Для чего создается приемочная комиссия

Энциклопедия решений. Приемочная комиссия (комиссия по приемке исполнения по контракту) по Закону N 44-ФЗ

Приемочная комиссия (комиссия по приемке исполнения по контракту) по Закону N 44-ФЗ

Согласно ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из 5 человек. Обратим внимание, что формирование приемочной комиссии является именно правом, а не обязанностью заказчика.

Из ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ следует, что в случае создания приемочной комиссии документ о приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком. Представляется, что в случае, если некоторые или все члены комиссии не согласны подписать акт о приемке товаров (работ, услуг), они должны составить документ с изложением причин своего отказа от подписания указанного акта. Такой документ может послужить основой для мотивированного отказа от приемки товаров (работ, услуг), направляемого заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), согласно той же норме.

Таким образом, приемочная комиссия вправе осуществлять и экспертизу предлагаемых к приемке товаров, работ, услуг, если такая экспертиза осуществляется силами самого заказчика (см. также п. 1 письма Минфина России от 14.07.2015 N 02-04-08/40340).

При этом закон не устанавливает никаких требований к лицам, включаемым в приемочную комиссию. С учетом сказанного выше представляется очевидным, что формировать приемочную комиссию целесообразно из лиц, имеющих специальные познания в области приобретаемых товаров, работ, услуг, хотя это не является обязательным в силу закона. Равным образом закон не устанавливает никаких ограничений на совмещение приемочной комиссией или отдельными ее членами иных функций в рамках закупочной деятельности заказчика. Соответственно, ее членами могут быть контрактный управляющий, работники контрактной службы, члены комиссий по осуществлению закупок. Более того, поскольку законом не установлено соответствующего ограничения, членами приемочной комиссии могут быть и лица, не относящиеся к работникам заказчика, но обладающие соответствующими познаниями или заинтересованные в надлежащей приемке и экспертизе результатов исполнения контракта. В частности, при централизации закупок в состав приемочной комиссии уполномоченного органа, уполномоченного учреждения могут включаться представители заказчиков, для нужд которых осуществляется закупка (см. также письмо Минэкономразвития России от 27.06.2014 N Д28и-1258).

Источник

Приёмочная комиссия заказчика по 44-ФЗ

Из нашей статьи вы узнаете:

После победы на электронных торгах поставщик выполняет обязательства, выполняя условия госконтракта. Заказчик вправе создать комиссию для приёмки выполненных работ, услуг или товаров. Данный комплекс мер регулирует ст. 94 44-ФЗ.

Какие функции и обязанности выполняет приёмочная комиссия по 44-ФЗ

Целью приёмочной комиссии является проверка выполненных работ или поставленных товаров на предмет соответствия установленным требованиям. Обоснованный отказ от приёма работ влияет на отстаивание интересов в спорах с поставщиком.

Права и обязанности приёмочной комиссии по 44-ФЗ следующие:

Как создать комиссию по 44-ФЗ

Решение о необходимости комиссии принимает заказчик. Порядок создания регулирует часть 6 ст. 94 44-ФЗ. Обязанности заказчика и участников прописывают в специальном приказе.

Документ содержит в себе:

Кто входит в состав комиссии по 44-ФЗ

Ч. 6 ст. 39 ФЗ-44 регламентирует минимальное количество участников приёмочной комиссии от пяти и более человек.

В состав входят незаинтересованные в результатах приёмки граждане. Имеющие профессиональную подготовку в той области, в которой происходит заявленная процедура.

Члены комиссии должны иметь соответствующие требования и навыки:

Председатель комиссии руководит заседаниями и несёт ответственность за оформление актов приёма-передачи.

К комиссии не допускаются лица, которые:

Если указанные лица были выявлены в составе комиссии, или её член не может исполнить свои обязанности, то происходит незамедлительное исключение или замена. Провести замену имеет право только заказчик закупки.

Регламент работы приёмочной комиссии по 44-ФЗ

Помимо приказа о создании приёмочной комиссии, заказчик определяет правила её работы. Создаётся специальный документ — регламент, где указывают срок работы, место проведения заседаний и порядок рассмотрения заявок.

В нём прописывают такие пункты, как:

Каждое заседание приёмочной комиссии сопровождается письменным протоколом.

Перед оценкой проделанных работ необходимо определить:

Как проходит экспертиза приёмки товара по 44-ФЗ

Для проверки предоставленных результатов услуг или товаров, заказчик проводит экспертизу. Её целью является установление соответствия нормативной документации, качества, требований технического регламента и ГОСТ.

Приёмочная комиссия проводит экспертизу самостоятельно или заключает контракт со сторонними специалистами. В контракте прописывают:

Экспертиза по 44-ФЗ проводится в присутствии контрактного управляющего или ответственного лица. Таможенная или карантинная служба присутствует при проведении экспертизы определённых видов товаров или услуг, если того требует законодательство РФ.

Способ проведения определяется заказчиком. Результат выполненных обязательств проверяют тремя способами:

Комиссия или нанятые эксперты используют представленные подрядчиком накладные, счета-фактуры, сертификаты, акты и другие документы, связанные с исполнением госконтракта. При необходимости могут затребовать дополнительную документацию и разъяснения от подрядчика или его представителей.

Экспертиза проводится с помощью специальных средств измерений, подлежащих государст¬венному метрологическому контролю. Они должны быть откалиброваны любой метро¬логической службой или иной уполномоченной организацией.

Для подтверждения исследования на объект экспертизы наносят оттиск личного штампа эксперта. Данную операцию не проводят, если это приводит к потере товарного вида или к невозможности в дальнейшей эксплуатации товара или услуги. Члены комиссии составляют экспертное заключение, в котором указывают перечень поставляемых товаров или услуг и претензии, если таковые были выявлены. Если члены комиссии не приходят к единому мнению при заключении экспертизы, они составляют протокол разногласий. Заказчику предоставляется срок на исправления выявленных нарушений.

На основе полученных экспертных заключений и предложений комиссия выносит объективное решение относительно проделанной работы.

Составление акта экспертизы по 44-ФЗ

Результаты экспертных исследований вносят в отдельный акт экспертизы. Он содержит в себе описание фактов, установленных в ходе проверки. В нём не допускаются исправления и помарки.

Акт экспертизы состоит из трёх частей: вводная, исследовательская и вывод.

Вводная

Эта часть содержит в себе:

Исследовательская

В этой части содержится:

Вывод

    недвусмысленные ответы, исключающие двоякое толкование, которые не требуют дополнительных пояснений; при необходимости, причины, по которым невозможно дать ответ в поставленной задаче; выводы, установленные в процессе экспертного исследования.

Акт экспертизы подписывают специалисты, проводившие исследования. Его прилагают к протоколу приёмочной комиссии или включают результат экспертной проверки в акт приёмки выполненных работ.

Составление акта о результатах работы комиссии по 44-ФЗ

По результатам общей оценки составляется и подписывается членами приёмочной комиссии специальный акт. Форму и состав документа заказчик определяет самостоятельно. В нём указывают:

    номер госконтракта; наименование объектов приёмки; соответствие результатов работ или товаров, заявленным требованиям; стоимость выполненных работ; заключение экспертной комиссии; подписи участников приёмочной комиссии.

Его составляют в сроки, указанные в контракте. Поставщик получает образец акта с решением, подписанный заказчиком. Документация без подписи отправляется в случае, когда комиссия не приняла работы или услуги. В таком акте указывают причины отказа. После подписанного акта, ответственность за принятые товары или услуги переходят к заказчику.

Заключение

Приёмка результатов выполненных работ по 44-ФЗ является важным этапом участия в государственном контракте. В процедуре выявляют наличие или отсутствие претензий. Создание специальной комиссии и проведение экспертиз улучшает качество приёмки товаров или услуг. Обязанности коллегиального органа регламентируется внутренним приказом. Результатом работы приёмочной комиссии является составление акта выполненных работ в свободной форме.

