фридмен делает акцент на экстраординарной роли денег в государственном регулировании потому что
Что бы сказал автор идеи «вертолетных денег» про борьбу с коронакризисом
«Только кризис (реальный или воображаемый) вызывает настоящие перемены. Когда происходит кризис, действия, которые будут предприняты, зависят от имеющихся в наличии идей». Идеи автора этих строк совершили революцию в макроэкономике и денежно-кредитной политике. Звали его Милтон Фридман. Он считал, что главная задача экономиста «разрабатывать альтернативы существующей политике, поддерживать в них жизнь и держать их наготове, пока политически невозможное не сделается политически неизбежным». Вот уже десятилетия правительства и центробанки держат наготове и применяют предложенные им альтернативы – и в мирные времена, и сейчас, когда экономика пытается противостоять пандемии COVID-19.
Деньги имеют значение
Великая депрессия и Кейнсианская революция 1930-х годов перевернули представления экономистов и политиков о причинах экономических кризисов и методах борьбы с ними. Отмечая важность денег и процентных ставок в стимулировании совокупного спроса, основное внимание в борьбе с кризисами кейнсианцы уделяли фискальным мерам, отводя денежно-кредитной политике второстепенную, пассивную роль.
Милтон Фридман вернул экономистам интерес к деньгам. В сфере денежного регулирования он был явным противником как автоматического золотого стандарта, так и дискреционной, ничем не ограниченной денежной политики, проводимой независимым центральным банком. Выбор между этими двумя крайностями он сравнивал с маневром между Сциллой и Харибдой. В «Денежной истории США, 1867–1960», написанной в 1963 г., он совместно с Анной Шварц убедительно показал влияние денежного предложения на деловые циклы и инфляционные процессы в американской экономике в течение ста лет после Гражданской войны.
Именно золотой стандарт Фридман считал основной причиной целой серии финансовых кризисов в США во второй половине XIX и начале XX в. Но еще в большей степени он обрушивался с критикой на действия (или, скорее, бездействие) Федеральной резервной системы (ФРС) в годы Великой депрессии. Фридман обвинял ФРС в отсутствии реакции на резкое сжатие денежной массы, вызванной набегом вкладчиков и банкротствами банков в 1931 и 1933 гг., что привело к углублению кризиса. В 2002 г., выступая на конференции, посвященной 90-летнему юбилею Фридмана, будущий председатель ФРС (в то время член совета директоров ФРС) Бен Бернанке признался: «Вы правы – мы сделали это. Мы очень сожалеем. Но благодаря вам это больше не повторится».
В ноябре 2008 г., в разгар другой Великой рецессии, Бернанке подтвердил свои слова на деле, запустив программу количественного смягчения. Во многом благодаря этим нестандартным мерам денежной политики американской экономике удалось избежать катастрофы масштабов Великой депрессии и относительно быстро выйти из кризиса. Усвоив уроки Фридмана, сегодня, во времена нового кризиса, центральные банки развитых стран принимают еще более крупные программы выкупа ценных бумаг, поддерживая ликвидность в финансовой системе и не позволяя сжаться рынку кредитования и денежной массе.
Однако Фридман, вероятно, был бы неприятно удивлен, увидев, как его метафора про «вертолетные деньги», которые сбрасывают на некую общину, превращается в реальный инструмент стабилизационной политики. Сам он использовал ее в качестве мысленного эксперимента, демонстрирующего влияние роста количества денег на инфляцию, а не как прямое руководство к действию. Сегодня же раздача денег населению или финансирование государственного долга за счет прямой эмиссии центрального банка всерьез обсуждаются в качестве одной из мер борьбы с кризисом, вызванного пандемией.
Фридман с большим скепсисом относился не только к подчинению денежной политики фискальным нуждам, но и к бесконтрольной денежной политике независимого центрального банка, подчеркивал ее инфляционные последствия. В качестве альтернативы он предлагал использовать простое и понятное правило, которое бы позволяло обществу контролировать действия монетарных властей, но в то же время оставляло бы им пространство для противодействия кризисам и перегреву экономики. Он предлагал обязать центральный банк поддерживать определенный постоянный темп роста денежной массы. Как показало время, это не лучшая идея – спрос на деньги весьма нестабилен, и такое правило само по себе является источником шоков для экономики. Однако сегодня многие центральные банки достаточно успешно применяют другое, более гибкое правило – всем известное инфляционное таргетирование. Сам Фридман, однако же, считал, что поддерживать фиксированный уровень цен или постоянные темпы инфляции будет сложно, так как влияние центрального банка на цены является лишь опосредованным.
Роль ожиданий
Неприятие Фридманом дискреционной денежной политики объясняется его особым вниманием к ее долгосрочным последствиям. Кейнс, как известно, утверждал, что в долгосрочной перспективе мы все мертвы. Фридман не был так уверен в этом. Он сравнивал инфляцию с алкоголизмом и считал, что краткосрочная эйфория от успехов стимулирующей денежной политики очень скоро обернется жестким похмельем.
Кейнсианский консенсус, господствовавший в послевоенные годы, предполагал, что целью макроэкономической политики является достижение полной занятости. Для этого нужно стимулировать экономику с помощью государственных расходов и низкой реальной ставки процента. Квинтэссенцией кейнсианской макроэкономической теории является кривая Филлипса, иллюстрирующая обратную зависимость между инфляцией и безработицей. Эта кривая допускает возможность достижения полной занятости за счет более быстрого роста цен: идеальный мир без безработных, но с небольшой инфляцией.
Фридман показал, что в этой идеальной конструкции есть два изъяна. Во-первых, определенная безработица в рыночной экономике присутствует всегда. Фридман назвал это естественным уровнем безработицы, так как он отражает нормальное функционирование экономики. Люди постоянно меняют работу, одни компании сворачивают бизнес, другие открываются. Всегда есть те, кто потерял работу, но пока не нашел новую. И в долгосрочной перспективе, когда деньги нейтральны, безработица будет находиться на этом, естественном, а не близком к нулю уровне. Во-вторых, у людей есть ожидания относительно будущего, в том числе будущей инфляции, и свои решения они принимают с учетом таких ожиданий. Фридман и, независимо от него, Эдмунд Фелпс дополнили кривую Филлипса, добавив в нее инфляционные ожидания. В своем президентском послании к Американской экономической ассоциации в 1967 г. Фридман предупреждал: «Всегда есть временная возможность выбора между инфляцией и безработицей, но нет постоянной возможности. Временная возможность возникает не из-за инфляции как таковой, а от неожиданной инфляции, что обычно означает ускорение инфляции». Сегодня все центральные банки озабочены измерением инфляционных ожиданий, учитывают их в своих решениях, пытаются управлять ими.
Фридману же не пришлось долго ждать подтверждения своих слов. В 1970-х США и другие развитые страны вступили в период стагфляции. Комбинация негативных шоков предложения и бесконтрольного стимулирования спроса привели к росту и безработицы, и инфляции. Похмелье было жестким.
Свобода от государства
С большим сомнением Фридман относился и к фискальной политике. Разработанная им теория перманентного дохода показала, что потребители по-разному реагируют на единовременные и периодические выплаты, на ожидаемые и неожиданные изменения доходов. Так, например, одноразовая выплата из бюджета не приведет к значительному росту потребления, так как большую ее часть люди направят на сбережения, пытаясь распределить полученные выгоды между сегодня и завтра. Как результат, фискальный стимул будет иметь значительно более слабый эффект. Эти идеи Фридмана важны и сегодня: эффективность фискальных программ сильно зависит от того, кто получает выплаты, носят они универсальный или адресный характер, являются временными или постоянными.
Неприятие Фридманом политики государственных расходов можно объяснить также и длительными лагами в принятии бюджетных решений, а также их низкой эффективностью. Наверное, многим знакома история (возможно, вымышленная) о том, как в одной из азиатских стран Фридман увидел строителей с лопатами, копающих канал. Он поинтересовался у сопровождающего его чиновника, почему компания использует рабочих, а не экскаваторы. Тот ответил: «Вы не понимаете, это государственная программа содействия занятости». Фридман парировал: «Да? А я думал вы строите канал. Если вам нужно задействовать больше работников, то заберите у них лопаты и раздайте ложки».
Милтон Фридман был ярым защитником свободного рынка и выступал за ограничение вмешательства государства в экономику. С его именем часто ассоциируют и успехи, и провалы либеральных реформ по всему миру, начиная от реформ в Чили, экономической политики Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер и заканчивая «шоковой терапией» в странах бывшего СССР и Восточной Европы. Однако Фридман понимал, что рынки несовершенны, и в экономике есть сферы, где присутствие государства неизбежно. Именно он популяризовал систему социального обеспечения, основанную на отрицательном подоходном налоге, – одну из версий базового дохода, о котором стали так часто говорить во время нынешнего кризиса.
История экономических учений
Содержание
Раздел 6. Идея социального контроля и реакция
на нее в ХХ в.
Чем более детально разрабатывалась неоклассическая теория индивидуального хозяйства (принцип робинзонады), чем точнее формулировался механизм оценки полезности и эффективности, соотношения потерь и выгод, тем дальше отходила такая теория от практики.
Американец Т.В. Веблен один из первых поставил под сомнение тезис о реальности экономического человека с независимыми предпочтениями, точно знающего собственную выгоду. Реальный человек подвергается разным формам общественного и психологического давления.
Так, в теории праздного класса он показал, что люди, которые находятся на вершине социальной лестницы, фактически диктуют поведение всем другим экономическим субъектам, которые имитируют их (праздного класса) поведение. В реальной жизни потребителя имеет место демонстративное расточительство, завистливое сравнение, а не суверенитет и рациональность. Поведение человека, следовательно, регулируется обычаями, привычками и нравами, сложившимися в обществе.
Ранний институционализм, с его отрицательном отношением к неоклассическим идеям, получил название негативного институционализма.
Институционализм показал различные способы социального контроля. Так, Т. Веблен не только рассмотрел феномен общественной психологии, но разработал теорию социальной эволюции, в основе которой лежит идея передачи власти бизнеса к инженерно-технической интеллигенции.
Параллельно с теориями Веблена два других американца Дж. Р. Коммонс и У. К. Митчелл представили институциональные теории социаль- но-правового и конъюнктурно-статистического толка.
Коммонс указывал, что повышение роли государства и его вмешательство в экономику на основе правового регулирования сможет обеспечить баланс интересов различных слоев общества.
Митчелл отстаивал возможность устранения кризисов, влияния на экономический цикл через государственные расходы, корректирующие конъюнктуру рынка.
Близок к идеям американских основоположников институционализма был англичанин Дж. Гобсон, ставящий проблемы общественного благосостояния в зависимость от деятельности государства, а в экономическом поведении отдельного субъекта большое значение придавал этическому аспекту.
Выступив с идеей государственного контроля над экономикой ранний институционализм в теоретическом плане подготовил почву для теории государственного регулирования. А последующие события – «великая депрессия» и глубочайший кризис – сделали появление новой теории жизненной необходимостью, поскольку неоклассика не могла ни объяснить причины разразившегося кризиса, ни сформулировать методы его преодоления.
Задача государства состоит в том, чтобы поддержать эффективный спрос тогда, когда силы рынка не могут сделать это самостоятельно.
Теоретическая новизна, а самое главное, успехи практического регулирования по кейнсианским правилам и курс Ф. Рузвельта в США сделали учение Кейнса наиболее популярным в послевоенный период, экономическая наука пережила «кейнсианскую революцию».
Появились теории, где на основе кейнсианских постулатов рассматривались экономические проблемы более широкого круга, чем преодоление кризиса, получившие название кейнсианства ортодоксального, нео-, американского, европейского.
В 70-х гг. ХХ в., когда кейнсианство уступило пальму первенства монетаристам, появились теории, авторы которых пытались расширить кейнсианские постулаты за счет более поздних достижений экономической науки – это период обновленного, пост-, «левого» и других разновидностей кейнсианства.
Таким образом, выделилось три волны кейнсианства.
Притязания теории Дж. М. Кейнса на статус более общей теории по отношению к неоклассической были критически восприняты П. Самуэльсо-ном, который доказывал, что кейнсианская теория рассматривает всего лишь частный случай неоклассической теории. Новая теория дает решение тех проблем, на которые указывала еще классическая школа и которые не хотят решать частные предприниматели. Подтверждением этому служит «кривая Филиппса». Трактовка Самуэльсоном кейнсианской теории получила название неоклассического синтеза.
Однако неоклассическая оппозиция, будучи вытесненной на перифе-рию экономической науки, не была окончательно сломлена и в 1938 г. в Париже была проведена конференция сторонников свободного экономического развития, получившая впоследствии название коллоквиума Липмана. Его участники согласились с тем, что рынок претерпел определенную деформацию и что силы рынка нуждаются в поддержке, которую ему может оказать только государство. Они признали, что экономическая свобода отныне нуждается в защите государства, в этом и состоит суть неолиберализма.
Защитить свободу – значит разработать правила поведения экономических субъектов так, чтобы сохранилась конкуренция, а государство, подобно судье на футбольном поле, следило бы за соблюдением правил и наказывало нарушителей.
Основные участники парижской конференции впоследствии возглавили различные школы неолиберализма: лондонскую, фрайбургскую и чи-кагскую (или монетаристкую).
Лондонская школа встала на защиту свободы, частной собственности и конкуренции и доказывала неспособность любой системы, не сохраняющей их, включая социализм, эффективно и стабильно развиваться эконо-мически и, вообще, называться цивилизованным обществом, так как попрание этих ценностей, являющихся атрибутами цивилизации, есть путь в рабство и нерациональное хозяйство.
Фрайбургская школа предложила оригинальную концепцию ордолиберализма. На основе ее теории социальной рыночной экономики была разработана и успешно осуществлена программа реформ по восстановлению рыночного хозяйства послевоенной Германии.
Монетаризм, или чикагская школа доказала свою состоятельность в 70-х гг, когда чрезмерное увлечение кейнсианскими рекомендациями при-вело к чрезвычайно большому давлению на спрос, к высокой инфляции и поставило экономику на грань развала рынка.
Чикагская школа исходила из неординарной роли денег, которые рассматривались как особый вид частной собственности, обесценивание которого ведет к подрыву института частной собственности. Но индивидуальные хозяйства, т. е. частные собственники, не могут обеспечить стабильности денежного обращения, это – функция государства. Значит, поддерживая стабильность денег, государство укрепляет институт частной собственности как основу цивилизованного государства.
Монетаристские рекомендации помогли восстановить рыночные силы, преодолеть инфляцию и обеспечить экономический рост в политике «теттчеризма» в Великобритании и «рейгономики» в США.
Результативность монетаристских рекомендаций усилила внимание к концепции М. Фридмена, появились другие теории монетаристского толка, например, теория экономики предложения.
1. Раскрыть суть институционализма как синтетического направления экономической и социологической теории.
2. Показать, в чем суть идеи социального контроля над экономикой и критики неоклассической идеи рациональности и равновесия институционалистами.
3. Охарактеризовать основные концепции Веблена.
4. Охарактеризовать взгляды Коммонса.
5. Охарактеризовать взгляды Митчелла.
6. Показать особенности институциональных взглядов Гобсона.
7. Раскрыть основные положения теории Кейнса и показать его критику неоклассической теории по вопросам равновесия, занятости и денег.
8. Определить понятия «эффективный спрос» и мультипликатор, выразить их количественную величину.
9. Дать характеристику «нового курса» Ф. Рузвельта как практического воплощения идей кейнсианской теории государственного регулирования.
10. Показать последующее развитие идей Дж.М. Кейнса (три волны кейнсианства), объяснить суть рассматриваемых проблем на каждом этапе, назвать основных представителей.
11. Объяснить суть идей неоклассического синтеза Самуэльсона.
13. Сформулировать общие принципы неолиберализма.
14. Раскрыть основные идеи лондонской школы и назвать основных ее представителей.
15. Раскрыть основные идеи фрайбургской школы и назвать основных ее представителей.
16. Проанализировать опыт практических реформ (реформа Эрхарда).
17. Раскрыть основные идеи чикагской школы и назвать основных ее представителей.
18. Показать развитие идей монетаризма в теории экономики предложения.
19. Проанализировать опыт практических монетаристских реформ.
20. Провести сравнительный анализ кейнсианской и монетаристской модели государственного регулирования.
I. Установите соответствие термина или понятия и его определения
б) теория праздного класса;
в) теории конвергенции;
г) эффективный спрос;
з) «левое» кейнсианство;
и) модель Харрода-Домара;
н) теория конъюнктурно-статистическая;
о) монетарное правило Фридмена;
1) Понятие, выражающее влияние инвестиций на величину национального дохода;
2) институциональная теория Митчелла, согласно которой на основе анализа конъюнктуры можно предвидеть кризисные изменения и предотвращать их, влияя на рыночную конъюнктуру;
3) центральная категория в теории Кейнса, отражающая условия общего равновесия;
4) теория Веблена, рассматривающая такие социальные институты, как показное потребление и денежная конкуренция;
5) графическое изображение идеального и реального использования национального дохода в обществе;
6) теория Коммонса, рассматривающая в качестве основного инсти-тута сделку или контракт, а в качестве формы общественного регулирования – право;
7) равенство, в котором выражена зависимость прироста денежной массы от прироста национального производства и стимулирования спроса;
8) модель экономического роста, в которой показывается, что сбалансированный рост ВВП возможен при равенстве нормы роста капиталовложений норме роста доходов;
9) современное понимание либерализма, согласно которому свобода, частная собственность и конкуренция нуждаются в защите государства;
10) графическое изображение зависимости величины налоговых поступлений от ставки налога;
11) направление неолиберализма, где центральной категорией является «хозяйственный порядок», который не возникает сам по себе, а должен устанавливаться и поддерживаться государством;
12) течение в экономической теории, изучающее устойчивые формы (институты) организации и регулирования экономической жизни;
13) графическое изображение зависимости инфляции и занятости;
14) понятие, выражающее влияние национального дохода на величину инвестиций;
15) направление кейнсианской теории, представители которого утверждают, что поскольку современная экономика, по сути, не является капиталистической, то для ее правильного понимания в теорию Кейнса должны быть внесены соответствующие положения, отражающие эти изменения.
II. Выберите правильный ответ
1. Какое из ниже указанных определений подходит к понятию «институт или институция»?
а) наиболее существенные и постоянно повторяющиеся связи в экономике;
б) элемент общественной системы, взаимоувязанный с другими элементами, государственной конституцией и правовым порядком;
в) отношения, складывающиеся не только с учетом информации прошлых периодов, а главным образом на основе всей имеющейся информации в данный момент о современном состоянии и перспективах ожидания.
г) словесный термин, означающий преобладающий и постоянный способ мышления или действия, ставший привычкой или обычаем для народа.
2. Кто из ранних институционалистов критиковал неоклассическую теорию поведения потребителя?
3. В чем состоит принципиальное отличие теории Кейнса от швед-ской школы?
а) в отношении к государству;
б) в понимании свободы;
в) в понимании роли сбережений;
г) в отношении к деньгам.
4. Какова основная проблематика работы Кейнса «Общая теория за-нятости, процента и денег»?
а) формулирование общих принципов государственного регулирования;
б) критика неоклассической теории по вопросам общего равновесия;
в) обоснование системы общественных работ как фактора преодоления безработицы и поддержания эффективного спроса;
г) создание общей теории стагнации.
5. Формулируя положения «Общей теории. «, Кейнс критикует нео-классическую теорию по трем важнейшим аспектам, определите по каким:
а) сбережения, инвестиции, процент;
б) факторы производства, их оптимальное распределение и цена;
в) производство, распределение, классовая структура общества;
г) общее равновесие, занятость и деньги.
6. Главный упрек Кейнса в адрес теории общего равновесия Вальраса состоял в том, что в ней не учитывался фактор:
б) активной позиции предпринимателя;
в) активной роли денег;
г) правового регулирования.
7. В теории безработицы Кейнс, отталкиваясь от взглядов Пигу и его работы «Теория безработицы», расширил представления о видах безработицы, укажите какой вид безработицы он ввел:
а) фрикционная безработица;
б) структурная безработица;
в) добровольная безработица;
г) циклическая безработица;
д) скрытая безработица;
е) застойная безработица.
8. По вопросу о деньгах Кейнс придерживался точки зрения:
а) выраженной в законе Сея, т. е. классической школы;
б) неоклассической школы, что деньги пассивны и нейтральны;
в) что «деньги имеют значение. «;
г) что деньги – первичный фактор роста общественного богатства.
9. В основе большинства неокейнсианских моделей экономического роста лежит концепция:
б) эффективного спроса;
10. В теориях неолиберализма по сравнению с теориями либерализма была переосмыслена роль:
а) денег в экономике;
в) класса предпринимателей;
г) экономических законов.
11. Основная проблематика экономистов лондонской школы неолиберализма состояла в следующем:
а) теоретическом доказательстве возможного оптимального распределения ресурсов при социализме;
б) доказательстве антициклического вмешательства государства в эко-номику;
в) доказательстве того, что свобода, частная собственность и кон-куренция – атрибуты цивилизованного общества;
г) доказательстве активной роли денег.
12. Концепция ордолиберализма исходит из понимания:
а) роли денег как активного фактора в экономике;
б) хозяйственного порядка, который не возникает сам собой, а устанавливается государством;
в) экономической свободы как невмешательства государства в экономику;
г) порядкового сравнения уровня удовлетворения потребностей экономическим субъектом.
13. Лидер ордолиберализма Эрхард считал, что наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния всем людям – это:
б) социалистическое устройство общества;
в) широкие социальные программы, осуществляемые государством;
г) эффективная кредитно-денежная политика.
14. Фридмен делает акцент на экстраординарной роли денег в госу-дарственном регулировании, потому что:
а) денежное регулирование – самое мощное средство влияния на экономику;
б) ни один частный хозяйствующий субъект не имеет возможности повлиять на предложение денег;
в) отрицая необходимость вмешательства в экономику и исходя из неоклассической трактовки денег, за государством можно оставить наиме-нее эффективный рычаг управления.
15. Монетарное правило Фридмена исходит из 3 %-го роста ВНП; дайте обоснование этой цифры:
а) соответствует естественному уровню безработицы;
б) рассчитана на основе кривой Филиппса;
в) получена на основе статистических моделей, анализирующих экономики разных стран и периодов, показателей инфляции и денежного обращения.
III. Определите, кто лишний в предложенном перечне имен, где трое из четырех должны быть объединены одной школой или одной концепцией
1. а) Кейнс; б) Виксель; в) Харрис; г) Хансен.
2. а) Веблен; б) Гобсон; в) Митчелл; г) Роббинс.
3. а) Хайек; б) Липман; в) Роббинс; г) Робинсон.
4. а) Фридмен; б) Ойкен; в) Репке; г) Эрхард.
5. а) Фридмен; б) Коммонс; в) Волкнер; г) Лаффер.
6. а) Хайек; б) Алле; в) Харрод; г) Эйнауди.
7. а) Мизес; б) Домар; в) Робинсон; г) Харрод.
IV. Установите соответствие между авторами (источниками) и идеями, теориями, концепциями
А) 1.Харрис. 2. Фридмен. 3.Гобсон. 4. Сей.
Б) 1. Веблен. 2. Митчелл. 3. Коммонс. 4. Штаммлер.
а) концепция естественного права;
б) концепция контрактных отношений или сделки;
в) концепция социальной эволюции;
г) конъюнктурно-статистический институционализм.
В) 1. Хайек. 2. Фридмен. 3. Эрхард. 4. Кейнс.
а) «Дорога к рабству»;
б) «Денежное обращение и финансы Индии»;
в) «Благосостояние для всех»;
г) «Исследование количественной теории денег».
Г) 1. Фридмен. 2. Ойкен. 3. Фишер. 4. Кейнс.
а) уравнение обмена;
б) концепция мультипликатора;
в) концепция идеальных типов;
г) монетарное правило.
Д) 1. Маршалл. 2. Филлипс. 3. Кейнс. 4. Лаффер.
а) соотношение между уровнем инфляции и уровнем безработицы;
б) соотношение между спросом и предложением;
в) соотношение между ставкой налога и величиной налоговых поступлений в бюджет;
г) соотношение между потреблением и накоплением.
Е) 1. Кейнсианство. 2. Ордолиберализм. 3. Институционализм. 4. Марк-сизм.
а) теория социального рыночного хозяйства;
б) концепция социального дирижизма;
в) концепция акселератора;
г) теория праздного класса.
1. В рыночной экономике допускается государственное вмешательство в регулирование рынка.
А. Назовите причины этого.
Б. Укажите различие между видами вмешательства (в соответствии и в несоответствии с законами рынка) в свободное ценообразование.
2. Один из немецких экономистов, Б. Франц, утверждал, что конкурен-ция – это в первую очередь инструмент лишения власти. В конкурирующей экономике каждый человек зависит от всех остальных, но никто не находит-ся в зависимости от какого-либо другого конкретного человека. Тот факт, что каждый зависит от других, есть следствие разделения труда и обмена. Но то обстоятельство, что эта зависимость одного от хозяйственных планов и поведения всех остальных не приводит к крайней зависимости каждого или, по меньшей мере, большей части индивидуумов от произвола и усмот-рения определенных лиц, есть уже следствие конкуренции. Конкуренция не может освободить нас от страха перед ударами судьбы, безработицей, бедностью и голодом, но она, давая нам возможность отказаться от услуг определенного поставщика, клиента, работодателя, кредитора в пользу других, т. е. сделать выбор, избавляет нас от страха перед властью людей.
А. На материале вышеприведенного текста покажите, что нормально функционирующая конкуренция может способствовать тому, чтобы в рам-ках правового государства была обеспечена и защищена свобода каждой отдельной личности во многих сферах существования.
Б. Какие факторы ограничивают режим свободной конкуренции?
В. Чем отличается социальное от «чистого» рыночного хозяйства?
Ответы и комментарии
I. а-12; б-4; в-6; г-3; д-1; е-5; ж-14; з-15; и-8; к-13; л-9; м-11; н-2; о-7; п-10.
II. 1-г; 2-б,в; 3-в; 4-в; 5-г; 6-а; 7-г; 8-г; 9-в; 10-б; 11-в; 12-б; 13-а; 14-б; 15-в.