Докажите что без химии немыслим современный быт человека
ХИМИЯ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
Химия, обладая огромными возможностями, создает не виданные ранее материалы, умножает плодородие почвы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, изменяя внешность людей. Но та же
химия может стать и опасной для здоровья человека, даже смертельно опасной.
Домашняя аптека
Нашатырный спирт– им пользуются, чтобы вывести больного из состояния обморока;
Аспирин– жаропонижающее, противовоспалительное, болеутоляющее и противоревматическое средство;
Валидол, корвалол, нитроглицерин – лекарства для лечения сердечно – сосудистой системы;
Фталазол, сульгин — подавляют деятельность чужеродных микроорганизмов;
Пенициллин – антибиотик;
Витамины – могучее средство укрепления организма.
Химические средства и средства гигиены
Средства ухода за зубами
Давно замечено, что любители сладкого часто не могут похвастаться хорошим состоянием зубов. Поэтому одним из путей профилактики кариеса является чистка зубов и полоскание ротовой полости после приема пищи.
Важнейшим средством ухода за зубами являются зубные пасты, которые состоят из следующих компонентов:
Абразивные (карбонат кальция) – обеспечивает механическую очистку зубов;
Связующие (морские водоросли) – для превращения порошка в пасту;
Загустители (глицерин, сорбит) – способствуют сохранению в пасте влаги при хранении;
Антисептики (формальдегид) – для устранения разрушительного действия микробов;
Борьба с кариесом осуществляется не только предупреждением образования зубного налета. Второе направление – это укрепление минеральной ткани зуба, что достигается введением в пасты соединений фтора (фторид натрия)
В настоящее время в продаже появились безабразивные гелеобразные прозрачные чистящие средства для зубов (оксид кремния).
1) Докажите, что без химии немыслим современный быт человека.
2) Покажите, что достижения химии могут не только служить во благо, но и причинять вред. От чего зависит последнее?
Дезодоранты
Дезодоранты – это средства, устраняющие неприятный запах пота, который выделяется потовыми железами и на 98 – 98% состоит из воды. С потом из организма выводятся продукты метаболизма: мочевина, аммиак, жирные кислоты, холестерин, следы белка, некоторые гормоны и др. Из минеральных компонентов – катионы натрия, меди, железа, анионы хлора и йода. Неприятный запах связан с бактериальным расщеплением составляющих пота или с их окислением кислородом воздуха.
Дезодоранты бывают двух видов:
1) тормозят разложение выводимых с потом продуктов метаболизма;
2) частично подавляют выделение пота.
Этими свойствами обладают соли цинка, хрома, алюминия, а также формальдегид и этиловый спирт. Эти вещества взаимодействуют с компонентами пота, образуя нерастворимые соединения, которые закупоривают каналы потовых желез и тем самым уменьшают потовыделение. В оба типа дезодорантов входят отдушки.
Дезодоранты выпускают в твердом виде, шариковые и в аэрозольной упаковке. В настоящее время принято международное соглашение о сокращение производства аэрозольных баллонов, содержащих фреоны, поскольку установлено, что они разрушают озоновый слой Земли.
Косметические средства.
Раскопки древних поселений свидетельствуют о том, что на ранней стадии развития общества к раскрашиванию тела были неравнодушны и женщины и мужчины (татуировки, подкрашивание век, бровей, щек). Использовали лишь природные вещества
(толчёная бирюза, сурьмяной блеск). С развитием химии стали использовать синтетические вещества. Например, в качестве пигмента для губных помад применяют органическое синтетическое соединение никеля. Перламутровый эффект создают соли висмутила или слюда. В медицине оксид цинка используют в присыпках и мазях. В качестве красителя для волос используют разбавленные водные растворы хорошо растворимых солей свинца, серебра, меди, висмута. Нашатырный спирт, входящий в состав красителей, нейтрализует образующуюся при этом кислоту. Под действием восстановленной меди волосы приобретают красноватый отлив. Если были взяты соли серебра – серый оттенок, соли железа – синевато – лиловый цвет.
В состав красящих шампуней входит – резорцин. Осветление волос производят с помощью 3% раствора пероксида водорода, который разрушает пигмент волос (проявляйте осторожность).
Косметическим средством для ногтей являются лаки. Основа лака – раствор нитроцеллюлозы в органических растворителях. Нитроцеллюлозу получают нитрованием целлюлозы смесью азотной и серной кислот. В лак, кроме красителя, добавляют пластификаторы (касторовое масло), которые препятствуют обезжириванию ногтей и предотвращают их ломкость.
1).Какое вещество разрушает озоновый слой Земли?
2)Докажите на примерах значимость химической промышленности.
Жизнь без химии. Возможна?
Прожив год без промышленной бытовой химии, я решила рассказать о том, как это замечательно и просто! Мы живём в век бума использования химии в повседневной жизни. Все ли знают, что именно такие товары вызывают рак, кожные заболевания, ускоренное старение и много-много других неприятностей.
Можно ли жить без этого? Запросто! Давайте разберём по пунктам:
Шампуни
Знаете ли Вы, что в них содержится такой компонент, как Лаурилсульфат Натрия — этот «чудо-компонент» может вызвать аллергию, язвы, рак кожи, дерматит. При соприкосновении со слизистой (глаза, например) проникает в тело, и процесс начат.
Заменить шампуни можно — содовым раствором, яичным желтком (волосы после него тяжёлые и блестящие! Просто сказка), хозяйственным мылом (больше подходит мужчинам или жирным волосам) и ржаной мукой (это лучшее, что может быть для волос!).
Хочу заметить, что при переходе на натуральные средства первый месяц кожа будет проживать «переходный период» и, соответственно, активно выделять кожное сало. То есть, первое время придётся мыть голову каждый день или через день. После окончания перехода, Вы сможете не мыть голову вплоть до недельного срока. Да-да, и волосы будут выглядеть такими же чистыми, как и в первый день после мытья. Могу сказать, что после года мытья ржаной мукой, волосы совершенно не воспринимают шампуни, и если ими помыть волосы, то остаётся очень неприятное ощущение…
Вот что значит дать телу очиститься от химии.
Посмотрите, что происходит внутри:
Гели для душа
Там тоже куча химии, которая делает гели такими пенящимися и пахучими, всякие отдушки, лаурилсульфат натрия и т.д. Не думаю, что каждый при покупке читает состав геля. В основном все смотрят на брэнд и аромат. А зря!
Чем заменить:
Кондиционер для волос
Да, у нас у всех волосы бывают сухими, ломкими и непослушными, но ведь от тонны вылитых на них кондиционеров, бальзамов проблема не уходит…
Могу дать Вам реально работающие заменители и природные лекари от таких проблем, а именно: отвар ромашки, крапивы, корня лопуха.
Я покупаю только аптечные травы (ни в коем случае не в пакетиках), крапиву и корень лопуха летом срываю возле дома (только не рвите в черте города и возле дороги — это уже не для пользы будет).
Самое лучшее смягчающее средство это… Внимание! Яблочный уксус — король всех бальзамов и кондиционеров. Конечно, только домашний и только яблочный (столовый — это та же химия!)! После него такие шелковистые волосы. Мммм…
Зубная паста
Знаете ли Вы, что фтор и кальций, которые так активно рекламируют, являются причиной пародонтоза, выпадения зубов, кровотечения дёсен и даже желудочных язв.
Заменить можно зубным порошком (на основе глины, солей, соды, трав и перца). Вот это то, что лечит, а не калечит. Со временем даже зубы становятся белее. Только, пожалуйста, читайте состав, и если видите какое-то непонятное слово — смотрите в гугле, что это!
Скраб для тела
Крем для лица
Думаете, Вы не сможете без него жить? А вот и нет, дорогие!
Предлагаю прямо сейчас взять баночку любимого крема и почитать о каждом компоненте, который входит в состав, ужаснуться и выкинуть его куда подальше!
Почему? Да посмотрите на количество консервантов и отдушек. Крема вызывают старение кожи! Это выгодно мировой промышленности! Кто же тогда будет клиентами хирургов и компаний, выпускающих омолаживающие средства. Давайте стареть красиво. Чем заменить? Натуральными маслами (льняное, виноградных косточек, амарантовое, оливковое, облепиховое, масло Ши и т.д.). Это большая ошибка думать, что если это масло, то оно должно давать жирность коже. Нет, масла есть разные. Есть даже те, которые сушат кожу… Главное, читать и подобрать под свой тип кожи.
Я делаю сразу 3 баночки смеси масел для моего типа кожи и пользуюсь и зимой, и летом (конечно, летом с более лёгкими маслами в составе).
То же самое относится и к кремам для рук, ног, тела.
Советую хорошенько париться в ванной и раз в неделю втирать в тело натуральные масла (почти массаж Абхьянга получится). Тело будет Вам благодарно.
Дезодорант
Что такое антиперспирант для тела — посмотрим изнутри:
Дезодорант может вызвать рак груди и увеличение лимфоузлов.
Я много слышала от людей, что «мне ничего не подходит, кроме сильных антиперспирантов» или «оно не помогает» и т.д. Но тут так же, как и с волосами: организму требуется около месяца (у всех по-разному), чтобы прийти в себя. Будьте терпеливы.
Чем заменить:
Исследования показали, что при отказе человека от химических дезодорантов, его тело при потении меньше пахнет! Знаю одного мужчину, который уже больше 3-х лет вообще не моется никакими средствами, чистит зубы только щёткой и не пользуется дезодорантами. При этом от него никогда не пахнет, его волосы чистые, а зубы такие белые, как после отбеливания! Наш организм по своей природе не нуждается в придуманных человеком средствах для его очищения.
Бальзамы для губ
Лучшие натуральные бальзамы — Siera Bees. Они на основе оливкового масла, масла Ши, арганового масла. Жирные и долго держатся.
Порошок
Заменить его можно мыльными орехами (продаются в эко-лавках) или тёртым хозяйственным мылом.
Кондиционер для белья
Заменяем аромамаслами! Я люблю лавандовое, оно оставляет аромат свежести на одежде. Три капли в отсек для кондиционера, и бельё будет благоухать!
Призываю Вас задуматься, ведь человеческое тело — совершенная продуманная создателем система. Либо вы являетесь потребителем и поддерживаете мировой бизнес, либо живёте осознанно и сохраняете здоровье.
Искренне желаю Вам счастья.
Урок химии в 11 классе «Химия и повседневная жизнь»
1 Урок химии в 11 классе «Химия и повседневная жизнь»
Цитата дня Приобретайте жизненный опыт оптом!
Доказать, что без химии немыслим современный быт человека.
– обобщение знаний учащихся о практическом значении химических веществ в повседневной жизни человека;
– развитие познавательного интереса к предмету, развитие умений применять знания, полученные на уроках, на практике;
– формирование коммуникативных компетенций – умения работать в коллективе, группе, выражать и отстаивать собственную точку зрения;
– создание комфортных условий с учетом индивидуальных психических особенностей обучающихся и индивидуального темпа работы, организация самостоятельной работы учащихся со справочным материалом и другими информационными ресурсами, формирование навыков здорового образа жизни.
— развивать умения безопасного обращения с бытовыми химикатами;
-развивать знания о химических веществах, используемых в быту, о сферах их использования;
-формировать основные жизненные компетентности.
Оборудование: аптечка кабинета химии, этикетки различных пищевых продуктов, коробки из-под зубной пасты, стиральных порошков, бутылочки с различными моющими средствами.
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса.
Уважаемые старшеклассники! Наш сегодняшний урок посвящен теме «….Химия и повседневная жизнь человека». В любой отрасли человеческой деятельности, следовательно, в любой профессиональной деятельности, связанной с материальным миром, мы неизбежно соприкасаемся с веществами и используем их свойства и взаимодействие между собой. Химия, обладая огромными возможностями, создает невиданные ранее материалы, умножает плодородие почвы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, изменяет внешность людей. Использование людьми достижений современной химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний. Именно с этой целью мы проводим этот урок, и, надеюсь, он будет интересен и полезен также тем, кто считает химию скучным, бесполезным для себя школьным предметом, далеким от повседневной жизни обычного человека
Учась в школе и посещая разнообразные предметы, мы часто думаем о том, зачем они вообще нам нужны. Алгебра, физика, химия, история. Если я не хочу быть специалистом по животным или составлять формулы духов, то зачем нужно посещать эти уроки. Но оказывается, что очень многие знания по этим, казалось бы, необязательным наукам могут пригодиться в повседневной жизни. В этом году, буквально через несколько месяцев вы заканчиваете школу, и я хочу, чтобы все приобретенные здесь знания обязательно вам пригодились.
Учитель: « Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров. Вы могли взять с собой только те предметы, которые не имеют ничего общего с наукой химией и химической технологией. Что бы вы взяли?»
(Учащиеся обсуждают ситуацию и приходят к выводу, что нет ни одной вещи, которая не являлась бы продуктом химической технологии.) И сейчас как нельзя кстати слова М.В. Ломоносов «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». И это действительно так. Но химия не развивается как отдельная наука, а тесно связана с другими науками. Докажем это.
Например, зная правило из школьного курса по физике о том, что время охлаждения пропорционально площади поверхности тела, можно без труда выбрать чайник, в котором чай будет долго оставаться горячим. Нужно просто обратить внимание на тот, площадь поверхности которого самая маленькая.
А если вы заметили, что ваша калитка последнее время начала шататься, то благодаря правилам по геометрии ее можно укрепить. Вспомнив о свойстве жесткости треугольника: существует единственный треугольник с заданными длинами сторон. Планка, которую нужно прибить будет гипотенузой этого треугольника.
Задание №1 –Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы, когда был дефицит мыла, многие мыли волосы процеженным настоем древесной золы. А так-же стирали ей. Как можно объяснить применение золы для этих целей? Напишите уравнения соответствующих реакций. Зольная вода поможет обладательницам жирных и непослушных локонов, сделает их более жесткими, поможет сократить частоту мытья, ускорить рост волос.
Первое мыло, самое простое моющее средство, было получено на Ближнем Востоке более 5000 лет назад. Поначалу оно использовалось главным образом для стирки и обработки язв и ран. И только с I века н. э. человек стал мыться с мылом.
С самых древнейших времен людям свойственно было заботиться о своем жилище, одежде, пище, посуде для ее приготовления и даже об украшениях.
Авторами и создателями рецептов первых бытовых химических веществ, были в большинстве случаев безвестные изобретатели.
Например, в гробнице египетского фараона Тутанхамона археологи обнаружили благовония, сохранившие аромат в течение тридцати веков. Мумии египетских фараонов сохранились до наших дней, так как их тела их были хорошо забальзамированы.
Тысячелетия отделяют нас от того времени, когда человек впервые научился пользоваться растительными смолами и бальзамами. Давно уже научились люди консервировать и запах душистых цветов. Чтобы сохранить запах роз, лепестки их погружали в оливковое масло. В надушенное масло снова погружали лепестки и так шесть-семь раз, пока не получали сильно пахнущее розами масло. Чтобы получить килограмм розового масла, необходимо собрать 3 миллиона цветков розы.
Вот почему душистое масло-дорогой продукт. Не случайно его иногда называют «жидким золотом».
С тех пор как химики познали способ образования душистых веществ в растениях, они стали вырабатывать их искусственным путем с помощью реакции этерификации.. Вещество, имеющее запах груши, они вырабатывают из уксусной кислоты и так называемого амилового спирта. Жидкость с запахом ананаса получается из масляной кислоты и винного спирта.
Химическое вещество, пахнущее яблоками, рождается в результате реакции валериановой кислоты с винным спиртом. Эта же валерьяновая кислота с амиловым спиртом дает продукт, имеющий запах апельсина.
Химия и математика
Какой была война, живущим сегодня, к счастью, трудно представить. Но даже в те тяжелые времена жизнь не останавливалась. И сегодня, накануне юбилейной даты мы не можем об этом не говорить.
Из воспоминаний Ирины Ивановны Коршуновой, отличника просвещения СССР и РСФСР, жительницы блокадного Ленинграда: «Мне часто снятся по ночам 125 блокадных граммов хлеба с огнем и кровью пополам. Этот кусочек для нас был на вес золота, белый-белый — его пекли из отрубей и бумаги. Хлеб до сих пор остается для меня святыней»
Рассчитайте, какую долю от суточной потребности в энергии для взрослого человека (средняя норма 3000 калорий) составляла блокадный паек хлеба массой 125 г, если его энергетическая ценность равна 200 калориям на 100 г.
Мы продолжим обсуждение вопросов о значении химии в современном мире, ну а сейчас в качестве рефлексии сегодняшнего урока я попрошу вас обсудить следующий проблемный вопрос «Наука Химия приносит человеку больше пользы, чем вреда?» У вас на рабочих листах есть два поля – «Аргументы «за» и «Аргументы «против». Приведите не менее трех аргументов в каждом поле. Можете обсудить это в парах, а затем поговорим вместе.
Работа в парах, индивидуальная – по выбору учащихся.
Общее обсуждение – высказывают свое мнение все учащиеся
Объять необъятное невозможно, поэтому мы разобьем обозначенную проблему на несколько тем,
Ну и конечно, никто не станет спорить, что именно в «Домашней аптечке» находится квинтэссенция того, что даже бабушки называют словом «Химия».
На доске – высказывания:
Материальные успехи, которыми человечество обязано науке, — еще наименьшее из благ, являющихся результатом ее деятельности: она предъявляет законные права на область несравненно более обширную, на область нравственную и социальную. (Бертло Пьер Эжен Марсельен)
Задание №1 –Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы, когда был дефицит мыла, многие мыли волосы процеженным настоем древесной золы. Как можно объяснить применение золы для этих целей? Напишите уравнения соответствующих реакций. Зольная вода поможет обладательницам жирных и непослушных локонов, сделает их более жесткими, поможет сократить частоту мытья, ускорить рост волос.
Древесная зола на протяжении столетий использовалась в качестве источника щёлока в процессе изготовления мыла. Когда щелок, полученный из древесной золы, смешивается с жирами и маслами, происходит химическая реакция и в итоге получается то, что мы называем мылом.
Справочное бюро: Если серебряные изделия покрылись тёмным налётом, помойте их в теплой мыльной воде, затем почистите мягкой тряпочкой смоченной в смеси нашатырного спирта и зубного порошка, ещё раз промойте тёплой водой и протрите. Хрустальные изделия будут лучше блестеть, если сполоснуть их в холодной воде с уксусом. [1]
Эти вещества есть в большом количестве и в современном каждом доме. Они выпускаются нашей промышленностью в твёрдом, жидком, порошкообразном и других видах. Без них современный человек не представляет своей жизни, так как они помогают ему. Как вы думаете, о чём идёт речь?
Правильно, это препараты бытовой химии.
Итак, я думаю, что сегодня каждый из вас убедился, что химия как наука, а также вещества, их взаимодействия, явления, сопровождающие эти взаимодействия, не просто приносят пользу человеку, но являются неотъемлемой частью повседневной жизни.
Открытый урок по химии: «Химия и повседневная жизнь» (11 класс)
1 Урок химии в 11 классе «Химия и повседневная жизнь»
Цитата дня Приобретайте жизненный опыт оптом!
Доказать, что без химии немыслим современный быт человека.
– обобщение знаний учащихся о практическом значении химических веществ в повседневной жизни человека;
– развитие познавательного интереса к предмету, развитие умений применять знания, полученные на уроках, на практике;
– формирование коммуникативных компетенций – умения работать в коллективе, группе, выражать и отстаивать собственную точку зрения;
– создание комфортных условий с учетом индивидуальных психических особенностей обучающихся и индивидуального темпа работы, организация самостоятельной работы учащихся со справочным материалом и другими информационными ресурсами, формирование навыков здорового образа жизни.
— развивать умения безопасного обращения с бытовыми химикатами;
-развивать знания о химических веществах, используемых в быту, о сферах их использования;
-формировать основные жизненные компетентности.
Оборудование: аптечка кабинета химии, этикетки различных пищевых продуктов, коробки из-под зубной пасты, стиральных порошков, бутылочки с различными моющими средствами.
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса.
Уважаемые старшеклассники! Наш сегодняшний урок посвящен теме «….Химия и повседневная жизнь человека». В любой отрасли человеческой деятельности, следовательно, в любой профессиональной деятельности, связанной с материальным миром, мы неизбежно соприкасаемся с веществами и используем их свойства и взаимодействие между собой. Химия, обладая огромными возможностями, создает невиданные ранее материалы, умножает плодородие почвы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, изменяет внешность людей. Использование людьми достижений современной химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний. Именно с этой целью мы проводим этот урок, и, надеюсь, он будет интересен и полезен также тем, кто считает химию скучным, бесполезным для себя школьным предметом, далеким от повседневной жизни обычного человека
Учась в школе и посещая разнообразные предметы, мы часто думаем о том, зачем они вообще нам нужны. Алгебра, физика, химия, история. Если я не хочу быть специалистом по животным или составлять формулы духов, то зачем нужно посещать эти уроки. Но оказывается, что очень многие знания по этим, казалось бы, необязательным наукам могут пригодиться в повседневной жизни. В этом году, буквально через несколько месяцев вы заканчиваете школу, и я хочу, чтобы все приобретенные здесь знания обязательно вам пригодились.
Учитель: « Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров. Вы могли взять с собой только те предметы, которые не имеют ничего общего с наукой химией и химической технологией. Что бы вы взяли?»
(Учащиеся обсуждают ситуацию и приходят к выводу, что нет ни одной вещи, которая не являлась бы продуктом химической технологии.) И сейчас как нельзя кстати слова М.В. Ломоносов «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». И это действительно так. Но химия не развивается как отдельная наука, а тесно связана с другими науками. Докажем это.
Например, зная правило из школьного курса по физике о том, что время охлаждения пропорционально площади поверхности тела, можно без труда выбрать чайник, в котором чай будет долго оставаться горячим. Нужно просто обратить внимание на тот, площадь поверхности которого самая маленькая.
А если вы заметили, что ваша калитка последнее время начала шататься, то благодаря правилам по геометрии ее можно укрепить. Вспомнив о свойстве жесткости треугольника: существует единственный треугольник с заданными длинами сторон. Планка, которую нужно прибить будет гипотенузой этого треугольника.
Задание №1 –Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы, когда был дефицит мыла, многие мыли волосы процеженным настоем древесной золы. А так-же стирали ей. Как можно объяснить применение золы для этих целей? Напишите уравнения соответствующих реакций. Зольная вода поможет обладательницам жирных и непослушных локонов, сделает их более жесткими, поможет сократить частоту мытья, ускорить рост волос.
Первое мыло, самое простое моющее средство, было получено на Ближнем Востоке более 5000 лет назад. Поначалу оно использовалось главным образом для стирки и обработки язв и ран. И только с I века н. э. человек стал мыться с мылом.
С самых древнейших времен людям свойственно было заботиться о своем жилище, одежде, пище, посуде для ее приготовления и даже об украшениях.
Авторами и создателями рецептов первых бытовых химических веществ, были в большинстве случаев безвестные изобретатели.
Например, в гробнице египетского фараона Тутанхамона археологи обнаружили благовония, сохранившие аромат в течение тридцати веков. Мумии египетских фараонов сохранились до наших дней, так как их тела их были хорошо забальзамированы.
Тысячелетия отделяют нас от того времени, когда человек впервые научился пользоваться растительными смолами и бальзамами. Давно уже научились люди консервировать и запах душистых цветов. Чтобы сохранить запах роз, лепестки их погружали в оливковое масло. В надушенное масло снова погружали лепестки и так шесть-семь раз, пока не получали сильно пахнущее розами масло. Чтобы получить килограмм розового масла, необходимо собрать 3 миллиона цветков розы.
Вот почему душистое масло-дорогой продукт. Не случайно его иногда называют «жидким золотом».
С тех пор как химики познали способ образования душистых веществ в растениях, они стали вырабатывать их искусственным путем с помощью реакции этерификации.. Вещество, имеющее запах груши, они вырабатывают из уксусной кислоты и так называемого амилового спирта. Жидкость с запахом ананаса получается из масляной кислоты и винного спирта.
Химическое вещество, пахнущее яблоками, рождается в результате реакции валериановой кислоты с винным спиртом. Эта же валерьяновая кислота с амиловым спиртом дает продукт, имеющий запах апельсина.
Химия и математика
Какой была война, живущим сегодня, к счастью, трудно представить. Но даже в те тяжелые времена жизнь не останавливалась. И сегодня, накануне юбилейной даты мы не можем об этом не говорить.
Из воспоминаний Ирины Ивановны Коршуновой, отличника просвещения СССР и РСФСР, жительницы блокадного Ленинграда: «Мне часто снятся по ночам 125 блокадных граммов хлеба с огнем и кровью пополам. Этот кусочек для нас был на вес золота, белый-белый — его пекли из отрубей и бумаги. Хлеб до сих пор остается для меня святыней»
Рассчитайте, какую долю от суточной потребности в энергии для взрослого человека (средняя норма 3000 калорий) составляла блокадный паек хлеба массой 125 г, если его энергетическая ценность равна 200 калориям на 100 г.
Мы продолжим обсуждение вопросов о значении химии в современном мире, ну а сейчас в качестве рефлексии сегодняшнего урока я попрошу вас обсудить следующий проблемный вопрос «Наука Химия приносит человеку больше пользы, чем вреда?» У вас на рабочих листах есть два поля – «Аргументы «за» и «Аргументы «против». Приведите не менее трех аргументов в каждом поле. Можете обсудить это в парах, а затем поговорим вместе.
Работа в парах, индивидуальная – по выбору учащихся.
Общее обсуждение – высказывают свое мнение все учащиеся
Объять необъятное невозможно, поэтому мы разобьем обозначенную проблему на несколько тем,
Ну и конечно, никто не станет спорить, что именно в «Домашней аптечке» находится квинтэссенция того, что даже бабушки называют словом «Химия».
На доске – высказывания:
Материальные успехи, которыми человечество обязано науке, — еще наименьшее из благ, являющихся результатом ее деятельности: она предъявляет законные права на область несравненно более обширную, на область нравственную и социальную. (Бертло Пьер Эжен Марсельен)
Задание №1 –Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы, когда был дефицит мыла, многие мыли волосы процеженным настоем древесной золы. Как можно объяснить применение золы для этих целей? Напишите уравнения соответствующих реакций. Зольная вода поможет обладательницам жирных и непослушных локонов, сделает их более жесткими, поможет сократить частоту мытья, ускорить рост волос.
Древесная зола на протяжении столетий использовалась в качестве источника щёлока в процессе изготовления мыла. Когда щелок, полученный из древесной золы, смешивается с жирами и маслами, происходит химическая реакция и в итоге получается то, что мы называем мылом.
Справочное бюро: Если серебряные изделия покрылись тёмным налётом, помойте их в теплой мыльной воде, затем почистите мягкой тряпочкой смоченной в смеси нашатырного спирта и зубного порошка, ещё раз промойте тёплой водой и протрите. Хрустальные изделия будут лучше блестеть, если сполоснуть их в холодной воде с уксусом. [1]
Эти вещества есть в большом количестве и в современном каждом доме. Они выпускаются нашей промышленностью в твёрдом, жидком, порошкообразном и других видах. Без них современный человек не представляет своей жизни, так как они помогают ему. Как вы думаете, о чём идёт речь?
Правильно, это препараты бытовой химии.
Итак, я думаю, что сегодня каждый из вас убедился, что химия как наука, а также вещества, их взаимодействия, явления, сопровождающие эти взаимодействия, не просто приносят пользу человеку, но являются неотъемлемой частью повседневной жизни.