фенрир в скандинавской мифологии кто такой
Волк Фенрир в скандинавской мифологии — легенда великого существа
Приветствуем вас, друзья! Скандинавская мифология пестрит яркими и любопытными персонажами. Среди них выделяется волк Фенрир, выходящий не на первый план в легендах и сказаниях, но играющий большую роль в северной мифологии в целом. Кто он такой? Какова его миссия? С кем из богов Фенрир тесно связан? Давайте попытаемся разобраться.
Кто такой волк Фенрир
В классических преданиях и мифах Фенрир представляется в виде огромного и злого волка. Он – одно из чудовищ северного фольклора. Он – один из опаснейших врагов всех богов. Он – собирательный образ бесконтрольных природных сил, несущих погибель всему живому. Фенрир – одно из самых известных существ из германо-скандинавской мифологии.
Несмотря на то, что тема оборотничества присутствует в северном фольклоре, Фенрир не является человеком или богом, который способен в любой момент обратиться зверем, а после снова принять первоначальный облик. Он был рожден волком, разумным, понимающим человеческий (божественный) язык и умеющий говорить.
Если попробовать взглянуть внимательнее на персонажа, то становится понятно, что волк Фенрир – хтоническое божество. Под хтоническими существами понимаются боги, которые символизируют собой сокрушительную силу и великую мощь дикой природы, всех стихий. Один из признаков хтонического божества – звероподобный внешний вид.
Иногда Фенрира описывают как некое завуалированное олицетворение смертоносного хаоса. Выйдя из-под контроля, подобная сила способна уничтожить все вокруг, каждый из девяти миров, описанных в древних северных мифах. С другой стороны, такая сила очищает и обнуляет время, ход истории. Искоренив все живое, она дарит возможность новой жизни зародиться.
Варианты написания и происхождения имени волка
В древнеисландском и древненорвежском языках имя Фенрир пишется как «Fenrir». Дословно оно означает «житель болотной топи».
Исследователи предполагают, что происходит имя от словосочетания «Fen Dweller». В некоторых русскоязычных источниках встречается написание «Фенрис», что также не является ошибкой.
Остальные примеры написания и значения имени хтонического божества:
Внешний вид Фенрира
В мифологических текстах волк Фенрир описывается как исполинских размеров зверь. Если он разевает пасть, то носом достает до самого неба. Его клыки остры, словно бритвы.
Глаза Фенрира горят золотисто-желтым огнем.
Есть два предположения, откуда взялось такое уточнение:
Все могучее тело волка покрыто густым пепельно-серым или темно-серым мехом. От загривка вдоль позвоночника тянется черная полоса жесткой шерсти. У Фенрира массивные лапы, тяжелые кости, острый нюх и очень чуткий слух.
Он умен и злопамятен. Его сердце преисполнено ненависти и злобы по отношению и к роду людскому, и практически к каждому из божеств германо-скандинавского пантеона.
Вой волка Фенрира звучит громче громовых раскатов в самую жуткую грозу. Когда он подает голос, деревья ломаются пополам, а птицы и звери падают замертво.
Совсем не удивительно, что существо вселяло ужас в сердца жителей божественного Асгарда – асов и ванов. К тому же, в древних пророчествах Фенриру уделялось особое место. Он представлял потенциальную угрозу не только для всех миров, но и конкретно для Всеотца – Одина. Однако об отношениях гигантского волка и северных богов мы поговорим чуть позже.
Семья Фенрира
Зверь, наделенный скверным характером, является одним из детей-чудовищ бога-йотуна Локи. Его брат – Ёрмунганд (Йормунганд, Мидгардсорм). Он изображается в виде невероятных размеров морского змея. Его сестра – Хель (Хела). Она – великанша, богиня и покровительница мертвых, владычица Хельхейма. Хельхейм – один из девяти миров, Царство Мертвых.
Матерью хтонического существа традиционно считается Ангрбода – великанша из леса Ярнвид (Железный лес). В мифологии она представляется как ведьма, колдунья, прародительница волчьей стаи.
Ангрбода
По некоторым другим не самым популярным предположениям, родила зверя Гулльвейг – колдунья, развязавшая первую войну между асами и ванами.
Как известно из сказаний, Локи был женат на Сигюн – богине, которой отводится роль второго плана в северном пантеоне. Однако узы брака не помешали ему провести «три бесконечно долгих ночи» в объятиях Ангрбоды.
После чего у ведьмы на свет появилось трое детей. Рождены они были в заснеженной равнине в Йотунхейме – еще один из девяти миров в германо-скандинавской мифологии, который населяют йотуны (великаны).
Волк Фенрир появился на свет маленьким и глупым щенком. Однако он креп, рос и умнел буквально на глазах. Боги, прознавшие о рождении «ужасных отпрысков» Локи, понимали, что такое потомство представляет для них серьезную опасность.
Потому Один приказал привести в божественный Асгард всех троих существ, чьим отцом выступал Локи.
Гигантский зверь считается родоначальником безжалостного волчьего войска. В более древних мифологических текстах говорится, что у него было двое сыновей:
В поздних пересказах древних северных преданий дети Фенрира уже не фигурируют.
Значение персонажа в германо-скандинавской мифологии
Великий зверь предстает в мифологических записях в роли существа, несущего погибель всем богам. Он – закоренелый враг и главная угроза для Всеотца.
В час, когда наступит Рагнарёк (конец света), Фенрир вступит в бой с Одином, в котором выйдет победителем. Он разорвет и проглотит верхового бога северного пантеона.
Хоть Фенрир и не выступает постоянным героем германо-скандинавских мифов, без него не может свершиться предсказание о погибели богов и падении миров.
Хтоническое существо занимает определенное место в мифологии, помогая колесу жизни сделать оборот. Потому не стоит недооценивать этого мифологического персонажа.
Отношения с асами и ванами
Как было сказано ранее, Всеотец приказал привести в Асгард трех детей Локи. Когда те предстали перед богами, каждый из асов и ванов ощутил угрозу и мощь, исходящие от них. Однако, в отличие от Хель и Ёрмунганда, Один не отправил в изгнание Фенрира.
Всеотец прекрасно знал о пророчестве. Он видел в своих тяжелых и мутных снах разинутую волчью пасть. Но Один надеялся изменить ход истории, предотвратить катастрофу и «усмирить» гигантского зверя, который на тот момент выглядел безобидным и игривым щенком.
Оставшись в Асгарде, Фенрир потерял возможность общаться с Ангрбодой. Локи и другие боги также старались не контактировать с ним. Первоначально кормился волк молоком священной коровы. Однако он очень быстро рос.
Единственным из жителей божественного Асгарда, кто не побоялся подойти к зверю, стал Тюр – бог войны. Он кормил существо мясом, которого с каждым днем требовалось все больше. Тогда в глазах Фенрира Тюр был тем, кому можно доверять.
Выросшее до нереальных размеров хтоническое божество пугало асов и ванов. Они обратились к Одину, желая, чтобы Всеотец защитил их от волка. Подумав, Один принял решение: сковать Фенрира так, чтобы тот не мог вырваться.
Сын Локи не был наивен, потому богам пришлось действовать хитростью. В один из дней они пришли к нему, неся с собой цепь, именуемую Лединг. Асы и ваны обратились к Фенриру, попросив его показать свою силу. Они опутали цепью зверя, но тот порвал Лединг в один момент, после чего разразился радостным и громогласным воем.
Во второй раз боги принесли волку Дроми – новую крепкую цепь. Она была в разы тяжелее и массивнее Лединга. Приковали ею Фенрира и предложили волку вновь продемонстрировать силу.
Зверь с легкостью уничтожил оковы и снова радостно, победоносно взвыл. Однако в тот момент он заметил, что асы и ваны не ликуют вместе с ним, это его насторожило.
Один, поняв, что справиться с существом обычным способом невозможно, обратился за помощью к цвергам – карликам, обитателям одного из подземных миров. Они славились тем, что создавали волшебные артефакты.
Пойдя богам навстречу, цверги изготовили золотую цепь, названную Глейпниром. В металл они подмешали: медвежьи жилы, волосы из женской бороды, слюну птиц, тихий звук кошачьих шагов, дыхание рыб и корни всех гор в девяти мирах.
В третий раз пришли боги к Фенриру, неся с собой Глейпнир. Но существо выдвинуло требование: пусть кто-то из жителей божественного Асгарда положит руку в его пасть в тот момент, когда его опутают цепью. Если он – Фенрир – не сумеет порвать оковы, он сомкнет свои челюсти.
Единственным, кого не напугала просьба сына Локи, стал Тюр. Пока боги сковывали Глейпниром зверя, Тюр успокаивал волка, обманывая его, говоря, что никакого вреда асы и ваны ему не нанесут.
Плененный Фенрир несколько раз попытался избавиться от цепи, но у него ничего не вышло. Заговоренный волшебный Глейпнир был прочен и несокрушим. Тогда волк, поняв, что его обманули и предали, безжалостно стиснул челюсти и лишил бога Тюра части правой руки.
Чтобы заставить волка открыть пасть, боги воткнули в его нижнюю челюсть меч. Он протаранил весь рот обезумевшего зверя и уперся острием в нёбо.
Фенрир взвыл, не в силах закрыть пасть. Кровь и слюна его смешались, заструились бурным потоком и образовали реку Ван.
Асы и ваны спешно пропустили через звенья цепи прочные волшебные шнуры. Один из них они прикрепили к камню Твит, второй – к скале Гийоль.
В одной версии мифов говорится, что темницей для сына Локи стала пещера в Гийоль. В других текстах сказано, что зверь остался на земле возле скалы. Гийоль возвышается на старом острове Лингвэ, что находится в озерных водах Амсвартнира. Прикованное, с мечом в пасти хтоническое божество останется до начала Рагнарёка.
Закономерен вопрос: почему никто из семьи Фенрира не пришел к нему на помощь? Предполагается, что и Ангрбода с Локи, и Ёрмунганд с Хель прекрасно понимали, какая невероятная сила таится внутри волка. Нельзя было позволить, чтобы его мощь и лютая ненависть вырвались наружу раньше положенного срока.
Какие интересные факты и дополнительные детали известны вам, дорогие наши читатели, об исполинском скандинавском волке? Поделитесь своими мыслями в комментариях к публикации. Если статья вам понравилась, расскажите о ней друзьям в социальных сетях. Не забудьте подписаться на обновления сайта. Спасибо, что были с нами! До скорой встречи!
Фенрир — Волк Ужаса
Самый огромный и сильный из волков. Младший сын бога хитрости и обмана Локи. Убийца богов, древнее чудовище скандинавской мифологии. Существо, пожравшее Одина во время Рагнарёка.
Сейчас я расскажу тебе интересную историю о волке Фенрире. Фенрир — не такой известный персонаж, как бог Один или его сын Тор. Но играет важную роль в скандинавской мифологии.
Немного о Фенрире
Рождение Фенрира
Помимо своей жены Сигюн, пьяница и распутник Локи, любил проводить время со старой великаншей Ангрбодой. Часто он покидал Асгард и уходил в Железный лес на окраине Ётунхейма — страны великанов. После трех долгих ночей, проведенных с Локи, Ангрбода родила трех необычных детей. Девочку Хель, змея Ёрмунганда и маленького волчонка по имени Фенрир.
За время пути из Ётунхейма в Асгард, Фенрир вырос из маленького беспомощного щенка в большого сильного зверя. Фенрир стал настолько огромным и страшным, что только Тюр — бог воинской храбрости, не боялся кормить и ухаживать за волком.
С каждым днем в Асгарде, Тюру приходилось носить все больше мяса для Фенрира. А сам Фенрир становился все огромнее и ужаснее. Один часто видел в своих снах огромную волчью пасть. Зная что это не к добру, он решил оградить обитателей Асгарда от этого чудовища. На совете, боги решили сковать Фенрира цепями.
Игра Фенрира с богами
В первый раз пришли боги к Фенриру с большой и тяжелой цепью. Предложил Один Фенриру небольшую игру. Разорвать оковы, проверить его неимоверную силу. Фенрир был молод и доверчив, асы обманом сковали его. Волк с легкостью порвал оковы и разразился победоносным воем. Радовался Фенрир своей победе.
Во второй раз пришли боги к Фенриру с еще большей цепью. Выкована была она из самого прочного металла и имела самые тяжелые звенья, а называли ее Дроми. Второй вызов Фенриру и очередное поражение асов. Фенриру пришлось напрячься, но все равно не удержала его новая цепь.
После того как осколки цепи разлетелись в разные стороны, волк Фенрир увидел недовольные лица асов и подозрения стали закрадываться к нему в голову. «Почему они не радуются моей победе? Что, если они хотят сковать меня навсегда?» — подумал Фенрир.
Глейпнир и пленение волка
Боги обратились за помощью к темным альвам — подземным карликам и искусным мастерам. Из очень редких ингредиентов карлики сделали Глейпнир — прочнейшую в мире цепь. Как часто вам встречались такие компоненты как: поступь кошки, борода женщины, корни гор, жилы медведя или слюна птицы? Большинство мировых запасов этих редкостей ушло на создание цепи для волка Фенрира.
В третий раз пришли боги к Фенриру. «В последний раз хотим проверить твою силу. Порвешь Глейпнир — быть тебе самым сильным существом в девяти мирах. Если же освободиться не сможешь, то и незачем нам тебя боятся. Отпустим тебя» — предложил Фенриру Один.
«Не верю я тебе, — зарычал волк, — пусть во время испытания, один из вас, положит руку ко мне в пасть, как доказательство вашей правды. Если вы обманете меня, я откушу её». Никто из асов не захотел пожертвовать рукой, кроме Тюра. Положил он правую руку в огромную волчью пасть, и сковали боги Фенрира.
Всей своей неизмеримой силой Фенрир пытался разорвать Глейпнир. Как ни старался волк, ничего не получалось. Цепь сжималась все сильнее и силы покидали волка. Под радостные возгласы и смех асов, сомкнул Фенрир свои челюсти и откусил руку Тюру. Кто-то из богов жестоко вонзил свой меч прямо в нёбо огромному волку и с той поры не может она закрыться. Довольные собой боги начали расходиться. Обманутый и истекающий кровью Фенрир так и остался скованным и брошенным в одиночестве.
И поклялся волк ужаса: «Когда настанет конец мира, пожру я солнце, и луну, и тебя, Один Всеотец. Великое удовольствие доставит мне твоя смерть»
Наступит Рагнарёк — конец света. Волк Фенрир разорвет свои оковы и выйдет на последний бой. Пожрет он солнце и луну, пожрет Одина, а сам падет от руки его сына Видара.
А на этом у меня все. Большое спасибо за то, что дочитал запись до конца. Надеюсь я смог рассказать тебе что-нибудь новое и интересное — это очень важно для меня. Если понравилось — заглядывай ко мне почаще. Я еще о многом могу рассказать.
Запутался в именах богов и существ скандинавской мифологии? Забыл как называются и описываются миры? У меня есть удобные списки с описаниями и ссылками на записи:
Запись украшают работы художников:
Кстати, о художниках, я очень люблю красивые и качественные арты рисунки и эскизы. Если ты тоже, то в разделе Северные арты я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами на тему средневекового севера.
Bestiary.us
Быстрый переход
Фенрир
— Послушай. Вначале был Лис, и Волк был ему брат. Лис сказал: «Люди станут жить вечно. Если они умрут, то не навсегда». А Волк сказал: «Нет, люди буду умирать, люди должны умирать, все живое должно умирать, иначе они размножатся и покроют весь мир. Они съедят всех лососей, бизонов и карибу, съедят все тыквы и всю кукурузу». Настал день, и Волк умер и сказал тогда Лису: «Скорей воскреси меня». А Лис ответил: «Нет, мертвые должны оставаться мертвыми. Ты убедил меня». И говоря так, он плакал. Но он это сказал, и это были окончательные его слова. И потому Волк правит миром мертвых, а Лис всегда живет под солнцем и луной и по сей день оплакивает своего брата.
Гейман Н. «Американские боги» (357)
— Я не хочу Рагнарёк, я хочу фыр-фыр-фыр!
Фенрир — гигантский волк из скандинавской мифологии, противник богов, один из трех хтонических сыновей бога Локи (наряду со змеем-драконом Ёрмунгандом и богиней умерших Хель) (2), отец волчьего племени и двух эсхатологических волков — Хати и Сколля — которые в конце времен поглотят Луну и Солнце. С наступлением Рагнарёка Фенрир выступит против Одина и убьет его, но и сам погибнет от руки Видара, сына Одина.
Именно такой может быть краткая словарная справка о самом известном волке германо-скандинавской мифологии. Однако в свете популярности этого образа в современной массовой мифологии (кино и литература в стиле фентези, видео- и компьютерные игры) ограничиваться сугубо словарным знанием как-то не серьезно. Потому обратимся к первоисточникам и попробуем разобраться, кто же он — мистер Фенрир?
Боги (и мы вместе с ними) узнали о Фенрире из предсказаний пророчицы Вельвы, с которой Один вел долгие беседы о судьбах мира, о его рождении и его смерти. В этих предсказаниях, в той их части, что относятся к концу времен, к Рагнарёку, мистера Фенрира доходчиво описали в качестве врага богов-асов:
в ладье с ними брат
«Прорицание Вёльвы», ст.51 (532: с.15)
Как видно из текста, во времена Рагнарёка Фенрир будет занимать место не из последних в иерархии противников богов, коль йотуны «едут с Волком», в не Волк едет с кем-то там. Это и понятно, ведь противником самого великого Одина может быть только некто действительно выдающийся. Да, Вёльва прямо говорит, что в день гибели богов именно Фенрир станет судьбой Одина:
«Прорицание Вёльвы», ст.53 (532: с.15)
Впрочем, тот день станет последним и для самого Фенрира, которму Видар, мстя за отца своего Одина, пронзив его мечом:
«Прорицание Вёльвы», ст.55 (532: с.16)
но мстить будет Видар;
«Речи Вафтруднира», ст.53 (532: с.37)
Участие Фенрира в процессе реализации предсказаний Вёльвы не ограничивается одним убиением Отца мудрости. Ведь помимо прочего, Фенрир станет отцом двух волков, действия которых буквально ознаменуют конец света — поглотят Солнце и Луну:
за солнцем бежит он
Вот как этот момент уточняется в той части «Младшей Эдды», что называется «Видение Гюльви»:
«Быстро мчится дева Солнце, словно чего-то страшится; спасайся она от самой смерти, и тогда не удалось бы ей бежать быстрее».
Тогда отвечает Высокий * :
«Нечему тут дивиться, что она так бежит. Нагоняет ее преследователь, и ей ничего не остается, кроме как убегать».
Тогда спросил Ганглери:
«Кто же желает ее погибели?»
«Есть два волка, и того, что бежит за нею, зовут Обман. Его-то она и страшится, и он настигнет ее. Имя другого волка — Ненавистник, он сын Хродвитнира. Он бежит впереди нее и хочет схватить месяц. Так оно и будет».
Вообще, учитывая эсхатологический, связанный с концом света образ Фенрира, главным источником сведений о нем должно было бы быть конечно «Прорицание Вёльвы». Однако более развернутую информацию о нем мы получаем из «Видений Гюльви», основного раздела «Младшей Эдды», слагающегося из вопросов Ганглери (так представился Отцу богов Гюльви) и развернутых на них ответов Одина. Именно там мы знакомимся с происхождением Фенрира и его особенностями его бытия до Рагнарёка:
Ангрбодой * звали одну великаншу из Страны Великанов. От нее родилось у Локи трое детей. Первый сын — Фенрир Волк, другой — Ёрмунганд, он же Мировой Змей, а дочь — Хель.
Проанализировав предсказания Вёльвы, асы пришли к выводу о необходимости деятельностного участия в судьбе апокалиптических детей Локи и Ангрбоды:
…послал богов Всеотец взять тех детей и привести к нему. И когда они пришли к нему, бросил он того Змея * в глубокое море, всю землю окружающее, и так вырос Змей, что посреди моря лежа, всю землю опоясал и кусает себя за хвост. А великаншу Хель Один низверг в Нифльхейм и поставил ее владеть девятью мирами, дабы она давала приют у себя всем, кто к ней послан, а это люди, умершие от болезней или от старости… Она наполовину синяя, а наполовину — цвета мяса, и ее легко признать потому, что она сутулится и вид у нее свирепый. Волка взрастили асы у себя…
Фенрир рос и мужал, превращаясь в огромного, чудовищного волка с темно-серой шерстью, что становится черной на холке и на спине, с желтыми светящимися глазами и способностью выть так, что деревья пригибались к земле и птицы падали замертво (**). В итоге боги стали его просто бояться. Один лишь Тюр отваживался кормить Фенрира. Страх заставляет шевелиться и придумали асы идею — нейтрализовать Великого Волка. Для того изготовили боги цепь Лединг и стали подначивать Фенрира на предмет испытать той цепью свою силу. Испытал. Порвал. Сделали боги цепь вдвое крепче первой. В гордыне своей и славя стяжая дал Фенрир и ею себя заковать. Асы заковали. Фенрир напрягся — и разлетелись кольца цепи Дромми во все стороны.
Осознали асы открывающиеся перед ними перспективы и обратились к мастерству черных альвов. И сделали им подземные карлики не цепь из металла, но волшебные путы под названием Глейпнир: «Шесть сутей соединены были в них: шум кошачьих шагов, женская борода, корни гор, медвежьи жилы, рыбье дыханье и птичья слюна»(532: с.319). Всего этого больше нет в мире, потому что забрав эти сути из мира, сделали карлики путы — с виду гладкие и мягкие, но никто из богов не мог разорвать их. И на глазах у Фенрира старались они Глейпнир порвать, и подзуживали Волка по всякому, чтоб ленту ту он на себя наложил.
Однако чувствовал Фенрир подвох с их стороны и согласился испытать прочность пут Глейпнир только в том случае, если один из богов положит ему в пасть свою руку. Такая вот была страховка: если, паче чаяния, не порвет Фенрир пут карликов, а асы слово свое нарушат и не снимут пут добровольно, тогда лишится заложник руки. В общем, опять только Тюр осмелился подойти к Фенриру.
Дальше все сложилось по предательскому плану асов — путы выдержали, Фенрир свалился связанный на землю… Только вот Тюр руки лишился совсем незапланированным образом.
Таков классический образ Великого Волка, пожалуй, главной апокалиптической персоны скандинавской мифологии — Фенрира, чье имя, кстати, происходит от словосочетания «fen-dweller» и в переводе с древненорвежского обозначает «обитатель болотных топей». Богатые на поэтические обороты Эдды также именуют Фенрира как Fenrisúlfr (дословно с древненорвежского: «Фенрир-волк»), Hróðvitnir (дословно с древненорвежского: «Прославленный волк»), Vánagandr (дословно с древненорвежского: «Чудовище реки Ван»).
К слову, скандинавская традиция кеннигов и прочих эвфемистических эпитетов периодически наводит исследователей на мысль о том, что Волк в рядах противников асов вообще-то мог бы быть в единственном числе — и им был Фенрир. А остальные (Сколль, Хати, Гарм) суть просто имена-эпитеты-функции, принадлежащие тому же самому Фенриру. Такая генерализация образа Фенрира, вероятно, имеет под собой некоторые основания. Ведь фигура связанного, до поры до времени обезвреженного противника главного божества имеет очень древнее происхождение, возможно, даже протоиндоевропейские (Puhvel, Яан). Но это все из пространства гипотетически возможного. А вот что представляется более вероятным, так это предположение о воздействии раскрывшего пасть от земли до неба Фенрира на образ «Пасти Ада», которая появляется в средневековой христианской иконографии. Как в свое время писал Мейер Шапиро:
. the Anglo-Saxon taste for the Hell Mouth was perhaps influenced by the northern pagan myth of the Crack of Doom and the battle with the wolf, who devoured Odin. (***)
…англо-саксонской вкус к «пасти ада» возникает, возможно, под влиянием северного языческого мифа о трубном гласе и сражении с волком, который пожирает Одина…
Теснейшая связь с «одинической», волчьей мифологией, трагичность и драматизм «судьбы» обманутого Волка, его демонически-эсхатологический характер, символизм хаоса и зарождения нового космоса — именно с таким багажом Фенрир и вошел в современную массовую культуру:
Я помнила, кто такой Фенрир. Это был самый жуткий зверь нордического бестиария, главный герой исландской эсхатологии: волк, которому предстояло пожрать богов после закрытия северного проекта. Хотелось верить, что… желтоглазое чудовище — просто недостижимый эстетический идеал, что-то вроде фотографии Шварцнеггера, висящей на стене у начинающего культуриста.
Пелевин В. «Священная книга оборотня» (376)
Практически любое произведение, тематически связанное со скандинавской мифологией и/или темой северного конца света, прямо или косвенно, в роли одного из (анти)героев или просто упоминанием вводит в повествование нашего друга Фенрира. Так, например, в комиксовском мире компании Marwel, где в мире Асгарда есть демонический волк Фенрир, или в дилогии А. Белянина «Моя жена — ведьма!», где Фенрир рисуется также вполне аутентичным образом, соответствующим мифологическим первоисточникам. По сюжету, главный герой, поэт в ходе поиска своей жены и путешествий по разным мифологическим пространствам в числе прочих попадает и в Асгард. Там он как раз и имеет возможность наблюдать процесс и результат спутывания Фенрира цепью Глейпнир. Интересно, что (один из немногих) Белянин описывает Глейпир не как металлическую цепь, но как ленту — вполне аутентично, что редкость.
— А кто такой Фенрир? — тихо наклонился я к Фрейе. — Сегодня уже дважды прозвучало это имя.
— Фенрир — огромный волк, способный проглотить даже луну, — шепотом объяснила она, хлопнув в ладоши. По ее звуку двери распахнулись. — Твою жену-ведьму надо искать в свите Фенрира. Боги хотят заманить его в ловушку, для этого и нужна волшебная цепь карликов. Любую другую он порвет, как девичью ленточку…
Белянин А. «Моя жена — ведьма!» (563)
В русле иной традиции рисуется Фенрир, скажем, в романе М. Фрая «Мой Рагнарек». Здесь Волк скорее символический и демонический персонаж:
А потом я забыл о нем и вообще обо всем на свете, потому что передо мной уже маячила распахнутая пасть Волка. Фенрир вполне мог позволить себе роскошь не поперхнувшись проглотить меня вместе с моим дромадером, ятаганом, щитом и прочими волшебными причиндалами, которые, как выяснилось, были нужны мне не больше чем детские погремушки. Но он не спешил мною пообедать.
Фрай М. «Мой Рагнарёк» (564)
Профессор, кстати, создавая мифологию Средиземья, тоже воспользовался образом Фенрира. Даже в весьма переработанном варианте, пытливый взгляд узнает скандинавского демона-волка, временно обезвреженного богами и откусывающего руки, в морготовском Кархароте:
… Моргот выбрал из потомства щенков Драуглуина одного и сам кормил его живой плотью, и вложил в него свою силу. Волк рос так быстро, что вскоре перестал помещаться в логове и лежал огромный, всегда голодный, у ног Моргота. Огонь и муки ада были вложены в него. Кархорот, Красная Пасть — так именовался он в повествованиях, и еще Анфауглир, Жаждущая Глотка. И Моргот повелел ему лежать без сна перед дверями Ангбанда, чтобы Хуан не вошел туда.
Кархорот очнулся ото сна и стоял в ярости на пороге Ангбанда… дух его вспыхнул страшным пламенем, и, раскрыв пасть, он неожиданно вцепился в руку Берена и откусил у него запястье.
Толкин Р.Р. «Сильмариллион» (24)
По ходу дела образ Фенрира оказался столь привлекательным и узнаваемым, что зачастую оказывается достаточно упоминания одного лишь имени этого Волка в сопряжении с неким, скажем, предметом, дабы этот предмет заиграл новыми, волшебными или колдовскими красками. Понятно, с апокалиптическим уклоном.
Опять же — имя «Фенрир». Северная магия Рагнарёка превращает этот набор звуков в нечто загадочное и зело привлекательное. Потому сим именем зачастую наделяются и человеческие, и нечеловеческие персонажи. Например, Фенрир Сивый (в других переводах Фенрир Грейбэк) в мире Гарри Поттера — оборотень и один из слуг Темного Лорда, который был Пожирателем Смерти и специально кусал людей, чтобы превращать их в ликантропов:
. Фенрир Сивый, оборотень, которого Пожиратели Смерти наняли за его зверскую дикость.
Роулинг Дж.»Гарри Поттер и Дары Смерти» (476)
Слово «Фенрир» используется и как имя собственное, и как титул, скажем, в вампирско-оборотническом мире Аниты Блейк, где Фенриром называют вервольфа, выступающего против вожака стаи волков-оборотней:
Гамильтон Л. «Нарцисс в цепях» (565)
Похоже обстоят дела и в мире компьютерных игр. Здесь образ Фенрира используется и сам, как самостоятельный персонаж, и вводятся в оборот упоминание о нем, и некие артефакты (от клыка до компьютера) или даже планеты, называются в его честь. Так, в частности, в Age of Wonders, God Eater, Dragon Age есть герои, юниты, организации с названием «Фенрир», а во вселенной Мира Тьмы есть целое племя вервольфов-гару, которые зовутся Детьми Фенрира. А во вселенной Warhammer 40000 существует планета Фенрис, которая является домом Ордена Астартес Космических Волков (весь антураж этого Ордена взят из германо-скандинавской мифологии).
Еще одной популярной традицией использования имени Фенрира является называние оным всяческих средств передвижения типа кораблей или самолетов (EVE Online, BattleStar Galactica Online, Ace combat X), а равно как и использования волка (почти стандартных биологических размеров) Фенрира в качестве ездового животного (Rappelz, Lineage II, MU Online). Ну и конечно вызов Фенрира — как духа (Disciples), или как эйдолон * (Final Fantasy IX), или опять же как ездовое животное (MU Online).
В общем и целом, как враг или соратник, как волк или демон, как имя или как образ, но Фенрир сегодня совсем не забыт, а даже совсем наоборот — известен, популярен, местами даже любим!