франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле

франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть картинку франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Картинка про франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле

франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть картинку франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Картинка про франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле

Франшиза – что это такое и как работает подобная бизнес-схема? В статье объясняем простыми словами и приводим примеры. Что нужно знать при покупке франшизы, от чего зависит ее цена и выгодно ли открывать бизнес по франчайзингу.

франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть картинку франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Картинка про франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле

франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть картинку франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Картинка про франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле

франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть картинку франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Картинка про франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле

франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть картинку франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Картинка про франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле

франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть картинку франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Картинка про франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле

франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть картинку франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Картинка про франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле

Что такое франшиза простыми словами

Франшиза – это право вести бизнес под брендом другой компании и использовать ее бизнес-модель. Если на вопрос «что такое франшиза» ответить кратко – то это возможность запустить бизнес «с нуля», но уже под известной вывеской и (или) с набором эффективных и проверенных стандартов работы, ноу-хау и отлаженными бизнес-процессами. Покупка франшизы помогает начать дело с минимальными рисками.

Компания, передающая франшизу, называется франчайзором (еще встречается обозначение «управляющая компания»).

Предприниматель, ее покупающий, называется франчайзи (часто используется термин «партнер» или «представитель»).

Отношения между франчайзором и франчайзи – это и есть франчайзинг.

Согласно статье Википедии, слово «франшиза» пришло из французского языка, где термин franchise означал льготу.

Чтобы понять, что такое франшиза, в интернете есть специальные площадки – магазины франшиз, или иначе их называют каталогами. В них, как правило, и размещаются все франчайзинговые предложения. Удобство в том, что на одном ресурсе можно выбрать среди множества франшиз, посмотреть отзывы, сравнить цены, условия и при желании оставить заявку. Кстати, именно БИБОСС сделал первый каталог франшиз в России.

Из чего состоит франшиза

франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть картинку франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Картинка про франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле

В узком смысле, бренд – это марка, отличающая товары или услуги одной компании от другой. Но во франчайзинге бренд рассматривается в широком смысле – как совокупность мнений, ассоциаций, оценок относительно торговой марки. Бренд может быть известным или неизвестным, с хорошей или плохой репутацией. Соответственно, франчайзи заинтересован в покупке известного и/или имеющего хорошую репутацию бренда – это даст его предприятию стабильный поток клиентов, которые не пришли бы к нему, если бы он открылся под собственной вывеской. Если предприниматель откроет кафе под вывеской McDonalds, людей к нему будет приходить гораздо больше. Но так как право на бренд ему не принадлежит, чтобы открыться под такой вывеской он должен получить право на использование бренда от правообладателя. Это право и есть основа франшизы.

Чтобы оформить свое право на бренд, франчайзор должен зарегистрировать товарный знак, в котором может быть описано название, логотип, фирменные цвета и другие элементы, отличающие этот бренд от другого. Товарные знаки бывают международными и локальными, т.е. действующими в одной стране. Базу международных товарных знаков можно посмотреть здесь, а российских – здесь.

Чтобы передать право на использование товарного знака, франчайзор должен подписать и зарегистрировать с франчайзи договор коммерческой концессии, либо лицензионный договор. В противном случае товарный знак не будет считаться переданным с точки зрения закона.

Для многих франшиза ограничивается только передачей бренда: партнер платит за право работать под вывеской и этим отношения между франчайзи и франчайзором ограничиваются. На самом деле бизнес-модель и контроль – не менее важные составляющие этих отношений.

Бизнес-модель – это система ведения бизнеса в конкретной компании и ее описание. Она включает в себя описание всех процессов и стандартов работы компании. Другими словами, она отвечает на вопрос: «как работает эта компания?». Как у нее устроены продажи, за счет чего монетизируется, какой дизайн помещений она использует и т.д. Вплоть до таких мелочей как расстановка цветов в офисе. Это может показаться странным, но, если это включено в бизнес-модель – значит, в этом есть смысл с точки зрения бизнеса.

