Докажите что движение и покой относительны
Движение абсолютно, покой относителен
Движение представляет собой, таким образом, форму существования материи, ее неотъемлемое свойство. «.Движение есть способ существования материи. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения»..
Движение материи абсолютно и вечно, его нельзя ни сотворить, ни уничтожить, поскольку несотворима и неуничтожима сама материя. Естественнонаучным доказательством несотворимости и неуничтожимости движения является закон сохранения и превращения энергии. Этот закон говорит о том, что движение, как и материя, не исчезает и не возникает вновь, а только видоизменяется, превращается из одной формы в другую.
В отличие от абсолютности движения покой относителен. Его нельзя понимать как какое-то мертвое, застывшее состояние. Тело может покоиться лишь по отношению к какому-то другому телу, но оно обязательно участвует во всеобщем движении материи. Так, дом, в котором мы живем, покоится по отношению к поверхности Земли, но он движется вместе с Землей вокруг ее оси, перемещается с ней вокруг Солнца и т. д. Кроме того, в каждом покоящемся теле всегда протекают физические, химические или другие
процессы.
Но в каких видах, формах существует движение?
Формы
Всеобщий характер движения материи признавали и домарксовые материалисты, но они понимали его ограниченно, метафизически. Они не связывали движение с изменением, развитием тел и зачастую представляли его себе только как их механическое перемещение в пространстве.
Видов и форм движения много. Диалектический материализм, опираясь на достижения естествознания, классифицирует виды движения, выделяя из их многообразия ряд основных, главных форм. К числу основных форм относятся механическую, физическую, химическую, биологическую, общественную, причем каждую из них связывал с определенным видом материи (механическую — с небесными и земными телами, физическую — с молекулами и т. д.).
Однако в связи с новейшими успехами науки наши представления об этих формах значительно обогатились.
Так,механическое движение в XIX веке понималось главным образом как перемещение макроскопических тел в пространстве. Ныне же установлено, что пространственные перемещения свойственны всем материальным образованиям — от «элементарных» частиц до живого организма. Нельзя связывать механическое движение только с одним видом материи — макроскопическими, то есть видимыми, телами. Это движение присуще любому виду материи, любой другой форме движения, хотя в немеханических формах оно и носит подчиненный, побочный характер.
Значительно углубились, обогатились представления о физической формедвижения материи. Это обогащение было обусловлено прежде всего тем, что физическая наука продвинулась глубоко внутрь атома.
Химическая форма движения материи связана с соединением или разъединением атомов, в результате чего образуются или распадаются молекулы, из которых состоят все химические соединения. Химические процессы сопровождаются движением электронов, образующих внешнюю оболочку атомов. Химические превращения широко распространены как в неорганической, так и в органической природе.
Одной из самых сложных форм движения материи являетсябиологическое движение. Оно охватывает все многообразие процессов,
протекающих в живых организмах. Эти процессы связаны с белковыми телами — носителями жизни, которым присущ непрерывный обмен веществ со средой. В результате этого обмена происходит постоянное самообновление химического состава белковых тел, которое и составляет главную особенность живого.
Еще более высокой формой движения материи является общественная жизнь, история человеческого общества. Эта форма движения существенно, качественно отличается отвсех предыдущих. Она появилась с возникновением человеческого общества. Важнейшей особенностью ее является процесс материального производства, который и определяет все остальные стороны общественной жизни.
Формы движения материи взаимосвязаны и неразрывны. Основой их единства и взаимной связи является материальное единство мира. Одна форма движения при соответствующих условиях может превращаться в другую. Так, механическое движение вызывает теплоту, звук, свет, электричество и другие виды физического движения. Взаимодействие физических процессов приводит к химическим превращениям, а химические процессы в определенных условиях порождают органическую жизнь.
Итак, признание абсолютности, всеобщности движения с обязательным учетом качественного своеобразия каждой из его форм, способности этих форм к взаимному превращению, несводимости высших форм движения к низшим — главное в диалектико-материалистическом понимании движения.
Движение и покой
Понятие движения раскрывается далее через противопоставление покою. Материалистическая диалектика отнюдь не отрицает реального покоя. Такое отрицание, характерное для релятивизма так одной из форм метафизики, неминуемо приводит к отрицанию движения и, более того, самого существования вещей. Действительно, движение предполагает материальный субстрат, который изменяется. Это означает, что движение должно быть связано с чем-то сохраняющимся, относительно покоящимся. Абсолютизация движения, доведенная до полного отрицания покоя, приводит к тому, что вещь, как носитель движения, растворяется нами в чистом движении, что делает бессмысленным и само понятие движения. Так, не имеет смысла понятие о бесконечной скорости перемещения тел, поскольку при ней не было бы никакого реального перемещения и, более того, теряет смысл понятие расстояния, пространства, времени.
Вместе с тем покой и движение, как понял уже Д. Толанд, не являются равноправными. Покой выступает как момент движения. Поэтому диалектика рассматривает движение как абсолютное, а покой — как относительный.
Покой относителен в двух смыслах. Во-первых, в пределах каждого покоящегося состояния происходят непрерывные изменения, подрывающие покой “изнутри”. Так, каждая общественно-экономическая формация, сохраняя свои общие черты, внутренне непрерывно меняется. Во-вторых, всякое состояние покоя рано или поздно сменяется новым состоянием относительного покоя. Каждая общественно-экономическая формация, исчерпав возможности изменений в своих собственных рамках, превращается в новую формацию. Соотношение двух видов изменений в рамках данного состояния и выводящее за эти рамки, скрывает под собой некий диалектический закон.
Поскольку всякое движение включает в себя моменты покоя, но не сводится к нему, понятие движения получает широкий и узкий смысл. В широком смысле движение — целостный процесс, включающий моменты покоя и собственно движение, движение в узком смысле, “за вычетом” покоя.
Категории движения и покоя, взятые в их диалектической взаимосвязи, определяют важные нормы диалектической логики, диалектического мышления. Научное, диалектическое мышление должно основываться на умении удерживать предмет мысли в движении и в покое, соответственно той роли, какую они играют в действительности. Нарушение этого требования диалектической логики приводит к двум крайним формам метафизики, двум крупным ошибкам в мышлении — абсолютизации покоя, неизменности (догматическая форма метафизики) или чрезмерной абсолютизации движения (релятивистская форма метафизики).
Движение абсолютно, а покой относителен (А. Эйнштейн)
Смысл данного высказывания заключается в том, что любая кажущаяся неподвижность материального объекта – на самом деле всего лишь иллюзия. Мы воспринимаем отсутствие движения лишь сравнивая положение тела относительно чего-либо. Однако те ориентиры, по которым мы судим о покое некоего предмета, в то же время движутся в пространстве.
Нельзя не согласиться с автором данного высказывания в том, что движение – неотъемлемое свойство любого материального тела. Стоя на поверхности планеты, мы вращаемся вместе с ней вокруг её оси, движемся по её орбите относительно центрального светила, а вся система планет – вокруг общего центра Галактики. Этот утверждение в той же мере применимо и к человеческому обществу, которое не может не развиваться или приходить в упадок со временем.
В курсе обществознания движение – это объективный способ существования материи, её абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать и который не может существовать без неё; согласно данному мировоззрению, движение абсолютно, а покой относителен, так как является движением в равновесии. Существует несколько видов движения: физическое, химическое, биологическое, социально-общественное, географическое. Покой – это отсутствие движения. Довольно часто движение заменяется понятием развития — типа движения и изменения в природе и обществе, связанного с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. Оно обладает следующими характеристиками: неравномерность и гетерохронность, неустойчивость развития, сензитивность, кумулятивность и дивергентность-конвергентность. Прогресс – это положительное направление развития, в то время как регресс – это противоположное ему явление.
Обратимся к примерам из истории человеческой цивилизации. С выделением человека в отдельный биологический вил началось его постепенное развитие, от охоты и собирательства к земледелию и далее – к построению машинной, а следом и информационной цивилизации. Однако некоторые общества, изолированные от остального мира в силу естественных причин, так и остались пребывать на ступени развития, соответствующей каменному веку и родоплеменным отношениям: папуасы Новой Гвинеи, аборигены Австралии, затерянные племена Амазонии. Однако в действительности – это не опровержение утверждения автора, ведь европейцы, открывшие эти народы, обнаружили их на определенной ступени их развития. Говоря иными словами, все народы развиваются со временем, просто некоторые делают это быстрее, а другие – медленнее.
Многочисленные примеры из литературы подтверждают мысль автора. В стихотворении А. С. Пушкина «Движение» описывается спор древнегреческих философов Зенона и Диогена. Первый утверждает, что движения не существует, а Диоген на это довольно остроумно отвечает, просто встав и начав ходить перед ним. Поэт говорит нам, что мы сами можем легко убедиться в существовании движения, просто посмотрев на небосвод, по которому движется Солнце, что объясняется вращением Земли. Два этих примера призваны показать читателю, что не существует покоя, есть лишь движение, а его отсутствие – всего лишь иллюзия.
В заключение можно сделать вывод о том, что движение является таким же неотъемлемым свойством окружающего мира, как время и пространство. Говоря простыми словами, всякое движение – это изменение положения тела в пространстве или его свойств во времени. С этой позиции этому правилу подчиняется любое человеческое общество, а не только материальный мир.
Относительность движения
Любое движение тела происходит по отношению к другим телам. Физики говорят: «Относительно других тел».
К примеру, человек, едущий в автобусе, относительно автобуса находится в состоянии покоя, а относительно дороги – движется.
Примечание: Когда мы рассматриваем движение тела, мы выбираем систему отсчета, в которой это дело будет двигаться. При этом, тело отсчета мы принимаем за неподвижное тело, относительно которого происходит движение изучаемого тела.
в разных системах отсчета (СО) будут различаться.
Траектория тела различна в разных системах отсчета
Траектория – это относительная характеристика движения. Потому, что она различается для разных систем отсчета (СО).
В то время, пока самолет летит, точка, лежащая на кончике его винта, относительно самолета движется по окружности (рис. 1), а относительно неподвижного наблюдателя на земле – эта же точка имеет винтовую траекторию.
Например, движение ниппеля велосипедного колеса во время поездки на велосипеде.
В системе отсчета, связанной с:
Что такое циклоида
Циклоида – это плоская кривая линия. По такой линии движется точка, лежащая на окружности, когда эта окружность катится по прямой без проскальзывания (рис. 2).
Циклоиду называют трансцендентной кривой линией.
Линия трансцендентная, если ее в прямоугольных координатах не получается описать с помощью алгебраического уравнения.
Но с помощью параметра t можно записать отдельно координату x и координату y с помощью таких уравнений:
\[ \large \begin
Примечания:
Циклоиду впервые изучил Галилео Галилей. Этот выдающийся итальянский ученый занимался физикой, математикой, астрономией, механикой и философией.
А английский математик и архитектор Кристофер Рен в 1658 году посчитал длину арки циклоиды.
Длина циклоиды равна четырем диаметрам производящей окружности.
Кристофер Рен спроектировал и руководил возведением в Лондоне купола собора Святого Павла.
С помощью циклоиды братья Бернулли решили задачу о скорейшем спуске — брахистохроне. Брахистохрон – с греч. «Краткое время». Они доказали, что по желобу, имеющему форму перевернутой вниз циклоиды шарик скатывается вниз за кратчайшее из возможных время.
Скорость тела различна в разных системах отсчета
Рассмотрим движение человека в едущем по прямому участку пути трамвае (рис. 3).
Скорость трамвая \(\large \vec
Тогда скорость человека относительно трамвая будет равна 3 километрам в час, а относительно земли – 63 километрам в час.
Как переходить из одной системы отсчета в другую
Любое движение, которое мы рассматриваем, а, так же, его характеристики, будут различаться в разных системах отсчета.
Относительно одних тел рассматриваемое тело может покоиться, а вместе с тем, относительно других тел оно может находиться в движении.
Чтобы осуществить переход между системами отсчета, нужно применять закон сложения скоростей и перемещений. Скорость и перемещение – это векторы. Значит, будем складывать их геометрически. То есть, при сложении векторов будем учитывать их направления.
Примечание: Ньютон изучал движение тел. В его теории время протекает одинаково во всех системах отсчета. То есть, в механике Ньютона время – это абсолютная величина.
Представим себе такую картину: На берегу реки сидит и отдыхает девушка (рис. 4). По реке мимо нее проплывает плот (по течению). С плота в это время в воду прыгает молодой человек и вплавь добирается к противоположному берегу реки. После чего, садится на берег и отдыхает.
Перемещение в различных системах отсчета
Сначала запишем перемещение парня в системе отсчета, связанной с девушкой, когда нам известны его перемещение в системе отсчета, связанной с плотом.
Примечание:
На рисунке перемещение плота и перемещение парня относительно плота обозначены длинными черными стрелками. А перемещение парня относительно сидящей на берегу девушки обозначено длинной синей стрелкой.
Из рисунка видно, что векторы перемещений образуют прямоугольный треугольник.
Сложив вектор переносного и относительного перемещений, получим вектор абсолютного перемещения:
\( \large \overrightarrow
\( \large \overrightarrow
\( \large \overrightarrow
Длину вектора абсолютного перемещения можно найти по теореме Пифагора:
Скорость в различных системах отсчета
Запишем еще раз формулу для связи перемещений:
Зная перемещение, и время равномерного движения, можно найти модуль вектора скорости, т. е. длину вектора скорости.
Скорость плывущего плота и скорость парня не изменяются. Поэтому, для связи скорости и перемещения можно применить формулу
Разделив обе части этого уравнения на время t, получим выражение для скорости равномерного движения:
Обе части уравнения для перемещений разделим на время t движения.
Полученное выражение можно записать с помощью векторов скоростей:
В частности, на рисунке 4 красными векторами обозначены скорость реки (плота) и скорость парня.
Опишем обозначения, использованные нами в уравнении, связывающем скорости в различных системах отсчета:
\( \large \overrightarrow
\( \large \overrightarrow
\( \large \overrightarrow
Длину вектора скорости найдем по теореме Пифагора:
Таким образом, до прыжка в воду скорость парня в системе отсчета, связанной с плотом, равнялась нулю (рис. 5).
А в системе отсчета, связанной с отдыхающей на берегу девушкой, скорость парня равнялась скорости течения реки (скорости плота).
После прыжка с плота в системе отсчета, связанной с плотом, скорость парня равняется скорости, с которой он плывет к берегу перпендикулярно течению реки.
Ну а в системе отсчета, связанной с девушкой, скорость парня – это векторная сумма скорости течения реки и скорости плавания парня.
Соотношение движения и покоя
В философии движение понимается не только как механическое перемещение различных тел в пространстве, но и как любое изменение состояний природных процессов и явлений. В движении находятся и расширяющаяся Метагалактика, и взаимодействующие элементарные частицы, и размножающиеся, производящие обмен веществ живые клетки, и социальные процессы и т. д., включая и процессы мыслительной деятельности. Мы не можем абстрагироваться от понятия “движение”, если хотим помыслить какой-то природный объект или явление в их естественном состоянии. На первый взгляд, с точки зрения обыденного сознания это не так, ибо, наблюдая, например, за горными альпийскими вершинами или египетскими пирамидами, мы видим их в вечном покое. Но покой этот относителен. Не говоря уже о том, что вся Вселенная пребывает в огромном круговороте, где наша планета – песчинка, вращающаяся вокруг Солнца, а вместе с ним и вокруг центра нашей Галактики, а вместе с ней и вокруг центра галактической системы.
В постоянном изменении пребывает и структура “покоящихся” вещей, ибо состоит из элементарных частиц, находящихся в непрерывном движении. Внешними проявлениями такого движения являются температурные колебания, изменения химического состава и т. п. Более того, сами атомы и молекулы – результат эволюционных процессов во Вселенной, возникли лишь после Большого взрыва, положившего начало существованию нашей Метагалактики. К тому же современная география доказала факт перемещения (дрейфа) континентов по отношению друг к другу. Подобно кускам расколовшейся льдины, они как бы плывут по раскаленной магме Земли со скоростью несколько сантиметров в год. Поэтому те же пирамиды покоятся разве что по отношению к поверхности африканского континента, но не покоятся в отношении, например, Альпийских гор, если рассматривать их в масштабах планеты и геологического времени.
Итак, движение вечно и неуничтожимо, неотрывно от материи и абсолютно. Покой же относителен и имеет преходящий характер. Движение абсолютно потому, что оно обладает всеобщим значением и при этом (в отличие от покоя) безотносительно к чему бы то ни было другому, внешнему, от чего бы оно зависело. Во всяком случае ничто с очевидностью не указывает на такую зависимость. С рациональной точки зрения оно вечно, так как в мировом масштабе не обнаруживает ни начала, ни конца и осуществляется как самодвижение любой реальности, в основе которого лежат две силы: притяжение и отталкивание.