Если ребенок плохо кушает что
Ребенок плохо ест. 5 причин отсутствия аппетита у детей
Что делать с перекусами, торчащими ребрами и лишним весом
Юрий Староверов врач-педиатр высшей врачебной категории с сорокалетним стажем, доцент кафедры детских болезней Военно-медицинской академии, кандидат медицинских наук
Плохой аппетит у ребенка летом — скорее исключение, чем правило, ведь движение и свежий воздух делают свое дело. Однако в жару дети действительно могут есть меньше обычного. Так ли важно следить за количеством съеденного, рассказывает врач-педиатр с 40-летним опытом Юрий Иванович Староверов.
Причина плохого аппетита первая: ем что хочу
С утра в клинике раздается телефонный звонок. Тревожный женский голос сообщает: «Мой мальчик отказывается есть. И это уже не первый раз. Что делать?». Для начала всегда неплохо выяснить, в чем же проявляется отсутствие аппетита. Нередко выясняется, что ребенок отказывается от каких-то одних продуктов, но охотно ест другие. Например, демонстративно выплевывает кашу и требует сладкие фрукты. Если ему идут навстречу, в следующий раз ситуация повторяется. Очевидно, что проблема избирательного аппетита прямого отношения к аппетиту как таковому не имеет. Проблема педагогическая: в семье растет узурпатор и эгоист.
А что же все-таки делать? Важно, чтобы ребенок в семье чувствовал себя равным среди равных, а не баловнем судьбы и центром цивилизации. Не хочет он есть кашу — завтрак окончен, обед через 4 часа. Не стал есть суп за обедом — жди до ужина. При этом очень важно, чтобы в перерывах между едой пища не попадалась на глаза ребенку, чтобы он не имел возможности самостоятельно перекусить и чтобы не было в его присутствии никаких разговоров о еде.
Многие возражают: «Так ведь он так не будет есть и целый день». Ничего страшного. Природа создала человека таким образом, что он вполне безболезненно может обходиться без еды (но не без питья) несколько дней. Ну, до этого дело, как правило, не доходит, при условии, конечно, что у мамы с бабушкой хватит терпения. А не хватит, ну что же, это ваш ребенок.
Формирование у ребенка пищевых навыков в значительной степени зависит от примера взрослых. Трудно требовать от малыша вдумчивого поглощения пищи, если папа обычно «на ходу» перекусывает бутербродами, а семья никогда не собирается за обеденным столом.
Причина вторая: перекусы
Другой распространенный вариант ложно пониженного аппетита связан с перекусыванием между едой. Ребенок плохо поел за завтраком, через час ему предлагают бутерброд, еще через час он съедает йогурт, а в обед снова не хочет есть. Или школьник возвращается домой, когда взрослые еще на работе. Он достает из холодильника и съедает кусок колбасы. Возвращается мама, предлагает ему поесть, а у него нет аппетита.
Если вы хотите, чтобы у ребенка был аппетит, не следует подкармливать его между приемами пищи.
Причина отсутствия аппетита третья: индивидуальное развитие
Как известно, дети очень разные, и потребности их в пище тоже различны. Один ребенок неугомонный, носится как волчок, бесконечно прыгает, везде лезет. Другой — спокойный, малоподвижный, предпочитает тихие игры, любит слушать, когда ему читают книжки. Первый, как правило, худенький независимо от того, чего и сколько съедает, — все сгорает в его энергетической топке. Второй обычно хорошо упитан, хотя может съедать и меньше первого. Потребности детей в пище в значительной мере зависят от затрат на физические нагрузки, рост, теплопродукцию, борьбу с инфекциями. На улице похолодало — ребенок стал лучше есть; ускоряется рост в периоде полового созревания — улучшается аппетит; побегал на улице — «нагулял аппетит».
Наряду с различиями в энергетических потребностях у каждого ребенка свои возможности пищеварения (расщепления и всасывания пищи), своя интенсивность обмена веществ. И в зависимости от этого потребность в пище у детей одного возраста также может существенно различаться.
Мерилом адекватности питания ребенка является не количество поглощаемой им пищи, а уровень его развития: темпы роста, упитанность, своевременность появления у него новых навыков.
Зачастую обращаются к врачу не потому, что ребенок плохо ест, а в связи с тем, что: «Кормлю его, кормлю, а у него все равно ребра торчат». И порой чрезвычайно трудно убедить маму (а особенно бабушку), что так и должно быть, что это нормально.
А должно так быть потому, что дети растут неравномерно. До 3 лет продолжается так называемый «период первой полноты», когда прибавки веса несколько опережают темпы роста. А вот после 3–4 лет начинается период вытягивания (так называемый «полуростовой скачок роста»). Ребенок ускоряется в росте, и складывается впечатление, что он худеет. И в первый класс большинство детей идет худенькими, стройными.
«Большинство, но далеко не все» — скажете вы, и будете правы. Да, действительно, дети кроме всего прочего различаются между собой и особенностями телосложения. Одни узенькие с удлиненной цилиндрической грудной клеткой, с длинными руками и ногами и с малым количеством жировой ткани — астеники. Другие с широкой грудной клеткой, крепким костяком, хорошо развитой мускулатурой и склонностью к повышенному жироотложению. И то и другое совершенно нормально. Но отчего такие различия? Может быть, дело в питании? Все гораздо проще. Посмотрите на себя в зеркало. Ребенок похож на вас не только цветом глаз и формой ушей, но и особенностями телосложения.
Причина четвертая: нагрузки
Вам, конечно, приходилось наблюдать за детьми. Дома, на улице они способны часами бегать, прыгать, скакать, кувыркаться. Ребенок по природе своей — сгусток энергии, требующей выхода. По мере расхода этой энергии возникает потребность в ее пополнении, то есть появляется аппетит. Чрезвычайно редко (даже не припомню) жалуются на отсутствие аппетита дети, систематически занимающиеся спортом.
В нашей клинике была обследована довольно большая группа девочек-пловчих и девочек-гимнасток. У нас проводилось профилактическое обследование нахимовцев и кадетов. Плохого аппетита не замечено ни у кого. И дело не в том, что их у себя плохо кормят. Просто у них у всех высокий уровень физических нагрузок.
Высокие энергозатраты — и у ребенка нет проблем с аппетитом.
Возможно, что в приведенном примере также имеет значение феномен «коллективного питания». Еще в старые времена зажиточные люди, имеющие малохольных отпрысков, имели обыкновение приглашать на обед детей из бедных семей. Оказывается, хороший аппетит заразителен. И в наше время, когда ребенок питается в коллективе и когда знает, что то, что не съест он, с удовольствием съедят его товарищи, это действует на его аппетит весьма возбуждающе.
А вот родные полного мальчика жалуются на отсутствие у него аппетита. Оказывается, от физкультуры он освобожден по какому-то надуманному предлогу, после школы дополнительно занимается иностранным языком, в музыкальной школе играет на скрипке, вечером — за компьютер. Обычный современный ребенок! Чему же здесь удивляться? Да у него и при пониженном аппетите сохраняется избыточный вес.
Чем же здесь можно помочь? Придется ломать весь сложившийся уклад семейной жизни. Недостаточно дать своему отпрыску полезный совет. Тут нужен личный пример. Придется утром выходить с ним на пробежку, днем играть с ним в футбол, зимой кататься на лыжах, летом — на велосипеде, возить его в бассейн, ходить в походы. Либо — признать свою родительскую несостоятельность и оставить все как есть.
Причина пятая: кормление через силу
Ну конечно, вызвать аппетит насильно нельзя, а вот заставить есть своего ребенка безо всякого аппетита возможно. И многие идут именно этим путем. Часто можно услышать: «Ну вот, сразу заставить! Мы своего ребенка не заставляем, мы его уговариваем». Действительно, каких только уловок не изобретают домочадцы, чтобы насытить любимое чадо.
Конечно, запихнуть в рот ребенка кашу или пюре можно, но будет ли при таком кормлении пища усвоена? Трудами академика И.П.Павлова было доказано и в последующем многократно подтверждено, что для нормального пищеварения недостаточно поместить пищу в желудок. Нужно, чтобы пища аппетитно выглядела, чтобы она вкусно пахла и вызывала выделение запального желудочного и кишечного соков.
Пища, принятая обманным путем, плохо переваривается и не полностью усваивается, а также нарушает рефлекторную деятельность пищеварительного тракта и способствует развитию его заболеваний.
Ну и совсем недопустимо кормление ребенка под угрозой наказания. Под влиянием страха выработка пищеварительных соков вообще прекращается, возникают спазмы желудка и кишечника, возможны рвота и непроизвольная дефекация. Так формируется невроз — синдром привычных рвот.
Пища для ребенка значит очень многое — это его рост, его развитие, его энергия и его здоровье. Но понижение аппетита у ребенка — это вовсе не трагедия. Конечно, это может быть одним из симптомов какого-то заболевания, но чаще таков результат погрешностей питания.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Плохой аппетит у ребенка. Как накормить того, кто не хочет есть?
Причины избирательного аппетита. Как спрятать овощи, фрукты, мясо в другой еде?
Евгения Голобокова журналист
Ирина Кудинова семейный педагог
Завтрак, обед и ужин в вашей семье напоминают поле боя. Нет, вы отлично готовите, и все взрослые члены семьи искренне говорят вам спасибо после еды. А вот ваш малыш. Чтобы он доел свою порцию до конца (что происходит крайне редко), приходится уговаривать, развлекать, обещать, шантажировать, угрожать — в общем, подключать фантазию. Что делать с плохим или избирательным аппетитом у ребенка?
Во-первых, вы обеспокоены: ребенок отказывается от полезных и на ваш, взрослый взгляд, очень вкусных продуктов. Плюется фруктами, кривится при виде творога или отталкивает тарелку с нежнейшей рыбкой. Вам рисуются мрачные картины нехватки витаминов и микроэлементов, слабость и головокружения, нарушения развития.
Во-вторых, вам просто обидно: вы так стараетесь, а он от всего нос воротит!
Если малыш продолжительное время охотно ест лишь ограниченный список продуктов, а другие отвергает, речь идет об избирательном аппетите. «Впихивать» еду силой — совсем неподходящий вариант: съеденная «через не могу» пища плохо переваривается и усваивается, а насильное кормление крайне вредно.
Об избирательном аппетите малыша обязательно должен знать педиатр. Дело в том, что ребенок часто еще не способен оценить и тем более рассказать о неприятных ощущениях в желудочно-кишечном тракте, а они могут быть причиной пищевых капризов.
Например, кроха с дискинезией желчевыводящих путей наотрез отказывается от масла и сметаны просто потому, что его подташнивает от этих продуктов. Детки с пониженной секреторной функцией желудка могут не любить яйца, зато обожают не слишком полезные соленые и маринованные огурчики. Малыша с повышенной секреторной функцией желудка, напротив, сложно уговорить съесть кислое яблочко, зато он питает слабость к макаронам и выпечке.
Что делать, если каждый прием пищи и для мамы, и для малыша превращается в тяжелый труд, — махнуть рукой? Можно было бы, если бы не худоба и бледность, угроза анемии у маленьких «вегетарианцев» и прочие напасти однообразного несбалансированного питания.
Кстати, психологи считают, что такая приверженность к небольшой группе продуктов помогает ребенку в период бурного роста чувствовать себя более безопасно. Перемены в этом возрасте происходят и правда быстро: каждый день малыш узнает что-то новое, осваивает какие-то умения, учит новые слова и понятия. Так что один и тот же привычный набор еды в тарелке — как маленький островок стабильности в стремительно меняющемся мире.
Как накормить ребенка или хотя бы научить пробовать еду
Так что же делать? «Для начала оценить собственные ожидания, — говорит психолог Наталья Чудина. — Даже очень голодный ребенок не съест взрослую порцию еды — объем желудка у него примерно с его кулачок. Задача родителей — не накормить малыша любым способом, а помочь ему научиться слышать и понимать сигналы собственного тела: ощутить, как это — быть голодным и хотеть пить, как выбрать еду, которую хочется попробовать, как чувствовать, что наелся.
Принуждение же, наоборот, приведет к еще большей избирательности, а в перспективе — к нарушению пищевого поведения. И не торгуйтесь: если будете говорить что-то вроде „Еще две ложки супа, и получишь конфету“, может, он и съест эти две ложки, но скоро поймет, что получать вознаграждение можно и еще за что-нибудь — например за чистку зубов».
Чтобы ребенок принял какую-то новую еду, ему может понадобиться до 10 попыток! Почаще предлагайте попробовать что-то новое, но не настаивайте, если он отказывается. Скажите, что ему совершенно необязательно откусывать, жевать и проглатывать новый продукт: он может его лизнуть, понюхать, просто потрогать.
Готовьте вместе. Даже трехлетку вполне можно привлекать к несложным задачам — нарезать вареную морковку столовым ножом, переложить овощи в миску, перемешать блюдо. Так будет гораздо больше шансов, что малыш согласится есть — ведь он «приложил руку» к приготовлению еды. А если вы скажете всем, что салат сделала Маша, поэтому теперь он будет называться «Машин салат», — это еще один серьезный повод для гордости.
Следите за своей мимикой, когда сами пробуете какую-то еду: не демонстрируйте отвращения или сомнения. Дети отлично считывают невербальные сигналы, к тому же неосознанно стремятся подражать родителям во всем.
И постарайтесь не обсуждать проблему аппетита в их присутствии. Маленькие очень внушаемы и подсознательно стремятся соответствовать всем маминым ожиданиям. Ребенок, то и дело слышащий «в него суп не впихнешь» или «такой разборчивый, уже не знаю, что готовить», начинает вести себя ровно так, как о нем говорят.
Не стоит всегда готовить для крохи отдельно: просто постарайтесь, чтобы в меню каждого приема пищи было что-то, что он готов съесть. Да, даже если это опять макароны-спиральки. Дайте малышу возможность самому положить себе еду на свою тарелку из общего блюда — столько, сколько захочет.
Если через 10 минут после начала трапезы ребенок все еще не притронулся к еде, значит, завтрак для него закончился. Еду для перекусов (сыр, нарезанные яблоки, бананы, орехи, крекеры) можно держать в свободном доступе.
Мой ребенок не ест мясо (рыбу, овощи, фрукты, каши)
Понаблюдайте за малышом: так часто можно разобраться, чем ему «не угодил» тот или иной продукт и по возможности сделать его более привлекательным. Вот несколько советов.
Если ребенок не любит овощи. «Просто» отварные овощи, так же, как и «просто» каша, довольно быстро надоедают детям, зато союз этих двух продуктов может вызвать одобрение. В безмолочной овсяной каше даже самый привередливый малыш не обнаружит измельченную цветную капусту, а овсянка на молоке отлично «спрячет» картофель. Сначала овощей в «секретном» блюде должно быть не больше чайной ложки, постепенно их количество можно довести до 1/3 общего объема. Такую кашу хорошо посыпать неострым тертым сыром и сухарной крошкой.
Почему он не ест фрукты? Обычно от волокнистых фруктов (персики, груши, сливы) отказываются дети, у которых в остаточном виде сохранился младенческий рвотный рефлекс. Он задуман природой как защитный, помогающий предотвратить удушение. Если нежующиеся фруктовые волокна попадают к корню языка, организм с помощью рвотного рефлекса выталкивает пищу обратно.
У некоторых детей остатки этого рефлекса сохраняются дольше, чем у других. Они уже не срыгивают, как младенцы, а просто стараются избегать продуктов, которые трудно до конца измельчить зубками.
Лучшее решение в этом случае — вернуться к уже забытому фруктовому пюре (его можно подавать с кашей или творожком), постепенно увеличивая количество и размер неизмельченных кусочков.
Творог и йогурт — это невкусно? Из кисломолочных продуктов можно приготовить что-то похожее на домашний десерт. Например, взбить йогурт и творог без добавок в блендере, пока не получится однородная масса, похожая на крем. Смешать с однородным фруктовым пюре. Можно съесть сразу, а можно убрать ненадолго в холодильник — получится «мороженое».
Если кроха наотрез отказывается есть «кислый» йогурт, переложите его в стаканчик для мороженого, воткните деревянную палочку и отправьте в морозилку на 2 часа. «Мороженое» наверняка понравится, а это значит, что через некоторое время и «просто» йогурт уже не вызовет протеста.
Каша собственного сочинения. Поставьте перед крохой креманку и несколько блюдечек с кусочками сухофруктов, печенья; свежих фруктов или ягодным соусом; вафельной крошкой и т.п. Самостоятельно «сочиненная» каша наверняка будет с удовольствием съедена.
Как спрятать мясо? Чемпионы по игре в прятки — курица и индейка, это белое мясо совсем несложно спрятать в овощном пюре или каше. Многие привереды охотно едят говядину в составе картофельной запеканки. Беспроигрышный вариант — говядина и тесто. Иногда предлагайте вместо надоевшей котлеты бутерброд с холодным мясом и веточкой укропа; блины или пирожки с мясом.
Если отказывается от рыбы. Наиболее частая причина отказа — запах. Самый гипоаллергенный способ избавиться от него — при варке добавить в рыбный бульон немного молока, а при тушении положить на сковороду нарезанный ломтиками сырой картофель.
Воротят нос от рыбы и те дети, которые когда-то укололись косточкой. В этом случае лучшим компромиссом станут рыбные биточки, картофельные запеканки и пироги с рыбой.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Нарушение аппетита у детей
Содержание
Аппетит выполняет в организме регулирующую функцию, сигнализируя о необходимости пополнить запасы питательных веществ. Аппетит связан с работой пищевого центра, который расположен в гипоталамусе и коре головного мозга. Именно в этих областях обрабатываются импульсы, связанные с едой, а также отсюда поступают сигналы о насыщении. Одним из факторов, вызывающих желание поесть, является также изменение уровня сахара в крови. Источник:
Здоровье вашего ребенка.
Новейший справочник./Под рек. В.А.Александровой.
Изд-во Эксмо, 2003 г.
Виды нарушений аппетита
Нарушение аппетита у ребенка может проявляться в виде:
Профилактика нарушения аппетита у детей
Причины
Потеря или резкое повышение потребности в еде у детей может быть связана с целым комплексом факторов:
Нарушение аппетита может свидетельствовать о наличии у ребенка достаточно серьезных заболеваний. Пищевая же распущенность приводит либо к глубокому истощению, либо к ожирению. Обе этих крайности способны подорвать здоровье. Родителям необходимо уделять должное внимание прививанию своим детям здоровых пищевых привычек.
Последствия длительного нарушения пищевого поведения
Как уже упоминалось, долго длящиеся отклонения в пищевом поведении могут привести либо к ожирению, либо к дистрофии, то есть истощению организма. Последствия также могут быть такими:
Лечение
В период полового созревания и усиленного роста детям требуется больший, чем обычно, запас питательных веществ. Если ребенок чувствует себя хорошо, социально активен, а его вес соответствует росту и возрастным нормам, вмешиваться не стоит. При наличии же отклонений необходимо показать ребенка врачу-педиатру. Специалист проведет осмотр, а также назначит комплекс анализов и исследований. Исходя из их результатов, педиатр направит ребенка к профильному специалисту.
Врачи медцентра «СМ-клиника» обладают огромным опытом в лечении нарушений аппетита у детей. У нас можно пройти все необходимые обследования на современном медицинском оборудовании.
Сколько должен есть ребенок: режим питания
Автор статьи: Анастасия Ломакина, нутрициолог и повар
Ночной кошмар всех бабушек, мам и даже некоторых пап: малыш, который еще недавно бодро уплетал мамино молоко и детскую кашу, категорически отказывается пробовать мясо, кефир или творог, каждый прием пищи превращается в битву, ребенок плохо набирает вес. Знакомо?
Во-первых, не паникуйте. Около половины* родителей здоровых малышей сталкиваются с трудностями с кормлением ребенка, а среди детей с особенностями развития эта проблема распространена еще больше.
Что делать, если ребенок не хочет есть прикорм, отказывается от овощей, или не ест кашу? И почему это происходит? Что и сколько должен кушать ребенок? Рассказываем по порядку.
Почему ребенок отказывается от еды?
Давайте разберемся с самой больной для мам темой — почему малыш плохо ест.
Дети — наши «зеркала». Малыши внимательно наблюдают, что мы едим, и наш рацион постепенно становится для них нормой. Хотите кормить ребенка определенными продуктами? Пусть они всегда будут на вашем столе.
Некоторые дети едят лишь ограниченный, привычный набор продуктов, например, макароны, творог, яблоки и куриную грудку. Хорошие новости: в принципе, в этом нет ничего страшного, пока ваш ребенок получает достаточно микро и макроэлементов с питанием. Некоторые родители склонны преувеличивать масштабы проблемы. Попробуйте вести пищевой дневник ребенка в течение пары недель, и вы убедитесь что его рацион шире а объем пищи больше, чем вам казалось.
Но если малыш отказывается от целых пищевых групп: молочных продуктов, мяса, овощей или каш – это действительно может стать проблемой. Немного скорректировать ситуацию помогут молочные напитки для детей от 12 месяцев: они содержат необходимый набор витаминов и микроэлементов. Но расширять рацион все равно придется, ведь подобное пищевое поведение может привести к проблемам со здоровьем. Например, в одном из исследований было установлено, что дети, которые едят недостаточно овощей, имеют сниженный уровень витамина С**, в другом утверждается что дети, недополучающие овощей и фруктов в среднем потребляют больше калорий в день, чем их сверстники.***
Плохая новость: запаситесь терпением, возможно, это надолго. Большинство детей перерастает неофобию в 5-6 лет, но в некоторых случаях она может сохраняться и до подросткового возраста.
Присоединяйтесь к Nutriclub
Спасибо, что Вы уже с нами!
Присоединяйтесь к Nutriclub
Вступите в Nutriclub и получайте персональные скидки и акции, актуальные статьи о развитии ребенка или беременности от наших экспертов
Что такое пищевая неофобия?
Точно не известно, но, скорее всего, это эволюционный механизм, который помогал выжить нашим доисторическим предкам. Благодаря критическому отношению к незнакомым продуктам они избегали ядовитой или испорченной пищи.
Как отличить чувство голода от аппетита
Чтобы отличить чувство голода от аппетита, спросите проголодавшегося ребенка, хочет ли он есть, и он, не задумываясь, ответит: «Да!», а не голодный обычно уточняет: «Смотря что».
Условно, голод от аппетита можно отличить так: все, что находится выше диафрагмы (душевные переживания, мысли о еде, «воспоминания» вкусовых рецепторов) — это аппетит, а все, что ниже (ощущения в желудке, слабость в ногах) — это голод.
А как понять, голоден ли малыш, который еще не умеет говорить? Помните главное: голодным по собственному капризу ребенок не будет никогда. Если малыш хочет есть, он даст вам об этом знать плачем или жестами.
Как наладить правильное питание ребенка?
Не стоит также во чтобы то ни стало заставлять ребенка съесть продукт, который ему категорически не нравится. В конце концов, миллионы людей в мире вообще не едят гречку или творог, оставаясь здоровыми и даже весьма упитанными.
Помните, что ребенок всегда берет пример с родителей, поэтому в первую очередь, наладьте свое питание. Если вы питаетесь бутербродами с докторской на бегу, не рассчитывайте что малыш станет поклонником рыбы и брокколи на пару. Постарайтесь не кормить ребенка отдельно, пусть он ест вместе со всей семьей за общим столом, даже если он только начал пробовать прикорм.
Не превращайте кормление в спектакль: ребенок не должен есть под мультики, не предлагайте ему сладости за то что он хорошо поест, не нужно отвлекающих маневров. Конечно, в краткосрочной перспективе это работает, но может вызвать серьезные последствия, вплоть до нарушений пищевого поведения, в дальнейшем.
Золотое правило, которое стоит запомнить все родителям: мы отвечаем за то, что, когда и где ребенок ест, а вот сколько есть и есть ли вообще – это зона ответственности ребенка, позвольте решать ему самому, даже если ему всего один год.
Как улучшить аппетит ребёнка?
Не стоит заставлять ребенка есть то, что ему не нравится. Иначе у него будет не только стойкое неприятие этого продукта на всю жизнь, но и в целом появится нелюбовь к еде.
Вот что поможет улучшить аппетит вашего малыша:
— положительные эмоции во время еды: отвлекитесь от всех проблем, уберите телефон и наслаждайтесь процессом;
— аппетитная и вкусно приготовленная еда;
— хотя бы раз в неделю собирайтесь на большие семейные трапезы, наслаждайтесь хорошей компанией и вкусной едой. У малыша закрепится ассоциация: еда — приятное занятие в кругу родных людей;
— избегайте перекусов в промежутках между приемами пищи, дайте ребенку проголодаться;
— недоеденная порция — не повод для расстройства.
Как расширить питание ребенка?
Если вы приняли решение расширить меню, существует два основных пути.
1. Проявите некоторую настойчивость
Не идите на поводу у малыша. Если он отказывается от всего, что вы приготовили на ужин, не спешите готовить ему что-то другое или давать вместо ужина печенье с конфетами. Продолжайте мягко, но настойчиво предлагать здоровую и сбалансированную еду, даже если обычно он от нее отказывается. В каждый прием пищи включите хотя бы одно блюдо, которое нравится ребенку, чтобы он не уходил из-за стола голодным.
Сколько кушает ваш малыш в день? Проанализируйте количество перекусов в рационе – возможно ребенок добирает недостающие калории кефиром, фруктовыми пюре и сушками в промежутках между приемами пищи. Спланируйте режим питания (завтрак, обед, ужин, полдник и 1-2 низкокалорийных перекуса). Кормите малыша, по возможности, в одно и то же время и в одинаковой обстановке. В промежутках предлагайте ему только воду.
Избегайте сладостей между приемами пищи, если хотите дать ребенку здоровый десерт, делайте это только после обеда или ужина. Маленькие дети демонстрируют «природную» тягу к сладкому. Сладкий вкус они распознают быстрее остальных, иногда оказывается достаточно всего несколько раз дать малышу попробовать блюдо с добавленным сахаром, чтобы он начал отказываться от полезных овощей и каш. А ведь привычка к сладкому – не самая хорошая привычка. Избыток «быстрых» углеводов повышает нагрузку на инсулярный аппарат поджелудочной железы и увеличивает риск избыточного веса.
2. Да здравствует разнообразие!
Готовьте много и разнообразно, например, если ребенок отказывается от рассыпчатой гречки с молоком, предложите ему ту же гречку, но на воде и хорошо разваренную. Экспериментируйте – пробуйте разные виды круп, добавляйте к ним разные фрукты и овощи в виде пюре или кусочками, растительное или сливочное масло. Не хочет есть куриный суп – попробуйте фрикадельки и пр. Рацион ребенка должен состоять из жиров, белков и углеводов. Если малыш недоедает белков или жиров, он закономерно будет требовать сладостей, которые дают ему быструю энергию, но не принесут организму пользы. Состав жиров в рационе должен быть разнообразным, полезны как растительные, так и животные жиры. А еще предлагайте малышу орехи, семечки, авокадо — кладезь ценных микроэлементов и растительных белков.
Во время основных приемов пищи готовьте 3-4 разных блюда, что-нибудь из этого разнообразия наверняка понравится ребенку. Не давите на малыша, но продолжайте предлагать ему продукт в разных видах. Порой родителям нужно предпринять 6 – 8 – 10 терпеливых попыток, прежде чем малыш поймет: а ведь это и правда неплохо! Главное – терпение и выдержка, и никакого насилия.
Позвольте ребенку есть руками, некоторые дети предпочитают питаться именно так. Нарежьте брусочками отварное мясо, слегка приваренные или сырые овощи и фрукты, чтобы ребенку было удобно взять их в руку.
Когда кроха чуть подрастет, учите его распознавать чувство сытости и голода: почаще интересуйтесь не голоден ли он, не урчит ли животик? Если голоден, узнайте чего бы малышу хотелось съесть, пусть попробует ответить сам, не подсказывайте и не торопите его. После еды поинтересуйтесь, наелся ли он или хочется чего-то еще. Никогда не торопите ребенка за столом, все дети едят с разной скоростью, некоторым требуется больше времени, чтобы почувствовать сигналы сытости.
Но помните, что это довольно дорогой и трудозатратный способ наладить рацион ребенка. Если у вас в семье никто не любит готовить или на это просто нет времени, вряд ли вы долго продержитесь.
Если вы подозреваете, что отказ от еды является признаком заболевания, или если у малыша наблюдаются проблемы со стороны ЖКТ, другие настораживающие симптомы, его вес ниже нормы – начните вести пищевой дневник, в который записывайте подробно все, что съел ребенок, время приема пищи, время появления симптомов, и как можно быстрее обратитесь к врачу.