной плоскости. Сценки, которые ставили в 18 веке, рассказывали об отшельниках, живущих в Тибете. Самой старой пьесой остается «Лунная кукушка». Точная дата ее постановки неизвестна.
Самой удивительной, по мнению многих искусствоведов, особенностью монгольской культуры является музыка. Она имеет старые традиции, которым насчитываются сотни лет. Горловое пение в совокупности с игрой на моринхуре (двухструнный инструмент, напоминающий виолончель) завораживает многих зрителей. Сейчас в Монголии распространяется влияние европейской музыки, в том числе поп-жанра.

Внешность

Одежда

халха монголы кто такие. Смотреть фото халха монголы кто такие. Смотреть картинку халха монголы кто такие. Картинка про халха монголы кто такие. Фото халха монголы кто такие

Халха по-прежнему носят платье, которое было популярно в Монгольской империи. Эта одежда прекрасно подходит для жизни в степи. В ней легко защититься от ветров и заниматься повседневной деятельностью. Повседневной праздничной одеждой является дэли — кафтан, который может быть оформлен по-разному, все будет зависеть от ситуации. Типичный дэли представляет собой костюм с длинными рукавами и широкими полами. Такой халат подпоясывают широким кушаком. Дэли распространен у лам, носят его мужчины и женщины, для защиты ног используются также брюки или юбки. Мужчины часто носят косы, иногда даже разделяя их на две косы. Такая манера свойственна и женщинам. Замужние или женщины, обладающие высоким статусом, могли носить головной убор. Косы у молодых людей встречаются довольно редко, женщины же их считают вполне нормальным элементом прически.
Существует много различных этнических групп среди халха. Их одежда может отличаться по орнаменту и отделке.

халха монголы кто такие. Смотреть фото халха монголы кто такие. Смотреть картинку халха монголы кто такие. Картинка про халха монголы кто такие. Фото халха монголы кто такие

Основу рациона халха составляют молочные продукты и мясо. Наиболее распространенным видом мяса остается баранина, при этом в южных районах люди едят верблюжатину, а на севере встречаются блюда из говядины. Редким деликатесом на столе халха является мясо яка.

Жилище

халха монголы кто такие. Смотреть фото халха монголы кто такие. Смотреть картинку халха монголы кто такие. Картинка про халха монголы кто такие. Фото халха монголы кто такие

Многие халха до сих пор живут в юртах — традиционном жилище их народа. Само название происходит от слова «народ». Существуют разные типы юрт, некоторые предназначены специально для свадебных тождеств, другие же служат обычным домом. Пространство юрты разделяется на мужское и женское. В центре юрты располагается очаг, возле которого собирается все семейство. Важного гостя посадят на наиболее почетное место, которое будет занимать в остальное время только глава семьи.

Сооружение покрывается кошмой. Отверстие остается открытым нерегулярно. Ночью его закрывают, чтобы сохранять температуру в юрте. Для этого используется аркан, который можно легко потянуть.

Вещи хранят обычно в сундуках, на полах устилают ковры, реже шкуры. Царские юрты отличались большими размерами, напоминали большие шатры. Ханы в них восседали на торах, похожих на троны.

Видео

Источник

Халха монголы кто такие

ХАЛХ (ХАЛХА, ХАЛХА-МОНГОЛЫ): выяснение вопроса об этническом названии халх имеет прямое отношение к определению, когда именно были заложены основы этнокультурной общности халхов, составлявших большинство населения Монголии. Настоящая проблема была рассмотрена учеными Д. Гонгором и С. Бадамхатаном. Ученый Д. Гонгор писал, что этническое название халх появилось еще в начале XIII в. Другой известный исследователь С. Бадамхатан отмечал, что сведений о существовании такого рода или племени в XIII в. нет, следовательно, необходимо изучить этот вопрос [БНМАУ-ын угсаатны зүй 1987: 27].

Свою версию о существовании в начале XIII в. этнического названия халх (племени или рода) Д. Гонгор пытался обосновать следующими обстоятельствами: в 64-м параграфе «Сокровенного сказания монголов» в предложении “erten-ece qongirad irgen qatun qalqatan ökid öciltön, jege-yin jisün, ökin-ü öngge-ber ba” [Сумъяабаатар 1990: § 64] есть слово халхтан, которое Д. Гонгор понял как этническое название рода или племени [Гонгор 1970: 133−134]. В целом многие ученые и исследователи предлагают свои варианты происхождения названий хатан халхтан: от слова халх, которое трактовали как щит [Haenisch 1939: 58]; от слов хатун и халх, которые понимали как «жена или девушка, славящиеся своим ликом (щеками)» [Козин 1941: 87]; от слова хатун — в смысле «носительницы этого титула, недоступные как заслон» [Pouсha 1955: 23], «представительницы высшего титула “хатун” и женщины, носящие поверх дэли (монгольской традиционной одежды типа распашного халата) безрукавку ууж» [Pelliot 1949: 9–13], «имеющие женщин как прикрытия» [Mostaert 1953: 294]; хатун понимали также как за- щиту [Eldengdei Ardajib 1996: 20], ширмы [Mangsang 1985: 123].
Из приведенного видно, что при выяснении слова хатан халхатан одни исследователи исходили из главного значения слова халх, халхлах (прикрывать, заслонять и защищать), а другие ученые понимали в том смысле, что кунгираты испокон веков славились женщинами с миловидным личиком [Дамдинсүрэн 1975: § 64; Duγarjib 1984: 19]. Достоверным является мнение ученых о том, что слово халхатан во фразе хатан халхтан, охин өчилтөн указывает на щеки или лицо человека. Наглядным примером этого является то, что до сих пор в устной речи ойратов современной Монголии лицо человека обозначают словом халх(а). В словаре ойратских наречий дано определение, что халха — щеки, лицо; номын халха — лицевая сторона книги [Цолоо 1988: 377]. В сочинении Лубсан Данзана «Алтан товчи» сказано: ”erte edür-ece qongirad irgen qacar goa-a qatud-tai öngge sayin ökid-tü bölüge” (‘с древних времен кунгираты имели пре- краснощёких жен и цветущих красивых девушек’) [Altan tobči 1990: 14]. Поэтому попытка связать термин халхтан (qalqatan) из «Сокровенного сказания монголов» с этническим (родовым или племенным) названием не представляется убедительной.

Монголы стали использовать термин халх с конца XIV в. Если быть более точным, то он непосредственно относится к периоду, когда один из восточно-монгольских туменов стал называться халхаским туменом. При этом халх вначале было названием крупной административной единицы — тумена, а не названием какого-либо определенного племени или рода. В описываемое время в состав халхаского тумена входили 12 отоков, которые с середины XVI в. разделились на пять южных и семь северных и существовали отдельно друг от друга. Несмотря на вхождение в состав халхаского тумена, южные отоки назывались, как и прежде — жарууд, баарин, хонхирад, баяд и үжээд, часть из них сохранились и в наше время. Со второй половины XVI в. северные отоки, хотя и имели собственные названия, стали также называться халхами, т.е. приняли общее наименование. В «Илэт- хэл шастир» сказано: «Даян Сэцэн хан, потомок Тайзу (Чингис) хагана в 15-м поколении, заселял земли севернее Гоби, на окраинах Хангайских гор. У него было 11 сыновей. Младшим был Гэрэсэндзэ Жалаир-хунтайджи. Отданное ему племя — халх — оставалось на месте» [Зарлигаар тогтоосон: 45-я тетрадь]. Здесь сказано о том, что со времени Гэрэсэндзэ его подданные стали называться халхами. Слово халх, бывшее с XIV в. названием административных единиц — туменов, по мере потери своего исконного значения в монгольском обществе стало общим названием многочисленных родов и племен, входивших в состав прежних семи северных отоков халхаского тумена. Именно с этого времени слова халх, халхи стали использоваться в качестве этнического названия. В связи с этим возникает вопрос, из каких же этнических групп сформировались халхи?
Первоначальным ядром формирования современных халхов были те, кто входил в состав семи северных отоков Халхи. Ими были: 1) джалаиры, олхонуты; 2) бэсуты, элжигины; 3) горлосцы, хэрэгүд (хиргис); 4) хүрээ, хороо, цоохор; 5) хөхүйд, хатагины; 6) тангуты, сартаулы;7) урянхан [Asaragči neretü-yin teüke 1960: 73; Galdan 1960: 88; Очир 2002: 14–76].

Джалаир является этнически смешанным племенем, сформированным в древности из монгольских, тюркских и тунгусо- маньчжурских родов. В конце XII начале XIII вв. джалаиры представляли собой один из куреней Чингис-хана, принимали участие в образовании Великого Монгольского государства и Монгольской империи. Джалаирами были образованы семь минганов, из которых два входили в западное крыло, четыре — в восточное крыло. Одна часть была передана Угэдэю, третьему сыну Чингис-хана. В период монгольских завоеваний на Западе некоторые из джалаиров остались в Чагатайском, Ильхановском и Золотоордынском государствах. Что касается джалаиров, подданных золотого рода чингизидов, то большинство из них в середине XVI в. отошли Ашихаю, старшему из сыновей Гэрэсэндзэ. Часть находились под управлением потомков рода Хабуту Хасара — жалаид, обосновались в двух хошунах Внутренней Монголии. Джалаиры, представляюшие уделы Ашихая в составе семи северных отоков Халхи, во второй половине XVI в. населяли Хангайские горы, откуда перекочевали к Алтайским горам в начале XVII в. За отказ их нойона Цэвээнжава служить Цинам джалаиры были наказаны и распределены по разным местам, вследствие чего в начале XVIII в. они уже перестали существовать как самостоятельная этническая группа. Рассеявшись по Северной Монголии, они составили роды под названием джалаир.

Олхонуты, входившие в состав северных отоков Халхи, расселились в халхаском Дзасагтухановском аймаке и образовали три хошуна. В составе того же аймака бэсуты образовали пять хошунов; элжигины — два хошуна; сартаулы — один хошун и урянханы — два хошуна.
Горлосы (куралас) составили в основном хошуны халхаского Тушээтухановского аймака; хирэгуд или хиргисы — хошуны Сайнноенхановского аймака. Рода хүрээ, хороо, цоохор образовали 20 хошунов Сэцэнхановского аймака; население же трех восточных хошунов составили хатагины и хөхүйды. Тангуты, входившие в состав Дзасагтухановского аймака, в 1662 г. ушли во Внутреннюю Монголию, где поселились в туметском, левого крыла хошуне Зостинского сейма, образовав один хошун. Таким образом, основное население современных халхов было сформировано из названных выше семи северных отоков (включавших группы джалаир, олхонут, бэсут, элжигин, горлос, хэригуд, хүрээ, хороо, цоохор, хөхүйд, хатагин, сартаул и урянхан). Следовательно, этнокультурную общность халхов можно просле- дить лишь с конца XVI – начала XVII вв., когда была отменена.

Прежняя административная единица — тумен и слово халх стали использовать в качестве этнического названия тех, кто составлял семь северных отоков. При этом мы не отрицаем появление предков халхов на исторической арене в далекой древности, а лишь касаемся времени образования самостоятельной этнической группы, осознавшей себя халхами, халхасами и известной в русскоязычной литературе как халха-монголы.

Этническое название халх имеет единое происхождение с монгольскими словами халхлах, хамгаалах, халхавч, что в переводе на русский язык означает щит, прикрытие и заслон. Халхаский тумен, куда входили предки современных халхов, в период с конца XIV по XVI вв. населял северо-западные окраины территории восточных монголов, и потому как прикрытие, защита и опора обрел название халх, что отмечено в источниках [Шара туджи 1957: 96; Galdan 1960: 65; Damdinsürüng 1959: 83].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *