фишинговые сайты что это такое
Что такое «фишинг»
Фишинг (англ. phishing, от fishing — рыбная ловля, выуживание и password — пароль) — вид интернет-мошенничества, цель которого — получить идентификационные данные пользователей. Сюда относятся кражи паролей, номеров кредитных карт, банковских счетов и другой конфиденциальной информации.
Фишинг представляет собой пришедшие на почту поддельные уведомления от банков, провайдеров, платежных систем и других организаций о том, что по какой-либо причине получателю срочно нужно передать / обновить личные данные. Причины могут называться различные. Это может быть утеря данных, поломка в системе и прочее.
Атаки фишеров становятся все более продуманными, применяются методы социальной инженерии. Но в любом случае клиента пытаются напугать, придумать критичную причину для того, чтобы он выдал свою личную информацию. Как правило, сообщения содержат угрозы, например, заблокировать счет в случае невыполнения получателем требований, изложенных в сообщении («если вы не сообщите ваши данные в течение недели, ваш счет будет заблокирован»). Забавно, но часто в качестве причины, по которой пользователь якобы должен выдать конфиденциальную информацию, фишеры называют необходимость улучшить антифишинговые системы («если хотите обезопасить себя от фишинга, пройдите по этой ссылке и введите свой логин и пароль»).
Рис. 1. Пример фишингового письма с требованием (ради обеспечения дополнительной безопасности)
пройти по ссылке и обновить свои данные в системе Federal Credit Union.
Фишинговые сайты, как правило, живут недолго (в среднем — 5 дней). Так как анти-фишинговые фильтры довольно быстро получают информацию о новых угрозах, фишерам приходится регистрировать все новые и новые сайты. Внешний же вид их остается неизменен — он совпадает с официальным сайтом, под который пытаются подделать свой сайт мошенники.
Зайдя на поддельный сайт, пользователь вводит в соответствующие строки свой логин и пароль, а далее аферисты получают доступ в лучшем случае к его почтовому ящику, в худшем — к электронному счету. Но не все фишеры сами обналичивают счета жертв. Дело в том, что обналичивание счетов сложно осуществить практически, к тому же человека, который занимается обналичиванием, легче засечь и привлечь мошенников к ответственности. Поэтому, добыв персональные данные, некоторые фишеры продают их другим мошенникам, у которых, в свою очередь, есть отработанные схемы снятия денег со счетов.
Наиболее частые жертвы фишинга — банки, электронные платежные системы, аукционы.
Наиболее частые жертвы фишинга — банки, электронные платежные системы, аукционы. То есть мошенников интересуют те персональные данные, которые дают доступ к деньгам. Но не только. Также популярна кража личных данных от электронной почты — эти данные могут пригодиться тем, кто рассылает вирусы или создает зомби-сети.
Характерной особенностью фишинговых писем является очень высокое качество подделки. Адресат получает письмо с логотипами банка / сайта / провайдера, выглядящее в точности так же, как настоящее. Ничего не подозревающий пользователь переходит по ссыке «Перейти на сайт и залогиниться», но попадает на самом деле не на официальный сайт, а на фишерский его аналог, выполненный с высочайшей точностью.
Еще одной хитростью фишеров являются ссылки, очень похожие на URL оригинальных сайтов. Ведь достаточно наблюдательный пользователь может обратить внимание на то, что в командной строке браузера высвечивается ссылка, совершенно отличная от легитимного сайта. Такие «левые» ссылки тоже встречаются, но рассчитаны они на менее искушенного пользователя. Часто они начинаются с IP-адреса, хотя известно, что настоящие солидные компании давно не используют подобные ссылки.
Поэтому фишинговые URL часто похожи на настоящие. Они могут включать в себя название настоящего URL, дополненное другими словами (например, вместо www.examplebank.com стоит www.login-examplebank.com). Также в последнее время популярный фишинговый прием — ссылка с точками вместо слешей, внешне очень похожая на настоящую (вместо www.examplebank.com/personal/login стоит www.examplebank.com.personal.login). Можно привести еще такой фишерский вариант: www.examplebank.com-personal.login.
Также в самом теле письма может высвечиваться ссылка на легитимный сайт, но реальный URL, на который она ссылается, будет другим. Бдительность пользователя притупляется еще тем, что в письме может быть несколько второстепенных ссылок, ведущих на официальный сайт, но основная ссылка, по которой пользователю надо пройти и залогиниться, ведет на сайт мошенников.
Рис. 2. Пример фишингового письма (подделка под уведомление интернет-аукциона Ebay)
со множеством ссылок, только одна из которых введет на сайт мошенников.
Иногда личные данные предлагается ввести прямо в письме. Надо помнить, что никакой банк (либо другая организация, запрашивающая конфиденциальную информацию) не будет этого делать подобным образом.
Рис. 3. Пример фишингового письма (подделка под уведомление online-банка Barclays,
где непосредственно в теле письма пользователь должен ввести свои данные).
Технологии фишеров совершенствуются. Так, появилось сопряженное с фишингом понятие — фарминг.
Технологии фишеров совершенствуются. Так, появилось сопряженное с фишингом понятие — фарминг. Это тоже мошенничество, ставящее целью получить персональные данные пользователей, но не через почту, а прямо через официальные веб-сайты. Фармеры заменяют на серверах DNS цифровые адреса легитимных веб-сайтов на адреса поддельных, в результате чего пользователи перенаправляются на сайты мошенников. Этот вид мошенничества еще опасней, так как заметить подделку практически невозможно.
Наиболее популярные фишерские мишени — аукцион Ebay и платежная система PayPal. Также страдают различные банки по всему миру. Атаки фишеров бывают случайными и целевыми. В первом случае атака производится «наобум». Атакуются наиболее крупные и популярные объекты — такие как аукцион Ebay — так как вероятность того, что случайный получатель имеет там учетную запись, довольно высока. Во втором случае мошенники узнают, каким именно банком, платежной системой, провайдером, сайтом пользуется адресат. Этот способ более сложен и затратен для фишеров, зато больше шансов, что жертва купится на провокацию.
Воровство конфиденциальных данных — не единственная опасность, поджидающая пользователя при нажатии на фишерскую ссылку. Зачастую, следуя по ней, можно получить программу-шпиона, кейлоггер или троян. Так что если даже у вас нет счета, которым мошенники могли бы воспользоваться, нельзя чувствовать себя в полной безопасности.
Согласно данным Gartner, в США в 2006 году ущерб, нанесенный одной жертве фишинга, в среднем составил 1244 долларов США. В 2005 году эта сумма не превышала 257 долларов, что свидетельствует о невероятном успехе фишеров. В России ситуация несколько иная. Из-за того, что у нас электронные платежные системы пока не столь распространены, как на Западе, ущерб от фишинга не столь велик. Но с распространением в России электронных платежных систем доля фишинга в общем почтовом потоке возрастет, и, соответственно, возрастет и ущерб от него. Так что, хотя данная проблема в России не стоит еще столь остро, готовиться к ней надо уже сейчас.
Успеху фишинг-афер способствует низкий уровень осведомленности пользователей о правилах работы компаний, от имени которых действуют преступники. И хотя на многих сайтах, требующих конфиденциальной информации, опубликованы специальные предупреждения о том, что они никогда не просят сообщать свои конфиденциальные данные в письмах, пользователи продолжают слать свои пароли мошенникам. Поэтому несколько лет назад была создана Anti-Phishing Working Group (APWG) — группа по борьбе с фишингом, в которую входят как компании-«мишени» фишеров, так и компании, разрабатывающие анти-фишинговый/анти-спамерский софт. В рамках деятельности APWG проводятся ознакомительные мероприятия для пользователей, также члены APWG информируют друг друга о новых фишерских сайтах и угрозах. Сейчас APWG насчитывает более 2500 участников, среди которых есть крупнейшие мировые банки и ведущие IT-компании. Так что, по оптимистическим прогнозам, через некоторое время пользователи научатся остерегаться фишерских сайтов, как в свое время научились с опаской относиться к письмам с вложениями от неизвестных адресатов. Пока же основной защитой от фишинга остаются спам-фильтры.
Публикации на схожие темы
Спуфинг почтового адреса: как злоумышленники выдают себя за других
Что такое фишинг: как не стать жертвой хакеров
Что такое фишинговая атака?
Фишинг (англ. phishing, от phone phreaking — «взлом телефонных автоматов» и fishing — «рыбная ловля») — это вид интернет-мошенничества, используемого чтобы получить идентификационные данные пользователей. Он применяется для кражи паролей, номеров карт, банковских счетов и другой конфиденциальной информации.
Как правило, фишинговая атака представляет собой выдачу фейковых сайтов, имитирующих интернет-страницы популярных компаний: соцсетей, интернет-магазинов, стриминговых сервисов и т.д. Хакеры рассчитывают на то, что пользователь не заметит подделки и укажет на странице личные данные: реквизиты карты, логин и пароль, номер телефона. Если человек сделает это, мошенники получат его данные.
Основная проблема, связанная с фишингом, заключается в том, что не существует ПО, которое защитило бы людей и компании: сайты-фейки трудно отличить от оригиналов. Все зависит от потенциальной жертвы — насколько она будет внимательна, распознает ли фейк. Все решает человеческий фактор: уязвимы даже крупнейшие технологические компании.
Последствия фишинговой атаки могут быть масштабными. Яркий пример — взлом кинокомпании Sony Pictures Entertainment в 2014 году. Хакерская группа Guardians of Peace изучила профили сотрудников компании в LinkedIn и разослала им письма с файлами, в которых содержался вирус. Попав на корпоративные компьютеры киностудии, он позволил злоумышленникам месяцами вести слежку и удаленно управлять устройствами. Вскоре хакеры опубликовали в Сети несколько еще не выпущенных фильмов студии: «Ярость», «Энни», «Уильям Тернер», «Все еще Элис» и другие. Кроме того, злоумышленники похитили личные данные 3803 сотрудников Sony Pictures Entertainment и членов их семей, содержимое внутренней электронной почты, информацию о заработной плате и копии неизданных фильмов.
Киберпреступники похитили более 100 Тб данных. Это один из крупнейших взломов корпоративных устройств компании на территории США.
Насколько популярен фишинг среди хакеров?
Количество фишинговых атак растет из года в год. По данным отчета Hi-Tech Trends 2020/2021, предоставленного РБК Трендам международной компанией в сфере кибербезопасности Group-IB, в 2020 году число выявленных и заблокированных фишинговых ресурсов выросло по сравнению с 2019-м более чем вдвое — на 118%. И это давняя тенденция. В 2019 году Group-IB заблокировал 14 093 фишинговых страницы, а годом ранее их было найдено всего 4 494.
Чаще всего хакеры подделывают следующие ресурсы:
Киберпреступники действуют исходя из спроса пользователей на интернет-продукты. В 2020 году практически исчезли фишинг-ресурсы, нацеленные на криптовалютные проекты, так как интерес к ним угас. В 2017-18 годах именно они были популярны у фишеров.
«Начиная с февраля 2020 года, мы видели, как тема COVID-19 активно эксплуатировалась во вредоносных кампаниях — в частности, в фишинговых атаках для компрометации электронной почты сотрудников компаний из США, Новой Зеландии, России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона», — рассказал РБК Трендам представитель пресс-службы Group IB.
В 2020 году государства вводили различные льготы и компенсации, а банки позволяли заемщикам отсрочить выплату кредитов. В России получить консультацию по выплатам от государства и отправить заявку на их получение можно на сайте Госуслуг или в онлайн-банках. Мошенники создают страницы-копии этих сайтов, и невнимательные пользователи отправляют им данные.
Какие цели у фишинга?
Фишинговые атаки используют, чтобы украсть ценные данные: реквизиты банковских карт, логин и пароль для входа в аккаунт на каком-либо сайте. Хакеры даже могут шантажировать жертв и требовать деньги в обмен на то, что не станут публиковать данные в Сети.
Фишинговая атака — это также один из способов получить доступ к чужому Apple ID. По мнению экспертов Group IB, кража Apple ID — самый распространенный вид атаки на iOS. Если атака проходит успешно, мошенник получает доступ к облачному хранилищу iCloud и резервным копиям устройств. Если их восстановить на своем устройстве, можно получить доступ к сохраненным файлам. Именно таким образом в Сеть часто утекают интимные фото звезд.
Механика следующая: хакеры рассылают письма с предупреждением о скором снятии денег со счета пользователя в связи с платной подпиской на какое-нибудь приложение. Чтобы жертва действовала быстрее, срок списания устанавливается максимально близким, а сумма внушительная, чтобы человеку было жалко ее потерять.
Для отказа от подписки прикрепляется ссылка на фишинговый сайт, визуально он не отличается от официального ресурса Apple. Там жертва вводит логин и пароль от Apple ID, хакер получает их и авторизуется в аккаунте.
После авторизации хакер может управлять подписками жертвы и восстанавливать резервные копии устройств с ценными файлами. На сайте Apple есть руководство, как распознать фишинговую атаку.
Самые распространенные типы фишинга
По способу распространения сайты-подделки делят на два типа
Это письма или сообщения, отправленные якобы от имени реальной организации или компании — банка, регулятора, госучреждений. Внутри они содержат замаскированную под документ таблицу или картинку, вредоносную программу, ссылку на созданный преступниками сайт, требование перевести деньги на указанный счет или по номеру телефона. Жертва переходит по ссылке и указывает нужные данные, не замечая обмана.
Весной 2020 года москвичам приходили СМС-сообщения о «штрафах» за нарушения режима самоизоляции. Оплатить «штраф» требовали в течение 24 часов по указанному номеру, в противном случае получателю угрожали уголовным делом.
Тогда же в Казахстане рассылали письма от имени местного министра здравоохранения. Злоумышленники сообщали о возможности бесплатно получить защитные средства в рамках госпомощи. Получателям необходимо было лишь заполнить приложенную анкету и отправить по обратному адресу. Во вложении письма находились документы, при запуске которых на компьютер попадала вредоносная программа из семейства Loki PWS, предназначенная для кражи логинов и паролей с зараженного компьютера.
Интернет-мошенники часто активизируются накануне событий, связанных с массовым ажиотажем: это старт продаж новых моделей iPhone, онлайн-распродажи вроде «Черной пятницы», праздники, спортивные мероприятия. В общем, когда пользователи в спешке совершают спонтанные интернет-покупки, могут необдуманно принять решение и не заметить подвох.
В 2020 году накануне «Черной пятницы» эксперты Group-IB обнаружили более 400 сайтов, копирующих маркетплейс AliExpress, и еще 200 сайтов-клонов интернет-магазинов. Мошенники часто используют похожие имена ресурсов чтобы ввести пользователей в заблуждение.
«Опасность подобных сайтов состоит в том, что здесь могут продавать подделки, контрафактный или низкокачественный товар, похищать данные банковских карт покупателей или заражать гаджеты пользователей вирусами», — поделился с РБК Трендами представитель пресс-службы Group IB.
По методу сбора данных также выделяют два типа фишинга
Мошенники используют тот же интерфейс, что у оригинала, и похожие домены, чтобы ввести пользователей в заблуждение. В адресе может быть изменен один знак. Чаще всего, меняют буквы, выглядящие одинаково. Например, строчная L и заглавная I. Aliexpress.com и AIiexpress.com — разные домены, хотя визуально не отличаются.
Как правило, это архив формата.rar. При открытии он заражает устройство вирусом, а тот начинает шпионить за жертвой — собирать данные и отправлять на устройства злоумышленникам.
Кто может стать жертвой фишинга?
Group IB отмечает, что жертвами фишинговых атак могут быть не только обычные пользователи, но и предприниматели, которые в поисках товара зашли на созданные злоумышленниками сайты-клоны производителей.
Также жертвами могут стать бухгалтеры и финансисты, работающие с системами ДБО (дистанционного банковского обслуживания). Их атакуют через популярные профильные ресурсы, которые подделывают или заражают вредоносными программами.
В июне 2017 года у одной из столичных компаний похитили со счета деньги. Group-IB провела экспертизу жесткого диска и обнаружила признаки фишинговой атаки. В тот день сотрудник фирмы открыл браузер Internet Explorer и вбил запрос «НДФЛ с доходов, получаемых с иностранных компаний, когда платить». Одна из ссылок вела на сайт www.glavbukh.ru, с него был загружен вирус. Схема следующая: пользователь заходил на взломанный легальный ресурс, с которого его в скрытом режиме перенаправляли на сервер с набором эксплойтов (программ, ищущих уязвимости в браузере). Они загружали на устройство банковский троян Buhtrap. Преступники получили удаленный доступ к счету и вывели деньги.
Как часто происходят фишинговые атаки в России?
В России ежедневно рассылают до 1 млн сообщений с фейковыми сайтами. Их получают частные лица и организации.
Фишинг применяется для получения доступа к инфраструктуре компаний, далее в ход идут другие способы взлома. По данным разработчика решений по предотвращению и расследованию киберпреступлений Group-IB, около 70% всех целенаправленных атак на российские компании и организации начинаются именно с фишинга. Получив с его помощью доступ хотя бы к одному корпоративному компьютеру, преступник сможет закрепиться в сети организации и получить контроль над всей ее инфраструктурой. Если подобная атака прошла успешно, то последствия для компании могут быть глобальными — утечка конфиденциальных данных, взлом банковских счетов и подобное. Фишинговые атаки активно используют как кибершпионы — прогосударственные хакерские группы — так и киберпреступники.
Одни из самых известных русскоязычных фишеров — группировка Silence. Она стала известна в 2018 году, когда хакеров заподозрили в рассылке вредоносных писем банкам от лица Банка России. В сообщении они предлагали адресатам ознакомиться с новым постановлением. Получателями рассылки, по данным Group-IB, оказались как минимум 52 банка в России и пять банков за рубежом. Хакеры, состоящие в группировке, заражают компьютеры вирусом-шпионом Silence.Downloader aka TrueBot.
В январе 2019 года Silence устроила еще одну масштабную фишинговую атаку, в числе жертв вновь оказались сотрудники российских банков. Рассылку получили более 80 тыс. человек. Письмо приходило под видом приглашения на Международный Форум iFin-2019 или сообщения от «клиента» с просьбой оперативно рассмотреть вопрос по открытию и обслуживанию корреспондентского счета его организации. Внутри содержался архив с вредоносным вложением. Как только его открывали, на компьютер попадал вирус-шпион. Сколько получателей удалось взломать, неизвестно.
Летом 2020 года неизвестной группой хакеров была организована крупная фишинговая атака с помощью подделки сайта ФНС. Сотрудникам всех атакуемых компаний (нефтяных, горнодобывающих, операторов связи и так далее) приходило одинаковое письмо. В адресе отправителя была указана почта info@nalog.ru, полностью имитирующая оригинальный домен ФНС. На деле же письма рассылались с публичных почтовых сервисов, а технические заголовки были подделаны. Автор письма просил явиться в «Главное управление ФНС России» для «дачи показаний по движению денежных средств», а также распечатать и заполнить документы, находящиеся во вложении к письму. В случае невыполнения отправитель обещал применить санкции, предусмотренные УК РФ. Целевое действие жертвы — загрузка прикрепленных файлов. Если она это делала, взломщики получали удаленный доступ к данным ее компьютера.
Самые известные фишинговые атаки
Пожалуй, самая известная фишинговая атака была организована в 2016 году на предвыборный штаб Хиллари Клинтон. Она состояла из двух этапов. В марте 2016 года руководитель избирательного штаба Демократической партии США Джон Подеста получил письмо с фишинговой ссылкой. В письме рекомендовали сменить пароль от аккаунта Google в целях безопасности. Подеста последовал инструкции, и, сам не зная того, предоставил хакерам данные для авторизации в его почтовом ящике.
В апреле 2016 года киберпреступники создали почту-подделку Подесты и разослали сотрудникам Демократической партии США письма с файлом hillaryclinton-favorable-rating.xlsx. Ссылка вела на хакерский сайт. С его помощью мошенники заражали компьютеры демократов и крали с них данные. Так письма попали в руки основателя сайта WikiLeaks Джулиана Ассанжа. Летом 2016 года портал опубликовал письма, свидетельствовавшие о том, что сотрудники Национального комитета демократов США готовили заговор против бывшего кандидата в президенты Берни Сандерса. После этого глава комитета Дебби Вассерман Шульц ушла в отставку. А в октябре 2016 года WikiLeaks обнародовал компрометирующую переписку членов демократической партии США по вопросам ядерной энергетики, публикаций в СМИ, а также внешнеполитической деятельности Хиллари Клинтон.
Частая цель хакеров — облачные хранилища смартфонов. Именно так в 2014 году в Сеть утекли интимные фото актрисы Дженнифер Лоуренс, Кейт Аптон, Рианны и десятка других знаменитостей. Спустя два года американский хакер Райан Коллинз сознался в преступлении — тогда он получил доступ к 50 аккаунтам iCloud и 72 аккаунтам GMail. Это стало возможно с помощью фишинговых сайтов, где жертвы сами указывали данные для авторизации. Коллинз был приговорен к 18 месяцам тюремного заключения.
Почему работает фишинг и как с ним бороться
Без сомнения, наиболее развитой формой мошенничества в Интернет является фишинг. Попробуем разобраться, почему фишинг получил такое распространение и как от него уберечься
Фишинг-атаки можно назвать преступлением XXI века. Средства массовой информации ежедневно публикуют списки организаций, чьи клиенты подверглись фишинговым атакам. Средства phishing-мошенничества с каждым днем продолжают расти не только количественно, но и качественно. В то время как спам только отвлекает получателей от работы, фишинг зачастую ведет к реальным финансовым потерям. Угроза вполне серьезная, так почему же люди до сих пор не научились ее избегать?
Почему фишинг работает?
Есть масса способов сыграть на доверии пользователя
Причин, по которым онлайн-мошенничество работает, на самом деле достаточно много. Начать следует с того, что преступники достаточно умело играют на психологии своих жертв: есть масса способов обмануть пользователя, и все они идут в ход.
Например, можно заманить его обещанием какой-нибудь халявы — надо ли говорить, что это вполне эффективный вариант, ведь любители «бесплатного сыра» всегда найдутся. Также можно сыграть на ажиотаже, возникшем вокруг какой-то темы. Хорошим примером в этом отношении может служить целая эпидемия сетевого мошенничества, связанная с прошедшим недавно чемпионатом мира по футболу.
Например, летом 2014 года был обнаружен фишинговый сайт, имитировавший сайт FIFA, на котором пользователю предлагалось подписать петицию в защиту Луиса Альберто Суареса, нападающего национальной сборной Уругвая. Чтобы подписать петицию, пользователю необходимо было заполнить форму, введя в нее свое имя, страну проживания, номер мобильного телефона и адрес электронной почты.
Другой мошеннический сайт предлагал посетителям скачать электронный билет на чемпионат. На самом деле вместо билета пользователь получал банковского троянца — пробравшись в систему, зловред перехватывал личные данные, прежде всего финансового характера.
Из 600 миллионов зафиксированных «Касперским» попыток захода на фишинговые сайты 22% — поддельные страницы Facebook
Для тех, кому в детстве родители все-таки объяснили, что заманчивым обещаниям незнакомцев доверять не стоит, у фишеров есть другой инструмент — рассылки от лица друзей жертвы. Например, в социальных сетях. По данным «Лаборатории Касперского», в 2013 году у пользователей наших продуктов более 35% всех срабатываний компонента «Антифишинг» пришлось на фишинговые страницы, имитирующие страницы социальных сетей. Из 600 миллионов зафиксированных нами попыток захода пользователей на фишинговые сайты 22% случаев пришлись на страницы, имитирующие Facebook.
Еще один эффективный метод — застать жертву врасплох и запугать. Например, угрозой блокировки учетной записи или даже банковской карты. В связи с этим уместно будет упомянуть «вишинг» (голосовой фишинг, то есть фишинг по телефону). Не всем людям просто сориентироваться и отказать напористому «сотруднику отдела безопасности банка», требующему сообщить данные карточки для предотвращения ее блокировки.
Технически фишинг постоянно совершенствуется
Немалую роль в том, что многие люди становятся жертвами онлайн-мошенников, играет тот факт, что с технической точки зрения инструменты фишинга постоянно изменяются и становятся все более и более изощренными.
Поддельные сайты уже не так легко отличить от настоящих — некоторые из них имеют вполне убедительные адреса, иногда на них даже работает защищенное соединение (HTTPS), причем с подлинными сертификатами. Все большее распространение приобретает мобильный фишинг — в силу технических особенностей смартфонов и планшетов распознать поддельный сайт зачастую сложнее, чем на компьютере или ноутбуке.
При этом следует иметь в виду, что в случае фишинга киберпреступнику совсем не обязательно проникать в систему вашего устройства. Поэтому «врожденной» защиты от фишинга нет ни у одной платформы — это по-настоящему универсальная угроза.
Для преступников это по-настоящему прибыльно
Но в первую очередь популярность фишинга растет потому, что это действительно выгодный вид преступной деятельности. Инструменты существуют и сравнительно легко доступны, охват чрезвычайно широк, в том числе и в социальных сетях (помните — 600 миллионов переходов!), большинство действий фишеров полностью автоматизировано.
Поэтому даже при небольшом проценте попавшихся мошенники могут вполне прилично зарабатывать. Причем, поскольку в большинстве случаев охота идет за банковскими данными, для монетизации даже не надо придумывать какие-то сложные схемы.
Впрочем, фишинг хорошо совмещается и с другими видами интересной деятельности, прекрасно существуя с ними в симбиозе. Через спам вы получаете фишинговое сообщение, позволяющее преступнику получить доступ к вашим контактам и разослать «письмо счастья» дальше. По набранной базе в дальнейшем может быть осуществлена рассылка вредоносного ПО — дальнейшее использование собранного таким образом ботнета может быть совершенно любым.
Поэтому не следует думать, что единственная информация, которую необходимо защищать от мошенников, — это данные банковских карт и платежных систем. Многие фишеры будут вполне удовлетворены и доступом к вашей учетной записи в социальной сети или почтовом сервисе.
Как уберечься от фишинга?
Что предложить пользователям в качестве инструмента противодействия мошенникам? Прежде всего, естественно, здравый смысл.
В первую очередь следует сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации — это одинаково полезно и в случае онлайн-мошенничества, и в случае «вишинга». Необходимо как следует проверять все ссылки и сайты, на которые эти ссылки ведут.
Если вы получили подозрительную ссылку от коллеги или друга, прежде чем по ней перейти, стоит убедиться, что на другом конце провода именно тот, кто должен там быть. В случае «вишинга» также полезно помнить о том, что данные, например, банковской карты ни один настоящий сотрудник банка просто не вправе у вас потребовать.
В идеале на сайты, требующие ввода личных данных, ходить по ссылкам вообще не стоит — лучше набрать адрес вручную. Разумеется, посещение подобных ресурсов должно осуществляться через надежные устройства и сети.
Не забудьте использовать и регулярно обновлять антивирусные продукты, особенно если они представляют вам и антифишинговые решения. Например, модуль «Антифишинг», встроенный в Kaspersky Internet Security, умеет не только сверяться со списком уже известных мошеннических сайтов, но и опознавать потенциально опасные по более чем 200 критериям.