Для чего я хожу в школу
Сочинение-рассуждение на тему «Зачем я хожу в школу?» (100-150 слов)
Почему я должен ходить в школу?
Видео
Что сделать, чтобы любить школу и уроки?
В заключение следует добавить абзац о том, зачем дети ходят в школу, как сделать, чтобы им это нравилось. Рекомендуется самостоятельно подумать над этим вопросом. Можно отдельно разработать мероприятия по улучшению отношения к учебе, затем применить на себе. Помните о том, что успешен тот взрослый человек, который умеет находить правильные и эффективные решения в тех или иных ситуациях. Пусть подобная тема сочинения поможет вам развить мышление, научит управлять ситуацией. Не забывайте также о грамотности и стиле текста, которые играют важную роль и помогут в будущем стать хорошим специалистом.
Почему учатся не дома у родителей?
Наверняка каждый из вас задумывался, зачем нужно ходить в школу, если можно и дома позаниматься. Ничто так не тренирует силу воли, как указания со стороны. Например, опишите в сочинении, как помогает школа бороться со своими желаниями, которые могут быть вредными. Например, если бы не строгая учительница по математике, велевшая изучить пройденный урок наизусть в какой-то определенный момент, то не удалось бы сдать государственный экзамен. Вместо этого тот день можно было провести за компьютерной игрой, которая спустя несколько часов забылась бы навсегда. Но пройденный урок, который пришлось делать через «не хочу», выручит когда-то в будущем. У вас может быть и другой вариант для эссе.
Зачем ходить в школу. Как написать сочинение?
Свободное размышление о том, зачем нужна школа
Сочинение-рассуждение «Зачем я хожу в школу» поможет самому ученику разобраться, какая цель на самом деле. Желательно найти положительные стороны, чтобы полюбить учебу, серьезно взяться за ум и получить образование успешно.
Опишите, какой у вас есть любимый предмет и почему. Расскажите, кто у вас любимый учитель. Также можно кратко одной или двумя фразами написать, кем вы хотите стать в будущем, какую пользу хотите принести людям благодаря наукам.
Идеи для вступительной части
Можно начать сочинение примерно так:
Как видите, вступление может быть разным. Все зависит только от вашей фантазии. Действительно, оно же и самое сложное. Оно же является ответственным звеном во всем сочинении.
Для получения знаний
Вариант, который традиционно приходит в голову: дети ходят в школу для того, чтобы учиться. Этот ответ будет правильным в том случае, если ребенку на уроках интересно. Когда учеба – удовольствие, знания усваиваются как бы сами собой. Если же на занятиях детям скучно, то даже самый простой материал в голове не задержится. И родителям приходится нанимать репетиторов или самим усиленно заниматься с ребенком, ведь знания действительно нужны.
Рассмотрим то, что было бы действительно важным при обучении в школе. Гораздо полезнее не забивать голову школьника датами и фактами, которые можно найти в любом справочнике или Интернете, а именно научить находить нужную информацию, оценивать ее важность и как-то с ней работать дальше в зависимости от поставленной задачи.
Неплохо было бы знать, как самому поставить цель и спланировать свои действия для ее достижения. К сожалению, этому учат не все учителя и не во всех школах, а жаль. Именно такие знания и умения пригодились бы вышедшим за двери школы юношам и девушкам и при дальнейшем обучении и на карьерном пути.
7 причин посещать школу
Зачем и почему
«Зачем я должен ходить в школу?», «Снова она, ненавижу!», «Можно я пропущу недельку, пожалуйста, скажи учительнице, что я болен» — вероятно, вы слышали от своего ребёнка нечто подобное хоть раз в жизни. И ответы типа «так нужно», «все туда ходят» и «кто будет сидеть с тобой дома?» не подойдут. Рассмотрим реальные плюсы учёбы в школе — ведь, как показывает практика, иногда положительные стороны не видят даже родители. Тем не менее, они есть.
Даже ученик, сидящий на последней парте и болтающий весь урок, невольно впитывает новые знания — это факт. Конечно, прилежные учащиеся получают больше информации. Однако невозможно посещать уроки и не усвоить абсолютно ничего. А каждая новая информация — это прогресс, расширение личных горизонтов, кругозора, что обязательно пригодится в жизни.
2. Дружба крепкая не сломается
Когда мы были маленькими, то часто слышали от взрослых, что время, проведённое в школе и университете, является практически лучшими годами в жизни человека. Позже мы смогли в этом убедиться на личном примере. Именно в школе маленький человек начинает учиться разбираться в людях, строить отношения в коллективе, работать сообща. Если удалось сохранить дружбу «со школьной скамьи» — как правило, это дружба на века.
3. Формирование личности
Как ребёнку определиться с выбором своего призвания, понять, к какой профессии он тяготеет? Естественно, только «отщипнув» от каждой по кусочку! И начинается это ознакомление со школы. Малыш имеет врождённое чувство языка, с лёгкостью запоминает иностранные слова и с увлечением читает книги? Значит, ему стоит обратить своё внимание в лингвистическую «сторону». Или ребёнок с наслаждением погружается в химические опыты и щёлкает задачки, как орешки? Тогда ему стоит попробовать себя в соответствующей профессии.
Именно школьные предметы впервые выявляют наши интересы и предрасположенности. Не нужно давить на детей родительским мнением или заставлять продолжать «профессиональную династию». Дайте ребёнку время и возможность прислушаться к себе.
4. Зарядка для мозгов
Наверняка в голове у каждого из нас нет-нет да и зарождались вопросы наподобие: «Зачем мне все эти предметы? Я буду филологом, почему я должен изучать ненужную мне высшую математику, физику и химию?» Да, в выбранной профессии знания по всем предметам не нужны, да и в повседневной жизни вряд ли понадобится практика, например, по тригонометрии. Однако польза от точных наук огромна! Способность логически мыслить, подходить к решению задачи с разных сторон, развивать гибкость мышления — всему этому способны помочь различные математические головоломки.
Раньше, лет 10-15 назад, школьники упражнялись в решении типовых задач. Как итог — натренированные алгоритмы действий, но как только головоломка выбивалась из привычного ряда, ученик не был в состоянии с ней справиться. Выходом из плачевной ситуации стал подбор разных типов задач, викторины, олимпиады. Благо, для осуществления оных не надо покупать тома бумажных книг и пособий, достаточно воспользоваться любым электронным сервисом и подобрать нужные задачи. Например, проект Книговыдача поможет разнообразить задания без траты лишних денег. Мозг нужно тренировать, как любую мышцу нашего тела. Без верных упражнений острота ума и сообразительность чахнет, поэтому «прокачивать» их нужно с младых лет.
Считается, что главное в учёбе — учиться на пятёрки. Но это не совсем так. Да, отличные отметки — дело, конечно, хорошее, хотя чаще всего они не означают превосходные знания. Обычно отличниками становятся прилежные дети, способные тихо себя вести и методично выполнять всё, что скажут. А вот настоящими талантами могут оказаться и дети с «камчатки». Гораздо важнее научиться в школе не только соблюдать дисциплину, но и постигнуть принцип получения знаний — находить достоверные источники, отделять главное от второстепенного, уметь применять полученные навыки.
6. Упорство и труд всё перетрут
График школы приближает нас к рабочему графику, как бы забавно это ни звучало. Вспомните, как с каждым классом количество занятий росло, в университете оно превратилось в 6-7 пар, а потом логически перетекло в полный рабочий день. Такая система — не что иное, как тренировка усидчивости, выносливости и, снова, дисциплины. Не только привычка к труду, но и наличие перечисленных качеств обязательно помогут в жизни, следовательно прививать их лучше всего с детских лет. Это делает нас сильнее, упорнее и целеустремлённее.
Домашние задания, самостоятельные работы, выполненные в одиночку — это воспитание ответственности, развитие умения планировать и принимать решения. Поначалу ребёнку трудно приучаться к самостоятельности, если до этого за него все решали родители. Совершить ошибку, а затем найти собственное решение — обязательный путь каждого. Наградой же за прохождение такой жизненной дороги станут обдуманность действий, уверенность и настойчивость.
Подытожим. В посещении школы есть существенные плюсы. В ней ребёнок начинает учиться строить первые социальные отношения, получать знания. Высокие отметки — не показатель ума или любви к учёбе. Чаще всего, дети стараются получать пятёрки для мамы и папы. Истинная же задача родителей — не наказывать за плохие оценки, а создать в семье доверительную атмосферу, помогать разбирать ошибки и пестовать в ребёнке желание самосовершенствоваться.
В нашем обществе заведено так, что взросление каждого человека состоит из следующих этапов: дошкольный возраст, получение среднего и профильного (не у всех) образования, трудоустройство и долгие годы работы.
Этот процесс является устоявшимся годами в России и за границей, он считается оптимальным вариантом становления личности любого человека.
Однако детям зачастую непонятно, зачем ходить в школу. Почему нельзя обучаться дома с родителями, зачем вообще нужна математика или химия?
На такие вопросы ответы можно найти в этой статье.
Дошкольные времена
Странно получается: ребенок ходит в садик, но мечтает быстрее пойти в школу, учится в школе, а желает поступить в университет, получает в вузе высшее образование, а думает о том, как хорошо будет, когда устроится на работу и начнет зарабатывать деньги. В конце концов, после трудоустройства, мечты о райской взрослой жизни рушатся, действительность не оправдывает ожидания, человек с теплотой в душе вспоминает школьные годы, которые ранее были столь ненавистными для него.
Дошкольник с восхищением смотрит на опрятных школьников и школьниц с портфелями на спине и спрашивает родителей: «Зачем ходить в школу?» На этот вопрос мама с папой начинают рассказывать о веселой и забавной школьной жизни, о том, какая это прекрасная пора.
Детский сад подготавливает будущего школьника к учебе в общеобразовательном учреждении. Уже с раннего детства ребенок привыкает к утреннему подъему, учится общению со сверстниками, получает базовые знания об окружающем мире, осваивает технику чтения и счета.
Без подобной базовой подготовки малышу будет очень сложно влиться в коллектив в первом классе и не отставать от сверстников по школьной программе.
Что такое школа
И вот наступил долгожданный день: первый раз в первый класс! Школьный инвентарь подготовлен, портфель собран, туфли начищены, улыбка озаряет лицо первоклассника.
Но бывает и так, что юный школьник не до конца понимает, зачем мы ходим в школу и как себя вести на занятиях. В сознании ребенка все еще находится устоявшийся распорядок детского сада.
Часто родители не знают, как объяснить малышу, зачем нужно ходить в школу, как с первых дней привить ему любовь к школьным занятиям.
Зачем ходить в школу
Важно с первого дня привлечь внимание ребенка к школе. Если этого не сделать, то все последующее обучение может стать для него неприятным или даже ненавистным.
Перед тем как попытаться объяснить ребенку о необходимости получения успешного школьного образования, нужно самим взрослым четко ответить себе на вопрос: «Зачем ходить в школу?» Основными причинами являются следующие:
Далее в статье рассмотрим подробнее каждую из причин необходимости посещения образовательного учреждения и получения соответствующего качественного образования.
Социализация
По мнению многих специалистов, самой главной функцией школы (помимо получения знаний) является обучение коммуникациям со сверстниками и учителями. Ребенок начинает понимать, что общение с соседом по парте должно отличаться от общения с учителем и другими незнакомыми взрослыми. Если этого не смогли объяснить родители в дошкольном возрасте, ребенок вырос избалованным, то в школе все встанет на свои места.
Еще школьники учатся дисциплине. В садике была возможность бегать и играть весь день, однако в школе распорядок дня меняется. Для игр есть перемена, а во время урока необходимо соблюдать тишину и быть внимательным к словам учителя.
Развитие мышления
Вопрос: «Зачем ходить в школу, если вы хотите стать богатым?», должен содержать примерно следующий ответ.
На протяжении долгих лет во время школьного обучения сознание человека все время меняется. Если в начальной школе многое сходило с рук, наказания были мягкими и снисходительными, которые не имели серьезных последствий, то в старших классах все по-другому.
Достаточно пропустить пару тем и не слушать учителя, и недостаток знаний начнет нарастать снежным комом в дальнейшем. Более взрослым ученикам становятся известны такие понятия, как ответственность, пунктуальность, самодисциплина, исполнительность, инициативность и многие другие.
Если ребенок хочет в будущем стать богатым и успешным, то нужно объяснить ему, что такой человек ценит и уважает свое и чужое время, а, следовательно, не будет растрачиваться им по пустякам, доставлять близким людям очередные проблемы. Таких примеров может быть много.
Познание нового
В первую очередь изучение сложных предметов развивает интеллектуальные способности, заставляет мозговые клетки работать активнее. Чем сложнее предмет, тем больше он принесет пользы для развития мозга.
Кроме этого, школьников обучают очень важным и нужным во взрослой жизни дисциплинам. Например, основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). На этих уроках ребят учат оказывать первую помощь пострадавшим в различных ситуациях, рассказывают, как себя вести, если загорелась проводка, случился пожар, или во время других стихийных бедствий. Полученные знания помогут в любой момент спасти свою жизнь или жизнь другого человека.
Самостоятельность
В стенах школы за долгие годы обучения чего только не происходит: первая двойка, первая драка, влюбленность, вызов родителей в школу.
Также на уроках проводится большое количество самостоятельных работ и практикумов, где ученик может полагаться только на себя и собственные знания.
Профориентация
Профессий много, а жизнь одна. Как найти свое место во взрослом мире и пойти своей дорогой?
В старших классах будущим выпускникам предлагают пройти множество психологических тестов на выявление профессиональной ориентации. Все они направлены на поиск сильных и слабых сторон ученика, а также содержат рекомендации на тему того, на какие профессии стоит обратить внимание, а на какие не следует.
Конечно, все зависит только от желания человека и его целеустремленности. Ведь если захотеть, то можно освоить любую профессию, вне зависимости от того, есть ли предпосылки к ней.
Получение аттестата
Зачем надо ходить в школу, если не за получением аттестата? Так считают многие старшеклассники. Они отчасти даже правы.
Конечной целью обучения в общеобразовательном учреждении является вручение документа, подтверждающего освоение школьной программы.
Аттестат необходим для поступления в высшее учебное заведение, а также при приеме на работу. В случае с поступлением в вуз, оценки играют большую роль, но при приеме на работу рекрутер никогда не спросит: «А что у вас было по математике в 8 классе?»
Исходя из этого, обучаясь в старших классах, необходимо расставить приоритеты: нужно ли поступать в институт или сразу устроиться на работу.
