фельденкрайз метод что это такое простыми словами
Метод Фельденкрайза в реабилитации недоношенных детей
Фонд «Право на чудо» начинает серию публикаций о методах ранней реабилитации недоношенных детей. Весной в социальных сетях мы начали проводить прямые эфиры с детскими реабилитологами и поняли, как много вопросов возникает у родителей на эту тему.
О методе Фельденкрайза рассказывает Татьяна Ивановна Пестрова – руководитель центра ЛФК Галилео, сертифицированный Фельденкрайз-практик, сертифицированый Child’space-терапевт, сертифицированный JKA-терапевтом, сертифицированный PNF-терапевт 5 уровня, Войта-терапевт, ведущий консультант компании Novotec Medical (Germany) по применению платформы Галилео в терапии у детей и взрослых.
ЧТО ТАКОЕ метод Фельденкрайза?
Метод Фельденкрайза сложно описать словами – это не массаж или лечебная гимнастика, не метод лечения и не психотерапия. По словам создателя метода Моше Фельденкрайза, «цель метода – научиться управлять своим телом с меньшими усилиями и напряжениями мышц для достижения оптимального результата, а также лучше понимать свое тело, осознавая его через движение».
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ метода Фельденкрайза
В основе метода Фельденкрайза лежит принцип «органического» или сенсомоторного обучения, которое проходят младенцы в первые годы жизни и благодаря которому все мы умеем переворачиваться со спины на живот, ползать, садиться, вставать и ходить. Большую часть этого самостоятельного обучения составляет изучение собственного тела. Ребенок узнает, что у него есть рука, где его рука, что происходит, когда он перемещает ее в пространстве, затем он изучает то же самое про свои ноги, и так далее.
У детей с повреждением мозга этот естественный процесс органического обучения нарушен. Занятия по методу Фельденкрайза направлены на то, чтобы воссоздать этот упущенный опыт в ощущении и осознании ребенком своего тела. Здоровые младенцы обучаются двигательным навыкам, совершая и исследуя тысячи маленьких попыток, в результате находя эффективные способы совершить то или иное действие, постепенно развивая точность, координацию и контроль над своими движениями. Уроки по Методу Фельденкрайза помогают ребенку воспроизвести этот недополученный им или утраченный опыт, дают почувствовать, какие мышцы и суставы вовлечены в определенное движение, и как можно выполнить одно и то же движение по-разному, как сделать его легче и эффективнее.
Метод Фельденкрайза был разработан Моше Фельденкрайзом (1904-1984). Родился в Украине, учился в Париже, где в 1930-х г. защитил докторскую диссертацию по физике. Примерно в это же время Моше начал заниматься дзюдо с основоположником дзюдо Дзигоро Коно и стал первым европейцем, получившим черный пояс в боевых искусствах. Преподавал боевые искусства – джиу-джитсу, дзюдо. В годы второй мировой войны Моше бежал в Англию, где работал над системой обнаружения подводных лодок, параллельно продолжая изучать дзюдо и приемы самообороны.
Вскоре после побега Моше стали беспокоить сильные боли в колене, и он стал изучать и разрабатывать техники самостоятельной реабилитации и осознания, которые в дальнейшем легли в основу его метода. Его занятия значительно улучшили его состояние, и он смог вернуться к занятиям дзюдо.
В 1949 г. Моше Фельденкрайз переехал в Израиль, где поначалу работал руководителем департамента обороны и работал над методом, и впоследствии полностью переключился на преподавание своего метода. В конце 50-х Фельденкрайз представил свои работы в Европе и Соединённых Штатах. В середине 60-х он опубликовал «Разум и тело» (Mind and Body), «Телесное выражение» (Bodily Expression), в 1967 году – «Совершенствование способности делать» (Improving the Ability to Perform), которая в англоязычном издании 1972 года получила название «Осознавание через движение» (Awareness through Movement). В 1955 г. он открыл свои курсы «Осознавание через движение» в Тель-Авиве, обучал преподавателей работе по своему методу.
Развитие его работы продолжают несколько тысяч практиков по всему миру.
СУЩЕСТВУЮТ ДВЕ ФОРМЫ практики метода Фельденкрайза:
1) Осознавание через движение (Awareness Through Movement, ATM) – групповые занятия, в которых ведущий направляет действия занимающихся вербальными инструкциями. Уроки ATM также можно выполнять индивидуально, слушая аудиозаписи уроков.
2) Функциональная интеграция (Functional Integration, FI) – индивидуальные занятия, в которых движения занимающегося направляются руками практика. Занятия с детьми проходят как занятия по Функциональной интеграции. Специалист мягко прикасается к частям тела ребенка и мягко их передвигает, чтобы познакомить ребенка с функциональными, а иногда и структурными ограничениями, которые свойственны способу функционирования данного ребенка. Затем он предлагает возможные альтернативы этому движению, все это происходит мягко и ненавязчиво за счет движения в направлении преобладающего паттерна, а не против него, то есть работа с возможными нарушениями ведется за счет предложения альтернативных вариантов, а не за счет приложения усилий и навязывания изменений.
АВТОРСКИЕ МЕТОДЫ, созданные на основе метода Фельденкрайза
Метод Фельденкрайза был адаптирован несколькими его учениками специально для занятий с детьми. Из этих авторских методов наиболее известны:
Фонд «Право на чудо» при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» запустил программу «Ранняя реабилитация недоношенных детей по методу Фельденкрайза».
В рамках курса фонд обучит основам методики родителей недоношенных детей из Карелии и Воронежской области. Подать заявку
Независимо от того, какой из авторских методов используется в работе с ребенком, основные принципы проведения занятий одинаковы:
— «Движение с вниманием» – движения практика всегда очень медленные, они должны привлекать внимание ребенка к его собственному телу, к тому, что он делает САМ, и к тому, что делают с ним. Замедленное движение приводит к более сосредоточенному вниманию и дифференциации движений, и способствует обучению через осознавание, которое и составляет основу метода Фельденкрайза.
— Работа всегда начинается с «лучшей», более функциональной стороны тела или той его части, в которой возможна большая свобода движения, т.к. ребенок должен ощущать свои возможности, а не свои ограничения.
— Важность пауз. В уроке всегда есть небольшие паузы, которые необходимы, чтобы ребенок мог почувствовать разницу в ощущениях на одной и другой стороне или части тела.
— Важность работы в горизонтальном положении – лежа на столе/на полу. Это связано с тем, что в вертикальном положении тело человека организует себя соответственно определенному паттерну сопротивления силе тяжести, который будет влиять на процесс обучения, поэтому чтобы освоить новые паттерны движения и научиться изменению своих привычных паттернов, необходимо освободить мозг от необходимости противостоять силе тяжести.
— Уменьшение усилия. Когда мы напрягаемся, обучение не происходит. Если ребенок демонстрирует, что он устал (повышается спастичность, проходит интерес, или ему требуется больше усилий, чтобы что-то сделать, по сравнению с началом урока), то урок прекращается.
— «Как» (нюансы и способ выполнения движения) намного важнее, чем только «что». Чтобы различить «как», нужно быть чувствительным к качеству, четкости и экономичности движения.
— Даже малейшее движение в одной части тела вовлекает все тело целиком. Поэтому мы можем, например, изменить организацию таза, работая со стопой.
— Ориентация на гравитацию, а не напряжение мышц – здесь действует третий закон Ньютона – равенство силы действия и противодействия, что в случае с развитием движения означает, что, например, если ребенок давит в пол левой или правой стопой, то это позволит ему легко поднять таз с этой же стороны, не напрягая мышцы. Обычные дети сами открывают для себя эту закономерность, проводя время на полу и экспериментируя с движениями.
— Важность сенсорной информации (зрительной, тактильной, кинестетической), которая сопровождает действие. Сенсорная информация может быть такого характера: какие части моего тела участвуют в движении, какой уровень мышечного усилия мне приходится прилагать, какой звук при этом издается, и пр. Привлечение внимания ребенка к сенсорной информации, сопровождающей движение, развивает его осознавание и способствует обучению новым вариациям движения.
— Готовность к ошибкам. Не существует единого правильного метода выполнения того или иного упражнения/движения. Важно пробовать разные способы.
КОГДА можно применять метод Фельденкрайза?
Метод применяется в работе с детьми во многих случаях, в том числе:
КАКИЕ есть противопоказания?
Так как метод Фельденкрайза не является лечебным, медицинским методом, он не имеет противопоказаний, за исключением острых состояний, при которых лечащим врачом запрещены любые виды двигательной активности.
При эпилепсии метод может применяться, но с осторожностью. Если частота приступов большая (например, раз в 5-10 минут), метод не будет эффективен, поскольку нейронные связи не будут успевать формироваться.
*статья подготовлена при поддержке Фонда Президентских грантов
Инструкция по применению
Это метод обучения нервной системы через тело и его движения (поэтому часто можно услышать, что это метод соматического обучения, сома – тело).
В основе метода лежат уроки, связанные с тем или иным функциональным движением и внутренним вниманием к этому движению (функция – это то, что человек делает каждый день – сидение, ходьба, дотягивание. У кого-то может быть и расширенный репертуар функций – игра в теннис, на пианино, на скрипке, пауэрлифтинг, укачивание младенца…). В любом случае, выполнение уроков по методу Фельденкрайза улучшит функции вне зависимости от того, насколько широко они представлены в нашей ежедневной активности. Кто-то научится правильно организовывать свое положение за компьютером на протяжении рабочего дня, кто-то научится заново ходить после травмы, а кто-то улучшит показатели бега.
— уроки осознавания через движение, когда занимающийся все движения выполняет сам (могут проводиться как индивидуально, так и в группе);
— урок (сессия) функциональной интеграции, когда движение предлагает и совершает Фельденкрайз-практик (проводятся индивидуально, содержит прикосновения практика к занимающемуся, который остается полностью одетым. Это не похоже на массаж, отдаленно может напомнить остеопатию).
Оба формата работы в методе широко применяются, так как процесс обучения нервной системы происходит в каждом из них.
За счет улучшения организации тела возможно значительное уменьшение болей привычного мышечного напряжения.
Благодаря повышению эффективности и «настроенности» движений возможно улучшить технику исполнения сложных координационных движений у танцоров и спортсменов.
Профессиональным музыкантам занятия по методу Фельденкрайза помогут лучше себя организовать за инструментом. Певцы, учителя, лекторы и другие «профессионально говорящие» люди смогут также найти для себя много преимуществ в организации дыхания и звукоизвлечения.
Полноценный урок длится около 40-60 минут.
Обычно уроки проводятся в положении лежа на полу (реже стоя или сидя). Вам понадобится коврик или сложенное одеяло, чтобы было комфортнее. Если по каким-то причинам опускаться на пол или лежать на нем трудно, вы можете делать урок в кровати (но без подушки для сна).
Если урок проводится в положении сидя, приготовьте себе стул с плоским и не очень мягким сиденьем – скорее всего, в течение урока вам нужно будет сидеть на его краю (другое положение будет названо в уроке). Высота стула должна быть такой, чтобы стопы всей своей поверхностью стояли на полу.
На аудио уроках, живых уроках в группе Фельденкрайз практик всегда дает такое время, но если вы почувствуете необходимость сделать паузу –сделайте ее тогда, когда она нужна именно вам (см. п. 7).