Бизнес-модель всегда зафиксирована в каких-то документах. Чаще всего это стандарты компании. Именно эти стандарты передаются партнеру в момент, когда он оплачивает вступительный взнос. Этим стандартам он обучается перед открытием своего франчайзингового предприятия. Им же следует в ходе своей работы под крылом управляющей компании. Поэтому бизнес-модель – это вторая важнейшая составляющая франшизы

Франшиза не ограничивается покупкой права на бренд и обучением стандартам. Франчайзи взаимодействует с франчайзором все время действия договора. И это взаимодействие проявляется не только в консультациях, вебинарах, обновлении стандартов, но и в контроле.

Стандарты, как уже говорилось выше, могут на первый взгляд противоречить здравому смыслу. Поэтому некоторые франчайзи могут пытаться нарушить эти стандарты для получения большей прибыли. Либо халатно относиться к их исполнению. Итогом в большинстве случаев становится ухудшение качества обслуживания и товара на франчайзинговом предприятии. А страдает из-за этого репутация всей сети. Поэтому контроль выполнения стандартов – неотъемлемая часть франшизы. Кроме того, франчайзор должен быстро реагировать, если видит, что дела у его партнера идут плохо.

Какие каналы используются для контроля франчайзи:

франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть картинку франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Картинка про франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле

франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть картинку франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Картинка про франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле

Без хотя бы одного из этих трех элементов коммерческое предложение не может в полной мере называться франшизой:

Цена за франшизу определяется двумя ключевыми платежами:

франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть картинку франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Картинка про франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле

Маркетинговый взнос иногда включают в роялти, иногда фиксируют как отдельный платеж. Это плата франчайзору за масштабную (обычно всероссийскую или даже международную) рекламную кампанию, которая ведется постоянно. Так как франчайзи получают выгоду от такой рекламной кампании, они частично ее оплачивают. Обычно маркетинговый сбор составляет 1-2% от оборота франчайзингового предприятия.

По характеру сотрудничества:

По типу работы на территории:

франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть картинку франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Картинка про франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле

Есть и другие понятия:

Термин «франшиза» применяется не только для описания отношений между субъектами бизнеса. Существуют и другие значения этого слова:

Медиафраншиза (франшиза в кино)

Это бренд, персонажи и антураж определенного произведения, имеющего несколько частей, и, возможно, ответвлений от основного сюжета. Она относится к интеллектуальной собственности, и, например, киностудия обязана купить права на нее, чтобы снять по ней фильм. Например, любительский фильм про Бэтмена нельзя отнести к франшизе, так как его создатели не покупали прав на нее, и они не собираются на этом зарабатывать. Но пластиковые фигурки Бэтмена, продающиеся в магазинах, относятся.

Франшиза в страховании

Два основных вида франшиз в страховании – условная и безусловная:

При условной франшизе сумма ущерба выплачивается полностью если он больше, чем размер франшизы. Например:

При безусловной – размер франшизы вычитается из суммы ущерба. Рассмотрим на том же примере:

Также выделяют франшизы:

Франшиза в спорте – это бренд команды. Явление наиболее характерно для спортивных лиг США и Канады. Например, команда «Атланта Флэймз» в 1980 году полностью переехала из Атланты в канадский город Калгари и стала называться «Калгари Флэймз». Слово «Флэймз» в этом случае – франшиза, не зависящая от города, в котором базируется команда на данный момент. Однако это не обязательное требование: многие команды в НХЛ меняли названия при переезде. По сути это вариант медиафраншизы.

франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть картинку франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Картинка про франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле

Примеры франшиз мы встречаем буквально на каждом шагу, но не всегда даже догадываемся, что эта компания открыта по франшизе. Это может быть кафе, салон красоты, детский сад или юридическая контора. Как правило, отличить франчайзинговую сеть можно по тому, что большое количество точек одного бренда встречаются в разных местах (в городе, стране или даже во всем мире).

Пожалуй, самый узнаваемый бренд франшизы – это Макдональдс. Однако компания развивается не по стандартной франчайзинговой схеме. У них довольно жесткие условия договора и внушительные суммы для инвестиций. При этом партнеры должны пройти несколько этапов собеседований и тренингов.

О том, как открыть франшизу Макдональдс, можете почитать в нашей статье.

