фрирайдер что это такое
2 минуты на прочтение
Гора – это огромная игровая площадка, которая только и ждёт, чтобы её исследовали. Катая во фрирайде, вы откроете для себя новые ощущения и прекрасные пейзажи. Готовы безопасно начать?
ЗНАЕТЕ, ЧТО ТАКОЕ ФРИРАЙД?
Это просто катание вне каких-либо установленных рамок. В горах всё, что вам нужно сделать, чтобы заняться фрирайдом – это надеть лыжи или сноуборд и сойти с проторенной дорожки (или подготовленных склонов. ).
Вы спросите, а как же безопасность?
Правда, что в горах одного лишь энтузиазма недостаточно. Чтобы обеспечить безопасность, нужно хорошо знать местность и опасности, которые она может в себе таить. Нет ничего лучше, чем компания гида или инструктора, который покажет вам путь и откроет для вас самые красивые места, при этом сводя риски к минимуму.
Всегда вместе
Ни один день в горах не будет хорошим без друзей или семьи. Это хороший принцип, который может вас спасти: если вы потеряетесь или получите травму, в группе всегда будет кто-то, кто сможет позвать на помощь или найти правильный путь. Это важное условие для фрирайда, так как погодные условия или рельеф могут быть крайне сложными.
Открывайте новое в полной безопасности
Хотите открыть для себя фрирайд? Исследуете новые трассы? Не сомневайтесь, берите проводника! От снаряжения до выбора маршрута гид даст лучшие советы и будет знать, как обеспечить вашу безопасность, даже если придётся повернуть назад – если возникнет такая необходимость. Вы получите удовольствие от фрирайда, если рядом будет опытный гид или инструктор. Готовы окунуться во фрирайд с головой?
ЭКИПИРОВКА ФРИРАЙДЕРА
Новичок вы или опытный фрирайдер, вы наверняка слышали утверждение: хороший фрирайдер – это хорошо экипированный фрирайдер.
Лопата, щуп, лавинный датчик (бипер) и противолавинный рюкзак будут с вами везде, куда бы вы ни отправились. А если вы исследователь в душе, то вам могут пригодиться кошки и ледоруб, иногда даже обвязка и верёвка. Что касается аптечки, то она не будет обузой, может, однажды вы даже будете рады, что носили ее с собой.
Полезные советы от Wedze
В аптечке фрирайдера отдайте предпочтение выживанию в холодных условиях: помимо основных средств от незначительных травм у вас обязательно должно быть термоодеяло, зажигалка, мультитул и энергетический батончик.
С этими советами и проводником, который будет сопровождать вас в горах, вам остаётся только отправиться исследовать горы и оставить свой след на нетронутых склонах. Готовы к новым ощущениям?
Фрирайд — что это, история, виды, техника катания, особенности лыжного снаряжения
Кататься в стиле фрирайд это мечта многих, кто любит кататься на лыжах в горах: большие виражи, пушистый снег, ощущение свободы, сделать первый поворот… Этот спорт выглядит как развлечение, но на самом деле очень техничный, и требует и соответственного снаряжения, и знания правил скольжения, и техники безопасности.
Что значит катание фрирайд?
Кататься фрирайд означает кататься вне трасс, не по проложенной лыжне, а следовательно по неисследованному спуску. Катание фрирайд стало настоящей спортивной дисциплиной в середине 90-х годов, особенно после выхода фильмов о катании по свежему снегу. Стиль фрирайд практикуется в горах: в лесу, между двух лыжней, под канатной дорогой, ведущей к началу трассы или даже еще дальше, где нет никого, по девственному снегу. Если цель фрирайд катание по свежему пушистому снегу, то такое его состояние бывает не всегда. Бывает, что снег покрыт хрустящей коркой и пушистый внутри, бывает, что снег становится твердым. Необходимо научиться распознавать состояние снега, чтобы выбрать время для идеального катания, которое бывает не всегда. Часто фрирайдеры катаются и по неподготовленному снегу. Зачем они это делают? Чтобы ощутить полную свободу. Фрирайдер всегда в поиске новых ощущений, в поиске мест, где можно оставить след своих лыж на нетронутом снегу. Это требует соответствующего лыжного снаряжения. Не знали? Фрирайд это не синоним только спуска. Это и передвижение на лыжах на большие расстояния, и подъем, чтобы достичь вершины, а для знатоков фрирайда и занятие горным альпинизмом.
В последние годы все больше людей чувствуют сильную потребность в чем-то новом, свежем. Продвинутые лыжники и сноубордисты, которых можно узнать по удлиненным вязаным шерстяным шапкам и лыжным маскам, в которых они заходят даже в рестораны после катания, не хотят ждать очереди на подъемнике, которым не нравятся спуски с таким количеством народа, как в торговых центрах в субботу вечером. Для таких «фрирайд» и «фристайл» не мода, не стили катания, а стиль жизни, свободный от рамок, ограничений и схем.
Так какие существуют основные виды фрирайда?
Самый распространенный с подъемом на бугелях или по канатной дороге.
Все как обычно — на горнолыжном курорте лыжник или сноубордист выходит из своего отеля и направляется к подъемнику. Поднимается, а затем идет не к расчищенному спуску, как большинство, а в другую сторону, туда, где снег манит своей нетронутостью и своими секретами. По количеству проделанных спусков такой фрирайд не отличается от катания по трассам, но спуск можно выбирать, чуть круче, чуть положе, через лес.
Это самый безопасный вид фрирайда, потому что на многих курортах, особенно крупных, происходит постоянный мониторинг состояния снега на предмет опасности схода лавин. Да и на сигнал SOS ответят быстро, в случае чего. Все бы хорошо, но ведь душа всегда просит большего, и для совершенства нет предела. И вот, накатавшись под канатной дорогой, спортсмены решаются на более рискованные действия — решают уйти далеко от канатки.
Фрирайд backcountry (бэккантри) это когда собирается группа опытных лыжников или сноубордистов (а должна быть именно группа) и идут туда, где нет признаков цивилизации, чтобы накататься от души. Ищут пушистый снег и устраивают настоящий праздник «свободного катания». Занимаясь бэккантри, райдер получает удовольствие не только от зажигательного спуска по абсолютно нераскатанному склону, но и от подъема к месту старта, ничуть не менее интересного и увлекательного.
Шаг за шагом ступая вверх по склону, опытный райдер всегда обращает внимание на предполагаемый маршрут спуска и возможные варианты, на ориентацию склона и выбор мест для съемки и безопасной остановки при возникновении критической ситуации, на состояние снега и лавинную опасность, погоду, свою физическую и эмоциональную подготовку. А после подъема долгожданный спуск, всегда разный, всегда новый, опасный и прекрасный одновременно.
Как подготовиться к катанию фрирайд?
Основное правило — катание должно быть максимально безопасным. Только так можно получить истинное удовольствие. Правило в горах — никогда не быть одному. Организуйте группу от 2-х до 6-ти человек. Лучше, если в составе группы будет профессионал, который правильно определит и состояние снега, и даст советы по спуску вдали от проложенных трасс.
Катайтесь в полном снаряжении
Чтобы избежать любых неожиданностей, нужно иметь все снаряжение, необходимое для фрирайда: шлем, маску, набор для поиска возможной жертвы лавины, рюкзак с лопатой, поисковым зондом и аптечкой для первой помощи.
Лыжи для фрирайда должны быть широкими и с загнутыми носами, чтобы лыжник не тонул вАкруг глубоком снегу. При выборе особенно важен вес лыжника — чем он больше, тем большей должна быть и ширина и вся площадь лыж. Существуют таблицы для подбора лыж для фрирайда, в них учитываются рост, вес и гендерные различия лыжников.
Новичкам нужно запомнить простую вещь: прибавьте к вашему росту 10 см, длина таких лыж оптимальна. Что касается ширины, то разброс здесь очень большой. Если вы хотите кататься по нетронутой целине с глубиной снега от полуметра и выше, выбирайте максимально широкие лыжи 140 мм. Если же планируется кататься по уплотненному снегу, то ширина лыж может быть достаточной в 100 мм. Важна и скорость катания — чем она медленнее, тем лыжи шире, и наоборот.
Узнавайте о погоде и состоянии снега
При приготовлении к катанию фрирайд обязательно нужно выбрать оптимальный день, когда риск схода лавины минимальный, погода хорошая, ветер небольшой или его нет совсем. Если есть сомнения, катание вне трасс лучше отложить на другое время, даже если вам не терпится. Как же можно определить местную погоду? Лучше всего спрашивать у персонала, который подготавливает трассы, у администрации горнолыжного курорта. Обязательно нужно слушать и сводки погоды, просматривать информацию, насколько велика вероятность схода лавин в этот день. Эта информация есть и в интернете, и на питтограммах, которые вывешиваются вместо флажков.
Выбирайте спуск, который соответствует вашему уровню катания и физической подготовке
Не переусердствуйте. Начало катания в стиле фрирайд уже требует высокого уровня катания по трассам на горных лыжах. Начинайте внетрассовое катание в кампании с лыжником-профессионалом, который может дать и советы по технике, и помочь в случае необходимости.
Какие преимущества есть у катания в стиле фрирайд?
Катание вне трасс это спорт, где чувство свободы и волнение смешиваются и превращаются в развлекательный коктейль, который лыжники хотят пробовать вновь и вновь. Если рассматривать фрирайд с технической точки зрения, то он поможет значительно улучшить свой уровень катания, ведь спускаться придется на снегу разного состояния.
С точки зрения физической формы, катаясь фрирайд, разрабатываются икроножные, бедренные и мышцы пресса. Передвигаясь на лыжах, поднимаясь вверх, вы почувствуете, как быстро согреваются мышцы всего тела.
С точки зрения духа, катание фрирайд усиливает способность к концентрации внимания, пониманию состояния снега, анализу возможных ошибок. Так как катание вне трасс практикуется в группах, то это чудесные моменты совместного времяпровождения, разговоров, смеха и всего того, что оставит самые теплые воспоминания. Спорт в том числе и это!
Снаряжение, необходимое для катания вне трасс
Две вещи, абсолютно необходимые для этого стиля катания: иметь лыжи фрирайд и экипировку для безопасности.
Лыжные ботинки должны быть удобными, ведь, как уже было сказано выше, фрирайд это не только спуски, но и подъемы, и передвижения на большие расстояния. Ногам должно быть комфортно, и в тоже время ботинки должны быть прочными, ведь нагрузка при катании очень высока.
Лыжи для фрирайда должны быть широкие от 85 до 140 мм, чтобы гарантировать устойчивость к глубокому снегу. Некоторые лыжники выбирают лыжи с рокерами на носах или даже и в хвостовой части, так что спортсмен чувствует себя как серфингист при любом состоянии снега.
Некоторые лыжи имеют вставки из меха морских котиков, на которых можно преодолевать расстояния в десятки километров по пересеченной местности.
Лыжные палки должны быть телескопическими, т.е. их длина может варьироваться в зависимости, совершаете ли вы спуск или подъем. Важно, что кольцо внизу палок должно быть широким, чтобы не увязать в снегу.
При катании фрирайд по неисследованному снегу абсолютно необходимо надевать шлем. Ведь под снегом могут быть и поваленные деревья, и камни, да и сам снег иногда бывает достаточно твердым.
Лыжная маска это необходимый элемент экипировки при любом виде катания, и особенно при катании фрирайд — она не только защищает глаза от солнца, но и позволяет лучше «читать» все неровности и особенности снежной поверхности.
ARTVA это приспособление, которое необходимо для поиска людей, попавших в лавину. При начале катания его нужно держать во включенном состоянии и в режиме поиска. ARTVA находит человека под снегом. Таким образом, это приспособление гарантирует безопасность и вам, и лыжникам вокруг вас. На горнолыжных курортах приспособления ARTVA можно взять в аренду, а инструкторы расскажут, как им пользоваться.
Снаряжение для безопасности: рюкзак, лопата и зонд. Это минимум, который должен быть с вами всегда. В рюкзаке должна быть вода, пара бутербродов, аптечка, возможно, перчатки на смену. Лопата и поисковый зонд спасут жизнь жертве лавины, это обязательно нужно учитывать при внетрассовом катании. Еще раз напомним о необходимости иметь на груди приспособления для безопасности, которые помогут найти вас в случае схода снежной лавины.
При выборе лыжного костюма для катания в стиле фрирайд важно руководствоваться соображениями удобства — размер куртки и брюк должен быть достаточно просторным, чтобы обеспечить свободу движений. Одежда должна быть герметичной и непромокаемой, чтобы оставаться сухим после падения. А также с терморегулировкой, которая позволит не слишком потеть при физических нагрузках.
RECCO это система спасения при сходах лавин, использующаяся во всем мире и помогающая быстро находить человека под снегом. Она не заменит ARTVA, но умножит шансы вовремя обнаружить жертву лавины.
Первые шаги во фрирайд
Оценка читателей:
Все чаще и чаще мы слышим слово «фрирайд». Существует много зрелищных фильмов о том, как профессиональные райдеры с огромной скоростью буквально летят по склону в облаке снежной пыли, прыгают с крутых скал, надувов, деревьев. Даже через экран мы можем почувствовать силу адреналинового заряда, который они получают.
Каждый ли начинающий лыжник и сноубордист может стать фрирайдером?
Как начать, что нужно знать и уметь для этого?
Как кататься безопасно?
Что такое фрирайд
Технически сложный спуск на лыжах или сноуборде с гор и возвышенностей за пределами проложенных трасс, часто вдали от горнолыжной инфраструктуры и области контролирования спасателями. Человек сам выбирает линию маршрута, стремясь найти максимально нетронутые снежные просторы и склоны с интересным рельефом. Фрирайд – от английских слов free – свободно, ride – кататься.
О возможности покататься по новым местам рано или поздно задумывается каждый горнолыжник и сноубордист после тщательного укатывания всех доступных трасс в период отпуска или каникул. И не удивительно, ведь так заманчиво выглядят опытные райдеры, вылетающие на огромной скорости откуда-то сбоку трассы. Или молчаливые люди с потертыми рюкзаками, с необычно широкими лыжами и с особенным взглядом как-то поверх или сквозь всего происходящего. Создается впечатление, будто они испытали нечто такое, что заставило их немного приподняться над суетой, вдохнуть какой-то особенный глоток воздуха, соприкоснуться с чем-то запредельно светлым и чистым.
Этот состояние возникает во время спуска райдера вдали от ухоженных трасс, длится мгновения и вызывает ощущения того, что человек живет. Обострены все органы чувств, полностью мобилизуется организм. Ощущение совсем недолгое – в длину спуска. Об этих переживаниях не любят говорить – их сложно сформулировать словами, потому что неизбежно что-то теряется, искажается. Это просто надо испытать, это очень личное. Но многие заболевают страстью к фрирайду и используют малейшую возможность, чтобы вырваться из круга привычных дел и рвануть на склон, ощутить полет, драйв и свободу.
С чего начать? Оттачиваем технику катания
Все профессиональные фрирайдеры сходятся во мнении, что получать удовольствие от внетрассового катания, сложного снега и рельефа можно только при условии уверенного владения техникой катания. Повышать свой уровень катания, отрабатывать различные элементы техники лучше на знакомом и удобном для вас склоне, постепенно перенося наработки на более сложный рельеф.
Для внетрассового катания нет какой-то одной универсальной техники – приходится применять все свои умения и наработки. Все зависит от склона, состояния снега, погодных условий и лавиноопасности. Фрирайд – это постоянная сосредоточенность, внимательность, физическая, умственная и психологическая работа. Нужно быть готовым к резким переменам рельефа, скорости, неожиданным неровностям.
Если райдер умеет держать баланс, контролировать скорость, не боится крутых склонов, то он очень быстро начнет кататься вне трасс.
Встречающиеся рельефы
Целина
Часто поначалу, попадая в глубокий снег, лыжник приходит в замешательство, так как у него пропадает опора под ногами, ему не от чего оттолкнуться, чтобы сделать поворот. Особенно много хлопот может принести свежая некрутая целина для начинающего сноубордиста. Если райдер использует неподходящую технику катания и едет на низкой скорости, то легко можно упасть в снежный пух и потом уже будет очень непросто встать и заново стартовать.
Рекомендуется учиться кататься по такому снегу, начиная с комфортной неглубокой целины в 5-15 см, лежащей на твердой подложке. Будет привычно делать повороты и ощущать желанную мягкость снега, не бояться падений. Потом постепенно можно переходить на более глубокий снег-powder.
Снежная корка
Бывает двух видов – ветровая и изоляционная. Ветровая корка образуется под действием сильных ветров, переносящих с места на место и утрамбовывающих снежные массы. Корка, переходящая в наст, должна навести вас на мысль о лавиноопасности склона.
Изоляционная корка образуется под воздействием солнечных лучей чаще всего на южных экспозициях склонов.
Катание по такому снегу физически трудозатратно. Рекомендуется проходить такие участки на большой скорости, не забывая о хорошем контроле, поскольку в случае падений можно получить травмы.
Самым сложным условием катания считается комбинация леса и снежной корки.
Мокрый снег
Это весеннее состояние снега, раскисшего под горячими солнечными лучами. В таком снегу лыжи хуже скользят, поэтому можно использовать специальные смазки для плюсовых температур.
Весной повышается лавиноопасность. Поэтому нужно особенно тщательно выбирать места катания и принимать во внимание конфигурацию склона и время катания. Лучше не кататься на южных склонах во второй половине дня.
Лесная зона
Один из самых сложных рельефов для новичка. Если кажется, что деревья расположены слишком часто и близко друг к другу, то рекомендуется смотреть на просвет между ними. Если научитесь не обращать внимания на деревья, то обучение пойдет быстрее.
Также необходима серьезная физическая работа и повышенный контроль ситуации. Часто используются такие техники как прыжки, короткие резаные дуги с переменой амплитуды и ритма.
Частая ошибка начинающих райдеров – это уверенность, что в лесу не бывает лавин. Редкие деревья – не помеха снежной стихии, особенно на большом уклоне и в сильный снегопад. Если смотреть на горы из долины, часто можно увидеть на лесных склонах вертикальные зоны с впечатляюще погнутыми стволами деревьев – это последствия схода лавин.
Большая проблема в лесу – сложная ориентация, так как ограничена видимость. Есть вероятность выехать в места, откуда потом придется выбираться пешком – русла ручьев и распадки. Начинайте кататься по лесу только по знакомым склонам или с людьми, хорошо знающими местность.
Лучше кататься в горнолыжной маске для защиты от сучьев, застегивать все ремешки на рюкзаке и все карманы.
Ледники
Прыжки на разном рельефе
Это вершина мастерства фрирайдера. Рекомендуется начинать с небольших бугорочков на трассе. Перед прыжком изучить точку отрыва, точку приземления, потом только начинать движение. Точка приземления должна хорошо просматриваться и находиться на достаточно большой и не слишком пологой площадке.
Потом можно постепенно переходить на более сложный рельеф. Тренировки лучше проводить в хороший мягкий снег, чтобы максимально сгладить синяки от ошибок.
Все, кто планирует серьезно заниматься прыжками, лыжной акробатикой, рекомендуется проводить длительную подготовку перед горнолыжным сезоном на батутах, тренировать прыжки в воду, заниматься с опытными инструкторами, посещать специальные акробатические школы.
Правила безопасного катания
Список снаряжения для фрирайдера
Самые популярные места для фрирайда
Мест для внетрассового катания много – на любой запрос и кошелек. Кататься можно круглый год, перемещаясь в разные точки планеты.
Кто ищет снег, тот всегда его найдет!
Статья подготовлена по материалам фильма Кирилла Анисимова «Lines».
Что нужно знать о фрирайде?
Фрирайдеры – кто они и зачем уходят с проторенных трасс на дикие склоны? Что нужно, чтобы стать фрирайдером.
Катание вне трасс – это общемировой тренд последнего времени, вполне объяснимый вечным желание человека оставить свой след вкупе с неугасимой жаждой новых ощущений и адреналиновой эйфории.
Мировая горнолыжная индустрия активно культивирует это направление горных лыж и сноуборда, интенсивно создавая новый экип и снаряжение для фрирайда.
Если говорить про горнолыжный фрирайд, то это катание по целине, по дикому, не подготовленному склону во всем его необъятном проявлении: с подъемников, в бэккантри, на ски-туре, хели-ски.
Большая часть желающих прильнуть к мейстриму, попробовать себя в образе, начинает с околотрассового катания – прихватывая кусочки не раскатанного снега вдоль трассы. Это явление достаточно массовое, и найти нераскатанные участки целины становится все сложнее. Но нарезать траверсы – это еще не фрирайд. Чтобы погрузиться в процесс нужно иметь приличный уровень катания, как минимум «уверенно-средний», понимать особенности рельефа и траекторий спуска и обладать специализированным стаффом-оборудованием. Это и есть триада для глубокого погружения во внетрассовое катание, то бишь фрирайд.
Я б в фрирайдеры пошел… (С)
Точно так же, как в жизни каждого человека наступает половая зрелость, каждый лыжебордер рано или поздно пробует катание вне трасс.
Ничего сверхсложного в фрирайде нет, более того, как это ни парадоксально – катание по целине требует меньших физических усилий и уровня техники, чем достижение спортивной техники трассового катания.
Если вы в статусе совершенствующегося, прогрессирующего катальщика, то вам будет не сложно освоить целину и ее разновидности: свинорой, расколбас, наст, лесное катание. Достаточно основ базовой техники. Все что мешает – это сидящие в голове запреты и страхи. Решайте сами, кто у вас главнее: разум или инстинкты? Новый опыт прибавляет уверенности в катании по трассам, особенно когда они больше напоминают «направления», а не вельветовые просторы.
Повторюсь, если вы уверенно катаетесь по трассам, то при наличии соответствующих лыж освоение внетрассовой фактуры займет у вас от силы пару часов. А масса новых ощущений, и понимание, что кроме одномерного пространства маркированных трасс появляются еще новые измерения — непередаваемы.
И если вам «зашло» такое катание, то пора обогащаться знаниями и стаффом, которые вам понадобятся, чтобы далее погружаться в эту восхитительную зависимость с наименьшими затратами для кошелька и здоровья.
Безопасность катания
Это настолько важная и емкая тема, что я не берусь ее освещать в нескольких строках. Благо, что найти информацию не составляет труда – об этом написано очень много профессиональными, и не очень, фрирайдерами и лавинщиками.
Есть неписаный кодекс фрирайда, по которому вас никто не возьмет с собой на спуск, если вы без бипера (поисковый датчик), щупа (поисковый зонд) и лавинной лопаты. На жаргоне фрирайдеров комплект называется БЩЛ и легко размещается в небольшом рюкзаке размером от 15 литров. И дело тут даже не в тревоге за вашу жизнь, сколько забота о собственной безопасности – в случае чего, группа должна быстро откопать «попаденца». И каждый датчик и лопата – это дополнительный шанс на жизнь. И в этой ситуации никому не нужны праздные наблюдатели.
Бипер, щуп, лопата – эта триада достаточно доступна для приобретения и ликвидна в случае избавления от «ненужных игрушек». Бюджет приобретения комплекта начинается с 15 000 рублей. Как альтернатива – аренда «лавинки». На всех горных курортах такая услуга стандартна.
Снаряд для катания вне трасс
Фрирайдовых моделей лыж производится невообразимое множество. Соответственно, и цена на них разная. Стоимость новой бюджетной пары начинается от 25 000 рублей.
Главные критерии подбора – ширина талии в мм и длина (ростовка) в см. Обычно их подбирают в зависимости от региона фрирайда и уровня владения техникой катания. Наиболее широкие лыжи (от 120 мм в талии) обычно покупают для хели-ски, кэтскиинга (заброски на ратраках) и бездонного павдера после снегопадов на курортах. Что бывает, честно говоря, не часто. Если вписались раз 10 за сезон в день, когда выпало 50-100 см свежего снега – вы счастливчик!
Обычно вполне достаточная ширина лыж для катания вне трасс – 105-115 мм. Причем, чем выше ваша техника катания, тем более вам подойдет универсальная талия, 100-105 мм или около того.
Длина лыж обычно зависит от личных предпочтений и стандартные рекомендации начинаются от ростовки в рост катальщика до +10, +15 см к росту. Кроме того, во многом длина лыж зависит от наличия и размера рокера на лыжах.
Хорошим способом выбрать себе лыжи является посещение магазина, где продавцы – реальные эксперты и сами фрирайдеры. Тут на ski.ru относительно недавно была статья про таких парней.
Идеальный вариант для поиска “своих” лыж – это тесты. Практически на всех курортах есть либо тест-центры, либо прокаты с широким выбором фрирайдовых лыж.
Продвинутый вариант – крепления «с возможностью ходьбы». Это не обязательно прямой путь в ски-тур. Но часто приходится «выгребать» по пологому рельефу к подъемнику или подбору (заранее оговоренное место, где фрирайдеров после спуска ожидает вертолет или ратрак) – это значительно облегчит вам передвижение по глубокому снегу даже без камусов. По сути, лыжи превращаются в «беговушки», с которыми знаком почти каждый. Часто нужно отойти на какое-то расстояние от подъемника для начало спуска – это тоже лучше делать в режиме ходьбы на лыжах.
Если вы не ограничены в бюджете, то посмотрите в сторону универсальных креплений под пиновый + обычный альпайновый ботинок. И тогда с приобретением пары пиновых ботинок вам не придётся собирать новый лыжный комплект.
Но если покупать сразу продвинутый вариант – обратите внимание на жесткость ботинка. Сейчас в тренде жесткие боты. Обычно на них стоит индекс 120-130, но реально они помягче будут.
Производители ведут борьбу за малый вес, но с точки зрения фрирайдового катания супероблегченный ботинок – это не оптимальный вариант. Во-первых, такие боты достаточно холодные, и внутренник на них больше напоминает чулок, чем сапожек. То есть приземление после прыжка достаточно дискомфортно. Во-вторых, массивный ботинок более эффективен в плане надежности и управляемости, особенно если вы склонны к прыжковым элементам. Но это субъективное мнение практика, который получает больше разочарования от новаций, чем позитива.
У нас в России пока еще «ски-тур» воспринимается как девиз «Мы идем вверх, чтобы катить вниз!». В продвинутых горнолыжных странах ски-тур – это отдельное занятие, связанное больше с оздоровлением, правильными кардионагрузками, рекреацией, а в радикальном варианте это ски-альпинизм. То есть ски-тур вовсе не обязан иметь отношение к чистому катанию. Если вам нужен именно такой «оздоровительный» ски-тур, то и требования к ботинкам будут другие.
Палки. Очень популярны складные варианты. Основное удобство в подгонке нужной длины – один и тот же комплект палок можно использовать для трассового катания, фрирайда и ски-тура. Также из элементов раздвижных палок легче «колхозить» волокушу в случае эвакуации райдера.
Потеряв и сломав несколько складных палок, я завел себе комплект с неизменяемой длиной, но с длинной рукояткой (переменным хватом) – во-первых, дешевле, во-вторых, они не убиваемые, хотя и не застрахованы от потери.
Иногда приходится передвигаться траверсом (как на ски-туре, так и в режиме ходьбы) в этом случае удобней палки разной длины, переменный хват решает и эту проблему.
Обратите внимание на размер опорных элементов. Они продаются отдельно, и имеет смысл установить широкие, чтобы палка меньше проваливалась в «бездонный павдер».
Одежда, она же «шмот»
Тема запредельно объемная и безбрежная. Вот некоторые ориентиры.
Верхний слой одежды для фрирайда:
— юбка от попадания снега на куртке обязательна;
— длина увеличенная, стиль худи вполне годен;
— материал куртки – без утеплителя, обычно высокотехнологичная 2-3-слойная мембрана;
— нужна максимально хорошая вариация вентиляционных отверстий по размеру;
— крой – свободный. Вам придётся носить под курткой бипер, поддевать пуховку, возможно, оттаивать камуса. Так что прощай гламурный «облипон» и «дутый» пуховик!
— капюшон с возможностью надевать его на шлем и утяжкой (подгонкой размера) для катающихся в шапочке;
— предпочтение карманам, закрывающимся на молнию. На спуске по дикому склону вероятность падений увеличивается и, соответственно, часто содержимое карманов меняется на снег;
— обязательно внутренний карман для смартфона с молнией;
— очень желательна вентиляция на штанах;
— если у вас комбинезон – наличие «бомболюка» (отстегивающийся клапан для отправления естественных надобностей) обязательно!
— самосбросы – вопрос личного выбора и на скорость спуска не влияют ☺;
— мне очень нравится карман в верхней части комбинезона на груди. По сути, он обладает функцией термоизоляции – в нем всегда тепло. Это очень важно для владельцев айфонов.
— крой штанов/комбинезона свободный, не стесняющий движений. И то что фрирайдеры предпочитают широкие штаны – это не для того, чтобы скрыть неумение катать (наиболее распространенное мнение ☺), а именно для возможности максимальной амплитуды и свободы движений.
Нижние слои – термобелье и флис
Обычно на фрирайде тепловыделение у райдера выше, чем при катании по трассам. Но лучше не пытаться заменить первый и второй слой менее теплозащитными вещами, а озаботиться возможностью максимальной вентиляцией в верхнем слое.
Пуховка. Она всегда должна быть. Или под курткой, или в рюкзаке. Многие предпочитают иметь безрукавку (меньше занимает места в рюкзаке), но полноразмерная пуховая поддевка более функциональна. Лучше не рисковать, пуховка – это элемент безопасности;
— перчатки/варежки. 2-3 пары с собой – это не предел. Обычно берут с собой варежки для холодной погоды (с внутренними тонкими перчатками) – они же и как резервная пара. Казуал – теплые перчатки с длинными крагами, желательно с тонкими внутренними перчатками. И легонькие однослойные (можно флисовые) перчатки на случай теплой погоды или манипуляций во время привала или использования лавинных девайсов;
— балаклава или бафф. Иногда на маршруте/подходе/отходе нет возможности спрятаться от ветра в баре и лучше иметь дополнительный девайс для защиты лица от ветра и мороза;
— маска-очки. Желательно с максимальными возможностями вентиляции и сменными фильтрами. И запасная простенькая маска в рюкзаке также может пригодиться после падения;
— шлем. Многие катают в шлемах, а для участников соревнований это обязательно. Старперы-олдскульщики докатывают в шапочках. Обычный нормальный вариант – на подходе и отходе маршрута идем в шапочке, на спуске – в шлеме. Поскольку и так набирается приличный вес с собой, желательна облегченная модель шлема. И учтите – деревья на спуске очень любят колотить бестолковые головы без шлемака ☺
Рюкзак и его содержимое
Практически все, кто «подсел» на фрирайд, имеют лавинные рюкзаки. Обычно там смонтирована не только система спасения, но есть и карман для «джентльменского набора» фрирайдера, он небольшой, но вполне вмещает БЩЛ, небольшой термос, запасные перчатки и маску.
Начинающие райдеры обходятся обычным рюкзаком для фрирайда и обостренным чувством лавинной опасности (или обширными познаниями в этой области).
Необходимо наличие специальных петель для переноски лыж/сноуборда. Для лыж есть 2 варианта – диагональное (часто неудобно носить – возникает дисбаланс равновесия, лыжа цепляется за снег) и «домиком» (почти идеально с точки зрения баланса, но требует определенного навыка при навьючивании).
Как носить лавинную лопату снаружи или внутри? Принципиального значения не имеет, но если регулярно катаете лес, то лучше, чтобы не было лишних зацепок на рюкзаке.
Задний вход в рюкзак – это быстрый доступ. Не обязателен, но мне нравится.
Рация
При катании в штатном режиме с гидом в рации нет необходимости. Но если «что-то пошло не так», или траектория скатки выходит из прямого поля видимости, рация всё-таки желательна.
Предпочтительнее рация с настраиваемой частотой. Во-первых, можно выбрать свободную частоту, чтобы сторонние корреспонденты не забивали ваши переговоры. Во-вторых, иметь частоту, которая активно используется на курорте, чтобы иметь возможность ретрансляции или обратиться за помощью. Связь по рации со спасателями невозможна – они используют шифрованную связь и недоступные каналы.
Связь со спасами через мобильную связь или курортное приложение.
Чек-лист фрирайдера
Меня всегда умиляют списки – «портянки» с перечнем снаряжения для фрирайда, который необходимо иметь с собой. Там счет идет на десятки предметов. Мне кажется, что это идеализированный подход. Теоретически каждая перечисленная там вещь может хоть раз в жизни пригодиться. Однако есть лезвие бритвы Оккамы, которое вместо полного рюкзака оставит вам самое необходимое, остальное заменит смекалка и подножный корм ☺.
1. БЩЛ;
2. Запасные перчи;
3. Запасная маска;
4. Пуховка;
5. Миниаптечка (с эластичным бинтом и космическим термоодеялом);
6. Термос (в бэккантри – горелка с емкостью) или вода 0,5 л.;
7. Волшебный серебристый скотч. Обычно наматывается на лыжную палку – пара метров;
8. Свечной огарок для ликвидации налипа или кусочек парафина
9. Веревка (8 мм, 10 м);
10. Мультитул – бэккантрийный вариант, либо взамен стропорез (там лезвие, частично зазубренное) и короткая отвертка с плоским и крестовым жалом. Вполне достаточный набор инструмента для катания с подъемников;
12. Легкий перекус – батончики, орехи, курага (карманное питание);
13. Пара стреп, не длинных – иногда из них получается неплохая замена камусам, особенно если привязать еловую ветку к скользячке.
Первые 7 позиций – вещи обязательные в любом варианте фрирайда. Легко умещаются в 15-литровом рюкзаке. Остальное – добавка к однодневному бэккантри.
Можно добавлять вещи по своему усмотрению, но до 5 кг – это вес, который обычно мало замечаешь.
Напутствие
Не буду оригинален – лучше всего делать первые шаги с гидом. Еще лучше – начать с курсов для начинающих фрирайдеров. Оба варианта – не дефицит и легко ищутся.
Выбрав их, вы не потеряете деньги и время, а найдете быстрый и безопасный путь к получению удовольствия.
Фотографии автора. райдер Екатерина Коровина