Есть ли что то таинственное в облике желткова
Гранатовый браслет: образ и характеристика Желткова
Драматические события, случившиеся с главными героями, никого не оставят равнодушным. Безответная любовь унесла жизнь прекрасного человека, так и не сумевшего смириться с тем, что никогда не сможет быть вместе с любимой женщиной. Образ и характеристика Желткова в повести «Гранатовый браслет» является ключевым. На его примере можно увидеть, что настоящая любовь существует вне зависимости от времени и эпох.
Желтков – главный герой произведения. Полное имя неизвестно. Есть предположение, что звали его Георгий. Документы мужчина всегда подписывал тремя буквами Г.С.Ж. Работает чиновником. Много лет безответно влюблен в Веру Шеину, замужнюю даму.
Образ
Молодой мужчина лет 35.
Характеристика
Желтков был чудесным человеком. Воспитанный, тактичный, скромный. За годы, что он снимал квартиру, стал для хозяйки жилплощади почти родным сыном.
Своей семьи у мужчины не было. Есть только брат.
Небогат. Жил очень скромно, не позволяя себе никаких излишеств. Зарплата мелкого чиновника была невысока, особо не разгуляешься.
Честный. Искренний. На таких, как он всегда можно положиться. Не подведет, не обманет. Не способен на предательство.
Говорил Желтков еле слышно. Голос от природы у него был слаб. Приходилось прислушиваться, чтобы разобрать, что он хочет сказать.
Любит музыку. Любимый композитор Бетховен.
Любовь в жизни Желткова
Желтков — образ и характеристика героя повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Любовь Желткова к Вере Николаевне Шеиной называют идеальной, великой, возвышенной, очищающей — такой, которая бывает «один раз в тысячу лет».
Но есть и другие мнения. Например, литературовед и литературный критик Д. Кузьмин считает, что по-настоящему Веру любит не Желтков, несколько лет преследующий её своими признаниями и письмами, а муж, Василий Львович Шеин, который желает счастья своей супруге и поэтому оберегает её от ненужных проблем и волнений. Журналист Ю. Стеклов вообще не считает чувство Желткова настоящей любовью, так как «настоящая, самоотверженная, истинная» любовь познаётся в совместной жизни супругов, а «любовь» Желткова к княгине Вере не прошла испытания браком, поэтому априори не может считаться таковой.
Тем не менее, характеристика образа Желткова очень важна для понимания сути повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
Внешность и образ жизни
Георгий С. Желтков (квартирная хозяйка, полька по национальности, называла его Ежий, что по-русски означало «Георгий») — небогатый чиновник контрольной палаты. Свои письма он подписывал инициалами Г. С. Ж. Ему примерно 30–35 лет. Он высок ростом и худощав. Его длинные пушистые мягкие волосы доходили до плеч, а лицо было очень бледным и нежным. Голубые глаза и упрямый детский подбородок с ямочкой посередине делали это лицо похожим на девичье. Голос у Желткова был настолько тихим, что иногда невозможно было разобрать слов. Одет он был в короткий пиджачок.
Во время посещения его мужем и братом Веры он сначала вёл себя довольно взволнованно, у него дрожали руки. На нервический характер Желткова указывали его худые, нервные пальцы, которые «бегали» по борту пиджака, застегивая и расстегивая пуговицы. Он без необходимости то трогал руками лицо, то щипал рыжеватые усы, то снова теребил пуговицы.
Желтков в первые минуты появления в его комнате посетителей вызывает жалость: он напуган, совершенно растерян. Общаться с аристократами на равных он не может, а потому очень робеет. Но когда Николай Николаевич заявил, что после присылки гранатового браслета они с мужем Веры хотели обратиться к власти (вероятно, к полиции), то поведение Желткова резко меняется. Он рассмеялся, сел удобно в угол дивана, закурил и стал держаться увереннее. С чем было связано такое преображение?
Раньше вопросы о чести дамы решались дуэлью. Но это касалось мужчин благородного происхождения. Желткова таковым не считали, и это страшно оскорбило его — он был человеком с обострённым чувством собственного достоинства. После оскорбления он ведёт себя уже не как испуганный «маленький человек», а уверенно и почти вызывающе.
И далее он ведёт себя благородно: даже под угрозой не отказывается от своей любви, считая, что такой любовью его наградил Бог. Не унижается он и перед княгиней, когда разговаривает с ней по телефону и прощается.
О том, что герой повести не был богат, читатели узнают из его собственного признания в письме к Вере Шеиной, а также из описания квартиры, которую он снимал. Подъезд дома был грязным, тёмным, с заплёванной лестницей и неприятным запахом: пахло мышами, кошками, керосином и стиркой.
Маленькая комната на 6 этаже тоже была едва освещена и похожа на кают-компанию грузового корабля. В ней стояли только узкая кровать, большой и широкий диван и стол посередине.
Квартирная хозяйка говорит после его смерти Вере, что у него есть брат, который упросил, чтобы покойного не везли в анатомический театр, а похоронили по-христиански.
Характер
По словам хозяйки, это был чудесный человек. Он жил у неё 8 лет, и за это время стал ей как родной сын.
Желтков не лишён критического отношения к себе. Он, например, признаётся в письме, что у него нет тонкого вкуса; понимает, что не имеет права часто беспокоить княгиню своими письмами. Муж Веры Николаевны при первой же встрече с ним понял, что «этот человек не способен обманывать и лгать заведомо».
Желтков ценит и понимает классическую музыку. В своём письме он указывает сонату Бетховена № 2, op. 2. Largo Appassionato как лучшую и просит Веру прослушать её.
О его педантичности и аккуратности говорит каллиграфический, без помарок, почерк.
История любви Желткова
О своей любви Желтков рассказывает в письмах к Вере.
8 лет назад он впервые увидел её в цирке и влюбился, так как понял, что «на свете нет ничего похожего на неё, нет ничего лучше». Тогда Вера ещё не была замужем, но он понимал, что у него нет никаких шансов — они были людьми разного социального положения. Поначалу он писал ей, по его словам, «глупые и дикие письма» и даже ждал на них ответа.
Все эти годы он постоянно следил за ней, знал, где она бывала и как была одета. Любовь поглотила его настолько сильно, что больше в жизни его ничего не интересовало: ни наука, ни политика, ни социальные проблемы, а вся жизнь заключалась только в ней. Это говорит об ущербности героя и нисколько не возвышает его в глазах читателя.
Он проверял себя и решил, что это не болезнь и не маниакальная идея — это любовь как Божье вознаграждение и единственная радость в жизни.
Муж Веры был согласен с этим заключением.
На очередные именины Желтков прислал Вере в подарок гранатовый браслет, который принадлежал его прабабке, а затем матери. Он переделал его основу, но камни оставил.
Православный взгляд
Поскольку в повести неоднократно упоминается Бог, интерпретируется молитва «Отче наш», любовь Желткова характеризуется данной от Бога («Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам»), то просто необходимо сказать несколько слов по этому поводу.
Желтков несколько лет преследует чужую жену, хранит её вещи (в том числе украденные им), целует её записку и т. д., что противоречит 10-й заповеди «Не желай жены ближнего твоего». Бог не мог послать Желткову такую греховную любовь, нарушив свою же заповедь.
Влюблённый мужчина превратил женщину в бога, создал из неё своего идола, кумира, которому поклонялся и больше ничего в жизни не видел. Её вещи он превратил для себя в иконы и страстно их целовал. Для Желткова бог — это смертная женщина. Таким образом, нарушена 2-я заповедь «Не сотвори себе кумира».
Самоубийство — нарушение 6-й заповеди «Не убивай». Убийство себя — страшный грех.
В конце повести в уме Веры слагались в молитву слова, как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое». Но это предложение взято из молитвы «Отче наш», оно только о Боге и не может относиться к смертному человеку, тогда это будет просто кощунством.
Вывод
Все его ухаживания изначально были обречены на провал, даже когда Вера ещё не была замужем — и сам Желтков это прекрасно понимал, поэтому ограничивал себя только письмами.
Но образ Желткова — это не образ «маленького человека», что и было показано в сцене объяснения мужа и брата Веры с ним. После угрозы обратиться в полицию Желтков как будто просыпается и перестаёт чувствовать себя ниже своих посетителей.
Образ Желткова усиливается и музыкой, которая лишь на миг прерывается тревогой, а дальше снова идёт плавно и размеренно — так и жизнь продолжается после гибели героя.
О другом звуковом мотиве — православной молитве — было сказано выше.
К главному герою нет однозначного отношения, как и к его любви. Ведь по существу он совсем не знает Веры, не знаком с её внутренним миром. Однажды случайно увидев её, он создаёт для себя идеальный образ, а потом сам же подпитывает его.
Его поведение иногда напоминает сталкинг — преследование, навязчивое внимание к определённому человеку. Сталкеры считают, что их действия вызваны любовью (или ревностью). Они начинают с попыток «доказать свою любовь», посылают письма, цветы или подарки, а затем переходят к оскорблениям и угрозам. Конечно, Желтков несколько иная личность, но в жизнь любимой женщины он всё-таки вносит тревогу, от которой она хочет избавиться. Любящий же человек должен желать любимой душевного покоя и не трогать её личного пространства.
И последнее замечание: в общении со старшеклассниками нельзя допускать романтизацию смерти — их мировоззрение окончательно ещё не сформировалось.
Характеристика образа Желткова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Образ и характеристика Желткова в повести «Гранатовый браслет»: портрет, описание внешности и характера
Желтков. «Гранатовый браслет». Художник В. Якубич |
Господин Желтков является одним из главных персонажей повести «Гранатовый браслет» Куприна.
В этой статье представлен образ и характеристика Желткова в повести «Гранатовый браслет», портрет героя, описание его внешности и характера.
Образ и характеристика Желткова в повести «Гранатовый браслет»
Полное имя Желткова не указано. Судя по всему, его зовут Георгий:
«. в письмах подписывался Г. С. Ж. »
«. Потом пан Ежий побежал до телефона. » (Ежий / Ежи (Jerzy) – польское соответствие имени Георгий)
Внешность Желткова:
«. Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами. »
«. Худые, нервные пальцы Желткова забегали по борту коричневого короткого пиджачка, застегивая и расстегивая пуговицы. »
«. Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине. »
«. И опять его дрожащие руки забегали, теребя пуговицы, щипля светлые рыжеватые усы, трогая без нужды лицо. «
Желтков служит чиновником в контрольной палате:
«. чиновник контрольной палаты Г. С. Желтков. »
«. Однажды он обмолвился, что служит в каком‑то казенном учреждении маленьким чиновником. «
У Желткова слабый голос:
«. Войдите, – отозвался слабый голос. «
У Желткова красивый почерк:
«. Она прочитала следующие строки, написанные мелко, великолепно‑каллиграфическим почерком. «
У Желткова есть брат:
«. у него есть брат, так он упросил, чтобы его похоронить по‑христианску. «
Дом и комната Желткова
Желтков живет в многоэтажном доме на улице Лютеранской (название города не указано в повести):
«. Вера Николаевна оставила свой экипаж за две улицы до Лютеранской. »
«. Заплеванная лестница пахла мышами, кошками, керосином и стиркой. Перед шестым этажом князь Василий Львович остановился Они поднялись еще на два марша. На лестничной площадке было так темно, что Николай Николаевич должен был два раза зажигать спички, пока не разглядел номера квартиры. «
Желтков снимает комнату у пожилой женщины:
«. На его звонок отворила дверь полная седая сероглазая женщина в очках. »
«. Первая дверь налево. «
Комната Желткова выглядит так:
«. Комната была очень низка, но очень широка и длинна, почти квадратной формы. Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле‑еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают‑компанию грузового парохода. Вдоль одной стены стояла узенькая кровать, вдоль другой очень большой и широкий диван, покрытый истрепанным прекрасным текинским ковром, посередине – стол, накрытый цветной малороссийской скатертью. «
История Желткова и Веры
«. Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше…»
«. семь лет безнадежной и вежливой любви дают мне право на это. «
«. Я соглашаюсь, что вначале, когда Вера Николаевна была еще барышней, я писал ей глупые письма и даже ждал на них ответа. «
«. Очевидно, он постоянно следил за ней, потому что в своих письмах весьма точно указывал, где она бывала на вечерах, в каком обществе и как была одета. «
«. Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас. «
«. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно за что‑то меня вознаградить. «
«. Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. » (мнение мужа Веры о Желткове)
«. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: ваш платок, который, я признаюсь, украл. Вы его забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку, – о, как я ее целовал, – ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе…»
«. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. «
«. этот браслет принадлежал еще моей прабабке, а последняя, по времени, его носила моя покойная матушка. Посередине, между большими камнями, Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната – зеленый гранат. По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти. «
«. либо вы совершенно отказываетесь от преследования княгини Веры Николаевны, либо, если на это вы не согласитесь, мы примем меры. «
«. Княгиня Вера Николаевна совсем не хотела со мной говорить. Когда я ее спросил, можно ли мне остаться в городе, чтобы хотя изредка ее видеть, конечно не показываясь ей на глаза, она ответила: «Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите ее как можно скорее»..»
«. потом мы слышим, будто бы из детского пистолета выстрелили. Мы никакого внимания не обратили. В семь часов он всегда пил чай. «
«. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое. «
«. В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Она вспомнила слова генерала Аносова о вечной исключительной любви – почти пророческие слова. «
В этой статье представлен образ и характеристика Желткова в повести «Гранатовый браслет», портрет героя, описание его внешности и характера.
Талант любви в рассказе А.И. Куприна “Гранатовый браслет”
Урок литературы в 11 классе
Талант любви в рассказе А.И. Куприна “Гранатовый браслет”
Коломийцева Ольга Михайловна учитель русского языка и литературы
Цель урока: показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе.
Оборудование урока: запись второй сонаты Бетховена, произведений Л.В. Бетховена.
Методические приемы: комментированное чтение, аналитическая беседа.
Аналитическая беседа. Слово учителя
Рекомендация для учителя.
Можно зачесть следующий отрывок и ответить на вопросы.
«В период между первым й вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось — Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе (у Куприна князь Шейн в шутку решает, что так писать может только какой-нибудь телеграфист), в одном письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку (у Куприна Шейн опять-таки в шутку рассказывает, как Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Веры). Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил ее, хоть она никак не реагировала на его изъяснения.
Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть ли не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста.
И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Желтому. Псе это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Желтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже. «Заплеванная лестница,— пишет Куприн,— пахла мышами, кошками, керосином и стиркой» — все это соответствует слышанному мною от отца. Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шейн, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».
Л. Любимов. На чужбине, 1963
Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова?
Какие социальные преграды (и только ли они одни?) отодвигают любовь героя в сферу недоступной мечты?
Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве?
Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется “только один раз в тысячу лет”. Любовь, по Куприну, “всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть”. Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.
Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шейну?
Какой прием использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в рассказе Желткова?
Куприн “собирает” всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова, на именины княгини Веры. Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: “прекрасные серьги из грушевидных жемчужин” от мужа, “маленькую записную книжку в удивительном переплете. любовное дело рук искусного и терпеливого художника” от сестры. Небольшое общество приятных друг другу людей весело празднует именины, но Вера вдруг отмечает, что гостей тринадцать, и это настораживает ее: “она была суеверна”.
Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность? Каково символическое звучание этой детали?
Как развивается тема любви в рассказе?
Как вы считаете, присутствует ли в рассказе «женская любовь»?
Муж Веры, князь Василий Львович, человек веселый и остроумный, вышучивает еще незнакомого ему Желткова, показывая гостям юмористический альбом с “историей любви” телеграфиста к княгине. Однако окончание этой смешной истории оказывается почти пророческим: “Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами”.
Как изображается автором Желтков и его любовь?
Как вы считаете, есть ли что-либо «таинственное» в облике главного героя рассказа? Есть ли в облике чиновника Желткова то, что сближает его со сказочным героем?
Куприн развивает традиционную для русской литературы тему “маленького человека”. Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни. “Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей
Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?
Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая “большая любовь, которая Повторяется раз в тысячу лет”. Герои “любили друг друга только одно мгновение, но навеки”.
И еще. Подумаем над словами Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906 г.): “Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!”.
Звучит мелодия второй сонаты Бетховена.
В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Подготовиться по вопросам к рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
1. Расскажите о семье сестры Веры и её муже. (найдите портретные характеристики)
2.Какие подарки были сделаны Вере? 3.Генерал Аносов.
4. О чем произведение Куприна? Почему оно названо «Гранатовый браслет»?
5.Какую роль играет в произведении первая г лава? 6. Как автор выявляет это душевное состояние Веры?
7. Найдите и прочитайте описание. Этому описанию предшествовало описание чувств Веры к мужу. Прочитайте со слов: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу. »
8.Что объединяет описания: чувств Веры и сада? 9.Что же «счастливо-чудесное» произошло в этот день?
10.Прочитайте описание подарка. Сравните его с подарками князя и Анны.
11.Что мы узнали о браслете из письма Желткова? 12.Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную ценность письме Желткова Вере. 13. Как воспринимает муж Веры письма Желткова? 14.Что мы можем сказать о князе Василии Львовиче, муже Веры, прочитав этот эпизод? 15.Как он описывает историю любви Желткова к Вере? 16.Как относятся к любви эти два человека? А Вера?
17.Способен ли князь Шейн глубоко и сильно любить? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте рассказа? (Аносов о Васе.) 18. Как относится князь Василий к своей жене? (Эпизод с юмористическим альбомом.) 19. Какую роль в рассказе отводит Куприн генералу Аносову? 20. Как он рассуждает о любви? 21. Что узнал генерал Аносов о Желткове от Веры? 22. Какую характеристику Желткова мы находим в рассказе Веры и в выводах Аносова? 23. Почему Вера неожиданно заплакала? Неужели причиной слез стало «впечатление смерти» или есть другая причина? 24. Почему Желтков «заставил» Веру слушать именно это бетховенское произведение? 25. Почему слова, которые слагались в ее уме, оказались столь созвучны настроению, выраженному в бетховенской музыке? 26. Как вы думаете, состоялось ли ответное чувство любви в душе Веры?
Сочинение: «Желтков в произведении «Гранатовый браслет» (А.И. Куприн)»
В сочинении на тему: «Желтков в произведении «Гранатовый браслет» (А.И. Куприн)» представлено авторское видение персонажа на основе анализа его внешности, интерьера, характера и поступков.
Желтков – один из главных персонажей повести Александра Куприна «Гранатовый браслет». Его по праву можно назвать одним из самых трагических образов в русской литературе. Внешне он выглядит необычно. Этот молодой человек высокий и худой, имеет длинные пушистые волосы. Автор так описывает его внешность: «Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти».
Когда-то, восемь лет назад, Желтков безответно влюбился в Веру Николаевну Шеину, даму из небогатых дворян. Тогда еще эта женщина была незамужней. Молодой мужчина увидел ее в ложе цирка и сразу же навсегда отдал ей свое сердце. Она заменила ему свет солнца и воздух. Сейчас же Вера – замужняя дворянка, но муж ее не имеет финансовой стабильности. В начале повести мы видим, как она справляет именины на даче, ведь в городе нужно собирать много гостей. Соответственно, будут большие расходы, которые они с мужем никак не могут себе позволить.
Молодой человек пытался всячески завоевать ее и получить в награду самое ценное – ее любовь, но так и не смог достичь успехов в этом деле. Он, как обреченный, скитался за ней повсюду. А потом писал ей письма, где рассказывал о местах ее пребывания, о ее круге общении и о том, в какое платье она была одета. Вера воспринимала Желткова как ненормального, который все время преследует ее. У нее никогда не было к нему чувств, и женщина даже не пыталась понять молодого человека.
Желтков же все больше уходил с головой в свою любовь. Он ходил за Верой по пятам, иногда останавливался, чтобы унести с собой предмет, которого касалась любимая. Так он подобрал платок, случайно уронен Верою, буклет, которого она касалась. А самое дорогое в его коллекции было письмо от Веры. Правда, она писала ему о том, чтобы он больше не тревожил ее своими письмами и оставил в покое. Но этот факт не сделал ее письмо менее ценным в его глазах.
Он сжимал этот клочок бумаги, как самое дорогое, что было в его жизни. Впрочем, после этого Желтков действительно стал писать намного реже: только по большим праздникам и на ее день рождение. Через два года после их встречи Вера Николаевна вышла замуж. Казалось бы, что все надежды Желткова на то, что любимая женщина все-таки будет с ним рядом, рухнули. И все же, любовь его не ушла, сердце не остыло, а все еще пылало тем редкостным огнем, который не каждый способен в себе зажечь.
В быту же Желтков был обычным чиновником. Жил он очень бедно, этот вывод можно сделать из описания его жилья и некоторых фраз, оставленных ним в письме к Вере. Желтков снимал комнату в доме на Лютеранской улице. Хозяйкой там была одна старая женщина. Сам дом был грязным и неосвещенным, не лучше выглядели и его апартаменты: «Комната была очень низка, но очень широка и длинна, почти квадратной формы. Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле-еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают-компанию грузового парохода». Мебели там было совсем немного.
Казалось даже странным, что человек с такой открытой и огромной душой живет в таких темных и неприглядных местах. Хозяйка отмечала, что Желтков – человек с мягким характером, жалоб у нее никаких не было. Также стоит отметить его каллиграфический красивый почерк и слабый голос. После восьми лет страданий и безответной любви Желтков снова пишет Вере на ее день рождения. В этот раз вместе с письмом женщина получает и необыкновенный подарок – гранатовый браслет.
Эта вещь, по словам Желткова, принадлежала женщинам его рода и передавалась из рук в руки через многие поколения. Он помнит, что когда-то его носила прабабушка, а также его мать. Этот подарок символизирует глубину и вечность его чувств к Вере. Он считает эту женщину единственной достойной носить его семейную реликвию, войти в его род. Но Вера не хочет принимать этот подарок и по честности своей рассказывает о письме и подарке своему мужу Василию и брату Николаю, который проживал с ними.
Ее муж и раньше знал об этом неизвестном мужчине, который подписывал письма «Г. С. Ж.», он был посвящен в эту историю с самого начала. Подарок Желткова больше всех зацепил брата Веры. Он считает, что таким образом этот человек может навлечь беду на их семью. Возможно, он захочет вернуть эту вещь через суд или еще что-то. В итоге Николай и Василий решили отыскать Желткова во что бы то ни стало. И у них это получилось.
Но вместо разбойника, вымогателя и сумасшедшего, их встретил вот такой искренний молодой человек с открытым сердцем и душой. Василий Львович сразу же почувствовал всю глубину страданий этого человека. Об этом кричали его глаза и тихие речи. А вот Николай всячески отказывался увидеть муки. Он давил, угрожал судом и просил оставить его сестру в покое, иначе они вынуждены будут пойти на крайние меры. Василий стал необычно робок перед этим величественным человеком и даже не отказал ему в просьбе поговорить по телефону с Верой.
Он не хотел, чтобы кто-то догадался о всей этой истории и, защищая любимую, оставил предсмертную записку, в которой объяснил свой поступок «растратою казенных денег». Таков был финал Желткова, но вся его жизнь не была напрасной. Во-первых, сама Вера многое поняла и открыла для себя, пускай и спустя 8 лет. На дне рождении ей посчастливилось увидеть своего дедушку-чудака, бывшего генерала Аносова. Он повидал много всего в своей жизни: от ранения до смерти, от любви до ненависти. Именно он и рассказал ей о настоящей редкостной любви, похожей на бред сумасшедшего маньяка. Такая любовь случается очень редко, и не каждому удается на своем пути увидеть это чудное явление.
Такою была любовь Желткова. И Вера поняла это. Она поняла, что потеряла, только после его смерти. Даже осмелилась прийти к нему, чтобы увидеть собственными глазами влюбленного в нее, но уже мертвого, мужчину. До этого она получила то последнее письмо от него. Желтков в нем все также признавался в своей любви. Он писал о том, что не винит ее в своей смерти. Она всегда останется для него неким божеством, к ногам которого он давно уже положил абсолютно все. Желтков не мог интересоваться в этой жизни ничем иным, кроме нее.
Ни политика, ни философия, ни деньги – ничто не стояло для него даже близко возле ее облика. Он видел ее во всем, чего касался, что просто смотрел и слушал. Последнее и единственное, что он попросил у нее: сыграть или прослушать сонату Бетховена. Это говорит о его тонком музыкальном вкусе и хрупкости нежной души, которую затрагивают струны звучных мелодий. Когда Вера послушала эту сонату, она действительно услышала в ней больше, чем ожидала. В этой мелодии плакала израненная годами безответной любви душа, готовая на самопожертвование и самоотречение.
Я думаю, что повесть «Гранатовый браслет» – это гимн, воспетый тем редкостным людям, которые еще не разучились страстно и верно любить. Здесь таким героем является Желтков. Другие персонажи также чувствуют его тонкую натуру. Например, после встречи с Желтковым муж Веры говорит: «Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и даже почти понял, что передо мною мертвый человек». Сама Вера, услышав подробный рассказ о визите Василия и Николая к Желткову, также понимает, что этот человек скоро умрет.
Без нее ему незачем существовать. Вся его истина, боль и жизнь выражены в четырех коротких словах, которые он написал в последнем письме к Вере. Женщина услышала их также в сонате Бетховена: «Да святится имя Твое». Эти слова взяты с канонической молитвы Богу, Тому, Кто, по вере христианской, содержит все живое на этой земле. Таким божеством для Желткова была Вера.