Для чего ставят памятники в городах
Для чего ставят памятники в городах
Вы никогда не задумывались, почему уже много веков появляются все новые и новые памятники, причем и умершим, и живым?
Наша память очень коротка, а жизнь идет своим чередом, постоянно возникают новые герои, случаются новые события, как хорошие, так и плохие… И именно памятники не дают забыть о самых важных вехах в истории.
Крайне редко в современных условиях памятники или мемориалы возникают на бюджетные средства, чаще всего финансирование их идет методом сбора народных денег, на средства меценатов, или благотворительных фондов. Одним из таких фондов в Оренбурге является «Регионразвитие», одним из направлений которого, как раз и яв-ляется увековечивание памяти людей и событий.
По инициативе и за счет средств Фонда в центре города в 2012 году построен мемориал основателю Оренбурга и первому губернатору Оренбургской губернии Ивану Неплюеву, колоннада которого открывает прекрасный вид и перспективы на уникальный архитектурно-исторический комплекс «Гостиный двор» и здание первой оренбургской таможни. Памятник, стоявший на этом месте до 2012 года практически заброшенным, был отреставрирован и поднят на пьедестал.
Кстати, у представителей Фонда есть и планы реконструкции сквера за колоннадой, здесь будет построен каскад фонтанов, ведущий в памятнику императрице Елизавете Петровне, а в руках она должна держать тот самый Именной указ об учреждении Оренбургской губернии. А ведь действительно, память российской императрицы, благодаря которой и родилась Степная Пальмира, сейчас в городе практически никак не увековечена, за исключением, пожалуй, Елизаветинских ворота на Набережной Урала.
31 августа 2013 года также при финансовой поддержке Фонда был открыт мемориал, посвящённый освобождению города Оренбурга от воинского постоя. Находится памятник в районе Пушкинского бульвара, близ Введенской церкви. Это копия когда-то разрушенного обелиска, восстановленная до мелочей по сохранившимся чертежам и фотодокументам.
Справка. До 1821 года жители Оренбурга обязаны были предоставлять свои дома при необходимости под расположение воинских частей. Эго негативно сказывалось на архитектуре города: люди не желали строить большие дома, они в любой момент могли быть изъяты у хозяев для обеспечения военных нужд. В 1821 году императором Александром I был подписан указ, освобождавший Оренбург от воинского постоя. В честь этого события в городе был установлен памятник-обелиск памятника «Освобождение города от воинского постоя». Первый памятник был установлен в 1822 году на Александровской площади (ныне сквер им. Ленина на Советской улице) возле здания Городской думы (ныне Музей изобразительных искусств), позднее стелу перенесли на набережную Урала.
В обновлённым вариант памятника включены три элемента из белого камня, сохранившиеся от первоначальной стелы, но есть и дополнения: три бронзовые доски с изображениями плана Оренбурга, документа о «Привилегии городу Оренбургу императрицы Анны Иоанновны» и указа о заложении города в третий раз. Кстати, этот мемориал стал подарком Фонда городу в честь 270-летия Оренбурга.
По инициативе Фонда в сквере, названном в честь Владыки Леонтия, был открыт и памятник «Оренбуржцам — героям Первой мировой войны». Эта стела, высотой шесть метров, которую венчает мозаичная икона, изображающая Георгия Победоносца, гордо возвышается над сенью парковых деревьев. Мемориал посвящен солдатам, казакам, генералам, офицерам, принимавшим участие в Первой мировой войне.
Совершенно уникальным и удивительным проектом Фонда является строительство храма Казанской иконы Божией Матери в поселке Берды. Этот храм, в будущем семикупольный, станет поистине одним из самых красивых и торжественных в Оренбурге, уже сейчас к нему пристроена колокольня, звоном возвещающая прихожан и жителей поселка о церковных праздниках. Здесь Фонд не ограничился меценатством. В основе росписи храма — академическое письмо и работы Васнецова, над которыми трудились художники из Почаева. Росписью занимался и президент Фонда. Центральная храмовая икона Казанской Божией Матери и «Несение креста» — это его главные работы.
Памятники своим величием дают эмоциональный заряд, внушают уважение к истории страны, помогают сохранять значимое прошлое. Они призваны воспитывать в нас, обычных людях, чувство гордости за предков. Между памятниками и обществом существует невидимая связь, позволяющая не забывать наше прошлое, постоянно возвращаться к истории города и страны.
Источник: «Легенды губернии. Все дело в людях» / ред. коллегия Е.Чернова, А.Жураковская, А. Севостьянов [и др.]. — Оренбург : «АиФ в Оренбурге», 2017, стр. 66-67.
Монументы должны порождать гордость за предков
УТОПЛЕННЫЕ, ВЗОРВАННЫЕ, ЭМИГРИРОВАВШИЕ
Меня с детства коробила песня: «Сами взорвали «Кореец», нами потоплен «Варяг». И сколько у нас памятников «Варягу» и его командиру Рудневу? Десятки! В центре Петербурга памятник эсминцу «Стерегущий» – два матроса топят свой же корабль. Севастополь – памятник затопленным кораблям. Новороссийск – памятник кораблям, затопленным в 1918 году по приказу Ленина и т.д.
Уникальное советское орудие калибром 406 мм: в других странах к нему водили бы экскурсии
Сейчас появляются новые памятники. Например, в Севастополе установили памятную доску в честь моряков, уведших корабли из Севастополя в ноябре 1920 года. Святая правда – увели грамотно: все, что могло ходить, – все 140 кораблей, и почти все удачно распродали в 1921–1922 годах. А с линкоров, крейсеров и эсминцев, которых брать никто не захотел, продали пушки и снаряды, большая часть которых в 1941 году оказалась в руках немцев и финнов.
На мой же взгляд, нашим школьникам надо внушать, что они потомки победителей, а не битых генералов и титулованных мучеников. Вернемся к той же военно-морской истории. Где памятники Алексею Орлову, сжегшему турецкий флот при Чесме? Где памятники князю Потемкину-Таврическому – создателю Новороссии и Черноморского флота?
Критерием создания памятника тому или иному лицу должна быть конкретная польза государству Российскому, а не его политические взгляды и тем более не интимная жизнь.
Почему в Лондоне давно стоят памятники и Карлу I и Оливеру Кромвелю? Второй отрубил голову первому, зато сын короля приказал вынуть из могилы прах Кромвеля и отправить его на виселицу. А памятники-то стоят!
А сколько во Франции и в Италии памятников Наполеону, улиц и площадей, носящих его имя? Десятки, а может, и сотни! Культ Наполеона есть и будет в обеих странах, а вот партия бонапартистов во Франции не набрала ни одного процента избирателей. Здравомыслящие люди во Франции прекрасно понимают, что гром наполеоновских побед – это «бренд» Франции.
У нас правители и деятели культуры не понимают этой разницы и насмерть стоят против возведения памятников Верховному главнокомандующему и главе ГКО. Зато памятники Жукову и другим маршалам – пожалуйста, в любых количествах. Следуя их логике, следует снести все памятники Петру Великому и возвести памятники Меншикову, Шереметеву, Апраксину и прочим. Они-де вопреки Петру выиграли Северную войну. А царь, мол, был «зверь на троне» – тысячами казнил стрельцов, уничтожил десятки тысяч донских и запорожских казаков, на костях «Питербурх» построил и тому подобное.
Стране нужны памятники полководцам и воеводам – победителям типа князя Святослава. «Иду на вы» и «Мертвые сраму не имут» должен знать каждый школьник.
Почему нет памятников нашим славным ушкуйникам? Они громили норвежцев на Студеном море, ходили за Урал, уничтожили десятки татарских городов на Каме и Волге. Сейчас некоторые казанские историки пишут о «геноциде татарского народа», учиненном ушкуйниками. Это, конечно, перебор. Но почему бы в Астрахани не поставить памятник воеводе Прокопу, с полусотней ушкуев с боями прошедшему всю Волгу и взявшему Астрахань? А на дворе был 1375 год, до Куликовской битвы оставалось еще пять лет.
Ах, татары обидятся?! Так пора бы вспомнить, что с 1250 по 1600 год русские и татары гораздо чаще сражались бок о бок, чем друг против друга. Почему бы не поставить на реке Шелонь памятник татарской коннице, поставившей точку в споре между Москвой и Господином Великим Новгородом?
Не грех бы поставить памятник и Степану Разину, но не «вождю восставших крестьян», а победителю персидского шаха. Я сам читал гневные письма Петра I, укорявшего нерадивых командиров в ходе Персидского похода. Мол, сколько у вас войска и каковы результаты? А как Разин с немногими казаками бил полчища персов!
Напрочь забыли у нас походы донцов и запорожцев на Синоп, Трапезунд, Варну и Стамбул. Мало того, запорожских казаков отдали на откуп оранжевым русофобам. А с какой стати? Запорожцы никогда не называли себя украинцами, а только русскими людьми. Говорили они только по-русски, и сейчас в Киеве старательно переводят их грамоты на украинский новояз. Запорожские казаки несколькими волнами с конца XVIII по середину XIX века переселились на Кубань. Риторический вопрос: чьи же они «лыцари» – русские или «незалежные»?
У нас напрочь забыли героя двух русско-турецких войн (1768–1774 и 1787–1791 годов) греческого корсара Ламброса Качониса. Это его воспел Байрон в поэме «Корсар». С Ушаковым на Черном море сражалось только две трети оттоманского флота, а треть безуспешно ловила Качониса в Средиземном море. Екатерина Великая подарила Ламбросу большой участок земли в Крыму. Там он основал поселок, назвав его в честь своего родного города Ливадией. Но сейчас о Качонисе не знают даже ливадийские экскурсоводы. Памятник Качонису будет и памятником тысячам греков, погибшим под русскими знаменами в 1769–1855 годах.
У нас нет памятников рейду каспийских моряков в иранский порт Энзели в мае 1920 года. А ведь они вернули угнанные белыми и англичанами десятки наливных и транспортных судов. Именно эти суда спасли советскую республику от топливного голода – ведь тогда коммуникация Баку–Астрахань была единственным путем доставки нефтепродуктов. А заодно наши военморы турнули англичан с берегов Каспия, выполнив завет Николая I, заявившего, что «никогда британский флаг не будет на Каспийском море».
А сейчас вместо памятника нашим морякам либеральные историки поливают их грязью, называя авантюристами, бандитами, агрессорами и т.д.
Пора бы раз и навсегда решить вопрос: какие герои нужны нашей молодежи? Адмиралы-самотопы или лихие капитаны и атаманы, наводившие ужас на неприятеля? Ну а если кто-то из них вел себя немного некорректно, то давайте обратимся к опыту «просвещенных мореплавателей». Вон, в Англии знаменитый пират Фрэнсис Дрейк и адмирал Горацио Нельсон являются самыми главными национальными героями. А кто из британских школьников знает, как сей Горацио сжег нейтральный город Копенгаген и расстрелял или сжег заживо тысячи пленных неаполитанцев?
Смоленская земля с начала XIV века и до 1919 года десятки раз подвергалась нашествиям поляков и литовцев. Но в Смоленской области нет ни одного памятника сотням тысяч людей, погибшим под польскими саблями. Зато построили пышный мемориал в Катыни и готовятся к постройке мемориала господину Качинскому.
16 сентября 1609 года по 3 июня 1611 года, то есть 21 месяц, город Смоленск вел неравную борьбу со всей Речью Посполитой. Помощи смолянам ждать было неоткуда. В сентябре 1610 года московские бояре во главе с Романовыми и Салтыковыми впустили польские войска в столицу и целовали крест царевичу Владиславу. За всю Русь дрался один город.
И что же произошло 16 сентября 2009 года, в день 400-летия начала Смоленской обороны? Да ровным счетом ничего! Две недели назад я был в Смоленске и расспросил местных экскурсоводов, будет ли отмечаться 3 июня 2011 года – 400-летие падения города? Ответ: ничего не знаем, ни копейки на это не отпущено.
Зато огромные средства идут на подготовку к празднованию 1150-летия Смоленска. Откуда сия дата? Оказывается, в летописном известии о призвании варягов упомянут Смоленск. Но многие серьезные историки считают летописное известие о призвании варягов подделкой. Главное же другое: культурных слоев IX века в ходе многочисленных раскопок в Смоленске не найдено. Они начинаются с 950-х годов. Ряд историков предполагают, что древний Смоленск находился в другом месте, например, в районе Гнёздово.
Как видим, юбилеи обороны Смоленска и основания города не сопоставимы по своей достоверности и по своей исторической значимости, я уж не говорю о «круглости» дат. Так пусть смоляне празднуют свой внутригородской праздник, а 400-летие обороны Смоленска должно быть юбилеем общегосударственным. Пусть кто-нибудь скажет, что 21-месячная оборона города не была образцом мужества и героизма!
Крондштадский форт «Александр I» – куда больших размеров, чем знаменитый форт «Байярд», но при этом несравненно менее известный
Сейчас, в век Интернета, наряду с ко всему безразличными дебилами у нас хватает и умных школьников. И маленькая ложь – подделки на монументах – наносит огромный вред патриотическому воспитанию молодежи. Особенно когда экскурсоводы рассказывают, что именно этот танк Т-34/85… освобождал город Дмитров, Киев или Смоленск.
Серьезнейшей проблемой сейчас стали нерушимые памятники советской эпохи – бетонные береговые батареи, подземные командные пункты, шахты для межконтинентальных баллистических ракет и т.д. Замечу, что на постройку одной 305-миллиметровой двубашенной батареи уходило больше бетона, чем на весь комплекс Днепрогэса. Расстояние между башнями составляло свыше 50 м. Башни располагались на огромном бетонном основании – 130 м по фронту и 70 м в сторону моря. Там на глубине от 6 до 10 м, под трехметровым бетонным перекрытием, был целый город с дизель-генераторами, системами очистки воздуха, душевыми, санузлами, лазаретом, а в советское время и с «ленинской комнатой» (на самом деле это не комната, а огромный зал). Снаряды и полузаряды подвозились из погребов к орудиям по узкоколейной железной дороге. Подъем их и досылка в канал орудия осуществлялись полностью автоматически.
Таких батарей у нас осталось четыре. Две из них в полуразрушенном состоянии на мысе Херсонес под Севастополем и в форту Красная Горка на южном берегу Финского залива. Первую разрушили немцы в 1942-м, а вторую – свои по приказу Никиты Хрущева в начале 1960-х годов. Зато еще две батареи – № 30 в Любимовке под Севастополем и «Ворошиловская» на острове Русском под Владивостоком – почти в идеальной сохранности – хоть сейчас могут открыть огонь. Батарея № 30 по соглашению с Украиной будет нам принадлежать еще четыре десятка лет.
Сейчас полным ходом идет продажа частным лицам свыше 20 фортов Кронштадта, которые строились со времен Петра Великого. Форты имеют огромную историческую ценность и представляют собой уникальные памятники архитектуры.
Десятки бетонных береговых батарей разбросаны по побережью Кольского полуострова и в горле Белого моря. Десятки таких же батарей находятся на Дальнем Востоке от границы с Кореей до Чукотского полуострова. Они брошены военными. Мародеры частично сняли металлические конструкции, а частично они остались в полной сохранности из-за своей малой доступности.
