фили метро почему так называется
Откуда произошло название района Фили (Москва)?
Названа по находившемуся в этой местности селу Фили.
Название Фили пришло к нам еще из XV века. Филька (Хвилка) – это небольшая речка, которая впадала в Москву-реку и омывала собой берега Филевского парка. Именно в устье речки Фильки и располагалось село Фили, которое с течением времени превратилось в муниципальное образование или попросту район Москвы, который сейчас носит название Филевский парк.
Фили́ — исторический район Москвы. Располагается на месте существовавших на этом месте села Покровское-Фили и деревни Фили.
И. Е. Забелин считал, что в XIV веке, Филевскими землями владел князь Владимир Андреевич Храбрый — двоюродный брат великого князя Московского Дмитрия Донского. Князь Владимир Андреевич завещал Филевско-Кунцевские земли на помин души своей и всей великокняжеской семьи Новинскому монастырю, откуда эти земли перешли во владение ростовского архиепископа владыки Григория, строителя Дорогомиловского архиерейского двора в Москве.
В конце 1520-х годов Филевская вотчина была пожалована великим Московским князем Василием III Федору Михайловичу Мстиславскому, который в 1525 году перешел к нему на службу из Литвы.
В 1572 году царь Иван Грозный в своем духовном завещании подтвердил вотчинные владения, в том числе Фили и Кунцево, сыну Федора Михайловича князю Ивану Федоровичу Мстиславскому.
В свою очередь у князя Ивана Мстиславского было два сына и две дочери.
Княжна Ирина была последней владелицей села Хвили из рода Мстиславских. Она скончалась 15 ноября 1639 года в Вознесенском монастыре.
В начале XVII, взамен разрушенной поляками церкви Покрова в Кунцевском городище, возводится, на новом месте, деревянная церковь Покрова.
После прекращения рода Мстиславских Филевская вотчина перешла к Милославским. В 1649 году царь Алексей Михайлович Романов пожаловал эти земли Илье Даниловичу Милославскому, отцу царицы Марии Ильиничны Милославской.
11 июня 1689 года дворцовое село Хвили с деревнями Мазилово, Ипское, Гусарово было пожаловано царем Петром I в вотчину боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, родному брату царицы Натальи Кирилловны — матери Петра I.
7 июля 1763 года во время коронационных торжеств в Москве императрица Екатерина II посетила село Покровское-Фили
Александр Александрович Нарышкин — владелец Покровского-Филей — умер в 1795 году, не оставив детей. Село перешло сначала к младшему брату Льву Александровичу, а после смерти последнего — к его сыну, Александру Львовичу.
Александр Львович Нарышкин умер в Париже в 1826 году. Во время его владения Филями и Кунцево разразилась Отечественная война 1812 года, во время которой пострадала Церковь Покрова в Филях, а деревня пережила сильный пожар. Вскоре после войны церковь отремонтировали, а сгоревшая часть д. Фили была отстроена заново.
Фили метро почему так называется
Название
Фили отражено в наименованиях нескольких Филёвских улиц, набережной и бульвара. Гидроним по форме должен быть производным от названия населенного пункта Фили (нынешняя местность Фили была известна как село с XVI в.), но в литературе утверждается, что первично название реки (случаи такой «обратной деривации» в топонимии известны). Относительно происхождения названия Фили существуют разные мнения, в частности предполагали, что первоначальной была форма названий реки и села Хвили в значении «хилое, нездоровое место». Г.П.Смолицкая (1997) обращает внимание на большое количество вариантов этого названия, что может служить аргументом в пользу его иноязычности. В.Н.Топоров (1972) дает балтийскую этимологию, сопоставляя гидроним Хвилка (как основную форму названия) с лит. Svile и т.п.
Определения
Новые Фили, Фили (Покровское), местность на западе Москвы, на правом берегу Москвы-реки. Соседствует на западе с Мазиловом, на востоке с Дорогомиловом. Название — от р. Фильки. Известна как село с XVI в. С начала XVII в. село принадлежало князьям Мстиславским, затем — Милославским, с 1689 — Нарышкиным (в том же году к Филям присоединена Кунцевская вотчина). Хвылинские болота были излюбленным местом соколиной охоты царя Алексея Михайловича. В Филях у своего дяди Л.К. Нарышкина неоднократно бывал Пётр I. После постройки в конце XVII в. церкви Покрова, являющейся одним из наиболее ярких образцов московского барокко, село стало официально называться Покровским. В селе был построен боярский двор, посажен сад. Часть крестьян была переселена на Можайскую дорогу, где была поставлена деревня Новые Фили. В XVIII в. в Филях получил развитие ткацкий промысел — производство шёлковых лент и платков, были построены две шёлкоткацкие фабрики. Во время Отечественной войны 1812 в Филях в избе крестьянина А.Фролова состоялся Военный совет, на котором было принято решение об оставлении Москвы. На месте сгоревшей избы выстроена новая, ставшая музеем (см. «Кутузовская изба»). После прокладки в 1871 железнодорожной линии Москва — Брест Фили стали дачной местностью. С середины 1920-х гг. Фили в черте Москвы. С 1927 началась массовая застройка этой местности, ставшей частью района массовой застройки Фили-Мазилово. Основные улицы: Большая Филёвская, Барклая, Ермолова. Вблизи — Кунцевский парк, станции метро «Багратионовская», «Фили».
Неофициальная версия происхождения (на мой взгляд весьма правдоподобна)
Существует гипотеза, согласно которой в конце VI века н. э. по ныне принятой хронологии, в результате войны Византии со славянскими племенами на Дунае часть славянских родов вынуждена была отступить на север в страну вятичей. Тогда и род Мусокия (Моска) переселился на берега современной Москвы-реки в пограничную область племен вятичей, кривичей и финно-угров. Здесь в устье современной реки Яузы, при впадении ее в Москву-реку, на ее левом берегу, там где ныне на Котельнической набережной высится сталинская высотка, он основал поселение, прозванное Моской, давшей свое имя столице Российского государства. На берегу же будущей Москвы-реки, но несколько выше по течению, дунайскими кельтами-филидами было основано свое поселение, отсюда и название урочища и селения (у кельтов Ирландии в языческую эпоху существовал разряд жрецов, которые назывались филе (fili — ясновидящий, пророк). Так что не исключено, что город Москва и деревня Фили ровесники, и они гораздо старше официально заявленных восьмисот пятидесяти лет. Что касается ныне принятой хронологии, то в последние 15–20 лет она подвергается обоснованной критике за многочисленные ошибки средневековых хронографов, в результате которых история человечества неимоверно удлинилась, что не соответствует истине, как утверждают критики.
В словаре В.И. Даля можно прочесть, что ХВИЛЯ, ХВИЛЮГА — это непогода, хиль, мокредь, дрябня, жижа, что вполне подходит к сырой болотистой местности, каковой в прежние времена была пойма реки Москвы и берега речки Фильки близ ее устья.
Официальная (потвердженная документально) версия
Фили — деревня вблизи Москвы (ныне Западный административный округ Москвы), располагалась недалеко от Поклонной горы, за Большой дорогой, в четырех верстах от Дорогомиловской заставы. Известно с 1454 года.
И. Е. Забелин считал, что в XIV веке, Филевскими землями владел князь Владимир Андреевич Храбрый — двоюродный брат великого князя Московского Дмитрия Донского. Князь Владимир Андреевич завещал Филевско-Кунцевские земли на помин души своей и всей великокняжеской семьи Новинскому монастырю, откуда эти земли перешли во владение ростовского архиепископа владыки Григория, строителя Дорогомиловского архиерейского двора в Москве.
В конце 1520-х годов Филевская вотчина была пожалована великим Московским князем Василием III Федору Михайловичу Мстиславскому, который в 1525 году перешел к нему на службу из Литвы.
В 1572 году царь Иван Грозный в своем духовном завещании подтвердил вотчинные владения, в том числе Фили и Кунцево, сыну Федора Михайловича князю Ивану Федоровичу Мстиславскому.
В свою очередь у князя Ивана Мстиславского было два сына и две дочери.
Княжна Ирина была последней владелицей села Хвили из рода Мстиславских. Она скончалась 15 ноября 1639 года в Вознесенском монастыре.
В начале XVII, взамен разрушенной поляками церкви Покрова в Кунцевском городище, возводится, на новом месте, деревянная церковь Покрова.
После прекращения рода Мстиславских Филевская вотчина перешла к Милославским. В 1649 году царь Алексей Михайлович Романов пожаловал эти земли Илье Даниловичу Милославскому, отцу царицы Марии Ильиничны Милославской.
11 июня 1689 года дворцовое село Хвили с деревнями Мазилово, Ипское, Гусарово было пожаловано царем Петром I в вотчину боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, родному брату царицы Натальи Кирилловны — матери Петра I.
7 июля 1763 года во время коронационных торжеств в Москве императрица Екатерина II посетила село Покровское-Фили
Александр Александрович Нарышкин — владелец Покровского-Филей — умер в 1795 году, не оставив детей. Село перешло сначала к младшему брату Льву Александровичу, а после смерти последнего — к его сыну, Александру Львовичу.
Александр Львович Нарышкин умер в Париже в 1826 году. Во время его владения Филями и Кунцево разразилась Отечественная война 1812 года, во время которой пострадала Церковь Покрова в Филях, а деревня пережила сильный пожар. Вскоре после войны церковь отремонтировали, а сгоревшая часть д. Фили была отстроена заново.
В 1854 году Э. Д. Нарышкин переносит деревню Фили ближе к селу Покровское, на старом месте остаётся лишь изба Фроловых в которой и проходил знаменитый совет в Филях.
К середине XIX века род Нарышкиных потерял свои владения в Филях и Кунцевской местности. В 1865 году часть вотчины была продана богатому предпринимателю Кузьме Терентьевичу Солдатенкову, часть — бывшему управляющему Г. Гурьеву и Шелапутину Павлу Григорьевичу.
В 1870 году через Фили прошла Московско-Брестская железная дорога и была построена железнодорожная станция Фили, которая стоит как бы на границе между старым селом Покровское-Хвили и деревней Фили.
В конце XIX века деревня уже вплотную примыкала к Москве. Большинство населения занималось огородничеством и садоводством, ориентированным на сбыт в городе. В Филях находилась большая красильно-набивная фабрика купца Сергея Дмитриевича Кузьмичева с 589 рабочими.
По данным переписи 1926 года, в деревне значилось 396 хозяйств и жило 1342 человека. В 1916 году, на северо-западной окраине Филей, построен, эвакуированный из Риги завод «Руссо-Балт». После революции он был передан в концессию германской фирме «Юнкерс». На его базе в 30-х годах был создан большой авиационный завод, который позднее перепрофилирован на выпуск ракет и космических объектов.
В 1935 году[1] Фили вошли в состав Москвы. Здесь расположен Западный речной порт, завод им. Хруничева, комбинат железобетонных изделий, телевизионный завод «Рубин», трубный завод.
Кому будет интересно, я в свое время увлекался историей нашего района, обращайтесь в личку, дам кучу ссылок, интересных фоток и материалов по филям=))
Почему станция метро Фили так называется?
Откуда взялось иностранное название? Это как то связано с войной с Наполеоном?
Станция метрополитена «Фили́» является станцией Филёвской линии Московского метрополитена и находится в районе Филевского парка ЗАО Москвы на улице Новозаводская. Название станция получила по одноименному району Москвы.
В свою очередь, городской район Фили был построен на месте существовавшего села Фили (Покровское). Ещё раньше, село называлось – Хвили и располагалось на берегу речки – Фильке.
Что касается Наполеона, вернее Отечественной войны 1812 года, то деревня стала известна тем, что накануне сражения за Москву, в Филях Кутузов проводил военный совет, на котором было принято решение отступать от Москвы.
Название реки Сухой Кагамлык имеет тюркское происхождение. Одна из версий происхождения — от тюркского слова «каган». Каган — титул предводителей у древних тюркских племен, еще Каганами называли, управляющих, хазарских ханов.
Есть и альтернативные версии происхождения названия меча. Например, в словаре Brewer’s Dictionary of Phrase & Fab говорится, что название Excalibur произошло от латинского Ex Calce liberatus («освобожденный из камня»).
Филевская линия метро: что не всегда замечают пассажиры
Продолжается реконструкция наземного участка Филевской линии — самая масштабная в ее истории. На станциях, построенных по стандартам середины XX века, меняются прослужившие почти 60 лет несущие конструкции. Перестраиваются, расширяются и оборудуются лифтами вестибюли, заново строятся платформы. Это необходимо, чтобы Филевская линия не только приобрела современный облик, но и стала более удобной для пассажиров и еще долго прослужила москвичам.
Интересные факты, о которых мало кто знает
— Филевская линия — единственная в Москве, большая часть которой проложена по земле. Эксплуатационная длина линии от «Александровского сада» до «Кунцевской» составляет 12,1 километра, еще 2,8 километра — длина ответвления до «Международной». Совокупная протяженность наземных участков — около восьми километров. На поверхности расположены семь из 13 станций голубой ветки;
— Филевская строилась как экспериментальная. Предполагалось, что подобные наземные линии могут соединить центр Москвы с городами ближнего Подмосковья;
— наземный участок Филевской линии местами совпадает с бывшим руслом речки Фильки, которая теперь течет по подземному коллектору;
— в радиусе двух километров от станций Филевской линии проживают свыше 550 тысяч человек. За период эксплуатации она перевезла более трех миллиардов пассажиров;
— между «Александровским садом» и «Смоленской» пассажиры проезжают по участку первой очереди московского метро, который иногда называют Староарбатским. Открыли его, как и всю первую очередь, 15 мая 1935 года. Поезда от «Сокольников» следовали до «Охотного Ряда», после чего часть составов шла до «Парка культуры», а другая — до «Смоленской». Такая схема движения существовала до 13 марта 1938 года;
— первый в Москве и России подземный пешеходный переход появился на месте бывшего входа на станцию «Смоленская». Вестибюль располагался почти посередине нынешнего Садового кольца (в 1935 году на его месте находился бульвар), но просуществовал лишь пару лет. В 1937–1939 годах магистраль расширили, наземный вестибюль станции разобрали, а подходные галереи продлили до обеих сторон Садового кольца и превратили в подземный переход, не связанный с входом в метро;
— 20 марта 1937 года было открыто движение по первому московскому метромосту — Смоленскому. Его можно увидеть во многих кинофильмах. Например, в ленте «Берегись автомобиля», снятой в 1966 году, Дима Самохвалов хранит свою «Волгу» около метромоста. Именно там на нее положил глаз Юрий Деточкин. В картине запечатлено «первозданное» состояние моста — еще до того, как наклон накрыли шумозащитной галереей;
— с 1938 по 1953 год участок от «Александровского сада» до «Киевской» относился к Арбатско-Покровской линии. Схема движения была следующей: поезда от станции «Курская», а с 1944 года — от нынешней «Партизанской», шли до «Площади Революции», откуда по перегонным тоннелям попадали на «Александровский сад» и следовали до конечной станции «Киевской» мелкого заложения;
— после войны было принято решение продублировать участок до станции «Киевская» линией метро глубокого заложения, пустив ее под Москвой-рекой. Новые станции «Арбатская», «Смоленская» и «Киевская» были построены на глубине от 38 до 50 метров. 5 апреля 1953 года на них перевели движение поездов синей линии, а участок до «Киевской» мелкого заложения закрыли;
— с 1953 по 1958 год закрытые станции мелкого заложения использовались как склады и пространство для выставок. На путях «Арбатской» и «Смоленской» уложили настилы и выставили стеллажи для экспонатов. А в перегонных тоннелях метрополитен размещал старые вагоны. Многие из них были трофейными — их вывезли после из берлинского метро после окончания войны. Кроме того, на одном из путей участка «Александровский сад» — «Киевская» проводились испытания модернизированных вагонов и новых типов подвижного состава;
— в 1958 году закрытый участок был расконсервирован, чтобы превратить его в новую ветку метро, идущую на запад столицы. Арбатско-Филевская линия открылась 7 ноября 1958 года. Первоначально поезда следовали от «Александровского сада» до «Кутузовской», а ровно через год линию продлили до «Филей». В 1965 году голубая ветка дошла до «Молодежной», а в 1989-м была продлена до «Крылатского». Нынешний вид на схеме московского метро Филевская линия приобрела 7 января 2008 года, когда участок после «Кунцевской» был передан Арбатско-Покровской линии;
— все семь открытых станций Филевской линии спроектировал архитектор Римидалв Погребной (родители архитектора, пламенные революционеры, назвали своего сына перевернутым именем Ленина). Линия открывалась в годы борьбы с излишествами, и наземные станции получились брутальными. В облике станций частично отразились тенденции советского авангарда 1920–1930-х годов, а также европейского функционализма;
— платформы наземных станций Филевской линии короче обычных станций московского метро. Поэтому здесь никогда не эксплуатировались составы длиной более шести вагонов. Сегодня по этой линии курсируют сочлененные вагоны «Русич». Они длиннее обычных, состав на Филевской линии состоит из четырех сочлененных вагонов. «Русичи» разрабатывались в том числе и для эксплуатации на наземных линиях. Поэтому они оборудованы современной системой вентиляции и отопления;
— реконструкция наземного участка — первая в истории Филевской линии метро. За 60 лет эксплуатации конструктивные и инженерные элементы станций были изношены более чем на 70 процентов;
— пассажиры знают, что с ближней платформы станции «Александровский сад» поезда отправляются до «Кунцевской», а чтобы попасть в «Москва-Сити», надо перейти по мостику или тоннелю к поезду на дальнюю платформу. Филевская — единственная линия в Москве с вилочным движением поездов;
— все три конечные станции Филевской линии уникальны тем, что за ними нет оборотных тупиков. Приехавшим пассажирам не обязательно выходить из поезда, поскольку он через несколько минут отправится обратно. В период реконструкции Филевской линии, например, только таким способом можно попасть по ней на станцию «Пионерская». Поезда из центра на этой станции не останавливаются, пассажиры доезжают до «Кунцевской» и на том же составе возвращаются на «Пионерскую»;
— вход на станцию «Киевская» Филевской линии был оформлен в 2006 году французскими архитекторами в стиле декора парижского метрополитена. В ответ станцию Madeleine парижской подземки оформили витражом «Курочка Ряба», который содержит надпись «Московское метро»;
— пути за станцией «Александровский сад» до сих пор ведут к «Площади Революции». По ним постоянно ходят поезда, передаваемые из депо «Фили» на Арбатско-Покровскую линию;
— повторить схему движения 1935–1938 годов уже невозможно. Один из перегонных тоннелей между станциями «Александровский сад» и «Охотный Ряд» был разрушен в середине 1990-х годов при строительстве одноименного торгового комплекса под Манежной площадью;
— до 2011 года все станции с живописно изогнутыми платформами располагались в московском метро исключительно на Филёвской линии. Это «Александровский сад», «Кутузовская», «Выставочная» и «Международная». Лишь недавно в метро добавились еще две станции, расположенные «по кривой» — «Зябликово» на Люблинско-Дмитровской линии и «Пятницкое шоссе» на Арбатско-Покровской;
— все подземные станции московского метро островные. Единственное исключение — «Александровский сад». Это связано с тем, что при строительстве было крайне сложно развести пути в узком пространстве между Кутафьей башней Кремля и зданием Манежа;
— перегон «Александровский сад» — «Арбатская» на протяжении 71 года был самым коротким в московском метро. Его длина, если считать по серединным осям станций, — 515 метров. С 2006 года рекорд принадлежит другому перегону Филёвской линии «Выставочная» — «Международная» — 498 метров, а протяженность тоннелей между платформами еще меньше — всего 379 метров;
— «Кунцевская» — единственная наземная станция в московском метро, где можно пересесть с одной линии на другую. Через несколько лет она станет также единственной станцией, где будет работать подземно-наземная пересадка с линии на линию. Рядом с «Кунцевскими» будет открыта подземная станция «Можайская» Третьего пересадочного контура;
— станция «Студенческая» известна тем, что к ней не проложен ни один маршрут городского общественного транспорта. С 1983 по 2002 год она была единственной такой в Москве. При этом станция расположена гораздо ближе к центру Москвы, чем «Воробьевы горы», «Лесопарковая» и «Спартак»;
— на «Арбатской» Филевской линии издавна располагался буфет для машинистов, в котором мог поесть любой пассажир. Таких буфетов в только два: второй находится на «Войковской». В 2016 году буфет был реконструирован в ретростиле;
— расположенная в ядре делового центра «Москва-Сити» станция «Выставочная» — первая, оформленная в Москве в стиле хай-тек. На ней пассажиры могут посетить расположенную на балконе станции галерею «Метро».
— на «Выставочной» находится Центр профессиональной ориентации Московского метрополитена. Этот центр — по сути, музей метро, в котором сотрудники рассказывают посетителям (в основном детям) о тонкостях работы в подземке. На выставке можно ознакомиться с инженерными устройствами, расположенными в тоннеле, макетами вагонного оборудования и другими интересными экспонатами, недоступными пассажирам в обычном режиме. Можно даже прокатиться на симуляторе поезда нового поколения.
Фили метро почему так называется
«Фили» — станция Филёвской линии Московского метрополитена. Располагается между станциями «Кутузовская» и «Багратионовская».
Дата открытия и происхождение названия |
Станция открылась 7 ноября 1959 года года в составе участка «Кутузовская» — «Фили». Получила название по одноимённому району Москвы.
Выходы и пересадки |
На станции два остеклённых вестибюля с торцов станции, они же служат переходами между платформами. Выход на Промышленный проспект, улицу 1812 года. Станция является пересадочной на одноимённую железнодорожную станцию Белорусского направления.
Пассажиропоток 30 100 человек в сутки (данные 2002 года).
«Фили» — наземная открытая станция с боковыми платформами. Сооружена по типовому проекту.
Тема оформления и материалы |
Станция имеет несколько необычных деталей. Например, у восточного входа на станцию можно увидеть две балки, поддерживающие железнодорожный путь, который соединяет завод Хруничева с белорусским направлением Московской железной дороги. Станция стоит на стыке тоннеля и открытых путей. Поезд, прибывающий из центра, выезжает из тоннеля на станцию, а уезжает с неё уже по открытым путям.