Договор в форме аутсорсинга что это
Договор аутсорсинга
В последнее время договор аутсорсинга пользуется огромной популярностью в России. Это обусловлено высокой динамикой развития бизнеса, при ведении которого у организаций и предпринимателей возникают определенные сложности.
Для решения конкретных задач требуется организовывать штат сотрудников по профильным направлениям. Дабы избежать затрат на формирование штата, организации активно пользуются услугами аутсорсинга.
Итак, договор аутсорсинга представляет собой соглашение, где в рамках договора одна организация предоставляет услуги по выполнению действий, на которых она специализируется, другой организации или предпринимателю.
Зачастую это связано с отсутствием в штате Заказчика профильных специалистов в конкретной отрасли. Именно поэтому Заказчик обращается к организации, в которой работают специалисты нужного профиля.
Сущность такой сделки заключается в том, что сотрудники Исполнителя выполняют работу по поручению Заказчика, подчиняясь его требованиям, при этом оставаясь работниками штата Исполнителя.
Самостоятельного закрепления договор аутсорсинга в Гражданском законодательстве не получил. Для его оформления применяются положения о договоре возмездного оказания услуг и подряда.
Виды предоставляемых аутсорсером услуг могут быть различными. На практике чаще всего встречаются договоры, предметом которых выступают бухгалтерские, юридические услуги или же услуги уборки помещений.
Ниже, на примере договора по предоставлению уборки помещений, мы разберем, как составить такой документ, и на какие нюансы стоит обратить внимание при его оформлении.
Премабула
Договор аутсорсинга о предоставлении услуг по уборке помещений
ООО «Мегаполис», в лице генерального директора Германова Григория Дмитриевича, действующего на основании Устава, именуемого в дальнейшем Заказчик, с одной стороны
И
ЗАО «Общество», в лице генерального директора Гришина Валерия Альбертовича, действующего на основании Устава, именуемого в дальнейшем Исполнитель, с другой стороны
заключили настоящий договор о нижеследующем:
В преамбулу документа традиционно входят:
Существенными условиями договора являются:
Предмет
Информация о предмете соглашения указывается в начальных пунктах составляемого документа. В данном случае, предметом выступают услуги по уборке помещений. Важно максимально детализировать, что конкретно подразумевается под уборкой помещений, и какие действия должны выполнять сотрудники аутсорсера. Составляется такой пункт следующим образом:
Исполнитель предоставляет Заказчику за оговоренную плату следующий персонал: 6 квалифицированных уборщиков помещений для выполнения уборочных работ в помещении Заказчика.
В соответствии с настоящим договором, персоналом Исполнителя будут проводиться следующие работы:
— уборка помещения;
— устранение пыли с прилавков, витрин помещения;
— мойка полов и стен помещения с помощью уборочных приспособлений;
— сбор и вынос мусорных отходов;
— очистка мусорных урн;
— мойка и дезинфицирование туалетов.
Оказание работниками услуг осуществляется с 8:30 до 10:00 часов по местному времени.
Срок договора
Пункт о сроках действия соглашения также фигурирует в таком документе. В нем прописывается дата начала и окончания сделки:
Настоящий договор заключается на 11 (Одиннадцать) месяцев и вступает в силу со дня подписания документа Контрагентами.
Цена сделки
Пункт о размере оплаты предоставленных услуг является неотъемлемой составляющей договора аутсорсинга. Также необходимо указать порядок осуществления выплат. Составляется такой пункт следующим образом:
Сумма оплаты за предоставление услуг по уборке помещения Заказчика составляет 85 (Восемьдесят пять) тысяч рублей 00 копеек. Оплата осуществляется 10 числа каждого месяца в период действия соглашения путем перевода денежных средств на банковский счет Исполнителя.
Обязанности сторон
Раздел об обязанностях также является неотъемлемой составляющей договора и прописывается в пунктах настоящего документа. Ниже будут представлены типовые формулировки для такого вида сделки, однако по взаимному согласию сторон, могу быть включены и другие обязательства Контрагентов:
Исполнитель обязуется:
Предоставить Заказчику для выбора на вакансию не менее 10 (Десяти) кандидатов и организовать с ними собеседование.
Предоставить Заказчику Персонал в лице шести квалифицированных работников для уборки помещения.
Осуществить оплату труда Персонала, предоставленного Заказчику.
В случае нанесения ущерба Заказчику, его помещению или имуществу заказчика Персоналом, исполнитель обязуется возместить нанесенный вред.
Не разглашать информацию, связанную с коммерческой тайной или являющуюся конфиденциальной.
Надлежащим образом исполнять свои обязательства по договору.
Заказчик обязуется:
Своевременно производить оплату за предоставленные услуги по договору аутсорсинга.
Поручить персоналу выполнение определенных функций и контролировать качество выполняемых работ.
Предоставить необходимый инвентарь или оборудования Персоналу Исполнителя для реализации трудовых функций.
Надлежащим образом исполнять обязательства по договору.
Ответственность сторон
Указанный раздел также прописывается в документе и является важным условием для заключения сделки. Мы выделим основные моменты, которые должны закрепляться в пунктах об ответственности:
Исполнитель несет ответственность за несоответствие Персонала указанной квалификации.
В случае просрочки исполнения обязательств по оплате услуг Исполнителя, за каждый просроченный день начисляется пени в размере 10% от суммы задолженности.
В случае не предоставления Исполнителем Персонала в течение 3 (Трех) дней с момента выбора Заказчиком кандидатур, Исполнитель выплачивает штраф в размере 7 000 (Семи) тысяч рублей 00 копеек.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору аутсорсинга Стороны несут ответственность в порядке, установленном законодательством российской Федерации.
В заключительных положениях документа указываются разделы о порядке расторжения, продления договора, порядке разрешения споров и форс-мажорных ситуациях.
В конце соглашения ставятся подписи сторон, и сделка считается заключенной.
Форма договора
Договор аутсорсинга составляется и заключается в простой письменной форме.
Что нужно знать при составлении договора на аутсорсинг?
В этом посте мы опишем основные аспекты, о которых нужно помнить при составлении договора на аутсорсинг.
1. Четко фиксируйте все параметры сотрудничества в договоре
С юридической точки зрения договор между двумя компаниями не может быть назван «договором аутсорсинга» (в Гражданском Кодексе РФ предусмотрены договоры подряда, оказания услуг, поставки, транспортировки и так далее). Договор, регламентирующий выполнение определенных работ одной компанией для решения задач другой компании, конечно, можно назвать аутсорсинговым, но тогда это будет не поименованный договор, то есть не предусмотренный российским законодательством. По факту любой такой договор будет рассматриваться в соответствии с его реальной сущностью. То есть, если мы говорим о выполнении определенных работ, речь идет о договоре подряда, а если о совершении действий (не имеющих материального результата) — о договоре оказания услуг. В любом случае вам не удастся объяснить проверяющим органам, что вы что-то передали на аутсорсинг, а компания-исполнитель будет рассматриваться как ваш подрядчик, и его действия будут проверяться на предмет соответствия условиям соответствующего договора.
2. Сопровождайте договор дополнительным SLA соглашением
Неоднократно в нашем блоге мы писали про соглашение SLA («Что такое SLA, и как его правильно использовать?»), которое действительно важно при построении надежных и долгосрочных взаимоотношений с аутсорсером. Именно SLA подробно регламентирует отношения сторон, разделяет сферы ответственности и определяет стратегию развития аутсорсинга в компании-заказчике. На основе данных SLA Вы можете предъявлять претензии исполнителю, требовать выполнения оговоренных сроков и достижения заранее определенных результатов.
3. Заранее оговорите результаты, которые хотите получить
Оценка эффективности работы аутсорсера – задача заказчика. Поэтому необходимо прямо в договоре привязать уровень оплаты услуг с ключевыми параметрами выполнения задач. Мы уже упоминали про четкое формулирование KPI в договора на оказание услуг («Как выбрать KPI для договора на аутсорсинг? 6 простых правил»). Остается лишь напомнить, что без правильного оформления договора вы не сможете добиться выполнения всех условий и достижения нужных критериев (так как у вас не будет инструментов стимулирования исполнителя и его контроля).
4. Применяйте смешанные договоры при оформлении комплексного обслуживания
Как правило, аутсорсинг подразумевает постоянное выполнение различных действий по абсолютно разным направлениям (например, расчет заработной платы, доставка документов, консультация по телефону и т.д. ). В этом случае договор, заключаемый между заказчиком и исполнителем, считается смешанным. Особенность такого договора в его размерах — он должен предусматривать все возможные ситуации, в том числе и конфликтные, охватывая каждую из сфер сотрудничества компаний.
5. Сфокусируйтесь на получении услуг, а не на «аренде персонала»
Если вы читали наш пост «Аутсорсинг в правовом поле РФ», то знаете, что недавно в России была запрещена практика аутстаффинга (аренды персонала), и произошло это исключительно потому, что российские законы не регулируют отношения подобного уровня.
В целом нужно понимать, что при правильном составлении контракта на оказания услуг по аутсорсингу, компания-поставщик услуг просто выполняет определенные задачи в интересах заказчика. При этом полностью соблюдается трудовой кодек РФ, а планирование и контроль работы специалистов остается на плечах аутсорсера.
В случае с аутсориснгом заказчик является потребителем конкретной услуги, и не получает персонал в аренду. Исполнитель, или аутсорсер, набирает для обслуживания одного или сразу нескольких заказчиков штат специалистов. Эти люди могут работать как на территории заказчика, так и удаленно, находясь в офисе поставщика услуг. В любом случае НДФЛ, взносы в фонды страхования, а также сами выплаты заработных плат производит исполнитель. Компания, для которой выполняется тот или иной сервис, оплачивает лишь саму услугу, и может даже не знать, сколько людей работает на данном проекте и какие заработные платы им начисляют.
Договоры аутсорсинга опираются на положения гражданского законодательства, регулирующие возмездное оказание услуг (гл. 39 ГК РФ). При этом судебная и налоговая практика однозначно доказывает легитимность подобных отношений между потребителем и поставщиком.
Компания UCMS Group Russia предлагает услуги по аутсорсингу бизнес-процессов. Мы входим в тройку лучших провайдеров расчета зп и кадрового делопроизводства в России по данным рейтингового агентства «Эксперт РА».
Руководитель маркетинговой практики, UCMS Group Russia
Предоставление персонала в аутсорсинг и аустаффинг: как оформить
Одним из перспективных способов управления кадровыми ресурсами является предоставление персонала в аутсорсинг или аренду. Долгое время такие правоотношения были не урегулированы, однако сейчас договор аутсорсинга на предоставление персонала или же фактическое исполнение этих задач по договору оказания услуг регламентируются полноценно. При этом совершение ошибок при предоставлении персонала может повлечь штрафы и ограничения.
Предоставление персонала — что это такое
Такая практика и по сей день позволяет эффективно решить сразу несколько проблем организации в сравнении с использованием штатных сотрудников:
1. При отсутствии необходимости в полном рабочем дне для штатного работника, привлечение постороннего специалиста на время выполнения задач может обеспечить сокращение расходов организации. В свою очередь, сам специалист имеет возможность не работать на сокращенную ставку, а эффективно тратить свое рабочее время обслуживая нескольких клиентов.
2. За приглашенного подобным образом сотрудника в сравнении со штатным специалистом не уплачиваются страховые сборы с его заработной платы. Таким образом аутсорсинг может обеспечивать снижение общей налоговой нагрузки на работодателя.
3. Отсутствие регулирования трудовых взаимоотношений. Работникам, находящемся в штате предприятия, работодатель должен обеспечивать определенный набор социальных гарантий. Включая право на оплачиваемый отпуск, больничные и иные методы обеспечения.
На наемных специалистов по договорам аутсорсинга данные требования закона не распространяются, что позволяет заказчику иметь определенную стабильность и не нести дополнительных затрат.
Следует различать аутсорсинг и аутстаффинг. В первом случае имеет место приобретение заказчиком определенного пакета услуг, без привязки к конкретному количеству работающих людей. Во второй же ситуации заказчик напрямую получает конкретных специалистов, фактически осуществляющих постоянную трудовую деятельность на его предприятии.
С 2016 года в Трудовой кодекс и иные нормативные документы были внесены изменения, прямо запрещающие договора аутстаффинга и понятие аренды персонала в общих случаях. В некоторых аспектах это повлияло и на аутсорсинг.
С другой стороны, также были внедрены и механизмы легального предоставления персонала в аренду для отдельных субъектов хозяйствования, что позволило обеспечить эффективную защиту прав самих работников и существование системы аутстаффинга в целом.
Правовое регулирование предоставления персонала и ограничение заемного труда
Рассматривается означенная проблематика рядом нормативно-правовых документов, к которым можно отнести:
Нормативные положения действующего законодательства не содержат в себе понятия «аутсорсинг», «аутстаффинг» и, тем более, «аренда персонала», так как с точки зрения юридических нормативов в РФ арендовать можно исключительно вещный объект, а не человека.
Предоставление персонала по договору оказания услуг в аутсорсинг
При этом аутсорсинг позволяет легко закрыть проблемные аспекты деятельности предприятия без излишних затрат и дает возможность не заниматься решением кадровых вопросов, как и в случае с аутстаффингом.
Правовое регулирование подобных взаимоотношений между тем, кто предоставляет персонал по договору оказания услуг в аутсорсинг и получателем таковых услуг обеспечивается исключительно положениями Гражданского кодекса РФ.
В то же время, для подобного способа сотрудничества характерны и определенные недостатки. Например, отсутствие трудовых взаимоотношений приводит к тому, что исполнитель сам решает, как именно будут оказываться услуги. Именно исполнитель подбирает наиболее подходящих, по его мнению, специалистов для решения вопроса, а сами специалисты никак не должны подчиняться заказчику, ведь их работодателем является компания-исполнитель.
Не до конца удобный подобный способ предоставления персонала и для самой компании, обеспечивающей аутсорсинг — она обязаны выполнять условия договора в виде оказания конкретных услуг и решения конкретных вопросов, и в случае ошибок или проблем фактического работника, это не будет снимать с нее ответственности.
Таким образом, при оформлении договора подряда по предоставлению персонала, заказчик должен понимать, что он не может требовать от фактических работников, решающих задачи, подчинения, следования правилам внутреннего распорядка организации и соблюдения любых иных локальных нормативных актов компании.
Не может он привлечь самих исполнителей и к ответственности за их действия — всю ответственность будет нести именно субъект хозяйствования, направивший своих людей для решения задач.
По договору аутсорсинга может работать и непосредственно индивидуальный предприниматель, фактически замещая определенную штатную должность, но при условии, что подобные взаимоотношения не будут носить признаков трудовых.
При этом в отличие от аутстаффинга, законодательные требования по предоставлению персонала не ограничивают круг лиц, которые могут давать своих сотрудников для решения заданий сторонних лиц. То есть, фактически заниматься аутсорсингом может любая компания, сфера деятельности которой подразумевает возмездное оказание услуг своим клиентам, так как объектом договора в любом случае будет являться именно оказание услуги, а не предоставление сотрудников.
Непосредственно же сам персонал, предоставляемый таким образом в аренду, является сотрудниками компании-исполнителя. Соответственно, заработную плату выплачивает ему компания, предоставляющая персонал, равно как и обеспечивает соблюдение всех предусмотренных трудовым законодательством гарантий.
В договоре аутсорсинга на предоставление персонала не должна присутствовать терминология, позволяющая предположить замену трудовых взаимоотношений договором гражданско-правового характера или же использование заемного труда. То есть, это должен быть сугубо договор подряда или оказания услуг, без использования терминов «аутсорсинг», «аутстаффинг», «предоставление персонала» и тем более «аренда персонала».
Предоставление персонала в аренду — договор аутстаффинга
При этом предоставление персонала в аренду все равно имеет определенные ограничения и условия, обязательные для соблюдения:
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Переходим на аутсорсинг: как избежать ошибок при оформлении договора
В настоящее время компании стараются как можно рациональнее подходить к осуществлению своих бизнес-процессов. В связи с этим такие инструменты, как аутсорсинг, лишь набирают популярность. Однако прежде чем заключить с другой организацией договор о передаче той или иной функции, стоит знать, с какими ошибками можно при этом столкнуться и как их избежать. Кроме того, с 1 января 2016 года заемный труд (аутстаффинг) в России будет официально запрещен (ст. 5 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – закон № 116-ФЗ). Отразится ли такой запрет на аутсорсинге и как оформить договор, чтобы избежать сходства с договором на аутстаффинг? Разберемся во всем по порядку.
Нюансы оформления договора об аутсорсинге
Об особенностях налогообложения по договору возмездного оказания услуг узнайте в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
К договору об аутсорсинге применяются общие правила о договоре возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ). Одними из наиболее важных условий, которые следует внести в такой договор, являются:
Рассмотрим каждое из этих условий подробнее.
Перечень оказываемых услуг. При заключении договора об аутсорсинге необходимо максимально полно описать провайдеру все процессы, так или иначе связанные с функцией, которую компания планирует ему передать, и заранее перечислить все задачи исполнителя. Директор по работе с клиентами BDO Unicon Outsourcing Галина Шаблинская уточняет: «Если в ходе сотрудничества выяснится, что компании необходимы, например, дополнительные отчеты, донастройка учетной системы, которая ранее не была оговорена, и другие услуги, – все они будут оплачиваться как дополнительные, потому что изначально не входили в договор. Если же заранее максимально подробно обсудить все с провайдером, то всегда можно довольно четко планировать свои затраты на аутсорсинг даже при необходимости масштабирования бизнеса».
Аутсорсинг – передача организацией на основании договора определенных бизнес-процессов на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.
Аутстаффинг (заемный труд) – осуществление работником по распоряжению работодателя труда в интересах и под контролем юридического или физического лица, не являющихся работодателем данного сотрудника.
Договор возмездного оказания услуг – договор, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (юридические, бухгалтерские, аудиторские, консультационные, информационные и т. д.), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК РФ). Этот договор следует отличать от договора подряда, который регулирует права и обязанности сторон, связанные, как правило, с изготовлением или переработкой (обработкой) той или иной вещи, выполнением строительных работ и др. (ст. 702-703 ГК РФ).
Ключевая ошибка при заключении договора аутсорсинга – это нечеткое определение объема оказываемых услуг, формально составленные технические задания, формулировки, допускающие двоякое понимание прав и обязанностей сторон (например, если указать в договоре, что исполнитель проводит экспертизу заключаемых заказчиком договоров с контрагентами и представляет его интересы в суде, то в рамках такого договора уже нельзя требовать от аутсорсинговой организации оказания консультационных услуг по вопросам корпоративного права или участия в урегулировании конфликтов с работниками компании).
ОБРАЗЕЦ
Образец договора об аутсорсинге
«Если предмет договора согласован весьма и весьма в общем плане, то не следует ожидать, что исполнитель будет надлежащим образом исполнять свои обязательства по договору. Поэтому, чтобы не терять контроль над организацией при передаче ряда ее функций на аутсорсинг, необходимо, прежде всего, организовать систему контроля над действиями аутсорсеров. В частности, путем оформления периодического отчета. При необходимости, требовать (прописав это в договоре на аутсорсинг) проведения совместной сверки по работам и услугам, которые исполнитель оказывает или оказал», – комментирует руководитель департамента финансового аутсорсинга компании Intercomp Светлана Золотарева.
Добавить в договор дополнительные условия можно с помощью дополнительного соглашения, подписанного обеими сторонами. При этом желательно заранее определить в договоре об аутсорсинге порядок оформления такого соглашения.
Сроки предоставления информации. Четко описанные сроки предоставления услуги позволяют и заказчику и аутсорсинговой компании избежать разногласий. При этом важно проработать и зафиксировать сроки для обеих сторон – в случае возникновения сложных ситуаций всегда легко будет установить, из-за кого возник простой в работе и кто несет за это ответственность. «Задержка отчета могла произойти не по вине аутсорсинговой компании, а из-за того, что сотрудники клиента не передали вовремя необходимую информацию», – добавляет Галина Шаблинская.
Ответственность сторон. Сложности при взаимодействии с аутсорсинговой компанией чаще всего возникают в том случае, когда в момент заключения договора стороны недостаточно хорошо проработали зоны своей ответственности (например, в договоре не определена ответственность исполнителя за нарушение установленных сроков или не указана обязанность заказчика предоставить всю необходимую информацию по запросу аутсорсинговой компании). В связи с этим необходимо заранее определить все зоны и пределы ответственности как для заказчика, так для исполнителя (можно прописать, например, что исполнитель обязан уведомить заказчика о невозможности выполнить ту или иную задачу в установленный срок – в противном случае он будет обязан выплатить заказчику неустойку в указанном в договоре размере).
Условия расторжения договора. Договор об аутсорсинге может быть заключен на срок как от нескольких месяцев, так и до нескольких лет (это, прежде всего, зависит от задач, которые ставит перед собой заказчик). При этом целесообразно предусмотреть в договоре условие о последующей его пролонгации (например, если по истечении срока действия договора ни заказчик, ни исполнитель не выскажут желания его расторгнуть, договор об аутсорсинге считается продленным на тот же срок). Вместе с тем и исполнитель, и заказчик имеют право отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке до истечения указанного срока, соответственно возместив все убытки или оплатив понесенные расходы (ст. 782 ГК РФ). Однако при расторжении договора об аутсорсинге с недобросовестными компаниями, у организации-заказчика могут возникнуть определенные сложности, связанные с выгрузкой баз данных и передачей функций другой компании. Чтобы избежать всех этих проблем, Галина Шаблинская советует заранее согласовать условия «расставания»: в каком формате и в какие сроки будет передана вся необходимая информация, включая данные из учетной системы провайдера, будет ли это сделано бесплатно или во сколько это обойдется заказчику, готова ли будет компания-исполнитель в случае необходимости оказывать консультационные услуги заказчику после расторжения договора и т. д.
Галина Шаблинская, директор по работе с клиентами BDO Unicon Outsourcing:
«Необходимость установки KPI при работе по аутсорсинговой модели – вопрос спорный. Международный аутсорсинг движется в этом направлении и западные компании активно используют KPI, сотрудничая с провайдерами аутсорсинговых услуг, но в России ситуация совсем другая. Мы, например, встречаем требования к KPI только у своих международных заказчиков. Но в российских реалиях они все равно остаются скорее формальностью. Не всегда корректно устанавливать ключевые показатели эффективности, если мы говорим об оказании услуг: у нас есть исходные данные и мы, как аутсорсинговая компания, понимаем, какого результата от нас ожидает заказчик, а вся промежуточная часть лежит в зоне нашей ответственности. Если при этом заказчик будет требовать увеличения производительности конкретных участников проекта, это может сказаться на общем качестве предоставления услуги. Поэтому иногда правильнее будет обойтись SLA [Соглашение об уровне предоставления услуги. – Ред.]».
Аутсорсинг и запрет на заемный труд
С 1 января 2016 года заемный труд в России будет официально запрещен (ст. 5 закона № 116-ФЗ). В связи с этим возникло немало споров относительно того, подпадет ли под запрет аутсорсинг и в какой мере на нем отразится такой запрет.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Подробнее о заемном труде в России и будущих изменениях в части его регулирования читайте в материале «Дистанционный труд и аутстаффинг: экономим бюджет компании».
«Стоит отметить, что о полном запрете лизинга персонала речи не идет. Запрет коснется в большей степени недобросовестных работодателей, использовавших аутстаффинг для уклонения от своих обязательств перед сотрудниками. Например, это могут быть организации, имеющие опасное производство, которые экономили на льготах и дополнительных выплатах персоналу, официально у них не оформленному», – убеждена Галина Шаблинская.
Вместе с тем эксперт подчеркивает, что аутстаффинг и аутсорсинг – это две абсолютно разных модели. В первом случае речь идет об «аренде» конкретных специалистов. При этом сотрудники находятся на территории компании-заказчика, но работодателем для них является организация-исполнитель. Во втором случае компания платит за услугу. Если максимально упростить, то при аутсорсинге юридических функций заказчик покупает не конкретного юриста, а процесс юридического сопровождения деятельности компании, – сколько человек и кто конкретно будет при этом вовлечен в процесс со стороны аутсорсинговой организации, заказчика не волнует. Главное, помнить, что компания-исполнитель обязана оказать услуги лично, то есть без привлечения других организаций, если иное не предусмотрено договором (ст. 780 ГК РФ).
Кроме того, в договоре об аутсорсинге, в отличие от договора об аутстаффинге, отсутствует информация о графике работы сотрудников, размере их заработной платы, других условиях работы или каких-либо требованиях к подбору персонала. Исключения составляют требования о наличии в аутсорсинговой компании специалистов, имеющих определенную квалификацию или сертификаты. Однако эта информация может быть указана как в договоре, так и в требованиях к поставщику во время проведения тендера (в том случае, если он проводится заказчиком).
Еще одно отличие между аутсорсингом и аутстаффингом – это границы ответственности. В первом случае исполнитель отвечает за качество услуг (требования к качеству, конкретный измеримый результат и т. д.). Во втором случае исполнитель не несет никакой ответственности за результат работы наемных специалистов – он отвечает только за налаженный процесс оформления трудовых отношений, своевременную выплату сотрудникам заработной платы и соблюдение других требований трудового законодательства.
Таким образом, закон № 116-ФЗ никаким образом не затрагивает аутсорсинговые компании и не влияет на их деятельность. Все эти различия следует обязательно иметь в виду при заключении договора. «В идеале при оформлении договора об аутсорсинге необходимо избегать формулировок, которые свидетельствуют о том, что персонал исполнителя будет оказывать услуги заказчику на его территории. Например, при оказании услуг по бухгалтерскому обслуживанию работники исполнителя работают у своего работодателя, заказчик лишь предоставляет необходимые документы», – рассказывает Светлана Золотарева.
Лилия Хакимова, руководитель отдела юридических услуг BDO Unicon Outsourcing:
«В большинстве случаев в соглашении фигурируют только ключевые контактные лица или сотрудники, ответственные за те или иные участки проекта. В целом же в таких документах не указывается полный список сотрудников аутсорсинговой компании, которые будут оказывать услугу, или их количество – этот список может меняться в ходе работы и заказчик зачастую вообще не интересуется этим вопросом, ему важен только результат. При этом если для компании-заказчика это критично, она может закрепить за собой в договоре конкретную рабочую группу – список лиц, которые будут оказывать ей услуги. В таком случае указать, что все эти сотрудники работают в офисе исполнителя, следует обязательно».
Консультирование и проведение совместных встреч, как правило, осуществляется на территории аутсорсинговой организации, но нередко специалисты направляются к заказчику (например, для сбора необходимой информации). При этом они не подчиняются внутреннему трудовому распорядку, действующему у компании-заказчика. Квалифицировать это как заемный труд нельзя. «Естественно, в договоре об аутсорсинге должно быть условие о том, что данный работник не выполняет распоряжения заказчика, а просто собирает документы», – уточняет Светлана Золотарева.
Стороны также могут внести в договор условие о проведении встреч с участием специалистов аутсорсинговой компании на территории заказчика – причины, продолжительность и частота таких встреч должны быть четко обозначены. «В договорах с нашими клиентами мы всегда отдельно описываем услугу выездной проверки документов (если эти документы хранятся в архиве на территории заказчика) или указываем, что специалист нашей компании должен с определенной частотой встречаться с ключевыми лицами заказчика (например, для получения всех необходимых подписей на документах, содержащих конфиденциальную информацию и персональные данные, которые мы не можем отправлять почтой или курьерской службой). Во всех договорах мы, кроме того, оговариваем возможность и частоту проведения совещаний с личным присутствием сотрудников и конференц-звонков», – дополняет Лилия Хакимова.
Таким образом, компаниям, передающим или планирующим передать на аутсорсинг часть бизнес-процессов, не следует волноваться, что на подобной услуге отразится запрет на заемный труд. Главное, учесть все нюансы и правильно оформить договор с аутсорсинговой компанией.