Заключение
В этой статье были подробно рассмотрели основные причины, зачем ходить в школу. Как уже было сказано, ребенку с самого начала обучения необходимо объяснить важность успешного окончания школы, здесь все зависит от освоения школьной программы с первого класса.
Во время обучения ребенка в школе его необходимо поддерживать, помогать по мере сил, направлять, а иногда и контролировать. Нужно помнить, что, если заставить непослушного школьника сегодня сесть за выполнение домашнего задания, завтра он успешно окончит школу, послезавтра поступит в хороший университет, потом устроится на высокооплачиваемую работу и скажет «спасибо». Однако перегибать палку не стоит, иначе есть риск отбить у ребенка все желание к настоящему и последующему обучению.
Для чего я хожу в школу
«»Я не хочу идти в школу!» Услышав такое, очень хочется сразу рассказать в красках, какая жизнь ждёт подростка теперь. Рассказать, что он обязательно будет дворником, слесарем и ничего не добьётся в жизни. На что ребёнок вам резонно ответит, что слесарь Игнатий, приходивший недавно, за 5 минут работы взял 7 тысяч, а дворник Петр по утрам задумчиво бормочет для всех желающих о том, что у него такое высшее образование, а не нужен оказался.
И правда, зачем ходить в школу в современном мире? У вас есть на это честный и обдуманный ответ?
За социализацией?
За той, где 30 человек в классе внезапно решили ненавидеть одного ученика за то, что он шахматами занимается, а взрослые делают вид, что ничего не происходит? Кто же в этот момент учится корректно общаться?
Ведь мы можем получить пресловутую социализацию в кружке, где тренер следит за выполнением правил группового общения, где ребята учатся говорить о своих чувствах и потребностях, где учатся давать позитивную обратную связь.
За знаниями?
За знаниями из скучного параграфа о свойствах функций, которые непонятно зачем нужны? Если каждый подросток знает, что на ютубе можно найти канал, где на примере графиков реальных компаний объясняют, что такое линейные, барные и свечные графики, как их читать и какие выводы делать. А ещё потом можно открыть политические новости, почитать мнения разных аналитиков… и получить гораздо больше актуальных (!) знаний за 45 минут.
За дисциплиной и самоорганизацией?
За той самоорганизацией, где за тебя давно решили, что физкультуру удобно поставить между двумя геометриями, чтобы тебе было комфортнее, и что в школьном театре вы будете ставить «Вишневый сад»? Но ведь дисциплина вырабатывается там, где у тебя есть возможность взять ответственность, где ты можешь сам составить своё расписание и понять, сколько часов математики в неделю тебе нужно и как именно ты будешь изучать историю.
В школу нужно ходить за классным времяпровождением. За знаниями о себе, о мире вокруг. За навыками построения отношений с другими людьми. За навыками решения проблем и конфликтов, за критическим мышлением, за тем, чтобы составить полную картину мира через разные области науки и сформировать собственное мнение. И такие школы есть, если ваша об этом – берегите её и любите.
Но если этого нет… то одиннадцать лет жизни… одиннадцать… проходят в грустном «так надо».
А потом вырастают взрослые, которые заканчивают странный вуз и непонятную кафедру, потому что «так надо». Создают семьи и живут, не любя друг друга, не уважая, потому что «так надо». Заводят детей. Работают, ненавидя каждый будний день. Потому что «так надо». Потому что 11 лет они учились делать именно это.
Счастье слышать, что современные подростки всё больше и громче задают вопросы в духе «Кому надо? Зачем? Почему именно так? А какие есть альтернативы?» – мир меняется со страданий на осознанность. И это прекрасно, потому что такая вдумчивость и зачемность и есть путь к радостной жизни, на мой взгляд.
Поэтому, если ваш подросток аргументированно не хочет идти в школу и готов с вашей помощью взять на себя ответственность за другой формат образования – попробуйте. Ну или хотя бы не говорите, что он станет дворником.
Можно поискать школу с другими правилами и ценностями.
Можно перейти на заочную или очно-заочную форму обучения в своей обычной школе и освободить кучу времени на жизнь.
Можно перейти на семейное образование.
Чтобы было интересно, должен быть выбор.
А у вас есть ответ на вопрос «зачем ходить в школу»?»
Зачем ходить в школу — основные причины, описание и план
В нашем обществе заведено так, что взросление каждого человека состоит из следующих этапов: дошкольный возраст, получение среднего и профильного (не у всех) образования, трудоустройство и долгие годы работы.
Этот процесс является устоявшимся годами в России и за границей, он считается оптимальным вариантом становления личности любого человека.
Однако детям зачастую непонятно, зачем ходить в школу. Почему нельзя обучаться дома с родителями, зачем вообще нужна математика или химия?
На такие вопросы ответы можно найти в этой статье.
Что такое школа?
С одной стороны, ответ элементарный – здание, в котором дают знания. Но все гораздо сложнее. На самом деле, общеобразовательное учреждение готовит детей во взрослую жизнь, учит быть самостоятельными и тренирует выдержку. Речь идет о моральном состоянии, умении владеть ситуацией и применять полученные знания на практике. Например, на уроке ОБЖ рассказывают, что делать, если замкнет проводку и начнется пожар. Человек, учившийся в школе и изучавший данный предмет, сразу сообразит, что нужно отключить рубильник на главном проводе, идущем в квартиру/дом. Он также в курсе, что ни в коем случае нельзя перерезать провода, находящиеся под напряжением.
Другой пример: при устройстве на работу предлагают высокооплачиваемую должность, где нужно уметь общаться с людьми. Только благодаря школе можно стать полноценным работником.
Самостоятельность
В стенах школы за долгие годы обучения чего только не происходит: первая двойка, первая драка, влюбленность, вызов родителей в школу…
Школа учит человека быть самостоятельным и пытаться решать проблемы самому. Конфликт с одноклассником? Ребенок в детском саду расплачется и побежит жаловаться маме. В школе же такое поведение презирается и высмеивается. Проблемы решаются без вмешивания взрослых. С одной стороны, это хорошо, но с другой — нужно объяснить своему ребенку, что не все решается физически, можно ведь просто поговорить и разрешить конфликт.
Также на уроках проводится большое количество самостоятельных работ и практикумов, где ученик может полагаться только на себя и собственные знания.
Зачем нужно ходить на занятия?
Приходится каждое утро неохотно вставать, чтобы пойти на первый урок. Нельзя пропускать школу. Далеко не каждый ученик понимает, что в будущем, когда обучение закончится, возможно, вставать на работу придется еще раньше. Поэтому нужно привыкнуть с раннего детства к подъему.
Также вы можете написать в сочинении так: утренние сборы полезны тем, что организм пробуждается с природой. Мозг лучше всего работает в утренние часы. А во второй половине дня будет обязательно свободное время для отдыха и развлечений.
Зачем в школу ходить, если иногда там, казалось бы, делать нечего. Например, очень скучный предмет первым уроком по расписанию. На самом деле, и скучный можно сделать интересным. Допустим, не нравятся уроки обществознания, учитель ничего не объясняет. Стоит попробовать самому изучить параграф или предложить одноклассникам создать мероприятие на актуальную тему.
Почему учатся не дома у родителей?
Наверняка каждый из вас задумывался, зачем нужно ходить в школу, если можно и дома позаниматься. Ничто так не тренирует силу воли, как указания со стороны. Например, опишите в сочинении, как помогает школа бороться со своими желаниями, которые могут быть вредными. Например, если бы не строгая учительница по математике, велевшая изучить пройденный урок наизусть в какой-то определенный момент, то не удалось бы сдать государственный экзамен. Вместо этого тот день можно было провести за компьютерной игрой, которая спустя несколько часов забылась бы навсегда. Но пройденный урок, который пришлось делать через «не хочу», выручит когда-то в будущем. У вас может быть и другой вариант для эссе.
План для сочинения
Сочинение «Зачем ходить в школу», как и другие темы, требует составления плана. Стоит отметить, что именно он помогает создать красивый и читабельный текст, имеющий хорошую структуру (содержание). Давайте подумаем, что мы можем сделать.
Для начала надо написать вступление. Как правило, в нем излагается цель текста, а также кратко (по необходимости) перечисляется содержание.
Основная (главная) часть является самой сложной. Именно здесь нужно проработать структуру, разбить текст на абзацы. Давайте представим приблизительный план:
Теперь рассмотрим каждый фрагмент содержания отдельно и подробнее.
Why We Go To School
School is our second home. We have been spending here half of the day during 11 years. We learn how to communicate, study new subjects, solve our problems and build huge plans for future. My life would be boring and useless without this place.
I am not always happy to come here, because there are good and bad days. But in general school teaches me not only literature or maths, but how to be a kind and good person.
Here we communicate with other children, elder and younger, and teachers. All people are different and communication is not always easy. I have many friends here, but there are also people I will never understand. Some teachers also have become my good friends. I can always ask an advise.
Another good thing that school gave me are discipline and organization. It doesn’t matter if I want or I don’t, I wake up every morning at 7, do my things and get ready for school. It was very difficult in the beginning, but now I know it’s my duty. When I grow up, I have to go to work every morning.
I study a lot at home, so I would like to have less homework and more spare time to learn what I want. I think we have to pay more attention to those subjects, that we need in future. If I could choose I would like to have some different subjects at school and study them properly.
But in general, I see many advantages of going to school. My mom says that best memories she got from school and college.
Идеи для вступительной части
Можно начать сочинение примерно так:
Как видите, вступление может быть разным. Все зависит только от вашей фантазии. Действительно, оно же и самое сложное. Оно же является ответственным звеном во всем сочинении.
Профориентация
Профессий много, а жизнь одна. Как найти свое место во взрослом мире и пойти своей дорогой?
В старших классах будущим выпускникам предлагают пройти множество психологических тестов на выявление профессиональной ориентации. Все они направлены на поиск сильных и слабых сторон ученика, а также содержат рекомендации на тему того, на какие профессии стоит обратить внимание, а на какие не следует.
Конечно, все зависит только от желания человека и его целеустремленности. Ведь если захотеть, то можно освоить любую профессию, вне зависимости от того, есть ли предпосылки к ней.
Что хорошего можно написать о школе?
Несмотря на личное отношение к одноклассникам, учителям и наукам, нужно научиться понимать, что ходить на занятия очень важно. Во-первых, одноклассники и учителя также являются уникальными личностями со своими достоинствами и недостатками. С этим нужно смириться, иначе во взрослой жизни будет очень тяжело.
А еще почему ходить в школу полезно? Стоит подумать над данным вопросом. Можем ограничиться подсказкой по поводу приобретения новых знаний, которые невозможно получить дома. Не только родители, но даже учителя практически не способны знать абсолютно все. Разве могут родители с гуманитарным образованием объяснить, как решить задачу по химии или построить график по математике?
Почему для многих детей школьные годы превращаются в каторгу
«Дочка терпеть не может учебу. Вижу, что школа ей не мила: каждое утро в отвратительном настроении идет туда, ищет любой повод пропустить хотя бы парочку уроков. Кричит, что ей «там» неинтересно, что не видит смысла «во всех этих математиках и географиях», поскольку все равно она хочет стать блогером. Домашние задания — со скандалами, хамит учителям: мол, а чего вы достигли? Причем девочке 10 лет, что же будет дальше? Как объяснить ей, что без среднего образования даже блогером не стать?»
Фото Павла Чуйко Это письмо пришло к нам в редакцию от минчанки Ольги Савельевой. Помочь читательнице разобраться с проблемами ее дочки мы попросили
старшего преподавателя кафедры психологии и управления Минского областного института развития образования психолога Ирину Ботяновскую
.
— Мамы в последние годы часто говорят о том, что их дети не хотят ходить в школу, не хотят делать уроки и вообще не видят смысла в образовании, — констатирует Ирина Викторовна. — При этом все дети-дошкольники хотят быть взрослыми и, рассматривая школу как необходимый «атрибут» взрослости, хотят ее посещать. Но… На эту тему есть два анекдота. Первый анекдот еще от Юрия Никулина. Молодые супруги первого сентября провожают сына в первый класс. Новая форма, цветы… После уроков встречают его, дома он бросает портфель на диван и говорит: «Что же вы меня не предупредили, что эта волынка на 11 лет?!» Второй анекдот — из интернета. После уроков родители встречают сына, дома он бросает портфель на диван и говорит: «Папа, ты говорил, что это первый класс, а это даже не экономкласс. »
— То есть, столкнувшись с реальностью школьных будней, дети в шоке: получается, они не так себе все представляли?
— Отчасти. Одним из важных навыков дошкольника является умение трудиться, особенно тогда, когда хочется побездельничать. Этот навык незаметно, легко, играючи формируется в игре дошкольника (такой вот каламбур). Если опомниться позже — сформировать его сложнее. Но возможно. А на умении трудиться, как на фундаменте, в школе формируется умение учиться.
— Бывает, родители не являются для ребенка вдохновляющим примером: бывший «двоечник» папа стал процветающим бизнесменом. А сколотить приличное состояние ему помогли не интегралы с теоремами и не зазубренные стихи.
— Действительно, порой ребенок не хочет учиться, потому что «папа так сказал». Вот вам история из жизни. Отец пятиклассника Кирилла, с которым я знакома, — успешный хозяин сети автомастерских. Мужчина не уважает школу и считает «походы в нее бесполезной тратой времени». Об этом же говорит в открытую и Кирилл: «Папа нанял себе бухгалтера и мне наймет, зачем мне ваша тупая школа?!» Для ответа на этот вопрос я прибегаю к модели «интеллектуального порога» Г. Перкинса, который на основании значительного числа исследований сделал вывод, что для овладения каждой деятельностью нужен свой необходимый и достаточный уровень интеллекта. Если интеллект человека ниже допустимой границы (ниже минимального, нижнего порога), он не сможет освоить ту или иную деятельность и успешно в ней реализоваться. И чем умнее человек, тем успешнее он будет в рамках своей деятельности. Если же его интеллект превышает верхний, максимальный порог, то это совершенно не означает, что его результативность в данной деятельности взлетит до небес. Тут не все так однозначно… Правило работает только внутри нижнего и верхнего порогов.
Если человек «умнее, чем надо» для данной деятельности, в силу вступают иные факторы (личностные черты, мотивация и т. д.), но уже никак не интеллект. Слишком умный депутат непонятен электорату. И этот эффект работает во всех случаях по отношению ко всем видам деятельности. И интеллект папы — хозяина автомастерских позволил ему открыть и развить свой бизнес. Но совершенно необязательно, что его сын сможет так же. Ведь способности (и интеллектуальные — не исключение) развиваются и проявляются в деятельности. Только попробовав проехать на лошади, вы поймете, есть ли у вас способности к верховой езде. А не попробовав, мы все можем считать себя потенциально «профуканными» гениальными наездниками. Поэтому вариант не посещать школу — не вариант.
— Обратная крайность влияния родителей на отношение ребенка к школе — страх подвести маму или папу, которые постоянно твердят о том, как важна учеба.
— Скорее, ребенок будет избегать ее, а также переживать и расстраиваться даже из-за незначительных неудач. Одна девочка как-то мне сказала, что не смогла решить ни одного олимпиадного задания по математике из-за страха подвести маму. Но и тут вариант не посещать школу не поможет. На вопрос о том, зачем ребенку среднее образование, я предлагаю ответить самим родителям. Только не нужно вспоминать свои «школьные годы чудесные». Важно ответить с высоты своего взрослого опыта на вопрос — зачем вам работа? Причем даже не лично вам, а зачем работа человечеству? Что она дает? Какие от нее бонусы? Но в то же время какой от нее ущерб? Каковы затраты, потери? Что нужно сделать, чтобы работа приносила удовольствие и успех? И все ваши ответы, сколько бы их ни было, вы сможете объединить в 3 группы: 1) интеллект, память, мышление, внимание; 2) личность, эмоции, чувства, воля; 3) умения, навыки, сформированные именно в этой деятельности и полезные именно для нее.
Как, например, дальнобойщику, мягко скажем, не очень пригодится умение печь пироги, так и ребенку в учебной деятельности не всегда понадобятся навыки рисования или игры на каком-нибудь музыкальном инструменте. Но они не будут лишними. Это важно осознать и донести до сына или дочери. Те же группы факторов успешности (назовем их так) будут и у ваших детей в школе. «Неинтересно учиться» — это про то, что ребенок не умеет пользоваться в полной мере произвольными (от слова «воля») мышлением, памятью, вниманием. Видите связь? Произвольные познавательные процессы — это сплав интеллекта и личности. Детсадовец, который привык бросать игру, как только она ему надоела или как только он начал в ней проигрывать, так же привычно готов бросить и учебу в школе. А бросить-то ее нельзя. Иначе потом этот ребенок, уже став взрослым, так же при малейших трудностях бросит и работу, и семью…
pixabay.com
— А что насчет понимания ребенком глобального смысла учения? Для современных детей устрашающие фразы родителей «Пойдешь вагоны разгружать» или «Будешь всю жизнь на побегушках» уже не аргумент.
— Думаю, это и для многих из нас не аргумент. Большинство родителей до сих пор не понимают, зачем им тот объем информации, который они получили в школе. Но важна в данном случае не информация, а интеллект, который развивается при осваивании информации. Как спортсмену для рекорда необходимы развитые мышцы, так и школьнику нужны развитые интеллектуальные процессы. Кропотливо, изо дня в день, в школе и дома, выполняя домашние задания (те, которые нравятся, и особенно те, которые скучные и неинтересные), интеллектуальные и личностные качества оттачиваются, шлифуются, как алмаз. И только в процессе длительного систематического обучения, а не разового стремления все взять «с наскока».
Школа — не спринт, а скорее марафон. И чтобы его успешно «пробежать», надо готовиться заранее, нужны постоянные «тренировки» в виде уроков и домашних заданий. Ведь все понимают, что марафонец, пропустив тренировку, например, по болезни, долго и трудно восстанавливается. Так почему же пропуски ребенком уроков расцениваются как нечто несерьезное и порой поощряемое родителями? Я сейчас говорю конкретно о прогулах, а не о пропусках по уважительной причине.
Не следует забывать и об эмоциях. И дело тут опять-таки не только в школе. Именно родителям необходимо учить ребенка управлять своими эмоциями, понимать их, осознавать. И сделать это не так сложно, как иногда кажется.
— Еще одна проблема, почему ребенок отказывается ходить в школу, заключается в том, что учреждение образования — это социальный институт, в котором нужны навыки социального взаимодействия. А с этим у современных детей бывает туго.
— Совершенно верно. Нужно уметь общаться со сверстниками — это раз. И со взрослыми (педагогами, администрацией, родителями) — это два. Например, если школьник скандалит, ругается, дерется со сверстниками, если не умеет идти на уступки или отстаивать свое мнение, если у него не получается соотносить свои желания с желаниями окружающих, ему может быть некомфортно в любом социуме. Или же другим людям становится некомфортно с ним. Это может создать определенные сложности для ребенка. Если он не умеет слушать и слышать взрослого, не умеет следовать правилам, хамит и грубит или, наоборот, замыкается, боится и злится, это тоже не упрощает его жизнь. И это ведь не только про школу. Но и школа — не исключение. Развитые навыки взаимодействия пригодятся в любом социуме.
— Давайте дадим родителям маленьких нехочух несколько советов, как облегчить ребенку учебу и полюбить ее.
— Не ругайте сына или дочку, когда они жалуются на усталость. Не запугивайте, не угрожайте, не называйте лодырями. Но и не потакайте их желанию пропускать школу. Лучше помогите с самоорганизацией. Учеба — такая же ответственная и трудная работа для вашего ребенка, как и ваша работа для вас. Умейте радоваться даже маленьким успехам своего школьника и сопереживать его неудачам. Не обесценивайте детский умственный труд!
Разговаривайте о людях и их поступках. Анализируйте причины, результат и целесообразность слов и действий в разных ситуациях разных людей, включая вас и вашего ребенка. Рассматривайте альтернативы. Этот навык поможет школьнику лучше понять своих одноклассников и учителей.
Учите сына и дочку аргументированно отстаивать свою точку зрения. А для этого не отмахивайтесь от детских вопросов и сами задавайте их.
Не делайте уроки ЗА младшеклассника, но первое время делайте их ВМЕСТЕ с ним, постепенно уменьшая помощь и оставляя за ребенком право обращаться за ней к вам в случае, когда он сам не справляется.
Сидение за уроками «до посинения» — не лучший вариант. Чередуйте периоды активности с периодами отдыха. Причем под отдыхом нужно понимать не лежание перед телевизором или «серфинг» по соцсетям, а смену деятельности. А для этого, вероятно, и вам придется оторвать себя от компьютера и заняться чем-то вместе с ребенком. И никаких уроков ночью!
Обязательно планируйте совместное времяпрепровождение в выходные. Это не только поможет ребенку восстановиться к началу следующей учебной недели, но и укрепит ваши семейные отношения. Порой простой поход в лес или парк может стать незабываемым маленьким приключением…
Однако не следует перегружать воскресенье большим количеством развлекательных мероприятий. Это чревато двумя негативными моментами — физической и эмоциональной усталостью. В этом случае проснуться в понедельник в школу ребенку будет еще сложнее.
Фото Павла Чуйко
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ МАЛЕНЬКИМ НЕХОЧУХАМ, КОТОРЫЕ НЕ ЛЮБЯТ УЧИТЬСЯ
♦ Даже если ты не можешь сделать какое-то задание сегодня, знай: если приложить усилия, оно покорится тебе завтра. Важно не бросать начатое на полпути.
♦ Не знаешь — спроси. Можешь — помоги.
♦ Извлекай опыт из ошибок. Он обязательно пригодится тебе в будущем.
♦ Участвуй в конкурсах, играх, соревнованиях.
♦ Цени в людях их уникальность, а в событиях — возможность.
Коллектив и друзья
Очень важно бывать в обществе, чтобы научиться быть среди людей. Ведь все мы взаимосвязаны между собой. Если уметь выстраивать с каждым доверительные и дружелюбные отношения, то и жизнь будет счастливее. Согласитесь, что человек, который не может ни с кем ужиться, становится неполноценным. Соответственно, дела у него тоже идут не очень хорошо. Вот зачем в школу ходить. Конечно, далеко не каждый ученик учится любви и терпению. Поэтому пусть вашей задачей станет описание того, как поддерживать хорошие отношения со своим коллективом и старшими.
Чем школа поможет в будущем?
Если есть возможность, то опишите, зачем ходить в школу, чем она поможет в будущем. Рекомендуется поговорить с родителями, старшими родственниками, чтобы они рассказали, как им помогла учеба и зачем вообще ходить на уроки.
Независимо от того, какая будет профессия, учеба обязательна. Даже если человек выбирает профессию повара, он должен чуть-чуть знать химию, анатомию и математику, чтобы понимать, какие ингредиенты можно смешивать, а какие нельзя.
В быту также без школьных знаний не обойтись. Зачастую приходится сталкиваться с ситуациями, при которых пригодились бы те или иные науки.
Что сделать, чтобы любить школу и уроки?
В заключение следует добавить абзац о том, зачем дети ходят в школу, как сделать, чтобы им это нравилось. Рекомендуется самостоятельно подумать над этим вопросом. Можно отдельно разработать мероприятия по улучшению отношения к учебе, затем применить на себе. Помните о том, что успешен тот взрослый человек, который умеет находить правильные и эффективные решения в тех или иных ситуациях. Пусть подобная тема сочинения поможет вам развить мышление, научит управлять ситуацией. Не забывайте также о грамотности и стиле текста, которые играют важную роль и помогут в будущем стать хорошим специалистом.
Веские основания для саморазвития
Никто не доверит действительно важную работу малообразованному или просто некомпетентному человеку. Чтобы достичь в жизни больших высот, учиться придется всю жизнь. Единственный минус саморазвития в том, что подгонять и мотивировать взрослого человека будет некому. Придется делать это самостоятельно. Отговорки в виде нехватки времени не помогут. Существует 5 самых важных причин, по которым необходимо учиться и школьнику, и студенту, и взрослому состоявшемуся человеку:
Важнее всего не разбрасываться, а поставить себе цель и получить именно те навыки, которые необходимы для реализации в любимом деле. Получение высшего образования в данном случае — немаловажная ступенька по карьерной лестнице. Во многих профессиях невозможно состояться без диплома (юрист, врач, политик, банкир, экономист).