Еще один известный на весь мир пример – франшиза KFC. И снова общепит и фастфуд, в частности. Уже по этому, казалось бы, совпадению (но нет) можно сделать вывод, что франчайзинговая бизнес-модель отлично подходит для этой сферы. У КФС тоже много непростых для исполнения требований к покупателям их франшизы. Стартовый капитал для открытия фастфуда под брендом KFC – 21 миллион рублей.

франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть картинку франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Картинка про франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле

В российском законодательстве слова «франшиза и франчайзинг» не используются, поэтому и договора франшизы как такового не существует. Вместо этого при оформлении франчайзинговых отношений в нашей стране используют следующие виды договоров:

При этом только договор коммерческой концессии можно в полной мере назвать аналогом договора франшизы.

Чем он отличается от лицензионного и других договоров, в каких случаях какой из них нужно применять и примеры каждого из них – можно найти в нашем материале о договоре франчайзинга.

Плюсы и минусы франшизы

Мало кто начинает свой путь во франчайзинг сразу с идеи о покупке франшизы. Скорее всего, начинающий предприниматель сначала задумается об открытии собственного бизнеса или даже запустит его, а потом начнет рассматривать альтернативы. Поэтому вопрос «свой бизнес или франшиза» остается актуальным. В чем состоят преимущества и недостатки франчайзинга относительно собственного бизнеса?

франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть картинку франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Картинка про франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле

Важно понимать, что у каждой конкретной франшизы плюсы и минусы будут своими. Например, не все из них предоставляют маркетинговые материалы. Другие предлагают гибкую политику по стандартам и готовы адаптировать их под конкретного франчайзи. Поэтому можно коротко обозначить суть отличия франшизы от собственного бизнеса: во франчайзинге меньше свободы и меньше рисков.

В связи с этим встает вопрос, что лучше: франшиза или готовый бизнес? У готового действующего предприятия нет тех проблем, которые есть у стартапа: бизнес-модель уже «обкатана», есть список поставщиков, есть опытные сотрудники, которых не надо всему обучать. При этом, в отличие от франшизы, не нужно платить паушальный взнос и роялти.

В чем же недостатки готового бизнеса в сравнении с франшизой?

Как выбрать франшизу

После того, как выбор между франшизой и собственным бизнесом сделан, стоит перейти к следующему, не менее важному вопросу – о том, какое предложение выбрать.

Сегодня на рынке существуют тысячи компаний, называющих себя «франшизой». Но далеко не все из них достойны этого названия. «Модное» слово и упрощенное представление, что франшиза – это гарантия успеха, привлекает компании, которые этого звания не достойны. Есть много примеров, когда под данной вывеской предлагается перепродажа товара, сетевой бизнес, обучающие курсы и даже финансовые пирамиды. Отличить франшизу от не-франшизы – просто, нужно лишь соотнести предложение с моделью «бренд – бизнес-модель – контроль». Если нет хотя бы одного слагаемого, франшизой эта компания называться не может.

Существуют сотни критериев для правильного выбора франшизы. Все их можно объединить в пять основных групп:

Насколько давно она работает, как давно запущен франчайзинг, много ли у нее франчайзи (особенно тех, кто открыл несколько точек), насколько быстро прирастает их число. Положительная динамика по этим критериям показывает, что компания опытная, франчайзинговая программа «обкатана», а франчайзи довольны управляющей компанией и зарабатывают достаточно, чтобы открывать новые точки.

Хорошая франшиза дает все, что необходимо для успешного ведения бизнеса, но не ведет его за франчайзи. Самое важное – как устроено обучение, единоразовое оно или есть последующее доп.обучение, обучают ли только партнера или его сотрудников тоже. Есть ли маркетинговая поддержка и т.д.

Общение с продавцом

Дает ли продавец всю необходимую информацию (включая договор, финансовую модель, контакты партнеров)? Если нет, то он, возможно, скрывает какую-то информацию.

Полнота данных в интернете

Чем более открыта франшиза и чем более согласованы ее данные в интернете – тем лучше. Если отличаются данные по количеству открытых точек, или не все из них можно найти в открытых источниках, это уже повод насторожиться. Еще хуже – если не совпадают данные по инвестициям, паушальному взносу, роялти и другим франчайзинговым платежам, например, на сайте и в каталогах.

В первую очередь нужно проверить, есть ли товарный знак и давно ли он зарегистрирован. Юридическое лицо, на которое зарегистрирован товарный знак, стоит проверить на долги (по базе ФССП), а также по арбитражным делам (по картотеке арбитражных дел). Важно понимать, большинство франшиз, работающих более 3 лет, судились со своими партнерами. Суды показывают, насколько хорошо проработан договор франчайзинга, поэтому хорошие компании выигрывают большинство судов со своими франчайзи.

Перед тем, как начинать анализ, проверьте, нет ли интересующей вас компании в нашем Рейтинге франшиз. В нем упомянутые выше 5 групп разбиты на 27 основных критериев, и по каждому дана оценка всем компаниям, представленным в каталоге.

Как купить франшизу

Условия покупки и открытия франшизы разнятся в зависимости от того, под каким брендом вы хотите работать. Но, в целом, схема стандартная:

франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть картинку франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Картинка про франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле

В некоторых случаях еще до подписания договора потенциальный франчайзи должен пройти этапы обучения и интервью. Это объясняется тем, что многие франчайзоры щепетильно относятся к выбору партнеров. Ведь от успешной работы каждого предприятия зависит и успех всей франчайзинговой сети.

Что касается непосредственно открытия вашей франчайзинговой точки, то чаще всего управляющая компания помогает на всех этапах запуска. Но опять же в каждом конкретном случае могут быть свои расхождения. То же и со стартовыми инвестициями – если одни покрывают своим франчайзи эти расходы (или они уже включены в паушальный взнос), то другие могут этого не делать. Как бы то ни было, все эти моменты должны быть прописаны в договоре. Поэтому крайне внимательно отнеситесь к его изучению, чтобы не подписаться на невыгодные для себя условия.

Часто задаваемые вопросы

1. Подумайте, готовы ли вы ограничить свою предпринимательскую свободу, но вести бизнес с пониженными рисками. Если да – то франшиза вам подойдет. 2. Выберите нишу, в которой хотели бы иметь бизнес 3. Просмотрите предложения в каталогах франшиз в этой нише 4. Изучите сайты, социальные сети заинтересовавших вас франшиз 5. Отправьте заявки этим франшизам и получите ответ 6. Посмотрите, какие плюсы и минусы есть у каждого предложения. Выберите наиболее подходящую франшизу 7. Подпишите договор и оплатите паушальный взнос 8. Пройдите обучение стандартам, выберите помещение и отремонтируйте 9. Откройте предприятие. Теперь у вас есть свой бизнес, но под известным брендом:)

Популярность франшизы определяется популярностью бренда. Самая известная франшиза в мире – McDonalds. Однако популярность не всегда значит эффективность франчайзингового предложения. Открыть тот же McDonalds в России смогут единицы. А чтобы открыть свое дело по франчайзингу нужно учитывать не только популярность, но и другие факторы, в первую очередь, уровень оказываемой поддержки.

В большинстве случаев – да, причем оно должно быть уже на момент подписания договора, т.к. договор подписывается между двумя юридическими лицами.

По-настоящему мошеннических франшиз не так много. Гораздо больше тех, кто под этим словом скрывает совсем другие продукты: оптовые поставки, обучающие курсы и пр. Также на рынке много франшиз, чьи создатели сами не знают, что их франчайзинговое предложение не качественно. Этим компаниям обещают золотые горы если они пойдут во франчайзинг, но у них может не быть проработанной бизнес-модели, известного бренда или они просто не готовы к масштабированию.

В большинстве случаев – можно. Но это может быть расценено как упущенная выгода для франчайзора, а значит, франчайзи придется оплачивать отступные. В каждом договоре это прописывается индивидуально.

Источник

Франшиза

Франшиза – это объект договора франчайзинга. В качестве франшизы выступает комплекс благ, который состоит из полученных прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для организации собственного бизнеса (создания и ведения бизнеса).

Франшиза в страховании –это часть ущерба, не выплачиваемая (удерживаемая) страховой компанией при наступлении страхового случая (события).

Франшиза и гражданское законодательство

Франшиза является договором коммерческой концессии, согласно которому одна сторона (фрайчазер) предоставляет другой стороне (франчайзи) права использовать комплекс благ для ведения бизнеса за плату и оформленные в соответствии с законом об охране интеллектуальной собственности.

Франчайзи – это покупатель франшизы. Франчайзер – это владелец, продавец франшизы.

Примеры франшизы

В качестве франшизы может выступать аренда разработанного и отлаженного бизнеса.

Приобретая франшизу, предприниматель получает готовый бизнес-план и все инструкции по ведению деятельности – как продавать товар, работать с клиентами, нанимать и обучать персонал и многое другое.

Также в качестве франшизы могут выступать методы ведения бизнеса, товарный знак или технология по производству продукции со взаимными обязательствами и льготами между передающей (франчайзер) и получающей (франчайзи) сторонами, предоставляемые за плату и оформленные в соответствии с законом об охране интеллектуальной собственности.

Виды франчайзинга

На практике различают следующие виды франчайзинга:

Товарный франчайзинг – это право продажу товара определенной торговой марки. По таким франшизам в мире открыто 90% магазинов в торговых центрах, таких как H&M, Zara, Baldinini и другие.

Производственный франчайзинг – это право производить товары определенной торговой марки. Яркие примеры – Pepsi, Coca-Cola и другие.

Деловой франчайзинг – это право на открытие бизнеса в сети франчайзера. Распространен в сфере общепита, услуг, в гостиничном бизнесе. Примеры – Макдональдс, Hilton и другие.

Способы оплаты франшизы

Существует два способа оплаты франшизы:

Паушальный взнос

При покупке франшизы нужно сделать паушальный взнос. Паушальный взнос – это однократный платеж за право пользоваться продуктом, брендом, бизнес-моделью.

Кроме этого, также может быть предусмотрен ежемесячный платеж в виде процента от оборота.

Отметим, что ежемесячный платеж устанавливается не всегда. На практике встречаются франшизы только с однократным платежом (паушальным взносом).

Роялти

Размер роялти составляет обычно 5-10% от оборота.

Стоимость бизнеса по открытию франшизы

Стоимость франшизы зависит от таких факторов, как:

от известности бренда;

от территории распространения франшизы;

от срока действия договора.

Например, франшиза Макдональдса стоит:

Стоимость франшизы: 45 тыс. долл. США ;

Роялти (ежемесячные выплаты): от 12% от оборота;

Начальный капитал: от 1 млн. долл. США;

Срок договора: 20 лет (продлеваемый).

Как определить выгоду франшизы

Выгоду франшизы можно оценить по таким показателям:

соотношение стартовых вложений и прибыли;

отношение прибыли к выручке;

средняя годовая выручка.

Как правильно выбрать франшизу

При выборе франшизы, следует руководствоваться следующими критериями выбора франшизы:

Стоимость франшизы. Важно найти баланс между расходами на покупку франшизы и прибылью от открытия бизнеса по франшизе.

Срок существования компании. Состояние компании тем стабильнее, чем дольше она существует на рынке.

Темпы расширения компании. Чем больше точек продаж открывается в год, тем компания успешнее.

Преимущества и недостатки франшизы

Франшиза является наиболее популярным видом бизнеса. Однако, есть плюсы и минусы открытия бизнеса по франшизе.

Плюсы открытия бизнеса по франшизе

Преимущество франшизы для главной компании (франчайзера) заключается в следующем:

§ получение дополнительного дохода в виде сумм паушального (вступительного) взноса или роялти от франчайзи;

§ расширение сети бизнеса под своим именем.

Преимущество франшизы для франчайзи заключается в том, что:

приобретается в аренду разработанный и отлаженный бизнес. Не нужно ничего изобретать, потому что уже есть готовая, опробованная бизнес-модель, приносящая доход;

осуществляется быстрая раскрутка бизнеса. Хорошая выручка начнёт поступать буквально со следующего дня открытия бизнеса.

не нужно тратить значительные суммы денежных средств на получение узнаваемости, потому что, покупается право на использование популярных брендов. То есть, франшизы, как правило, продают известные, раскрученные, завоевавшие доверие, бренды.

франчайзи несет минимальные затраты на рекламу. Так как, Во-первых, сам бренд говорит за себя и не требует рекламы. Во-вторых, франчайзер предоставляет рекламные материалы и проверенные способы рекламы.

имеется сниженный риск бизнеса. Вероятность провала существует, но она сведена к минимуму, так как используется проверенная, эффективная технология ведения бизнеса;

осуществляется поддержка и обучение. Можно не иметь опыт ведения бизнеса, но франчайзер заинтересован обучить франчайзи ведению бизнеса и предоставляет ему обучающие программы и проводит курсы для эффективного ведения бизнеса.

Минусы открытия бизнеса по франшизе

К минусам открытия бизнеса по франшизе для франчайзи можно отнести следующие обстоятельства:

Источник

Франшиза простыми словами, примеры франшиз, франшизы для малого бизнеса

Открытие собственного бизнеса с нуля не каждому под силу. Франчайзинг существенно облегчает задачу, однако к инвестированию в чужую идею нужно подходить с осторожностью. Не все направления прибыльны, поэтому перед тем, как вкладывать свои деньги в готовый проект, необходимо тщательно изучить всё о франшизе.

Суть франшизы простыми словами

Идея сдачи готового бизнеса «в прокат» не является открытием последних лет. Эксперты приписывают пальму первенства в данном направлении знаменитой фирме Зингер, которая ещё в 1851 году начала продавать право производить и ремонтировать швейные машинки на территории различных штатов США.

Однако есть и более ранние отсылки к делегированию права продавать пиво определённых изготовителей в европейских городах.

Почему франшиза очень востребована на протяжении многих лет? Ответ прост – самостоятельно начать своё дело сложно. Нужно учитывать множество нюансов, знать и чувствовать тенденции на рынке, просчитывать возможные потери наперёд. Согласно статистическим данным США, половина бизнес-предприятий прекращают своё существование уже через 5 лет. Этому способствуют различные причины: неспособность выдержать конкуренцию, отсутствие достаточного объёма инвестиций, маленький опыт, нелогичное построение внутренних процессов предприятия и т.д. Последний год и вовсе внёс коррективы в рынок труда. Из-за длительного локдауна, закрытия границ между странами, снижения покупательской способности множество бизнес-проектов остались нереализованными.

Если открыть и поддерживать собственный бизнес не получается, на выручку приходит франшиза. Говоря юридическим языком, франшиза — это совокупность прав, передаваемых другому лицу правообладателем, которые охватывают объекты интеллектуальной собственности (один или несколько), таки как товарный знак, ноу-хау, коммерческая тайна, оформление интерьера офисов, промышленные образцы, брендовые наименования.

Простыми словами франшиза (или «льгота» в переводе с французского) – это сделка, при которой одна сторона приобретает выгоду в виде распространения и укрепления своей торговой сети, а вторая сторона получает право пользоваться готовым бизнесом в строгом соответствии с требованиями договора.

Каковы же основные принципы франшизы? Остановимся на этом вопросе подробнее:

Из чего состоит франшиза

Франшиза состоит из трёх компонентов:

Изучим каждый из элементов подробнее.

Бренд

франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть картинку франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Картинка про франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле

Под брендом понимается узнаваемое наименование, которое позволяет отличать продукцию одного производителя от других. Чем популярнее бренд изначально, тем больше франчайзи получится привлечь к его дальнейшему продвижению. Бренд или торговая марка –это уникальный, должным образом зарегистрированный значок, которым маркируются товары и обозначаются услуги. Именно от логотипа во многом будет зависеть узнаваемость бренда. Например, яблоко на всемирно известном смартфоне ни с чем не перепутаешь. Особых ограничений в выборе бренда не существует. Помимо графического изображения товарный знак может быть выражен с помощью образа, музыкального сопровождения, цветной композиции, а также оформления упаковки продукции.

Закон запрещает плагиат товарных знаков, но только тогда, когда они надлежащим образом запатентованы.

Бизнес-модель

Бизнес-модель подразумевает жёстко структурированную и строго организованную схему осуществления деятельности. Как правило, бизнес-модель регламентирована стандартами компании. В юридических документах прописывается, что франчайзи должны руководствоваться бизнес-моделью и не выходить за пределы тщательно продуманной схемы. Сюда относятся не только элементы ведения бизнеса и планирования, но и такие прагматические детали, как способы раскладки товара на витрине, правила обслуживания клиентуры, цветовая гамма оформления офисов и т.д. Иногда франчайзер документально фиксирует такие, на первый взгляд, малозначительные, нюансы, как дизайн униформы сотрудников, форму приветствия посетителей, время на обеденный перерыв работников. Даже если франчайзи считает, что эти мелочи не играет важной роли, он обязан выполнять все документально оформленные требования обладателя бренда.

Контроль

Опытный правообладатель никогда не отпустит франчайзи-новичка в свободное плавание, оставив его один на один бороться с внутренними и внешними факторами, ставящими ведение бизнеса под угрозу. Своими неумелыми действиями «арендатор» товарного знака может и навредить бренду, испортив его репутацию, ухудшив качество товара или поставляемых услуг по сравнению с исходником. Именно поэтому при составлении договора обычно оговаривается сопровождение франчайзи на весь срок франшизы.

Контроль может быть осуществлён следующими способами (как отдельно, так и в совокупности):

Стоимость франшизы

Система франчайзинга предусматривает два основных вида выплат в пользу франчайзера. В первую очередь, это паушальный взнос, сумма которого устанавливается договором. Однако в розничной торговле зачастую этой платы за право быть частью компании нет. Кроме паушального взноса существует и роялти. Эта часть выплат в бизнесе по франшизе носит постоянный характер. Франчайзи может выплачивать ее каждый месяц, квартал или год, в зависимости от условий сделки.

Виды франшиз

Франшиза может быть следующая:

Определение терминов и понятий франшизы

Рассмотрим основные понятия, связанные с франшизой:

Примеры франшиз для малого бизнеса

Наиболее востребованы для мелких бизнесменов франшизы в сфере розничной торговли и общественного питания. Они позволяют со сравнительно небольшими затратами быстро получить прибыль. Также приобретает всё большую популярность спортивная франшиза. Всегда будет востребован и выгоден франчайзинг в сфере страхования, но здесь понадобятся определенные навыки.

Медиафраншиза в кинофильмах

франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть картинку франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Картинка про франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле

Это один из наиболее интересных и динамичных видов франшизы. Очень часто самыми популярными фильмами, сериалами, ТВ-проектами становятся именно медиафраншизы. Что же это такое? Это определённая линейка медиапродуктов (книги, фильмы, сериалы, реалити-шоу, комиксы, компьютерные игры), объединённые одинаковыми элементами. В роли связующего звена могут выступать главные действующие лица, мир, в котором происходят события и т.д.

Как правило, медиафраншиза состоит из основного произведения и остальных, производных от него. Владелец оригинала может передавать права на франшизу с помощью лицензии для последующего использования и создания новых медийных продуктов.

Так, за последние 20 лет франчайзинг в киноиндустрии стал основным источником дохода. Если раньше на рынок выходили самостоятельные, оригинальные фильмы, то сейчас более 80 % продуктов представляют собой предыстории (приквелы), продолжение (сиквелы), фанфики и отдельно развитые линии одного из персонажей (спин-офф).

Франшиза в страховании

В сфере страхования под франшизой понимается та часть от всей суммы причинённого ущерба, которую владелец застрахованного имущества должен выплачивать самостоятельно. В соответствии с условиями договора страхователь высчитает заранее оговоренную сумму и возместит убыток по страховому случаю без её учёта.

Франшиза в страховании или собственное удержание страхователя весьма распространено и присутствует в КАСКО, страховании жизни и здоровья туристов, движимого и недвижимого имущества, а также в медицинском страховании.

Не существует конкретного минимального или максимального страхового вычета. Он определяется индивидуально с учётом стоимости имущества.

Например, ущерб при ДТП составляет 30 000 рублей при установленной франшизе 10 000 рублей. В этом случае страховщик выплатит владельцу автомобиля 20 000 рублей.

Для чего нужна страховая франшиза? Если страхование полностью покрывало размер ущерба, то это было невыгодно обеим сторонам договора. Так, страховщик заинтересован получить как можно больше прибыли при минимальных убытках, а любой страховой случай – это убыток. Поэтому при наличии франшизы страхователь не будет обращаться к агенту за возмещением ущерба из-за мелких вмятин и царапин на автомобиле.

Но и страхователь тоже остаётся в плюсе. Полис с франшизой стоит дешевле, поэтому, если вы редко пользуетесь автомобилем и риск попасть в ДТП сведён к минимуму, можно присмотреться к такому виду страхования.

Франшиза в спорте

В последние годы здоровый образ жизни стал очень модным направлением, поэтому спрос на фитнес-клубы и тренажёрные залы постоянно возрастает как в мегаполисах, так и в маленьких населённых пунктах. Идея франшизы на спортивные школы, центры и другие учреждения весьма привлекательна, ведь таким способом можно быстро получить прибыль при небольших рисках.

Начать работать по спортивной франшизе несложно при наличии сопутствующих условий. Так, необходимо подобрать соответствующее помещение. Отвечающее требованиям безопасности, оснащённое системой вентиляции и, желательно, парковкой. Также придётся потратить деньги на качественное оборудование. Лучше приобрести тренажёры и другой инвентарь от известных брендов, чем потом постоянно ремонтировать и обновлять вышедшие из строя дешёвые инструменты.

Примеры рабочих и действующих франшиз в сфере спорта:

В сфере торговли

Наиболее востребованная сфера франчайзинга – торговля. При отсутствии опыта или больших денежных вливаний можно быстро потерять собственные средства и потерпеть крах в бизнесе. Франшиза защищает от этого. Франчайзер передаёт франчайзи право торговать под своим брендом с возможностью использования готовой схемы продаж.

Торговая франшиза на современном рынке очень популярна, на неё приходится почти половина из всех видов франшиз, опережая общепит, который расположился на 2 месте.

Это объясняется минимальных стартовым капиталом и большой степенью покрытия. Оптовая торговля по франшизе существенно уступает розничной. Торговые точки занимают наибольшую часть среди всех франшиз, что объясняется большими масштабами продаж. Ведь подавляющее большинство мелких предпринимателей занимаются именно торговлей. К наиболее популярным направлениям относятся продажа продуктов, обуви и одежды, техники, косметики и бытовых товаров, ювелирных украшений, растений и цветов.

Примеры успешных, рабочих и действующих франшиз в сфере торговли:

ФраншизаИнвестицииОкупаемостьКраткое описание
Бегемотик
франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть картинку франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Картинка про франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле
2 000 000 ₽8-16 месяцевМультибрендовый магазина игрушек
220 Вольт
франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть картинку франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Картинка про франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле
3 500 000 ₽от 12 месяцевМагазин торговой сети электроинструментов
Пив&Ко
франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть картинку франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Картинка про франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле
855 000 — 3 900 000 ₽от 6 месяцевМагазин разливного пива и закусок
КанцПарк
франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Смотреть картинку франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Картинка про франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле. Фото франшиза что это такое простыми словами в бизнесе торговле
1 400 000 — 5 000 000 ₽от 9 месяцевРозничный магазин канцелярских товаров

В сфере питания

Практически на одном уровне по востребованности со сферой торговли находится и сфера питания. Франчайзи сможет начать своё дело под брендом правообладателя, даже обладая минимальным опытом. Можно выбрать кофейню, кондитерскую, узнаваемую столовую или даже ресторан. Многие начинающие бизнесмены выбирают так называемые «торговые островки», расположенные в крупных торговых центрах и специализирующиеся, например, на продаже вафель, мороженого, шавермы или сладостей.

Примеры успешных и действующих франшиз в сфере питания:

Какова прибыль

Конкретную прибыль от франшизы заранее сложно определить, слишком много внутренних и внешних факторов будут воздействовать на торговлю. Самое главное правило, которое позволит получить максимальный доход, — выбирайте франшизу в той сфере, с которой вы хорошо знакомы. Тщательно изучите каталог франшиз, продумайте все риски и вложения. При правильном подходе ваши вложения окупятся быстро и вскоре ваше дело начнёт приносить доход.

Договор франшизы

При передаче права вести бизнес по франшизе необходимо обращать внимания на то, что в договоре обязательно должны быть отражены следующие условия:

В договоре могут быть перечислены и дополнительные условия, касающиеся территории действия франшизы, сроков действия, возможности субконцессии, ценовой политики и т.д.

Плюсы и минусы франшизы

Практически у всех видов франшизы есть как достоинства, так и недостатки. Рассмотрим основные из них.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *