формат стрит ритейл что это такое
Достоинства и недостатки магазинов формата стрит-ритейл
Среди широкого спектра торговых помещений есть один формат, который приносит максимальную прибыль и является рентабельным в любой период экономики. Это магазины стрит-ритейл, которые выстраиваются по типу сплошного ряда торговых объектов, вход в которые – прямо с улицы. В столице такие магазины размещаются в центральных районах. Предлагаем проанализировать преимущества и недостатки магазинов данного формата, а также вопрос ассортимента товаров и ценовую политику таких торговых объектов.
Достоинства и недостатки.
Магазины формата стрит-ритейл обычно располагаются на нижнем этаже жилого здания. История такого принципа размещения уходит в средние века европейских городов, когда на первом этаже двухэтажных домов устраивали кузни, цирюльни, булочные и другие лавки. Получались целые улицы со сплошным рядом торговых и других точек, и этот принцип до сих пор действует в Европе. В России магазины в данном формате широко не размещались, и только последние несколько десятилетий стрит-ритейл стал распространятся в крупных городах. Лидирует в этом направлении столица.
Помещения стрит-ритейл (http://abnburo.ru/abn/street-retail/), как магазины, имеют ряд преимуществ:
— наглядность и хороший обзор такого магазина широким потоком потенциальных покупателей;
— предельная близость к покупателям;
— выход на улицу обеспечивает попадание в магазин без задержек;
— свободный график работы;
— более доступная стоимость арендной ставки в сравнении с торговым центром;
— возможность самостоятельного выбора оформления витрин и интерьера помещения.
К недостаткам магазинов стрит-ритейл можно отнести необходимость арендатора или собственника самостоятельно обеспечивать охрану, оплату коммунальных и других платежей, сотрудничество с поставщиками, согласовывать размещение наружной рекламы, проведение линий телефонной связи и интернета.
Ассортимент товаров и услуг.
Как показывает статистика, в помещениях формата стрит-ритейл в столице чаще всего размещаются объекты общепита и магазины обуви. Увеличивается в последнее время число салонов красоты и медицинских центров.
По исследованиям специалистов, в магазинах стрит-ритейл продаются различные продукты и готовые блюда сегмента фуд-корт – по 1/4 общего количества. По 1/10 занимают товары хозяйственного назначения для дома и товары для детей. Также в формате стрит-ритейл реализуют обувь и одежду, косметику, автомобили. В помещениях этого типа размещаются спортивные клубы, банковские отделения и салоны связи. На их долю приходится по 1/20 от общего числа магазинов. И в остальных точках стрит-ритейла работают ювелирные магазины, подарочные, товары для животных и развлекательный сектор.
Для продажи дорогой парфюмерии, электроники или работы высококлассного ресторана разумнее выбирать помещение в центральном районе. В районах более удаленных, среди большого количества жилых домов, рентабельнее будет работать магазин товаров для ежедневного использования. Аренда стрит ритейл (http://abnburo.ru/abn/street-retail/arenda/) будет подходящим вариантом.
Как уже было сказано, помещения формата стрит-ритейла относятся к типу коммерческой недвижимости с постоянным спросом и хорошей рентабельностью. Если сравнить арендную ставку в торговом центре с магазином стрит-ритейл, то последняя выгоднее: в ТЦ – 10-17 тысяч рублей за кв.м, в стрит-ритейле – 7-15 тысяч рублей. Центральные улицы Москвы известны не только самыми большими торговыми уличными коридорами, но и максимальными арендными ставками.
Лучше всего в плане получения прибыли обстоят дела у арендаторов и владельцев продуктовых магазинов и ресторанов. Снизились доходы в магазинах обуви и одежды – примерно на 1/3.
Кто Вы, мистер Street Retail?
Сегодня среди владельцев торгового бизнеса и инвесторов в недвижимость все большую популярность набирает такой формат помещений, как стрит-ритейл. Давайте разберемся, что это такое.
Что такое стрит-ритейл
Стрит-ритейл (street retail) – формат торговой точки, располагающейся на улице, обычно на первом этаже жилого дома. В переводе с английского буквально означает «уличная торговля». В многочисленных статьях экспертов рынка недвижимости можно прочитать, что для России этот формат новый и непривычный, и появился у нас только в 2000-х, однако это не так. Возможно английский термин и был заимствован недавно, но сам способ торговли с первых этажей жилых домов придуман много веков назад. Отличным примером может служить здание в Москве на Пречистенке, 6, где в 1873 году фармацевт Андрей Форбрихер открыл аптеку.
Аптека Форбрихера на Пречистенке 6, историческое фото 1920-х годов
Прошло почти 150 лет, а аптека в этом здании по-прежнему работает и представляет собой не только памятник культурного наследия, но и стрит-ритейл в чистом виде.
Аптека на Пречистенке 6 Фото с сайта sofrino.ru
Характеристики: проходимость, локация, стоимость
Итак, мы с вами определили, что стрит-ритейл – это торговое помещение на первом этаже здания, имеющее отдельный вход с улицы. Отсюда вытекает главное требование к таким помещениям – большая проходимость.
Естественно, торговая точка, находящаяся на безлюдной улице в промзоне не принесет владельцу ничего, кроме разочарования и выброшенных денег, в отличие от магазина, расположенного рядом с метро на улице с плотным пешеходным трафиком.
Наиболее ценятся улицы, называемые «торговыми коридорами». Это улицы в центре города, где пересекаются потоки местных жителей, работников многочисленных офисов, а также туристов. Такие локации обеспечивают стабильный поток покупателей практически для любого вида бизнеса, будь то торговля или сфера общественного питания.
Что такое стрит-ритейл
Или какие объекты недвижимости ликвидны даже в кризис
Какой торговый формат помещений, по Вашему мнению, является самым прибыльным и охватывает большой поток потенциальных клиентов? Какие объекты недвижимости своим выгодным расположением остаются ликвидными даже в кризис? Это стрит-ритейл магазины! Объекты этого типа создают подобие торговых коридоров. Помещения street retail в Москве в основном сосредоточены на Арбате, Ленинградском, Кутузовском проспектах. В статье ниже рассмотрим плюсы, минусы, цены и список товаров, которые лучше всего продавать в таких магазинах.
Что такое стрит-ритейл: плюсы и минусы
Проще говоря, street retail – это определенный формат магазина. Торговая точка располагается на первом этаже жилого дома. Первые объекты подобного типа появились еще в средневековье, но в основном были узко специализированы: кузни, ткацкие лавочки и пр.
Принцип торговых улиц до сих пор сохранился в Европе, но практически исчез в нашей стране. Тенденция к возобновлению объектов торговли в домах на первом этаже наблюдается в России лишь в последние десятилетия. И, пожалуй, можно отметить лишь street retail магазины Москвы. Основными плюсами таких помещений являются:
Кроме того, стоимость аренды может быть меньше, чем в ТЦ. Любая специализация и собственное оформление интерьера также является плюсом.
Помещения стрит ритейл имеют и недостатки. Владельцу либо арендатору необходимо самому заботиться о безопасности объекта, коммунальных платежах, синергии (сотрудничестве), согласовании размещения вывесок и пр.
Что продавать в «магазинах на первом этаже»
Стрит ритейл недвижимость в Москве занимают в основном сети фаст-фудов, обувных магазинов, кафе и рестораны. Однако их могут потеснить парикмахерские, spa-салоны и медцентры: их число растет с каждым годом.
Специалистами были выделены категории товаров, которые чаще всего продаются в street retail. Половину сегмента делят между собой продукты и фуд-корт – по 25% у каждого. По 10% у товаров для дома (стройматериалы, техника, мебель, электроника) и продукции для детей. Далее следуют:
Они имеют по 5% каждый. Оставшиеся проценты делят между собой ювелирные салоны, магазины подарков, зоотовары и сфера развлечений.
Если Вы решили продавать элитную парфюмерию, электронную технику или открыть ресторан высокого класса, стоит рассмотреть покупку помещения в центре города. В спальных районах большую популярность имеют товары для дома повседневного спроса.
Цены на стрит ритейл
Street retail – формат недвижимости, который, как уже было сказано в самом начале, будет ликвиден при любой ситуации на рынке площадей под торговлю. Основываясь на последних данных экспертов, арендная ставка в ТЦ варьируется в диапазоне от 10 тыс. руб. до 17 тыс. руб. за квадратный метр, в то время как в стрит ритейле составляет от 7 тыс. руб. до 15 тыс. руб. за квадратный метр. Самыми приоритетными, а, следовательно, и дорогими «торговыми коридорами» в Москве на сегодняшний день являются:
По данным исследований, в центре Москвы удачно идут дела в основном у магазинов продуктов и ресторанов. Салоны обуви и одежды отмечают спад покупательской способности на 30% по сравнению с прошлым годом.
Стрит ритейл или торговый центр – что лучше? | Что арендовать и как покупать коммерческую недвижимость
На вопрос, что является наиболее важным для успешной торговли или, любой из арендаторов ответит без запинки – ЛОКАЦИЯ магазина. Именно от локации зависит посещаемость торговой точки, что в свою очередь формирует валовую выручку от продаж. Следуя дальнейшей логике, наиболее доходные коммерческие помещения должны привлекать большее число соискателей на аренду. Спрос на успешные и раскрученные места растет – поднимаются арендные ставки. А чем выше ставки, тем должна быть выше и стоимость покупки (продажи) торговой площади. Казалось бы, все предельно ясно: более выгодные для торговли нежилые помещения стоят дороже, менее выгодные (менее посещаемые, мало заметные, отдаленные от трафика) стоят дешевле. Из двух самых распространенных вариантов для торговой деятельности: помещений внутри Торговых Центров и помещений на улице ( Street – retail ) нужно выбрать самое оптимальное для текущей цели. Все просто и понятно, как для арендаторов, так и для потенциальных инвесторов, желающих получать постоянных арендный доход.
ТЦ: в чем сложности, и где поджидают подводные камни?
Отдельный вход – это благо?
Повлиять на политику всего ТЦ в большинстве случаев у миноритариев шансов практически нет. И эта зависимость от главного владельца порой приводит к убыткам миноритарных владельцев, которые, в добавок ко всему, часто сами должны искать арендаторов на свои торговые площади (ведь фактически к деятельности внутренней части ТЦ они отношения не имеют, и застройщик-владелец всегда может ответить на претензии так: «Я продал тебе помещение, теперь думай о себе сам»).
В большинстве случаев, основной поток посетителей проходит через главные входные группы – крупный владелец ТЦ (изначальный застройщик) знает, что поток посетителей формирует трафик для его личных торговых площадей (занятых успешными и посещаемыми брендами). Предлагая же для инвесторов помещения с отдельными входами с улицы (помещения в этом же торговом центре, но не имеющих сквозного трафика и огражденных от основного внутреннего пространства стенами), застройщик-владелец понимает, что особой угрозы для его трафика эти дополнительные входы не составят, ведь помещения под «якоря» принадлежат ему самому, а именно к «якорям» (продуктовым гипермаркетам, магазинам электроники, рынкам…) устремляются потоки покупателей. Инвестору же предлагается как бы «присоседиться к существующему трафику», а на самом деле помещения с отдельными входами с улицы ( Street – retail внутри ТЦ) вынуждают бороться за трафик, который идет мимо в большие двери к «якорям». И часто наблюдается такая картина: внутри большого ТЦ жизнь кипит, ставки на аренду высокие, а помещения рядом, с отдельными входами с улицы всегда полупустые, арендные ставки в них существенно ниже, арендаторы ждут, когда освободятся площади внутри ТЦ, а снаружи на помещениях висят баннеры «Сдам в аренду». И вроде бы, локация одна и та же, а лишние десять – двадцать метров от главной входной группы решают все.
Что происходит внутри ТЦ?
Допустим, что существует только один владелец всего ТЦ или ТРЦ. Задача владельца создавать условия для эффективной деятельности арендаторов, расположенных на любых этажах и в любых секторах. Ни одно решение владельца не будет на 100% эффективным, если изначально конструктив здания не позволяет правильно распределять потоки посетителей. Если же ТЦ создавался путем реконструкции старого цеха или иного объекта, то создать удобные и логичные решения, грамотно направляющие покупательские потоки, практически не возможно. В силу ошибок строительства возникают «мертвые» (тупиковые, отдаленные, мало заметные, сложно доступные…) помещения. Арендные ставки на такие помещения стремительно падают (иногда до нуля при оплате только сервисных затрат), но и низкие арендные ставки не способны привлечь компании (арендаторов), целью деятельности которых является извлечение прибыли от торговли. Никакие маркетинговые ходы самого арендатора не помогут расшевелить торговлю, если посетители таких ТЦ блуждают в лабиринтах реконструируемых зданий в поисках выхода (лестницы, эскалатора, кафе, туалетов, банкоматов…). Если же подобные торговые площади предлагаются инвесторам для покупки (с якобы имеющимся «постоянным» арендатором»), то слепо верить в такие предложения не стоит (иногда арендные платежи возвращаются арендаторам по сфабрикованным договорам на оказание услуг, и проверить левую бухгалтерию никто не сможет), нужно самому проверить удобство и локацию помещения, опросить соседей, подсчитать трафик в разные дни недели, и только потом принимать взвешенное решение (иначе покупка или аренда «висика» превратится билетом в один конец).
Street – retail для избранных
Почему помещения на улице с отдельным входом подходят не для всех?
Для начала сравним плюсы и минусы помещений на улице и внутри торговых центров.
Самый главный аргумент в пользу открытия магазина (аренда либо покупка помещения под собственные нужны – торговлю) кроме ЛОКАЦИИ помещения (о чем никто не спорит и даже не обсуждает), это РЕЖИМ работы помещения.
Если внутри ТЦ арендатор вынужден подстраиваться под график работы здания, то в собственном помещении режим работы может быть самым разнообразным и даже круглосуточным. Исключениями обладают помещения, расположенные на нижних этажах жилых зданий (часто это ограничение работы до 23ч).
Часто «раскрутить» помещение в категории Street – retail с целью привлечь внимание покупателей оказывается намного проще, чем внутри ТЦ, где все регламентировано и каждую промо акцию нужно согласовывать и отдельно оплачивать.
Идеально магазин (помещение) уличной торговли подходит под формат СКЛАД – МАГАЗИН. Вот почему такие магазины, как Вайлдберрис предпочитают размещаться на первых этажах с отдельными входами с улицы: это и непосредственный доступ прямо в магазин, и своя яркая вывеска на входе и продолжительный график работы, и доступ погрузки-разгрузки товаров в любые (даже ночные) часы.
Про парикмахерские, кафе, рестораны и офисы продаж, банки, страховые компании, магазины авто запчастей, про ателье и мастерские, а также про магазины премиальных брендов одежды, бутики обуви, часов и прочего излишне говорить также не стоит – все эти категории деятельности «любят» входы с улицы, поскольку они ориентированы не на массового потребителя, а на избирательный подход к потребителю. В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ИМЕННО МАССОВОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ДОСТОИНСТВОМ ПОМЕЩЕНИЙ ВНУТРИ ТЦ.
Чувствительность к локации магазинов Street – retail настолько значительная, что разница между стоимостями соседних помещений (а также арендных ставок) может составлять разы, все потому, что одно помещение находится вблизи от трафика, а другое чуть подальше.
Павильоны – как представители Street – retail
Современный Street – retail это галереи магазинов
Самый эффективный способ создания магазинов в многоэтажных жилых зданиях – это формирование не отдельных магазинов, а целой галереи. В таком случае достигается принцип СИНЕРГИИ – когда деятельность одного магазина дополняется деятельностью другого (например, обувь и одежда), при этом бренды получают свои предпочтения иметь собственный вход с улицы, вывеску и независимость. Часто именно галерея привлекает множество разнообразных кафе и ресторанов, превращая улицу в разнообразие различных кухонь и блюд. Если же присмотреться повнимательней к деятельности успешных торговых центров, то, стремясь к эффекту синергии и к достижению максимального удобства для посетителей, ТЦ, таким образом, превращаются в ГАЛЕРЕИИ МАГАЗИНОВ И КАФЕ, ОБЪЕДИНЕННЫХ ОДНОЙ КРЫШЕЙ.
ТО ЕСТЬ, УСПЕШНЫЕ ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ – ЭТО КРЫТЫЕ «УЛИЦЫ» МАГАЗИНОВ И КАФЕ (часто с крышами, выполненными из стекла). Не замечали, что большинство известных аэропортов также, по сути, напоминают галереи магазинов или торговые центры?
А УСПЕШНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ STREET – RETAIL – ЭТО ТЕ ЖЕ ГАЛЕРЕИ МАГАЗИНОВ В ЖИЛЫХ ЗДАНИЯХ С ОТДЕЛЬНЫМИ ВХОДАМИ С УЛИЦЫ.
Итак, первого октября 2019г вступил в силу закон, по которому в России будет запрещено размещать хостелы или гостиницы в жилых помещениях многоквартирных домов. Как это может коснуться посуточной аренды квартир?
Рынок коммерческой недвижимости трансформируется также, как и изменяется сама экономика. Макро причины, а также внутренние факторы влияют на приоритеты инвесторов, рынок аренды, объекты продаж. Что нас может ждать в 2020г? Куда катится рынок?
Меньше, проще, дешевле: как новые форматы торговли меняют Москву
Московский рынок стрит-ретейла последние несколько лет переживает масштабную трансформацию: меняются не только основные игроки, но и наиболее востребованные ниши и форматы, а также спрос на торговые помещения в центре города. В результате одни из них месяцами не могут найти арендаторов, а другие становятся драйвером для развития бизнеса.
Рассказываем об основных тенденциях на рынке уличной торговли Москвы.
Супермаркеты вместо бутиков
За последние несколько лет в центре Москвы почти полностью сменился пул основных арендаторов. На это оказали влияние, в частности, запрет парковки, расширение тротуаров, превращение ряда улиц в пешеходные, а также повышение арендных ставок, которые оказались не под силу многим собственникам бизнеса.
— Главным трендом осени на центральных улицах столицы стало то, что пустые помещения с высокими ставками аренды занимают арендаторы продуктового ритейла и сдают в субаренду другим компаниям, тем самым делая мелкую нарезку в небольших помещениях. Теперь в одном пространстве сосредоточено несколько направлений синергичных товаров. Это позволяет небольшим игрокам, которые размещались в основном в спальных районах Москвы, выйти на центральные торговые коридоры города, что в свою очередь стимулирует рост уровня сервиса. Таким образом, мы видим активное развитие сегмента фудкортов и фудхоллов в центре столицы за счет появления новых игроков и новых концепций.
Спрос на небольшие помещения
Один из ключевых трендов на московском рынке стрит-ритейла — уменьшение средней площади помещений (вне зависимости от формата торговли) и переход на «мелкую нарезку»: собственники приобретают крупные помещения и делят их на блоки. В Knight Frank констатируют: таким образом можно значительно увеличить доходность помещения за счет повышения арендных ставок. При этом тенденция характерна не только для центра Москвы, но и для мест с хорошим пешеходным трафиком (например, у метро) в спальных районах в пределах ТТК.
— Большие супермаркеты уже почти полностью исчезли с рынка московского стрит-ритейла, переквалифицировавшись в более компактные форматы. Гипермаркеты размещаются в основном в новых жилых кварталах или бизнес-центрах за пределами центра Москвы. Это вызвано тем, что в центре города нет нового строительства подходящего формата, а в старом фонде просто не осталось вакантных помещений такого размера. Более того, почти во всех центральных районах в старых домах уже открыто несколько маленьких или стандартных супермаркетов, поэтому конкуренция здесь крайне высока. Большой гипермаркет вряд ли сможет привлечь клиентов, уже привыкших делать покупки в определенном магазине. В новом фонде за пределами Садового кольца и ТТК стараются предусмотреть площади от 0,5 тыс. до 1,5 тыс. кв. м, и супермаркеты готовы их рассматривать, особенно с учетом невысоких арендных ставок.
Коллаборации в ритейле
Еще одно проявления развития мини-форматов — коллаборации ритейлеров с известными брендами. Подобная форма сотрудничества характерна как для крупных институциональных игроков, так и для малого бизнеса. «Для сокращения издержек от аренды и получения дополнительных синергетических эффектов компании готовы делить арендуемое пространство. Примеры таких коллабораций: Starbucks и банк «Открытие», Cofix и Теле2», — перечисляет старший директор департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Зульфия Шиляева.
Таблица: Структура арендаторов торговых помещений в центре Москвы
Профиль арендаторов | Доля на рынке в 2015 году, % | Доля на рынке в 2019 году, % |
---|---|---|
Общественное питание | 41 | 40 |