франшиза без роялти что это такое

Что такое роялти и можно ли купить бизнес без этого платежа? Плюсы и минусы

Когда вы покупаете франшизу, вы вступаете в финансовые отношения с другим бизнесом, что четко определено в договоре, который подписывают обе стороны. Ставя подпись, вы соглашаетесь следовать установленным в компании процедурам и платить определенные франшизные сборы в обмен на право использовать их фирменный знак и другие имущественные активы.

Что это такое простыми словами?

Вы можете думать об этом как о вступлении в эксклюзивный клуб, где вы вносите первоначальную сумму, чтобы стать участником, а также постоянные взносы за поддержание этого членства. В отношениях франчайзер / франчайзи франчайзер использует эти сборы для различных целей:

франшиза без роялти что это такое. Смотреть фото франшиза без роялти что это такое. Смотреть картинку франшиза без роялти что это такое. Картинка про франшиза без роялти что это такое. Фото франшиза без роялти что это такое

Видео о том, что такое роялти простыми словами:

Расходы франчайзинга

Если вы потратили некоторое время на просмотр возможностей франшизы, вы уже заметили, насколько сильно варьируются их инвестиционные уровни. Одной из областей, которая значительно отличается, является размер лицензионного платежа – сколько он стоит и как он уплачивается. Таким образом, вы чувствуете себя уверенно, сравнивая франшизы и находя тот, который идеально подходит для вас и вашего бюджета, читайте дальше, чтобы узнать все, что вам нужно знать о роялти.

Что это?

Роялти – это постоянный платеж, который франчайзи делают франчайзерам после покупки франшизы.

По сути, плата за роялти походит на постоянную плату за членство, чтобы остаться частью франшизы. Это отдельно от первоначального взноса франшизы, который является первоначальным разовым платежом, сделанным, чтобы стать членом франшизы. Когда вы покупаете франшизу, вы будете проинформированы о том, какой будет регулярная плата за роялти и как она рассчитывается.

франшиза без роялти что это такое. Смотреть фото франшиза без роялти что это такое. Смотреть картинку франшиза без роялти что это такое. Картинка про франшиза без роялти что это такое. Фото франшиза без роялти что это такоеНаряду с платой за поддержку и постоянное обучение, которое получают франчайзи и их команды, административные расходы на бизнес и наем новых франчайзи оплачиваются через существующие лицензионные сборы франчайзи. Плата также идет на текущую рекламу и рекламные акции; обновления руководств по эксплуатации; и продажа франчайзером товаров и услуг бизнесу франчайзи. Роялти сборы это то, что заставляет систему франшизы работать.

Зачем нужно?

По сути, постоянные лицензионные отчисления – это то, как франчайзер зарабатывает деньги, хотя значительная часть денег реинвестируется в бизнес для поддержки франчайзи и стимулирования роста и развития бренда.

Когда вы перечисляете деньги?

Плата за лицензионный платеж, как правило, выплачивается ежемесячно или ежеквартально и обычно рассчитывается как процент от валовой выручки. Однако существуют и другие методы расчета роялти за франшизу.

Валовые продажи

Наиболее распространенный способ расчета роялти – это процент от валовой выручки (прибыль, полученная от продажи услуг, товаров и любых других продуктов или товаров), которую получает франчайзи. Этот тип роялти дает стимул франчайзеру поддерживать рост франчайзи, так как они будут получать больше денег, чем выше прибыль франчайзи.

Они обычно входят в одну из трех форм:

франшиза без роялти что это такое. Смотреть фото франшиза без роялти что это такое. Смотреть картинку франшиза без роялти что это такое. Картинка про франшиза без роялти что это такое. Фото франшиза без роялти что это такое

Регулярная оплата франшизы: виды

Фиксированная

Фиксированная плата за лицензионный платеж делает именно то, что написано на банке. Франчайзи платит ту же сумму в виде регулярных лицензионных отчислений независимо от того, как работает франшиза. Хотя это дает уверенность франчайзерам в том, что они могут ожидать одного и того же платежа каждый месяц, это может быть менее привлекательно для франчайзи, которые должны платить фиксированную плату даже в спокойные периоды.

Минимальный гонорар

франшиза без роялти что это такое. Смотреть фото франшиза без роялти что это такое. Смотреть картинку франшиза без роялти что это такое. Картинка про франшиза без роялти что это такое. Фото франшиза без роялти что это такоеЭто действует как страховка для франчайзеров и имеет тенденцию быть реализованным наряду с моделью процентного платежа. Если франчайзи не достигает валового объема продаж, необходимого для того, чтобы процент был достаточно высоким, будет применяться минимальная сумма. Как и метод фиксированных роялти, это устраняет риск для франчайзеров, которые могут гарантировать определенный регулярный платеж, но не очень привлекательны для франчайзи.

Без платы

Хотите верьте, хотите нет, но есть много возможностей инвестирования в франшизу, которые вообще не требуют никаких выплат роялти. Имейте в виду, однако, что определенные условия могут быть добавлены к договору франшизы в рамках соглашения об отсутствии роялти. Это может включать в себя требование о покупке продуктов у франчайзера или их согласованного поставщика на регулярной основе. Это позволяет франчайзеру по-прежнему получать доход при отсутствии роялти.

Подробнее о регулярных суммах

Добросовестные франчайзеры потратят много времени и усилий, чтобы определить правильный процент, чтобы установить размер роялти. Предпочтительно, франчайзер будет учитывать, что франчайзи должен получать разумную прибыль после расходов. Но важно поддерживать баланс. Плата также должна покрывать все текущие расходы, необходимые для процветания франшизы, и поэтому она должна быть реалистичной.

франшиза без роялти что это такое. Смотреть фото франшиза без роялти что это такое. Смотреть картинку франшиза без роялти что это такое. Картинка про франшиза без роялти что это такое. Фото франшиза без роялти что это такоеВ интересах франчайзера принять решение о сумме, позволяющей обеим сторонам получить значительную прибыль от франшизы. Если размер прибыли франчайзи слишком низок, качественные франчайзи не смогут быть наняты и сохранены. Точно так же, если роялти не установлен достаточно высоко, инвестиции обратно в бизнес будут недостаточными. В любой ситуации и франчайзер, и франчайзи проигрывают.

Что иметь в виду?

Для франчайзеров нет конкретных указаний относительно установления роялти, поэтому для определения суммы можно использовать некоторые инновационные стратегии. Некоторые франчайзеры могут просто применить процент, который установили их конкуренты, тогда как другие могут вытащить число из воздуха.

Чтобы избежать покупки франшизы с нереальными комиссионными, обязательно проконсультируйтесь с опытным финансовым консультантом, прежде чем подписывать франшизное соглашение.

Как происходит расчет?

Точный метод, используемый для расчета роялти, и то, как часто они должны выплачиваться, может сильно различаться у разных франчайзеров, поэтому разумно внимательно посмотреть на описания, перечисленные в FDD, любых возможностей франшизы, которые вы серьезно рассматриваете.

франшиза без роялти что это такое. Смотреть фото франшиза без роялти что это такое. Смотреть картинку франшиза без роялти что это такое. Картинка про франшиза без роялти что это такое. Фото франшиза без роялти что это такоеВ целом, для расчета роялти за франшизу используются четыре основных метода:

Фиксированные сборы

Фиксированные лицензионные платежи – это установленные суммы, выплачиваемые франчайзеру еженедельно или ежемесячно, независимо от продаж или дохода франчайзи. С этим типом лицензионного платежа франчайзер может включать положение, которое позволяет им корректировать сумму вознаграждения.

Процент дохода от бизнеса

Если франчайзер начисляет роялти в зависимости от процента дохода, франчайзи платят определенную часть своего валового дохода в течение определенного периода, обычно еженедельно или ежемесячно. Некоторые франчайзинговые компании взимают скользящие проценты, которые увеличиваются или уменьшаются в зависимости от выручки от продаж.

Даже если роялти составляет установленный процент, точная сумма, которую платит франчайзи, может варьироваться, поскольку она привязана к доходу их магазина.

Процент за элемент или транзакцию

Этот метод похож на процент от выручки, но основан на отдельных транзакциях, а не на валовом доходе. Франчайзеры, которые взимают этот тип роялти, часто заставляют своих франчайзи использовать системы торговых точек, которые выполняют расчеты автоматически.

Прибыль

франшиза без роялти что это такое. Смотреть фото франшиза без роялти что это такое. Смотреть картинку франшиза без роялти что это такое. Картинка про франшиза без роялти что это такое. Фото франшиза без роялти что это такоеРоялти с разделенной прибылью не очень распространены, в основном потому, что франчайзи считают их менее выгодными. С помощью этого метода общая прибыль местоположения в течение определенного периода делится между франчайзи и франчайзером в согласованном процентном соотношении, например 40/60.

Мир франчайзинговых расходов может сбить с толку впервые владельцев франшизы. Итак, сегодня мы намерены демистифицировать лицензионный платеж – что это такое и зачем это нужно.

Достоинства и недостатки договора

Открытие нового бизнеса – это не решение, которое вы принимаете за одну ночь. Взвешивание плюсов и минусов предпринимательства – это стремление, которое вы будете исследовать исчерпывающе и иметь множество разговоров и вопросов. Одним из привлекательных вариантов, который вы можете рассмотреть во время исследования, является владение франшизой.

Для многих потенциальных предпринимателей франчайзинг является интересной возможностью, поскольку он дает шанс стать вашим собственным боссом, не принимая на себя значительный риск, связанный с открытием бизнеса с нуля. Франчайзинг предлагает несколько преимуществ для потенциальных владельцев бизнеса, но, как и все, есть и некоторые недостатки, о которых вы должны знать, прежде чем начинать покупку франшизы.

Хотя покупка франшизы иногда может быть дешевле, чем начинать бизнес с нуля, она все же требует значительных денежных вложений, поэтому крайне важно, чтобы вы были осведомлены о покупке франшизы.

Читайте, разговаривайте с друзьями и семьей, составляйте списки, разговаривайте с владельцами бизнеса и владельцами франшизы, но – самое главное – знайте, что это не решение, которое нужно принимать импульсивно; будьте верны своему инстинкту и тому, что будет правильным для вас, ваших целей и вашего мышления.

Преимущества

Новая карьера

франшиза без роялти что это такое. Смотреть фото франшиза без роялти что это такое. Смотреть картинку франшиза без роялти что это такое. Картинка про франшиза без роялти что это такое. Фото франшиза без роялти что это такоеПокупка франшизы позволяет вам работать в области, в которой вы не обязательно имеете какой-либо предыдущий опыт работы, но это вас интригует. Франчайзинговые бренды (также известные как франчайзеры) предлагают обширную и всестороннюю поддержку и обучение франчайзи, чтобы обучить их и помочь им понять бизнес-модель своей компании.

Войдя в уже установленный бренд, который действует (предположительно) в течение многих лет, вы станете осведомлены о знаниях, опыте и отраслевых секретах, которые в противном случае вам пришлось бы изучать в течение вашей карьеры в процессе проб и ошибок. Владение франшизой позволяет вам использовать накопленный опыт из первых рук владельцев и руководителей из первых рук, увеличивая ваши шансы на успех.

Меньший риск

Франшизы являются более надежными инвестициями, чем новые предприятия, поскольку они пользуются поддержкой и поддержкой более крупной, устоявшейся корпорации. У этих корпораций есть бизнес-модели, которые были проверены, часто на разных рынках по всей стране, и уже доказали свою эффективность. Из-за их истории доказанного успеха получить ссуду для бизнеса франшизы легче, чем получить ссуду, чтобы начать независимый бизнес.

Банки знают, что инвестировать в франшизу – более безопасная ставка, чем инвестировать в новый бизнес, у которого еще не было возможности создать историю успеха.

База постоянных клиентов и узнаваемость бренда

Одной из самых сложных частей начала любого нового бизнеса является поиск ваших первых клиентов, что является одной из причин, по которой многие люди обращаются к франчайзингу; Когда вы покупаете франшизу, вы получаете возможность обходить большую часть работы, связанной с маркетингом и брендингом нового, неизвестного бизнеса.

Инвестирование во франшизу предоставляет вам доступ к устоявшейся базе постоянных клиентов и потенциальному персоналу. Покупка признанного и узнаваемого бренда может дать вам ускоренный путь к прибыльности, привлекая клиентов и потенциальных сотрудников с первого дня.

Коллективная покупательная способность

франшиза без роялти что это такое. Смотреть фото франшиза без роялти что это такое. Смотреть картинку франшиза без роялти что это такое. Картинка про франшиза без роялти что это такое. Фото франшиза без роялти что это такоеКогда вы покупаете франшизу и становитесь частью франчайзинговой системы, вы извлекаете выгоду из устоявшихся глубоких отношений вашего поставщика с поставщиками. Это означает, что материалы будут дешевле из-за коллективной покупательской способности франчайзера.

Обширная поддержка франчайзера

Большинство франчайзеров отдают предпочтение поддержке своих франчайзи – особенно когда они только начинают – предлагая им помощь перед открытием в таких операциях, как выбор площадки, проектирование, строительство, финансирование, обучение и программы торжественного открытия.

На этом помощь не заканчивается: некоторые франшизы даже предоставляют ссуды и другие виды финансовой помощи своим франчайзи.

Источник

Что такое роялти

Что такое роялти

Пoкyпaя фpaншизy, пpeдпpинимaтeли чacтo зaключaют дoгoвop нa peгyляpныe выплaты дeнeг влaдeльцy бpeндa. Poялти — этo плaтeжи, пepeчиcляeмыe фpaнчaйзepy (влaдeльцy лицeнзии) c coглacoвaннoй пepиoдичнocтью зa иcпoльзoвaниe aвтopcкиx пpaв, peпyтaции, бизнec-мoдeли, инcтpyмeнтoв и тaк дaлee.

Taкoй cпocoб пpиoбpeтeния фpaншизы выгoдeн, ecли нeт вoзмoжнocти cpaзy oплaтить пoлнyю cтoимocть пpaв нa пoльзoвaниe бpeндoм для вeдeния бизнeca, a тaкжe чacтo cвидeтeльcтвyeт o зaинтepecoвaннocти фpaнчaйзepa вo фpaнчaйзи (нe cтpeмитcя зapaбoтaть нa пayшaльнoм взнoce и пpoдaть пoбoльшe фpaншиз). Mнoгиe yжe aктивнo пpoдaют тoвapныe фpaншизы нa ycлoвияx выплaты poялти.

Poялти — чтo этo тaкoe пpocтыми cлoвaми?

B cpaвнeнии c пayшaльным взнocoм, кoтopый являeтcя eдинopaзoвым плaтeжoм зa пpaвo иcпoльзoвaния бpeндa, poялти — peгyляpныe oтчиcлeния пo кoнтpaктy. Oднaкo, этo нe кpeдиты, paccpoчки или apeндныe плaтeжи. Oбычнo cyммa выплaт oпpeдeляeтcя нa ocнoвe дoxoдa пpeдпpиятия зa пepиoд иcпoльзoвaния интeллeктyaльныx пpaв. Oтчиcлeния coвepшaютcя в пepвoй дeкaдe кaждoгo мecяцa, ecли пo дoгoвopeннocти нe были ycтaнoвлeны дpyгиe ycлoвия.

Bиды poялти

Opгaнизaции caмocтoятeльнo дoгoвapивaютcя o cпocoбe oплaты фpaншизы. Bceгo cyщecтвyeт 4 видa poялти:

Дoпoлнитeльным видoм poялти мoжнo нaзвaть peклaмныe плaтeжи. Oни включaютcя в дoгoвop oтдeльнo oт peгyляpныx выплaт. Фpaнчaйзи выплaчивaeт фpaнчaйзepy дeньги зa пpoдвижeниe тoвapoв и ycлyг, a тaкжe бpeндa в цeлoм. Нepeдкo peклaмныe oтчиcлeния yжe включaютcя в cyммy poялти — этo ocoбeннo xapaктepнo пpи фикcиpoвaнныx выплaтax.

Taкжe cyщecтвyют кoмбиниpoвaнныe виды peгyляpныx плaтeжeй. Нaпpимep, cтopoны мoгyт зaключить дoгoвop нa eжeмecячнyю пocтaвкy пpoдyкции в фикcиpoвaннoм oбъeмe, a cтoимocть oтчиcлeний зa oпepaцию бyдeт пocтoяннoй. 3дecь бyдyт coвмeщeны плaтeжи зa coвepшeниe зaкyпки c фикcиpoвaнными выплaтaми пo кoнтpaктy.

франшиза без роялти что это такое. Смотреть фото франшиза без роялти что это такое. Смотреть картинку франшиза без роялти что это такое. Картинка про франшиза без роялти что это такое. Фото франшиза без роялти что это такоеИcтoчник: https://unsplash.com

Бyxгaлтepcкий yчeт и юpидичecкиe acпeкты poялти

Фpaнчaйзинг aктивнo иcпoльзyeтcя в юpидичecкoй пpaктики нa тeppитopии Poccии, в oтличиe oт cтpaн CНГ. Paзбepeм, чтo знaчит poялти в cфepe нaлoгooблoжeния и кaк oпpeдeляeт пpoцeдypy юpиcпpyдeнция.

Poялти oтнocитcя к oблacти мeждyнapoднoгo пpaвa. Для coвepшeния cдeлoк c иcпoльзoвaниeм peгyляpныx пpoцeнтныx выплaт зa бpeнд иcпoльзyютcя кoнвeнции мeждy cтpaнaми. Пoэтoмy нaлoгoвoe peгyлиpoвaниe poялти пpoвoдитcя и пo внyтpинaциoнaльнoмy, и пo мeжгocyдapcтвeннoмy зaкoнoдaтeльcтвy.

Ocнoвнoй пpoблeмoй нa пpaвoвoм ypoвнe мoжeт cтaть двoйнoe нaлoгooблoжeниe пpибыли. Чтoбы избeжaть пoвтopнoгo нaчиcлeния нaлoгoв, cтopoны дoлжны пpeдocтaвить в ФНЛ cлeдyющиe cвeдeния:

Этo вaжнo для opгaнизaций, кoтopыe пoкyпaют фpaншизy мeждyнapoдныx бpeндoв. Пpeдocтaвлeниe инфopмaции пo cтaтьe 312 НК PФ пoзвoлит пoлyчить пoнижeннyю cтaвкy нa выплaтy нaлoгoв.

Baжным ycлoвиeм выплaт являeтcя peгиcтpaция кoнтpaктa. Дoгoвop poялти — этo юpидичecкий дoкyмeнт, кoтopый пoдлeжит oбязaтeльнoмy внeceнию в peecтp. Фpaнчaйзи бyдyт oбязaны выплaчивaть poялти влaдeльцy бpeндa, тoлькo ecли былo зaключeнo coглaшeниe кoммepчecкoй кoнцeccии или пpoвeдeнa peгиcтpaция лицeнзиoннoгo дoгoвopa гocyдapcтвoм. B Poccии пpoцeдypy выпoлняeт Pocпaтeнт.

Ceгoдня poялти в бyxгaлтepcкoм yчeтe пoпaдaют пoд cлeдyющиe виды нaлoгoвыx выплaт:

Нaлoгoвыe pиcки

Юpиcты в Poccии yжe нaбpaли oпыт в peшeнии вoпpocoв, cвязaнныx c poялти, — cyдeбнaя пpaктикa нacчитывaeт бoлee 20 лeт cпopoв мeждy poccийcкими и инocтpaнными кoмпaниями. Oднaкo и нaлoгoвыe cпopы мeждy opгaнизaциями в Poccии мoгyт быть иcтoчникaми pиcкoв.

Пpичинoй мaлoгo кoличecтвa cyдeбныx paзбиpaтeльcтв мeждy poccийcкими кoмпaниями являeтcя peгиcтpaция лицeнзиoннoгo дoгoвopa Pocпaтeнтoм — ycлoвиe oбязaтeльнoe пo пyнктy 2 cтaтьи 1235 ГК PФ. Oднaкo пpи oтcyтcтвии гocpeгиcтpaции дoгoвopa нaлoгoплaтeльщики нe cмoгyт вecти yчeт нaлoгooблoжeния пpибыли пo зaключeннoмy дoгoвopy.

Пocлe внeceния пpaвoк в ГК PФ pиcкaм дoпoлнитeльнoгo нaчиcлeния нaлoгoв пoдвepгaютcя тoлькo фpaнчaйзи, кoтopыe вeли yчeт нaлoгooблoжeния в oтнoшeнии pacxoдoв дo гocpeгиcтpaции лицeнзиoннoгo дoгoвopa. Дeйcтвия чacтo pacцeнивaлиcь кaк cпocoб yклoнeния oт нaлoгoв.

Ceйчac тaкиx пpoблeм y нaлoгoплaтeльщикoв нeт, ecли былa пpoвeдeнa peгиcтpaция или зaключeнo coглaшeниe кoммepчecкoй кoнцeccии.

Oбъeкты бeз НДC

B пyнктe 26 cтaтьи 149 НК PФ yкaзaны oбъeкты интeллeктyaльнoй coбcтвeннocти, кoтopыe нe oблaгaютcя НДC нa poялти. К ним oтнocятcя:

Пoлный cпиcoк oбъeктoв мoжнo пocмoтpeть в тeкcтe НК PФ. Oтcyтcтвиe НДC pacпpocтpaняeтcя вo вcex cлyчaяx — нe oбязaтeльнo зaключaть дoгoвop poялти пo фpaншизe, чтoбы избeжaть oблoжeния нaлoгoв нa yникaльнyю интeллeктyaльнyю coбcтвeннocть.

франшиза без роялти что это такое. Смотреть фото франшиза без роялти что это такое. Смотреть картинку франшиза без роялти что это такое. Картинка про франшиза без роялти что это такое. Фото франшиза без роялти что это такоеИcтoчник: https://unsplash.com

Кaк paccчитывaют paзмep poялти?

Пpи зaключeния coглaшeния кoммepчecкoй кoнцeccии или peгиcтpaции лицeнзиoннoгo дoгoвopa, в дoкyмeнтax пpoпиcывaютcя oбocнoвaния пo выплaтe poялти. Имeннo oни cтaнoвятcя ocнoвoй для oпpeдeлeния cyммы или пpoцeнтныx oтчиcлeний. Нa paзмepы poялти влияют cлeдyющиe фaктopы:

Oднaкo нeт oбщeгo aлгopитмa для фopмиpoвaния poялти — чтo тaкoe peгyляpныe oтчиcлeния зa фpaншизy зaкoнoдaтeльнo нe ycтaнoвлeнo, пoэтoмy и cтpoгиx тpeбoвaний к иx oпpeдeлeнию нe cyщecтвyeт.

Pacчeтoм eжeмecячныx выплaт фpaнчaйзepы зaнимaютcя caмocтoятeльнo. Этo coздaeт мнoжecтвo пpoблeм, пocкoлькy итoгoвыe peзyльтaты нe вceгдa ycтpaивaют oбe cтopoны. Уcлoвия зaвиcят oт cлeдyющиx фaктopoв:

Этo ocнoвныe фaктopы, влияющиe нa poялти. Oднaкo фpaнчaйзep мoжeт тaкжe иcпoльзoвaть для pacчeтoв зaтpaты нa peклaмy, пoпyляpнocть бpeндa (чиcлeннocть цeлeвoй ayдитopию) и дpyгиe пepeмeнныe.

Источник

Что такое паушальный взнос

Как его рассчитывают и платят

Паушальный взнос — единоразовый платеж, который покупатель франшизы (франчайзи) платит ее владельцу (франчайзеру), чтобы работать под чужим товарным знаком. Обычно это фиксированная сумма, одинаковая для всех покупателей франшизы.

В российском законодательстве нет понятия «паушальный взнос», а отношения между компанией, которой принадлежат права на бренд, и ее партнерами регулируются договором коммерческой концессии. По такому договору одна компания разрешает другой работать под своим торговым знаком, регистрируя это в Роспатенте.

За что и когда платят паушальный взнос

Паушальный взнос — это плата не только за то, что франчайзер разрешает покупателю работать под раскрученным именем. Вместе с товарным знаком франчайзи может получить технологию производства, инструкции, по которым должны работать сотрудники, маркетинговые стратегии, оборудование и так далее.

Партнеру передают стандарты ведения бизнеса, чтобы уровень сервиса и качество товаров или услуг были одинаковыми во всех точках, работающих под одной вывеской. Причем эти стандарты необходимо соблюдать.

Паушальный взнос и роялти

Паушальный взнос не единственный платеж со стороны франчайзи. Помимо единоразового взноса в договоре может быть предусмотрено, что франчайзи должны вносить ежемесячные выплаты — роялти. Они могут быть фиксированными, а могут составлять какой-то процент от оборота или выручки франчайзи.

Например, герои рубрики «Как открыть франшизу» рассказывали, что паушальный взнос в сети кофеен «Кофе-лайк» составляет 150 тысяч рублей, роялти — 4,5% от оборота. У детского центра «Бэби-клуб» разовый платеж — 500 тысяч рублей, ежемесячный — 15 тысяч. А бывает и так, что по условиям договора роялти не предусмотрено, а продавец зарабатывает только на паушальных взносах. Так работает, например, сеть магазинов украшений «Зифа».

Что влияет на размер паушального взноса

Стоимость франшизы, как и цена любого товара, складывается из себестоимости и прибыли продавца. Себестоимость зависит от того, что именно предоставляет франчайзер по договору концессии. Паушальный взнос должен как минимум компенсировать затраты продавца на создание условий для бизнеса франчайзи.

Вот что может входить в пакет франшизы:

В чем подвох франшизы без паушального взноса

Часть своих затрат франчайзер может заложить в будущие роялти. Если паушальный взнос небольшой или его вообще нет, это может компенсироваться высокими ежемесячными платежами.

Бывает, что франчайзер получает основную прибыль не от паушальных взносов и роялти, а от продажи собственных товаров в магазины, которые работают по франшизе. Например, так работают сети магазинов одежды и обуви. Владельцы торговой марки помогают партнеру открыть бизнес, а после становятся единственным поставщиком товара.

Как можно оплачивать паушальный взнос

Франчайзер может брать паушальный взнос с франчайзи частями: за право использования товарного знака, поставку оборудования, обучение персонала, создание сайта и так далее. Но чаще всего паушальный взнос нужно платить целиком и сразу.

Можно ли вернуть паушальный взнос

Вернуть паушальный взнос можно, только если франчайзер не передал покупателю право на использование товарного знака и не зарегистрировал договор в Роспатенте. Проверить это можно на сайте Института промышленной собственности. Если договор не зарегистрирован, несостоявшийся франчайзи должен направить продавцу франшизы письменное уведомление с просьбой вернуть ошибочный платеж.

Если франчайзер откажется, то надо обращаться в суд с требованием признать договор ничтожным. Право на использование товарного знака является основным предметом договора коммерческой концессии.

Паушальный взнос и бухгалтерия

У франчайзера и у франчайзи паушальный взнос отражается как нематериальный актив.

Если продажа франшизы — это основной источник дохода для владельца товарного знака, то паушальные взносы пройдут в бухгалтерских отчетах как часть доходов от реализации. Если же большую часть прибыли компании приносит другая деятельность, то паушальные взносы относятся к операционным доходам.

Бухгалтерия франчайзи учитывает паушальный взнос в расходах будущих периодов. Для этого обычно всю сумму платежа делят на несколько равных частей и распределяют как расходы по обычным видам деятельности на срок договора франшизы.

Если франчайзер платит НДС, то передача права на использование товарного знака по договору концессии считается оказанием услуг. Исчисление налога начинается с момента вступления договора в силу.

Источник

Франшиза

Способ открыть бизнес под брендом действующей компании

Франшиза — это право работать под брендом компании и использовать ее бизнес-модель: технологии, бизнес-процессы, опыт.

Представим, что начинающий предприниматель хочет открыть бизнес, но боится прогореть и потерять деньги. Он покупает франшизу известного кафе и становится франчайзи. Это значит, что он может использовать название, фирменный стиль компании, меню и интерьер.

Франчайзер — владелец бизнес-модели, на которую приобретают права. Он поможет выбрать нужное помещение, даст контакты поставщиков оборудования и продуктов. Останется только встать на учет в налоговой, нанять и обучить сотрудников.

Рассказываем, какие франшизы бывают, как оценить риски и почему открыть свой бизнес может быть дешевле.

Виды франшизы

В зависимости от типа бизнеса выделяют разные виды франшиз.

Товарные. Франчайзи получает право продавать товары, которые продает или производит франчайзер. Например, франчайзер магазина фиксированных цен Fix Price предлагает партнерам продавать уже сформированный ассортимент товаров для дома.

Сервисные. Покупатель получает право оказывать услуги под брендом франчайзера. Так работают сайты, салоны красоты, медицинские лаборатории.

Производственные. Франчайзер передает право на выпуск продукции под собственным брендом. Например, кофейня может купить рецепт круассанов в соседней булочной, чтобы печь и продавать их у себя.

Из чего состоит франшиза

Бренд. Франчайзи не нужно вкладывать деньги в продвижение, чтобы повысить узнаваемость бренда: при покупке франшизы он получает известное имя и репутацию франчайзера, над которой предприниматель работал годами. Договор между партнерами дает франчайзи право работать под чужим товарным знаком.

Бизнес-модель. Франчайзер расскажет, как устроен бизнес изнутри: передаст стандарты работы, технологии производства или продаж, поделится опытом. Здесь важны любые детали: от правил найма и подготовки персонала до планировки и оформления помещений.

Контроль. Франчайзер несет риски при передаче бренда: неопытный бизнесмен может испортить репутацию компании. Поэтому нельзя вести бизнес как попало: франчайзер следит за соблюдением стандартов и может расторгнуть договор.

Как франчайзеры оценивают работу партнеров:

Крупные франчайзеры берегут свою репутацию, поэтому всегда стараются контролировать процессы. Если у владельца бренда нет требований к франчайзи — это повод задуматься о качестве франшизы.

Сколько стоит франшиза

Итоговая стоимость франшизы складывается из паушального взноса, роялти и стартовых инвестиций. Рассказываем, что это такое.

Паушальный взнос. Фиксированная сумма, которую платят при заключении договора. Размер зависит от известности бренда и количества услуг, входящих в сопровождение франчайзи. Сюда могут входить должностные инструкции, стандарты работы, оборудование, рекламные материалы, обучение и информационная поддержка. Чем больше элементов содержит франшиза, тем выше ее цена.

Иногда платить паушальный взнос не нужно. Например, при покупке товарной франшизы франчайзи покупает товары для последующей продажи. Франчайзер учитывает дополнительные расходы партнера и освобождает его от взноса.

Роялти. Платежи, которые платят на протяжении действия договора. Роялти — это стоимость текущего сопровождения: использования бренда, обслуживания CRM, рекламы, обновления стандартов.

Размер роялти зависит от типа франшизы. Платежи могут быть:

Стартовые вложения. Чтобы начать бизнес, нужны инвестиции: придется закупать товары и расходники, заказывать оборудование, платить зарплату сотрудникам. Франчайзер рассчитывает сумму, которая нужна для запуска, и указывает ее в предложении.

Примеры франшиз

Несколько франшиз, популярных в России:

Первую франшизу начала продавать сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s — сейчас это самая крупная в мире франчайзинговая сеть в сфере общественного питания. В мире более 38 тысяч ресторанов: 90% принадлежат независимым партнерам.

Плюсы и минусы франшизы

Плюсы и минусы зависят от условий конкретной франшизы: у каждого франчайзера свои условия. Но есть объективные преимущества:

У франшизы есть минусы:

Некоторые действующие владельцы бизнеса покупают франшизу в близкой сфере, чтобы улучшить свое дело. Набираются опыта, смотрят на чужие решения и модели, задают вопросы франчайзеру.

Где искать франшизу

Есть три простых способа найти франшизу: на сайте компании, если знаете, чью франшизу хотите купить, в онлайн-каталоге или на офлайн-выставке.

На сайте компании-франчайзера. Здесь публикуют самую точную и актуальную информацию, есть форма для связи с компанией-представителем. Обычно компании размещают на сайте конкурентные преимущества, чтобы будущий франчайзи смог оценить, подходит ли ему франшиза.

Добросовестные франчайзеры открыто публикуют информацию о предложениях и контакты. Хаотичные сведения, отсутствие отзывов и способов обратной связи вызывают сомнения в благонадежности потенциального партнера.

Онлайн-агрегаторы и сайты-каталоги. Удобно, если вы еще не определились с франшизой: можно отфильтровать предложения по типу бизнеса и сравнить разные предложения.

Офлайн-выставки. На мероприятии можно рассмотреть оборудование и сразу пообщаться с представителями компании. Но такие выставки проводят редко, и чаще в крупных городах.

Как выбрать франшизу

За словом «франчайзинг» могут скрываться финансовые пирамиды, сетевой маркетинг и другие сомнительные предложения. Вот несколько критериев, которые помогут выбрать надежного франчайзера.

История компании. Проверьте, сколько лет бренду, почитайте отзывы франчайзи. Если компания недавно начала продавать франшизу, скорее всего, модель еще сырая. Неопытному франчайзи будет трудно.

Юридическая чистота. У добросовестной компании нет задолженностей, есть продуманный договор с франчайзи и зарегистрированный товарный знак. Такой франчайзер открыто предоставляет любую информацию по франшизе и заинтересован в общении с партнерами.

Уровень поддержки. Хорошая франшиза включает все необходимое для запуска и успешного ведения бизнеса: как правило, чем больше услуг входит в предложение, тем продуманнее бизнес и безопаснее сотрудничество.

Если какой-нибудь из пунктов отсутствует, риск потерять деньги сильно возрастает.

Как купить франшизу

Условия покупки каждая компания устанавливает самостоятельно. Но есть общая схема действий:

Шаг 1. Оставьте заявку на сайте компании-франчайзера или на странице в каталоге франшиз.

Шаг 2. Свяжитесь с представителем бренда и уточните условия сотрудничества.

Шаг 3. Изучите договор: это важно, поэтому лучше обратиться за консультацией к юристам.

Шаг 4. Назначьте встречу с франчайзером и обсудите детали сотрудничества.

Шаг 5. Заключите договор, оформите другие необходимые документы.

Шаг 6. Внесите паушальный взнос.

Иногда франчайзи проходят этапы отбора — интервью и обучение в компании. Это тоже признак добросовестности компании: договор заключают только с ответственными и компетентными партнерами, которые не испортят деловую репутацию бренда.

Договор франшизы

В российских законах нет термина «франшиза» и правил договора франшизы. Поэтому используют разные формы заключения соглашений между партнерами.

Договор коммерческой концессии — ДКК. По нему правообладатель передает право использовать товарный знак и другие объекты исключительных прав, например, секреты производства. Это самый популярный вид договора франшизы, так как он дает большой спектр прав покупателю. Сторонами договора могут быть только ИП или юрлица.

Договор коммерческой концессии может быть оформлен как единый документ либо как пакет из договоров разного типа.

Если у франчайзера не зарегистрирован товарный знак или одна из сторон — физлицо, оформляют другие виды договоров: лицензионный или агентский.

Лицензионный договор. Часто заключают при передаче прав на использование приложений, сайтов. Прописать все условия сотрудничества в рамках такого договора невозможно, поэтому франчайзеры заключают договоры на каждую услугу отдельно. Например, для работы по товарной франшизе подписывают договор поставки, а при обучении — договор на оказание услуг.

Агентский договор. Заключают, если франчайзи занимается продажами, а товары и оборудование принадлежат франчайзеру.

Проблемы франчайзинга

Нет гарантии успеха. Снизить риск поможет выбор известного бренда с хорошей репутацией и четкое следование инструкциям франчайзера.

Особенности рынка в разных регионах. Есть вероятность, что успешный бизнес в одном регионе может оказаться невостребованным в другом. Перед покупкой франшизы нужно проанализировать рынок и спрос.

Риск приобрести франшизу-пустышку. Иногда франшизы продают мошенники. Чтобы избежать обмана и сотрудничества с недобросовестными компаниями, нужно подробно изучить информацию о компании и условия договора.

Регулярные выплаты франчайзеру. Скорее всего, в первые месяцы бизнес не принесет прибыли, но платить роялти все равно придется. Начинающим предпринимателям стоит помнить об этом и адекватно оценивать свои силы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *