фанк в музыке что это такое
Яркая музыка в стиле фанк
Такое музыкальное направление, как фанк, появилось относительно недавно в музыкальной культуре. Как любое культурное явление, возникло оно не на пустом месте. Музыка funk стала продолжением стиля соул. Расскажем кратко о нем. Появился в Америке в середине 50-х годов прошлого столетия. Термин «соул» (в переводе — душа) применяли для обозначения социального освободительного движения афроамериканцев, новая музыка стала олицетворением этой борьбы. Она сочетала в себе такие направления, как рок-н-ролл (или ритм-блюз) и негритянские хоровые песнопения, и естественно была музыкой «черных», «белая» молодежь ее не признавала. «Отцом» фанка принято считать чернокожего пианиста Рэя Чарлза. Также первыми исполнителями были Джеймс Браун и Сэм Кук. Основные характеристики Soul:
Сейчас четко разграничить направление фанк и соул уже очень трудно даже для специалиста.
Музыка в стиле фанк стала продолжением соул. Необходимость возникновения данного направления было обосновано социальными и политическими событиями – после убийства Мартина Лютера Кинга начались беспорядки в «черных» кварталах, борьба афроамериканцев за свою свободу и независимость стала более яростной. Соул-исполнители, чувствуя это веяние в обществе, не могли остаться в стороне и предложили публике более жесткую, агрессивную музыку. Нельзя назвать точных дат рождения этого стиля – он начал появляться уже в конце 50-х годов 20 века, однако его расцвет приходится на середину и конец 60-х годов.
Отличительные особенности направления
Стиль фанк — это более агрессивная музыка, чем соул, подчеркивающая внутреннее состояние исполнителя. Лирические герои песен – это бунтари, которые противопоставляют себя миру. Исполняется фанк на фортепиано (в классическом варианте), а также на медных духовых инструментах (саксофон, тромбон) иногда использовалась гитара, но это только для того, чтобы «поймать» ритм. Вокал то надрывный и даже яростный, иногда переходящий в крик, то спускающийся до речитатива, обычно мужской. Фанк-музыка содержит в себе больше эмоций и бунтарства, она очень хорошо подходит для танцев.
Funk Dancers
Сказать однозначно, как правильно толковать название этого направления, трудно. Funk переводится и как «сильный запах», первоначально употреблялось по отношению к табачному дыму, но позже появился другой оттенок смысла – запах тела во время танца, запах пота. Еще есть мнение, что фанк имеет и другое значение – это запах тела во время секса. Но есть и другое, более приличное толкование – на языке исполнителей джазовой музыки это значит «замысловатый, необычный способ исполнения музыкального произведения».
Исполнители «старого» фанка
Основоположником этой музыки стал Джеймс Браун и Джордж Клинтон. Конечно, они были не единственными.
Также известны такие фанк исполнители, как Слай Стоун, Стиви Вандер,Джимми Хендрикс, братья Эдерли, Бэти Дэвис, Хорас Сильвер, Джек МакДафф и другие. Надолго заняли место на мировой музыкальной арене и такие исполнители, как Майкл Джексон и Принц, первые произведения которых были пронизаны духом фанк-музыки.
Фанк исполняли не только по одиночке, но и коллективами. Наверняка, многие из них Вам знакомы. Мы не будем рассказывать о каждой группе отдельно – Вы можете просто послушать их музыку, чтобы создать свое впечатление. Отметим, что эти фанк-группы работали не только в данном направлении, но многие их композиции написаны именно в этом стиле.
Earth, Wind & Fire — September
Parliament — Give up the funk
Близкие направления
Фанк стал прародителем для многих музыкальных направлений, таких как хип-хоп, сальса, диско и т. д. Мы не будем заострять внимание на всех стилях, кратко скажем лишь о самых интересных. Фанк-рок очень близок к оригинальному исполнению фанка, но отличается более мелодичной композицией и наличием ударных. Эту музыку тоже можно охарактеризовать как танцевальная. Самые яркие представители — Red Hot Chili Peppers.
Red Hot Chili Peppers — Can’t Stop
Стиль джаз-фанк представляет собой симбиоз нескольких направлений – это соул, фанк и рок-н-ролл. В композициях присутствует гораздо меньше вокала, ритм более организованный. Эту музыка также отличает присутствие звуков синтезатора, то есть более искусственное звучание. Джаз-фанк исполняли: Бобби Хамфри, Джордж Дюк, Херби Хэнкок и др.
Bobbi Humphrey — Blacks and Blues
Современный фанк
За столько лет музыка в стиле фанк не была забыта – по сей день под нее танцуют и ее слушают во всем мире. Но нельзя сказать, что сейчас есть группы, которые творят только в этом стиле, ведь чаще всего современные мелодии очень эклектичны, включают в себя несколько направлений. Композиции с нотками фанка можно встретить у следующих современных групп: Gnarls Barkley, Zapp-zapp, Primus.
Zapp Zapp — You better believe
Primus — Lacquer Head
статьи
История фанка
Начиная с 1967 года, в рамках музыки соул развивается самостоятельное направление, получившее название «фанк». Сам термин появился в музыкальном обиходе еще в 50-х. Его особенно полюбили некоторые джазмены, пытавшиеся отойти от сухости би-бопа, кул-джаза; от нарождавшейся тенденции к интеллектуализации джазовой музыки. Их главным желанием был возврат к народным корням, но не к старому сельскому блюзу, а к эмоциональной и в то же время незамысловатой современной музыке негритянских гетто больших городов.
Пожалуй, первыми употребили этот термин барабанщик Арт Блэйки (Art Blakey), бессменный руководитель ансамбля «Jazz Messagers», а также пианист и композитор Хорас Сильвер, заложивший музыкальные основы джазового фанка (еще в 1953 году он назвал одну из своих пьес «Opsude Funk»).
Начиная с 1967 года термин «фанк» занимает все более важное место в жизни черных соул-музыкантов, символизируя некое новое отношение к ритмике, аранжировке, самой энергетике исполнения.
Появилась мода по-новому называть песни:
Фанк окончательно отделился от соула, благодаря влиянию белой калифорнийской психоделической рок-музыки, и, в частности, эсид-рока. В 1966 году в Сан-Франциско возникла негритянская группа «Slay & Family Stone», руководимая Силвестром Стюартом, избравшим псевдоним Слай Стоун. Ее стиль, названный «психоделический фанк», оказал заметное воздействие как на белых любителей прогрессив-рока, так и на ряд негритянских соул-групп, таких, например, как «Tamptations».
«One Nation united under groove!»
«Одна нация, объединенная в едином порыве»
Имя Джорджа Клинтона впоследствии связывали и со стилем панк-фанк.
Но все-таки наиболее мощной и влиятельной фигурой в музыке фанк остается Джеймс Браун (James Brown), уже имевший к концу 60-х годов всемирную славу соул-артиста. Следуя требованиям времени, он сделал свою музыку более жесткой и ритмически острой. Это происходило в тесной связи с изменением характера борьбы за равные права негров США, с появлением движения «Black Power» и активизацией агрессивных организаций «Черные мусульмане» и «Черные пантеры». Пик популярности Джеймса Брауна как фанк-артиста пришелся на середину 70-х годов, он выпустил пластинки: как «Sex Machine Today», «Body Hit». Манера его пения и характер оркестровки повлияли на целое поколение фанк-музыкантов, что заметно в композициях таких групп, как «Cool and de Gang», «Ohio Players», «Blackbirds», «Air, Wind & Fire».
Именно джазовые музыканты, как черные так и белые, способствовали развитию новой, особой инструментальной техники и совершенствованию искусства оркестровки в стиле фанк. В этой связи нельзя не вспомнить
но и, конечно же, одного из главных идеологов джаз-фанка трубача и композитора Майлза Дэйвиса (Miles Davis).
Массовое увлечение фанком привело к появлению белых и смешанных ансамблей, играющих в этом стиле, в частности: «Everege White Band» или «Tower Of Power». Так как фанк явился частью музыки соул, то белый фанк тоже стали называть «блюайд соул».
Ритмическая основа соул, особенно раннего периода, базируется, главным образом, на ритм-н-блюзе и порожденных им формах поп-музыки. Гармонический строй большинства песен этого стиля несет на себе отпечаток религиозной протестантской музыки США с ее простыми взаимоотношениями между тоникой, доминантой и субдоминантой.
Совсем иным по энергетике стал вокал в ритм-энд-блюзе, отразившем всю жесткость негритянского существования в гетто больших городов и взявшего на себя функцию снятия физического напряжения и недовольства наиболее непритязательной части черного населения США. Типичным для ритм-энд-блюза стало пение «шаут» (крик).
Изменилась и манера пения. Использование фальцета, переходящего в визг, полуречитатива на крике, общее повышение тесситуры пения определяется специальным термином «скрим» (вопль).
В соул-музыке нередко используется перешедший из традиции госпел принцип «вопроса-ответа», реализуемый в форме подпевок, когда солисту постоянно вторит небольшая вокальная группа. Сверхэмоциональная, даже кажущаяся истерической манера пения соул-артистов берет свое начало от пионера черного рок-н-ролла Литтл Ричарда, который оказал явное воздействие на творчество Джеймса Брауна, Отиса Реддинга, Уилсона Пикетта, Ареты Франклин и многих других.
Однако соул-певцы привнесли в современный вокал тонкую нюансировку и нивелировку звука, целый ряд особых приемов витиеватого пения, специфических «подтягов» и мелизмов.
Ярким примером этого может служить искусство выдающегося певца и композитора Стиви Уандера (Stevie Wonder).
Различия стилей соул и фанк
Говоря о различиях между стилями соул и фанк, надо отметить, что они лежат скорее в области инструментовки и исполнительства, нежели в вокальной культуре.
Важно отметить
и то, что фанк, уйдя от триольной основы ритм-энд-блюза, стал музыкой не на 8/8, а на 16/16, то есть с синкопированном по отношению к восьмым длительностям. Характерно, что развитие фанка не было связано с усложнением гармонических схем, как это наблюдалось в некоторых направлениях джаза и рок-музыки.
Фанк-инструменталисты научились создавать сложные фактуры, не выходя за рамки одного аккорда помногу тактов. Такая фактура напоминает плетеную ткань, составленную из разноцветных нитей.
Два самостоятельных стиля
Уже с 70-х годов соул и фанк развивались в США вполне самостоятельно и обособленно, будучи противопоставлены белой гитарной рок-музыке. Поэтому гитара в этих жанрах используется чаще как аккомпанирующий, ритмический инструмент, а главенствующая роль в создании ритмо-гармони-ческой фактуры постепенно перешла к разного рода клавишным инструментам.
Время постепенно стирало границы между белой рок-музыкой и черным фанком. Новые поколения молодежи начала 80-х годов, особенно в европейских странах, где нет расовых проблем, начали принимать белый фанк за современный рок.
Ярким примером тому может служить английская группа «Level 42».
Фанк, в его наиболее ярких проявлениях, стал музыкой, требующей как от исполнителей, так и от слушателей огромного нервного напряжения, большой отдачи энергии.
И вот в середине 70-х годов появилась музыка «диско», которую породил не рок, а именно фанк, причем не как свое продолжение, а скорее как свой антипод, имеющий лишь внешнее сходство с первоисточником.
В мире танцев
Занавес.Инфо — танцы для любителей и профессионалов
Поиск
Наш опрос
Новое
Самое популярное
Фанк: что это такое?
Фанк: что это такое?
Фанк относится к популярным современным музыкальным стилям. Этот термин может обозначать как музыкальное направление, так и название танца под эту музыку.
Фанк зародился в Америке в 60-х годах, когда афроамериканцам удалось совместить соул, соул-джаз и R&B в одно танцевальное музыкальное направление. Его основоположниками считаются Джордж Клинтон, Джеймс Браун и Слай Стоун.
Фанк – это полиритмическая музыка, в которой ярко выражены ударные. Поскольку это афроамериканский стиль, то ему характерны темпераментные и зажигательные ритмы, звучание барабанов, бас-гитры, электрооргана, а также духовых инструментов.
Термин «фанк» переводится как «взмокшее тело» или другими словами – «запах сексуального общения».
Фанк объединяет в себе множество стилей. В нынешнее время он чрезвычайно популярен. Молодежь всего мира фанатеет от этого музыкально-танцевального направления.
Теперь немного окунемся в историю фанка.
Первые шаги по зарождению этого стиля были сделаны в солнечной Калифорнии в 70-х годах. Этот период был плодотворным для появления новых уличных танцев.
Первым фанковым стилем следует назвать локинг, который был создан Доном Кэмблом. Основная особенность этого танца в том, что он весь пропитан смехом и весельем. Танцор должен уметь мастерски выполнять технические движения, но выглядеть при этом комично. Чем смешнее зрителям, тем более мастерски танцует человек. С ходом времени локинг стал платформой для многих других танцевальных стилей.
В 1972 году появляется новый стиль – поппинг. Этим мы обязаны Сэму Бугалу. Особенность этого стиля состоит в том, что, в конце каждого движения делается сокращение мышц и проговаривается слово «поп». Сэм создал свою команду, которая смогла популяризировать поппинг в массах.
Если говорить о современном фанке, то наиболее популярным стилем сейчас можно назвать джаз-фанк. Он соединяет в себе элементы хип-хопа, джаза, вакинга и других направлений. У джаз-фанка есть одна особенность – прямая спина. Какое бы движение вы ни делали, спину нельзя сгинать в дугу, как во многих других современных танцах (брейкинге, например). Эта особенность выделяет этот стиль среди других фанковых направлений и делает его более сложным для изучения.
Но, в любом случае, какой бы стиль фанка ни выбрали для обучения, вы всегда будете привлекать внимание.
Фанк в музыке что это такое
История музыки Фанк
Funky Hotel
С подачи пианиста Хорэса Сильвера, который в 1952 году назвал одну из своих пьес “Funky Hotel”, словом “funk” в конце 50-х годов стали назвыать новую музыку, вышедшую из соула и отличавшуюся от него коренным образом.
Фанк в Парламенте
“Выделению фанка” способствовала и калифорнийская психоделическая рок-музыка, в частности кислотный рок. В 1966 году Силвестр Стюарт, он же Слай Стоун создал в Сан-Франциско негритянскую группу “Sly and the Family Stone”, стиль которой определялся как психоделический фанк, оказавший заметное влияние как на белых фанов прогрессив рока, так и на ряд негритянских соул-групп, таких как, например, “Temptations”. И уже в 1971 году в хит-парадах крутилось несметное количество дисков и песен, в названии которых присутствовало слово “фанк”. В тот же период в молодежной туссовке стал чрезвычайно популярен саксофонист Charles Lloyd, который также начал использовать ритмику фанка, совмещая ее с медитативностью психоделического рока.
Джеймс Браун
Пик популярности Брауна как фанк-артиста пришелся на середину 70-х, после выхода пластинок “Sex Machine Today” и “Body Heat”. Манера его пения и характер оркестровки серьезно повлияли на целое поколение фанк-музыкантов, например, ребят из группы Cool and the Gang, Ohio Players, Crusaders.
Расизм
С 70-х годов соул и фанк развивались в США вполне самостоятельно, противопоставляя себя “белому” гитарному року. Стили настолько проникли друг в друга, что если мы имеем дело не с классическими образцами музыки соул или фанк, определить где тот или иной стиль, зачастую невозможно. Даже в рамках одной композиции иногда встречаются характерные, как для фанка, так и для соула ходы.
Панк-фанк
Фанк в его наиболее ярких проявлениях оказался музыкой, которая требовала как от исполнителей, так и от фанатов огромных энергетических затрат и понимания. Поэтому вскоре выяснилось, что назвать себя настоящими фанкменами могут далеко не многие. Массовый потребитель (толпа, одним словом) требовал чего-то попроще, подоходчивее и поспокойнее. По времени это совпало со спадом интереса к арт-року, хард-року, блюз-року, фолк-року. И вот с середины 70-х годов на подмостки выходит “диско”, тот же фанк, обезличенный и выхолощенный, тупой до примитивизма. Да и сам стиль фанки-фьюжн начал постепенно упрощаться и переходить на коммерческую основу. Только в начале 80-х годов, когда диско-музыка окончательно приелась, фанк, как не менее танцевальная, но гораздо более живая и душевная форма, стал по-настоящему популярен, в том числе и в Европе.
Сool Jazz
В 90-е годы облегченный вид “фьюжн” стал называться cool jazz. Причем, если в понимании Майлза Дэйвиса, выпустившего в 1949 году пластинку “Birth of Cool”, термин cool-jazz означал именно “холодный” джаз, то в 90-е это уже переводилось, как “модный джаз”. А сам кул-джаз в лице его представителей Дэйвида Сэнборна, Гровера Вашингтона, Кенни Джи, Ли Ритенура, Боба Джеймса сделался одним из видов, хотя и культовой, но все же фоновой музыки.
Список исполнителей фанка
Это список музыкантов стиля фанк. Он включает музыкантов, либо оказавших большое влияние на жанр, либо испытавших значительное влияние фанка, хотя и ставших известными своими работами в других, близких к фанку стилях. Группы перечислены в алфавитном порядке, не считая артиклей «a» и «the». Одиночные исполнители расположены в алфавитном порядке по фамилиям.
Полезное
Смотреть что такое «Список исполнителей фанка» в других словарях:
Фанк — Направление: ритм н блюз Истоки: соул, госпел, джаз Место и время возникновения: 1960 е, южные штаты США Годы расцвета … Википедия
Эйсид-джаз — Acid jazz Направление: Джаз Истоки: Эйсид хаус, фанк, джаз, хип хоп [1] Место и время возникновения: Великобритания, конец 1980 х … Википедия
G-funk — У этого термина существуют и другие значения, см. G. G Funk Направление: хип хоп Истоки: фанк, пи фанк, хип хоп Западного побережья, мобб, ритм н блюз Место и время возникновения: начало 1990 х, Лос Анджелес, Денвер … Википедия
Фанк-метал — Направление: Фанк Истоки: фанк рок, хеви метал, трэш метал Место и время возникновения: середина 1980 х … Википедия
Фанк-рок — Направление: Фанк, Рок Истоки: этническая музыка Место и время возникновения: США, начало 1960 х Годы расцвета: 1960 1970 е … Википедия
Келтик-фьюжн — Направление: Народная музыка Истоки: Кельтская музыка Место и время возникновения: 1920s: USA, 1970s: UK Поджанры … Википедия
Парадинас, Майк — Майк Парадинас Mike Paradinas … Википедия
Fugazi (группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Fugazi. Fugazi Fugazi, 2002 … Википедия
Маккей, Ян — Ян Маккей Ian MacKaye … Википедия
Рок-музыка — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия