Если я хочу чтобы он пребыл пока приду что тебе до того
Если я хочу чтобы он пребыл пока приду что тебе до того
Скажите, пожалуйста, к кому обращены слова Иисуса Христа: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]? ты иди за Мною» (Ин.21:22). И как толкует их Православная церковь? Спасибо.
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Блаж. Феофилакт толкует это место Евангелия так. «Некоторые же так понимают: Петр, услышав, что он умрет за Христа, сказал: что же Иоанн? не умрет ли и он? Христос не отверг этого, ибо всяк, кто родился, тот и умрет, а сказал: если Я хочу, чтобы он пребыл, то есть жил до кончины мира и тогда соделался мучеником за Меня. Отселе и говорят, что он жив, а будет умерщвлен антихристом, когда вместе с Илиею станет проповедывать Христа. Если указывают гроб его, что до того? он вошел в него живой, а потом преставлен, как Енох и Илия. Итак, евангелист опровергает ложное мнение тех, кои подумали, что ученик сей не умрет, а будет бессмертен: ибо сущая ложь, чтобы человек был бессмертен. Хотя Енох и Илия не умирали, однакож они смертны. Так и он, хотя не умер, но умрет. Посему понимание слова: не «умрет», в том смысле, что будет бессмертен, ложно. Иные утверждают, что он умер, а слова: «если Я хочу, чтобы он пребыл», понимают так, как мы выше изъяснили. Мы высказали все мнения, чтобы для любопытных ни одно не было безызвестно. По нашему мнению, слова: «чтобы он пребыл, пока приду», лучше понимать не о жизни, а о разлуке с Петром, как понимал это достославный и златоустый Иоанн» (Толкование на Евангелие от Иоанна).
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Ин. 21:22
Свт. Иоанн Златоуст
Глагола ему Иисус: аще хощу, да той пребывает, дондеже прииду, что к тебе; ты по Мне гряди
Прп. Антоний Великий
Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною
Вопрос: Тогда как Господь говорит Петру о Иоанне евангелисте, что «если Я желаю, то да пребывает до тех пор, пока я приду, что тебе до этого?» Он указует Иоанну, что тот будет жить до конца мира?
Ответ. Сам Иоанн истолковал это до конца в своем Евангелии: «И се сказал Он, говоря ему – то есть Петру – «Иди за Мною». Но Петр обратился и увидел ученика, которого любил Иисус, идущего за ним, который возлежал сверху груди Его, и сказал: «Господи! кто предаст Тебя!» Петр, увидев его, сказал Иисусу: «Господи, а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока Я приду, что тебе… ты иди за Мною. Слово понеслось между братиями, что ученик тот не умрет. Но Господь не сказал, что он не умрет, но если Я хочу, то он останется до тех пор, пока Я приду: что тебе». Потому что Он их оторвал от ловли рыбы и велел Петру идти за Ним, тем самым веля и его товарищу идти за Ним. Петр сказал Иисусу: «Сей для чего идет?» И ему повелел Иисус, оставив на рыбную ловлю, когда сказал: «если Я хочу», то он останется до тех пор, «пока Я приду, что тебе»?
Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 201.
Прп. Нил Синайский
Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною
Письма на разные темы. Квестору Олимпию.
Блж. Феофилакт Болгарский
Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною
Евфимий Зигабен
Глагола ему Иисус: аще хощу, да той пребывает, дондеже прииду, что к тебе
Если Я хочу, чтобы он остался в живых, до второго Моего пришествия, что тебе до того?
Ты по Мне гряди
Лопухин А.П.
Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною
Если вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter
Толкование на От Иоанна 21:22
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Иоанна 21:22 / Ин 21:22
Иоанн Златоуст (
Глагола ему Иисус: аще хощу, да той пребывает, дондеже прииду, что к тебе; ты по Мне гряди
Антоний Великий (
Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною
Вопрос: Тогда как Господь говорит Петру о Иоанне евангелисте, что «если Я желаю, то да пребывает до тех пор, пока я приду, что тебе до этого?» Он указует Иоанну, что тот будет жить до конца мира?
Ответ. Сам Иоанн истолковал это до конца в своем Евангелии: «И се сказал Он, говоря ему — то есть Петру — «Иди за Мною». Но Петр обратился и увидел ученика, которого любил Иисус, идущего за ним, который возлежал сверху груди Его, и сказал: «Господи! кто предаст Тебя!» Петр, увидев его, сказал Иисусу: «Господи, а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока Я приду, что тебе… ты иди за Мною. Слово понеслось между братиями, что ученик тот не умрет. Но Господь не сказал, что он не умрет, но если Я хочу, то он останется до тех пор, пока Я приду: что тебе». Потому что Он их оторвал от ловли рыбы и велел Петру идти за Ним, тем самым веля и его товарищу идти за Ним. Петр сказал Иисусу: «Сей для чего идет?» И ему повелел Иисус, оставив на рыбную ловлю, когда сказал: «если Я хочу», то он останется до тех пор, «пока Я приду, что тебе»?
Источник: Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 201.
Нил Синайский
Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною
Источник: Письма на разные темы. Квестору Олимпию.
Евфимий Зигабен (
Глагола ему Иисус: аще хощу, да той пребывает, дондеже прииду, что к тебе
Если Я хочу, чтобы он остался в живых, до второго Моего пришествия, что тебе до того?
Ты по Мне гряди
Евангелие по Иоанну 21:22
Толкования:
Блж. Феофилакт Болгарский
Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною
Евфимий Зигабен
Глагола ему Иисус: аще хощу, да той пребывает, дондеже прииду, что к тебе
Если Я хочу, чтобы он остался в живых, до второго Моего пришествия, что тебе до того?
Ты по Мне гряди
Лопухин А.П.
Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною
Прп. Антоний Великий
Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною
Вопрос: Тогда как Господь говорит Петру о Иоанне евангелисте, что «если Я желаю, то да пребывает до тех пор, пока я приду, что тебе до этого?» Он указует Иоанну, что тот будет жить до конца мира?
Ответ. Сам Иоанн истолковал это до конца в своем Евангелии: «И се сказал Он, говоря ему – то есть Петру – «Иди за Мною». Но Петр обратился и увидел ученика, которого любил Иисус, идущего за ним, который возлежал сверху груди Его, и сказал: «Господи! кто предаст Тебя!» Петр, увидев его, сказал Иисусу: «Господи, а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока Я приду, что тебе… ты иди за Мною. Слово понеслось между братиями, что ученик тот не умрет. Но Господь не сказал, что он не умрет, но если Я хочу, то он останется до тех пор, пока Я приду: что тебе». Потому что Он их оторвал от ловли рыбы и велел Петру идти за Ним, тем самым веля и его товарищу идти за Ним. Петр сказал Иисусу: «Сей для чего идет?» И ему повелел Иисус, оставив на рыбную ловлю, когда сказал: «если Я хочу», то он останется до тех пор, «пока Я приду, что тебе»?
Прп. Нил Синайский
Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною
Свт. Иоанн Златоуст
Глагола ему Иисус: аще хощу, да той пребывает, дондеже прииду, что к тебе; ты по Мне гряди
«Что тебе до того? Ты за Мной иди»
В те дни явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых, и говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: «Господи! кто предаст Тебя?» Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! А он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною.
И пронеслось это слово между братьями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?
Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал это; и знаем, что истинно свидетельство его.
Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг.
Аминь.
Сегодня мы читаем последнее из одиннадцати евангелий на воскресной утрене. Одновременно это конец Евангелия от Иоанна и всего Четвероевангелия. Нынешний фрагмент мы слышим не только на всенощном бдении под воскресенье несколько раз в году: он также читается в качестве рядового чтения на литургии Троицкой родительской субботы, на утрене в дни памяти апостола Иоанна Богослова (8/21 мая и 26 сентября / 9 октября) и на литургии в день поклонения веригам апостола Петра (16/29 января).
Последние два стиха Евангелия от Иоанна входят в состав литургийного чтения в дни памяти этого евангелиста.
Основное содержание финальной сцены четвертого Евангелия – диалог Иисуса с Петром, восстановление старшего из учеников в его апостольстве и – сразу же! – новые поручения, новые обязательства, возлагаемые на Петра. А кроме того – и предсказание о судьбе Петра, о его мученической смерти. Но Петр не может не поинтересоваться судьбой своего соученика – «ученика, которого любил Иисус», т. е. Иоанна: «Господи! А он что?»
В ответ Христос произносит фразу, которая стала предметом размышлений и споров для многих поколений христиан. И недоумение, которое породил ответ Иисуса, зафиксировано уже в самом Евангелии (ст. 23).
В качестве одного из вариантов разгадки я хотел бы процитировать Н.Т. Райта: «Ничего конкретного о судьбе Иоанна Иисус никогда не говорил. Он хотел сказать и сказал одно: что бы ни произошло с Иоанном, к Петру это отношения не имеет. Предположим, я позвал девочку: “Приходи, помоги мне в саду”. Девочка медлит, оглядывается на своего брата: “А он что будет делать?” А я отвечу: “Допустим, я попрошу его слетать на Луну, тебе-то что?” Это же не означает, что я в самом деле пошлю ее брата на Луну. Иисус не говорил, что Иоанн будет жить до Его возвращения. Он сказал просто и ясно: Петра это не касается» (Н. Т. Райт. Иоанн. Евангелие. Популярный комментарий. М.: ББИ, 2009. – С. 278).
Догадка остроумна, а разгадка, согласитесь, довольно прозаична. Не настаиваю именно на таком объяснении, но предлагаю пока что не пускаться в дальнейшие исследования. Так или иначе, суть ответа именно в этом – в его концовке: «…что тебе до того? Ты иди за Мною».
В афористической форме этот ответ неоднократно воспроизведен в «Хрониках Нарнии» К. С. Льюиса: «Я рассказываю каждому только его собственную историю», – говорит Аслан, когда тот или иной персонаж пытается спросить его о своем друге: «А он что?»
Такой ответ, конечно, разочаровывает. И ведь нельзя сказать, что вопрос задавался из одного лишь праздного любопытства: Иоанн – друг Петра, Шаста (герой повести «Конь и его мальчик») – друг Аравиты.
Вполне естественно интересоваться судьбой друзей, их прошлым и будущим. Однако в ответ – отказ. Но, проглотив горечь этого отказа, по некотором размышлении ты понимаешь, что покров тайны, скрывающий жизнь даже самых близких людей, – это по-своему правильно. Это даже хорошо, это просто прекрасно! Это значит, что Бог выстраивает личные отношения с каждым человеком. Это значит, что Он тактично признает за нами право не выставлять свою жизнь на всеобщее обозрение, побуждая нас, с другой стороны, глубже вникать в эту самую свою собственную – а не чужую – жизнь.
Это значит, что Бог, хотя Он и неизмеримо выше, лучше, добрее, мудрее нас, – тем не менее, готов стать помощником и другом для любого, кто этого захочет. Именно другом, а не повелителем, который с высоты своего престола осматривает массы подвластных ему людей, не давая себе труда вглядеться в лицо и в душу отдельного человека. Но дружба – обоюдна; и потому Бог ожидает и от нас содействия, ожидает следования за Собой – следования не среди толпы, но по нашему личному, осознанному выбору, по дружбе, по любви к Нему.
Когда я читаю эти строки Евангелия (вопрос Петра и ответ Иисуса), мне почему-то всегда представляется устремленная вдаль дорога, не имеющая конца. По дороге идет Иисус, чуть позади – Петр, неподалёку от них Иоанн. Они идут – одновременно вместе и по отдельности. У каждого своя судьба: Иисус через несколько недель или дней взойдет к Отцу; Петр спустя три десятка лет будет распят на кресте; Иоанн переживет друга лет на тридцать-сорок.
И всё же у этой дороги нет конца: путь к Богу, как и путь к самому себе – бесконечен. Но у нас нет недостатка во времени, ведь мы рождены для вечной жизни. И пусть Господь и Спаситель наш Иисус Христос сподобит нас этой жизни в Царстве Отца – молитвами апостолов Петра и Иоанна и всех святых. Аминь.
В качестве приложения приводим песнопения, соотносящиеся с евангельским чтением на утрене: воскресный ексапостиларий, его богородичен и евангельскую стихиру – в церковнославянском переводе и в русском переводе иеромонаха Амвросия (Тимрота). Оригинал этих песнопений, а также сегодняшнего евангелия можно увидеть здесь.
Ексапостиларий:
По Божественнем востании,
трижды Петра, любиши ли Мя, вопрошая Господь,
Своих овец предлагает пастыреначальника:
иже видя, егоже любляше Иисус, во след грядуща,
вопрошаше Владыку: сей же что?
Аще хощу, рече, пребывати сему,
дондеже и паки прииду,
что к тебе, друже Петре?
После Своего Божественного воскресения
Господь, трижды вопросив Петра: «Любишь ли ты Меня?»,
назначает его Своих овец пастыреначальником.
Он, увидев того, кого Иисус любил, во след идущим,
спросил Владыку: «А он что?» –
«Если Я и хочу, – сказал Господь, –
чтобы он пребывал, доколе Я вновь не приду,
что тебе до того, друг Петр?»
Богородичен:
О страшное таинство, о преславное чудо!
Кто убо не воспоет; и кто не поклонится Твоему воскресению, Слове,
и чисто рождшей Тя плотию Богородице?
Еяже молитвами, всех геенны избави.
О страшное таинство!
О необычайное чудо!
Кто же не воспоет Тебя,
и кто не поклонится Твоему воскресению, Слово,
и непорочно по плоти родившей Тебя Богородице?
Ее ходатайствами избавь всех от геенны.
Утренняя стихира:
Являя Себе учеником Твоим, Спасе,
по воскресении Симону дал еси овец паству,
за любве воздаяние,
яже о пастве попечения ищя.
Темже и глаголал еси:
аще любиши Мя, Петре,
паси агнцы Моя, паси овцы Моя.
Он же абие показуя друголюбное,
о друзем ученице вопрошаше.
Ихже молитвами, Христе, стадо Твое сохраняй,
от волков губящих е.
Являя Себя ученикам Своим по воскресении, Спаситель,
Ты Симону, в воздаяние за его любовь,
стадо овец вручил, с заботою пасти их требуя.
Потому Ты и говорил:
«Если любишь Меня, Петр,
паси агнцев Моих, паси овец Моих».
Он же, тотчас показывая горячую любовь,
о другом ученике спрашивал.
По их ходатайствам, Христе, паству Твою сохраняй