фраже что это такое в ресторане
Фраже что это такое в ресторане
PREPPY STYLE | ПРЕППИ СТИЛЬ запись закреплена
ЭТИКЕТ: «ФРАЖЕ» или СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ?
Сегодня Светлый Праздник Пасхи и, наверняка, многие соберутся за праздничным столом. Отличный повод поговорить о правилах столового этикета (поверьте, в современном мире это необходимое условие для каждого уважающего себя человека). И, чтобы не попасть впросак, как героиня Джулии Робертс в фильме «Красотка», для начала освоим науку столовых приборов или ФРАЖЕ.
Именно «фраже» называют профессионалы столовые приборы в ресторанном мире.
Столовые приборы, это не просто часть сервировки стола, они служат «дополнением» к основному фарфору – подчеркивают концепцию подачи и сервировки своей «сочетаемостью» и соответствием назначению подаваемых блюд.
Но откуда появилось слово «фраже» в ресторанной среде?
Мода изменилась…а слово прочно осело в ресторанных кулуарах…
К индивидуальным приборам относятся закусочный, рыбный, столовый, десертный, фруктовый приборы.
Для мороженого используется специальная плоская ложка в виде лопаточки с едва изогнутыми краями.
Базовый стандартный набор столовых приборов включает 24 предмета – по 6 вилок, ложек, ножей и чайных (кофейных) ложечек. Как выглядят столовые приборы, вы можете видеть на картинках.
Откуда появилось и что означает клеймо Фраже?
Часто в отношении покрытых серебром изделий говорят просто «фраже». Фраже — что это такое и почему так называют именно серебряные предметы?
История компании Фраже
В 1824 году два брата, ювелира из Франции Альфонс и Иосиф Фраже прибыли в Варшаву с целью организовать фирму, специализирующуюся на производстве недорогих изделий с серебряным покрытием. Планировалось выпускать столовые приборы, посуду, утварь, подсвечники и кадила.
В то время Варшава являлась столицей Царства Польского, входившего в состав Российской империи. Изделия, которые выпускала фирма Фраже, имели вид серебра, хотя на самом деле являлись посеребренной медью, где слой серебра составлял приблизительно 20 микрон. В той части Европы такая технология серебрения была в новинку. Власти в новом государстве были заинтересованы в привлечении инвестиций. Такие изделия также были интересны тем, что могли быть доступны более широкому кругу людей, чем столовое серебро и другие предметы обихода из драгоценных металлов. Поэтому изделия сразу же приобрели успех.
Метод серебрения, применявшийся братьями Фраже, выглядел примерно так: на раскаленную докрасна медь накладывается тонкий лист серебряной фольги и вальцуется. Такое изделие имело название плакированного, позже его стали называть накладным серебром.
В то время существовал указ русского царя о том, что вновь созданным фирмам в Царстве Польском давались субсидии и возможность продавать товары на территории всей империи без пошлины. Фабрика быстро получила популярность, и изделия Фраже пользовались спросом. Уже в 1830 году они получили первую награду — серебряную медаль на выставке в Париже.
В начале сороковых фирма получает новое название — IОСИФЪ ФРАЖЕ, главой ее остается только младший брат Иосиф, так как старший к тому времени возвращается во Францию. Фирма Фраже расширяется и превращается в современное предприятие, оборудованное по самым передовым технологиям, одним из центральных в Восточной Европе.
В 1847 году Иосиф путешествует по Европе и получает новые знания по технологиям серебряного покрытия. Тогда он и изучает гальванизацию, преимущество которой состоит в том, что для гальванического покрытия серебра пригодна не только медь, но и латунь, цинк никель и их сплавы. Наиболее подходящим для гальванизации считается сплав, состоящий из 60 % меди, 12 % никеля и 28 % цинка, так как он сам походит по виду на серебро.
Как клеймились изделия Фраже
После возвращения Иосиф принимает решение полностью перестроить свою фабрику. Появляется цех, в котором производят сплавы, подобные серебру, и опытная лаборатория, где проводятся исследования по гальванизации. Этот метод внедряется в производство на предприятии уже через два года. Гальванизация обладает еще одним существенным преимуществом — возможностью наносить более тонкие слои серебра, что ведет к удешевлению себестоимости продукции.
В 1857 году производство опять расширяется. Приобретается машина для автоматического выпуска столовых приборов, растет и количество рабочих на фабрике. Продукция становится настолько популярной, что словом «фраже» начинают называть любое посеребренное изделие.
В 1867 после смерти Иосифа новым управляющим становится его сын Юлиан. Помимо расширения производства, он делает акцент на маркетинг и на увеличение количества торговых точек. Налаживают и связи с зарубежными предприятиями, которые занимаются выпуском посеребренных изделий, например, с французской компанией КРИСТОФЛЬ, которая передает ряд моделей своей продукции.
Через 30 лет компания становится акционерным обществом. А в 1896 году Фраже получает золотую медаль на выставке в Нижнем Новгороде и разрешение на использование государственного герба на своих изделиях. В то время знак двуглавого орла означал высокое качество продукции. К концу XIX века фирма получает ряд самых престижных наград на международных выставках в Европе.
В 1906 году после смерти Юлиана во главе компании становятся его дочь и зять Святополк-Мирские. До начала Первой мировой войны компания продолжает развиваться и увеличивать объемы производства. Однако после объявления независимости Польши ее дела становятся несколько хуже из-за потери огромного рынка Российской Империи. Количество рабочих уменьшается в шесть раз, но изделия продолжают продаваться и оставаться очень популярными.
Во главе компании перед самым началом Второй мировой становится внук Юлиана. А во время оккупации Польши фирма временно прекращает свою работу и восстанавливается после войны, но становится государственной. В 1965 году объединяется с компанией Братьев Геннеберг и получает новое название.
Посеребренная ваза производства Фраже
Клейма Фраже
Изделия Фраже всегда имели клейма, отличавшие их от посеребренных изделий других фирм. На предметах, выпущенных этой компанией, указывался, кроме компании-производителя, метод нанесения покрытия, а уже через 16 лет после основания фирмы — количество использованного драгоценного материала. Материал подложки также можно встретить на изделиях Фраже. Клейма компании в разные года имели следующий вид:
1) 1824-1840. Раннее клеймо. Состоит из подписи FRAGET A VARSOVIE, размещенной в две строки, на третьей имелось слово DOUBLEE, что означало что серебряное покрытие нанесено с двух сторон. Иногда была добавлена также и цифра, которая указывала на содержание серебра в процентах.
2) 1840-1851. Следующее клеймо имело надпись в овале WARSZAWA FRAGET с годом выпуска. В 1844 ввели внизу пометку 1 QTE, что означает высшее качество, но использовали ее редко. Иногда вместо единички ставили 2 — среднее качество.
3) 1851-1855. Это клеймо было похоже на предыдущее, но вместо года выпуска красовалась надпись PLAQUE, иногда к ней добавлялась жирная точка. В эти же годы ходило клеймо с нанесением буквы N в ромбе, что означало нормальную толщину серебра.
4) В 1854 году выпускались юбилейные клейма. В двух из них надпись была рельефной, в третьем слово FRAGET имело удлиненное написание. Посвящались они 30-летию фабрики.
5) Далее, до 1896 года клейма имели подобный вид, отличались в основном удлинением слов или рельефностью. Содержали пометки PLATER и GALW, что отвечало разным видам нанесения серебра. В 1896 году компания получила возможность ставить отметку с государственным гербом, которая наносилась на изделия вплоть до 1915 года. На определенном этапе изделия маркировались двузначной цифрой, которая означала, сколько серебра ушло на изготовление обычно двенадцати таких приборов.
На протяжении большого периода времени изделия Фраже были очень популярными и расходились с огромной скоростью. По внешнему виду их было не отличить от серебра, а новые на то время технологии позволяли им быть широкодоступными. Несмотря на то что драгоценного металла в таких изделиях немного, они продолжают только расти в цене. Сейчас их уже можно продать как антиквариат, но если найти покупателя, который в этом разбирается.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Вилка Фраже
Однажды на рынке в рядах, где торгуют всяким старьем, приглянулась вилочка. Такая большая, основательная, красивой формы, с вензелями на ручке.
Купила. Стала изучать дома на ней клейма. И обнаружила такие.
Запросила интернет. И вот что он мне выдал.
Спрос на изделия фабрики постоянно увеличивался, что принуждало обладателя увеличивать производство, которое в 1832 году достигло значительных для того времени размеров — 59486 карбованцев при 116 рабочих.
Вскоре слово «фраже» стало нарицательным, так и в наше время называют предметы для сервировки стола, изготовленные в Польше не только на фабрике Фраже, но и на фабриках Норблина (Norblin), Плевкевича (R. Plewkiewicz), Вернера (T. Werner), братьев Хеннеберг (Bracia Henneberg), братьев Бач (Bracia Buch), и других.
Здесь обозначался тип покрытия, которое бывало разным, например:
В данном случае, эти самые цифры 90, 100, 120, 150, а есть также 13, 20, 40, 60, 80 и конечно 77 – означают, сколько грамм чистого серебра было затрачено при легировании (гальванопокрытии серебром) 12 столовых ложек и 12 вилок. Этот штемпель стал ставиться приблизительно с 1850 г. Это соответствует 24 кв.дм.
Вот такое детективное расследование происхождения моей вилочки.
Как все-таки хорошо иногда прикупить что-нибудь старенькое, а узнать что-нибудь новенькое! Так что вывод: всякая старая вещь способствует получению новых знаний ее владельцем! Хочу новых знаний.
Рубрики: | Интересно (непознанное, необычное) Антиквариат |
Метки: интересно антиквариат
Процитировано 3 раз
Понравилось: 3 пользователям
Что такое фраже?
Сегодня в туризме и ресторанном деле часто используют термин фраже. Его же нередко применяют по отношению к изделиям из серебра. Французское слово «фраже», что же это такое?
Появление компании «Фраже»
В начале XIX века два брата, Альфонс и Иосиф приехали из Франции в Варшаву — столицу Польского государства. Два молодых ювелира планировали открытие компании. Они мечтали выпускать и продавать по доступной цене товар, покрытый серебром. В планах было производство различных изделий:
Простое, на первый взгляд, предприятие сулило владельцам большой успех. В 1824 году в этой части Европы еще не успели познакомиться с продукцией такого рода. Причиной повышенного спроса стала и доступность изделий, ведь серебряные столовые приборы отличались высокой стоимостью, и позволить их мог далеко не каждый житель. Правительство страны также выступало за организацию новых предприятий, молодому государству нужны были инвестиции. Успех бренда не заставил себя долго ждать. Согласно указу русского царя, новому предприятию Польского государства выделялись средства на развитие, а выпускаемая продукция могла продаваться на всей территории империи беспошлинно.
К середине XIX века фирма расширяется и меняет название. После возвращения одного из братьев на родину компанию стали именовать «Иосиф Фраже». Успех способствовал быстрому расширению фирмы, и к сороковым годам она была оборудована по последнему слову техники. Совершив путешествие по Европе, Иосиф узнал о новых технологиях серебряного покрытия. Полученные знания он сразу применил на практике, произведя ряд нововведений.
В ходе изменений на фабрике появился специальный цех по производству сплавов. Работники не только пользовались имеющимися технологиями, но и проводили эксперименты и исследования. В результате удалось овладеть техникой гальваники и наносить на изделие более тонкое серебряное покрытие, цена на изделия стала еще ниже. Не только Иосиф, но и следующие руководители, его потомки, успешно развивали и расширяли семейное дело.
Клейма фирмы
Фирма «Фраже» всегда помечала свои изделия фирменным клеймом. Отличительный знак бренда в различное время имел своеобразное оформление:
Популярность бренда с течением времени пропала. В начале XX века товары фраже вышли из моды и стали считаться признаком дурного вкуса. Продукцию под серебро стали расценивать как мещанскую претензию на роскошь.
Сегодня под термином «фраже» понимают изделия, выполненные в стиле варшавской компании, то есть изготовленные под серебро.
Ресторанный сленг
Ангины – вредные гости.
Аперитивы – спиртные напитки, которые подаются перед трапезой для возбуждения аппетита. Чаще всего это мартини.
Басс-бой – помощник официанта, который постоянно на подхвате.
Бешка или бешкимет – остатки еды от гостей.
Блюдо дохнет – блюдо, которое долго стоит на выдаче и теряет товарный вид.
Висяк – гость, который слишком долго сидит. Или стол, который не рассчитан в день заказа.
Встречка – заказ, который кухня получает от официанта в виде распечатанного на термопринтере чека.
Генка – плановая генеральная уборка.
Голяк – день впустую, то есть без особых чаевых.
Жирный стол – гости с внушительным заказом.
Жирный жир – отличные чаевые.
Залетел – тот неловкий момент, когда официант перепутал блюдо.
Залипуха – овощи, которые идут в бургер (лист салата, помидор, лук, маринованные огурцы).
Запара – большая загруженность персонала.
Ингалятор – бокал для коньяка.
КамАЗ – большой поднос.
Кóстер – подставка под пиво.Кипер – станция официанта, через которую он пробивает заказ.
Кисули – девушки состоятельных мужчин, которые разбираются в еде и не скупятся на чаевые.
Кружить – обслуживать стол.
Кукушки – девушки, которые ищут себе спутников.
Курбуль – куриный бульон.
Латтешницы – девушки, которые пьют один кофе полдня.
Маркизы – навесы, защищающие летние площадки от солнца и дождя.
Маромои – гости с маленьким чеком и не оставляющие чаевых.
Маромойки – девочки, которые ждут принца с одним коктейлем весь вечер.
Мурчащие – блатные гости с понятиями.
Овчарки – требовательные официанты по мнению поваров.
Ошибори – влажное полотенце, которое выносится перед едой для вытирания рук.
Парик – пароконвектомат (в нём выпекают и готовят на пару).
Пассажир – представитель другого заведения, который всё фотографирует и пытается иногда украсть меню.
Печенька – подставка для пива, чая или воды.
Пойло – напитки собственного производства.
Пречек – распечатка счёта.
Работать в кружку – делить чаевые между всем персоналом.
Ранер – новичок, помощник официанта.
Резать стол – брать стол вне очереди.
Санаврал – генеральная уборка (чаще всего в выходной).
Сечь – то же, что и запара, то есть интенсивная работа ресторана.
Стоп-лист – список закончившихся блюд.
Стейшен – рабочее место официанта: место с приборами, салфетками и спецовницами.
Терминатор – платёжный терминал.
Триджек – раскладной столик для подносов.
Фингербол – миска с водой и лимоном, в которой всполаскивают руки после крылышек барбекю или морепродуктов.
Флор-план – расстановка и нумерация столов в ресторане.
Холодницы – повара холодного процесса.
Чайки – гости, которые весь вечер пьют один чай.
Шляпа – вид глубокой тарелки под пасту.
Электричка – наплыв дорогих и любимых гостей.
«Аперитив» это не сленг.
Я понял что стейк из говядины лучше не заказывать.
95% общеизвестные и многими употребляемые сленговые выражения. А вот среди оставшихся 5% есть и очень познавательные)
Розы рвать как-то уж слишком
Благотворительность
Пришли с супругой на кассу с покупками. Выгружаем из тележки, впереди дама в возрасте все уже выгрузила,и спрашивает у супруги-вы мне карту магазина не одолжите?
Супруга-без проблем, но она на телефоне. Как ваша очередь подойдёт, я вам проведу.
Так и сделали. Дальше пробили свои покупки, а дама стоит чуть в стороне от кассы. Уже начинаем двигаться в сторону парковки, она нас догоняет и говорит- а вы мне не хотите вернуть 56 рублей, которые вам зачислились на карту?
Вот честно, пора прекращать заниматься благотворительностью.
Нарост
Умный пёсик
Грустный праздник
Недовыдалось
Когда на вечеринке только двое парней
Очевидно же
Перцовый баллончик иногда помогает
Законопроект запрещающий СМИ сообщать национальность
Присоединяйтесь!
Клуб чёрного юмора на Пикабу: Чёрный юмор. Присоединяйтесь и участвуйте 😀