физик экспериментатор что делает
69-летний физик рассказал, как ему удалось стать звездой TikTok
Всю свою жизнь Николай Милованов посвятил опытам по физике. Но самый главный эксперимент он поставил в 69 лет, выпустив свой первый обучающий ролик в TikTok. Видео мгновенно взорвало интернет, а его второй ролик набрал более 2 миллионов просмотров. В интервью Москве 24 Николай рассказал, как ему удалось добиться такого успеха и почему учитель, показывающий язык, – это круто.
«Преподавание – это то, что я умею делать лучше всего»
«Иногда сядешь в кресло после того, как запишешь ролик, и думаешь: Палыч, ты кандидат наук, что за ерунду ты делаешь? А потом говоришь себе: так, спокойно, давай работать над собой. Почитаешь отзывы: «Вы лучший учитель в моей жизни» или «Моя 6-летняя дочка в восторге», – и видишь, что они искренние».
Сам Николай закончил СпбГУ (тогда ЛГУ), потом остался в университете, занимался научно-исследовательской деятельностью, руководил дипломными и курсовыми работами студентов. Там же защитил кандидатскую диссертацию. С началом перестройки научному сообществу пришлось нелегко, и в конце 80-х Милованов организовал с университетским другом небольшую фирму.
Но ученики продолжали к нему тянуться, видя в преподавателе способность объяснять сложные вещи понятным языком. Так Милованов пришел к репетиторству, чем и занимается последние 16 лет.
Сегодня кандидат наук работает в основном со школьниками, готовит их к экзаменам, поступлению в физмат-школы. Иногда помогает студентам по университетский программе. «Я понял и чувствую, что преподавание – это то, что я умею делать лучше всего. Ученики меня обычно называют наставником. Я никогда не учился в педагогическом вузе и считаю, что это мне дало определенное преимущество», – говорит Милованов.
Первый онлайн-успех
Первую попытку завести свой видеоблог в соцсетях Николай предпринял летом 2019 года, когда проходил курсы по работе с Instagram. Но как-то не пошло. «Мне показалось сложным разбираться во всех этих кнопочках и стратегиях», – признается Николай. Именно тогда он записал первый ролик с репликами «Шесть равно трижды два» и «Сдашь ЕГЭ и скажешь easy!», но выкладывать его в интернет не стал.
Успех пришел в марте 2020 года, когда физик разместил этот ролик в TikTok. Видео мгновенно набрало более 300 тысяч просмотров.
Уже на следующее утро Милованов записал ролик про «Пи-Пи-Пи-радиан в развернутом угле», который собрал более 2 миллионов просмотров. «Считаю, что Вселенная мне помогла, оценив волю к победе, наверное. Откуда этот ролик пришел? Ну, пришел, и я его записал. Он потребовал от меня меньше всего времени», – говорит физик-экспериментатор.
Все видео Николай снимает самостоятельно, и стихотворные рифмы для запоминания формул – это тоже его творчество. Преподаватель освоил в TikTok и Instagram только необходимый минимум, больше ему не надо, ведь «пока будешь обучаться тонкостям, поезд уйдет».
Нет скучным урокам
Однако не все оказались готовы принять такой формат преподавания, когда учитель прыгает, кривляется, высовывает язык и смеется. Коллеги Милованова часто говорят: «Да, супер, но мы так не можем».
«Конечно, у меня были моменты, когда я был на грани почти нервного срыва, когда казалось, что ничего не получается, эти ролики в TikTok. Но я парень позитивный и понимаю, что надо иметь веру в себя. И, помимо веры, надо еще трудиться, не сдаваться. Never give up!” – призывает Милованов.
По словам Милованова, у учеников нередко встречается стереотип в головах, что образование – скучный процесс (физика – сложно, математика – нудно). «И стереотип этот рождается не без «помощи» тех учителей, которые ведут скучные, неинтересные уроки. Я считаю, это потому, что такие люди занимаются не тем, что они любят», – уверяет Николай.
Некоторые высказывают мнение, что с такой подачей материала преподаватель опускается до уровня подростков. Милованов парирует, объясняя необходимостью общаться с разной аудиторией на разных языках. «Если я выйду на виртуальную сцену перед учениками и начну слишком занудно рассказывать про корпускулярно-волновой дуализм, они скажут, что ни слова не понимают. Опа – и ушли», – уверяет преподаватель.