Подготовка и успешный финал в госзакупках по 44-ФЗ требует специальных знаний и подготовки. «Астрал.Тендер» предлагает целый комплекс услуг для участия в закупках. Специалисты компании проведут обучение руководителей и сотрудников для самостоятельной работы или пройдут регистрацию и примут участие в электронных торгах за клиента.

Источник

Создание приемочной комиссии 44-ФЗ

Антикризисное предложение до 07 декабря

Для чего создается приемочная комиссия. Смотреть фото Для чего создается приемочная комиссия. Смотреть картинку Для чего создается приемочная комиссия. Картинка про Для чего создается приемочная комиссия. Фото Для чего создается приемочная комиссия

Создание приемочной комиссии 44-ФЗ: состав, экспертиза приемки товара

Для чего создается приемочная комиссия. Смотреть фото Для чего создается приемочная комиссия. Смотреть картинку Для чего создается приемочная комиссия. Картинка про Для чего создается приемочная комиссия. Фото Для чего создается приемочная комиссия

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

Согласно действующему законодательству о государственных закупках, в обязанности заказчика входит обязательная приемка выполненных по контракту работ, предоставленных услуг или отгруженных товаров. Для этого заказчику необходимо создание приемочной комиссии 44-ФЗ. В ее состав должно входить не менее пяти человек.

Комиссия занимается организацией работы по рассмотрению и принятию заявок, проводит экспертизу полученных результатов. Ее работа регламентируется Федеральным законом № 44. Какие функции выполняет приемочная комиссия? Как она создается? Ответы на данные вопросы подробно рассмотрены в данной статье.

Функции и обязанности приемочной комиссии

Для чего создается приемочная комиссия. Смотреть фото Для чего создается приемочная комиссия. Смотреть картинку Для чего создается приемочная комиссия. Картинка про Для чего создается приемочная комиссия. Фото Для чего создается приемочная комиссия

Приемка товаров и работ представляет собой особенно важный этап, когда результат деятельности исполнителя не отвечает прописанным в договоре условиям. В этом случае грамотная формулировка отказа от приемки позволит заказчику защитить собственные интересы.

Создание приемочной комиссии по 44-ФЗ необходимо, чтобы провести приемку предоставленных услуг либо товаров. Если говорить более подробно, у данного комитета существует несколько основных обязанностей. В первую очередь, это приемка работ при участии управляющего либо контрактной службы.

После создания приемочная комиссия проводит экспертизу либо опирается на данные экспертной оценки. Данный комитет имеет право на организацию экспертиз, получение экспертных заключений, предложений.

Собрав все сведения, удается понять, насколько продукция соответствует описанию, указанному в контракте. Отметим, что очень важно, чтобы заключение специалистов было прозрачным, объективным.

Члены приемочной комиссии имеют право потребовать от исполнителя предоставить им дополнительные документы, данные о продукции, пригласить его представителей.

Создание приемочной комиссии по 44-ФЗ

Для чего создается приемочная комиссия. Смотреть фото Для чего создается приемочная комиссия. Смотреть картинку Для чего создается приемочная комиссия. Картинка про Для чего создается приемочная комиссия. Фото Для чего создается приемочная комиссия

Решение о создании приемочной комиссии принимает сам заказчик в рамках 44-ФЗ. Чтобы сформировать такую группу, необходим соответствующий приказ. В нем:

Однако для создания приемочной комиссии по 44-ФЗ мало издать приказ, также заказчику необходимо установить ключевые правила ее действия. Для этого требуется создание положения, устанавливающего принципы работы приемочной комиссии. В нем фиксируются сроки функционирования, место собраний, принцип рассмотрения заявок, права, сферы ответственности участников группы, в том числе за результаты приемки.

Состав приемочной комиссии

Основное правило, о котором нужно помнить при создании приемочной комиссии, состоит в том, что в нее включаются пять или более человек, в число которых также входит председатель. Последний руководит деятельностью группы, проводит встречи, занимается оформлением актов приема-передачи.