ПОНЕВОЛЕ ВСПОМНИШЬ ЗАГРАНИЦУ
А что происходит с аналогичными объектами в Европе и Америке? Там береговые батареи и форты всех времен тщательно сохраняются и стали музеями под открытым небом. И, что любопытно, содержание береговых батарей не только не ложится тяжким бременем на бюджет государства, а наоборот, пушки и бетон приносят хороший доход туристическому бизнесу.
Обратим внимание, во многих странах сохраняются не только национальных реликвии, но и береговые батареи бывшего врага. Вроде бы у норвежцев должны были остаться тягостные воспоминания обо всем, что связано с германской оккупацией 1940–1945 годов. Но тем не менее норвежцы обратили в музеи самые большие германские береговые батареи и опять же получают с них немалый доход.
А вот жители британского острова Гернси в проливе Ла-Манш в 1947 году на общем собрании решили снести 305-миллиметровую германскую батарею «Мирус». Кстати, пушки на ней были с нашего линкора «Александр III». Пушки отправили на металл, кое-что из бетонных сооружений удалось снести, а большинство так и осталось. И теперь эти развалины показывают туристам, а местные жители проклинают своих отцов за скудоумие.
Уроком нам служат финны, устроившие в русской крепости Свеаборг музей. Там сохранились в неприкосновенности русские форты и десятки пушек калибра 280, 229 и 152 мм.
Возникает естественный вопрос: почему же эти уже существующие исторические памятники не сделать туристическими центрами и не получать с них валюту, не говоря о патриотическом воспитании молодежи? Ответ очевиден. Проблема в том, кто и когда будет оную валюту получать. Одно дело, когда валюта будет идти государству, понемногу, зато в течение многих десятилетий, а другое – когда она пойдет местным чиновникам сразу и немедленно. Вот продадут исторические памятники под коттеджи и усадьбы «новых дворян» и получат зелененькие и розовенькие на блюдечке с голубой каемочкой.
В принципе автор не против продажи второстепенных исторических объектов частным лицам. Но делать это надо так, как это делается в Западной Европе в течение многих десятилетий. То есть внешний вид должен идеально сохраняться, должен быть обеспечен регулярный доступ всех желающих экскурсантов за умеренную плату. Так, орудийные казематы и башни должны оставаться в неприкосновенности, и если ремонтироваться, то только оригинальными материалами. Ну а, скажем, в казармах, на складах и в иных подсобных помещениях фортов можно устраивать и рестораны.
Особое беспокойство вызывает самый крупный артиллерийский полигон России – «Ржевка» под Петербургом. Там сохранились в целости и исправности пушки-монстры калибра 406 и 356 миллиметров, а также десятки сухопутных и морских орудий, изготовленных с середины XIX по конец ХХ века. Полигон уцелел лишь потому, что чиновники Петербурга и Ленинградской области не могли поделить его между собой. Но, судя по всему, пушки и другие уникальные сооружения полигона пойдут на лом со дня на день.
Чем закончить статью? Не знаю! То, что хочется сказать о наших военных и гражданских чиновниках, — цензура не пропустит. Остается только развести руками…
Новое в блогах
Памятникам — быть?
Зачем нужны памятники? Кому нужны памятники?
Умер человек, похоронили, поставили памятник. Ходят на могилку два раза в год. Если бы не было памятника, не ходили бы? Или чтобы перед людьми было не стыдно? Все поставили — и мы поставим. Традиция такая. Часто, соблюдая традиции, мы забываем основы, эти традиции сотворившие.
Был человек — и нет человека. Человек живет, пока живет о нем память. Увеличивает ли камень срок памяти о человеке, который под камнем покоится? Да и если кто-то никогда не видел человека, что он может о нем помнить? А тому, кто помнит умершего, нужен ли для этого камень?
На старых кладбищах мало ли заброшенных могил? Но прежде чем упрекнуть их потомков, не лучше ли спросить себя, на какие могилы хожу я? Конечно же, для себя у нас найдутся оправдания.
А зачем ставят памятники на центральных площадях городов? С какой целью?
Одно дело, когда ставят памятник событию. Например, крупным победам, основанию городов, государств, восстаниям и так далее.
Памятник Неизвестному Солдату — это памятник не человеку, а Победе, которая не мыслима без человека, без людей, памятник соотечественникам, погибшим в войне. Один памятник на многих. Это памятник о событии, также заставляющий задуматься о смысле жизни. Памятник тем, кто отдал свои жизни за Родину или по приказу Родины, что в принципе одно и то же.
Но вот зачем ставят памятники человеку, иногда в городах, где эти люди не бывали?
Чтобы продолжить эту тему, я немного отвлекусь и вспомню о памятниках животным. Всем известен памятник собакам: Хатико в Японии и сенбернару Барри во Франции. Собаки эти вполне могли совершать собачьи «грешки», но памятник им поставили не за это. А за преданность и за спасение людей. Хатико — это символом преданности. Барри — это символ спасения людей и благодарности за спасение.
Так и памятник человеку — это СИМВОЛ чему-то хорошему, чем обладал человек или совершил этот человек. Наличие памятника не говорит о том, что человек был безгрешен.
Конечно, в память о событиях можно ставить памятник не л юдям, а событиям. Например, триумфальные арки. Но часто ставят памятники людям, без которых эти события немыслимы. Например, Памятник Минину и Пожарскому, хотя кто-то может сегодня считать их подвиг уголовно-наказуемым деянием. Так что же? Сносить этот памятник? Какой пример подают? Но поставили ведь памятник в знак благодарности за победу. Хотя в той победе была ведь не только их заслуга. Об этом чуть позже.
Маршал Советского Союза Жуков, признаваемый многими как символ великой Победы. А для кого-то он именно тот, кто жестоко подавил Венгерское восстание 1956 года, прогнал сотни солдат через воронку от ядерного взрыва, арестовал Берию, чтобы прийти к власти, и так далее. Но разве у великой Победы в Великой Отечественной войне с многомиллионными жертвами может быть один символ? Раньше таким символом был Сталин. Низвергли Сталина, потому что решили, что он много плохого сделал, сделали символ из другого, который. плохого сделал тоже более чем достаточно. Но почему бы не поставить памятник-композицию Верховной Ставке и всем командующим фронтами? Памятник не человеку, а людям, внесшим огромный вклад в общую победу. Ведь когда ставят памятник русскому солдату, это памятник каждому солдату за то, что он сражался за Родину, а не за грехи человеческие.
Можно было бы поставить и памятник солдату штрафбата, бывшему уголовнику. И не за то, что он преступление совершил, а за то, что когда в опасности была Родина, он пошел за нее воевать.
Любой памятник на площади — это символ. Любой человек не без греха, но человек тоже может быть символом, и памятник человеку должен символизировать, почему его считали (и считают) героем.
Проблема лишь в том, что о великих делах человека знают современники (иногда и потомки в течение многих лет), поэтому могут и не написать, но об этом к сожалению забывают потомки иногда через годы, иногда через столетия, которые видят в памятнике не символ, а памятник грешному человеку. Не сотвори себе кумира!
Одно дело, когда человек сам ставит себе статуи, думая, что таким образом увековечит себя любимого. Не работает. Другое дело, когда ему ставят памятник благодарные современники и потомки.
Снося такие памятники, мы оскорбляем своих предков, по ставивших эти памятники!
Памятник любому полководцу — это памятник военной мудрости, смелости, мужеству.
Памятник любому писателю и поэту, художнику, артисту — это памятник таланту, работе над развитием таланта, благодарность за вклад в искусство. Меняются времена — меняются вкусы, меняются темы, волнующие умы. Но это не повод сносить памятники.
Борьба с памятниками — это борьба с истори ей.
Ведь почему ставили памятники Ленину? Многие ли из тех, кто принимает активное участие в «ленинопаде» ответят на этот вопрос? Ленин и те, кто пришел к власти с ним, выступали за бесплатн ое образование и бесплатную медицину, за достойную жизнь рабочих и крестьян, за равные права и обязанности всех граждан и многое другое. Неужели памятники Ленину разрушают за это?
Глядя на памятник Сталину, одни вспомнят о сталинских репрессиях, а другие — о выигранной войне, о советском экономическом чуде, о прорыве в науке и производстве.
Назовите хоть одного человека, который достоин, чтобы в его честь возвели памятник, и. которого при этом не в чем будет упрекнуть.
Другое дело, что даже тех людей, кому поставлены памятники, необходимо воспринимать как людей, а не божества.
У становление памятника — это ИДЕЯ, ПОСЛАНИЕ современников потомкам на основании прошлого.
Возьмем к примеру памятник адмиралу Колчаку в Иркутске. «Автор памятника – народный художник России Вячеслав Клыков. Медная фигура адмирала высотой в 4,5 метра установлена на высоком постаменте. На нем изображены барельефы двух солдат-братьев в форме Красной и Белой армии, опустившие штыки своих винтовок. По словам Клыкова, «памятник выражает идею прекращения братоубийственной гражданской войны и примирение искусственно расколотого общества». (Источник: http://www.calend.ru/event/4689/ © Calend.ru)
Памятники — это история. К истории, к любым ее моментам необходимо относиться трепетно, знать своих героев разных времен, даже если в чем-то они антигерои, не пр е давать забвению, а помнить их, их поражения и их победы, чтобы повторить их триумф и не повторять их ошибок.
О времени можно судить по его героям.
Вот столь ненавистный современный запад, на котором сохранились памятники Муссолини, многим святым, полководцам, сражавшимся друг против друга, королям и тем, кто против них боролся, могут поставить памятник животному (памятник Барри в Париже), людям, стоявшим в очередях (Вашингтон), сантехнику, выглядывающему из канализационного люка (Братислава), и даже памятник пальцу (в Париже). Эти скульптуры, возможно, и не несут огромного смысла, но все же поднимут настроение, заставят улыбнуться и сделать что-то хорошее. Уменьшение идеологизированности (если можно так выразиться) приводит к уменьшению ненависти в обществе, к стремлению к нормальному человеческому счастью. При этом все же не нужно забывать и своих героев.
Кому хотят поставить памятники в России? Последние три широко обсуждаемые: памятник князю киевскому Владимиру Крестителю, Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому (восстановление) и. Жанне Фриске. Вы знаете, я лично не против, но что можно сказать о времени и об обществе, у которых такие противоречивые герои? Или с героями не определились или у разных групп общества свои герои.
Почему о киевском князе вспомнили в худший период отношений между Киевом и Москвой за последние пару столетий?
Одни ставят памятник Сталину, другие его тут же оскверняют. Поставят памятник Дзержинскому, найдется какой-то идейный его противник с бутылкой краски. Хотя речь идет о восстановлении, но вандалу с краской это все равно. «Герои» любят воевать с теми, кто не может себя защитить.
Памятник стопроцентно можно и нужно ставить на могиле человека.
Можно ставить в местах, где он работал, если этого хотят сотрудники.
А вот памятники на площадях крупных городов я бы предложил ставит ь через пять-десять лет (как минимум) после смерти. П ров ести референдум и н а памятнике обязат ельно на писать, чем хорош был этот человек, чтобы потомкам было крайне сложно этот памятник с нести и отменить общее решение своих предков.
Скромные мемориальные доски в местах рождения, жизни и смерти известных людей при собрании определенного количества подписей (в зависимости от региона) размещать можно и нужно.
Памятники не должны быть поводом для раздора.
Памятники — это фрагменты истории, а историю забывать, рушить, или менять негоже!