хаджа это что такое в исламе
Хадж – обязательный столп Ислама
Пятым столпом Ислама является совершение паломничества – хаджа имеющим на это возможность. Слово «хадж» в переводе с арабского означает сильное желание, намерение и посещение того, кого возвеличили. А в Шариате это означает намерение и посещение высокочтимой Каабы с целью совершения специальных богослужений, связанных с определенными условиями и правилами.
Нельзя откладывать совершения хаджа тому, кто обладает этой возможностью, ведь может случиться так, что такая возможность ему больше не представится. Кто умрет, не успев совершить хадж, хотя имел на то возможность, в Судный день предстанет перед Аллахом ослушником, ибо не выполнил свой долг перед Ним.
При наличии шести условий совершение хаджа становится обязательным:
1. Достижение совершеннолетия.
2. Исповедование религии Ислам.
3. Здравость рассудка.
5. Безопасность пути.
6. Материальная и физическая возможность.
Хадж состоит из шести составных частей – арканов:
1. Намерение вместе с надеванием ихрама (специальной несшитой одежды, состоящей из двух кусков материи).
2. Пребывание в местности ‘Арафа.
3. Таваф – обход вокруг Каабы.
4. Хождение между холмами Сафа и Марва.
5. Сбривание волос (минимум три волоса).
6. Соблюдение последовательности.
Паломничество – наиважнейший ритуал, без которого вера теряет свою полноту. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что тот, кто совершит хадж ради Аллаха, не сквернословя и не греша при этом, вернется таким же чистым от грехов, как в день своего рождения.
Пророк (мир ему и благословение) также отмечал, что шайтан никогда не бывает столь унижен, презираем, опозорен и разгневан, как в день пребывания паломников в местности ‘Арафа, ибо видит тот, как нисходит на людей Милость Аллаха и прощаются им великие грехи. Сказано, что среди грехов есть такие, которые прощаются только пребыванием в местности ‘Арафа.
Однажды сатана, проклятый Аллахом, явился к Пророку (мир ему и благословение) в виде странника, стоящего на ‘Арафе, худого, желтого, плаксивого и сгорбленного. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил его:
— Отчего ты льешь слезы, отчего исхудал, отчего изменился лицом, почему сгорбился?
На что иблис ответил:
— Из-за множества людей, спешащих сюда, боюсь, что надежды их сбудутся, и от того у меня тоска. От ржания коней на пути к Аллаху: если бы всадники спешили ко мне, было бы лучше. От согласия людей быть послушными Аллаху: если бы покорились они мне, было бы лучше. От слов раба Аллаха, который просил для себя кончины праведника. Горе мне! Он – действительно из числа знающих, если способен на такое удивительное действо.
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано, что, если кто-то покинул свой очаг с целью совершения хаджа или ‘умры [1] и умер в пути, то ему записывается вознаграждение, равное воздаянию за совершение хаджей до наступления Судного дня. Тот же, кто умер в одном из двух Святых городов – Мекке или Медине, в Судный день не будет допрошен, и ему скажут, чтобы вошел в Рай.
Совершение благословенного хаджа дороже жизни на этом свете, и для совершающих хадж только одна награда – Рай.
Ислам выделяет несколько видов богослужения, среди которых есть явные и скрытые. Скрытое богослужение – это поклонение сердца, например, любовь к Аллаху, искренность, покаяние, упование, страх и надежда на Его Милость. Явное богослужение бывает двух видов: телом и имуществом. Так вот хадж – это универсальное богослужение, ибо он совершается как имуществом, так и телом, а кроме того, у него есть и скрытые стороны, к примеру, чистота намерения.
Хадж отличается от других столпов Ислама тем, что он совершается только в определенном месте Земли – в Мекке, тогда как исполнять такие столпы Ислама, как намаз, пост, закят, можно в любом уголке Земного шара.
Всевышний Аллах установил правила и законы для Своих рабов таким образом, что человек, совершающий их, получает пользу как в этой, так и в будущей жизни. Священный Коран, рассказывая о хадже, упоминает о пользе и мудрости, заключенных в этом столпе Ислама.
Мудрости хаджа
Теперь мы вкратце упомянем о некоторых моментах паломничества, в которых скрыто много мудрости.
1. Объединение мусульман. Ислам придает особое значение теплоте отношений и дружбе между мусульманами. Всевышний Аллах создал столпы Ислама способствующими сплочению и единению мусульман. Например, жители одного квартала имеют возможность встречаться пять раз в день в близлежащей мечети, совершая там коллективный намаз. Кроме того, жители всего населенного пункта имеют возможность раз в неделю встречаться в мечети на пятничной молитве. А все мусульмане планеты имеют возможность раз в год встречаться на хадже, поэтому хадж является самой большой регулярной конференцией мусульман мира.
2. Оживление настоящего мусульманского братства. Все мусульмане, независимо от расы, национальности, совершают одни и те же обряды и ритуалы, просят у Господа – Единого для всех, смотрят в одну и ту же сторону, т.е. в сторону Киблы.
3. Притяжение всех мусульман, как бы далеко они не находились, к центру исламского мира – Благословенной Мекке, из которой по всему миру распространился свет Единобожия.
4. Проявление равенства между мусульманами. При соблюдении обрядов хаджа исключаются какие-либо привилегии; господин и слуга, министр и рабочий – все находятся на одном уровне. Воистину, это то место, которое напоминает о начале рождения человека, когда у него нет преимущества перед кем-либо. Также хадж – это напоминание о Судном дне, когда все станут перед Господом без одежды, в страхе перед допросом, где не поможет ни благородство рода, ни имущество, ни положение в обществе.
5. Хадж – это напоминание мусульманам об их благочестивых предках, пророках и посланниках, чтобы верующие смогли проникнуться глубоким вдохновением и чтобы вера укрепилась в их сердцах.
Каждое место, где выполняется обряд хаджа, связано с каким-либо историческим событием. К примеру, прежде всего, вспомним первого человека на земле Адама (мир ему), который впервые босиком, с непокрытой головой, прикрытый одной только накидкой, совершал семикратное обхождение Каабы. Перед Каабой паломник представляет образ посланников Аллаха Ибрахима и Исмаила (мир им), которые заново строили Каабу после всемирного потопа. Также верующие представляют нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который целовал священный камень «Аль-Хаджар аль-асвад». Холмы Сафа и Марва напоминают паломнику о Хаджар, которая искала воду для своего сына Исмаила (мир ему), а Мина, где кидают камешки, напоминает пророка Ибрахима (мир ему), который в этом месте отогнал от себя сатану, кидая в него камни.
6. Хадж – это воспитание паломника, когда он, находясь в пути и сталкиваясь с разными трудностями и неудобствами, должен проявить терпение (сабру). На хадже в одном месте встречается большое количество мусульман, и здесь необходимо проявлять выносливость, скромность, тактичность, уступчивость. Хадж также воспитывает в человеке щедрость, когда он закалывает жертвенное животное в день Курбан-байрама или когда раздает милостыню неимущим.
Пусть тот, кто желает начать жизнь с чистого листа, приступает к паломничеству с искренним намерением, а признаком принятия Всевышним хаджа является изменение характера человека в лучшую сторону после его совершения.
Хаджа это что такое в исламе
Указаниями же на то, что совершение хаджа относится к обязательных (фард) для мусульман действий, служат Коран, Сунна, и единодушное мнение всех членов мусульманской общины (иджма).
Отсюда становится понятным желание практически каждого мусульманина совершить хадж и стремление к исполнению этого обряда. На мусульманина возложена обязанность совершить хадж один раз в жизни, а тот, кто захочет совершить его неоднократно, может делать это как дополнительное поклонение.
Обязательные условия совершения хаджа
Вместе с тем хадж, как и малое паломничество (умра) имеет свои условия для совершения. Паломник обязан быть:
Мусульманином.
Этот постулат является необходимым для выполнения любого религиозного действия, предписанного исламом.
Совершеннолетним.
Здравомыслящим.
Наличие разума является необходимым условием обязательности хаджа, безумец не обязан совершать его.
Свободным.
Невольник не обязан совершать хадж в силу того, что он не располагает возможностью.
Наличие возможности совершить хадж является обязывающим условием, а не позволяющем его совершение. Например, если бедный человек отправится в путь с целью совершения предписанного хаджа и это создаст для него затруднения, совершение такого хаджа будет действительным, и он будет считаться хаджи.
В то же время уважительными причинами для несовершения хаджа лично являются опасность пути, а также болезни и физические недостатки. В подобных случаях состоятельному мусульманину следует либо отправить в хадж другого человека, либо распорядиться о выделении на это необходимой суммы в своем завещании.
Последовательность хаджа
Хадж имеет пять составляющих для совершения: намерение, стояние на горе Арафат, совершение тавафа (семикратный обход вокруг Каабы), са’ю (хождение семь раз между холмами Сафа и Марва), удаление (бритье) волос с головы. Умра имеет такие же составляющие, кроме стояния на горе Арафат. При невыполнении одного из этих составляющих хадж считается недействительным.
Намерение осуществляется при вхождении в состояние ихрама, надевание куска белой ткани (изара) и произнесение тальбии (прославление Всевышнего, начинающегося словами «Ляббайка» («Вот я перед Тобой, Господь!»). Ихрам можно сравнить с началом совершения намаза. Его действительность отражается на действительности всего обряда хаджа
Необходимым условием действительности состояния ихрама являются:
2. Запрет охотиться: убивать дичь, указывать на нее другим или исполнять обязанности проводника во время охоты. Запрещено также рубить деревья и собирать листву на территории Харама.
3. Запрет носить сшитую одежду и обувь: смысл запрета в том, чтобы паломники отказались от любой роскоши и ограничились изаром и накидкой (рида), которые символизируют проявление им смирения и покорности. Изар должен напоминать паломнику об облачении в саван после смерти и Судном дне, когда все люди будут нагими и босыми.
4. Отказ от покрытия головы и лица: от прямых лучей солнца дозволено лишь использование зонтика
5. Запрещается нанесение благовоний на одежду и тело и использование масла для умягчения кожи
6. Нельзя брить или стричь голову и бороду, стричь ногти.
Вторым предписанным элементом хаджа является стояние на горе Арафат в определенное время. Период, который отводится для стояния, начинается сразу после полудня девятого Зуль-хиджа и завершается с появлением утренней зари в десятый день этого месяца, который является первым из дней жертвоприношения.
Если человек не примет участия в обряде стояния хотя бы в течение непродолжительного времени, это будет означать, что он не совершил хадж. Как правило, совершив в Мекке утреннюю молитву 8-го Зуль-хиджа, паломник должен отправиться в долину Мину после восхода солнца.
В Мине паломнику следует совершить полуденную, послеполуденную, вечернюю и ночную предписанные молитвы, провести там ночь и по возможности совершить там же утреннюю молитву в день стояния на Арафате.
После восхода солнца паломник должен направиться из Мины к Арафату, повторяя тальбийу. Местом стояния является вся долина Арафат, за исключением вади Урана, находящегося к западу от мечети Намира. На Арафате паломник должен заниматься мольбой и восхвалением Всевышнего почти до наступления времени полуденной молитвы.
После молитвы паломнику следует усердно и смиренно обращаться к Аллаху с мольбами и просьбами. Так он проводит остаток дня до захода солнца. После чего руководитель хаджа покидает это место вместе с людьми, перемещаясь в местность Муздалифа. Здесь совершаются совместно вечерняя и ночная молитвы. Ночевка в Муздалифе, где паломник встречает рассвет, после чего проводит там еще некоторое время, является обрядом, относящимся к категории «сунна му’аккада». Поступать так обязаны все паломники, за исключением слабых, например, больных, стариков и женщин. Находясь ночью в Муздалифе, следует совершать молитвы, поминать Аллаха и обращаться к нему с мольбами, поскольку эта ночь не только следует за днем стояния на Арафате и предшествует дню праздника, но и проводится на территории Харама.
В тот же день происходит жертвоприношение. Паломникам, которые совершают только хадж, принести в жертву животных является сунной (рекомендуемым деянием), а для тех, кто совершает «хаджж аль-киран» или «хаджж ат-та-матту'», это является обязательным.
Третьим предписанным элементом хаджа является обход Каабы. После бросания камешков, жертвоприношения и бритья паломник в тот же день должен направиться в Мекку для совершения обхода Каабы. Лучше всего сделать это в первый день жертвоприношения, если же по каким-либо причинам такой возможности у паломника не будет, обход можно совершить во второй или третий день.
Паломнику, который намерен перейти к выполнению обряда рекомендуемого ритуального бега (сай), следует подойти к Черному камню и прикоснуться к нему, а потом выйти из Запретной мечети через ворота ас-Сафа и подняться на холм ас-Сафа так, чтобы ему была видна Кааба. В целом ритуальный бег, который начинается на холме ас-Сафа и завершается на холме аль-Марва, включает в себя семь таких циклов.
Лучше всего совершить обряд ритуального бега после предписанного обхода Каабы, поскольку «са’й» является рекомендуемым элементом хаджа, и его предпочтительно совершать после обязательного. Переходить к ритуальному бегу сразу после обхода Каабы не обязательно, хотя в соответствии с сунной эти обряды следует выполнять один за другим.
Иначе говоря, если паломник не сделает это сразу в силу каких-либо уважительных причин или для того, чтобы отдохнуть, в этом не будет ничего дурного.
После завершения Ид-аль-Адха (праздника жертвоприношения, Курбан-байрам) и дней ташрика (3 дня жертвоприношения) хаджи покидают как правило Мекку и совершают зиярат (посещение) могилы Пророка Мухаммада в Медине.
Могила его расположена внутри мечети Пророка. Наряду с этим паломники посещают кладбище сподвижников и другие достопримечательные места.
Хадж в современной России
Примечания
Автор: Кавказский Узел
Хаджа это что такое в исламе
Хаджж или хадж – так называют паломничество мусульман, в которое входит посещение Мекки и Масджид аль-Харам, а также окрестностей Мекки, включающее посещение горы Арафат, долин Мина и Муздалифа в определенный промежуток времени по лунному календарю и время проведения будет отличаться каждый год от солнечного григорианского календаря. Паломничество в Мекку может быть малым (умра), которое совершается в любое время года, а также большим (хадж), то есть непосредственно в месяц Зуль-Хиджа.
Хадж – один из пяти столпов ислама, пятый, а первые четыре – это Шахада, намаз или молитва, закят или обязательная милостыня, а также саум или пост в месяц Рамадан.
Хадж неоднократно упомянут в Коране, Всевышний Аллах повелевает мусульманам в Священной Книге: «Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха» (сура Аль-Бакара (Корова), 196-й аят), «Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!» (сура Аль-Бакара (Корова), 197-й аят).
Этимология понятия «хадж»
Слово хадж в переводе с арабского языка на русский означает «намерение» или «стремление», «стремление к прославленному», а также «возобновление» и «возвращение».
Термином «хаджи» называют человека, который совершает или совершил хадж. Во время паломничества хаджи обходит вокруг Каабы, затем через какое-то время снова совершает обход, возвращаясь к Каабе снова, а после этого идет в долину Мина, совершает там все необходимые обряды, и после вновь возвращается к Каабе для того, чтобы совершить прощальный обход.
Понятие «хадж» упоминается в Таурате: таким термином называются пляски или хоровод по кругу. Еврейский термин «хаг» соответствует арабскому понятию «хадж».
Хадж как термин в Шариате
Термин «хадж» в Шариате подразумевает действие, которое совершают определенным образом в установленном месте и в установленное время. В Священном Коране указано, что совершать хадж является обязанностью для любого мусульманина, и это подтверждает и сунна Пророка Мухаммада ﷺ, а также единодушно подтверждают мусульманские ученые (улемы).
Хадж следует совершать с начала 12 месяца лунного мусульманского календаря, и этот месяц по этой же причине получил название «зу-ль-хиджжа», что в переводе с арабского означает «обладающий паломничеством».
История обрядов хаджа
Исходя из того, что описывается в мусульманских преданиях, история обрядов хаджа берет свое начало еще от истории о пророке Адаме и его жене Хаве или Еве. Когда они были изгнаны из Рая, встретились они вновь на горе Арафат, а именно стояние на горе Арафат входит в хадж как один из обязательных обрядов.
Также история хаджа восходит своими корнями к истории об Ибрахиме или Аврааме, а также его сыну Исмаилу, в которой рассказывается, что Ибрахим должен был принести своего сына в жертву Всевышнему, но Всевышний Аллах вместо человеческой жертвы, велел принести в жертву животное. Эта история показала не только то, что пророк Ибрахим прошел испытание крепости своей веры, но и то, что, сохранив жизнь сына Ибрахима, Всевышний Аллах показал, что Господу не нужны человеческие жертвы. До Всевышнего Аллаха не доходит мясо или кровь жертвенных животных, но до Аллаха доходит богобоязненность верующих и их искренние намерения.
Ислам учит мусульман обязанности хотя бы раз в жизни совершить хадж, за исключением тех, которые это делать не в состоянии. Те мусульмане, которые не могут сами отправиться в хадж или паломничество по уважительной причине, то они могут отправить в паломничество другого человека вместо себя. Такого человека называют термином «вакиль аль-хадж», ему оплачивают все расходы, связанные с поездкой.
Суть хаджа
Хадж – это одно из лучших деяний, которые в своей жизни может совершит мусульманин. Об этом сказал Пророк Мухаммед ﷺ, когда ему задали соответствующий вопрос: в ряду лучших деяний мусульманина он назвал сначала веру в Аллаха и Его Посланника, затем борьбу на пути Аллаха и потом «безупречный хадж».
Совершение паломничества за долги
По словам Абдуллаха ибн Аби аль-Джадаа, когда Посланнику Аллаха ﷺ задали вопрос о том, следует ли человеку, который не знает, как совершить хадж, поскольку у него нет средств, чтобы совершить паломничество, взять в долг для совершения хаджа, Пророк Мухаммад ﷺ ответил отрицательно, что указывает на тот факт, что паломничество нельзя совершать за долги. Несмотря на слабость хадиса, совершать хадж за долги не следует.
По канонам ислама, человек на свое паломничество должен заработать деньги только честным путем, и это относится также к средствам на дорогу, а также проживание паломника во время хаджа и его питание.
Когда и как совершить хадж?
Время, в которое следует совершать хадж, рассчитывают по календарю хиджры или Исламскому календарю лунного года.
Паломничество включает в себя пять дней с восьмого по двенадцатый день месяца Зуль-хиджи, который по исламскому календарю является последним месяцем года. На девятый день мусульмане отмечают «День Арафат», день хаджа.
Количество дней исламского лунного календаря меньше на одиннадцать дней, чем григорианского календаря. По этой причине время хаджа и даты его проведения каждый год меняются, то есть с каждым годом дата приближается примерно на десять-одиннадцать дней. Один раз в тридцать три года выпадает год, в который дважды проводится хадж, и в последний раз такое было в 2006 году.
Вход в ритуальное состояние паломника
Если верующий вошел в состоянии ихрама, то ему запрещено:
После того, как будет совершено полное омовение или гусль, женщинам мусульманкам следует надеть свободную одежду, а голову покрыть платком так, чтобы только лицо было видно, а одежда должна прикрывать все тело, кроме кистей рук и ступней ног. Мужчинам предписано надеть два белых покрывала, одно из которых будет закрывать ноги до колен, а второе будет надето на левое плечо. Предназначение таких одеяний – символизировать чистоту помыслов мусульман, совершающих паломничество, а также то, что перед Всевышний Аллахом все равны.
Облачение верующих в одежду ихрам происходит в месте, которое носит название «микат». Микат располагается за четыре километра до того места, где находится Кааба. Современные мусульманские паломники надевают специальные одежды заранее перед тем, как сесть в самолет или непосредственно на борту самолета.
Как совершить хадж: виды паломничества
Хадж подразделяется на несколько разных видов:
Мнения мусульманских ученых богословов по данному вопросу расходятся. В хадисах Пророка Мухаммеда ﷺ приводят слова Аиши о том, что, когда они вместе с супругом, Пророком Мухаммедом ﷺ, выехали в Мекку для совершения паломничества, часть из тех мусульман, что были с ними, приняли состояние ихрама, чтобы совершить только умру, а часть из них намеревались совершить и умру, и паломничество хадж, и некоторые собирались совершить только хадж. Пророк Мухаммед ﷺ объявил тогда, что намеревается совершить только хадж. Те же, кто собирался совершить и умру, и хадж, до самого дня жертвоприношения из состояния ихрама не вышли.
Ученые богословы ислама не пришли к единому мнению относительно того, какой вид паломничества предпринимать предпочтительнее, но единогласным остается мнение о том, что все вышеупомянутые способы совершения паломничества разрешаются мусульманам. Также среди ученых нет единого мнения относительно того, какой вид совершения паломничества предпочитал Пророк Мухаммед ﷺ.
Правила и обязательные условия хаджа и умры
Совершение хаджа или умры возможно только при соблюдения нескольких обязательных условий:
К возможностям, которые относятся одинаково как к мужчинам, так и к женщинам, относят:
К возможностям, которые относятся исключительно к женщинам, являются:
По мнению части мусульманских богословов, женщина должна совершать паломничество в сопровождении мужчины махрама. Но есть и такие, которые придерживаются мнения, что в составе женской группы паломников женщина тоже может отправляться в паломничество.
В современном мусульманском мире визы тем женщинам, которым нет еще сорока пяти лет, если у них нет сопровождающего, не выдаются посольством Саудовской Аравии.
Столпы хаджа
Мусульманские ученые богословы из ханбалитского и маликитского мазхабов считают, что есть четыре столпа хаджа, которые следует обязательно выполнить, чтобы хадж был засчитан как действительный.
По мнению ученых ханафитского мазхаба, у хаджа всего два столпа, Арафат и таваф, и если их не совершить, то хадж посчитают недействительным, а обязательным при выполнении хаджа является:
По мнению шафиитов, мнение ученых ханбалитского и маликитского мазхаба верное, но шафииты добавляют к столпам хаджа еще два:
Последовательность хаджа
1. Войти в ихрам
Мусульмане проходят микат, то есть специально отведенное место, которым обозначена граница территории, вход на которую возможен только в состоянии ихрам, затем произносят намерение совершить паломничество, а затем говорят тальбийа: «Вот я перед Тобой, Господи! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!».
2. Первый раз паломник обходит вокруг Священной Каабы в седьмой день зуль-хиджа. Мусульмане, совершающие хадж, должны войти в Масджид аль-Харам, будучи босыми, пройдя через Баб ас-Салам или Врата мира с правой ноги. После этого паломник должен проследовать к «Черному камню» и коснуться его рукой или поцеловать.
3. Далее совершают Сай, то есть бег между холмами Марва и Сафа семь раз. Далее мусульмане, совершающие хадж, направляются к священному колодцу, который носит название Замзам, и пьют эту воду.
4. Центральный обряд всего хаджа или Вукуф (молитвенное стояние в долине Арафат) совершают на девятый день хаджа. Стояние начинают в полдень сразу после того, как Солнце пройдет точку зенита, а завершается стояние перед закатом солнца.
Долина Мина, в которой паломники проживают, исполняя обряды хаджа
5. На десятый день хаджа мусульмане, совершающие хадж, направляются в долину Мина, и там происходит бросание семи камней, которые были подобраны в Муздалифе. Камешки следует кидать в один из трех столбов, последний, джамрат аль-акаба, который символизирует Сатану, преграждавшего дорогу пророку Ибрахиму. Так совершают обряд побивания камнями Шайтана, и мусульмане, кидая камни, посвящают себя мысленно Всевышнему Аллаху, обещая, что приложат все усилия для того, чтобы изгнать из своей жизни нечестие и дьяволов.
6. Праздник Курбан-байрам начинается в этот же день: мусульмане, совершающие хадж, совершают жертвоприношение, после чего волосы или сбривают, или подстригают коротко, а бороды укорачивают.
7. После этого совершают таваф аль-вада или «прощальный» обход вокруг Каабы.
На протяжении трех дней после этого, с одиннадцатого по тринадцатый день включительно, мусульмане также совершают жертвоприношения и приходят в долину Мина, также бросают камни, но уже в каждый из трех столбов, которые называются джамрат аль-акаба, джамрат аль-вуста и джамрат аль-ула.
Заканчиваются обряды хаджа в четырнадцатый день месяца зу-ль-хиджжа. В этот день мусульмане, совершающие паломничество, могут выйти из состояния ихрам.
Многие из паломников после того, как будет завершен хадж, отправляются посмотреть те места, которые в Мекке связаны с жизнью и деятельностью Пророка Мухаммада ﷺ. Паломники могут отправиться в Медину, чтобы увидеть могилу Пророка Мухаммада ﷺ. Также паломники могут посетить город Таиф, в котором Пророк Мухаммед ﷺ укрывался от курайшитов, которые его преследовали – мечеть дяди Пророка Мухаммада ﷺ Аббаса расположена также в этом городе, и в ней паломники могут совершить совместную молитву. В Медине паломники могут посетить Масджид ан-Наби или Мечеть Пророка, которая является второй по значению мечетью после Запретной Мечети. Усыпальница Пророка Мухаммада ﷺ располагается в юго-восточной части мечети, и у могилы его мусульмане произносят приветствие.
Прибыв в Медину, паломники направляются в Мечеть Пророка ﷺ — вторую по значению после Запретной Мечети в Мекке. Совершив молитву, паломники-мужчины следуют в юго-восточную часть мечети, где находится усыпальница пророка Мухаммеда ﷺ и могилы праведных халифов Абу Бакра и Умара.
Также мусульмане могут посетить кладбище Джаннат аль-Баки: на этом кладбище похоронены члены семьи Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижники.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)