При создании приемочной комиссии, в соответствии со статьей 39 ФЗ-44, в нее включаются люди, обладающие знаниями о конкретных товарах, услугах либо имеющие необходимую подготовку в конкретной области.

Во время создания данной группы ее участники должны соответствовать установленным заказчиком параметрам по уровню образования, стажу работы в интересующей заказчика сфере, опыту экспертной деятельности, знанию законов, пр. Отметим, что ФЗ-44 не устанавливает конкретный список требований.

В процессе создания такой рабочей группы нужно понимать, что в идеале численность специалистов, имеющих профессиональные знания в интересующей предприятие сфере, должна составлять 50 % от общего числа членов.

При создании приемочной группы неважно, где работают ее участники, главное, чтобы они не были сотрудниками организации, заинтересованной в итогах приемки. К подобной деятельности не допускаются лица, организующие, проводящие госзакупки, способные воздействовать на итоги работы, отвечающие за контроль в сфере госзаказов – весь список критериев можно уточнить в ч. 6 ст. 39 ФЗ-44.

Экспертиза приемки товара по 44-ФЗ

Пока не был принят ФЗ-44, экспертиза считалась обязательной для всех контрактов. Теперь к помощи экспертов прибегают лишь при закупке у одного поставщика. Однако и здесь закон устанавливает некоторые исключения, такие как закупка услуг экспертных организаций, подготовка проектной документации объектов капитального строительства.

Приемочная комиссия имеет право сама осуществить экспертную оценку либо пригласить для этого специалистов в конкретной области. Привлечение сторонних специалистов должно сопровождаться созданием договора с отвечающей за них компанией. В этом документе прописываются функции, полномочия эксперта, его права, ответственность за итоги деятельности, сроки оказания услуг, утвержденные формы документов. К последним могут относиться рекламации, акты, пр.

Во время подобного анализа проверяется соответствие предоставленных товаров/услуг требованиям договора между заказчиком и исполнителем по объему, качеству, а также выполнение норм технического регламента, ГОСТов и ТУ.

Проверка бывает сплошной или выборочной. В первом случае речь идет об анализе всего объема поставленной продукции, тогда как во втором рассматривается некоторая его доля, после чего выводы относятся ко всей партии товаров или всему списку услуг.

Перед тем как приступить к экспертизе, у исполнителя необходимо запросить документы: накладные, счета, сертификаты, акты, пр. Существуют категории товаров, услуг, оценка которых возможна лишь во время их использования. К ним, например, относятся топливо, продукты питания, услуги по ремонту оборудования, пр. Тогда анализ проводится на основе оценки потребителей продукции.

Иногда экспертиза позволяет выявить разногласия, что приводит к созданию протокола разногласий, после чего подрядчику дается время, чтобы устранить выявленные недочеты.

Заказчик сам выбирает метод, который будет использоваться для анализа. Сторонние эксперты приступают к работе лишь после подписания с ними договора, как этого требует ФЗ-44. Экспертная оценка оформляется на бумаге, и все полученные результаты обязательно учитываются приемочной комиссией. Если последняя решает своими силами осуществить экспертизу продукции/услуг, за этим следует создание отдельной экспертной группы. Она также может включать в себя пять и более человек. После завершения анализа приступают к созданию документа с перечнем продукции/услуг и претензиями к их свойствам.

Статья 41 ФЗ-44 устанавливает, что в экспертизе не могут участвовать сотрудники заказчика и исполнителя (в том числе уже сменившие место работы), родственники, управляющие по контракту.

Для представления данных внутренней экспертизы может быть создан отдельный документ, также информация может быть внесена в акт приема-передачи.

Акт о приемке товара, работ или услуг

Для чего создается приемочная комиссия. Смотреть фото Для чего создается приемочная комиссия. Смотреть картинку Для чего создается приемочная комиссия. Картинка про Для чего создается приемочная комиссия. Фото Для чего создается приемочная комиссия

После завершения всех описанных выше действий приемочная комиссия переходит к созданию акта о приемке либо документа иного формата. Однако практика показывает, что чаще всего приступают к созданию именно передаточных актов. Чтобы данный документ мог быть утвержден заказчиком, в нем должны быть подписи всех лиц, входящих в приемочную комиссию.

На создание акта дается срок, указанный в контракте – допустим, три дня с момента получения заказчиком продукции. За этот период оказывающей услуги стороне должны передать ее экземпляр акта с подписями либо отказ от его подписания, причем в нем должны быть указаны причины такого решения.

Содержание акта выполненных работ не регламентируется законом, поэтому заказчик имеет право сам определять его, а также форму. В любом случае в акте приемки должны быть следующие сведения:

Достаточно часто приходится сталкиваться с формой акта КС-14 – создание данного документа производится по итогам строительных работ перед вводом объекта в эксплуатацию.

После создания приемочной комиссии, подписания акта выполненных работ потребитель услуг обязан выплатить всю сумму, фиксированную в договоре. Результат строительства может быть принят только после проведения обследований, разного рода испытаний, рассмотрения бумаг, полученных от исполнителя, проверки соответствия объекта проекту, установленным стандартам.

Если заказчик не согласен принять полученные результаты, он должен создать, после чего направить исполнителю документ со списком минусов. Форма такого документа не устанавливается законом. При этом оценивается количество, комплектность, качество работ, несоответствие условиям договора. К документу прикладывается заключение экспертов, приемочной комиссии с подписями участников.

Кроме того, при создании данной бумаги заказчик имеет право потребовать поставки товара необходимого качества или устранения допущенных в процессе работы недостатков в сроки, предусмотренные договором. Если исполнитель не исправит ситуацию, заказчик может в одностороннем порядке расторгнуть контракт. Однако отметим, что такую возможность необходимо заранее предусмотреть в тексте договора.

Данное одностороннее решение необходимо опубликовать в ЕИС, на это дается три дня. Помимо этого, исполнитель должен получить от заказчика соответствующее уведомление заказным письмом, по e-mail, другими способами.

Через 10 дней после того, как уведомление отправлено адресату, договор признается недействительным. Но если за этот срок все будет исправлено, заказчик обязан отказаться от разрыва контракта.

Нужно понимать, что некорректное проведение приемки должностными лицами влечет за собой ответственность в соответствии с частями 8, 9, 10 статьи 7.32 КоАП. Например, если должностное лицо не представит документы о проведенной приемке, не направит обоснованный отказ от согласования такого рода бумаг, ему грозит административный штраф 20 тысяч рублей.

Такое же наказание ждет должностные лица, если не будут соблюдаться требования к осуществлению экспертной оценки.

Если товар не отвечает условиям договора, выявленная проблема не была решена в срок, это может стать причиной несанкционированного перерасхода бюджетных средств. В таком случае должностное лицо ждет штраф в пределах 20–50 тысяч рублей.

Перечисленные статьи КоАП предполагают привлечение к административной ответственности в течение года после инцидента.

Выполнение государственного контракта требует обязательного проведения приемки. Для этих целей допускается создание специальной приемочной комиссии, которая отвечает за организацию приемки работ, экспертизу. Последняя осуществляется, если это действительно необходимо. Во время создания комиссии подготавливается приказ и постановление, где фиксируется список обязанностей данной группы. После приемки необходимо подготовить акт – отметим, что он также оформляется в свободной форме.

Источник

Приемка результатов исполнения контракта

Автор: Шадрина Т., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Статьей 94 Закона № 44-ФЗ установлены особенности исполнения контракта. В частности, этот процесс включает приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, а также проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги. Как спортивному учреждению принять товар, работу или услугу? Обязательно ли создавать приемочную комиссию и как это сделать? В каких случаях нужно привлечь экспертов со стороны, а в каких можно обойтись своими силами?

На основании ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе» для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами; к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с законодательством о закупках.

Частью 6 данной статьи определено, что по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия.

Не всегда заказчики понимают, то ли им создавать приемочную комиссию, то ли проводить экспертизу, а может, делать все это одновременно? Давайте разберемся, как же принимать результат исполнения контракта.

Экспертиза результатов исполнения контракта или его отдельного этапа

В пункте 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ дано определение экспертов и экспертных организаций. К таковым относятся лица (физические или юридические), обладающие специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла, которые осуществляют на основе договора деятельность:

по изучению и оценке предмета экспертизы;

по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Частью 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ установлено, что учреждение физической культуры и спорта обязано привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Исключение составляют случаи:

предусмотренные п. 1 – 9, 14, 15, 17 – 23, 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), 25, 26, 28 – 30, 32, 33, 36, 40 – 42, 44 – 48, 50 – 54 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;

осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;

если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с законодательством.

Как видим, достаточно большая часть закупок у единственного поставщика не требует привлечения сторонних экспертов для проверки результатов исполнения контракта.

Обратите внимание: с 01.07.2018 в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ введено новое основание для закупки у единственного поставщика – п. 25.1 – признание несостоявшимися открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона в соответствии с ч. 1, 2 и 5 ст. 55.1, ч. 1 – 3.1 ст. 71 Закона № 44-ФЗ. Однако в ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ данный пункт не значится в качестве исключения. Поэтому, если спортивное учреждение заключает контракт с единственным поставщиком на основании п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, для проверки результатов его исполнения оно обязано привлечь сторонних экспертов. Аналогичное правило действует при проверке результатов контракта, заключенного в силу п. 25.2 и 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ(признание несостоявшимися запроса котировок и запроса предложений в электронной форме).

Как привлечь сторонних экспертов?

Привлечение эксперта или экспертной организации осуществляется на основании контракта, который заключается по общим правилам, закрепленным в Законе № 44-ФЗ. То есть учреждению нужно определить предмет экспертизы, выбрать способ закупки и провести процедуру определения исполнителя. Минфин в Письме от 27.12.2017 № 24-02-07/87603 указал, что в целях привлечения экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, заказчики проводят соответствующую закупку посредством одного из конкурентных способов либо путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Обратите внимание: информация о закупках услуг экспертов должна быть включена в план-график (ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

При выборе способа определения эксперта, экспертной организации нужно учитывать ограничения, установленные Законом № 44-ФЗ для каждого из способов. Например, в силу ст. 72 Закона № 44-ФЗ запрос котировок может проводиться при одновременном соблюдении следующих условий:

размер начальной (максимальной) цены контракта не превышает 500 тыс. руб.;

годовой объем закупок путем проведения запроса котировок не превышает 10% совокупного годового объема закупок (СГОЗ) (если его размер не превышает 1 млрд руб.) или 100 млн руб. при СГОЗ более 1 млрд руб.

Отметим, что сторонние эксперты должны соответствовать определенным в ст. 41 Закона № 44-ФЗ требованиям. Например, если для экспертизы необходимы проведение исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций производится из числа лиц, соответствующих указанным требованиям.

Экспертиза силами заказчика

В законодательстве не поясняется, каким образом проводится внутренняя экспертиза, а также кто может быть экспертом в таком случае. Полагаем, что проводить внутреннюю экспертизу может любой работник или группа работников заказчика, которые обладают познаниями по предмету закупки. А требования, установленные ст. 41 Закона № 44-ФЗ к экспертам, не распространяются на внутренних экспертов. Об этом говорило и Минэкономразвития в письмах от 18.05.2016 № ОГ-Д28-6773, от 01.12.2016 № ОГ-Д28-14217, а также некоторые суды (см., например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017 № 09АП-14799/2017, АС ВСО от 21.02.2017 № Ф02-7873/2016 по делу № А58-636/2016).

В Письме от 12.07.2016 № Д28и-1778 Минэкономразвития указало, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом. Аналогичное мнение высказал Минфин в Письме от 27.10.2017 № 24-03-07/71512.

Оформление результатов экспертизы

Экспертиза (вне зависимости от того, кем проведена: сторонней организацией или внутренними экспертами) должна быть документально оформлена. На практике результаты внешней экспертизы оформляются заключением. Документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги – например, акт.

Осуществляем приемку

Как вы уже поняли, экспертиза является неотъемлемой частью приемки результатов исполнения контракта или его отдельного этапа.

Приемочная комиссия

Повторим, что по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия. То есть Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика создавать такую комиссию. На это обращало внимание Минэкономразвития еще в 2015 году (Письмо от 22.05.2015 № Д28и-1464). Однако в некоторых случаях ее наличие все же желательно. Например, если объект закупки технически сложен или требует познаний экспертов в различных областях, для надлежащей приемки потребуется коллегиальное решение.

К сведению: мы рекомендуем создавать приемочную комиссию в исключительных случаях, а большинство приемок поручить отдельным работникам. Это связано с тем, что документ о приемке должны подписать все члены комиссии. А обеспечить присутствие всех может быть затруднительно.

Если учреждение приняло решение создать приемочную комиссию, необходимо издать приказ в произвольной форме. Помните, что число членов такой комиссии не может быть менее пяти (ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Для создания приемочной комиссии издается приказ, в котором определяется ее состав. Отметим, что Закон № 44-ФЗ не запрещает включать в состав комиссии контрактного управляющего, сотрудников контрактной службы.

Для обеспечения надлежащей работы комиссии целесообразно разработать соответствующее положение, закрепив в нем порядок работы комиссии и полномочия ее членов. В нем, кстати, можно
утвердить форму решения о приемке или об отказе в приемке товаров (работ, услуг) – акт или заключение.

Если документы о приемке будут подписаны несколькими работниками заказчика, но обязанности по проведению приемки и экспертизы на них не возложены (отсутствуют приказы о возложении таких обязанностей, локальный акт о порядке проведения приемки), это может быть признано нарушением Закона № 44-ФЗ (Постановление АС ЗСО от 19.07.2017 № Ф04-1437/2017 по делу № А45-8564/2016).

Документальное оформление приемки

Частью 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ определено, что приемка результатов исполнения контракта, а также отдельного этапа его исполнения:

осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом;

Обратите внимание: документ о приемке результатов исполнения отдельного этапа контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги готовится контрактным управляющим или работником контрактной службы.

Следовательно, если приемка прошла успешно, заказчик должен составить соответствую-щий документ. Унифицированной формы для такого документа нет, поэтому на практике часто используют акт приема-пе-редачи товаров (работ, услуг).

В акте указывается информация, позволяющая определить соответствие поставленного товара (работы, услуги) требованиям контракта. Например, если его предметом является товар, целесообразно указать:

наименование, ассортимент, характеристики, комплектность поставленного товара;

сведения об отсутствии недостатков товара, препятствующих его приемке;

иную информацию, имеющую значение для установления соответствия товара условиям контракта.

Акт подписывается заказчиком, а в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми ее членами и утверждается заказчиком (Письмо Минфина РФ от 06.02.2018 № 24-03-08/6839).

Если для приемки привлекались сторонние эксперты, при принятии решения о приемке приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам экспертизы предложения. Соответственно, к акту нужно приложить экспертное заключение.

Если же приемка осуществлялась без сторонних экспертов, оформлять документ о проведенной силами заказчика экспертизе и прилагать его к акту не нужно. Об этом говорилМинфин в Письме от 26.10.2017 № 24-03-08/70501.

Обратите внимание: если не составить документ о приемке результатов исполнения контракта или его отдельного этапа, должностное лицо заказчика может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. (ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ).

Отметим особенности приемки объекта капитального строительства. В течение десяти рабочих дней с даты приемки такого объекта и представления подрядчиком документов, необходимых для получения заключения о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, заказчик направляет эти документы в Ростехнадзор и Росприроднадзор (в случаях, указанных в ч. 7 ст. 54 ГрК РФ). Заказчик в течение десяти рабочих дней с даты получения соответствующего заключения (заключений) и представления подрядчиком документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, направляет документы в органы, уполномоченные в соответствии с ГрК РФ на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 8 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ).