По мнению Милованова, даже серьезные люди могут позволить себе быть смешными. «Эйнштейн – один из гениев цивилизации. И его фотография с высунутым языком – это подсказка, что можно быть очень серьезным человеком и иногда делать что-то, что многим кажется вызывающим или неприемлемым. Я такой внутри. Я делаю свое преподавательское дело с одной целью в голове, чтобы мои ученики максимально усвоили то, что мы изучаем в данный момент».
Из интроверта в звезду TikTok
За полгода существования аккаунта физика-экспериментатора на него подписались более 150 тысяч человек. И несмотря на то что некоторые не принимают его методику, большинство людей все-таки оставляют благодарные и теплые отзывы. «Икона российского образования», «Где вы были, когда я сдавал ЕГЭ?», «Все смеются, а ведь я реально запомнила», «Вот такой мне нужен учитель», – лишь некоторые комментарии под его видео.
Сегодня Милованова узнают в супермаркетах, просят сделать совместное селфи, а восьмилетний внук говорит, что его дедушка – звезда интернета. Хотя, будучи абсолютно раскрепощенным в своих видеороликах, Николай признался, что до этого в жизни всегда был очень застенчивым, интровертом. И его огорчало, когда он не мог на неформальных мероприятиях спонтанно пошутить, и потом по вечерам думал, что можно было сказать, чтобы рассмешить людей. Этот навык пришел спустя десятилетия.
«Оказывается, то, что ты можешь представить, ты можешь осуществить. Не мгновенно, но дорогу осилит идущий. Наибольшее счастье возникает у человека, когда он чувствует, что реализует те скрытые от глаз (и от своих же глаз) способности. Их можно унести с собой в могилу, а можно по-иному. Если ты несешь людям добро, знания, помогаешь им раскрыть самих себя, это очень хорошая цепная реакция. Развиваясь, мы помогаем развиваться другим людям». По мнению Милованова, это то, для чего стоит жить.
Профессия физик: кем работать и куда поступать
Студент-радиофизик о том, как физики становятся разработчиками, почему необязательно поступать в технический вуз и сколько получают выпускники-ядерщики
Мы живем в замечательное время, когда кумирами людей становятся физики и инженеры. Наряду с рэперами и блогерами мы слышим имена Илона Маска, Стивена Хокинга и Стива Возняка. Даже в вымышленных мирах инженеры и физики занимают основные роли — вспомните хотя бы Тони Старка или Шелдона Купера.
Но физики все равно боятся как чего-то страшного и продолжают становиться в очередь в приёмные комиссии гуманитарных факультетов. Давайте разберемся, что дает физическое образование и где потом работать.
Чем занимаются физики
Физики и инженеры. Сразу оговорюсь, что в этой статье физик и инженер будут близки по смыслу. Но фактически вы должны разделять: ученые-физики — это по большей мере теоретики, а инженеры — это практики, которые разрабатывают устройства, поддерживают работу оборудования и пишут программы.
Где нужны физики. Смартфон — понятный и доступный всем гаджет. Инженеры разрабатывают это устройство с нуля: работу аккумулятора, новейшие дисплеи, процессоры, оптику в камерах, системы распознавания лиц и отпечатков пальцев, стандарты сотовой связи. Всё это — физика. Уже после разработки этих компонентов в дело вступают программисты. Они пишут операционные системы и приложения.
Разработчики с физическим образованием занимаются наноматериалами, телевизорами на квантовых точках, строят АЭС и придумывают конструкции новых электрокаров. Перечислять можно очень долго. Как-то мой преподаватель сказал: «Физика — это всё, что мы видим вокруг себя», — эта фраза лучше всего описывает широту применения профессии.
Где работают физики
В России есть несколько крупных сфер, в которых проще всего найти работу:
🚀 Оборонный комплекс. В нашей стране основным двигателем новых технологий остается армия. Там огромные бюджеты и большой запрос на технологии: нужны новые системы связи, двигатели и космические разработки.
🚘 Автомобилестроение. У нас не такие востребованные машины, как в той же Германии, но технологии всё равно требуется развивать. Много физики в беспилотных автомобилях. Над ними работают не только программисты нейросетей, но и инженеры. Последние разрабатывают датчики, системы связи и мощные графические процессоры.
📡 Научные институты. Российская физическая школа остается одной из самых сильных. У нас много исследовательских институтов, лабораторий и академгородков, есть свои синхротроны, коллайдеры и циклотроны. А физика таит ещё очень много тайн, которые только предстоит открыть.
Что придется делать
Физики часто работают инженерами-разработчиками и реже — программистами.
Разработчики обычно проектируют новые устройства. Это может быть новый двигатель или новый процессор. Профилей, которые сейчас выпускают физические факультеты, очень много. Я учусь в ВГУ, мы готовим радиофизиков, наноэлектронщиков, ядерщиков, оптиков и специализированных программистов. Это только самые популярные профили, есть и другие.
После физфака часто становятся программистами. Так происходит, потому что на факультетах дают очень хорошую математическую и физическую базу. Программирование — язык, которым описывается какой-то процесс. Нельзя написать прошивку для передающего модуля в смартфоне, не понимая радиофизики. Невозможно создать программу автопилота самолета, не имея представлений об аэрофизике.
А сколько платят
Зарплаты сильно зависят от области, в которых вы будете работать. Минобрнауки называет самыми оплачиваемыми среди молодых специалистов, как минимум, две физические специальности:
💰 Авиационная и ракетно-космическая техника – более 46 тысяч рублей в месяц.
Это зарплаты выпускников вуза. По данным hh.ru cпециалисты с опытом от 5 лет могут получать до 150 тысяч в Москве и 60-80 тысяч в регионах.
Куда идти учиться
Многие абитуриенты идут за техническим образованием в политехнические вузы. Там действительно есть специальности, которых в классических вузах не найти. Но последние годы все вузы живут в конкурентной борьбе, потому открывают одинаковые направления, которые больше всего нужны работодателям.
Поэтому при выборе вуза не обращайте внимания, технический он или классический. Лучше изучите специальности и сравните учебные планы.
Например, есть МФТИ с классическим образованием и МГТУ им. Баумана с прикладным. Оба вуза конкурируют друг с другом за лучших абитуриентов и готовят кадры для схожих работодателей.
Что нужно, чтобы поступить
1. Решите, хотите ли вы идти в науку — заниматься исследованиями и научной работой или вам нужна прикладная специальность. Это поможет с выбором конкретного вуза.
3. Выберите все подходящие вузы с нужной специальностью. Определиться нужно ещё до выбора ЕГЭ. Расспросите знакомых, используйте специальные сайты для подбора вуза.
4. Какие экзамены нужно сдавать. Для поступления на физические специальности вам понадобится:
Приоритет при равенстве баллов будет иметь ваш результат по физике.
5. Олимпиады. Есть Всероссийская олимпиада школьников по физике. Кроме неё есть 19 олимпиад разного уровня, которые можно найти в перечне олимпиад Минобрнауки. Победа в олимпиадах существенно увеличивает шанс попасть в хороший вуз, а в некоторых случаях и вовсе обойти ЕГЭ.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Чем занимается физик-теоретик? чем он отличается от практика, и что более перспективно
Нет такого понятия физик-практик.
Физики делятся на физиков теоретиков и физиков-экспериментаторов.
Теоретики работают примерно как математики. Нужно очень хорошо знать математику. Теоретики создают и разрабатывают математические модели физических явлений. Есть небольшая часть теоретиков, которые, вообще, занимаются разработкой математических методов физики, их обучают даже не на физфаке, а на матфаке. В целом, в теоретической физике очень ценится не столько развитие существующих моделей и решение каких-то конкретных задач в аналитическом виде в рамках существующей модели, сколько само создание таких непротиворечивых моделей (которые непротиворечиво вписываются во всю физическую картину мира) для объяснения каких-то необычных экспериментальных данных. Порой такие модели на начальном этапе не являются строго аксиоматизированными, а представляют собой метод приближенной оценки.
Экспериментаторы работают в лабораториях с приборами, они проводят разные эксперименты и опыты. Нужно, чтобы руки росли с правильного места, мог всё сам починить и, самое главное, придумать и собрать новую уникальную установку для проведения нового эксперимента. То есть нужны мозги изобретателя.
В последнее время среди физиков появился и такой вид физиков, которые занимаются численными экспериментами. Кроме физики нужно очень хорошо знать программирование. Причем, не только методы вычислений, но и низкоуровневые методы экономии ресурсов (экономия оперативной памяти и увеличение скорости вычислений компьютера), так как многомерные задачи потребляют невероятное количество этих ресурсов при моделировании физических процессов на компьютере.
теория = фундаментальные наука, навязываемая нам через систему образования и СМИ
в частности, физиком-теоретикрм стать непросто, он назначается, чтобы изолировать нас от знаний
так, теоретики утверждают, что абсолютно все знания открыты еще средневековыми учеными, что за последние сотни лет что либо новое не появилось
практики, или экспериментаторы, это прикладная наука, о которой что либо нам не известно
о прикладной науке мы знаем лишь понаслышке
но прикладная наука определяет прогресс
Как я понимаю физик теоретик, это то, который занимается теоретической физикой. Это математик, который иногда примеряет свои формулы на реальную вселенную 🙂 То есть он отталкивается не от эксперимента, а от чисел и формул. Он начинает исследовать не из-за того, что ему на голову яблоко упало и он подумал что до сих пор не знает почему все яблоки падают, а без какой либо причины (стараясь найти некую удобную модель, которая бы как можно проще описывала бы всё то, что известно к нынешнему моменту, а также в случае удачи позволила бы делать новые предсказания)
Вот так я понимаю теоретическую физику своим дилетантским умом :))
Будни физика-экспериментатора
Блуждая по просторам интернета в поисках технической информации, я часто натыкаюсь на блоги микроскоп в гараже или термоядерный синтез. «Кому это может быть интересно» — первая мысль которая посетила меня, позже, увидев количество комментариев и просмотров, я был сильно удивлен. Вдохновивших подобными примерами тоже решил завести блог с целью рассказать чем занимаются в лабораториях университетов студенты.
Вот такой агрегат я получил+полностью захламленную комнату
Почти год назад мне была поставлена задача восстановить старую научную установку, со словами: “Тут уже все сделано до тебя — тебе только пыль стряхнуть надо” — конечно уже после первой снятой заглушки мне стало очевидно что это не так, так что в связи с дипломной работой и множеством других проблем, реально работать над ней я начал только в августе, после поступления в магистратуру — т.е. на данный момент я являюсь студентом физиком, 1 курса магистратуры. Я работаю над ней уже 3 месяца и кое-какую работу уже проделал, постараться в нескольких кратко описать что сделано на данный момент.
Стойка управления
Восстанавливать я начал ее вместе с аспирантом, который потом слился. В принципе его можно понять, зачем тратить время на инженерную работу? Мы научную работу должны делать, а не тараканов из вакуумной камеры вытаскивать!
Снял вакуумный фланец.
Половина блоков не работала, другая половина работает на 50%, некоторое оборудования просто отсутствует на развалившемся трансформаторе гордо написано 1951г, я все ждал, что увижу надпись: «Сделано в СССР. Завод им. Сталина», вакуумная камера залита маслом, почти все прокладки расплавились пожалуй дальше перечислять не буду — расплачусь.
Для непосвященных, это значит — дела совсем плохи.
Дуоплазматрон, ионопровод, вакуум
Я собираю установку для получения масс-сепарированного низкоэнергетического ионного пучка в камере сверхвысокого вакуума (9х10^-9 ТОРР и менее). Получение и использование ионных пучков началось в середине 20 века (кратко можно почитать тут), первоначально в СССР их планировали использовать в урановом проекте для разделения изотопов, так в нашей стране построили ИЛУ-1 (Ионно-лучевая установка), но способ оказался неэффективным.
Такую установку я видел в Курчатовском институте, почти в оригинальной комплектации, и на ней до сих пор работают люди. Увидев ее — у меня создалось впечатление, что в 1945г с фронта пригнали танк, из его брони собрали ускоритель — кубизм, квадратизм, толстые 4см листы на заклепках, научные результаты на ней в принципе соответствуют середине 50 годов.
Наладку установки я решил начать с самой важной части — взять метлу и убрать мусор из комнаты Дуоплазматрон Манфреда фон Арденне.
Считаю что каждый кто читает хаб по физике — должен прочитать краткую биографию Фон Арденне.
Дуоплазматрон, изолятор и линза Эйнзеля с вытягивающим электродом
Первым делом надо было проверить плазмотрон на наличие в нем тараканов. Тараканов я не нашел, но вот какой — то мусор и коррозию металла — обнаружил, в принципе состояние у источника ионов было нормальным, убрал: нагар, ржавчину и мусор. Для дальнейшей сборки, я решил обратиться к оригиналу и где-то в сыром подвале факультета мне нашли книгу Арденне, где он описывал характеристики ионных источников.
На английском книги нет :*(
Гугл переводчик помог мне с немецким, геометрия была выполнена правильно, поэтому я просто изготовил новые прокладки из черной вакуумной резины и изоляторы из тефлона.
С его питанием ситуация была уже не такой простой, плазматрон отличаться своей сложностью питания. Мне нужно было продумать схему и найти денег на высоковольтные аксессуары, но самая главная проблема — это где найти высокостабильный источник на 15keV, который будет задавать нам энергию пучка.
Хотя, никаких проблем нет, все замечательно, я нашел, 10000$ и он мой.
Схема питания, источник высокого напряжения — поставляется отдельно
Источник ионов находится под напряжением относительно земли и через отверстие в нем вытягиваются ионы рабочего газа, ионы одноименного знака и отталкивается друг от друга, вследствие чего происходит расфокусировка пучка. Что бы фокусировать пучок в этой конструкции предусмотрены электростатические линзы Эйнзеля которые представляют из себя — 3 цилиндра, центральный из который находиться под потенциалом в 0.8U от энергии пучка или работа в режиме ускорения в 4U от энергии пучка, так же у этих цилиндров должен быть соблюден геометрический фактор, к сожалению хорошей литературы на русском я про линзы я не нашел — поэтому мне подсказали справочник которым я и воспользовался в нем геометрия указана в относительных единицах H (длинна цилинда-диаметр-зазор).
Тут все оказалось относительно приемлемо.
Предыдущий человек — который пытался собрать установку, видно не знал принципа работы диффузионного насоса и залил в него неправильное вакуумное масло, которые в конце концов осело в ионопроводе, да и расплавившиеся прокладки побудило меня на полную разборку всех элементов, впоследствии так же обнаружилось что клапана не открывались/закрывались полностью, а вакуумные соединения под медные прокладки имели не стандартные параметры либо с ошибкой в несколько долей миллиметра.
Это не вакуумная смазка
Позже выяснилось, эта установка была адаптированной копией ускорителя из Дании выточена на наших заводах, из нашего метала, качество металла в СССР оставляло желать лучшего, и, советские м6 болты, гайки постоянно ломались в процессе оригинальной сборки конца 70 годов. Как бонус, мне достались новые клапана, соединения под которые нужно было переделывать в следствие технических ошибок.
Полностью разобрал ионопровод (Матовый фланец после специальной электрохимической обработки для высокого вакуума, металлический без обработки
Диффузионный насос — это настоящая проблема, мало того что он выполнен не из нержавеющей стали, и был весь ржавым, так еще обладает крайне плохими параметрами: полтора часа на запуск, и час на остановку, большим газовыделением. Чистить его пришлось в специальной химии. Качественное диффузионное масло будет стоить мне 70000 рублей за 0.5-1 литр.
Новый высоковакуумный турбомолекулярный насос стоит 3050 евро и форнасос для него 500 евро, и того мне нужно 70000 рублей или 6600 евро.
Что касается контроля вакуума, тут мне повезло — был проект. С проекта, по моему выбору решили купить два не дорогих широкодиапазонных китайских датчиков wpc-400, на сумму 153000 рублей (первоначально, я хотел купить Российского производства, но они слишком сильно загнули цену.
Самый большой страх, что в России — нет стабильности, и что я буду делать если через 3 года когда датчик сломаться, а фирмы, продавший мне их больше не существует?). Из-за особенности работы диффузионного насоса (насос до момента разгона — должен быть изолирован от откачиваемого объема) мне нужно найти еще 3 фордатчика, но это уже не большая проблема.
Кроме того мне выдали на руки очень приличную сумму денег которую я мог тратить по своему желанию, на эти деньги первым делом я купил 205метров кабелей и магнитные пускатели. Из подвала мне вытащили две новые стойки — вместо старых страшных, и я нашел 8 запакованных вентиляторов вн-1, 12 шкафов забитых радиодеталями! Есть доступ к токарю и возможность изготавливать детали на ЧПУ.
Я смирился с тем, что делать все чертежи, схемы и вопросы в стиле чем многожильный кабель отличается от одножильного, особенности его монтажа — полностью на мне, проще говоря буду инженером.
По этому поводу у меня кстати есть раздражение про которые я напишу позже.
Купили новый шкаф, вычистили комнату(эпическая битва с хламовщиком), поставил часть узлов на место
Новые 19 дюймовые стойки,
Всякая мелочь на 15000 рублей