фард сунна ваджиб что такое
Фарды и ваджибы намаза по сунне
Каждый мусульманин знает, что он обязан совершать ежедневно пять намазов. Эта обязанность закреплена в Коране и Сунне. Что касается Корана то здесь много аятов упоминающих намаз. Один из них аят 103 суры ан-Нисаъ: «إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا» – «Воистину намаз был предписан верующим в определенное время».
Что такое фарды намаза?
В Священном Коране Всевышний говорит о необходимости совершать молитву (намаз) а то, как и когда ее совершать нам разъяснил Посланник Аллаха, алейхис-салату вас-саламу.
Как и любое другое поклонение, намаз состоит как из обязательных действий (фард), так и желательных (сунна).
Фарды намаза это необходимые действия для того чтобы намаз считался выполненным. Они бывают как до вступления в намаз, т.е. непосредственно не относящиеся к намазу и те действия, которые нужно сделать в самом намазе. Фарды перед намазом называют шурутами, а фарды в самом намазе арканами.
В чем отличие фарда от ваджибы?
По мазхабу Абу-Ханифы обязательные действия в намазе делятся на фарды и ваджибы. Разница между ними заключается в том, что у фарда более сильные доказательства и соответственно и место в намазе более сильное. Если молящийся пропустит фард то его намаз не засчитывается. Если же будет пропущен важиб – намаз считается действительным, однако молящийся совершает грех, если пропустил ваджиб намеренно и должен совершить намаз обратно. При не совершении ваджиба не преднамеренно нужно сделать суджудус-сахве (два земных поклона) перед саламом и совершать намаз обратно не надо, что не относится к фардам. При пропуске фарда – специально или случайно – намаз придется читать заново.
Фарды до чтения намаза
Перед началом чтения молитвы (намаза) должны быть соблюдены ряд условий, без которых намаз не считается действительным.
Должны быть соблюдены шесть следующих условий:
Фарды намаза во время совершения
Фардов в намазе также шесть:
Ваджибы намаза следующие:
Можно ли читать только фард намазы?
Поклонение в исламе обычно делится на обязательное и желательное. Обязательное поклонение называют фардом и как понятно из его названия должно выполнятся. Фард намазы – это обязательные намазы, которые должен выполнять каждый мусульманин и за невыполнение будет отвечать в Судный день. Как и во всех других видах поклонения (пост, милостыня, хадж) мусульманину вменено в обязанность только фард-поклонение. Желательные молитвы на то и желательные что у человека есть выбор совершать их или нет. Однако, если мы хотим приблизиться к Богу, то надо следовать пути Пророка, алейхис-салату вас-саламу, выполняя как фарды, так и сунну. Кроме того наши молитвы далеки от идеала, а желательные действия восполняют пробелы в нашем поклонении.
Доказательством достаточности выполнения только фардов является хадис, переданный от Абу-Хурайры:
«أَنَّ أَعرابِيًّا أَتى النَّبِيَّ ﷺ فَقَال: يَا رَسُول اللَّهِ دُلَّني عَلَى عمَل إِذا عمِلْتُهُ، دخَلْتُ الجنَّةَ. قَالَ: تَعْبُدُ اللَّه وَلاَ تُشْرِكُ بِهِ شَيْئًا، وَتُقِيمُ الصَّلاةَ، وَتُؤْتِي الزَّكاَة المَفْرُوضَةَ، وَتَصُومُ رَمَضَانَ. قَالَ: وَالذي نَفْسِي بِيَدِهِ، لا أَزيدُ عَلى هَذَا. فَلَمَّا وَلَّى، قالَ النَّبِيُّ ﷺ: مَنْ سَرَّهُ أَنْ يَنْظُرَ إِلى رَجُلٍ مِنْ أَهْلِ الجَنَّةِ فَلْيَنْظُرْ إِلى هَذَا».
«Пришел к Посланнику Аллаха, алейхис-салату вас-саламу, один бедуин и сказал: «О Посланник Аллаха, укажи мне деяние, которое если я его выполню, то попаду в Рай». Сказал Пророк: «Поклоняйся только Аллаху и не придавай ему сотоварищей, выполняй, как следует обязательные молитвы, выплачивай обязательную милостыню, постись в Рамадан». Сказал бедуин: «Клянусь тем, в чьих руках моя душа, я не добавлю к этому ничего, и я не убавлю от этого ничего». После того как он стал уходить Пророк сказал: «Кто желает посмотреть на мужчину из обитателей Рая, пусть посмотрит на него». Сахих Муслим, хадис №107.
Виды намазов
По мазхабу Абу Ханифы намазы делятся на четыре категории: два вида фард намазов, ваджиб намазы, нафиль намазы.
Суннат намазы
Сунна намазы – это необязательные намазы, которые совершал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Для таких намазов используются также термины нафиль намазы и намазы татаввуъ. Все три термина в данном случае являются синонимами.
Нафиль намазы
Нафиль намазы – это дополнительные молитвы кроме обязательных с помощью которых раб может приблизиться к Аллаху. Их не совершение не является грехом и соответственно не влечет наказание, а за их совершение человек получит огромную награду.
Нафиль намазы делятся на два вида – маснун и мандуб. Маснун – это молитвы, которые Пророк (с.а.с.) постоянно совершал и только редко оставлял, чтобы показать, что они не обязательные. Мандуб – это молитвы, которые Пророк (с.а.с.) иногда совершал, а иногда оставлял.
Маснун намазы:
Мандуб намазы:
«رَحِمَ اللهُ امْرَءًا صَلَّى أَرْبَعًا قَبْلَ الْعَصْرِ» – «Да помилует Аллах того, кто молится четыре ракаата перед аср намазом»;
«مَنْ صَلَّى بَعْدَ الْمَغْرِبِ سِتَّ رَكَعَاتٍ غُفِرَتْ لَهُ ذُنُوبُهُ وَإِنْ كَانَتْ مِثْلَ زَبَدِ الْبحْرِ» – «Кто совершит после магриб намаза шесть ракаатов, ему простят его грехи, даже если они будут подобны пене морской». Хадис передал ат-Табарани.
«مَا مِنْ أحدٍ يَتَوَضَّأُ فيحسنُ الْوُضوءَ ثُمَّ يَقُوم فيُصَلِّي رَكْعتَيْنِ يُقبِلُ عَلَيْهِمَا بِقَلْبِهِ إِلا وَجَبَتْ لَهُ الجنَّةُ»- «Нет ни одного кто сделал бы малое омовение, сделав его красиво (как подобает), затем совершив два ракаата от чистого сердца, кроме как для него будет обязательным Рай». Передали Муслим, Абу Дауд.
Какая разница между действиями фард и ваджиб в ханафитском мазхабе?
Вопрос:
Не могли бы вы рассказать, какая разница между действиями, которые называются фард и ваджиб в ханафитском мазхабе? Именно для обычных людей, которые не являются учеными. К примеру, если человек опустит какое-то действие, которое считается ваджиб во время совершения намаза – не прочитает суру аль-Фатиха или дуа ат-Тахийят во время ташаххуда.
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Если говорить совсем коротко, то для обычного человека действия, которые называются фард и ваджиб, одинаково являются обязательными.
Если давать буквальное определение, то основное отличие фард и ваджиба заключается в следующем:
1) Действия фард были установлены через конкретные и явные доказательства (через аяты Корана или хадисы самой высокой степени достоверности) без каких-либо сомнений в их подлинности и считаются обязательными на практике. Человек, который сознательно отказывается от совершения фарда, впадает в грех. Тот же человек, кто будет считать действия фард необязательными, выходит из Ислама.
К примеру, если человек отрицает обязательность пятикратного намаза (или какого-то одного намаза из пяти обязательных), он впадает в куфр. Однако, если человек признает обязательность намаза, но пренебрегает им, он считается грешником, но не кафиром (Джавахируль Фикх муфтия Мухаммада Шафи Усмани).
2) Ваджиб – действия, которые также установлены через ясные доказательства, но не такой степени достоверности как фард. Они также считаются обязательными, человек, пренебрегающий действиями ваджиб, также совершает грех.
Ученые трех других суннитских мазхабов дают понятию фард широкое определение, которое охватывает оба понятия – и фард и ваджиб, а ученые-ханафиты классифицируют эти действия по отдельности. Поэтому в ханафитском мазхабе есть разница между понятиями фард и ваджиб.
Если во время совершения поклонения будет пропущено действие фард, данное поклонение будет недействительным. Например, если во время намаза не совершить саджда (земной поклон) или сидение в последнем ракаате, то намаз будет недействительным.
Если же человек опустит действие, которое считается ваджиб, это не делает намаз недействительным. Например, если он не прочитает суру аль-Фатиха, но прочитает три любых аята во время намаза, или он забудет прочесть дуа ат-Тахийят, но совершит сидение в последнем ракаате, ему будет обязательно совершить саджда ас-сахв (земной поклон для исправления ошибок в намазе), но его намаз будет действительным.
Разные действия поклонения имеют различные определения действий, которые считаются фард, ваджиб и сунна, обычному человеку трудно понять все подробности. Поэтому ему важно советоваться с учеными всякий раз, когда он сомневается в своем поклонении и описать свой случай для вынесения решения по своей ситуации.
Как соотносятся между собой фарз, ваджиб и суннат?
Как соотносятся между собой фарз, ваджиб и суннат?
Фарз – это обязательная для исполнения религиозная обязанность, по поводу которой имеется твердо установленное повеление. В качестве примеров фарза можем привести повеления совершать намаз, соблюдать ураза и платить закят.
Фарз имеет две разновидности: фарз айн и фарз кифая.
Если фарз кифая никем не будет исполнен, то за это будут ответственны все находящиеся там мусульмане. К примеру, если на приветствие, обращенное к группе людей, никто из них не ответит, будет виноват каждый из этой группы. Но если один человек ответит на приветствие, то все остальные освобождаются от такой обязанности.
За исполнение фарза человек получит воздаяние, а за оставление фарза без уважительной причины в ахирате ждет наказание. Человек, отрицающий один из фарзов, перестает быть мусульманином.
Ваджиб – это обязанность, исполнение которой хотя и не настолько категорично, как фарза, но опирается на серьезный религиозный довод и является долгом каждого мусульманина. К примеру, в ханафитском мазхабе ваджибом является принесение курбана, чтение витр и праздничных намазов.
За исполнение ваджиба, также как и за исполнение фарза, есть воздаяние, а за его оставление человека ожидают мучения. Человек, отрицающий ваджиб, не выйдет из религии, но окажется в заблуждении.
Только в ханафитском мазхабе между фарзом и суннатом есть отдельная ступень ваджиба. В других мазхабах нет такой отдельной от фарза степени обязательного, как ваджиб. Согласно этим мазхабам, фарз и ваджиб – это одно и то же. Если какой-то вид поклонения не является фарзом, то является суннатом. Например, фитр-садака по ханафитскому мазхабу является ваджибом, а по остальным трем мазхабам – фарзом.
Суннат – это те не обязательные, но желательные действия, исполнения которых исламская религия ждет от своих приверженцев. Исполняющий их удостаивается похвалы и заслуживает воздаяния, а кто оставляет, тот осуждается, но не будет наказан. Тот, кто не исполняет эти действия, может заслужить осуждение со стороны досточтимого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Ханафиты разделили суннат на три группы:
В других мазхабах суннат имеет и такие названия как мандуб, нафиля, мустахаб, тетавву, ихсан и хасен. Выбирая точку зрения этих мазхабов, Ибн-и Абидин говорил следующее:
«Мандуб, мустахаб, нафиля и тетавву не различаются между собой. Оставление их нежелательно. В случае их оставления, осуждение будет несомненным». (Ибн-и Абидин, I/115)
А теперь поговорим о важности следования суннату и о вреде его оставления. Как известно, следование сунне является благим делом. Особенно в наше время, когда распространяются вредные новшества, а в умме появляются раздоры, следование сунне имеет еще большее значение. В такие времена одним только следованием сунне можно заслужить тысячи воздаяний.
Высшая цель мусульман – заслужить довольство Аллаха. Среди всех путей, ведущих к довольству Аллаха, самым коротким, надежным и приемлемым является путь, который указал и по которому следовал наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Любить досточтимого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и следовать ему – вот единственный путь, который приведет нас к довольству Аллаха. В одном аяти-кариме Всевышний Аллах благоволит:
Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный». (Ал-и Имран, 3:31)
А в другом аяте наш Господь говорит:
«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха». (Ахзаб, 33:21)
Да, каждая проблема, нашедшая свое решение в сунне, играет роль компаса или фонаря на темном и опасном пути. Каждое действие нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является лучшим руководством для следования и повторения. Даже в его самых обычных повседневных делах заключаются глубокий смысл и большая польза для человеческой жизни. Следуя сунне, верующий и сам не сойдет с прямого пути, и других не введет в заблуждение. В одном хадис-шарифе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, так высказазался по этому поводу:
«О, люди! Оставляю вам две вещи. Если будете их крепко держаться, никогда не войдете в заблуждение. Это – книга Аллаха и сунна Его посланника». (Имам Малик)
Как видим, жизнь согласно сунне имеет большое значение. По этой причине, проведение своей жизни в полном соответствии с сунной каждый мусульманин должен воспринимать, как свою главную обязанность.
Внесение изменений в сунну, являющуюся одной из двух великих достояний мусульман, является вредным новшеством, заблуждением и большой ошибкой. Сознательно оставивший сунну лишится шафаата, заступничества Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который не станет просить за него у Аллаха Тааля прощения грехов и недостатков.
Ваджиб – обязательные действия для мусульман
Ваджиб (уаджиб) – особая категория деяний в Шариате, выполнение которых (согласно ханафитскому мазхабу) считается обязательным для мусульман.
Но к обязательным в исламе также относятся и действия фард (фарз). Так в чём же отличия у ваджиба? Разберём детально.
1. Степень достоверности
Всё, что относится к фарду, выведено из наиболее достоверных и не поддающихся сомнениям источников. Например, аяты Корана или достоверные хадисы мутаватир (то есть те, что переданы большим числом сахабов). Ваджиб же устанавливается на основе достоверных источников, но не столь авторитетных, как в случае с фардом. Например, хадисов ахад (то есть переданных одним человеком).
2. Степень награды
За совершение фарда, более высокого по значимости, верующему, по воле Всевышнего, записывается больше саваба, чем за ваджиб.
3. Впадение в куфр и степень греха
За отказ от совершения как фарда, так и ваджиба мусульманину записывается грех, но степень его тяжести зависит от ряда факторов. Если человек не выполняет деяния фард и отрицает необходимость их совершения, то, по мнению большинства учёных, он выходит из ислама, то есть считается неверующим. В ситуации же с ваджибом дело обстоит иначе. Если правоверный отрицает ваджиб, то такой поступок не выводит его из ислама, но ему за это записывается грех.
Если же мусульманин признаёт необходимость совершения фарда и ваджиба, но не выполняет такие деяния по причине лени, то за это ему записывается грех, причём за оставление фарда более тяжкий, чем за отказ от ваджиба.
Таким образом, ваджиб – это фактически полная противоположность макруху тахриману.
Элементы намаза, которые считаются ваджибом
Что касается самих намазов, то к этой категории учёные-ханафиты относят молитву (ид-намаз) по праздникам Ураза-байрам и Курбан-байрам, а также витр. Но и внутри любой молитвы все её составляющие также разделяются на категории по степени обязательности. Так, в намазе есть действия, относящиеся к ваджибу:
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!