Естественная сторона означает что
ДВА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ФАКТА ЭКОНОМИКИ. ПРОБЛЕМЫ ОГРАНИЧЕННОСТИ И ВЫБОРА
ГЛАВА 2
Основу экономики любой страны и системы образуют два фундаментальных факта.
Первый факт: материальные потребности общества как индивидов (отдельного человека), так и его институтов (организаций, учреждений, предприятий, фирм, органов государства) безграничны и неутолимы.
Второй факт: экономические ресурсы— всесредства, необходимые для производства материальных благ, товаров и услуг в обществе ограниченны или редки.
Все, что является предметом изучения теоретической экономики (экономике), прямо или косвенно, так или иначе связано с этими фундаментальными фактами.
Ни один человек, группа или коллектив людей, а также общество в целом не могут выжить, существовать, развиваться, не удовлетворяя свои материальные потребности.
Материальные потребности людей имеют две органически связанные стороны: естественную и общественную. Естественная сторона означает, что потребности человеку даны природой. Это потребности в еде, одежде, обуви, жилье и другие физиологические потребности.
Общественная сторона потребностей заключается в том, что они есть продукты развития общества. Таковы потребности в общении (посредством газет, радио, телевидения), потребности в транспорте <простая повозка, дилижанс, автомобиль, поезд, самолет и т.п.); потребности в орудиях и средствах труда (от топора и лопаты до станка с программным управлением) и многие другие.
Материальные потребности не однородны по своему составу и бывают личными и производственными. Если объект используется для удовлетворения потребностей людей в материальных благах и услугах, ‘это личные потребности. Производственными потребностями называют потребности в средствах производства: производственное имущество, оборудование, машины, сырье, материалы, топливо, электроэнергия, потребности в квалифицированной рабочей силе и т.п.
Потребности бывают безусловные (в предметах и услугах первой необходимости), второстепенные и избыточные.
Безусловными называют материальные потребности людей к повседневной пище, одежде, обуви, жилье и другие.
Закономерным является неуклонный и безграничный рост материальных потребностей в обществе. Это обусловлено, прежде всего, развитием и совершенствованием общественного производства, которое является материальной основой жизни общества. Материальные потребности расширяются, становятся все более многообразными по мере восхождения человека от простейших форм бытия до современной цивилизации, когда заурядной становится нужда в автомобилях, аудио и видеотехнике, компьютерах и т.д., и еще более разительны изменения в потребностях, относящихся к структуре средств производства. Если в начале XX века земский врач в качестве основного подручного средства диагностики использовал фонендоскоп, то в конце столетия на вооружении у медиков сложнейшая электронная аппаратура. Рост материальных потребностей подталкивается и развитием всесторонних международных связей.
Более того, удовлетворив простую потребность, мы уже не можем остановиться. Было время, когда любители автомобилей удовлетворяли свои потребности в личном транспорте покупкой автомобиля модели «Запорожец», «Москвич»; теперь уже «Жигулям», «Волге» предпочитают «Тойоту», «Линкольн», «БМВ».
Таким образом, с течением времени потребности изменяются и умножаются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы и энергичного стимулирования сбыта. Конечной целью всей экономической деятельности становится стремление удовлетворить эти многообразные материальные потребности.
Вторым фундаментальным фактом экономики являются экономические ресурсы, то есть средства для производства товаров и услуг, которые ограничены или редки.
С этой проблемой люди постоянно встречаются независимо от их воли и сознания, т.е. она объективна. Блага, с помощью которых удовлетворяются потребности людей, не падают с неба, а создаются посредством использования, потребления экономических ресурсов.
Основными видами ресурсов, потребляемых в процессе производства, являются:
земля— все естественные ресурсы, «даровые блага природы», пахотные земли, леса, месторождения минералов, водные ресурсы;
труд— люди, рабочая сила, используемая в процессе производства; врачи, инженеры и т.д.
В простейшей классификации экономических ресурсов выделяют две категории:
Все экономические ресурсы обладают одним общим коренным свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве.
Планета Земля содержит ограниченное количество ресурсов, употребляемых в производстве товаров и услуг. И тем более испытывают дефицит ресурсов отдельно взятые страны, даже такие большие по территории как Россия, Китай, США, Индия.
Таким образом, материальные потребности людей безграничны, экономические ресурсы, посредством которых потребности удовлетворяются, ограничены. В этой связи наиболее полное удовлетворение материальных потребностей требует рационального использования ограниченных ресурсов.
Проблема рационального использования ограниченных ресурсов имеет два аспекта:
1) рациональное распределение ресурсов между альтернативными вариантами их использования;
2) полное вовлечение в оборот всех наличных ресурсов.
А отсюда две проблемы: проблема выбора производственной альтернативы и проблема экономической эффективности использования ресурсов.
Экономическим моделям свойственно упрощать реальную действительность. Упрощения же достигаются с помощью введения определенных допущений. Поэтому, прежде всего, введем необходимые для данной модели допущения.
Первое допущение: жители гипотетической (предположительной) страны производят только средства производства и предметы потребления.
Второе допущение: экономика работает в условиях полной занятости и достигает полного объема производства. Полная занятость означает использование всех пригодных для производства ресурсов. Другими словами, экономика обеспечивает место работы для всех, кто способен и хочет трудиться и не допускает постоя оборудования и земель.
Третье допущение: неизменность количества ресурсов.
Четвертое допущение: неизменность технологии.
Из этих допущений следует, что гипотетическая экономика сталкивается с необходимостью выбора между двумя производственными альтернативами. А именно: всякое увеличение производства средств производства потребует переключения части ресурсов с производства предметов потребления. Возможен и противоположный вариант: увеличение производства предметов потребления потребует дополнительных ресурсов, которые могут быть получены за счет сокращения производства средств производства. Ограниченность ресурсов не позволит экономике одновременно увеличить и производство средств производства и производство предметов потребления. Представим эти рассуждения в виде таблицы 1.
Дата добавления: 2015-04-12 ; просмотров: 25 | Нарушение авторских прав
И ее методологические основы
Результаты сдачи тестирования по предметам
Предмет | Результаты | Количество правильных ответов |
Экономическая теория: | BFH AGH BDG EFG AGH ACE ACE BFG ABH EFH ACG DFH ABD EFG ACD ABC ABD ABF ABC ADG CEH DGH AFH BDF ABC |
1.Заполните пропуски в приведенной ниже схеме.
1. Назовите основные методы, используемые при изучении экономических явлений, и представьте их в таблице:
№ | НАЗВАНИЕ МЕТОДОВ | СОДЕРЖАНИЕ |
Методы научной абстракции | Исключение из экономического анализа не относящихся к делу экономических и внеэкономических фактов. | |
Анализ | Автономное рассмотрение частей единого целого | |
Синтез | Соединение отдельных частей рассматриваемого явления в единое целое | |
Индукция | Умозаключение, представляющего собой движение от фактов к обобщениям | |
Дедукция | Метод логического доказательства теоретических положений на основе небольшого числа исходных аксиом | |
Сравнение | Определения сходства и различия рассматриваемых явлений | |
Аналогия | Перенесение одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное | |
Моделирование | Логическое, графическое, формализованное описание с помощью математических методов экономики |
3. Назовите пять основных проблем экономики.
Какие потребности считать самыми важными и как распределить редкие ресурсы между производством различных товаров и услуг. |
«что производить» |
«как поддерживать полную занятость» |
«как обеспечить гибкость экономической системы» |
Определить, в каком сочетании будут использованы факторы производства. Если техника в данном обществе развита недостаточно, выбираются такие технологии, для которых требуется сравнительно большой вклад труда (трудоемкость) и небольшой вклад капитала (капиталоемкость). В ходе технического прогресса трудоемкость производства снижается, а капиталоемкость, как правило, возрастает. Экономическая система должна выбирать способ производства, который позволяет получить от имеющихся ресурсов возможно большую отдачу. |
«как производить» |
«как распределить общий объем произведенной продукции» |
2. Функции экономической теории.
Выберите правильные ответы:
1. Какая из школ экономической теории была исторически первой?
в) мелкобуржуазная политическая экономия
д) классическая политическая экономия
2. Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения?
в) классическая политическая экономия
3. Меркантилисты считали основным источником богатства общества:
а) рыночный механизм является совершенным и не требует государственного регулирования;
б) рыночный механизм не является совершенным и требует государственного регулирования;
в) необходимо ограничение роли государства.
5. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории?
а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека
б) это наука о мотивации поведения человека
в) это наука о производстве и критериях распределения произв. благ
г) это наука о натуральном богатстве
д) это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов
е) дайте свое определение
6. Ответьте на вопрос: зачем нужна экономическая наука обществу? Объясните, почему недостаточно технических наук, которые дают ответы на конкретные вопросы, связанные с решениями практических задач?
Ответ: экономическая наука нужна обществу для того, чтобы знать историю развития этой науки, ее теории и этапы развития.
ТЕМА 2. Общественное производство – основа развития общества.
Конечная цель экономической деятельности людей – удовлетворение материальных и духовных потребностей. |
естественная сторона означает, что…
Материальные потребности |
Общественная сторона означает, что…
Классификация материальных потребностей |
Потребности вместе с другими |
Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, свободы, обуздания агрессора, потребность мира, смены политического режима. |
Потребности для других |
Потребности, выражающие родовую сущность человека. Это – потребность общения, защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность «для других» выражается в альтруизме |
Потребности для себя |
Потребность самоутверждения в обществе, самореализации, самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. |
это товары, услуги и социальные и экологические условия, которые удовлетворяют потребности человека или которые человек вынужден потреблять или использовать. |
Благо
блага с отрицательной полезностью или блага, увеличение потребления которых небезопасно для человека (нормы потребления таких благ для каждого отдельного человека может быть различной, но существуют и стандартные нормы (ПДК)). |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Т ема предмет общей экономической теории и ее методологические основы
Т ЕМА 1. Предмет общей экономической теории
Таблица 1.
№ | НАЗВАНИЕ МЕТОДОВ | СОДЕРЖАНИЕ |
1 | Методы научной абстракции | Исключение из экономического анализа не относящихся к делу экономических и внеэкономических фактов. |
2 | Анализ | Автономное рассмотрение частей единого целого |
3 | Синтез | Соединение отдельных частей рассматриваемого явления в единое целое |
4 | Индукция | Умозаключение, представляющего собой движение от фактов к обобщениям |
5 | Дедукция | Метод логического доказательства теоретических положений на основе небольшого числа исходных аксиом |
6 | Сравнение | Определения сходства и различия рассматриваемых явлений |
7 | Аналогия | Перенесение одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное |
8 | Моделирование | Логическое, графическое, формализованное описание с помощью математических методов экономики |
3. Назовите пять основных проблем экономики.
Какие потребности считать самыми важными и как распределить редкие ресурсы между производством различных товаров и услуг.
«что производить»
Определить, в каком сочетании будут использованы факторы производства. Если техника в данном обществе развита недостаточно, выбираются такие технологии, для которых требуется сравнительно большой вклад труда (трудоемкость) и небольшой вклад капитала (капиталоемкость). В ходе технического прогресса трудоемкость производства снижается, а капиталоемкость, как правило, возрастает. Экономическая система должна выбирать способ производства, который позволяет получить от имеющихся ресурсов возможно большую отдачу.
«как производить»
«как распределить общий объем произведенной продукции»
«как поддерживать полную занятость»
«как обеспечить гибкость экономической системы»
Выберите правильные ответы:
в) мелкобуржуазная политическая экономия
в) классическая политическая экономия
б) рыночный механизм не является совершенным и требует государственного регулирования;
б) это наука о мотивации поведения человека
в) это наука о производстве и критериях распределения произв. благ
г) это наука о натуральном богатстве
д) это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов
Ответ: экономическая наука нужна обществу для того, чтобы знать историю развития этой науки, ее теории и этапы развития.
ТЕМА 2. Общественное производство – основа
развития общества.
Конечная цель экономической деятельности людей –
удовлетворение материальных и духовных потребностей.
е стественная сторона означает, что…
Общественная сторона означает, что…
Классификация материальных потребностей
это товары, услуги и социальные и экологические условия, которые удовлетворяют потребности человека или которые человек вынужден потреблять или использовать.
Б лаго
блага с отрицательной полезностью или блага, увеличение потребления которых небезопасно для человека (нормы потребления таких благ для каждого отдельного человека может быть различной, но существуют и стандартные нормы (ПДК)).
а нтиблаго
Пирамида потребностей А.Маслоу.
5. Факторы процесса производства:
б) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей
б) невозможность удовлетворения всех человеческих потребностей;
в) состояние ресурсов в период экономического спада;
б) только к рыночной экономике;
в) только к отсталой экономике;
б) ограниченный доступ к ресурсам;
в) недостаточность ресурсов для удовлетворения наших потребностей.
Субъект собственности – это активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.
Выберите правильные ответы:
в) отношение людей друг к другу по поводу присвоения условий материальных прав и прежде всего средств производства
2. Выделите элементы, относящиеся к объектам собственности:
б) экономические ресурсы;
в) готовая продукция.
3. Если объектом собственности является продукт своего труда, то он связан:
а) с наёмным трудом
в) все ответы верны
4. К какой форме собственности относится ваше учебное заведение?
5. Существование государственной собственности обусловлено:
а) наличием капиталоёмких и нерентабельных отраслей (железные дороги, автомобильные дороги, угольная промышленность и т.д
б) необходимость решения общественных и социальных задач, поддержание уровня жизни населения
в) стремление увеличить социальный доход
г) все ответы верны.
6. Выделите элементы, относящиеся к субъектам собственности:
б) средства производства;
в) трудовой коллектив;
7. Тождественны ли понятия: «разгосударствление» и «приватизация»?
б) нет. (ответ обоснуйте)
Разгосударствление – комплекс мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономической системе, т.е. это трансформация государственной собственности в частную, коллективную и другие, в том числе смешанные и переходные формы.
В целом разгосударствление призвано преодолеть монополизм, способствовать развитию конкуренции и свободного предпринимательства.
Приватизация (от лат. «privatus» – частный) является более узким понятием, поскольку представляет собой одно из направлений разгосударствления, заключающееся в передаче государственной собственности в частные руки, т.е. отдельным гражданам и юридическим лицам.
Цели, способы и условия проведения разгосударствления и приватизации во многом определяются особенностями экономического развития отдельных стран.
ТЕМА 4. Становление и сущность товарного
производства. Экономическая теория товара,
стоимости, денег, цены.
1. Причины возникновения и характерные черты товарного производства.
5. ОНЗТ; их количественные и качественные характеристики.
Измеряется посредством приравнивания их к определенному количеству денег. Деньги служат всеобщим воплощением и мерилом товарных стоимостей
Определяется общественно необходимыми затратами труда.
Общественно необходимые затраты труда – рабочее время, которое требуется для изготовления какого-либо товара при общественно нормальных для данного общества условиях производства, при среднем уровне умелости и интенсивности
5. Какие функции выполняют деньги при:
а) установлении цены товара мера стоимости цены
б) оплата товара в магазине средство обмена
в) оплате товара, проданного в кредит как средство платежа
г) оплата коммунальных платежей как средства обращения
д) деньги положены в сейф как средство накопления
е) помещении в банк как средство накопления
ж) покупка долларов мировые деньги
а) Рассчитайте количество денег, необходимых для обращения, если общий годовой объём продаж составляет 200 млрд рублей, а рубль обслуживает за год пять товарных сделок.
Решение:
Количество необходимых средств обращения равняется сумме цен обращающихся товаров, деленной, на среднее число оборотов денег.
б) Как изменится меновая стоимость товаров
18 карандашей = 50 тетрадей, если:
а) стоимость карандашей возрастёт в два раза?
б) стоимость тетрадей упадёт в два раза?
в) стоимость карандашей упадёт в два раза, а стоимость тетрадей возрастёт в два раза?
г) стоимость карандашей возрастёт в два раза, а стоимость тетрадей упадёт в два раза?
Решение:
18 карандашей = 50 тетрадей
Значит, 9 карандашей = 50 тетрадей
б) Стоимость тетрадей упала в 2 раза. Предположим, она стала t = y/2
Значит, 9 карандашей = 100 тетрадей
Что такое меновая стоимость? Что такое стоимость товара? Объясните связь между стоимостью и меновой стоимостью.
Меновая стоимость товара – это его способность обмениваться в определенных количественных соотношениях на другой товар (заметим, что деньги – это тот же товар).
Общим для всех товаров, делающим их количественно соизмеримыми является овеществленный в них труд. Т.о. в основе меновой стоимости товаров находится затрачиваемый на их производство общественный труд, который образует стоимость товаров. Иными словами, воплощенный в товаре труд является субстанцией (содержанием) стоимости. Между стоимостью и меновой стоимостью товара существует тесная связь, которая не означает полного тождества.
Выберите правильные ответы:
1. Натуральное хозяйство – это такая форма организации экономики при которой:
а) продукты труда производятся для обмена на рынке
б) существует замкнутость производителей
в) продукты производятся для внутрихозяйственного потребления
г) присутствует специализация производства на производстве какого-
2. Какие черты характеризуют только товарное производство:
а) общественное разделение труда
б) универсализация труда
в) продукты производства не для собственного потребления, а для
г) экономическая обособленность производителей и развитие обмена
а) вещь, обладающая потребительской стоимостью или полезностью
б) вещь, являющаяся продуктом человеческого труда
в) вещь, обменивающаяся на другую вещь
г) благо, не являющееся продуктом труда, но полезное человеку.
4. Что из перечисленного не является кредитными деньгами?
б) казначейский билет;
в) затраты труда на изготовление банкноты; стандарта
г) стоимость товаров и услуг, которые можно на неё купить.
6.Какую функцию выполняют деньги при обмене валют?
а) средство обращения
б) средство платежа
7. Если номинальная стоимость денег не изменяется, а цены на товары и услуги возрастут в два раза, то покупательская способность денег:
а) возрастёт в два раза
б) упадёт в два раза
в) упадёт в четыре раза
в) удобство для транспортировки;
г) быть пригодным для хранения;
д) защищён от подделки;
е) всё перечисленное выше.
1 .
2.
Характеристика рыночных структур
отрасль
информации
легкие
Основные организационные формы монополий
Товаров и услуг, факторов производства,
Равновесный, дефицитный, избыточный
Местный, региональный, национальный, мировой
Совершенной конкуренции, монополистической
Оптовый и розничный
Легальный и нелегальный (теневой, черный)
Заполните таблицу:
Признаки конкуренции | Внутриотраслевая конкуренция | Межотраслевая конкуренция | Ценовая конкуренция | Неценовая конкуренция | ||||||||||||||
Субъект |
Вариант | Цена за кг, руб. | Количество продуктов, кг. |
А | 50 | 200 |
В | 40 | 230 |
С | 30 | 300 |
Д | 20 | 400 |
Е | 10 | 600 |
По табличным значениям мы видим, что с уменьшение цены на товар, потребление данного товара увеличивается.
а) пользуясь этими данными, начертите в системе координат кривую спроса.
Закон спроса характеризует обратную связь между величиной спроса и ценой товара. Он гласит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товара. На графике спроса это отмечается движением величины спроса вдоль кривой спроса: вверх, если цена растет, а спрос уменьшается, и вниз, если спрос увеличивается за счет падения цены.
в) какую функциональную связь показывает кривая спроса?
Ответ:
Функциональная зависимость между ценой и спросом (кривая спроса) – показывает какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент.
- код увата тюменской области телефонный
- победа официальный сайт телефон контактный авиакомпания бесплатно