Докажите что автор и раньше посещал жилище старика в рассказе приемыш
Конспект урока чтения и развития речи по теме «Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш». «Тарас и Соболько» + видеопрезентация «Жизнь на Светлом озере»» 4-й класс
Класс: 4
Учебный предмет: урок чтения и развития речи
Уровень образования школьников: начальная ступень обучения VIII вида.
Форма учебной работы: классно-урочная.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний (урок анализа произведения)
Цель урока: научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения.
Оформление доски: портрет Д.Мамина-Сибиряка, иллюстрации к рассказу Д.Мамина-Сибиряка «Приёмыш», «Тарас и Соболько», эпиграф «Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. Шопенгауэр А.»
1. Организационный момент.
Задача этапа: эмоционально настроить обучающихся на учебную деятельность.
Учитель: Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу, всем гостям. Приятного вам учебного дня. Начинаем урок чтения и развития речи.
2. Постановка цели и задач урока.
1). Постановка цели и задач урока.
2). Общая речевая разминка.
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
Учитель: О чём это стихотворение?
3. Обобщение и систематизация учебного материала.
1). Работа с текстом рассказа.
Задачи этапа: обогащение жизненного опыта ребёнка через литературные примеры; активизация и обогащение словарного запаса ребят и коммуникативных навыков общения; формирование навыков комплексного анализа литературного текста.
Учитель. Назовите еще раз, как называются произведения, над которыми будем сегодня работать?
Учитель. Работать будем следующим образом: я буду задавать вопрос, а вы отвечаете полными ответами или ответ будете зачитывать по учебнику.
Учитель. Как вы понимаете название рассказа «Приёмыш»?
Учитель. Только ли о лебеде идёт речь в рассказе?
Учитель. Где происходит событие, которое описал автор?
Учитель: Как охотник в первый раз увидел старика?
Учитель: Почему?
(Ответы детей) Он был расстроен из-за того, что от него улетел Приёмыш.
2). Обобщение ответов детей учителем.
Задачи этапа: снятие утомляемости и эмоциональной скованности и тревожности.
Лебеди летят, крыльями машут, прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться, очень бесшумно на воду садятся.
4). Лексическая работа
Сейчас я вам скажу предложение, а вы выберите из текста, как сказал бы Тарас.
(Лена, Настя, Олег, Наташа, Витя)
4). Обобщение этапа работы учителем.
5). Работа по карточкам, составление характеристик героям произведения.
(выбрать те слова, которые присущи тому или иному герою произведения)
Слабые ученики работают около доски на наборном полотне при помощи учителя.
Учитель: Мне, около доски, будут помогать Коля, Даша, Нина
4). Обобщение этапа работы учителем.
— Какой эпизод из рассказа ты изобразил на своём рисунке? Рассказ детей (3 человека, на каждый эпизод рассказа).
6). Обобщение этапа работы учителем.
Учитель: сейчас вы будете работать с тестом. Если правильно ответите на все вопросы, то сможете построить правильный пересказ рассказа. (Инструктаж по выполнению теста: я зачитываю вопрос, а вы находите правильный ответ и отмечаете знаком).
(Тесты раздаются каждому ученику)
В какое время года происходили события, описываемые автором? | Зимой | Весной | Осенью * |
Как называется озеро? | Синее | Светлое * | Грязное |
Как звали старика? | Иван | Семён | Тарас * |
Сколько лет жил Тарас на озере? | 10 | 40* | 5 |
С кем жил старик на озере? | С собакой* | С курицей | С лисой |
Как звали собаку? | Тузик | Соболько * | Шарик |
Какую птицу приютил Тарас? | Лебедя * | Утку | Индюка |
Как старик назвал птицу? | Прикормыш | Выкормыш | Приёмыш * |
Где Тарас запер птицу? | В сундуке | В ящике | В избушке* |
Для чего старик запер птицу? | Чтобы не улетел* | Чтобы никто его не увидал | Чтобы не играл с собакой |
Как сложилась дальнейшая судьба лебедя? | Остался жить с Тарасом | Улетел в лес | Улетел в тёплую сторону* |
Учитель: Используя данный тест, давайте перескажем рассказ.
8). Работа с эпиграфом.
6). Обобщение этапа работы учителем.
Я расскажу вам стихотворение, которое подходит и к данному эпиграфу и к теме нашего урока.
3). Обобщение и систематизация учебного материала.
Сегодня на уроке мы завершили работу над произведением Мамина-Сибиряка «Приёмыш» и «Тарас И Соболько».
Сейчас мы ещё раз встретимся с героями этого произведения, просмотрев презентацию «Жизнь на Светлом Озере».
— Какое чувство у вас появилось, когда смотрели презентацию?
(Ответы детей) Жалость, печаль, желание сделать что-то хорошее, доброе.
4). Итоги урока и оценка знаний.
Приготовьте рассказ о том, какое доброе дело вы сделали. Какую помощь оказали тому, кто в ней нуждался.
Урок на тему: «Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»»
Тема урока: Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»
1) совершенствовать технику чтения;
2) формировать умение работать с текстом: учить выделять главную мысль, находить ответы на вопросы.
1) развивать познавательные способности детей: учить обобщать, пересказывать, анализировать, быть внимательными;
2) развивать умения пользоваться толковым словарём, энциклопедиями, интернетом, т. е. добывать информацию из различных источников.
1) воспитывать любовь к природе, учить видеть её красоту;
2) добиваться искреннего заинтересованного отношения к изучаемому произведению, к теме заботы о « братьях наших меньших »;
3) учить сопереживать.
Иметь представление о событиях, описанных в рассказе.
Уметь читать бегло, осознанно, правильно, выразительно; проявлять готовность к литературному творчеству; рассуждать о прочитанном; свободно делиться своими мыслями; при анализе художественного произведения обращаться к тексту; создавать тексты собственного сочинения; отстаивать личную позицию.
произведения русских писателей, позицию автора при характеристике героев.
Оборудование: компьютерные слайды, выполненные в программе PowerPoint.
Давайте прочитаем эпиграф нашего урока (Слайд 1).
Самая лучшая работа та, которую ты любишь.
Если вы внимательно посмотрите на оформление стихотворения, то правильно скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
(Мы научимся на уроке проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает).
Из какого произведения эти строки?
Он был приёмным членом семьи, но очень любимым.
(Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш.)
Назовите тему урока. (Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш.)
Зная тему, определим цель урока
(Анализировать, учиться правильно и выразительно читать, определять идею, делать выводы, ценить дружбу, обсуждать и рассуждать, думать, сравнивать, высказывать своё мнение и слушать чужое).
Постановка темы урока
Давайте вспомним, что нового мы узнали о писателе.
Дмитрий Наркисович Мамин-–Сибиряк родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. Настоящая фамилия писателя Мамин. Он рос в бедной семье. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным, Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин- Сибиряк стал писателем. За свою жизнь написал коло 150 рассказов, сказок, очерков, повестей для детей.
К какому стилю относится «Приемыш»? Почему?
(К художественному. Раскрывает чувства героев).
Определите жанр. (рассказ)
Назовите признаки рассказа
( Повествование, небольшой объем, герои, сюжет).
Я предлагаю вам вспомнить сюжет, как вы думаете с какой целью?
(Чтобы вспомнить цепочку событий, описанных в рассказе)
Учитель. Как вы понимаете название рассказа «Приёмыш»?
Учитель. Только ли о лебеде идёт речь в рассказе?
Учитель. Где происходит событие, которое описал автор?
Учитель: Как охотник в первый раз увидел старика?
(Ответы детей) Он был расстроен из-за того, что от него улетел Приёмыш.
Из каких же частей состоит сюжет данного произведения? Работа по слайдам
Встаньте, изобразите гордую, величественную птицу.
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся .
Y . Работа над характеристикой Тараса.
( В лесу, около Светлого озера)
— Как Тарас относился к природе?
( Он любил природу и все живое вокруг)
— Почему он приютил лебедя?
( У него доброе сердце )
— Как старик относился к лебедю?
( Он к нему привязался и любил его, все его разговоры были только о лебеде)
— Основные черты характера Тараса.
( Добрый, вежливый, спокойный,)
— Выскажите свое отношение к Тарасу.
Составление характеристики Тараса.
Сейчас я вам скажу предложение, а вы выберите из текста, как сказал бы Тарас.
Пропадет один-то, потому что молод еще, не приспособлен к жизни.
Д. Пропадет один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в нем еще настоящего нет.
У. Без родителей остался.
У. Утром рано поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой.
Д. Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой.
Работа над составлением рассказа-описания лебедя.
А) Составление фрейма в процессе выборочного чтения.
– Докажите словами из текста, что лебедь – крупная птица.
Какие эпитеты использовал автор для описания лебедя?
Стр. 80 Гордая, настоящая царская птица…
Стр. 80. Свой характер тоже имеет…
Стр. 81. Хороша птица…
Стр. 82. Учёная птица…
— как Приёмыш познакомился с другими лебедями;
— как простился со своим спасителем?
— Как вы думаете, автор осуждает Приёмыша? ( У каждого есть право на жизнь и на свободу.)
-Лебедь – царская птица. К образу лебедя обращались не только писатели и поэты, но и композиторы. Послушайте музыкальную пьесу К.Сен-Санса «Лебедь». Послушайте музыкальную пьесу и обратите внимание на то, как музыканту с помощью нот удалось передать образ этой «благородной, царской птицы»
Вашему вниманию презентация, внимательно посмотрите и послушайте, а потом расскажите, какое у вас было чувство, когда смотрели презентацию?
Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства…
Рассказ помог понять…
Для меня было сложным…
Если вам понравился урок, отпустите лебедей, которые у вас на партах, в плавание в озеро. Вот вы сделали еще одно доброе дело.
— Придумайте продолжение рассказа, о том, как сложится дальнейшая судьба лебедя.
Байкова Издательство: ВАКО Год: 2006
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-406316
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемГлеб Полетыло
Похожие презентации
Презентация на тему: » Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина- Сибиряка «Приёмыш» Работа над раскрытием образов героев.» — Транскрипт:
1 Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина- Сибиряка «Приёмыш» Работа над раскрытием образов героев
2 ЦЕЛЬ: Продолжить работу по разделу «Природа и мы»», учить приёмам работы с текстом, осознанному восприятию содержания, анализировать характер и поступки героев. ЗАДАЧИ: 1. Обучающие: формировать навыки поискового чтения и чтения вслух. 2. Коррекционно-развивающие: развивать критическое мышление, связную устную речь, творческое воображение, образное мышление, зрительную память. 3. Воспитывающие: учить соблюдать принцип толерантности при работе в группе; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к животным.
3 Организационный момент Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Подарите улыбки друг другу… – Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня! Начинаем урок литературного чтения
4 Организационный момент 1)Шапка для размышлений «Надеть шапку» 2) «Качание головой» 3) «Ленивые восьмерки»
5 Речевая разминка У перепела и перепёлочки пять перепелят. Перепел перепёлочку и перепелят, В перелеске прятал от ребят.
6 Эпиграф к уроку «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину». М. М. Пришвин
9 Кто главные герои рассказа? Тарас Соболько Приёмыш старик-хозяин пёстрая лебедь- собачонка сирота Жили втроём на Светлом озере.
10 I часть От чьего имени ведётся рассказ? Где происходят события? Кто встретил автора? Что доказывает, что автор и раньше посещал жилище рыбака? Почему хозяина избушки не оказалось дома? Как охотник впервые увидел лебедя? Прочитайте. Докажите словами из текста, что лебедь – крупная птица. А вам приходилось когда-нибудь видеть лебедей?
11 II часть Расскажите, как лебедь оказался у Тараса? Почему Тарас решил приютить лебедя? Найдите в тексте предложение, которым можно объяснить решение Тараса. (… летать-то не умеет) Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас? А как бы вы поступили на его месте? Приходилось ли вам в жизни оказывать помощь какому-либо животному?
12 Лексическая работа 1. Пропадет один-то, потому что молодой ещё, не приспособлен к жизни. Дети: Пропадет один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в нем ещё настоящего нет. 2. Без родителей остался. Дети: Сиротой остался. 3. Утром рано поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой. Дети: Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой
13 Заполните пропуски в предложении. …. птица, и свой …. знает. Умная птица, и свой порядок знает.
14 III часть Тарас Приёмыш бобыль (потерял семью) сирота (потерял семью) «Князь князем живу» вольная птица
15 «ужасно доволен» Старик очень любил своего Приёмыша. Очень радовался своему Приёмышу. Восхищался своим Приёмышем.
16 Что общего в жизни собаки и лебедя?
17 IV часть Хороша была птица! Ученая птица. Божья птица. Особенная птица.
18 Каким человеком был Тарас? Тарас добрый умный искренний милосердный умеющий любить светлая душа умеющий ценить отзывчивый чуткий
19 Закрепление пройденного Работа в группах. Как вы думаете, что было бы правильнее: поступить с лебедем так, как поступил Тарас? подрезать крылья птице и навсегда сделать ее ручной? силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?
20 Работа с пословицами Кто не испытал дружбы, тот не жил. Чёрствое сердце не знает благодарности. Легко подружиться, тяжело разлучиться. Каких только чудес на свете не бывает.
22 «Просьба» Н. А. Заболоцкий Птицы, рыбы, звери В душу людям смотрят. Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря. Ведь небо без птиц – не небо, А море без рыб – не море, А земля без зверей – не земля. Люди-исполины, люди-великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы. Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно И должно быть сердце, сердце человечье.
23 Рефлексия С каким чувством уходите с урока? Чему научил вас этот рассказ? Что понравилось, запомнилось? Что взволновало? Что не понравилось? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем ещё надо поработать? Пригодятся ли знания, полученные на уроке, вам в жизни?
24 Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Только с помощью действия!
25 Речевая разминка Ж Жжжж Жжжжжжж Жжжжжжжжжжжж Бац! Ж..ж.. Жжжжж Бац! Жжж Жжжжжж Бац! Бум! Дзинь! Жж Жжжжжжжжжж Топ! Жжжжжж Жжжж Топ-топ! Жжжжжжж Жжжжжжжжжж Топ-топ-топ! Шлёп! Шмяк. И стало тихо.
26 Цветная сказка Сказка «Репка». «Пришёл дед в огород и стал копать землю (какую?) черную. Решил сажать репу (какую?) желтую. Стала репа расти. Ботва у нее (какая?) зеленая. Созрела репа. Стал дед репу тянуть. Лицо у него (какое?) красное. Сбросил дед фуфайку (какую?) серую на землю. Небо над ним (какое?) голубое. Позвал дед бабку. Стали тянуть репку. Лицо у бабы стало (какое?) белое. Солнце над ними (какое?) оранжевое. Сели дед с бабой на скамейку (какую?) коричневую и зовут внучку. Прибежала внучка в платочке (каком?) бордовом. Зовут Жучку, у нее язычок (какой?) розовый. Позвали Мурку (какую?) дымчатую. Стали тянуть репку. Наступил вечер (какой?) фиолетовый. Достали горшок (какой?) коричневый и сели есть кашу (какую?) желтую.
27 Благодарю за внимание! Учитель начальных классов МОУ СОШ 19 Голубева А. И.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
вторник, 26 января 2021 г.
Ответы на вопросы к рассказу «Приёмыш» по литературному чтению 4 класс.
Использован учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Горецкий, страница 83-84.
1. Почему Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ «Приёмыш»?
Главным героем рассказа является лебедь, которого старик Тарас назвал Приёмышем. Ведь когда-то он подобрал маленького беспомощного птенца и выходил его. Для него лебедь действительно был Приёмышем.
По имени главного героя писатель и назвал рассказ.
2. Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помогают понять, как он относился к Приёмышу? Почему старик называл лебедя особенной птицей?
Тарасу было жаль птенца. Он знал, что тот пропадёт один. Чтобы не дать лебедю погибнуть, старик приютил его.
Старик говорил о лебеде любовно, как о близком человеке. Он называл его умной птицей, знающей порядок. Описывал, как смешно играют лебедь и собака. Называл Приёмыша гордой и царской птицей. Эти слова помогают понять, что старик любил лебедя.
Тарас считал лебедя особенным потому что тот был умным, гордым, обладал своим характером. И легко приручался.
3. Что почувствовал Тарас, когда Приёмыш улетел? Почему герой отпустил лебедя? Как он сам объяснил свой поступок?
Тарасу было очень обидно, когда Приёмыш улетел. Ведь он для него стал членом семьи.
Отпустил старик лебедя потому, что тот сильно тосковал. Тарас подумал, что если Приёмыша не отпустить, тот всё равно захиреет и затоскует.
4. Что было правильнее: поступить так, как это сделал Тарас; подрезать лебедю крылья и навсегда сделать его ручным; силой удержать его в сарае до зимних холодов, оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?
Подрезать крылья лебедю также нельзя. Птица это свободолюбивая, гордая, она бы не вынесла такого насилия.
А вот продержать Приёмыша до весны и подпустить к лебедям, кажется лучшим выходом. За лето Приёмыш бы окреп, научился летать, и смог бы свободно отправляться на юга вместе со стаей. Это вариант самый лучший.
5. Перескажи историю дружбы Соболько и Приёмыша. Запиши план.
Пример пересказа истории дружбы лебедя и собаки, а также план к нему, можно посмотреть по ссылке.
6. Какими мыслями и чувствами хотел поделиться Мамин-Сибиряк с читателями?
Писатель хотел донести до читателя мысль о том, что нельзя обижать и калечить животных. Он убеждает нас в том, что место зверей и птиц в дикой природе, там их дом. И даже привыкнув к человеку, дикие животные всё равно будут стремиться на волю.
Автор хотел, чтобы мы понимали свою ответственность перед меньшими братьями, берегли и защищали их.
7. Найди и прочитай в энциклопедии статью о жизни лебедей. Перечитай описание лебедя в рассказе. Сравни, что общего и различного в этих текстах.
Я прочитала в энциклопедии статью о лебеде-шипуне.
В этой статье описывается внешний вид птицы, ареал её обитания. Рассказывается об образе жизни и питании. Говорится о размножении лебедя и о воспитании птенцов. Упоминается о том, что лебеди живут в природе до 28 лет.
Общим в статье и рассказе оказывается описание внешности лебедя, его пристрастий в пище. Общим является и упоминание перелётов птиц на зимовку и обратно.
- Как узнать какого года шины
- Для чего пьют льняное масло по утрам