Довлатов с чего начать

«Компромисс»… и «Компромиссис». С чего начать чтение Сергея Довлатова

Довлатов с чего начать. Смотреть фото Довлатов с чего начать. Смотреть картинку Довлатов с чего начать. Картинка про Довлатов с чего начать. Фото Довлатов с чего начать

Сергей Довлатов относится к писателям, которые хорошо писали о чем угодно. Прекрасный рассказчик и стилист, он не выдумывал запутанных сюжетов — достаточно собственных жизненных обстоятельств, которые можно пересказать и слегка приукрасить. Произведения Довлатова зачастую разбиты на новеллы, объединенные одной темой: как он сторожил зеков на зоне, или пытался работать журналистом, или просто жил — так или иначе все сводится к жизнеописанию, в котором Довлатов очень хорош.

Вот несколько произведений, с которых стоит начать знакомство с Довлатовым.

«Соло на Ундервуде» / «Соло на IBM»

Не лучшее произведение для старта (скорее уж для финиша), но важное для объяснения Довлатова и его творчества. В какой-то степени «Соло» — основа. Проза Довлатова анекдотична в самом лучшем смысле: она словно соткана из смешных историй. Таковы же Хармс, Зощенко, Чехов — на последнего, как говорил Довлатов, писателю хочется быть похожим больше, чем на любого другого русского классика. Ради анекдотичности Довлатов часто жертвовал достоверностью; все его произведения псевдодокументальны, и их герои из числа реальных людей, бывало, обижались на писателя за это.

«Соло» — записные книжки с теми самыми анекдотами, многие из которых использованы в прозе Довлатова: смешные случаи, диалоги, опечатки в газетах. По большей части это настоящие истории из жизни писателя в СССР («Соло на ундервуде») и в эмиграции («Соло на IBM»). Тут мало что приукрашено, разве что из стилистических нужд. Прямую речь персонажей — будь то сам Довлатов, его родственники, писатели и художники — Довлатов редактировал только исходя из одного принципа, которому был верен во всей прозе: все слова в предложениях начинаются с разных букв.

Найман и Бродский шли по Ленинграду. Дело было ночью.
— Интересно, где здесь Южный Крест? — спросил вдруг Бродский.
Найман сказал:
— Иосиф! Откройте словарь Брокгауза и Ефрона. Найдите там букву А. И поищите там слово «Астрономия».
Бродский ответил:
— Вы тоже откройте словарь на букву А. И поищите там слово «Астроумие».

— У меня есть повесть «Компромисс». Хочу написать продолжение. Только заглавие все еще не придумал.
Бахчанян подсказал:
— «Компромиссис
».

«Зона. Записки надзирателя»

В 60-е Довлатов окунулся в жизнь творческой интеллигенции Ленинграда, познакомился с Бродским и другими видными поэтами. А затем вылетел из университета и на три года уехал служить — причем не просто в армию, а охранять исправительную колонию в Коми. Эта служба сыграла свою роль в формировании Довлатова как писателя (Бродский замечал, что он вернулся из армии как «Толстой из Крыма»). Который, правда, в СССР так и не был издан. Подлинник «Зоны» он вывозил из СССР на микропленках через знакомых. В 80-е, приехав в Америку, он опубликует «Зону» одной из первых.

Роман представляет собой 14 новелл о жизни заключенных и надзирателей. Эпизоды чередуются с письмами самого Довлатова к издателю, где он рассказывает о своей текущей жизни — а он на тот момент уже эмигрировал в Америку и не без труда наслаждался свалившейся на него свободой. И у чрезвычайно разных периодов — 60-е в исправительной колонии в Коми и 80-е в США — находятся общие черты. Формально это лагерная проза, но не такая мрачная, как у Шаламова или Солженицына. Конечно, не потому, что написана не от лица заключенного: скорее дело в том, что Довлатов не пытается пугать привычным для лагерных текстов натурализмом, а найти и описать что-то человеческое и хорошее даже в таких тяжелых условиях.

«Компромисс»

12 новелл о работе Довлатова в газете «Советская Эстония» в 70-е годы. Довлатов силен не в сложных сюжетах, но в крутой сегментированной подаче. Здесь каждая новелла выстроена по одному принципу. Сначала — сухая и ничем не примечательная заметка из советской газеты, написанная собственно героем «Компромисса». Потом — основная часть: история ее написания. Например, 50-летие таллинского ипподрома: в газете — пафосный рассказ о советских жокеях и зоотехниках, чествование ветеранов конного спорта. В свою очередь, из основной части новеллы мы узнаем, что ипподром — единственное место в городе, где торгуют в розлив дешевым портвейном. На месте автор знакомится с жокеем, который в итоге сдает ему подставных лошадей и какое-то время приносит нормальные барыши. В таком полуплутовском духе раскрывается дюжина журналистских заданий героя — вроде скучных и безобидных, но процесс их выполнения описывается в самых уморительных деталях. Как и многие тексты Довлатова, «Компромисс» — фиксирование всей абсурдности жизни и творческой работы при советской власти.

«Заповедник»

За пару лет до эмиграции Довлатов успел поработать экскурсоводом в Пушкинском заповеднике в Михайловском, и это также становится материалом для его прозы. Порядком измученный неустроенностью по жизни и алкоголем, по традиции он сам выступает прототипом главного героя повести «Заповедник». Кое-что Довлатов почерпнул и из опыта работы в заповеднике его друга Бродского.

«Заповедник» больше других произведений Довлатова похож на фикшен и вообще представляет собой что-то необычайно цельное для автора, склонного разбивать любое повествование на эпизоды. Герой вынужденно привязан к месту и времени, но ведет он себя все еще по-довлатовски. Он хоть и грустит, но необычайно остроумен, и приехал не только заработать, но и попутно разобраться в себе и в том, что именно пушкинского осталось в этих местах. Из всех текстов Довлатова этот больше всего напрашивается на экранизацию (она существует и я не рекомендую), но лучше — на меланхоличный квест.

— Вы любите Пушкина? — неожиданно спросила она.
Что-то во мне дрогнуло, но я ответил:
— Люблю… «Медного всадника», прозу…
— А стихи?
— Поздние стихи очень люблю.
— А ранние?
— Ранние тоже люблю, — сдался я.
— Тут все живет и дышит Пушкиным, — сказала Галя, — буквально каждая веточка, каждая травинка. Так и ждешь, что он выйдет сейчас из-за поворота… Цилиндр, крылатка, знакомый профиль…
Между тем из-за поворота вышел Леня Гурьянов, бывший университетский стукач.
— Борька, хрен моржовый, — дико заорал он, — ты ли это?!
Я отозвался с неожиданным радушием. Еще один подонок застал меня врасплох. Вечно не успеваю сосредоточиться…

Подробнее об особенностях «Заповедника» и истории его создания можно прочесть здесь.

Источник

Книга недели7 книг Довлатова, обязательных к прочтению

Юмористическая и вместе с тем печальная проза

Довлатов с чего начать. Смотреть фото Довлатов с чего начать. Смотреть картинку Довлатов с чего начать. Картинка про Довлатов с чего начать. Фото Довлатов с чего начать

Сергей Довлатов — известный советский журналист и один из самых читаемых русскоязычных писателей конца ХХ века. Его проза не издавалась в СССР, и в 1978 году писатель эмигрировал сначала в Вену, а затем — в США. Именно Довлатов стал вторым автором после Набокова, которого издали в The New Yorker. Алексей Герман-младший снял одноименный фильм, который является первой художественной картиной о жизни писателя. Премьера «Довлатов» совершилась на 68-ом Берлинском кинофестивале, а сама лента получила приз жюри читателей газеты Berliner Morgenpost и «Серебряного медведя». 26 февраля в СМИ объявили, что права для проката фильма на английском языке приобрела компания Netflix, а Alpha Violet заключила сделки по продажам прав на фильм во Франции, Италии, Испании, Португалии и Бразилии.

The Village Казахстан предлагает вспомнить, какие книги Довлатова стоит прочитать перед просмотром фильма.

Чемодан

«Чемодан» — один из знаменитых и знакомых сборников Сергея Довлатова. Автор рассказывает про вещи, у которых есть история. Через странные, нелепые, драматичные и смешные истории вещей из чемодана автор рассказывает свою историю — жизнь советского писателя и журналиста.

Я оглядел пустой чемодан. На дне — Карл Маркс. На крышке — Бродский. А между ними — пропащая, бесценная, единственная жизнь.

Довлатов с чего начать. Смотреть фото Довлатов с чего начать. Смотреть картинку Довлатов с чего начать. Картинка про Довлатов с чего начать. Фото Довлатов с чего начать

Иностранка

Светлая и одновременно грустная книга о человеке, который чувствовал себя чужим, — но эта повесть не только о женщине на чужбине. «Иностранка» — обо всех людях, которые уезжают в поисках лучшей жизни и о разных судьбах — у каждого неповторимый характер, индивидуальный стиль речи, недостатки и достоинства. Книга обязательна к прочтению тем, у кого разбито сердце, но нет желания отчаиваться.

— Почему среди людей гораздо больше мрачных, чем веселых?

— Мрачным легче притворяться.

Довлатов с чего начать. Смотреть фото Довлатов с чего начать. Смотреть картинку Довлатов с чего начать. Картинка про Довлатов с чего начать. Фото Довлатов с чего начать

Ремесло

Автобиографическая повесть состоит из двух частей: жизнь в Советском союзе и в США — без преувеличений и хвастовства. Это наблюдение за жизнью и взаимоотношениями людей. Автор показывает настоящего себя — с проблемами и мыслями. Происходящее в книге можно описать одной из цитат: «Нужно выпить. Нужно выпить. Нужно выпить. А то будут жертвы. Необходимо выпить и мирно разойтись».

Подготовиться к эмиграции невозможно. Невозможно подготовиться к собственному рождению. Невозможно подготовиться к загробной жизни. Можно только смириться.

Довлатов с чего начать. Смотреть фото Довлатов с чего начать. Смотреть картинку Довлатов с чего начать. Картинка про Довлатов с чего начать. Фото Довлатов с чего начать

Филиал

Если говорить о фактах, события книги описывают жизнь работников русской эмигрантской газеты в Нью-Йорке. А внутри — будни и сплетни филиала и, главное, о первой любви и симпатии. Не только к женщине, но и к окружающим: к журналистике, конференции и России.

Однако я страдал и мучился. Ведь каждый из нас есть лишь то, чем себя ощущает. А я ощущал себя глубоко и безнадежно несчастным. Наутро я решил, что буду вести себя по-другому. Я думал: «Женщины не любят тех, кто просит. И по возможности — не спрашивай. Бери, что можешь сам. А если нет, то притворяйся равнодушным».

Довлатов с чего начать. Смотреть фото Довлатов с чего начать. Смотреть картинку Довлатов с чего начать. Картинка про Довлатов с чего начать. Фото Довлатов с чего начать

«Наши» — это сборник из 12 глав с фирменной дерзостью и горькой иронией. Это грустные и веселые истории о родственниках: еврейскому и армянскому деду, дядьям — Леопольду, Михаилу, Роману, и тете Маре с мужем Ароном, двоюродному брату, жене, дочке и, конечно, родителям. Есть даже часть про собачку.

Согласитесь, имя в значительной степени определяет характер и даже биографию человека.

Анатолий почти всегда нахал и забияка.

Борис — склонный к полноте холерик.

Галина — крикливая и вульгарная склочница.

Алексей — слабохарактерный добряк.

В имени Григорий я слышу ноту материального достатка.

В имени Михаил — глухое предвестие ранней трагической смерти. (Вспомните Лермонтова, Кольцова, Булгакова. )

Довлатов с чего начать. Смотреть фото Довлатов с чего начать. Смотреть картинку Довлатов с чего начать. Картинка про Довлатов с чего начать. Фото Довлатов с чего начать

Заповедник

Очередная книга о непризнанном человеке, только теперь фон действий — Пушкинский заповедник. Автор пишет про потерянную интеллигенцию, про пьянство, про любовь, про людей и про жизнь очень ненавязчиво.

Собственно говоря, я даже не знаю, что такое любовь. Критерии отсутствуют полностью. Несчастная любовь — это я еще понимаю. А если все нормально? По-моему, это настораживает. Есть в ощущении нормы какой-то подвох. И все-таки еще страшнее — хаос.

Довлатов с чего начать. Смотреть фото Довлатов с чего начать. Смотреть картинку Довлатов с чего начать. Картинка про Довлатов с чего начать. Фото Довлатов с чего начать

Компромисс

Настоящие behind the scene о журналистских буднях. Сборник разделен на 12 глав: каждая из них начинается с газетной статьи, а дальше описывается, как все было на самом деле. Довлатов показывает, что попадало в газеты и насколько приукрашена и искажена была реальность. Как всегда, неизвестно, где правда, а где вымысел.

В жизни газетчика есть все, чем прекрасна жизнь любого достойного мужчины. Искренность? Газетчик искренне говорит не то, что думает. Творчество? Газетчик без конца творит, выдавая желаемое за действительное. Любовь? Газетчик нежно любит то, что не стоит любви.

Источник

«Его пьянство – это была форма самоубийства»: литература, алкоголь и женщины в жизни Сергея Довлатова

Довлатов с чего начать. Смотреть фото Довлатов с чего начать. Смотреть картинку Довлатов с чего начать. Картинка про Довлатов с чего начать. Фото Довлатов с чего начать

Добиться славы при жизни – высшая награда для писателя, но Сергей Довлатов так и не узнал, что его книгами на родине будет зачитываться несколько поколений. Это сейчас его труды входят в список литературы, рекомендованной Минобром, а в советские годы КГБ устраивало на них настоящую охоту. Довлатов был истинным мастером слова и сегодня считается одним из самых читаемых авторов второй половины XX века, но для своей страны он оказался слишком дерзким, слишком свободным, слишком бескомпромиссным. Сегодня автору «Заповедника», «Иностранки» и других произведений, обязательных к прочтению, могло бы исполниться 80 лет. О вечной борьбе Сергея Довлатова с цензурой, властью и самим собой – читайте в нашей статье.

Три стиха – про животных, один – про Сталина

Сергей Довлатов родился 3 сентября 1941 года, в один из самых тяжелых периодов Великой Отечественной войны. Когда началась война, его родители уехали из родного Ленинграда в Уфу. Там, в эвакуации, и родился будущий писатель. Довлатов имел еврейские и армянские корни: его отец, Донат Исаакович Мечик, работал режиссером-постановщиком в театре, а мать, Нора Сергеевна Довлатова (настоящая фамилия – Довлатян) была литературным корректором.

В 1944 году, когда кольцо ленинградской блокады было прорвано, Довлатовы вернулись в Ленинград, но вскоре супруги развелись. Сережа остался жить с матерью. Жизнь в неполной семье была непростой, особенно в голодные послевоенные годы. Впоследствии Довлатов вспоминал, что ему с детства приходилось учиться выживать.

«Толстый застенчивый мальчик. Бедность. Мать самокритично бросила театр и работает корректором. Школа… Дружба с Алешей Лаврентьевым, за которым приезжает «форд»… Алеша шалит, мне поручено воспитывать его… Тогда меня возьмут на дачу… Я становлюсь маленьким гувернером… Я умнее и больше читал… Я знаю, как угодить взрослым…» – писал Довлатов в своей книге «Ремесло».

В школе Сергей особо не выделялся, учился средне. Учителя отзывались о нем как о мечтательном, легкомысленном мальчике, который вечно летал в облаках. Несмотря на то, что Довлатов уже в юности был довольно крепким и рослым парнем, в драки он не лез – наоборот, сам нередко получал от одноклассников.

Гуманитарные науки с детства влекли его, а сильнее прочих, конечно, литература. Одним из любимых писателей Довлатова в юности был Хемингуэй – Сергей воспринимал его как «идеал литературный и человеческий». И, разумеется, тоже делал попытки писать.

Свои первые стихи Довлатов опубликовал, когда ему было всего 11 лет – сочинения школьника напечатали в газете «Ленинские искры». Что примечательно, три из четырех опубликованных стихотворений были посвящены животным, а четвертое – Сталину. Вскоре в детском журнале «Костер» появились и первые рассказы юного писателя. «Напоминают худшие вещи средних профессионалов. » – самокритично характеризовал их автор.

После школы Довлатов некоторое время работал в типографии, а затем поступил на филфак Ленинградского государственного университета. Но проучился там всего два с половиной года – нерадивого студента выгнали за неуспеваемость. И все же, этот период стал для Довлатова знаковым: он стал вхож в ленинградские литературные круги и познакомился со многими талантливыми писателями, поэтами, музыкантами, художниками – людьми, которые определили всю его дальнейшую жизнь. Среди них – Иосиф Бродский, Евгений Рейн, Анатолий Найман и многие другие.

Служба «в аду» и «темное русское пьянство»

Отчисленный со второго курса, Довлатов вынужден был отдать долг родине. С 1962 по 1965 год он служил в армии, да не где-нибудь, а на самом суровом севере – в войсках системы охраны исправительно-трудовых лагерей Коми АССР. То, что он там увидел, если не перевернуло все его мировоззрение, то как минимум еще сильнее укрепило в Довлатове диссидентские настроения. Как вспоминал Бродский, Довлатов вернулся из армии, «как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломленностью во взгляде». Сам же автор признавался, что ему «суждено было побывать в аду».

Отслужив положенный срок, Сергей вновь поступил в ЛГУ, но на этот раз выбрал факультет журналистики. Его первой газетой стала многотиражка Ленинградского кораблестроительного института «За кадры верфям». Параллельно Довлатов пишет рассказы – пишет много, на надрыве, уже тогда в нем пробиваются зачатки тяжелого алкоголизма.

После института Довлатов устроился в газету «Знамя прогресса». В конце 60-х он вступил в литературное общество «Горожане», основанное Марамзиным, Ефимовым и другими молодыми писателями. Многие из них в недалеком будущем тоже окажутся в эмиграции. Довлатова с ними объединяла тяга к свободе и лютая ненависть к партийной цензуре, которая душила литературу, беспощадно вымарывая любые неугодные ей идеи и во всем ища двойные смыслы.

Через несколько лет Сергей стал личным секретарем писательницы Веры Пановой. Воспоминания о работе и дружбе с этой женщиной и ее мужем отразились в его книге «Соло на ундервуде».

Двенадцать лет свободы: Довлатов в эмиграции

В 1972 году Довлатов уехал в Эстонию и прожил там три года. Он писал для изданий «Советская Эстония», «Вечерний Таллин», «Нева» и «Звезда». Истории о своей жизни в Таллине и занятные случаи из журналистской практики он описал в рассказах, которые позднее вошли в сборник «Компромисс». Там же, в таллинском издательстве «Ээсти Раамат», вышла в печать его первая книга – «Пять углов». Правда, очень скоро весь тираж был уничтожен по приказу КГБ.

Во второй половине 70-х Довлатова печатали в основном в самиздате, официальная пресса избегала сотрудничества с опальным автором. И это вполне объяснимо: слишком живой, острый слог, ироничный стиль – Довлатов «слишком много» себе позволял. Кроме того, водил дружбу с Бродским и другими «нежелательными» элементами – одним словом, репутация его была навеки испорчена.

Пытаясь заработать хоть какие-то деньги, Довлатов сменил не одну профессию. Так, еще до поездки в Эстонию он устроился на Комбинат живописно-оформительского искусства и освоил специальность камнереза, затем работал экскурсоводом в музее-заповеднике имени Пушкина в Михайловском и даже успел побыть сторожем на барже.

В 1975 году Довлатов вернулся в Ленинград и вновь стал писать для журнала «Костер». Но сам он не был доволен своей работой. Зато в то время его уже активно печатали за границей. Рассказы и статьи Довлатова охотно публиковали в эмигрантской периодике (журнал «Континент», «Время и мы» и т.д.) и иностранных изданиях. Когда об этом узнали в КГБ, за Довлатовым началась настоящая охота. Вдобавок ко всему в 1976 году писателя исключили из Союза журналистов. Не выдержав давления и почти полностью утратив возможность зарабатывать на жизнь литературным трудом, Довлатов наконец принял одно из самых трудных решений в своей жизни. В 1978 году он эмигрировал в Австрию, а оттуда отправился в США. Больше писатель на родину не возвращался.

Довлатов поселился с семьей в Нью-Йорке. Там он основал либеральную русскоязычную газету «Новый американец», а также вел авторскую программу «Писатель у микрофона» на радио «Свобода».

На Западе творчество Довлатова получило большое признание, его труды переведены на множество языков. За 12 лет, проведенных в эмиграции, он издал дюжину книг – по одной на каждый год жизни. Среди них знаменитые «Зона», «Невидимая книга», «Соло на ундервуде: Записные книжки», «Компромисс», «Заповедник», «Наши» и другие. Кроме того, Довлатов стал вторым после Набокова русским писателем, которого напечатали в журнале «Нью-Йоркер».

Образ Сергея Довлатова у многих почему-то ассоциируется с этаким Дон Жуаном. Ходили слухи, что в одном только Ленинграде у него было не меньше 200 пассий! Но те, кто был близко знаком с Сергеем, хорошо знали: он до ужаса боялся женщин. Да, он был весьма привлекателен и частенько заводил романы, но действительно важное место в его жизни занимали не многие.

Первой большой любовью писателя была однокурсница Ася Пекуровская. Один раз повстречав ее на ступеньках лестницы, Довлатов влюбился, как мальчишка. Впрочем, он не один имел виды на Асю: его товарищ Иосиф Бродский тоже заглядывался на девушку. Но Довлатов оказался настойчивее. В 1960 году они поженились.

Второй супругой писателя стала Елена Ритман, с которой он познакомился уже после армии. В 1966 году у них родилась дочь Катя.

Большинство людей, близко знавших Довлатова, утверждали, что именно вторая жена помогла ему реализоваться в творчестве и не опустить руки в самые темные времена. Елена была натурой яркой, творческой и при этом невероятно сильной – для мужа она всегда была главной опорой. К тому же, по образованию она была филологом и работала корректором, поэтому всегда одной из первых оценивала рукописи супруга. А однажды она собственными руками набрала на печатной машинке полное собрание его сочинений!

Довлатов был очень благодарен Елене, но долго не мог забыть первую любовь, разбившую ему сердце. И вот, спустя несколько лет после развода, они с Асей случайно встретились – и страсть вспыхнула с новой силой. Оба понимали, что это лишь минутный порыв, но он разрушил все. Ася забеременела, а Елена, узнав об измене, ушла от мужа. Пекуровская решила оставить ребенка. С дочерью Машей Довлатов впервые встретился лишь спустя 18 лет. Но наладить общение с ней так и не смог: уж больно девочка напоминала ему мать.

После расставания с Еленой Довлатов уехал в Таллин. Там он жил в гражданском браке с выпускницей физмата, программистом Тамарой Зибуновой. Впоследствии она признавалась, что их роман начался довольно необычно: Довлатов попросился к ней переночевать. Так и остался на несколько лет. Плодом этих отношений стала дочь Александра, родившаяся в 1975 году. Правда, своего отца она почти не знала – вскоре после ее рождения Довлатов навсегда покинул Эстонию.

В эмиграции он снова сошелся с Еленой, и они решили начать все заново. В феврале у них родился сын Николай (Николас). Так Сергей Довлатов дважды женился на своей второй жене.

Его не стало 24 августа 1990 года. Довлатов почувствовал острую боль в животе – оказалось, за ней скрывался инфаркт. Официальной причиной смерти врачи назвали сердечную недостаточность. Писателя похоронили на кладбище Маунт-Хеброн в Нью-Йорке. А через пять дней после его смерти в России была сдана в набор книга «Заповедник». Это было первое крупное произведение Довлатова, изданное на родине. А еще через несколько лет появились первые экранизации его книг – фильм «По прямой» Сергея Члиянца, основанный на рассказах Довлатова, и «Комедия строгого режима» Владимира Студенникова и Михаила Григорьева, снятая по мотивам эпизода повести «Зона». Оба фильма вышли в 1992 году и, как и книги, имели огромный успех. Но Довлатов об этом уже не узнал.

Источник

«У любви нет размеров»: о жизни и творчестве Сергея Довлатова

Жизнь и вдохновение

Родословная. Довлатов родился в 1941 году в Уфе. Его отец был театральным режиссером, мать – актрисой и корректором.

Учеба и армия. В 1944-м семья переехала в Ленинград. Там с 1959-м Довлатов учился на отделении финского языка филологического факультета Ленинградского государственного университета. За неуспеваемость Сергея исключили, и он отправился на три года в армию. Служил в охране исправительных колоний в Республике Коми. Его друг Иосиф Бродский вспоминал, что Довлатов вернулся домой, «как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломленность во взгляде». Будущий писатель сразу же снова поступил в ЛГУ, но уже на факультет журналистики.

Творчество. Начал писать Довлатов еще в армии, осенью 1962-го. Воспоминания об охране лагерных бараков легли в основу повести «Зона: записки надзирателя». Это 14 отдельных эпизодов о жизни заключенных и охранников. Акцент в произведении не на жертвах системы, как в прозе Солженицына или Шаламова, а на сходстве вольной жизни и заключения. Лучшим в своей новеллистике Довлатов считал рассказ о том, как на зоне ставили спектакль «Кремлевские звезды». Про книгу писатель говорил так: «Имена, события, даты – все здесь подлинное. Выдумал я лишь те детали, которые несущественны».

Довлатов с чего начать. Смотреть фото Довлатов с чего начать. Смотреть картинку Довлатов с чего начать. Картинка про Довлатов с чего начать. Фото Довлатов с чего начать

С 1972-го три года Довлатов жил в Эстонской ССР. Чтобы получить прописку в Таллине, ему пришлось два месяца работать кочегаром в котельной, а параллельно – внештатным корреспондентом газеты «Советская Эстония». Из этого опыта снова родился сюжет: журналистскую работу он описал в «Компромиссе» – сборнике из 12 новелл, в которых иронично показаны редакционные правила и нравы тех лет.

На создание повести «Заповедник» об интеллигенте-экскурсоводе Борисе Довлатова снова вдохновил собственный опыт. После Эстонии с 1976-го он год работал в музее-заповеднике А. С. Пушкина «Михайловское» под Псковым. Правда, одним из прототипов протагониста иногда называют Бродского, который хотел устроиться туда библиотекарем. В 2018-м вышла одноименная экранизация с Сергеем Безруковым в главной роли.

После работы в Михайловском Довлатов вернулся в Ленинград и продолжил писать, но журналы и издательства отказывались его печатать из-за идеологических убеждений.

Отъезд в США. В 1978-м преследования властей вынудило Довлатова эмигрировать в Америку. «Единственной целью моей эмиграции была творческая свобода», – поделился писатель в одном из интервью. Он поселился в Нью-Йорке, где устроился главным редактором еженедельной газеты «Новый американец». С ним работал эссеист и литературовед Александр Генис, который позже выпустил о своем друге книгу «Три города Сергея Довлатова», филологический роман и цикл передач «Довлатов и окрестности». В среде приезжих «Новый американец» быстро стал популярен. Книги Довлатова начали печатать одну за другой, а статьи попали в Partisan Review и The New Yorker.

Первой художественной прозой о чужой стране стала повесть «Иностранка». Действие разворачивается в русском районе Нью-Йорка. В центре сюжета – представители «третьей волны» русской эмиграции. Главная героиня – Маруся Татарович – однажды решила, что «всё уже было», и уехала из СССР в поисках счастья.

Не все работы Сергея Довлатова вызывают смех. Повесть «Филиал», например, – это грустная история о журналисте-эмигранте Далматове, который случайно встретил свою первую возлюбленную Тасю. Случилось это в Лос-Анджелесе, куда героя отправили в командировку из Нью-Йорка.

Личная жизнь. Довлатов был трижды женат (дважды – официально). У него четверо детей. Дочь от первого брака – Мария Пекуровская – вице-президент рекламного отдела кинокомпании Universal Pictures.

Алкоголизм. Сергей Донатович долго боролся с пьянством. Писатель Александр Генис вспоминал: «Он ненавидел свои запои и бешено боролся с ними. Не пил годами, но водка, как тень в полдень, терпеливо ждала своего часа. Признавая ее власть, Сергей писал незадолго до смерти: “Если годами не пью, то помню о Ней, проклятой, с утра до ночи”».

Наследие. В эмиграции Довлатов прожил 12 лет до самой смерти в 1990 году. Умер в возрасте 49 лет от сердечной недостаточности. За это время вышло 12 его книг в США и Европе. В СССР работы Сергея Донатовича выходили в самиздате. Сейчас Довлатов – один из самых читаемых и издаваемых русских авторов. «Зона», «Чемодан», «Заповедник» входят в список 100 книг, которые Министерством образования и науки России рекомендует к прочтению школьниками.

Довлатов с чего начать. Смотреть фото Довлатов с чего начать. Смотреть картинку Довлатов с чего начать. Картинка про Довлатов с чего начать. Фото Довлатов с чего начать

Топ 7 цитат из книг Довлатова

Книги Сергея Донатовича во многом автобиографичны. Он черпал вдохновение в перипетиях собственной жизни, поэтому довлатовская проза такая честная, прямая, местами грустная или до слез смешная. Выбрали семь цитат из главных его произведений.

✏ Порядочный человек тот, кто делает гадости без удовольствия… («Компромисс», 1981)

✏ Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить – кто написал четыре миллиона доносов? («Зона. Записки надзирателя», 1982)

✏ Знаете, я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить… читать. («Заповедник», 1983)

✏ Молчание – огромная сила. Надо его запретить, как бактериологическое оружие… («Наши», 1983)

✏ Не я покидаю Россию! Это Россия покидает меня. («Иностранка», 1986)

✏ Я думаю, у любви вообще нет размеров. Есть только – да или нет. («Чемодан», 1986)

✏ Может быть, то, что называют эгоизмом, – всего лишь умение дорожить собой? («Филиал», 1990)

Что Довлатов советовал читать

1 июля 1963 Сергей отправил актрисе Тамаре Уржумувой письмо, в котором советовал произведения, которые следует прочесть каждому. «Большинство из них Вам, очевидно, знакомы, но это не страшно. Вы хоть будете знать, какие книги мне нравятся», – комментировал автор.

На момент составления этого книжного списка ему было 22 года. В нем писатель называл Достоевского «лучшим прозаиком всех времен и народов», а «безоговорочно любимым» – Оноре де Бальзака. Хемингуэй, по словам Довлатова, «писатель, которому я верил. Его кодексом была “Честная игра”. Мужчина должен быть прост и силен. Хладнокровных и рассудительных женщин он не любил. Все, как природа велела. Детиребячливы, собаки послушны и т. д. Он любил легкую и теплую одежду, умных и чистых животных, сероглазых слабеньких женщин, и сам был широкоплечий человек с круглым кошачьим подбородком. Он был настоящий писатель».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *