фабула что это такое в юриспруденции

Фабула

фабула что это такое в юриспруденции. Смотреть фото фабула что это такое в юриспруденции. Смотреть картинку фабула что это такое в юриспруденции. Картинка про фабула что это такое в юриспруденции. Фото фабула что это такое в юриспруденции

фабула что это такое в юриспруденции. Смотреть фото фабула что это такое в юриспруденции. Смотреть картинку фабула что это такое в юриспруденции. Картинка про фабула что это такое в юриспруденции. Фото фабула что это такое в юриспруденции

Фа́була — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

Содержание

Исторические сведения

Современный анализ

Научному изучению «фабулы» подверглись, прежде всего, в качестве фактов поэтической традиции в мировой литературе (главным образом, древней и средневековой) и особенно — в устной народной словесности. В этой плоскости определённая трактовка традиционных «фабул», процесса их развития и распространения составляла основное содержание последовательно сменявшихся фольклористических теорий — мифологической, миграционной, антропологической. При этом, в русской научной литературе к такого рода традиционным образованиям применялся обычно термин «сюжет», а не фабула (см. «Сюжеты бродячие», «Фольклор»). Позже вопрос о фабуле и сюжете рассматривался в плане изучения структуры поэтического произведения (преимущественно литературоведами-формалистами). Некоторые исследователи, отождествляя понятия сюжета и фабулы, вовсе упраздняют последний термин.

Виды фабулы

Однако, изучая образное отражение динамики жизни, следует отличать: 1) «фактическую» основу произведения, события, о которых в нём рассказывается, как продукт предварительного отбора художником явлений действительности или вымысла, что и можно назвать фабулой, то есть повествовательной темой, подлежащей дальнейшей обработке в сюжете; 2) и саму разработку повествовательной темы, что связано с разрешением какой-либо проблемы на материале данных событий (то есть сюжет).

Для формалистов фабула является лишь материалом, который обрабатывается особыми приёмами сюжетосложения в целях «остраннения», повышения внешней ощутимости динамики повествования. В связи с этим устанавливалось и деление произведений на «сюжетные» и «фабульные», — в зависимости от большей или меньшей остроты сюжетных приёмов. Эта формалистическая трактовка фабулы и сюжета должна быть отвергнута. Прежде всего, не следует считать фабулу «сырым материалом», лишённым качества художественной образности. Даже в том случае, когда художник просто берёт какой-либо жизненный факт, он всё равно производит и отбор, и осмысление явлений, уясняя их типическое значение, то есть, — создаёт фабулу. Тем более очевиден творческий характер фабулы в тех случаях (наиболее обычных), когда лица и события измышляются автором. Далее, значение претворения фабулы в сюжет отнюдь не заключается в её «насыщении странностями». Обрабатывая фабулу, художник отражает динамику действительности, раскрывая её закономерности с той или иной степенью глубины и правдивости, используя художественный метод.

В зависимости от характера понимания действительности и характера самого объекта фабулы могут быть мифологического порядка, сказочного, романического, утопического, реалистического и т. д. Тематическое многообразие фабул неисчерпаемо. Каждый исторический период, каждый этап в развитии художественного творчества, каждое литературное направление создают свои характерные фабулы, которые в первую очередь и определяют конкретно-исторические особенности сюжетов.

Источник

Фабула

Фабула — застёжка для плаща. О чёрт, нет, это фибула.

«Кролик надел очки.
— С чего начинать, Ваше Величество? — спросил он.
— Начни с начала, — важно ответил Король, — и продолжай, пока не дойдёшь до конца. Как дойдёшь — заканчивай!
»
— Льюис Кэрролл

Фабула — это набор фактов, событий, случаев, действий, описанных в хронологической последовательности, и их причинно-следственных связей. Проще говоря — то, что произошло на самом деле, а не то, как это видит автор, читатели и зрители. Читатели и зрители видят сюжет.

Неопытные авторы, наивные читатели и самозваные критики на каждом шагу путают сюжет и фабулу. Отсюда — полное непонимание того, что одинаковая фабула может породить совершенно разные сюжеты. Например, «Хоэфоры» Эсхила, «Электра» Софокла и «Электра» Еврипида используют одну и ту же фабулу — историю о том, как брат и сестра, Орест и Электра, мстили своей матери Клитемнестре за убийство их отца Агамемнона. Но если у Эсхила убийство матери предстаёт как воля богов и торжество справедливости, и дети-убийцы получают от богов прощение и оправдание, то у Софокла Электрой движет в первую очередь обида на мать, а у Еврипида вовсю поднимается вопрос о справедливости убийства, совершённого самой Клитемнестрой: ведь Агамемнон принёс в жертву её любимую дочь, Ифигению. Последовательность событий — фабула — во всех трёх пьесах одинакова: Электра находит на могиле отца жертвенный локон, оставленный Орестом, потом встречает брата, потом тайно проводит его во дворец, где он убивает мать и её нового мужа. А сюжет разный: у Эсхила герои приходят к торжеству, у Еврипида — к отчаянию.

Проблема терминологии [ править ]

Термины сюжет и фабула в современном виде появляются в работах формалистов (особенно Шкловский, и тот самый Пропп, от которого пошёл Кэмпбелл и прочий мономиф). Особого веселья добавляет тот факт, что термины употреблялись ещё критикой XIX века, причём в прямо противоположенном виде: то, что Шкловский называл сюжетом, они называли фабулой и наоборот. Чтобы окончательно сломать всем голову, Горький в своих критических статьях использовал терминологию именно XIX века. Последующие советские исследователи списывали одновременно у Шкловского и Гоголя, превратив этот раздел литературоведения в полную кашу.

Само разделение служило у Шкловского для конкретной цели: он таким образом показывал, как работает повествование в историях о тайнах (как правило, это детективы).

Например, в историях про Шерлока Холмса повествование начинается с загадочного происшествия. Холмс начинает расследование, происходят другие события и в финале Холмс раскрывает нам, что случилось на самом деле. Вот это вот на самом деле и есть сюжет (как правило, примерно такой: преступник задумал преступление, осуществил, замёл следы, но жертва обратилась к знаменитому сыщику, знаменитый сыщик разгадал, как было совершено преступление и сумел раздобыть доказательства/спровоцировать преступника так, чтобы он сам себя выдал).

К сожалению, это разделение очень зыбкое и скорее относится к психологии восприятия творчества, чем к литературе. Существуют истории тайн, в которых тайна разрешается уже в середине, но это не конец, а просто переход конфликта в открытую фазу («Ребекка» Дафны дю Мурье, «Исчезнувшая» Гиллиан Флинн). Есть недописанные истории, в которых мы никогда уже не узнаем, что именно произошло («Тайна Эдвина Друда» Диккенса, «Братья Карамазовы» Достоевского). Наконец, есть истории, в которых события изложены с разных позиций, время повествования нелинейно и при попытке рассказать их по порядку чувствуешь, что получилась совсем другая история («Шум и ярость» Фолкнера, «Скотобойня номер пять» Воннегута).

Источник

Что такое фабула и чем она отличается от сюжета?

фабула что это такое в юриспруденции. Смотреть фото фабула что это такое в юриспруденции. Смотреть картинку фабула что это такое в юриспруденции. Картинка про фабула что это такое в юриспруденции. Фото фабула что это такое в юриспруденции

фабула что это такое в юриспруденции. Смотреть фото фабула что это такое в юриспруденции. Смотреть картинку фабула что это такое в юриспруденции. Картинка про фабула что это такое в юриспруденции. Фото фабула что это такое в юриспруденции

ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА

Так или иначе, термин «фабула» постоянно присутствует в профессиональной жизни сценариста. Но часто начинающие авторы не до конца понимают значение этого слова. Тем более, что рядом всегда находится очень близкое по значению понятие «сюжета». Со стороны кажется, что два этих слова полные синонимы. Но на самом деле, между ними есть разница. И для карьеры будущих сценаристов эту разницу важно понимать.

Понятие фабулы

В современном понимании фабула – это простейший из возможных пересказов истории.

Этот пересказ должен быть в хронологическом порядке и без художественных изысков.

Под фабулой понимается сама суть рассказа. Только факты и события. Основные точки, без которых история перестанет быть собой.

Когда один человек пересказывает какой-либо фильм другому, скорее всего он, по сути, пересказывает ему фабулу.

«Это история о полицейском, застрявшем в захваченном бандитами небоскребе. Преступники хотят ограбить хранилище в этой высотке, и чтобы полиция им не мешала, они захватывают заложников. Среди которых и жена этого полицейского. И весь фильм он прячется, выслеживает грабителей по одному и пытается спасти заложников» («Крепкий орешек»).

Такой упрощенный пересказ и есть фабула произведения. И да, это очень похоже на логлайн или короткую аннотацию.

Изначально слово «фабула» означала – говорить, рассказывать историю. Дословно латинское слово fabula как раз и переводится как – история.

Вот основные черты, по которым можно понять, что перед вами фабула:

Еще раз хочется заострить внимание. Одна из основных характеристик фабулы в том, что в ней не используются никакие художественные средства. Нет литературных описаний, нелинейного повествования, не создается интрига, нет никаких композиционных решений.

Также стоит остановиться на пункте «относительная краткость». Это не значит, что в фабулу обязательно нужно сокращать до размера логлайна. Просто в чистом виде фабула затрагивает лишь ключевые события. Она всегда максимально проста и информативна.

Примеры фабул

Вот еще несколько примеров фабул всем известных фильмов

Много лет спустя, она случайно падает в океан с этим амулетом на шее. И таким образом призывает корабль проклятых пиратов «Черную жемчужину», которые похищают ее. Пиратам нужен амулет и его хозяин, чтобы избавиться от проклятья.

Выросший к тому моменту Уилл, тайно влюбленный в Элизабет, отправляется на ее поиски. А в помощь берет себе плененного недавно пиратского капитана Джека Воробья. Джек заинтересован, потому что хочет забрать себе жемчужину.

Вместе они угоняют английский корабль. Нанимают команду на Тортуги и находят пиратов, как раза когда те понимают, что Элизабет не настоящий владелец амулета. В итоге Уилла берут в плен, а Элизабет и Джека оставляют умирать на необитаемом острове.

К счастью оттуда их спасают английские корабли.

Элизабет уговаривает английского капитана атаковать проклятых пиратов и спасти Уилла, в обмен обещая выйти за него замуж.

В результате все действующие лица встречаются в тайном гроте полном пиратских сокровищ, где с пиратов, наконец, снимают проклятье, Уилла спасают, а капитана Джека Воробья арестовывают.

В финале Джека приговаривают к смерти, а Уилл, наконец, признается в своих чувствах Элизабет, после чего срывает казнь. Джек сбегает, а английский командор, поняв, что Элизабет любит Уилла освобождает ее от данного слова.

Там они находят разбившийся инопланетный корабль, после чего к лицу одного из членов экипажа присасывается неизвестное существо – лицехват. Игнорируя предупреждение одного из офицером Эллен Рипли, экипаж приносит тело с прицепившимся существом на борт «Ностромо». Вскоре лицехват умирает, но спустя некоторое время из грудной клетки укушенного члена экипажа вырывается новое существо – грудолом. Это существо сбегает в вентиляционную систему корабля, где очень быстро растет и превращается в Чужого. Экипаж раз за разом пытается уничтожить инопланетного хищника или хотя бы сбросить его в космос, но чужой людей по одному, очень быстро передвигаясь с места на место и прячась в темных отсеках корабля.

В итоге оставшаяся одна Рипли решает сбежать с корабля на челноке. Но Чужой следует за ней. И только там Эллен удается вытолкнуть существо за борт и сжечь корабельными двигателями.

Тогда Рипли возвращается на корабль и продолжает путь на землю в одиночестве.

Что такое сюжет?

В противовес фабуле, сюжет – это как раз художественное переосмысление истории.

Если рассказывать какой-то фильм, но уже с наведением интриги, использованием прыжков во времени, описанием мыслей и чувств героя, и даже просто с литературным описанием некоторых сцен, пересказ фабулы превращается в пересказ сюжета.

В сюжете, те же самые события истории преподносятся в соответствии с драматическими правилами. Задача сюжета, не только донести историю до слушателя/зрителя/читателя, а сделать это интересно, вызвав какую-то эмоциональную реакцию.

Отличия сюжета и фабулы

Если посмотреть внимательней, то разницу в сюжете и фабуле очень легко увидеть:

То есть фабула – это что происходит. А сюжет – как это происходит.

Чтобы увидеть полную разницу между фабулой и сюжетом, можно, например сравнить логлайн какого-нибудь фильма и его сценарий.

Только так будет виден весь спектр различий. Но для этого материала, давайте приведем конкретный пример.

Фильм «12 обезьян» — фантастическая антиутопия 1995 года с Брюсом Уиллисом и Бредом Питом.

А чтобы превратить эту историю в краткий пересказ сюжета, достаточно добавить в этот же текст описание основного сюжетного твиста: «На протяжении всего фильма, героя Брюса мучают кошмары из детства, в которых он видит, как полиция расстреляла какого-то человека. В финале, когда главный герой умирает, зритель вдруг видит этого мальчика. И понимает, что главный герой еще в детстве видел собственную смерть».

Такая закольцовка композиции – художественный прием. А значит, вставив ее, мы превратим фабулу в сюжет.

Фильмы без фабулы и фильмы без сюжета

Обязательно стоит отметить, что бывают фильмы, где нет одного из этих компонентов.

Например, успешным фильмом без сюжета является «Безумный Макс. Дорога ярости».

У этого кино, есть четкая фабула: «Группа людей сбегает из города в центре радиоактивной пустыни, для того чтобы найти новую землю обетованную. За ними в погоню устремляются власти этого города. В итоге, беглецы понимают, что никаких райских лесов нет, и возвращаются обратно, попутно уничтожая остатки преследователей».

На сценарном уровне, эта фабула почти никак не перерабатывается в сюжет. Минимум диалогов, примитивная мотивация. Все эмоциональное подключение зрителя идет за счет режиссерских ходов. Так что, вполне можно сказать, что это фильм с фабулой, но без внятного сюжета.

Обратные примеры можно найти в авторском кино. Обычно это истории о внутренних переживаниях, рефлексии и прочих тонких материях. С точки зрения сюжета, в таких фильмах много всего происходит. Персонажи, переживают, думают, внутренне меняются.

Но если попробовать найти фабулу такого кино – это не получится. Хронологически расставленные события не будут связаны причинно-следственной связью, а потому не увяжутся в цельную историю. Скорее всего, получится перечисление вроде: «Главный герой поссорился с девушкой. Потом с отцом. Затем он посидел в кафе, прогулялся по набережной, переспал с соседкой и уехал в другой город».

Типы сюжета по характеру событий и структуре

Так как сюжет подчиняется драматическим законам, история в сюжетном пересказе всегда структурирована и поделена на четкие элементы.

В зависимости от исходного признака, в сюжетах можно найти признаки актовой структуры, композиционной, временной и тд. Подробнее о структурах сюжета мы рассказывали в предыдущих материалах (ссылки).

В фабуле такие элементы могут быть маловыражены или вообще стерты. И как мы уже говорили выше: в некоторых случаях хронологический буквальный пересказ событий и вовсе может терять драматическую целостность. Например, в авторском кино.

Зачем сценаристу фабула

Работа над сценарием делится на несколько этапов. И в большинстве из них, сценарист использует именно фабулу.

Мы уже определили, что именно фабула лежит в основе логлайна. Но также ее используют при написании заявки (идеи). Именно фабулу истории в первую очередь ищут отборщики просматривая синопсис. БитШит, поэпизодник, аутлайн – везде в основе лижет фабула.

Сюжет же, по сути, возникает только на этапе написания диалогов.

В кинопроизводстве под термином «диалог» понимают именно тот сам сценарий. Так что, речь тут идет не только собственно диалогах, но и описании действия, места, времени, разбивке на сцены и других составляющих готового драфта.

Точно также, именно короткий хронологический пересказ сути фильма лежит в основе питчинга перед продюсером, инвестором или режиссером.

В качестве аннотации будущего проекта, скорее всего, тоже будет использоваться именно фабула.

Нужно ли знать виды фабул

Термин фабула широко используется как в кино, так и в литературоведении. И как раз литературные теоретики зачастую пытаются создать классификацию фабул по какому-нибудь признаку, выделить виды или типы фабул.

Например, привязав фабулу к жанру произведения, можно выделить историческую фабулу, детективную фабулу, фантастическую фабулу и так далее.

По нашему мнению практической пользы в какой-либо классификации нет. Никакая структуризация не поможет автору написать хронологическую последовательность будущего сценария.

Дело в том, что фабула напрямую завязана только на историю. А истории, даже внутри одного жанра совершенно разные.

Понимание, к какой категории (по жанру, длительности, тональности и тд) будет относиться ваш будущий проект, безусловно, поможет написать историю. Но для того, чтобы сформулировать на ее основе фабулу, такие трудности, ни к чему.

Источник

Вводная часть закона, договора: преамбула – что это такое

фабула что это такое в юриспруденции. Смотреть фото фабула что это такое в юриспруденции. Смотреть картинку фабула что это такое в юриспруденции. Картинка про фабула что это такое в юриспруденции. Фото фабула что это такое в юриспруденции

В структуре юридического или правового документа обязательно присутствует вводная часть – преамбула. Она сжато формулирует условия, которые послужили поводом для создания акта, реквизиты сторон. Грамотно оформленный вводный блок позволит избежать серьезных проблем при разрешении судебных споров.

Что такое преамбула?

фабула что это такое в юриспруденции. Смотреть фото фабула что это такое в юриспруденции. Смотреть картинку фабула что это такое в юриспруденции. Картинка про фабула что это такое в юриспруденции. Фото фабула что это такое в юриспруденцииПреамбула – это вступительная часть правового или законодательного акта, которая содержит концентрацию целей и задач, условия, обстоятельства и мотивы, послужившие поводом для написания документа.

В переводе с латинского языка это понятие означает «идущий впереди, предшествующий». Формулировки толкования преамбулы уточняются в профессиональных словарях. Википедия также трактует это понятие в общепринятом смысле.

Нельзя путать преамбулу и фабулу. Фабула – это хронологическая последовательность событий, изложенных в художественном произведении. Изучает фабулу и другие композиционные элементы произведения литературоведение. Сфера употребления вступительного блока в документе – бизнес, политика и юриспруденция. Включается в законы, декларации, международные и гражданско-правовые соглашения.

Преамбула в законодательстве

Вводный блок законодательных актов поясняет причины (мотивы) конкретного закона, сжато излагает описываемые нормы, указывает на цели, которые будут достигнуты, когда акт вступит в силу. Перечисляются категории лиц, деятельность которых регулируется законом.

Например, во вступительной части Закона РФ «О защите прав потребителей» указывается следующее:

Рекомендовано не дробить на параграфы вводную часть нормативного акта, начинать с выражения «в целях».

Формулы вступительной части акта в правовой сфере:

Значение преамбулы в законодательном акте велико, потому что вводный блок истолковывает основания и цели принятия закона или соглашения.

фабула что это такое в юриспруденции. Смотреть фото фабула что это такое в юриспруденции. Смотреть картинку фабула что это такое в юриспруденции. Картинка про фабула что это такое в юриспруденции. Фото фабула что это такое в юриспруденцииПреамбула

Преамбула в юриспруденции

Нужно понимать, что такое преамбула в юриспруденции. В юридическом делопроизводстве это понятие встречается часто. С вводной части начинается большинство соглашений, которые заключаются юридическими лицами или частными. В юриспруденции во вступительном блоке указываются причины заключения сделки, перечисляются участники.

Важно знать, что вступление факультативно для юридического акта. Допустимо отсутствие вступительного блока в сделках по второстепенным вопросам и в дополнительных соглашениях. У сведений, содержащихся во вступительной части контракта, нет юридической силы, но в суде они учитываются для пояснения остальных положений.

Преамбула договора

В бизнесе договоры также начинаются с преамбулы – это «шапка» документа. Вводную часть деловых бумаг оформляют просто. Указывается информация, которая ценится в конкретном случае. Например, сведения о паспортных данных или юридический адрес.

При оформлении контрактов в бизнесе можно обойтись и без преамбулы. Но стороны, участвующие в подписании соглашения, понимают ощутимую пользу этой части. Например, по номеру, указанному во введении, проще найти деловую бумагу в архиве.

Специальных требований к структуре вступительной части нет. Важно, чтобы введение не раскрывало коммерческой тайны и не противоречило юридическим нормам.

Преамбула договора имеет следующую структуру:

Право заключения контракта без доверенности доступно только руководителям. Для остальных лиц, указанных в соглашении, необходима доверенность от руководства. Обязательно указание реквизитов доверенности (номер, дата, кем выдана), если одна из сторон заключает соглашение по доверенности.

фабула что это такое в юриспруденции. Смотреть фото фабула что это такое в юриспруденции. Смотреть картинку фабула что это такое в юриспруденции. Картинка про фабула что это такое в юриспруденции. Фото фабула что это такое в юриспруденцииПреамбула договора

Представление о том, как составляется вводный блок, дает анализ следующего образца:

на поставку торгового оборудования

Страховое открытое акционерное общество «Дельта», именуемое в дальнейшем «Арендодатель», в лице директора Сидорова Сергея Антоновича, действующего на основании Устава, с одной стороны и Общество с ограниченной ответственностью «Бета», именуемое в дальнейшем «Арендатор», в лице директора Смирнова Степана Степановича, действующего на основании Устава, с другой стороны заключили настоящий договор о нижеследующем.

Этот образец преамбулы заключаемого договора универсален. Если цель контракта иная, например аренда, то просто строка «на поставку» заменяется «на аренду».

Место преамбулы в договоре

Деловое соглашение не имеет строго определенной структуры. Если вступление необходимо, его размещают первым.

Структурные части стандартного соглашения следующие:

Ошибки, допущенные при составлении вводной части контракта, приводят к серьезным последствиям.

фабула что это такое в юриспруденции. Смотреть фото фабула что это такое в юриспруденции. Смотреть картинку фабула что это такое в юриспруденции. Картинка про фабула что это такое в юриспруденции. Фото фабула что это такое в юриспруденцииПреамбула договора

Самые частотные ошибки следующие:

Отсутствует информация о полномочиях сторон, заключающих контракт, или указаны недостоверные сведения

Расторжение контракта, потому что у документа нет юридической силы; невозможно предъявить претензии контрагенту

Не указано место заключения сделки

Сделка купли-продажи совершается с учетом муниципального законодательства

Исправления, опечатки

Признание контракта недействительным

Ошибка вводного блока

Индивидуальный предприниматель указан как физическое лицо

Дополнительные финансовые расходы, повышение налоговой ставки

Самостоятельное составление вводного блока требует внимательности к мелочам:

Полезное видео: о преамбуле Российской конституции

Знание специфики вступительного блока договора повышает уровень правовой и юридической культуры. Грамотное оформление вводной части юридического документа исключит недопонимание между партнерами при заключении сделки. Профессионально составленная вступительная часть – дополнительный козырь в судебном разбирательстве.

Источник

ФАБУЛА

Смотреть что такое ФАБУЛА в других словарях:

ФАБУЛА

ФАБУЛА

фабула ж. Сюжетная основа художественного произведения.

ФАБУЛА

фабула ж. лит.plot, story

ФАБУЛА

ФАБУЛА

ФАБУЛА

ФАБУЛА — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, к-рые комп. смотреть

ФАБУЛА

ФАБУЛА. Фабулой в точном смысле слова называется «басня», — придуманное происшествие, рассказанное не само по себе, а с целью поучения, развлечения. смотреть

ФАБУЛА

ФАБУЛА

ФАБУЛА

фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, к-рые компонуются и оформляются автором в сюжете (см.) на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений. Первоначально термин «Ф.» (лат. fabula, фр. fable, англ. fable, нем. Fabel) имел значение — басня, побасенка, сказка, т. е. произведение определенного жанра. В дальнейшем термином «Ф.» обозначают то, что сохраняется как «основа», «ядро» повествования, меняясь по изложению. А отсюда — указанное вначале значение в применении вообще к лит-ым произведениям. Научному изучению Ф. подверглись прежде всего в качестве фактов поэтической традиции в мировой лит-ре (гл. обр. древней и средневековой) и особенно — в устной народной словесности. В этой плоскости определенная трактовка традиционных Ф., процесса их развития и распространения составляла основное содержание последовательно сменявшихся фольклористических теорий — мифологической, миграционной, антропологической. При этом в русской научной лит-ре к такого рода традиционным образованиям применялся обычно термин «сюжет», а не Ф. (см. «Сюжеты бродячие», «Фольклор»). Позже вопрос о Ф. и сюжете рассматривался в плане изучения структуры поэтического произведения (преимущественно литературоведами-формалистами). Некоторые исследователи, отожествляя понятия сюжета и Ф., вовсе упраздняют последний термин. Однако, изучая образное отражение динамики жизни, следует отличать: 1) «фактическую» основу произведения, события, о к-рых в нем рассказывается, как продукт предварительного отбора художником явлений действительности или вымысла, что и можно назвать Ф., т. е. повествовательной темой, подлежащей дальнейшей обработке в сюжете; 2) и самую разработку повествовательной темы, что связано с разрешением какой-либо проблемы на материале данных событий (т. е. сюжет). Для формалистов Ф. является лишь материалом, к-рый обрабатывается особыми приемами сюжетосложения в целях «остраннения», повышения внешней ощутимости динамики повествования. В связи с этим устанавливалось и деление произведений на «сюжетные» и «фабульные», в зависимости от большей или меньшей остроты сюжетных приемов. Эта формалистическая трактовка Ф. и сюжета должна быть отвергнута. Прежде всего не следует считать Ф. «сырым материалом», лишенным качества художественной образности. Даже в том случае, если художник берет какой-либо жизненный факт, — он производит отбор и осмысление явлений, уясняя их типическое значение, т. е. он создает Ф. Тем более очевиден творческий характер Ф. в тех случаях (наиболее обычных), когда лица и события измышляются автором. А затем значение претворения Ф. в сюжет отнюдь не заключается в «остраннении» ее. Обрабатывая Ф., художник отражает динамику действительности, раскрывая ее закономерности с той или иной степенью глубины и правдивости. В зависимости от характера понимания действительности и характера самого объекта фабулы могут быть мифологического порядка, сказочного, романического, утопического, реалистического и т. д. Тематическое многообразие фабул неисчерпаемо. Каждый исторический период, каждый этап в развитии художественного творчества, каждое литературное направление создают свои характерные фабулы, которые в первую очередь и определяют конкретно-исторические особенности сюжетов. Библиография: см. «Сюжет». П. Михайлов. смотреть

ФАБУЛА

(лат. fabula — повествование, история) — цепь осн. событий в произв. иск-ва, его событийное ядро. В основу Ф. могут быть положены факты, почерпнутые художником из реальной жизни, истории человечества, мифологии, др. произв. иск-ва. Единица Ф.— событие. К одному и тому же событийному ряду могут обращаться художники, жившие в различные исто-рико-культурные эпохи и творившие в разных видах искусства (напр., многократно использовались в литературе и живописи библейские легенды, Ф. Дон-Жуана, Фауста, события Великой Отечественной войны и т. д.). Однако на одной и той же событийной основе создается принципиально новый худож. мир, в к-ром известная фабульная канва обретает новый смысл и значение. Т. обр., Ф. возникает в конкретном сюжете как продукт творчества художника, отражая и развивая объективно-познавательный аспект произв. На основе Ф. устанавливается соотнесенность между объективной реальностью и художмиром произв. В тех видах и жанрах иск-ва, к-рые обращены к предметно-событийному аспекту отражаемой действительности (эпос, драма, кинои телефильм, историческая живопись, опера и пр.), Ф. выполняет организующую функцию, объединяя все детали сюжета и давая тем самым ключ к эстетическому восприятию худож. произв. Ф. обращена непосредственно к нсторико-культурному опыту воспринимающих иск-во людей, выступает в качестве своеобразного контекста, соединяя в единое целое худож. мир произв., события объективной реальности и субъективный опыт читателя, зрителя, слушателя. Событийный ряд в худож. произв. органически связан с его темой, выступает способом ее конкретного развертывания. В бестекстовой музыке, лирике, натюрморте, пейзаже и т. п. Ф. отступает на второй план, утрачивает организующую функцию; развитие сюжета осуществляется на основе движения эмоций, переживаний, настроенийВозможны бесфабульные произв. иск-ва (арабеска, нек-рые лирические произв.). В отличие от общеэстетического толкования в литературоведении Ф. иногда, в соответствии с этимологией слова, понимается не как сцепление событий, а как повествование о них; система же событий, послужившая основой для рассказа, обозначается понятием «сюжет». смотреть

ФАБУЛА

ФА́БУЛА (от лат. fabula — рассказ, басня), повествование о событиях, изображенных в эпических, драматических, а иногда и лиро-эпических произведениях, в отличие от самих событий — от сюжета произведений. Нередко эти термины употребляются и в обратном соотношении (см. Сюжет).

Существует точка зрения, которая не представляется обоснованной, что термин «Ф.» излишен, поскольку весь диапазон его значений покрывается понятием «сюжет», «схема сюжета», «композиция сюжета».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *