фичеризм это такое что
Фичеризм это такое что
Что такое фичеризмы и как они мешают продажам.
Фичеризм — это технический термин в тексте для широкого круга людей. Например, читаете вы описание камеры нового смартфона:
«Великолепная камера с двойным 13-мегапиксельным модулем. Апертура широкоугольной камеры f/1.8, телеобъектив со светосилой f/2.4».
Этот текст полон фичеризмов. Поэтому любители фотографии поймут, что камера у смартфона крутая. Остальные не поймут ничего и подумают «Да ну его нафиг».
Если вы продаете товары или услуги не для специалистов — описывайте продукт по простому так, чтобы его преимущества были понятны всем.
Возьмем заумный текст про камеру смартфона и напишем то же самое, но заменим фичеризмы на полезность:
«Камера у смартфона двойная — состоит из двух модулей. Данное сочетание отлично справляется с ночными кадрами, снимает отдаленные объекты без потери качества и делает модные портретные фото с размытым фоном».
Что мы сделали: взяли фичеризмы и превратили их в полезные эффекты, которые они дают пользователю.
ПРАВИЛО: превращайте фичеризмы и сложные термины в полезность.
Еще несколько примеров:
— батарея электро-велосипеда 10000 мАч → Данный аккумулятор позволяет проехать на велосипеде 40 км
— экран закрывает стекло Gorilla Glass 3 → экран выдерживает падение на асфальт с третьего этажа
— коробка передач с двойным сцеплением → коробка переключает передачи всего за 0.2 секунды.
Сарычева
В рассылке Главреда есть урок о фичеризме. В уроке даем домашнее задание — исправить предложения с фичеризмом на простые и полезные. Поскольку урок мой, задание к нему тоже проверяю я. Я проверила сто домашек по фичеризму и почти во всех находила одни и те же ошибки:
Сегодняшний пост — дополнение к главредовскому уроку. Расскажу, что такое «фичеризм», откуда берутся ошибки и как их исправлять.
Разобраться в теории
Фичеризм — это описание преимущества вместо пользы:
Описание дебильное. Многие знают, что такое «Ноу фрост», но кто не знает, прочитает: «Холодильник бла-бла-бла-бла». Этим и вреден фичеризм. Поэтому его надо заменять пользой:
Фичеризм | Польза |
Холодильник оснащен системой «Ноу фрост» — принудительной прокачкой воздуха | Морозилка не зарастает льдом |
Полностью дистанционное обслуживание | Отвечаем на вопросы, меняем тариф и подключаем услуги через интернет. Приезжать в офис не придется |
Автоматическая синхронизация между устройствами через интернет | Составляете список продуктов на компьютере и открываете его с телефона в магазине |
Самостоятельная установка лимитов на операции по дополнительной карте | Дайте ребенку дополнительную карту и ограничьте сумму на покупки. Как карманные деньги, только на карте |
Автоматическая система подсказок по сделкам | Пока вы занимаетесь своими делами, робот анализирует движение рынка. Если он видит, что сейчас самое время купить или продать акции, вы получаете смс с советом |
Это кажется очевидным, но все на этом проваливаются и пишут фичеризмами. Чтобы побороть фичеризм, нужно:
Понимать, о чем пишешь
В задании к уроку я даю эти примеры:
С первыми четырьмя читатели справляются, а с остальными беда. Последнее предложение написали правильно двое человек из ста, и не написали совсем пятеро. И молодцы, потому что не знать не стыдно. Писать, не разобравшись, хуже.
В остальных домашках видно, что ребята не понимают смысла, но пытаются его объяснить. Получается вроде такого:
Вышло плохо: в предложении сплошной фичеризм. Никто не поймет, что такое открытый интерфейс программирования, система управления проектами и на кой это всё объединять с сайтом. Когда автор не понимает, что пишет, читатель тем более не разберется. Отсюда правило:
Понять, потом писать
Когда разобрались со смыслом, переходим на следующий этап — извлечь пользу.
Объяснять пользу
Когда понятен смысл, легко определить пользу. Для этого отвечаем на вопрос «Зачем?» — зачем это пользователю. И тут появляется подвох. Вместо пользы есть риск рассказать полупользу:
Так вроде бы стало лучше. Те, у кого бывают задачи с сайта, даже, наверное, поймут. Но всё равно не секси — крутости этой штуки не видно. А нужно, чтобы прямо все офигели, как это удобно:
Ну вот, другое дело.
Я описала пользу простым языком. Но простой язык не первое средство в борьбе с фичеризмом. Подписчики Главреда часто заменяли сложные слова на простые, но польза оставалась непонятной:
Поэтому представляем себя пользователем и думаем: «А нафига мне эта штука?». И рассказываем нафига. Так появится польза. Простые слова подтянутся сами.
Не путайте пользу с выводом. Выводом будет что-то вроде «Это удобно» или «Экономит время». И такого писать не надо, читатель сам это поймет на основе полезных фактов. Задача автора — вытащить на поверхность пользу.
Заметьте, я не стала менять слово «таск-менеджер». Ясно же, что текст для тех, кто им пользуется, они поймут. Если напишем «система управления задачами», это всё усложнит, хотя по отдельности каждое слово будет понятным. Это как переводить с английского по словам, но не понять общего смысла. Поэтому не нужно подбирать слова, а вспоминать второе правило:
Типичные ошибки при написании текста о своём проекте: фичеризм и формализм
Коммерческий писатель, главред рассылки «Мегаплана», ответственный редактор дизайн-бюро Артема Горбунова и соавтор сервиса для очистки текста «Главред» Максим Ильяхов в колонке для ЦП объяснил, какие ошибки совершают основатели стартапов при составлении описания своих проектов и как их можно избежать.
Фичеризм
Обычному читателю неинтересны ваши фичи, модули и функции. Ему интересно, как от вашего проекта улучшится его жизнь. Фичи и модули интересны только другим программистам.
Писать о пользе не так просто, как кажется. Когда делаешь продукт, ты сосредоточен на его свойствах. Ты гордишься своей отказоустойчивой архитектурой или классной синхронизацией. Здесь нужно наступить себе на горло и подумать, в чем на самом деле польза. Когда я писал текст о собственном проекте, у меня это тоже получилось не сразу.
Версия 1:
«Главред» — это сервис для приведения текста к информационному стилю и удаления стоп-слов, канцеляризмов и признаков плохого синтаксиса.
Версия N:
«Главред» — это сервис для улучшения текста.
Я потратил четыре месяца на разработку всех этих возможностей, но это лично мои заморочки. Пользователю неважно, что у моего сервиса под капотом. Польза в том, чтобы его текст стал лучше.
Недавно на ЦП был выпуск «Трибуны» о проигрывателе на базе YouTube. Вот что они написали о себе:
Как было:
Музыкальное приложение для iPhone, позволяющее пользователям слушать любимую музыку и находить новые MP3-треки по названию, хэштегам и даже настроению.
Как нужно:
Подбирает музыку под настроение и помогает находить новых артистов в любимом жанре.
Я намеренно убрал здесь историю про «слушать любимую музыку», потому что нелюбимую музыку никто слушать не будет. А вот музыка под настроение и новые артисты в любимом жанре — это понятные мне сценарии.
Как избежать фичеризма: сформулируйте проблему, которую решает ваш продукт. Отвечайте не на вопрос «Чем вы хороши», а на вопрос «Как улучшится жизнь пользователя».
Попробуйте механически удалить из текста все технические термины: «тег», «категория», «файл», «синхронизация», «технология», «сервис», «платформа», «каталог», «база данных». Особенно осторожно со словами из обихода, которые вы используете как технический термин.
Формализм
Читателю некогда разбираться в тонкостях вашего продукта. Он хочет узнать главное и быстро. Плохо, когда в этом месте вы начинаете тонуть в подробностях.
Допустим, ваш сервис поддерживает соединение без шифрования, с шифрованием X и с шифрованием Y. Вы уже знаете, что пользователю, скорее всего, плевать, какое именно шифрование — лишь бы не украли данные в кафе. Но формально все равно вы умеете и шифровать, и не шифровать.
Соединение без шифрования, с шифрованием X и шифрованием Y.
Защищенное соединение: данные не украдут в кафе или аэропорту.
Я намеренно убираю из этого текста информацию о нешифрованном соединении, потому что непонятно, какая от этого польза. Формально я неправ: я не рассказал об одной из возможностей продукта. Но пользователю наплевать, о скольких функциях я расскажу. Важна только польза. Если бы в нешифрованном соединении была какая-то польза, я бы должен был об этом написать.
Допустим, у сервиса есть два типа соединения: современное быстрое и старое медленное. Медленное нужно в тех случаях, когда сисадмин на работе заблокировал быстрый протокол. Тогда польза понятная.
Соединение по протоколу «Альфа» и «Бета».
Работает по быстрому протоколу «Альфа». Если в вашем офисе он заблокирован, работает по протоколу «Бета».
Текст получается формальным, когда вы начинаете писать о вещах, которые читателю знать не обязательно. Формально вы правы, но читателю неинтересно.
Да, вы срежете углы и напишете не обо всех нюансах сервиса. Но текст получится яснее, проще, и про людей, а не про фичи.
Как избежать формализма: отлавливайте в тексте однородные члены (как в примере про комментарии или лист желаний). Если видите, что разница между этими однородными членами небольшая, то смело сокращайте. Нюансы важны только тогда, когда вы можете объяснить их пользу. Разумеется, формализма не избежать в официальных документах: спецификации, договоре, пользовательском соглашении.
Ограничения
Все, о чем я писал, относится только к тексту для широкого круга читателей: для СМИ, на главную страницу, в раздел «О проекте» или «О компании». И не относится к тексту для профессиональной аудитории. Если вы программист и пишете статью для других программистов, то вы обязаны писать о фичах. Если вы юрист и пишете руководство для юристов, то будьте максимально формальными.
Помимо этих ошибок есть и другие: фальшивый продающий стиль, канцелярщина, корпоративщина, самовосхваление, манипуляции и англицизмы. Об этом в другой раз.
Управление проектами, людьми и собой
Практическое руководство по управлению проектом от замысла до воплощения. Проектом может быть сайт, приложение, стартап, статья, ремонт, путешествие, даже поход за хлебом™. Учебник предназначен для менеджеров, руководителей, стартаперов, дизайнеров, редакторов, разработчиков — и всех людей.
В книге собраны проверенные десятилетием практики бюро принципы и подходы к управлению проектами. Главная идея: качественный продукт можно и нужно запустить в срок, не разрушив команду, здоровье и всё вокруг.
Кажется, что качество и срок запуска проекта находятся в неразрешимом противоречии. Хотите хороший продукт — будьте готовы к срыву дедлайнов, дополнительным расходам и работе по ночам. Хотите соблюдать сроки и бюджет и вовремя уходить с работы — соглашайтесь на компромисс с качеством и совестью. Но мы не хотим с этим мириться — и вам не советуем.
Оглавлени е
Что значит сделать
Практическое руководство по управлению проектом от замысла до воплощения. Проектом может быть сайт, приложение, стартап, статья, ремонт, путешествие, даже поход за хлебом™. Учебник предназначен для менеджеров, руководителей, стартаперов, дизайнеров, редакторов, разработчиков — и всех людей.
В книге собраны проверенные десятилетием практики бюро принципы и подходы к управлению проектами. Главная идея: качественный продукт можно и нужно запустить в срок, не разрушив команду, здоровье и всё вокруг.
Кажется, что качество и срок запуска проекта находятся в неразрешимом противоречии. Хотите хороший продукт — будьте готовы к срыву дедлайнов, дополнительным расходам и работе по ночам. Хотите соблюдать сроки и бюджет и вовремя уходить с работы — соглашайтесь на компромисс с качеством и совестью. Но мы не хотим с этим мириться — и вам не советуем.
Оглавлени е
Что значит сделать
Фичеризм и компромиссы в проектах всегда происходят, когда заданию и дизайну придаётся самостоятельная ценность. Настоящий результат — это запуск продукта. Чтобы запустить качественный продукт, контролируйте разработку.
Фичеризм и компромиссы в проектах всегда происходят, когда заданию и дизайну придаётся самостоятельная ценность. Настоящий результат — это запуск продукта. Чтобы запустить качественный продукт, контролируйте разработку.
Без Гант а
Каскадная модель разработки проектов возникла в производственной и строительной отраслях, где изменения готового продукта невозможны или чрезмерно дороги. В этой модели проект последовательно проходит фазы: сбор требований, дизайн, реализация, тестирование, запуск, поддержка.
В начале двадцатого века Генри Гант предложил диаграмму, позволяющую наглядно показать последовательность выполнения задач. Эту диаграмму обычно используют при разработке проекта по каскадной модели.
В реальных проектах на создание диаграммы Ганта уходит много сил. Диаграмма получается сложной. Хуже того, «солидная» диаграмма создаёт иллюзию надёжности, продуманности, незыблемости и безопасности.
Когда проект стартует, неожиданности реального мира взрывают диаграмму — задачи сдвигаются, критический путь удлиняется, дедлайн сползает, план проекта расходится с планами участников. Остаётся выбор: постоянно тратить время на актуализацию диаграммы вместо работы или совсем забросить диаграмму и остаться без наглядного плана и ориентиров.
Диаграмма Ганта подталкивает мыслить последовательными задачами. Но есть другой путь — думать временными отрезками и результатами.
«Куплю молоток. Дорого». Часть 1: почему при создании сайта важно понимать нужды своего бизнеса?
Под рулеткой подразумевается создание сайта по принципу «чем дороже и эффектнее – тем лучше». Дорогой сайт не может быть плохим, а, значит, обязательно даст новых покупателей. Есть и другая крайность – создание дешевого шаблонного лендинга, оправданное урезанием бюджета на рекламу.
В обоих случаях главной причиной выбора становится цена сайта, и такой подход в корне ошибочен. О том, как предпринимателям не поддаться стадному инстинкту и уйти от ложного выбора, и пойдет речь в этой статье. В ней мы ответим на 4 главных вопроса:
Почему веб-разработчиков мало интересует ваш бизнес?
Эта статья написана для всех предпринимателей, желающих застраховаться от ошибок в интернет-маркетинге. Но прежде всего – для тех, которые только делают первые шаги, рекламируя свой бизнес в интернете. Делают на ощупь, что резко повышает шансы угодить ногой в капкан под названием «веб-студия». И, если вас удивили эти слова, то ещё раз посмотрите на подзаголовок выше.
Большинство веб-студий на российском рынке интернет-маркетинга не хотят помогать вашему бизнесу развиваться.
На первый взгляд логично: бизнес ваш, вот вы его и развивайте. У нас же вы просто заказываете сайт. Но если присмотреться, то такая схема сотрудничества не приносит бизнесу пользы.
Если Вы читали на сайте нашего агентства раздел «О компании», то, скорее всего, обратили внимание на фразу: «сайт, предложенный одному клиенту, абсолютно не подойдет другому». Это сказано не для красного словца, а означает, что перед разработкой мы «примеряем» будущий сайт к бизнесу клиента.
Как мы это делаем? Если кратко, то: обсуждаем, обсуждаем и ещё раз обсуждаем. Мы спрашиваем своих клиентов обо всех особенностях их бизнеса. Нашему умению задавать наводящие вопросы для выхода на нужную тему позавидует опытный следователь Генеральной прокуратуры.
Зачем это нужно? Затем, что в нашем агентстве клиенты не «просто заказывают сайт», не зная потом, что с ним делать и ища у него волшебную кнопку, приносящую покупателей товара или услуги. У нас получают реальный инструмент интернет-продаж. Экспертное решение по привлечению покупателей через интернет.
Увы, но до 90% клиентов (если не больше!), которым нужен сайт, все ещё обзванивают веб-студии, изучают полученные от менеджеров по продажам прайсы и делают выбор на основе «потянем или не потянем по цене». Сайт «примеряют» не под нужды бизнеса, а под размеры бюджета.
А что, можно как-то иначе?
Не только можно, но и нужно. Мы и делаем «иначе». Первое, в чем мы убеждаем своих клиентов, это в том, что спрашивать, «насколько сайт дорогой или дешевый» в корне неверно. К слову, именно поэтому мы и называемся «агентством стратегического интернет-маркетинга», а не, скажем, «студией создания сайтов».
Если клиент не «примеряет» сайт перед его заказом к своему бизнесу, то он не знает, как работает его бизнес и не представляет, что надо сделать, чтобы он работал ещё лучше.
Если бы мы были обычной «студией» и не вели с заказчиком долгих разговоров, то на выходе предложили бы ему… просто сайт, а не решение задачи под названием «увеличение продаж в интернете». Сайт сам по себе, заказанный в веб-студии по принципу «заплатил-сделали», не решает этой задачи. Её решает только разработанная с учетом всех особенностей бизнеса нашего клиента маркетинговая стратегия.
Слишком сложно? Ни в коем случае.
Стратегия нужна везде. Самое простое: точное нанесение ударов молотком при забивании гвоздя – тоже стратегия совершения нужных действий в определенной последовательности. Тогда как сам молоток – это тактический инструмент, которым в рамках этой стратегии важно уметь пользоваться, чтобы не отбить себе пальцы и достичь нужной цели. Та же роль и у сайта.
Цель вашего бизнеса – привлечь клиентов. Сайт – тактический инструмент в достижении этой цели и главное звено маркетинговой стратегии. И цель нельзя подменять инструментом для её достижения.
И, уж тем более, нельзя заменять ценность услуги её ценой.
Теперь понимаете нашу главную мысль? Львиная доля клиентов «конвейерных» веб-студий (много клиентов и постановка прибыли от них на первое место) оплачивает не решение задачи по увеличению продаж в интернете с помощью маркетинговой стратегии, а… сразу покупает инструмент для её реализации. И часто за большую цену. Но реализовывать нечего – веские аргументы (та самая стратегия), заставляющие клиентов приходить на сайт и делать на нем заказы, не найдены.
Сайт сегодня – это центральный инструмент бизнеса. И если вы НЕ подбираете этот инструмент «под себя», то получается, что вы… не знаете, как работает ваш бизнес.
Мы не преувеличиваем – сайт действительно главный инструмент бизнеса. На картинке ниже приведены результаты исследования Яндекс.Маркета и компании GfK о том, сколько россиян сегодня пользуются интернет-магазинами. Свыше 40%. И мы готовы поспорить, что к концу 2020 года их будет еще больше, чему косвенно способствовали карантинные меры, когда покупательская (и вся остальная!) активность россиян переместилась в онлайн.
Нет, есть, конечно, и противоположное мнение (см. картинку ниже). Но в современных реалиях оно выглядит шуточным или устаревшим.
Покупатели и продавцы «дорогих молотков»
Представьте себе, что муж, которого жена просит забить в стену гвоздь (только и всего!), идет и покупает специально для этой цели «большой и красивый» молоток-гвоздодер с эргономичной фиберглассовой рукоятью. Перед этим долго-долго изучает ассортимент строительных магазинов. Да ещё и выкидывает на этот новый молоток полторы тысячи рублей, когда дома:
Клиенты «конвейерных» веб-студий – это и есть те самые «мужья» (бизнесмены), которые для того, чтобы гвоздь крепко держался в стене (были продажи и прибыль) покупают дорогой молоток, не имея в нем надобности – то есть, заказывают сайт без понимания того, как использовать его для увеличения продаж.
Под «дорогим молотком» подразумевается дорогой интернет-магазин с эффектным дизайном и огромным количеством функций. Какие-то из них не обязательны, а какие-то и вовсе лишние.
А какие из них лишние? Например, нужна ли на сайте такая функция, как онлайн-отслеживание упаковки и отправки со склада заказанного товара? Спорный вопрос. Ведь есть же трек-код для отслеживания заказа в личном кабинете интернет-магазина, зачем нужно что-то ещё?
«Не помешает!» – произнесет довольный неожиданным ходом своих мыслей среднестатистический клиент и скажет разработчику, чтобы такая функция была. Решает он так, чаще всего, начитавшись статей экспертов и комментариев на профильных форумах. В итоге огромный ком новых знаний по интернет-маркетингу для неосведомленного в нем человека создает у него иллюзию осведомленности в вопросе.
«Действительно, вы правы – не помешает!» – вторит среднестатистическому клиенту среднестатистическая веб-студия. А почему бы и не сделать? Клиент готов сотрудничать, готов платить. Ситуация беспроигрышная.
С покупателями «дорогих молотков» все ясно. А кто тогда их продавцы?
Это «конвейерные» веб-студии – то есть, разработчики, предоставляющие типовые услуги очень большому количеству клиентов. Чем больше клиентов и чем больше работ для каждого надо будет выполнить, тем больше прибыль. Поэтому логично, что такой подрядчик первым будет убеждать заказчика в том, что та или иная «фишечка» на сайте гарантированно повысит конверсию и привлечет клиентов.
Тут надо пояснить, что мы:
Тем не менее, веб-студии, создающие типовые сайты без детального анализа бизнеса своих клиентов, существуют. И это плохо. Такой сайт никогда не поможет бизнесу с продажами, если разработан в отрыве от него.
Мы точно знаем, что вам надо!
Неужели создатели сайтов, использующие «конвейерные» решения, не говорят с клиентами? Здесь вы тоже, возможно, нас неправильно поняли. Говорят. Но все вопросы сводятся к обсуждению того, какой дизайн хочет заказчик, какие разделы должны быть на сайте и какую систему администрирования выбрать – «Битрикс» или WordPress? Мы, кстати, в разделе «О компании» на нашем сайте тоже намекаем на специфичность такого подхода к разработке.
Так какую же пользу бизнесу клиента принесет сайт, если разработчик говорит с ним о том, что бизнеса никак не касается? Есть, правда, ряд вопросов, которые ничего, кроме очевидной информации, не дадут – «Чем вы занимаетесь?» и «Назовите свои главные отличия от конкурентов». Кстати, в 80-90% случаев на последний вопрос становится излюбленное словосочетание: «индивидуальный подход».
Так что это – проблема, в которой виноваты оба: разработчик и заказчик. Ведь часто сам клиент, прочитав несколько популярных статей про создание интернет-магазина, в ультимативной форме требует сделать что-то так, как ему «советуют». А разработчик не спорит и… продает «дорогой молоток». А почему бы не продать, если готовы купить?
Иногда в такой схеме работы все доходит до абсурда. Клиент, как непрофессионал в интернет-маркетинге, охотно прислушивается к подрядчику, как к более компетентному лицу. Подрядчик, что называется, входит в раж и советует буквально все, что, по его мнению, может «привлечь клиентов». Под привлечением клиентов, правда, часто подразумевается нахождение сайта в топ-5 или топ-10, но это уже тема для другого разговора. Так вот – в итоге сайт клиента становится «испытательным полигоном» для любых новинок в области интернет-продаж:
— Алло, Мария Ивановна? А у меня для вас новость – Яндекс создал турбо-страницы для сайтов!
— Что? Что это такое?
— О, без этого просто никак нельзя, ну вот никак. В ближайшие 1-2 месяца это будет у всех интернет-магазинов рунета! Делаем? Ну вот и отлично, сейчас отдельный договор пришлю!
Дело сделано. Трубка телефона на базе, аккаунт-менеджер продал дополнительные работы и довольно потирает руки. Нужны ли интернет-магазину турбо-страницы на самом деле – вопрос, кстати, дискуссионный!, – уже не столь важно. Позиция у такой веб-студии железная: «клиент порою сам не знает, что ему надо, а мы – знаем и его образовываем».
Но таким разработчикам очень хочется задать вопрос. Пусть и немного философский.
«А вы уверены, что сами точно знаете это?»
Того, что абсолютно точно нужно клиенту, не может предсказать никто. Даже мы – мы тоже люди, мы тоже можем ошибаться. Ошибками, если кто вдруг забыл, выстлан путь к успеху. Главное, о чем мы говорим – это о недопустимости внедрения на сайт той или иной фишки исключительно ради внедрения. Сайт нельзя превращать в новогоднюю елку, увешанную многочисленными всплывающими окнами «Уже уходите?» и прочими вещами, якобы увеличивающими конверсию на 14,53% («Наш отдел аналитики все точно просчитал!»).
К чему приводит отсутствие аналитики бизнеса клиента при создании сайта?
Именно слепая уверенность в том, что нужно на сайте, превращает его в дорогую игрушку с нулевым процентом эффективности. И разработчиков, предлагающих клиенту дорогой сайт или, наоборот, шаблонный лендинг, можно сравнить с охранником-экспедитором, выезжающему в рейс с ценным грузом.
Вариант №1: вооружен до зубов и… неопасен
Вариант №2: авось проскочим!
Какой вывод можно сделать из этих сравнений?
Festina Lente! О «ползучем фичеризме» в интернет-маркетинге
«Поспешай медленно». Эти 2 латинских слова в заголовке выше переводятся именно так. Слишком медлить тоже не стоит, но гораздо хуже – спешить, работая по универсальным шаблонам. Либо дорогой сайт с массой наворотов, либо дешевый одностраничный лендинг. Оба варианта неправильны. Хорошее digital-агентство идет по третьему пути и дает клиенту только нужное «оружие», делая его сайт эффективной «боевой единицей» для роста интернет-продаж.
Главное отличие такого эффективного с точки зрения продаж сайта – его «разумно-достаточная» функциональность. Что это значит?
Функциональность сайта – это простота взаимодействия с ним. Сайт легко грузится, не виснет, и сразу понятно, куда и на что нажимать. Но так как в нашем случае речь идет о продажах, а под сайтом мы имеем в виду интернет-магазин, то речь идет точно не о дизайне страниц или форме главного меню.
«Разумно-достаточная» функциональность интернет-магазина показывает степень того, насколько на таком сайте легко совершать заказы и как часто они там совершаются. Эта легкость достигается за счет 2-х принципов:
Как видите, оба принципа взаимосвязаны. Но главное – они есть. В противном случае работа над сайтом превращается в бесконечное достижение идеала. На сайт добавляется все, что, по мнению разработчика, поможет этого идеала достичь.
У такого подхода есть название – «фичеризм» (в переводе с английского feature — свойство). Или даже «ползучий фичеризм» (creeping featurism). Дынные термины, в основном, применяются в программировании, но подходят и для интернет-маркетинга.
Фичеризм – болезнь, появляющаяся там, где не знают и не умеют определять «разумно-достаточную» функциональность сайта. Работа над сайтом строится по принципу добавления чего-либо «про запас», чтобы уж точно нигде не прогадать и получить идеальный проект, в котором есть все, что нужно. Однако знать точно, что потребуется, а что нет, нельзя – это можно лишь спрогнозировать. А любой прогноз – лишь предположение, которое может и не сбыться. В итоге получается, что сайт – главное звено маркетинговой стратегии развития бизнеса в интернете – создается наугад.
Эффективный сайт – тот, в котором реализован строго очерченный набор функций, гарантированно необходимых в ближайшем будущем с учетом специфики бизнеса клиента и его целей. В чем это выражается?
Допустим, в вашем интернет-магазине нужно решить вопрос со страницей доставки товара. Если игнорировать стратегический подход, то можно подключить к сайту, а точнее к бизнесу, 5-10 логистических компаний: найти, обговорить условия, заключить договоры, интегрировать с сайтом. Однако это в худшем понимании слова «прогнозистский» и «фичеристский» подход.
Но, если руководствоваться здравым смыслом, то достаточно определить оптимальные варианты, например, для доставки:
Это потребует меньше как временных, так и финансовых затрат.
Если же партнерство с одной из компаний прервется, то наилучший выход – быстрая замена перевозчика по факту заключения с ним партнерства, а не нагрузка сайта данными и интеграциями со всеми имеющимися перевозчиками, которых можно привлекать к сотрудничеству. Именно это и есть «разумно-достаточный» подход к функциональности сайта.
Мы, агентство стратегического интернет-маркетинга «Диол», давно объявили решительную войну «ползучему фичеризму». Мы идем другим путем. «Поспешаем медленно», поэтапно, так как продвижение бизнеса в интернете – процесс многоступенчатый. Создание и развитие сайта – не исключение. Об этом, а также о том, почему поэтапность при работе над сайтом – один из признаков того, что вы движетесь в верном направлении, читайте во второй части нашей статьи.