Отказ в приемке

В случае поставки товара, оказания услуги, выполнения работы, не соответствующих характеристикам, установленным в контракте, заказчик направляет в адрес поставщика (подрядчика, исполнителя) мотивированный отказ от подписания документа о приемке. Такой документ составляется в письменной форме и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) в сроки, определенные контрактом для составления документов о приемке.

Минфин в Письме от 20.10.2017 № 24-02-08/70126 указал на то, что в соответствии с ч. 8 ст. 94 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе не отказывать в приемке результатов поставленного товара, оказанной услуги, выполненной работы в случае выявления их несоответствия условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Обратите внимание: приемка результата исполнения контракта или его отдельного этапа в случае несоответствия товара, работы или услуги, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ).

Отказ от приемки оформляется в свободной форме. Главное – указать в нем причины, по которым заказчик отказывается принимать товар, работу или услугу.

Если заказчик не принял результаты исполнения контракта и не направил поставщику (подрядчику, исполнителю) мотивированный отказ от приемки, должностным лицам заказчика грозит административная ответственность по ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ.

Отдельные нюансы

Документы о приемке товара – важный инструмент в закупочной деятельности учреждений. От них зависит оплата подрядчику (поставщику, исполнителю), а также они необходимы:

1) для включения сведений в реестр контрактов (п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). Напомним, что правила ведения такого реестра определены ст. 103 Закона № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.

В частности, заказчик в течение пяти рабочих дней с момента приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги должен направить в Федеральное казначейство документ о приемке – в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Если приемка осуществляется частями, сведения нужно подавать после каждого ее этапа. Данный вывод следует из п. 13 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ. Аналогичное мнение высказало Минэкономразвития в Письме от 08.04.2015 № Д28и-865;

2) для составления отчета об исполнении контракта, его отдельного этапа. Здесь стоит обратиться к Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Согласно порядку подготовки и размещения отчета, утвержденному данным постановлением, если учреждение оплатило поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (обязательства по контракту) и подписало документ о приемке (утвердило подписанный приемочной комиссией документ), оно должно составить отчет об исполнении контракта.

Отчет составляется также о результатах отдельного этапа контракта, если его цена превышает 1 млрд руб. или если предметом контракта является выполнение работ (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):

по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;

по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Минфин в Письме от 18.05.2018 № 24-03-07/34121 отметил: если обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила до 01.07.2018, отчет размещается в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, установленными до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ.

Обратите внимание: подготовка отчета осуществляется уполномоченными работниками контрактной службы или контрактным управляющим заказчика.

Если контракт заключен до 01.07.2018, а обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила после этой даты, такой отчет размещается с учетом вступивших в силу изменений.

Отчет составляется в форме электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС в течение семи рабочих дней с момента оплаты заказчиком обязательств и подписания им документа о приемке.

Отметим, что оплата заказчиком товара (работ, услуг) и подписание документа о приемке зачастую не совпадают во времени (например, когда в соответствии с условиями контракта оплата производится в определенный срок после приемки). В таких случаях отчет следует размещать в течение семи рабочих дней со дня совершения последнего из указанных действий. Данный вывод следует из Письма Минэкономразвития РФ от 29.07.2015 № Д28и-2214.

Приемка результатов исполнения контракта или его отдельного этапа – важное звено в процедуре исполнения контракта. Контрактному управляющему или сотрудникам контрактной службы стоит учитывать ряд особенностей при приемке. Во-первых, в некоторых случаях необходимо привлекать сторонних экспертов. Во-вторых, документ о приемке составляется и подписывается заказчиком или членами приемочной комиссии, только если приемка прошла положительно. Если при приемке выявлены недостатки товара, работы или услуги, нужно составить в письменной форме мотивированный отказ от приемки. В-третьих, сведения о приемке направляются заказчиком в реестр контрактов, а также включаются в отчет об исполнении контракта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *